Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Приоритеты в обеспечении кадрами системы образования
16. Государственная кадровая политика в условиях реализации национального проекта "Образование" направлена на повышение уровня обеспеченности квалифицированными кадрами в соответствии с изменяющимися внешними и внутренними условиями. Приоритетами в сфере образования являются организация профориентационной работы с обучающимися, организация обучения по договорам целевого обучения и повышение квалификации.
17. Профориентационная работа решает две приоритетные задачи: обеспечение сбалансированности в подготовке кадров (по уровню и по профилю образования) для отраслей экономики региона и обеспечение готовности обучающихся к осознанному профессиональному самоопределению в соответствии с личными интересами и интересами Костромской области.
18. В Костромской области сложились все элементы профориентационной работы с обучающимися.
Для обеспечения практико-ориентированного характера профориентационной работы для дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования созданы возможности для использования потенциала профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования и образовательных организаций высшего образования, площадки работодателей для проведения уроков "Технология", мастер-классов, профессиональных проб, экскурсий.
19. В системе образования Костромской области работает сетевое профессиональное сообщество специалистов в области профессиональной ориентации обучающихся.
На портале "Образование Костромской области" функционирует региональный профориентационный Интернет-ресурс "Моя профессиональная карьера", обеспечивающий информационное и методическое сопровождение профориентационной работы. Статистика посещений Интернет-ресурса "Моя профессиональная карьера" составляет 20 тыс. посещений в месяц.
20. В сравнении с 2019-2020 учебным годом в текущем учебном году процесс организации профильного обучения получил свое развитие: увеличилась на 11% доля образовательных организаций, в которых открыты профильные классы (82% от общего числа средних общеобразовательных школ), на 24% увеличилось количество профильных классов и групп.
21. В 2020-2021 учебном году действуют 85 профильных класса и групп социально-экономической и гуманитарной направленностей, 49 профильных классов и групп естественно-научного профиля и 32 класса и профильных групп математической и технической направленности. В 2020 году отмечена тенденция незначительного снижения количества профильных классов и групп по всем профильным направлениям. Однако в связи с введением в 2020-2021 учебном году на уровне среднего общего образования федеральных государственных образовательных стандартов увеличилось количество классов с универсальным профилем: 94 в 10 классах, 34 - в 11 классах.
22. В Костромской области подготовку кадров для отрасли "Образование" обеспечивают 3 образовательные организации - областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Галичский педагогический колледж Костромской области" (далее - Галичский педагогический колледж), областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Шарьинский педагогический колледж Костромской области" (далее - Шарьинский педагогический колледж) и федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Костромской государственный университет" (далее - КГУ).
23. По педагогическим направлениям подготовки (специальностям) по очной форме обучения в данных образовательных организациях обучается 1 154 человека, в том числе 604 в КГУ, 550 в Шарьинском педагогическом колледже и Галичском педагогическом колледже. Из них договоры целевого обучения заключили 275 человек, в том числе 100 студентов КГУ (16,6%), 175 студентов Шарьинского педагогического колледжа и Галичского педагогического колледжа (31,8%).
В 2020 году по договорам целевого обучения на педагогические направления подготовки в КГУ поступили 29 человек (в 2019 году - 21 человек), из них 24 человека - на очную форму обучения.
24. При этом по-прежнему заключается незначительное количество договоров целевого обучения со старшекурсниками. Например, в 2020 году со студентами выпускных курсов педагогических направлений подготовки заключено 4 договора целевого обучения, все заключены образовательными организациями города Костромы.
Кроме того, 12 человек, поступивших в педагогические колледжи, уже имели заключенные договоры целевого обучения.
25. На 2021 год КГУ на педагогические направления подготовки установлены контрольные цифры приема на 359 мест, в том числе 218 на бакалавриат по очной форме обучения. На 2021 год департаментом образования и науки Костромской области утверждены педагогическим колледжам контрольные цифры приема по педагогическим направлениям подготовки в объеме 250 мест, в том числе 200 по очной форме обучения. Целевой прием по программам среднего профессионального образования российским законодательством не предусмотрен.
26. С учетом потребности в педагогических кадрах, привлечения выпускников педагогических вузов необходимо увеличить заключение целевых договоров, в том числе и с поступающими в педагогические вузы, расположенные в других субъектах Российской Федерации.
27. В области обеспечено развития кадрового потенциала системы образования Костромской области за счет организации повышения квалификации и переподготовки.
Так, областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Костромской областной институт развития образования" (далее - КОИРО) в рамках государственного задания осуществляет повышение квалификации педагогических и управленческих работников муниципальных и государственных образовательных организаций. Ежегодно обучение по дополнительным программам повышения квалификации проходят более 4 тыс. слушателей. Разработана и реализуется модель персонифицированного повышения квалификации. Однако только 25% слушателей имеют возможность обучаться по индивидуальным образовательным программам на основе выявленных профессиональных дефицитов.
КОИРО, КГУ, Шарьинский и Галичский педагогические колледжи осуществляют переподготовку кадров. Переподготовка кадров в данных организациях ориентирована на запросы образовательных организаций. Ежегодно по таким программам обучается свыше 400 слушателей.
28. В рамках реализации обновление профессиональных компетенций и повышение уровня подготовки управленческих и педагогических кадров в условиях реализации национального проекта "Образование" требуют большей степени мобильности и гибкости системы повышения квалификации, отвечающей на запросы педагогов и образовательных организаций.
29. Важным нововведением в региональной структуре повышения квалификации станет создание центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее - ЦНППМПР), функционирующего на основе иной организационной модели и использующего программы повышения квалификации педагогов принципиально нового содержания.
Создание ЦНППМПР, который берет на себя функции анализа диагностики профессиональных компетенций педагогических работников и оказывает им помощь в построении индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечит педагогическим работникам Костромской области возможности для своевременной адаптации к меняющимся условиям (технологии и содержание образования).
Функционирование ЦНППМПР должно способствовать развитию условий для непрерывного и планомерного повышения квалификации педагогических работников, в том числе на основе использования современных цифровых технологий, формирования профессиональных ассоциаций и участия педагогов в их работе, участия в программах обмена опытом и лучшими практиками, привлечения работодателей к дополнительному профессиональному образованию педагогических работников, в том числе в форме стажировок.
ЦНППМПР будет функционировать как структурное подразделение КОИРО, осуществляющего деятельность по образовательным программам дополнительного профессионального образования педагогических работников, по модели "стандарт" исходя из общей численности педагогических работников общего, дополнительного и профессионального образования в Костромской области.
30. С учетом анализа сложившейся ситуации, для решения задач и выработки согласованных действий департамента образования и науки Костромской области, органов местного самоуправления, образовательных организаций, осуществляющих подготовку граждан в сфере образования, организаций дополнительного профессионального образования, профессиональных общественных организаций, в целях повышения эффективности и совершенствования механизмов развития кадрового обеспечения системы образования Костромской области в качестве основных направлений кадровой политики и основных мероприятий можно выделить следующие:
1) развитие механизмов прогнозирования потребности в кадрах и формирования заказа на подготовку и переподготовку кадров для системы образования Костромской области;
2) разработка мер, направленных на повышение статуса и жизненного стандарта педагогических работников в Костромской области;
3) обеспечение роста профессионального мастерства работников системы образования Костромской области;
4) совершенствование мер поддержки, стимулирования и сопровождения молодых специалистов системы образования Костромской области, привлечения к педагогической деятельности выпускников (и студентов) непедагогических профессиональных образовательных организаций и вузов;
5) создание системы допрофессиональной педагогической подготовки школьников.
Раздел III дополнен пунктом 30.1 с 13 декабря 2021 г. - Распоряжение администрации Костромской области от 13 декабря 2021 г. N 320-ра
30.1. Государственная кадровая политика в условиях реализации национального проекта "Образование" направлена на повышение уровня обеспеченности квалифицированными кадрами в соответствии с изменяющимися внешними и внутренними условиями.
Анализ сложившейся ситуации позволяет сделать вывод, что кадровая политика по отрасли "Образование" сегодня требует новых мероприятий, связанных с мотивированием, качественной, соответствующей современным требованиям подготовкой, трудоустройством, сопровождением молодых специалистов и закреплением учителей в образовательных учреждениях.
По данным мониторинговых исследований, у выпускников школ отмечается низкая мотивация на педагогические профессии.
Сегодня студенты вузов могут поступать в образовательную организацию по договору целевого обучения в рамках целевой квоты либо заключить данный договор в период обучения. Основной задачей для эффективной организации заключения целевых договоров на обучение по педагогическим направлениям подготовки становится соотнесение потребности муниципального образования, намерений выпускников и распределения Костромским государственным университетом квоты целевого приема по профилям педагогических направлений подготовки с учетом востребованности.
Возникают проблемы в процессе профессионального обучения педагогов. Существенно изменяются требования к компетентности педагога, что не всегда учитывается при реализации профессиональных образовательных программ.
В области слабо функционирует система привлечения, закрепления, профессиональной поддержки и сопровождения молодых педагогов. В результате в зависимости от специальности на работу в школу идут от 20 до 60% молодых учителей, окончивших университет, но многие из них уходят из школы, не проработав год.
Проблема нехватки педагогических работников наиболее актуальна для системы общего образования.
Потребность в педагогических работниках на 2021-2022 учебный год составляет 488 человек (из них 408 - учителя), потребность в 2022 - 2027 годах - 912 педагогов (из них 806 человек - учителя). Наибольшая потребность в учителях прогнозируется по следующим специальностям: учителя начальных классов (276 человек), учителя русского языка и литературы (199 человек), учителя математики (171 человек), учителя иностранного языка (158 человек).
Для педагогических коллективов системы общего образования актуальна проблема "старения" педагогических кадров. Так, доля учителей в возрасте свыше 55 лет в 2021 году составила 29,6% (в 2016 году - 24,6%). В половине муниципальных образований - Нерехтском (39,5%), Антроповском (39,0%), Макарьевском (38,5%), Поназыревском (38,2%), Октябрьском (37,8%), Нейском (37,6%), Буйском (37,1%), г. Мантурово (35,9%), Сусанинском (35,5%), Пыщугском (35,4%), г. Галиче (34,2%), Костромском (32,8%), Межевском (31,6%) Вохомском (31,2%) - показатель доли педагогов пенсионного возраста превышает 30%, а в Кологривском (59,6%) составляет почти 60%.
Доля учителей в возрасте до 35 лет выросла с 18,9% в 2016 году до 20,7% в 2021 году. Вместе с тем уменьшилась доля учителей в возрасте 35-45 лет - с 22,3% до 16,7% за период с 2016 по 2021 год.
В возрастной структуре педагогических работников образовательных организаций от 25 до 35 лет наблюдается диспропорция. Доля учителей в возрасте 25-35 лет (14,3%) меньше доли учителей в возрасте 55 и выше (29,6%), при этом доля проработавших в сфере образования свыше 20 лет в 5,2 раза больше, чем со стажем от 5 до 10 лет.
На основании проведенного анализа можно выделить три основные группы проблем в кадровой политики по отрасли "Образование": входа в профессию, подготовки кадров в профессиональных образовательных организациях и удержания в профессии.
Мероприятия, представленные в приложении N 8 к Программе, направлены на преодоление указанных проблем и обеспечение поддержки педагогических кадров образовательных организаций Костромской области:
совершенствование мер поддержки и материального стимулирования лиц, заключивших договор о целевом обучении;
развитие механизмов предоставления жилья по договорам найма жилого помещения педагогам муниципальных образовательных организаций Костромской области;
выделение дополнительных мер поддержки педагогам до 35 лет образовательных организаций Костромской области на приобретение жилья (ипотечное кредитование), привлечение к педагогической деятельности лиц непедагогических профессиональных образовательных организаций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.