Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
Управления ветеринарии
Республики Адыгея
от 20.03.2023 N 47
Доклад по итогам обобщения правоприменительной практики по результатам регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными в 2022 году
Настоящий доклад по итогам обобщения правоприменительной практики по результатам регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными в 2022 году подготовлен Управлением ветеринарии Республики Адыгея (далее - Управление) в соответствии с требованиями статьи 47 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и пункта 5 раздела III Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 29.09.2021 года N 196.
Целями обобщения правоприменительной практики являются: обеспечение единства практики применения Управлением федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации (далее - обязательные требования);
- обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Управления путем их публикации для информирования подконтрольных субъектов;
- снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности подконтрольных субъектов о практике применения обязательных требований;
- совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций.
Задачами обобщения правоприменительной практики являются:
- выявление проблемных вопросов применения Управлением обязательных требований;
- выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики и их реализация;
- выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;
- подготовка предложений по совершенствованию законодательства;
- выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 27.12.2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 498-ФЗ) государственный контроль (надзор) в области обращения с животными осуществляется посредством: федерального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными и регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными, осуществляемого уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с положениями, утверждаемыми высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Предметом регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в области обращения с животными, установленных Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, при содержании и использовании животных, ином обращении с животными, осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, при осуществлении деятельности приютов для животных, в том числе соблюдение норм содержания животных в них.
Непосредственно осуществляет государственный надзор в области обращения с животными Управление.
С 01.07.2021 года организация и осуществление государственного контроля (надзора) в области обращения с животными регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248).
Согласно статье 7 Федерального закона N 498-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся:
1) установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них;
2) установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев;
3) утверждение положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными;
4) установление порядка предотвращения причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями;
5) иные полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными.
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 29 сентября 2021 г. N 196 "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными", утверждено Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными (далее - Положение).
Предметом регионального контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований в области обращения с животными, установленных Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Адыгея, при содержании и использовании животных, ином обращении с животными, осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, при осуществлении деятельности приютов для животных, в том числе соблюдение норм содержания животных в них, за исключением случаев, установленных частью 2 статьи 19 Федерального закона N 498-ФЗ.
В 2022 году в Управление поступило 73 обращения граждан в области обращения с животными. Внеплановых выездных проверок не осуществлялось.
В рамках регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными в отношении юридических лиц мероприятия не проводились.
Федеральный закон от 31.07.2020 г. N 248-ФЗ направлен на снижение количества проверок не только за счет приоритета профилактики нарушений, но и благодаря введению более мягких (по сравнению с проверками) контрольно-надзорных мероприятий. Среди прочих, закон предусматривает следующие мероприятия:
- инспекционный визит;
- выездное обследование.
Сократился и общий срок проведения документарных и выездных проверок, теперь они не превышают 10 рабочих дней.
При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
Предусмотрены, в частности, следующие профилактические мероприятия:
1) информирование (осуществляется посредством размещения Управлением сведений по вопросам соблюдения обязательных требований на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц (при наличии);
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 31.07.2020 г. N 248-ФЗ, Управлением разработана и размещена на официальном сайте Управления "Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными на 2022 год".
Кроме контроля за соблюдением обязательных требований владельцами домашних животных, Управление осуществляет контроль за хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по обращению с животными без владельцев.
На территории Российской Федерации за последние годы сложилась напряженная ситуация в области обращения с животными без владельцев. Вопрос обращения с безнадзорными животными имеет очень высокую значимость для жителей Республики Адыгея. Об этом свидетельствуют и многочисленные обращения жителей в Управление, в районные и муниципальные администрации, и сообщения в СМИ о регулярных нападениях бродячих собак на людей, в том числе на маленьких детей.
Количество безнадзорных животных не уменьшается и ежегодно пополняется за счет тех граждан, которые берут животных, не предпринимают никаких мер по предотвращению не желательного потомства и, как правило, по окончании дачного периода оставляют своих животных в СНТ или на дачах.
В Республике Адыгея отсутствуют государственные и муниципальные приюты, но находится 1 частный приют.
В 2022 году контрольно-надзорных мероприятий в отношении приюта Управление не проводило.
Управление ветеринарии обращает внимание контролируемых лиц, на то, что для предупреждения нарушений есть возможность обратиться к специалистам Управления для получения консультации.
В Управление продолжают поступать жалобы от граждан.
Больше половины из этих обращений содержат жалобу на негативное воздействие от животных без владельцев (бродячих собак), обитающих на территории конкретных районов и отсутствие результатов от проводимых мероприятий по отлову животных без владельцев.
Такие обращения перенаправляются в органы местного самоуправления, для принятия мер в рамках компетенции, так как в соответствии с Законом Республики Адыгея от 6 июля 2020 г. N 355 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по осуществлению организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев", органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с животными без владельцев, включающими в себя организацию и проведение мероприятий по отлову, транспортировке, содержанию, учету, стерилизации, эвтаназии, утилизации трупов безнадзорных животных.
Нужно отметить, что при анализе всех поступающих жалоб выясняется, что в Республике Адыгея много лиц, которые содержат домашних животных в большом количестве, но при этом такие объекты нельзя назвать приютами, т.к. в соответствии со статьей 16 Федерального закона N 498-ФЗ установлено, что владельцами частных приютов для животных могут быть индивидуальные предприниматели или юридические лица.
На таких лиц часто поступают жалобы не только от соседей (жалобы на запах, шум, агрессию животных), но и от защитников животных, так как при содержании большого количества животных их необходимо вовремя кормить, проводить ветеринарные мероприятия, гулять с ними, чего владельцы не могут выполнять в полной мере из-за нехватки денег, времени и т.д.
Требования к содержанию животных, установленные статьями 9 и 13 Федерального закона N 498-ФЗ, не отвечают принципам ясности и определенности, а оценка соблюдения этих требований невозможна без определенных критериев. Указанные требования не раскрывают, что именно следует понимать под надлежащим уходом за животными; своевременным оказанием животным ветеринарной помощи; обеспечением безопасности граждан при выгуле домашних животных; предельным количеством домашних животных в местах содержания животных, исходя из возможности владельца обеспечивать животным условия, соответствующие ветеринарным нормам и правилам, а также с учетом соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Соблюдение перечисленных требований основывается на субъективной оценке, что вызывает сомнения в результатах такой оценки, делая ее оспоримой.
Часть обращений содержит сведения о нарушениях требований при выгуле домашних животных, а именно: владельцем животного допускается возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках (выгул без поводка), на отсутствие уборки продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования.
В целях урегулирования вопросов содержания домашних животных Управлением разрабатывается проект постановления Кабинета Министров Республики Адыгея "Об утверждении дополнительных требований к содержанию домашних животных".
Управление проводит информационную кампанию в средствах массовой информации, на интернет-порталах Управления, подведомственных учреждений, органов местного самоуправления, через Центр управления регионами по ответственному обращению с животными.
В ходе правоприменительной практики установлен ряд проблем, затрудняющих реализацию положений Федерального закона N 498-ФЗ, требующих внесение изменений в законодательство.
Так статьей 21 Федерального закона N 498-ФЗ предусмотрено, что за нарушение требований Федерального закона владельцы животных и иные лица несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Такая ответственность законодательством Российской Федерации до настоящего времени не предусмотрена, что делает реализуемые в рамках регионального государственного надзора в области обращения с животными контрольные мероприятия неэффективными.
Таким образом, необходимо внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, дополнив его положениями, предусматривающими ответственность за нарушение требований Федерального закона N 498-ФЗ.
В силу запрета, установленного частью 5 статьи 18 Федерального закона N 498-ФЗ, согласно которому содержание отловленных животных без владельцев в местах и пунктах временного содержания животных, не являющихся приютами для животных, не допускается; исполнение мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на отдельных территориях становится невозможным.
Управление предлагает в части 5 статьи 18 Федерального закона N 498-ФЗ установить возможность содержания отловленных животных без владельцев в пунктах временного содержания животных ("места и пункты временного содержания (обсерваторы)), не являющихся приютами для животных, до их передачи в приют с целью проведения мероприятий, установленных частью 7 статьи 16 Федерального закона, при этом установить предельный срок нахождения животных в таких пунктах временного содержания и минимально необходимые требования к их обустройству.
В соответствии с Федеральным законом N 498-ФЗ в случае невозможности возврата животных на прежние места обитания приюты для животных обязаны содержать животных без владельцев до наступления естественной смерти.
Пунктом 11 статьи 16 Федерального закона N 498-ФЗ установлен категорический запрет на умерщвление (эвтаназию) животных без владельцев, содержащихся в приютах для животных (за исключением случаев медицинских показаний по заключению специалиста в области ветеринарии). При этом содержанию до наступления естественной смерти в приюте для животных подлежат животные, проявляющие немотивированную агрессивность. Пожизненное содержание таких животных в приютах для животных является негуманным по отношению к самим животным и небезопасным для сотрудников приюта. Достоверно спрогнозировать продолжительность временного периода, в течение которого животные будут содержаться в приюте до наступления естественной смерти, и, соответственно, объемы материальных затрат на их содержание не представляется возможным, что существенно затрудняет эффективное бюджетное планирование и значительно увеличивает нагрузку на региональный бюджет.
В связи с чем, Управление предлагает расширить перечень случаев, являющихся основанием умерщвления (эвтаназии) животных без владельцев, с внесением соответствующих изменений в часть 11 статьи 16 Федерального закона.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Управления ветеринарии Республики Адыгея от 20 марта 2023 г. N 47 "Об утверждении доклада по итогам обобщения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.