г. Краснодар |
|
01 сентября 2015 г. |
Дело N А32-1120/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2015 г.
Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от ответчика - индивидуального предпринимателя Марченко Игоря Ивановича - Еремеевой А.Н. (доверенность от 24.03.2014), от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Краснодарский ипподром" - Козловой М.В. (доверенность от 20.05.2015) и Кузьмина П.Н. (доверенность от 28.08.2015), в отсутствие истца - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), ответчика - администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799) и третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Конезавод "Олимп Кубани"", извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.01.2015 (судья Гречко О.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015 (судьи Авдонина Н.В., Ломидзе О.Г., Малыхина М.Н.) по делу N А32-1120/2014, установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) обратилось в арбитражный суд к Администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) и индивидуальному предпринимателю Марченко И.И. (далее - предприниматель) со следующими требованиями:
- признать недействительным постановление администрации от 20.02.2012 N 1460 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Конезавод "Олимп Кубани"" земельного участка в Калининском сельском округе" в редакции постановления администрации от 16.03.2012 N 2112 "О внесении изменений в постановление администрации от 20.02.2012 N 1460";
- признать недействительным (ничтожным) договор от 06.06.2012 N 4300018492 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:919 площадью 3993 кв. м, расположенного по адресу: г. Краснодар, Калининский сельский округ, ул. Беговая, 18, заключенный между администрацией и предпринимателем;
- применить последствия недействительности сделки в виде признания отсутствующим права аренды предпринимателя на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0000000:919, зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) 03.07.2012 за номером 23-23-01/449/2012-792.
Требования мотивированы отсутствием у администрации полномочий на заключение договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:919, собственником которого является Российская Федерация (статья 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс)). Указанный участок образован из земельных участков, ранее предоставленных Краснодарскому краевому ипподрому и государственному конному заводу "Кубань" на праве постоянного (бессрочного) пользования (государственный акт серии КК-2 N 401001227). Право федеральной собственности на земельный участок возникло на основании статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ). Разграничение земельного участка в пользу Российской Федерации обусловлено нахождением в федеральной собственности находящегося на участке имущественного комплекса правопредшественника общества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Краснодарский ипподром" и ООО "Конезавод "Олимп Кубани"".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.01.2015, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015, в удовлетворении требований отказано.
Судебные инстанции установили, что по сведениям государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) земельный участок площадью 3993 кв. м поставлен на государственный кадастровый учет 07.09.2011 с присвоением кадастрового номера 23:43:0000000:919 и имеет разрешенное использование - размещение автостоянки служебного пользования. На основании постановления администрации от 20.02.2012 N 1460 с ООО "Конезавод "Олимп Кубани"" заключен договор аренды от 06.06.2012 N 4300018492 земельного участка площадью 3993 кв. м с кадастровым номером 23:43:0000000:919, который 03.07.2012 зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю. По договору перенайма от 28.08.2012, зарегистрированному 10.10.2012, права и обязанности арендатора (ООО "Конезавод "Олимп Кубани"") переданы предпринимателю. На указанный земельный участок 17.01.2014 зарегистрировано право собственности за Российской Федерацией. Полагая, что администрация неправомерно распорядилась земельным участком, являющимся федеральной собственностью, территориальное управление обратилось в суд с заявленными требованиями. Судебные инстанции при разрешении спора исходили из следующих обстоятельств. По положению о Краснодарском краевом ипподроме (утверждено решением исполнительного комитета Краснодарского городского Совета депутатов трудящихся от 25.06.1943) ипподром наделялся правами юридического лица и находился в непосредственном подчинении Конупра Краснодарского Крайзо. Решением исполнительного комитета Краснодарского городского Совета народных депутатов от 30.01.1979 N 51/29 из пользования совхоза "Краснодарский" (Прикубанский район, второе отделение) изъят участок площадью 3 га и предоставлен Краснодарскому краевому ипподрому под размещение автостоянки для служебного пользования. Документы, удостоверяющие право на земельный участок (государственный акт, свидетельство), не оформлялись и не выдавались. Министерством сельского хозяйства РСФСР издан приказ от 22.11.1985 N 678 "Об организации конного завода "Кубань" в Краснодарском крае", согласно которому конный завод "Кубань" с ипподромом организуется по ходатайству Краснодарского крайисполкома от 16.08.1985 с общей земельной площадью 1409 га и с подчинением Управлению сельского хозяйства Краснодарского крайисполкома. В состав конного завода "Кубань" в качестве структурной единицы включен Кубанский краевой ипподром. Государственный акт серии КК-2 N 401001227 на право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком площадью 57 га выдан государственному племенному конному заводу "Кубань" на основании постановления администрации Краснодарского края от 17.08.1992 N 38 и постановления администрации от 16.09.1992 N 454. По ходатайству трудового коллектива конного завода "Кубань" Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в 1993 году принято решение о реорганизации завода. На основании решения от 14.12.1993 трудового коллектива утвержден план приватизации конного завода "Кубань", которая осуществлялась в форме преобразования в товарищество с ограниченной ответственностью с долей государства (Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 N 708). В плане приватизации конного завода отражено землепользование в составе двух участков. На одном участке (площадью 1699 га), расположенном в северо-западной части Динского района в границах Нововеличковского сельсовета (пос. Дальний), размещено все подсобное хозяйство. На втором участке (площадью 57 га), расположенном в юго-западной части г. Краснодара, размещается контора ипподрома (государственный акт серии КК-2 N 401001227). По договору от 14.04.1994 N 539 доля государства выкуплена ТОО "Олимп Кубани", в подтверждение чего Фондом государственного имущества Краснодарского края покупателю выдано свидетельство о праве собственности от 13.05.1994 N 529. Относимость земельного участка, предоставленного в 1979 году Краснодарскому краевому ипподрому под размещение автостоянки, к участку площадью 57 га, предоставленному на основании постановления администрации Краснодарского края от 17.08.1992 N 38 и постановления администрации от 16.09.1992 N 454, оформленному государственным актом серии КК-2 N 401001227, и указанному в плане приватизации конного завода "Кубань", документально не подтверждена. Спорный участок не имеет общих границ с земельным участком, на котором расположены строения и сооружении ипподрома и который отводился в соответствии с государственным актом на землю (между участками проходит дорога общего пользования). На участке с кадастровым номером 23:43:0000000:919 отсутствуют объекты федеральной собственности. Основания и порядок разграничения государственной собственности на землю в период с 20.12.2001 по 01.07.2006 регулировались Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон N 101-ФЗ), с 01.07.2006 - статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ. Истец документально не подтвердил, что земельный участок с кадастровым номером 23:43:0000000:919 до предоставления его обществу "Конезавод "Олимп Кубани"" был разграничен в порядке, установленном названными Федеральными законами (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)). Возражения ответчиков о том, что в период принятия администрацией решения о передаче земельного участка и заключения договора аренды спорный земельный участок являлся неразграниченным, и им вправе была распоряжаться администрация (абзац второй пункта 10 статьи 3 Вводного закона), территориальным управлением документально не опровергнуты. С учетом изложенных обстоятельств, судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии у территориального управления правовых оснований для оспаривания договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:919 по основанию отсутствия у администрации в спорный период полномочий на распоряжение этим участком. Довод истца о том, что при выходе ООО "Краснодарский ипподром" из состава ООО "Конезавод "Олимп Кубани"" сторонами было заключено соглашение о выдаче имущества в натуре от 24.02.2005 и соглашение об отступном от 25.02.2005, а в перечень подлежащего передаче имущества вошла автостоянка, расположенная на спорном участке, судами отклонен. При формировании границ участка под оформление автостоянки ООО "Краснодарский ипподром" было установлено, что часть земельного участка отчуждена на праве аренды в пользование ООО "Конезавод "Олимп Кубани"". Территориальное управление не вправе оспаривать принятое администрацией решение о предоставлении ООО "Конезавод "Олимп Кубани"" земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:919 и договор аренды от 06.06.2012 в интересах ООО "Краснодарский ипподром" (т. 1, л. д. 218; т. 2, л. д. 98).
Территориальное управление обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм материального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. На основании государственного акта от 24.11.1993 серии КК-2 N 401001227 государственному конному заводу "Кубань" на праве бессрочного (постоянного) пользования был предоставлен земельный участок площадью 57 га. При приватизации государственного предприятия (реорганизации его в ТОО "Олимп Кубани") и последующем выкупе товариществом у Фонда государственного имущества Краснодарского края доли государственного имущества, земельные участки в собственность товариществу не передавались. Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0000000:919 является частью участка с кадастровым номером 23:43:0000000:104 (единое землепользование), внесенного в ГКН как ранее учтенного в 2005 году на основании инвентаризационной описи ранее учтенных земельных участков. Поэтому в силу норм статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ участок с кадастровым номером 23:43:0000000:919 относится к федеральному уровню собственности. Разграничение земельного участка в пользу Российской Федерации обусловлено нахождением в федеральной собственности находящегося на участке имущественного комплекса правопредшественника общества "Конезавод "Олимп Кубани"".
ООО "Краснодарский ипподром" в отзыве поддержало доводы кассационной жалобы территориального управления. Указало, что согласно пункту 7 Приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 государственные племенные и конные заводы относятся исключительно к федеральной собственности. Следовательно, созданный Министерством сельского хозяйства РСФСР конный завод "Кубань", включивший в состав Краснодарский краевой ипподром, наделенный земельным участком площадью 3 га (решение исполнительного комитета Краснодарского городского Совета народных депутатов от 30.01.1979 N 51/29), относится к собственности Российской Федерации. В связи с закреплением за конным заводом "Кубань" спорного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования участок признается разграниченным (статья 3.1 Закона N 137-ФЗ). Поскольку суды первой и апелляционной инстанций пришли к ошибочному выводу об отсутствии оснований для возникновения права федеральной собственности на спорный земельный участок, дело следует направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Предприниматель в отзыве сослался на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. Ответчик полагает обоснованным вывод судебных инстанций об отсутствии у территориального управления оснований для оспаривания постановления администрации от 20.02.2012 N 1460 и договора аренды от 06.06.2012 N 4300018492 по мотиву отсутствия у администрации полномочий на распоряжение участком с кадастровым номером 23:43:0000000:919. Право собственности Российской Федерации на указанный земельный участок зарегистрировано через два года после издания органом местного самоуправления оспариваемого постановления. На момент издания указанного постановления и заключения договора аренды земельный участок относился к объектам, государственная собственность на который не была разграничена (статья 3.1 Закона N 137-ФЗ). Спорный участок свободен от объектов недвижимости, что подтверждается заключением управления муниципального контроля муниципального образования город Краснодар от 30.08.2013 N 2026а/н. Правообладатель ТОО "Олимп Кубани" (ООО "Конезавод "Олимп Кубани"") в период принятия законодательства о разграничении земель, находящихся в публичной собственности, не являлось предприятием (некоммерческой организацией), созданными федеральными органами государственной власти. Не относился к таким предприятиям (организациям) и Краснодарский краевой ипподром, находившийся в период принятия решения от 30.01.1979 N 51/29 в непосредственном подчинении Конупра Краснодарского Крайзо. Утверждение истца о том, что спорный земельный участок был предоставлен на основании государственного акта от 24.11.1993 N 1227, выданного племенному конному заводу "Кубань", противоречит материалам дела. Названный акт оформлен на основании постановления администрации Краснодарского края от 17.08.1992 N 38 и постановления администрации от 16.09.1992 N 454. Согласно государственному акту, конному заводу "Кубань" предоставлен земельный участок площадью 57 га для сельскохозяйственного использования и имеющий иные адресные ориентиры. Материалы дела (схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 25.01.2011, межевой план от 04.08.2011) подтверждают, что спорный участок не имеет общих границ с земельным участком, на котором расположены объекты ипподрома и который отводился на основании государственного акта на землю. Между земельными участками проходит дорога общего пользования. Отсутствуют и какие-либо достоверные сведения о том, что спорный участок формировался из земельного участка, поставленного на кадастровый учет на основании государственного акта на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком от 24.11.1993 N 1227. Кроме того, по данным администрации, на земельный участок, предоставленный решением Краснодарского городского Совета народных депутатов от 30.01.1979 N 51/29, документ, удостоверяющий право на землю (государственный акт, свидетельство) не выдавался. С учетом изложенного, вывод судебных инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения иска является обоснованным.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представители общества "Краснодарский ипподром" поддержали доводы жалобы и своего отзыва, представитель предпринимателя возражал против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве (возражениях).
Иные участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), выслушав представителей ответчика и третьего лица, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, администрацией принято постановление от 20.02.2012 N 1460 о предоставлении ООО "Конезавод "Олимп Кубани"" в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:919 (т. 1, л. д. 92).
По сведениям ГКН, подтвержденным кадастровым паспортом земельного участка от 05.02.2014 N 2343/12/1-86741, земельный участок площадью 3993 кв. м поставлен на государственный кадастровый учет 07.09.2011 с присвоением кадастрового номера 23:43:0000000:919. Участок расположен по адресу: г. Краснодар, Калининский сельский округ, ул. Беговая, 28 и имеет вид разрешенного использования - размещение автостоянки служебного пользования (т. 1, л. д. 59).
На основании постановления от 20.02.2012 N 1460 администрацией (арендодатель) и ООО "Конезавод "Олимп Кубани"" заключен договор от 06.06.2012 N 4300018492 аренды земельного участка площадью 3993 кв. м с кадастровым номером 23:43:0000000:919, расположенного по ул. Беговой, 28 в Калининском сельском округе г. Краснодара. Земельный участок предоставлен арендатору на срок по 20.02.2061 для размещения автостоянки служебного пользования (т. 1, л. д. 86 - 91).
Договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю 03.07.2012 (т. 1, л. д. 102).
По договору от 28.08.2012, государственная регистрация которого произведена 10.10.2012, ООО "Конезавод "Олимп Кубани"" уступило свои права и обязанности по договору от 06.06.2012 N 4300018492 предпринимателю (т. 1, л. д. 100 - 105).
Земельный участок площадью 3993 кв. м с кадастровым номером 23:43:0000000:919 передан предпринимателю по акту от 28.08.2012 (т. 1, л. д. 106).
17 января 2014 года на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0000000:919, расположенный по адресу: г. Краснодар, Калининский сельский округ, ул. Беговая, 28, зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.01.2014 серии 23-АМ N 201032 и выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16.04.2014 (т. 1, л. д. 156, 175).
Полагая, что при принятии постановления от 20.02.2012 N 1460 и предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:919 (договор аренды от 06.06.2012 N 4300018492) администрация превысила полномочия, предоставленные ей законом (распорядилась участком, являющимся федеральной собственностью), территориальное управление обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
Исходя из части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 Кодекса для признания недействительным ненормативного правового акта, принятого органом, осуществляющим публичные полномочия, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) заявителя.
Статья 166 Гражданского кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) определяет, что сделка недействительна по основаниям, установленным данным Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом.
Заинтересованным в судебной защите является лицо, имеющее законное право или охраняемый законом интерес, а предъявленный этим лицом иск выступает средством защиты его нарушенного права и законных интересов. Под заинтересованным лицом следует понимать лицо, имеющее юридически значимый интерес в данном деле. Такая юридическая заинтересованность может признаваться за участниками сделки либо за лицами, чьи права и законные интересы прямо нарушены оспариваемой сделкой.
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (статья 168 Гражданского кодекса).
В обоснование заявленных требований территориальное управление ссылается на принадлежность земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:919 на праве собственности Российской Федерации (статья 3.1 Закона N 137-ФЗ) и отсутствие у администрации полномочий на распоряжение им (статьи 209, 608 Гражданского кодекса). Истец полагает, что спорный участок является частью земельного участка (площадью 57 га), закрепленного на праве постоянного (бессрочного) пользования (государственный акт от 24.11.1993 серии КК-2 N 401001227) за конным заводом "Кубань". Разграничение участка с кадастровым номером 23:43:0000000:919 в пользу Российской Федерации обусловлено нахождением в федеральной собственности находящегося на данном земельном участке имущественного комплекса правопредшественника ООО "Конезавод "Олимп Кубани"".
Одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (подпункт 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - Земельный кодекс).
Основания и порядок разграничения государственной собственности на землю регулировались с 20.12.2001 по 01.07.2006 Законом N 101-ФЗ, с 01.07.2006 - Законом N 137-ФЗ.
Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю (часть 2 статьи 2 Закона N 101-ФЗ).
В статьях 3, 4 и 5 названного Закона приведены основания внесения земельных участков в соответствующие перечни, утверждаемые актами Правительства Российской Федерации. Подготовка и согласование указанных перечней земельных участков производилась в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 N 140.
Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", который вступил в силу с 01.07.2006 (статья 5), Закон N 101-ФЗ признан утратившим силу.
Закон N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ) дополнен статьей 3.1, в которой определены критерии разграничения государственной собственности на землю, позволяющие земельные участки считать отнесенными к соответствующему уровню государственной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в том числе: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Из пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ (действовавшего до 01.03.2015) следует, что осуществление распоряжения земельными участками, отвечающими критериям, перечисленным в статье 3.1, возможно только после государственной регистрации права собственности на эти земельные участки. Право распоряжения земельными участками до государственной регистрации права собственности предоставлено органам местного самоуправления в отношении тех земельных участков, которые не отвечают критериям, указанным в пункте 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ.
Исследовав представленные в дело доказательства (т. 1, л. д. 13 - 24, 26, 32 - 37, 86, 117 - 129, 136 - 141, 145 - 147; т. 2, л. д. 53 - 56), оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции установили следующие существенные обстоятельства. По положению о Краснодарском краевом ипподроме, утвержденному решением исполнительного комитета Краснодарского городского Совета депутатов трудящихся от 25.06.1943, ипподром наделялся правами юридического лица и находился в непосредственном подчинении Конупра Краснодарского Крайзо. Решением исполкома Краснодарского городского Совета народных депутатов от 30.01.1979 N 51/29 из пользования совхоза "Краснодарский" (Прикубанский район, второе отделение) изъят земельный участок площадью 3 га и предоставлен Краснодарскому краевому ипподрому под размещение автостоянки для служебного пользования, границы которого определены на плане. Документы, подтверждающие право на земельный участок (государственный акт на право пользования землей, свидетельство), ипподрому не оформлялись и не выдавались. По ходатайству Краснодарского крайисполкома от 16.08.1985 Министерством сельского хозяйства РСФСР издан приказ от 22.11.1985 N 678 "Об организации конного завода "Кубань" в Краснодарском крае", согласно которому конный завод "Кубань" с ипподромом организуется для племенного коневодства с подчинением конного завода Управлению сельского хозяйства Краснодарского крайисполкома. В состав конного завода "Кубань" в качестве структурной единицы включен Кубанский краевой ипподром. Государственный акт серии КК-2 N 401001227 на право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком площадью 57 га выдан государственному племенному конному заводу "Кубань" на основании постановления администрации Краснодарского края от 17.08.1992 N 38 и постановления администрации г. Краснодара 16.09.1992 N 454. По ходатайству трудового коллектива конного завода "Кубань" Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в 1993 году принято решение о реорганизации (преобразовании) его в товарищество с ограниченной ответственностью. На основании решения трудового коллектива от 14.12.1993 о реорганизации конного завода утвержден план приватизации предприятия, согласно которому завод преобразовывался в товарищество с ограниченной ответственностью с долей государства (Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 N 708). В плане приватизации конного завода "Кубань" отражено, что землепользование предприятия состоит из двух участков. На одном участке (площадью 1699 га), расположенном в северо-западной части Динского района в границах Нововеличковского сельсовета (пос. Дальний), размещено все подсобное хозяйство. Второй земельный участок (площадью 57 га) расположен в юго-западной части г. Краснодара, на нем размещается контора ипподрома. По договору от 14.04.1994 N 539 доля государства была приобретена ТОО "Олимп Кубани", о чем последнему Фондом государственного имущества Краснодарского края выдано свидетельство о праве собственности от 13.05.1994 N 529. Относимость земельного участка, предоставленного Краснодарскому краевому ипподрому под размещение автостоянки в 1979 году (до создания конного завода "Кубань"), к земельному участку, предоставленному на основании постановления администрации Краснодарского края от 17.08.1992 N 38 и постановления администрации от 16.09.1992 N 454 (оформлен государственным актом серии КК-2 N 401001227), и указанному в плане приватизации конного завода "Кубань", не подтверждена документально. Материалы дела (схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, межевой план от 04.08.2011, кадастровые паспорта участков с кадастровыми номерами 23:43:0000000:919 и 23:43:0123002:101), подтверждают, что спорный участок не имеет общих границ с земельным участком, на котором расположены строения и сооружении ипподрома. Отсутствуют в деле и доказательства того, что на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0000000:919 находятся (располагались ранее) объекты федеральной собственности. Напротив, из информации, подготовленной органом местного самоуправления по итогам обследования земельного участка сотрудниками управления муниципального контроля администрации, следует, что спорный участок не огорожен, на нем отсутствуют капитальные (какие-либо иные) строения.
С учетом приведенных обстоятельств, судебные инстанции пришли к выводу о недоказанности территориальным управлением факта разграничения земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:919 в порядке, установленном Законом N 101-ФЗ и статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ. Истец документально не опроверг возражения ответчиков о том, что в период принятия решения о передаче земельного участка в аренду и заключения договора аренды этот участок являлся неразграниченным, и им вправе была распоряжаться администрация на основании пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Доводы жалобы территориального управления (земельный участок с кадастровым номером 23:43:0000000:919 на основании статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ относится к федеральному уровню собственности; спорный участок является частью земельного участка, предоставленного ранее для размещения имущественного комплекса Краснодарского краевого ипподрома - правопредшественника ООО "Конезавод "Олимп Кубани"") кассационной инстанцией не принимаются. Данные доводы заявителя противоречат фактическим обстоятельствам, установленным судами при разрешении спора, и имеющимся в деле доказательствам. С учетом положений части 2 статьи 287 Кодекса у кассационной инстанции отсутствуют процессуальные основания для переоценки исследованных судебными инстанциями доказательств. Исходя из правового обоснования искового заявления, обстоятельств разрешаемого спора и представленных в дело доказательств, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали территориальному управлению в удовлетворении заявленных требований.
Суды первой и апелляционной инстанций установили фактические обстоятельства спора, оценили имеющиеся в деле доказательства, правильно применили к отношениям сторон нормы материального права. Окружной суд не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
Заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.01.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015 по делу N А32-1120/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.