Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Управления по охране
и использованию объектов
культурного наследия
Республики Адыгея
от 28 марта 2023 года N 83
Доклад обобщение правоприменительной практики осуществления государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения, регионального значения, местного (муниципального) значения и выявленных объектов культурного наследия Управления по охране и использованию объектов культурного наследия Республики Адыгея за 2022 год
Настоящее обобщение правоприменительной практики подготовлено в соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
Обзор правоприменительной практики подготовлен за 2022 год по результатам государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, федерального значения, регионального значения, местного (муниципального) значения и выявленных объектов культурного наследия.
1. Организация осуществления Управлением по охране и использованию объектов культурного наследия Республики Адыгея государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия
Государственный контроль (надзор) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Уполномоченным государственным органом исполнительной власти Республики Адыгея, осуществляющим региональный государственный контроль (надзор) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения, местного (муниципального) значения, выявленных объектов значения, местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, федеральный государственный контроль (надзор) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), является Управление по охране и использованию объектов культурного наследия Республики Адыгея (далее - Управление).
Деятельность Управление регулируется Положением об Управлении, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 11 марта 2008 года N 42 "О положении об Управлении по охране и использованию объектов культурного наследия Республики Адыгея".
Структурным подразделением Управления, ответственным за организацию работы по осуществлению федерального и регионального государственного надзора, является отдел учета и охраны объектов культурного наследия (далее - отдел).
При осуществлении федерального и регионального контроля (надзора) плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
Управление осуществляет федеральный и региональный государственный контроль (надзор) посредством организации и проведения внеплановых проверок, а также проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом в отношении объектов культурного наследия.
Основной формой контрольно-надзорной деятельности являются контрольные мероприятия, проводимые в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, а также юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, являющихся собственниками или иными законными владельцами объектов культурного наследия либо осуществляющих проведение хозяйственных и иных работ на объектах культурного наследия, в границах территорий объектов культурного наследия, в границах территорий зон охраны объектов культурного наследия.
В случае наличия у Управления сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Управление объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
2. Нормативно-правовое регулирование в сфере осуществления Управлением государственного контроля (надзора) в области сохранения, содержания, использования, популяризации, государственной охраны объектов культурного наследия
Базовыми нормативно-правовыми актами являются Федеральный закон от 25 июня 2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), Закон Республики Адыгея от 16 декабря 2016 года N 18 "О регулировании отдельных вопросов в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Адыгея", постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года N 1093 "О федеральном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия", постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 23 декабря 2021 года N 292 "О некоторых вопросах осуществления регионального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия".
Полный перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования в сфере сохранения содержания, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации размещен на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея в разделе Управления (далее - официальный сайт).
3. Анализ правоприменительной практики Управления за 2022 год
Сведения о проведенных Управлением контрольных надзорных мероприятий за 2022 год представлены в нижеследующей таблице
Наименование показателей |
Ед. изм. |
региональный |
Контрольные мероприятия | ||
проведено внеплановых проверок, в том числе по следующим основаниям: |
Ед. изм |
0 |
по контролю за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенной ранее проверки |
Ед. изм |
0 |
по заявлениям (обращениям) физических и юридических лиц, по информации органов гос. Власти, местного самоуправления, средств массовой информации |
Ед. изм |
0 |
по требованию прокуратуры |
Ед. изм |
0 |
проведено контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом в отношении объектов культурного наследия регионального значения, местного (муниципального) значения и выявленных объектов культурного наследия |
Ед. изм |
61 |
проведено внеплановых проверок, в том числе по следующим основаниям: |
Ед. изм |
0 |
по контролю за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенной ранее проверки |
Ед. изм |
0 |
по заявлениям (обращениям) ) физических и юридических лиц, по информации органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации |
Ед. изм |
0 |
по требованию прокуратуры |
Ед. изм |
0 |
проведено контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом в отношении объектов культурного наследия федерального значения |
Ед. изм |
20 |
Государственный контроль (надзор) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения, регионального значения, местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия в 2022 году был направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных в соответствии с действующим законодательством в области охраны объектов культурного наследия.
Управлением в 2022 году государственный контроль (надзор) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия посредством проведения внеплановых, документарных и выездных проверок не осуществлялся ввиду ведения моратория, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
В соответствии с частью 3 статьи 56 Федерального закона N 248-ФЗ уполномоченными должностными лицами Управления в 2022 году в пределах своей компетенции проведены контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом в отношении 81 объекта культурного наследия федерального и регионального значения. По результатам проведенных мероприятий составлены акты осмотра объектов культурного наследия.
В целях обеспечения физической сохранности и историко-культурной ценности объектов культурного наследия Управлением в 2022 году:
1) выдано два задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения ("Здание водолечебницы", 1908 год и "Здание начального училища (Медицинское училище)", 1910 год);
2) выдано одно разрешение на разработку проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения ("Здание водолечебницы", 1908 год);
3) согласована одна проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения ("Здание водолечебницы", 1908 год);
4) выдано шесть разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения (Бюст Нэгумэ Шорэ", 1972 год, "Памятник М.Х. Шовгенову", 1972 год, "Доходный дом Каплановых (гостиница Майкоп)", 1912 год, "Дом Зиньковецкого (Дом офицеров)", 1907 год, ("Скульптура В.И. Ленину", 1967 с. Гиагинская, "Здание начального училища (Медицинское училище)", 1910 год (нарушения не выявлены).
Также в рамках федеральной целевой программы "Увековечение памяти погибших при защите отечества на 2019 - 2024 годы в 2021 году на 4 объектах культурного наследия посвященных Великой Отечественной войне проведены мероприятия по сохранению объектов культурного наследия.
В ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом в отношении объектов культурного наследия был установлен факт повреждения выявленного объекта культурного наследия "Скульптура В.И. Ленина" (расположен по адресу: Республика Адыгея, Теучежский район, аул Габукай, у здания Дома культуры). Причиной вышеуказанного повреждения послужило падение дерева на памятник при неблагоприятных климатических условиях, что повлекло несоблюдение обязательных требований охранного обязательства (статья 45 Федерального закона). Теучежским районным судом 26 апреля 2022 года вынесено постановление о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50 тысяч рублей по статье 7.13 КоАП РФ администрации муниципального образования "Габукайское сельское поселение".
Кроме того, выявлен факт повреждения объекта культурного наследия регионального значения "Братская могила" (расположенного по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, станица Новосвободная). Причиной повреждения также послужило падение дерева на памятник при неблагоприятных климатических условиях, что повлекло несоблюдение обязательных требований охранного обязательства (статья 47.3 Федерального закона). По данному факту Управлением проведено административное расследование, материалы которого 1 июня 2022 года рассмотрел Майкопский районный суд и в результате чего вынесено постановление о привлечении администрации муниципального образования "Абадзехское сельское поселение" к административной ответственности по статье 7.13 КоАП РФ.
Управление взаимодействует со следующими органами государственной власти:
- Прокуратура Республики Адыгея - направление информации о выявленных нарушениях, требующих принятия мер прокурорского реагирования;
- Городские и районные прокуратуры - по требованию прокурора выделение специалиста от Управления для проведения проверок на объектах культурного наследия городскими и районными прокуратурами;
- Главное управление МЧС по Республике Адыгея - обмен информацией по объектам культурного наследия (о причинах ЧС на объектах);
- Правоохранительные органы - направление информации для установления лиц допустивших нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия, направление информации о совершенном нарушении законодательства в области охраны объектов культурного наследия для принятия решения о возбуждении дела по статьям 243 - 243.3 Уголовного кодекса Российской Федерации.
4. Наиболее типичные нарушения обязательных требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия
Типичными нарушениями обязательных требований действующего законодательства в области охраны объектов культурного наследия являются:
- неосуществление собственником (пользователем) объекта культурного наследия расходов на сохранение, содержание объекта культурного наследия;
- не поступление в уполномоченный орган по охране объектов культурного наследия уведомления об исполнении требований охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия;
- нарушение порядка установки информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
- нарушение собственниками и (или) пользователями объектов культурного наследия Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объекта культурного наследия, включённого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства Культуры Российской Федерации от 20 ноября 2015 года N 2834).
Анализ причин и условий, способствующих совершению правонарушений показывает, что подконтрольные субъекты в большинстве случаев не в состоянии обеспечить соблюдение обязательных требований в силу игнорирования норм действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов, трудностей в понимании существа обязательных требований, отсутствия средств на сохранение объектов культурного наследия.
5. Проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований
В целях предупреждения нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований законодательства, выявления причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, и определения способов устранения или снижения рисков возникновения нарушений обязательных требований законодательства Управлением осуществляются мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с Руководством по соблюдению обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия.
Кроме того, осуществляется информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований законодательства и иных правовых актов путем направления информационных писем, посредством семинаров, разъяснительной работы по телефону в рабочем порядке и при личных встречах.
На постоянной основе осуществляется консультирование органов местного самоуправления, по вопросам недопущения нарушений обязательных требований законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия.
6. Разъяснения по соблюдению действующих обязательных требований законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия
Обязательные требования подлежат исполнению органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и их уполномоченными представителями и физическими лицами являющимися правообладателями объектов культурного наследия либо осуществляющими деятельности в отношении объектов культурного наследия в границах их территорий, зон охраны, на земельных участках непосредственно связанных с земельным участком в границах территории объектов культурного наследия.
В соответствии со статьей 48 Федерального закона объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Согласно статьям 47.2 и 47.3 Федерального закона на собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия возлагается обязанность по сохранению объекта культурного наследия и осуществлению расходов на его содержание и поддержание в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Статья 45 Федерального закона устанавливает порядок проведения мероприятий по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, и выявленного объекта культурного наследия.
В соответствии с порядком, работы по сохранению объектов культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
Работы на объекте культурного наследия проводятся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия лицо, осуществлявшее научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представляет в Управление, выдавшее разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах. Управление утверждает представленную ему отчетную документацию в течение тридцати рабочих дней со дня ее представления в случае, если работы по сохранению объекта культурного наследия выполнены с требованиями законодательства об охране объектов культурного наследия.
Состав и порядок утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Согласно пункту 9 статьи 48 Федерального закона в случае, если к моменту заключения договора, предусматривающего передачу права собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом не оформлены охранные документы, предусмотренные статьей 47.6 Федерального закона или охранно-арендный договор, охранный договор или охранное обязательство в отношении памятника истории и культуры, охранное обязательство собственника объекта культурного наследия или охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия, а также паспорт объекта культурного наследия (при его наличии), лицо, у которого на основании указанных договоров возникает право собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 Федерального закона, соблюдать установленный статьей 5.1 Федерального закона особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, до момента вручения такому лицу охранного обязательства и паспорт объекта археологического наследия.
Согласно пункту 11 статьи 47.6 Федерального закона выполнения требований, содержащихся в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, утвержденном приказом Министерства культуры РФ от 13 июля 2020 г. N 774 "Об утверждении формы охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", и порядка его подготовки и утверждения лицу, у которого оформлено охранное обязательство, ежегодно в срок не позднее 1 июля года, следующего за отчетным, необходимо представлять в Управление уведомление о выполнении требований охранного обязательства в отношении принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо их части.
Уведомление должно содержать сведения об исполнении требований, установленных охранным обязательством и иными актами органа охраны объектов культурного наследия.
К уведомлению должны прилагаться фотографические изображения объекта культурного наследия/земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, позволяющие зафиксировать индивидуальные особенности объекта культурного наследия на момент представления Уведомления.
Уведомление подписывается соответствующим физическим лицом, либо руководителем соответствующего юридического лица, с указанием даты составления уведомления.
Уведомление направляется ответственным лицом в Управление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
7. Ответственность за нарушения законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия
За нарушение законодательства об охране объектов культурного наследия должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Административная ответственность за нарушение законодательства в области охраны объектов культурного наследия предусмотрена статьями 7.13 - 7.15.1 КоАП РФ.
Административная ответственность наступает в случае нарушения требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушения режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, в случае проведения работ по сохранению объекта культурного наследия либо проведения археологических разведок без разрешения Управления, в случае уничтожения или повреждения объектов культурного наследия (применяется только в отношении юридических лиц), при совершении сделок с археологическими предметами и в иных случаях.
Уголовная ответственность за нарушение законодательства в области охраны объектов культурного наследия предусмотрена статьями 243 - 243.3 УК РФ.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Управления по охране и использованию объектов культурного наследия Республики Адыгея от 28 марта 2023 г. N 83 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.