Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением
администрации
Костромской области
от 2 мая 2023 г. N 173-а
Программа
по ликвидации до 2030 года накопившейся задолженности по обеспечению жилыми помещениями граждан, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Костромской области на 1 января 2023 года
Паспорт Программы
1. Наименование Программы |
Программа по ликвидации до 2030 года накопившейся задолженности по обеспечению жилыми помещениями граждан, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Костромской области на 1 января 2023 года (далее соответственно - Программа; дети-сироты, лица из их числа) |
2. Основания разработки Программы |
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года N 397 "О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства"; протокол совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 17 декабря 2019 года N ДМ-П8-87пр; Закон Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области"; Закон Костромской области от 29 декабря 2014 года N 620-5-ЗКО "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями"; постановление администрации Костромской области от 26 декабря 2013 года N 587-а "Об утверждении государственной программы Костромской области "Стимулирование строительства жилья и обеспечение доступным и комфортным жильем граждан в Костромской области" |
3. Ответственные исполнители Программы |
Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области; департамент по труду и социальной защите населения Костромской области |
4. Соисполнители Программы |
Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области; органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Костромской области |
5. Цель Программы |
Обеспечение ликвидации накопившейся задолженности по состоянию на 1 января 2023 года по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа на территории Костромской области, а также обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот, у которых наступило право на получение жилого помещения после 1 января 2023 года |
6. Задачи Программы |
1) создание условий для органов местного самоуправления муниципальных образований Костромской области для поэтапного сокращения численности детей-сирот и лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями; 2) координация выполняемых мероприятий в части достижения показателей по ликвидации задолженности по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа в Костромской области |
7. Целевые показатели (индикаторы) Программы |
1) численность детей-сирот и лиц из их числа, обеспеченных благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в отчетном финансовом году; 2) численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, обеспеченных благоустроенными жилыми помещениями в рамках полученных средств сертификата в отчетном финансовом году; 3) численность детей-сирот и лиц из их числа, право на обеспечение жилыми помещениями у которых возникло и не реализовано, по состоянию на конец отчетного года |
8. Сроки реализации Программы |
2024 - 2030 годы |
9. Источники финансирования Программы |
Бюджет Костромской области; федеральный бюджет |
10. Ожидаемые результаты реализации Программы |
Задолженность, накопившаяся по состоянию на 1 января 2023 года по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа на территории Костромской области, ликвидирована; лица из числа детей-сирот, у которых наступило право на получение жилого помещения после 1 января 2023 года, обеспечены жилыми помещениями |
I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами
11. Одной из целей государственной политики в области социальной защиты является право на защиту жилищных прав детей-сирот и лиц из их числа.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) установлено, что детям-сиротам и лицам из их числа органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно подпункту 14.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями.
При этом в силу пункта 6 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном Федеральным законом N 184-ФЗ, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вышеуказанных вопросов с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
В соответствии с Законом Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области.
В соответствии с Законом Костромской области от 29 декабря 2014 года N 620-5-ЗКО "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями наделены органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Костромской области (далее - органы местного самоуправления).
В целях привлечения инвесторов внесены изменения в Закон Костромской области от 12 июля 2016 года N 122-6-ЗКО "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов" в части предоставления юридическим лицам земельных участков для реализации масштабных инвестиционных проектов в аренду без проведения торгов при условии безвозмездной передачи инвестором не менее десяти процентов общей площади жилых помещений в данном многоквартирном доме (многоквартирных домах) в государственную собственность Костромской области или муниципальную собственность в целях последующего предоставления указанных жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа.
12. Задолженность по обеспечению детей-сирот и лиц из их числа, включенных в список детей-сирот и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Список), по состоянию на 1 января 2023 года, составляет 930 человек.
По состоянию на 1 января 2023 года, число детей-сирот и лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, в Костромской области составляет 1 354 человека, из которых право на получение жилого помещения наступило у 930 человек. На исполнении органов местного самоуправления находится 314 судебных решений о возложении обязанности предоставить жилое помещение.
На сегодняшний день проблема обеспечения жилыми помещениями граждан указанной категории является актуальной и находится на особом контроле.
13. Мероприятия Программы направлены на ликвидацию до 2030 года накопившейся задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа, включенных в Список, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на 1 января 2023 года.
Для решения задач Программы планируется реализовать комплекс взаимосвязанных и скоординированных мероприятий, позволяющих формировать оперативное решение вопросов по реализации права детей-сирот и лиц из их числа на жилое помещение, наиболее эффективному расходованию средств федерального бюджета и бюджета Костромской области, совершенствованию нормативно-правовой и организационной основы для формирования поэтапного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа, включенных в Список и не реализовавших свое право на получение жилья.
Контроль за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и лиц из их числа осуществляется департаментом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области и департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области.
Первоочередной задачей органов местного самоуправления в рамках реализации переданных государственных полномочий является обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа, сокращение очередности среди лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, путем эффективного расходования выделенных субвенций на приобретение жилья для детей-сирот и лиц из их числа.
С учетом имеющихся проблем возникла необходимость реализации на территории Костромской области комплекса мероприятий, взаимосвязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям, обеспечивающих системный подход к решению проблем обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа, а также необходимость привлечения нескольких источников финансирования, в том числе средств федерального бюджета.
Ежегодно между уполномоченным федеральным органом власти и администрацией Костромской области заключаются соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Костромской области на предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
Ежегодно из областного бюджета выделяются средства на дополнительную меру социальной поддержки в виде единовременной социальной выплаты на приобретение в собственность жилого помещения на основании сертификата гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Основными рисками, которые могут осложнить решение обозначенных проблем программно-целевым методом, являются:
переезд детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, из одного муниципального образования на территорию другого муниципального образования в пределах Костромской области;
невозможность установления местонахождения детей-сирот и лиц из их числа, отказ граждан от предоставляемых жилых помещений;
отсутствие на территории органов местного самоуправления предложений на рынке недвижимости жилых помещений, соответствующих нормам действующего законодательства.
К мерам регулирования и управления рисками, способам минимизации последствий неблагоприятных явлений и процессов следует отнести:
расширение перечня дополнительных социальных гарантий, позволяющих обеспечить жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа;
ежегодную организацию работы по переучету граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Реализация Программы позволит на долгосрочный период сконцентрировать организационные и финансовые ресурсы, обеспечить комплексный подход к решению проблем по сокращению очереди детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
II. Цель, задачи и целевые показатели (индикаторы) Программы
14. Цель Программы - обеспечение ликвидации накопившейся задолженности по состоянию на 1 января 2023 года по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на территории Костромской области, а также обеспечение лиц из числа детей-сирот, у которых наступило право на получение жилого помещения после 1 января 2023 года.
15. Основными задачами Программы являются:
1) создание условий для органов местного самоуправления для поэтапного сокращения численности детей-сирот и лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями;
2) координация и контроль за деятельностью органов местного самоуправления в части достижения показателей по ликвидации задолженности по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа в Костромской области;
3) предоставление дополнительной меры социальной поддержки в виде единовременной социальной выплаты на приобретение в собственность жилого помещения на основании сертификата гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
16. В рамках решения данных задач запланирована дальнейшая работа по формированию оперативного решения вопросов по реализации права детей-сирот и лиц из их числа на жилое помещение и наиболее эффективного расходования средств федерального бюджета и бюджета Костромской области.
Целевые индикаторы Программы отражают результаты деятельности.
Система показателей (индикаторов), применяемая для оценки результатов достижения поставленной цели и задач Программы, приведена в приложении N 1 к настоящей Программе.
III. Сроки реализации Программы
17. Программа реализуется в период с 2024 по 2030 годы включительно (этапы не выделяются).
IV. Перечень программных мероприятий
18. Для достижения поставленной цели Программы необходимо реализовать перечень мероприятий согласно приложению N 2 к Программе.
Комплекс мероприятий Программы направлен на создание условий для органов местного самоуправления для поэтапного сокращения численности детей-сирот и лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, а также содержит мероприятия как нефинансового характера - проведение взаимосвязанных и скоординированных мероприятий по совершенствованию законодательной базы, осуществление контроля за сохранностью жилых помещений и другие, так и финансового характера - организация наиболее эффективного расходования средств федерального бюджета и бюджета Костромской области, увеличение объемов финансирования данного мероприятия.
V. Ресурсное обеспечение Программы
19. Объемы планируемого финансирования из бюджета Костромской области, предусмотренные Программой, представлены в приложении N 3 к Программе и могут ежегодно корректироваться в соответствии с Законом Костромской области о бюджете Костромской области на очередной финансовый год и плановый период.
В приложении N 4 к Программе приведен расчет потребности в средствах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом необходимости ликвидации сложившейся очередности детей-сирот и лиц из их числа на обеспечение жилыми помещениями в Костромской области.
VI. Управление и контроль реализации Программы
20. Организацию исполнения мероприятий, текущее управление, координацию работ соисполнителей Программы и контроль за ходом реализации Программы (в том числе оценка достижения целевых показателей (индикаторов) Программы на основании информации, представленной соисполнителями Программы), осуществляют ответственные исполнители Программы.
21. Ответственные исполнители Программы разрабатывают в пределах своей компетенции правовые акты, необходимые для реализации Программы.
Контроль за реализацией Программы осуществляется заместителями губернатора Костромской области, курирующими социальную сферу и сферу строительного комплекса.
Оценка результатов выполнения Программы по истечении каждого года ее реализации проводится на рабочих совещаниях участников Программы, а также на уровне заместителя губернатора Костромской области, курирующего строительный комплекс.
22. Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области и департамент по труду и социальной защите населения Костромской области как ответственные исполнители Программы:
1) осуществляют координацию работы по реализации Программы;
2) на основе представленных соисполнителями Программы отчетов о ходе реализации Программы осуществляют мониторинг хода реализации Программы в целом;
3) осуществляют контроль за ходом реализации Программы.
23. Соисполнителями Программы являются департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Костромской области.
24. Соисполнители Программы:
1) организуют исполнение мероприятий Программы;
2) обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на реализацию программных мероприятий, а также осуществляют контроль за целевым использованием имущества, приобретенного в рамках Программы;
3) осуществляют ведение мониторинга хода реализации мероприятий Программы;
4) при необходимости выступают инициаторами корректировки программных мероприятий, источников и объемов их финансирования (с учетом результатов оценки эффективности Программы).
25. Ответственные исполнители и соисполнители Программы несут ответственность за реализацию курируемых мероприятий Программы и ежегодно уточняют целевые значения показателей (индикаторов) Программы, мероприятия Программы и объемы их финансирования.
VII. Оценка эффективности реализации Программы
26. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа входит в число приоритетных задач. В результате реализации Программы ожидаются позитивные изменения значений показателей обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа, а также обеспечение в полном объеме права на защиту жилищных прав вышеуказанной категории.
С учетом текущего состояния очередности детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, реализация Программы при достижении прогнозируемых результатов позволит:
1) ликвидировать накопившуюся задолженность по обеспечению жилыми помещениями;
2) обеспечить жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ.
Таким образом, ожидаемый эффект от реализации Программы носит социальный характер.
Применение программно-целевого метода позволит на долгосрочный период сконцентрировать организационные и финансовые ресурсы, обеспечить комплексный подход к решению проблем обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа.
Оценка эффективности реализации Программы производится по завершении срока реализации за период с 2024 по 2030 годы включительно. Промежуточный анализ реализации Программы проводится ежегодно.
Программа направлена на ликвидацию задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ.
Экономическая эффективность Программы обеспечивается путем рационального использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Бюджетная эффективность Программы будет выражаться в экономии бюджетных средств в ходе проведения аукционных мероприятий по приобретению (строительству) жилых помещений для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Эффективность реализации Программы оценивается ежегодно на основе целевых показателей (индикаторов), предусмотренных приложением N 1 к Программе, исходя из соответствия текущих значений показателей (индикаторов) с их плановыми целевыми значениями.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется ответственными исполнителями Программы по итогам ее исполнения за отчетный период.
Оценка достижения запланированных результатов за отчетный период измеряется на основании сопоставления фактически достигнутых значений целевых индикаторов за отчетный период с их плановыми значениями за отчетный период.
Фактические значения целевых индикаторов за отчетный период определяются путем мониторинга, включающего в себя сбор и анализ информации о выполнении показателей.
VIII. Анализ рисков реализации Программы и описание мер управления рисками реализации Программы
27. Характер Программы порождает ряд следующих рисков при ее реализации, управление которыми входит в систему управления Программой:
1) отсутствие ожидаемых конечных результатов Программы, обеспечивающих ликвидацию очереди по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа;
2) отсутствие предложений на рынке недвижимости органов местного самоуправления жилых помещений соответствующей площади и благоустройства;
3) невозможность осуществления строительства ввиду недостаточности инженерной и дорожной инфраструктуры;
4) отсутствие застройщиков для организации участия в долевом строительстве жилых помещений по нормам площади, установленной действующим законодательством.
28. В рамках реализации Программы могут быть выделены наиболее актуальные риски ее реализации:
1) неосвоение органами местного самоуправления выделенных субвенций за счет средств бюджета Костромской области, направленных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа.
Реализация данного риска может привести к срыву исполнения мероприятий Программы;
2) к 2030 году не будет ликвидирована накопившаяся задолженность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа;
3) не будет достигнута цель по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ.
29. Меры управления, направленные на снижение рисков реализации мероприятий Программы, включают:
1) стратегическое планирование и прогнозирование. Участники Программы разрабатывают долгосрочные стратегии обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа в соответствующих сферах нормативного правового регулирования и обеспечивают контроль их исполнения;
2) применение правовых методов влияния (совокупность нормативных правовых актов регионального и муниципального уровней), способствующих решению задач Программы на всех уровнях исполнительной власти и местного самоуправления;
3) определение организационной структуры управления реализацией Программы (состав, функции и согласованность звеньев всех уровней управления).
Важнейшим элементом реализации Программы является взаимосвязь планирования, реализации, мониторинга, уточнения и корректировки Программы.
Принятие управленческих решений в рамках Программы осуществляется с учетом информации, поступающей от участников Программы.
Формирование и использование современной системы контроля на всех стадиях реализации Программы является неотъемлемой составляющей механизма ее реализации.
30. В целях снижения возможных негативных последствий и рисков необходимо решение следующих задач:
1) определение методов и способов межведомственного взаимодействия в соответствии с задачами Программы (на муниципальном и региональном уровнях);
2) выявление и оценка потребностей в предложениях на рынке недвижимости органов местного самоуправления жилых помещений соответствующей площади и благоустройства;
3) выявление проблем, негативно влияющих на реализацию Программы, в том числе анализ факторов, влияющих на возникновение проблем при обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа, и разработка мер по их поэтапному устранению с учетом специфики Костромской области;
4) проведение комплекса мероприятий, направленных на освоение органами местного самоуправления выделенных субвенций из бюджета Костромской области.
31. Финансирование мероприятий Программы в очередном финансовом году осуществляется с учетом результатов мониторинга и оценки эффективности реализации Программы в отчетный период.
32. Внесение изменений в Программу осуществляется по инициативе исполнителей Программы либо во исполнение поручений администрации Костромской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.