г. Краснодар |
|
22 августа 2015 г. |
Дело N А32-9154/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мазуровой Н.С., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - закрытого акционерного общества "Завод строительных материалов "Тихорецкий" (ОГРН 1022303187675) - Гузеева И.А. (доверенность от 03.03.2015), в отсутствие представителей заинтересованных лиц - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ОГРН 1042304982510), федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, посредством размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Завод строительных материалов "Тихорецкий" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.12.2014 (судья Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2015 (судьи Фахретдинов Т.Р., Ильина М.В., Тимченко О.Х.) по делу N А32-9154/2014, установил следующее.
Закрытое акционерное общество "Завод строительных материалов "Тихорецкий" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление Росреестра), в котором просило:
- признать незаконными действия управления Росреестра, выразившиеся во внесении в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастр) сведений об удельном показателе кадастровой стоимости принадлежащих на праве собственности обществу земельных участков: с кадастровым номером 23:50:0102006:1572, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Тихорецк, ул. Гоголя 2 "б", и с кадастровым номером 23:50:0102006:1571, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Тихорецк, ул. Гоголя 2, в размере 2 389,27 руб./кв. м, по состоянию на 01.01.2012, а сами сведения - не подлежащими применению с 01.01.2012 по 31.12.2012 включительно,
- обязать заинтересованное лицо исключить из кадастра сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков: с кадастровым номером 23:50:0102006:1572, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Тихорецк, ул. Гоголя 2 "б", и с кадастровым номером 23:50:0102006:1571, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Тихорецк, ул. Гоголя 2, в размере 2 389,27 руб./кв. м, по состоянию на 01.01.2012, и внести изменения в соответствии с приказом от 22.11.2011 N 1756 в сведения об удельном показателе кадастровой стоимости названных земельных участков с кадастровыми номерами 23:50:0102006:1572 и 23:50:0102006:1571, в размере 1 022,67 руб./кв. м, по состоянию на 01.01.2012,
- обязать заинтересованное лицо исключить из кадастра сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:50:0102006:1572, в размере 2 472 894,45 руб. и внести изменения в соответствии с приказом от 22.11.2011 N 1756 в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:50:0102006:1572, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Тихорецк, ул. Гоголя, 2 "б", в размере 1 058 463,45 руб., по состоянию на 01.01.2012,
- обязать заинтересованное лицо исключить из кадастра сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:50:0102006:1571, в размере 6 539 431,9 руб., по состоянию на 01.01.2012, и внести изменения в соответствии с приказом от 22.11.2011 N 1756 в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:50:0102006:1571, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Тихорецк, ул. Гоголя, 2, в размере 2 799 047,9 руб., по состоянию на 01.01.2012.
Определением от 27.06.2014 к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (в лице филиала по Краснодарскому краю, далее - кадастровая палата, л. д. 80 - 81).
Решением от 19.12.2014, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 02.04.2015, заявленные требования оставлены без удовлетворения. Судебные акты мотивированы следующим. Определение кадастровой стоимости образуемых земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (утверждены приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, зарегистрирован в Минюсте России 15.09.2006 N 8297, далее - Методические указания). В случае образования новых земельных участков путем разделения существующего участка (преобразуемого земельного участка) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных участков, на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка (пункт 2.1.17). Земельные участки с кадастровыми номерами 23:50:0102006:1571 и 23:50:0102006:1572 поставлены на кадастровый учет 27.09.2011 и им был установлен удельный показатель кадастровой стоимости первоначального, разделенного участка с кадастровым номером 23:50:0102006:34 в размере 2 389,27 рублей, что прямо соответствовало пункту 2.1.17 Методических указаний. Приказ департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 N 1756 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края" (далее - приказ N 1756) опубликован в издании "Кубанские новости" (24.11.2011) и вступил в силу 01.01.2012. Без совершения уполномоченным государственным органом дополнительных действий, в кадастр внесены сведения об удельных показателях и о кадастровой стоимости земельных участков, существовавших как объекты недвижимости на дату проведения оценки, которая была утверждена приказом N 1756. Оценка этих участков проводилась по состоянию на 01.01.2011, поэтому, земельные участки общества, образованные в 2011 году, не оценивались и в соответствующий отчет об оценке, положенный в основание приказа N 1756, не вошли. Суд пришел к выводу о том, что удельный показатель в размере 1 022,67 рублей, утвержденный приказом N 1756 (пункт 377 приложения N 2) для кадастрового квартала 23:50:0102006, не мог быть присвоен спорным участкам с кадастровыми номерами 23:50:0102006:1571 и 23:50:0102006:1572 с 01.01.2012. Пунктом 2.4 Методических указаний установлено, что когда образование нового земельного участка происходит (произошло) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждении ее результатов, кадастровая стоимость указанных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе данных результатов. Нормативные правовые акты не содержат требования о сроках, в течение которых уполномоченный орган должен принять решение о внесении в кадастр сведений об удельном показателе земельных участков, поставленных на кадастровый учет позднее проведения оценки массовым способом и до утверждения этой оценки нормативным правовым актом уполномоченного органа. Поскольку законом не установлен срок, в течение которого орган кадастрового учета должен был внести в кадастр сведения о новом удельном показателе спорных земельных участков, такое внесение 30.03.2012 незаконным признано быть не может.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, апелляционный суд исходил из следующего. В соответствии с пунктами 5.1.3, 5.1.4 и 5.2.1 постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Росреестр осуществляет полномочия в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведения государственного кадастра недвижимости, проведения государственной кадастровой оценки земель. Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости (часть 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ, Закон о кадастре). Учитывая, что на момент постановки земельных участков с кадастровыми номерами 23:50:0102006:1572 и 23:50:0102006:1571 на кадастровый учет 27.09.2011 приказ от 22.11.2011 N 1756 об утверждении результатов кадастровой стоимости земельных участков не действовал, действия управления по установлению удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2 389,27 руб./кв. м соответствовали требованиям действующего законодательства. Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости, вносятся в кадастр (пункт 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ в действовавшей в спорный период редакции). Конечным правовым актом, устанавливающим кадастровую стоимость земельного участка, используемую при расчете, является правовой акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель. В силу норм статьи 15 Закона о кадастре, после утверждения уполномоченным органом результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края, соответствующие сведения о кадастровой стоимости земельных участков подлежали внесению в кадастр. Между тем, земельный участок с кадастровым номером 23:50:0102006:1571 снят с государственного кадастрового учета 20.08.2013, в настоящее время сведения о кадастровой стоимости в отношении данного участка не могут быть внесены в кадастр. По сообщению кадастровой палаты от 15.11.2013, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:50:0102006:1572 пересчитана в соответствии с пунктами 2.4, 2.1.17 Методических указаний и установлена в размере 927 090,90 рублей с применением удельного показателя 895,74 руб. /кв. м. Согласно публичной кадастровой карте кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:50:0102006:1572 установлена в размере 927 090,90 рублей. Таким образом, сведения о кадастровой стоимости принадлежащего обществу земельного участка с кадастровым номером 23:50:0102006:1572 в кадастре приведены в соответствие, следовательно, права истца восстановлены. Бездействие кадастровой палаты по своевременному внесению сведений в кадастр недвижимости в связи с изданием приказа от 22.11.2011 N 1756 предметом настоящего спора не является. Применение для целей налогообложения утвержденной компетентным органом кадастровой стоимости земельного участка не ставится в зависимость от внесения соответствующих сведений в кадастр недвижимости при наличии утвержденных соответствующим актом результатов государственной кадастровой оценки земель.
В кассационной жалобе общество просит решение от 19.12.2014 и апелляционное постановление от 02.04.2015 отменить полностью, направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, в ином составе судей. По мнению подателя жалобы, земельный участок с кадастровым номером 23:50:0102006:34, разделенный по решению собственника до вступления в силу приказа от 22.11.2011 N 1756, прошел кадастровую оценку (приложение N 1 к приказу N 1756), определен его удельный показатель и кадастровая стоимость, в целом. Принцип непрерывности актуализации сведений кадастра, изложенный в части 1 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, предполагает постоянное обновление кадастровых сведений, обеспечение их актуальности и достоверности. Соответственно, утверждение новых результатов кадастровой оценки приказом от 22.11.2011 N 1756, исключает применение старых результатов кадастровой оценки по состоянию на 01.01.2012. Оснований применять после 01.01.2012 положения Методических указаний вместо приказа N 1756 у судов не имелось. Иное создает ситуацию, при которой одни участники хозяйственного оборота в силу обстоятельств, от них не зависящих, получают необоснованное преимущество перед другими участниками оборота, что не согласуется с принципом равенства участников гражданских правоотношений. Судом апелляционной инстанции ошибочно сделаны выводы о восстановлении нарушенного права общества, путем изменения кадастровой стоимости после 01.01.2012. Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Судом апелляционной инстанции безосновательно не приняты доводы о том, что несвоевременное внесение сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков привело к доначислению налога на землю исходя из завышенной кадастровой стоимости. Обществом не оспариваются действия кадастровой палаты по расчету кадастровой стоимости образуемых земельных участков в соответствии с Методическими указаниями, однако размер удельного показателя их кадастровой стоимости (2 389,27 руб./кв. м) действовал с момента постановки образованных участков на кадастровый учет (27.09.2011) и до вступления в силу приказа от 22.11.2011 N 1756. Неприменение к земельным участкам с кадастровыми номерами 23:50:0102006:1572 и 23:50:0102006:1571 показателей, утвержденных актом субъекта Российской Федерации, свидетельствует о незаконности действий кадастровой палаты по определению их кадастровой стоимости и применению не действовавших на тот момент удельных показателей. Судом апелляционной инстанции также сделаны ошибочные выводы об определении предмета заявленных требований, так как именно бездействие кадастровой палаты по своевременному внесению сведений в кадастр в связи с изданием приказа от 22.11.2011 N 1756 и стало основанием для обращения в суд, в просительной части заявления прямо указана дата, по состоянию на которую оспариваются действия (бездействие) органа, осуществляющего публичные полномочия. Обществом, в подтверждение законности своих требований, судам было представлено постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.06.2014 N 3108/14. Выводы, изложенные в данном постановлении, указывают на обязанность органов кадастрового учета при определении кадастровой стоимости земельных участков руководствоваться теми удельными показателями (для соответствующего вида разрешенного использования земельного участка), которые утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Письменные отзывы на кассационную жалобу от заинтересованных лиц в арбитражный суд округа не поступили.
В судебном заседании представитель общества на удовлетворении кассационной жалобы настаивал.
В состоявшемся 06.08.2015 заседании по правилам статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс, Кодекс) объявлен перерыв до 13.08.2015, 14 часов 05 минут, информация о котором размещена на сайте суда в сети Интернет. После окончания перерыва судебное разбирательство продолжилось в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав в открытом судебном заседании представителя заявителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене в части, с направлением дела в соответствующей части на новое рассмотрение в суд первой инстанции, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, общество являлось собственником земельного участка из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 23:50:0102006:34, площадью 28 405 кв. м, расположенного по адресу: г. Тихорецк, ул. Гоголя, 2, удельный показатель кадастровой стоимости которого, до проведения очередной государственной кадастровой оценки земель в Краснодарском крае, составлял 2 389,27 руб./кв. м (л. д. 52 - 53).
27.09.2011 в кадастр внесены сведения об образованных из указанного участка земельных участках с кадастровыми номерами 23:50:0102006:1572, площадью 1 035 кв. м, и 23:50:0102006:1571, площадью 27 370 кв. м, удельный показатель кадастровой стоимости которых равен удельного показателю исходного участка - 2 389,27 руб./кв. м (л. д. 48 - 49, 50 - 51).
Согласно представленной в материалы дела кадастровой справке от 30.01.2014 о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:50:0102006:1571, по состоянию на 01.01.2012 его кадастровая стоимость не изменилась и рассчитана исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, равного 2 389,27 руб./кв. м. В качестве документа, на основании которого сведения о кадастровой стоимости внесены в кадастр, указано на Акт определения кадастровой стоимости земельного участка N 23-0-1-99/3001/2011-1969. Данный участок снят с кадастрового учета 20.08.2013 (т. 1, л. д. 46).
По состоянию на 01.01.2013 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:50:0102006:1571 определена исходя из удельного показателя, равного 1 022,67 руб., в качестве документа, на основании которого сведения о кадастровой стоимости внесены в кадастр, указано на решение кадастровой палаты от 30.03.2012 N 00-Р/12-4246 (л. д. 47).
Как следует из акта камеральной налоговой проверки от 17.02.2014 N 34843, в котором имеется ссылка на сведения, содержащиеся в кадастре, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:50:0102006:1572 по состоянию на 01.01.2012 также не изменилась, и рассчитана исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, равного 2 389,27 руб./кв. м.
С учетом содержащихся в кадастре по состоянию на 01.01.2012 сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 23:50:0102006:1572 и 23:50:0102006:1571, обществу доначислен земельный налог (л. д. 13 - 17, 66).
15.11.2013 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:50:0102006:1572 пересчитана кадастровой палатой в соответствии с пунктами 2.4, 2.1.17 Методических указаний, с применением удельного показателя кадастровой стоимости, равного 895,74 руб./кв. м, из исходного земельного участка с кадастровым номером 23:50:0102006:34. Поскольку участок с кадастровым номером 23:50:0102006:1571 снят с кадастрового учета 20.08.2013, сведения о его кадастровой стоимости в кадастре не изменены (л. д. 82).
Указанному пересчету предшествовало адресованное филиалу кадастровой палаты поручение управления Росреестра от 12.11.2013 об исправлении ошибки, выразившейся в неприменении при расчете кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 23:50:0102006:1572 и 23:50:0102006:1571 (на основании пунктов 2.4, 2.1.17 Методических указаний) удельного показателя кадастровой стоимости (895,74 руб./кв. м) земельного участка с кадастровым номером 23:50:0102006:34, в соответствии с приказом от 22.11.2011 N 1756 (л. д. 83 - 84).
Полагая, что действия управления Росреестра по внесению в кадастр сведений об удельном показателе кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами 23:50:0102006:1572 и 23:50:0102006:1571, в размере 2 389,27 руб./кв. м, по состоянию на 01.01.2012, не соответствуют закону, а сами сведения - не подлежат применению с 01.01.2012 по 31.12.2012, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении спора суды правомерно исходили из того, что в силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц. Такое заявление может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса, пункт 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
По смыслу статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в кадастр сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом о кадастре сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статьи 1 Закона N 221-ФЗ).
К числу дополнительных характеристик объекта недвижимости, отражаемых в кадастре, отнесены сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости (пункт 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре, здесь и далее - в применимой к спорным отношениям редакции).
Согласно пункту 7 части 1, части 6 статьи 15 Закона о кадастре органы государственной власти в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решения об утверждении ими результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости обязаны направлять документы для внесения сведений в кадастр.
Изменение сведений о кадастровой стоимости земельного участка влечет осуществление кадастрового учета изменений объекта недвижимости на основании необходимых для кадастрового учета документов, представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (части 1, 2 статьи 16 Закона о кадастре).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.11.2009 N 439 (зарегистрирован в Минюсте России 14 декабря 2009 года N 15599) Методические указания дополнены пунктами 2.1.7 и 2.4.
Пунктом 2.1.17 Методических указаний установлено, что в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
Пунктом 2.4 установлено, что если образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка при упорядочении его границы, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или выявление ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи, происходят после 1 января года проведения государственной кадастровой оценки земель и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
Согласно пунктам 4 и 5 части 2 статьи 125, части 1 статьи 168, части 1 статьи 199, части 4 статьи 200 и статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса рассмотрение дела в арбитражном суде происходит исходя из предмета и основания, заявленных в иске (заявлении, поданном в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса). При этом под предметом иска понимается материально-правовое требование истца к ответчику, в основание иска входят юридические факты, с которыми нормы материального права связывают возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей субъектов спорного материального правоотношения (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.10.2012 N 5150/12).
В силу пункта 1 статьи 133, пункта 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд не связан правовой квалификацией спорных отношений, которую предлагают стороны, и должен рассматривать заявленное требование по существу, исходя из фактических правоотношений. Суд по своей инициативе определяет круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, а также решает, какие именно нормы права подлежат применению в конкретном спорном правоотношении. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.11.2010 N 8467/10.
По правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Вместе с тем, в решении от 19.12.2014 и апелляционном постановлении от 02.04.2015 по настоящему делу обстоятельства внесения в кадастр сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 23:50:0102006:1572 и 23:50:0102006:1571 по состоянию на 01.01.2012 (факт внесения, дата, осуществивший действия по внесению орган, основания внесения) не установлены. Документы, указанные в кадастровых справках о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:50:0102006:1571 в качестве оснований для внесения сведений в кадастр, не исследованы и в материалах дела отсутствуют, применительно к участку с кадастровым номером 23:50:0102006:1572 отсутствуют также подобные кадастровые справки.
Поскольку вышеназванные обстоятельства в ходе судебного разбирательства по настоящему делу установлены не были, у общества не имелось оснований для изменения заявленных требований, а у суда апелляционной инстанции, - для вывода о том, что бездействие кадастровой палаты по своевременному внесению сведений в кадастр недвижимости в связи с изданием приказа от 22.11.2011 N 1756 предметом настоящего спора не является.
Судебные инстанции не рассмотрели заявленное обществом требование о признании не подлежащими применению с 01.01.2012 по 31.12.2012 сведений кадастра об удельном показателе кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере 2 389,27 руб. по состоянию на 01.01.2012.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.
Поскольку сведения о спорных земельных участках и их кадастровой стоимости впервые внесены в кадастр 27.09.2011, и налоговая база по земельному налогу за указанные участки в 2012 году подлежит определению по состоянию на 01.01.2012, вывод суда апелляционной инстанции о том, что пересчетом (во исполнение поручения управления Росреестра от 12.11.2013 об исправлении ошибки) 15.11.2013 кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:50:0102006:1572, с учетом снятия участка с кадастровым номером 23:50:0102006:1571 с учета 20.08.2013, права общества восстановлены, арбитражный суд округа разделить не может.
Содержащееся в апелляционном постановлении от 02.04.2015 суждение суда апелляционной инстанции о том, что применение для целей налогообложения утвержденной компетентным органом кадастровой стоимости земельного участка не ставится в зависимость от внесения соответствующих сведений в кадастр, высказанное вне рамок спора с участием налогового органа (в решении управления Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю от 06.06.2014 N 21-12-464 изложена иная точка зрения, л. д. 66 - 73), и не основанное на конкретной норме права, на обстоятельствах настоящего дела (кадастровая стоимость спорных земельных участков приказом от 22.11.2011 N 1756 не утверждалась), не может быть признано достаточным для вывода об отсутствии нарушенных прав общества (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
Принимая во внимание сформулированный в части 1 статьи 4 Закона о кадастре принцип непрерывности актуализации содержащихся в кадастре сведений, и установленные в процессе разрешения настоящего спора судами фактические обстоятельства (снятия с кадастрового учета одного из спорных участков и внесения в кадастр новых сведений о кадастровой стоимости другого спорного участка в 2013 году), обжалуемые судебные акты применительно ко второму - четвертому требованиям просительной части заявления общества окружной суд находит правильными.
При таких обстоятельствах решение от 19.12.2014 и апелляционное постановление от 02.04.2015 в части итогового результата по первому требованию просительной части заявления общества не могут быть признаны законными, основанными на верном применении норм права, а фактические обстоятельства, имеющие значение для дела - установленными посредством полного и всестороннего исследования доказательств (часть 3 статьи 15, статья 71, пункт 2 части 4 статьи 170, пункт 3 части 1 статьи 287, части 1, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса).
В силу пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса по результатам кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения, постановления (часть 3 статьи 288 Кодекса). Не рассмотрев надлежащим образом изложенные в первом пункте просительной части заявления требования общества, суды не определили из числа привлеченных к участию в деле заинтересованных лиц, компетентное отвечать по указанным требованиям лицо (или разных лиц применительно к разным требованиям), как это предусмотрено частью 4 статьи 200 Кодекса. К участию в деле не привлечен департамент имущественных отношений Краснодарского края, издавший приказ от 22.11.2011 N 1756, тогда как в рамках настоящего спора подлежат выяснению вопросы выполнения этим органом обязанности по направлению в установленный законом срок информации в порядке межведомственного взаимодействия в орган кадастрового учета.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить допущенные нарушения, изложенные в тексте настоящего постановления, с учетом характера спорных правоотношений и подлежащего применению законодательства установить и исследовать все существенные для рассмотрения дела обстоятельства, сформировать круг лиц, участвующих в деле, дать надлежащую правовую оценку всем доводам участников спора, после чего разрешить его с правильным применением норм материального и процессуального права.
Согласно абзацу 2 части 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов, в том числе по оплате государственной пошлины, разрешается судом, вновь рассматривающим дело, по правилам статьи 110 названного Кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.12.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2015 по делу N А32-9154/2014 в части оставления без удовлетворения требования о признании незаконными действий управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю и требования о признании не подлежащими применению сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков с 01.01.2012 по 31.12.2012 включительно - отменить, в указанной части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
В остальной части обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.С. Мазурова |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.
...
Принимая во внимание сформулированный в части 1 статьи 4 Закона о кадастре принцип непрерывности актуализации содержащихся в кадастре сведений, и установленные в процессе разрешения настоящего спора судами фактические обстоятельства (снятия с кадастрового учета одного из спорных участков и внесения в кадастр новых сведений о кадастровой стоимости другого спорного участка в 2013 году), обжалуемые судебные акты применительно ко второму - четвертому требованиям просительной части заявления общества окружной суд находит правильными."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 августа 2015 г. N Ф08-5140/15 по делу N А32-9154/2014