Постановление администрации Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики от 2 мая 2023 г. N 373
"Об утверждении муниципальной программы Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики "Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и повышение экологической безопасности"
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики, администрация Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики "Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и повышение экологической безопасности" (далее - Муниципальная программа).
2. Утвердить ответственным исполнителем Муниципальной программы отдел сельского хозяйства, экологии и земельных отношений администрации Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики.
3. Финансовому отделу администрации Шемуршинского муниципального округа при формировании проекта бюджета Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики на очередной финансовый год и на плановый период предусматривать бюджетные ассигнования на реализацию Муниципальной программы.
4. Признать утратившими силу постановления администрации Шемуршинского района Чувашской Республики:
от 29 декабря 2018 г. N 601 "Об утверждении муниципальной программы Шемуршинского района Чувашской Республики "Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и повышение экологической безопасности";
от 1 октября 2020 г. N 390 "О внесении изменений в постановление администрации Шемуршинского района Чувашской Республики от 29 декабря 2018 г. N 601";
от 31 января 2022 г. N 33 "О внесении изменений в постановление администрации Шемуршинского района Чувашской Республики от 29 декабря 2018 г. N 601";
от 16 июня 2022 г. N 332 "О внесении изменений в постановление администрации Шемуршинского района Чувашской Республики от 29 декабря 2018 г. N 601".
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на отдел сельского хозяйства, экологии и земельных отношений администрации Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики.
6. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2023 года.
Глава Шемуршинского |
А.В. Чамеев |
Утвержден
постановлением администрации
Шемуршинского муниципального
округа Чувашской Республики
от 2 мая 2023 г. N 373
Муниципальная программа
Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики "Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и повышение экологической безопасности"
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
Отдел сельского хозяйства, экологии и земельных отношений администрации Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики |
Соисполнители муниципальной программы |
Финансовый отдел администрации Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики; Отдел экономики и инвестиционной деятельности администрации Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики; Отдел сельского хозяйства, экологии и земельных отношений администрации Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики; |
Структура муниципальной программы |
Подпрограмма "Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Шемуршинского муниципальном округа Чувашской Республики на 2023 - 2035 годы"; |
Цели муниципальной программы |
Повышение уровня экологической безопасности и улучшение состояния окружающей среды; |
Задачи муниципальной программы |
Обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; |
Целевые индикаторы (показатели) муниципальной программы |
Увеличение доли расходов консолидированного бюджета Шемуршинского муниципального округа на охрану окружающей среды в общем объеме расходов консолидированного бюджета Шемуршинского муниципального округа до 0,08 процента; увеличение доли расходов консолидированного бюджета Шемуршинского муниципального округа на охрану окружающей среды в общем объеме средств, поступивших в бюджет Шемуршинского муниципального округа в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду, денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, сумм по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, до 42,4 процента; увеличение доли использованных и обезвреженных отходов производства и потребления в общем объеме образовавшихся отходов I-IV классов опасности до 62,8 процента; уменьшение объема образованных отходов I-IV классов опасности на 0,8 процента по сравнению с 2018 годом. |
Этапы и сроки реализации муниципальной программы |
1 этап - 2023 - 2025 годы 2 этап - 2026-2030 годы 3.этап - 2031 - 2035 года |
Объем средств бюджета Шемуршинского муниципального округа на финансирование муниципальной программы и прогнозная оценка привлекаемых на реализацию ее целей средств федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики, внебюджетных источников |
Прогнозируемый объем финансирования муниципальной программы составит 197,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год - 197,0 тыс. рублей; 2024 год - 0,0 тыс. рублей; 2025 год - 0,0 тыс. рублей; 2026 - 2030 годы - 0,0 тыс. рублей; 2031 - 2035 годы - 0,0 тыс. рублей. Из них средства: Федерального бюджета - 0,0 тыс. рублей в том числе: по годам 2023 год - 0,0 тыс. рублей; 2024 год - 0,0 тыс. рублей; 2025 год - 0,0 тыс. рублей; 2026 - 2030 годы - 0,0 тыс. рублей; 2031 - 2035 годы - 0,0 ты. рублей. Республиканского бюджета - 196,9 тыс. руб. рублей 2023 год - 196,9 тыс. рублей; 2024 год - 0,0 тыс. рублей; 2025 год - 0,0 тыс. рублей; 2026-2030 - 0,0 тыс. руб. рублей; 2031-2035 - 0,0 тыс. руб. рублей. Местный бюджет - 0,1 тыс. рублей в том числе: по годам 2023 год - 0,1 тыс. рублей; 2024 год - 0,0 тыс. рублей; 2025 год - 0,0 тыс. рублей; 2026 - 2030 годы - 0,0 тыс. руб. рублей; 2031 - 2035 годы - 0,0 тыс. руб. рублей. Объемы бюджетных ассигнований уточняются ежегодно при формировании местного бюджета Шемуршинского муниципального округа Чувашской республики на очередной финансовый год и плановый период. |
Ожидаемый результат реализации муниципальной программы |
создание новых рабочих мест, повышение занятости и уровня жизни населения; восстановление земель, подвергшихся нарушению; обеспечение сохранения биологического разнообразия на территории Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики; уменьшение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на компоненты природной среды за счет снижения выбросов на атмосферный воздух, очистки поверхностных и хозяйственно-бытовых стоков, переработки, обезвреживания и безопасного размещения отходов. |
Раздел 1. Характеристика потенциала природно-сырьевых ресурсов и экологической безопасности Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики
Шемуршинский муниципальный округ расположен в южной части Чувашской Республики и граничит с Батыревским, Яльчикским муниципальными округами и Дрожжановским районом Республики Татарстан. Территория района составляет 79912 га.
Через территории района проходит общероссийская автодорога Цивильск - Ульяновск, что играет немаловажную роль в развитии экономики.
Наиболее значимыми экологическими задачами в Шемуршинском муниципальном округе являются: снижение уровня загрязнения атмосферы, охрана почв и водных ресурсов, обеспечение населения качественной питьевой водой, переработка и утилизация отходов производства и потребления. Безопасное обращение с твердыми бытовыми отходами (далее - ТБО) в условиях современности, повышение уровня экологической безопасности и улучшение состояния окружающей среды являются одними из основных требований способствующих улучшению качества жизни населения.
Увеличиваются объемы отходов, размещаемых на санкционированной свалке. Количество ТБО неуклонно возрастает из-за изменения образа жизни (в основном от использования одноразовой посуды, различных емкостей, оберточных и упаковочных материалов и т.д.), возрастает сложность состава бытовых отходов. В настоящее время содержание основных компонентов ТБО колеблется в пределах:
- макулатура - 58%
- пищевые отходы - 4,5%
- пластмасса разная - 4,6%
- металлолом - 19,7%
- древесные отходы - 1,7%
- стеклотара - 7%
Официальное единственное место размещения отходов: сельские поселения Шемуршинского муниципального округа с одной стороны и ООО "Ситиматик Чувашии" с другой стороны заключен договор на оказание услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов
В целях благоустройства территорий населенных пунктов, во всех поселениях Шемуршинского муниципального округа организован вывоз твердых бытовых отходов на основании договоров.
Наиболее острой проблемой, способствующей ухудшению качества окружающей среды и нарастанию экологической напряженности, является загрязнение отходами производства и потребления на территории Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики.
Одной из основных задач политики в области экологического развития является восстановление нарушенных естественных экологических систем. Решение данной задачи предусматривает использование различных механизмов, в том числе реализацию мероприятий, направленных на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду и ликвидацию экологического ущерба, связанного с прошлой экономической и иной деятельностью, а также организацию работ по оценке и поэтапной ликвидации экологических последствий прошлой экономической и иной деятельности.
По мере обострения экологических проблем в сельских поселениях Шемуршинского муниципального округа, связанных с загрязнением воздуха, почвы и водоемов, увеличением уровня шума, ухудшением микроклимата и условий проживания населения, возрастает роль зеленых насаждений в нормализации экологической обстановки и создании благоприятной окружающей среды.
Зеленые насаждения в сельских поселениях Шемуршинского муниципального округа выполняют важную санитарно-гигиеническую роль, очищают атмосферный воздух от пыли, поглощают вредные газы, тяжелые металлы, оздоровляют воздух за счет выделения фитонцидов, что подавляет развитие болезнетворных микроорганизмов. Зеленые насаждения являются также средствами защиты населения от шума.
Серьезные проблемы в развитии зеленого фонда сельских поселений состоят в том, что работы по озеленению выполняются в недостаточном объеме, без четкой системы, научного и проектного обоснования.
Площади существующих зеленых насаждений общего пользования в сельских поселениях Шемуршинского муниципального округа в пределах установленных нормативов.
Важным условием, способствующим повышению экологической безопасности в Шемуршинском муниципальном округе, является повышение экологической культуры населения, образовательного уровня, профессиональных навыков и знаний в области экологии. Эта проблема требует включения в подпрограмму мероприятий по повышению экологической культуры, экологическому образованию и просвещению.
По территории Шемуршинского муниципального округа протекают, в основном, малые реки, относящиеся к бассейну р. Карла и Бездна.
Основными источниками загрязнения водных объектов являются сельскохозяйственные и промышленные предприятия, а также жилищно-коммунальный сектор с. Шемурша.
Широкое и достаточно активное развитие водной эрозии приводит к смыву с полей большой массы плодородного слоя почвы, и, как следствие, попаданию в реки большого количества минеральных удобрений и химикатов. Интенсивному загрязнению рек способствует неорганизованный сброс на рельеф местности сточных вод от животноводческих ферм, мелких перерабатывающих предприятий и др.
В Шемуршинском муниципальном округе водные объекты используются в основном для хозяйственно-бытового водоснабжения и сброса сточных вод.
Очистка основного объема сточных вод осуществляется на очистных сооружениях жилищно-коммунального хозяйства.
В районе существуют природные процессы, угрожающие сохранению природных ландшафтов - ветровая и водная эрозия почв. В 1970 - 1990 годах была проделана большая работа по созданию сети гидротехнических сооружений (далее - ГТС), позволившей в кратчайшие сроки остановить линейную эрозию почв. 9 ГТС представлены сооружениями IV класса капитальности, и многие из них эксплуатируются без ремонта и реконструкции 30 и более лет. Техническое состояние 1 ГТС оценивается как неудовлетворительное.
Водный режим рек, расположенных на территории Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики, отличается устойчивой, но низкой водностью в межень и высокой в половодье. В период половодья уровень воды на реках повышается на 2-3 метра, в результате чего вода выходит из русел и затапливает прилегающие окрестности. Наиболее паводкоопасными является д. Асаново Бичурга-Баишевского сельского поселения.
Естественные колебания характеристик гидрологического режима водных объектов приводят к возникновению риска негативного воздействия вод на жизнедеятельность населения и объекты экономики.
Масштабность и ресурсоемкость задач, направленных на повышение экологической безопасности и развитие водохозяйственного комплекса, требует скоординированных действий ответственных исполнителей по осуществлению мероприятий проектного и восстановительно-строительного характера с привлечением средств из бюджетов разного уровня в рамках реализации муниципальной программы Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики "Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и повышение экологической безопасности на 2014 - 2020 годы" (далее - муниципальная программа).
В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы создания благоприятной окружающей среды в сельских поселениях Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики, повышения уровня экологического сознания и экологической культуры населения.
Решение экологических проблем крайне важно для снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности человека на окружающую среду и повышения экологической безопасности в Шемуршинском муниципальном округе Чувашской Республики.
Раздел 2. Приоритеты реализуемой на территории Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики политики в сфере развития потенциала природно-сырьевых ресурсов и повышения экологической безопасности в Шемуршинском муниципальном округе Чувашской Республики, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, основных ожидаемых конечных результатов муниципальной программы, сроки и этапы реализации муниципальной программы
Приоритеты политики в сфере развития потенциала природно-сырьевых ресурсов и повышения экологической безопасности в Шемуршинском муниципальном округе Чувашской Республики определены Стратегией социально-экономического развития Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики до 2035 года.
Целями муниципальной программы являются:
повышение уровня экологической безопасности и улучшение состояния окружающей среды;
Рекультивация санкционированной свалки для размещения ТБО.
Достижению поставленных в муниципальной программе целей способствует решение следующих приоритетных задач:
обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
Состав показателей (индикаторов) муниципальной программы определен исходя из принципа необходимости и достаточности информации для характеристики достижения целей и решения задач муниципальной программы (табл. 1).
Аналогичный принцип использован при определении состава показателей (индикаторов) подпрограмм, включенных в состав муниципальной программы.
Таблица 1
Цели муниципальной программы |
Задачи муниципальной программы |
Целевые индикаторы и показатели муниципальной программы |
1 |
2 |
3 |
Повышение уровня экологической безопасности и улучшение состояния окружающей среды; |
обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду |
увеличение доли использованных и обезвреженных отходов производства и потребления в общем объеме образовавшихся отходов I-IV классов опасности до 64,8 процента; уменьшение объема образованных отходов I-IV классов опасности на 0,8 процента по сравнению с 2018 годом. увеличение к 2021 году доли расходов консолидированного бюджета Шемуршинского муниципального округа на охрану окружающей среды в общем объеме средств, поступивших в бюджет Шемуршинского муниципального округа в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду, денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, сумм по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде |
Сведения о показателях (индикаторах) муниципальной программы и их значениях приведены в Приложении N 1.
Перечень показателей носит открытый характер и предусматривает возможность корректировки в случае потери информативности показателя (достижение максимального значения и насыщения).
Реализация муниципальной программы позволит:
создать новые рабочие места, повысить занятость и уровень жизни населения;
восстановить земли, подвергшиеся нарушению;
обеспечить сохранение биологического разнообразия на территории Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики;
уменьшить негативное воздействие хозяйственной и иной деятельности на компоненты природной среды за счет снижения выбросов в атмосферный воздух, очистки поверхностных и хозяйственно-бытовых стоков, переработки, обезвреживания и безопасного размещения отходов.
Муниципальная программа планируется к реализации в течение 2019 - 2025 годов. При этом достижение целей и решение задач муниципальной программы будут осуществляться с учетом сложившихся реалий и прогнозируемых процессов в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Выстроенная в рамках настоящей муниципальной программы система целевых ориентиров (цели, задачи, ожидаемые результаты) представляет собой четкую согласованную структуру, посредством которой установлена прозрачная и понятная связь реализации отдельных мероприятий с достижением конкретных целей на всех уровнях муниципальной программы.
Раздел 3. Обобщенная характеристика основных мероприятий муниципальной программы
Муниципальная программа включает в себя 2 основных мероприятия:
Основное мероприятие 1. Мероприятия, направленные на повышение уровня экологической безопасности и улучшение состояния окружающей среды.
Рекультивация санкционированной свалки для размещения ТБО.
Данные мероприятия позволят уменьшить негативное воздействие хозяйственной и иной деятельности на компоненты природной среды, переработки, обезвреживания и безопасного размещения отходов.
Мероприятие обеспечит выявление и прогнозирование развития негативных процессов, влияющих на состояние водных объектов, оценку эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов, установление специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории, примыкающей к береговой линии рек, в целях охраны водных объектов, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира путем выполнения комплекса природоохранных мероприятий: определения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, закрепления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов специальными информационными знаками.
Обобщенная характеристика основных мероприятий муниципальной программы приведена в Приложении N 2.
Основные мероприятия муниципальной программы в 2019 - 2025 годах реализуются на основе Плана реализации муниципальной программы в соответствии с Приложением N 3.
Комплексный характер целей и задач муниципальной программы обусловливает целесообразность использования программно-целевых методов управления для скоординированного достижения взаимосвязанных целей и решения соответствующих им задач как в целом по муниципальной программе, так и по ее отдельным блокам.
Ряд взаимосвязанных целей муниципальной программы направлен на содействие развитию потенциала природно-сырьевых ресурсов и повышению экологической безопасности в Шемуршинском муниципальном округе Чувашской Республики.
Муниципальная программа включает в себя подпрограмму "Повышение экологической безопасности в Шемуршинском муниципальном округе Чувашской Республики на 2019 - 2025 годы" (Приложение N 6), которая имеет собственную систему целевых ориентиров, согласующихся с целями и задачами муниципальной программы и подкрепленных конкретными мероприятиями и индикаторами эффективности.
Раздел 4. Основные меры правового регулирования
В качестве основных мер правового регулирования в рамках реализации муниципальной программы предусматриваются формирование и развитие нормативной правовой базы в сфере охраны окружающей среды и природопользования, состоящей из следующих муниципальных правовых актов Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики, принимаемых и корректируемых ежегодно либо по необходимости:
Решения Собраний депутатов Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики;
Постановления администрации Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики.
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы, направленных на достижение целей и конечных результатов муниципальной программы, с обоснованием основных положений и сроков принятия необходимых муниципальных правовых актов Шемуршинского муниципального округа приведены в Приложении N 4.
Раздел 5. Ресурсное обеспечение муниципальной программы
Общий объем финансирования муниципальной программы составит 197,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
Объем средств бюджета Шемуршинского муниципального округа на финансирование муниципальной программы и прогнозная оценка привлекаемых на реализацию ее целей средств федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики, внебюджетных источников |
общий объем финансирования муниципальной программы составит 197,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год - 197,0 тыс. рублей; 2024 год - 0,0 тыс. рублей; 2025 год - 0,0 тыс. рублей; в том числе: Федеральный бюджет - 0,0 тыс. рублей, в том числе: по годам 2023 год - 0,0 тыс. рублей; 2024 год - 0,0 тыс. рублей; 2025 год - 0,0 тыс. рублей; Республиканский бюджет - 196,9 тыс. рублей, в том числе: по годам 2023 год - 196,9 тыс. рублей; 2024 год - 0,0 тыс. рублей; 2025 год - 0,0 тыс. рублей; Местный бюджет - 0,1 тыс. рублей, в том числе: по годам 2023 год - 0,1 тыс. рублей; 2024 год - 0,0 тыс. рублей; 2025 год - 0,0 тыс. рублей. |
Объемы и источники финансирования муниципальной программы уточняются ежегодно при формировании бюджета Шемуршинского муниципального округа на очередной финансовый год и плановый период.
При реализации муниципальной программы используются различные инструменты государственно-частного партнерства, в том числе софинансирование за счет собственных средств юридических лиц и привлеченных ими заемных средств.
Ресурсное обеспечение реализации муниципальной программы представлено в Приложении N 5.
Раздел 6. Анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками реализации муниципальной программы
К рискам реализации муниципальной программы, которыми могут управлять ответственный исполнитель и соисполнители муниципальной программы, уменьшая вероятность их возникновения, относятся следующие:
1) институционально-правовые риски, связанные с отсутствием законодательного регулирования основных направлений муниципальной программы на федеральном и региональном уровне и (или) недостаточно быстрым формированием институтов, предусмотренных муниципальной программой;
2) организационные риски, связанные с ошибками управления реализацией муниципальной программы, в том числе отдельных ее исполнителей, неготовностью организационной инфраструктуры к решению задач, поставленных муниципальной программой, что может привести к нецелевому и (или) неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда мероприятий муниципальной программы или задержке в их выполнении;
3) финансовые риски, которые связаны с финансированием муниципальной программы в неполном объеме как за счет бюджетных, так и за счет внебюджетных источников. Данные риски возникают по причине значительной продолжительности муниципальной программы, а также высокой зависимости ее успешной реализации от привлечения внебюджетных источников;
4) непредвиденные риски, связанные с кризисными явлениями в экономике Чувашской Республики и Шемуршинского муниципального округа и с природными и техногенными катастрофами и катаклизмами, что может привести к снижению бюджетных доходов, ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе повышению инфляции, снижению темпов экономического роста и доходов населения, а также потребовать концентрации бюджетных средств на преодолении последствий таких катастроф.
Вышеуказанные риски можно распределить по уровням их влияния на реализацию муниципальной программы (табл. 2).
Таблица 2
Наименование риска |
Уровень влияния |
Меры по снижению риска |
1 |
2 |
3 |
Институционально-правовые риски: отсутствие законодательного регулирования в сфере реализации муниципальной программы; недостаточно быстрое формирование механизмов и инструментов реализации основных мероприятий муниципальной программы |
умеренный |
реализация муниципальных правовых актов Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики, регулирующих сферу природопользования и охраны окружающей среды |
Организационные риски: неэффективное управление реализацией муниципальной программы; несоответствие организационной инфраструктуры целям и задачам муниципальной программы; пассивное сопротивление отдельных организаций проведению основных мероприятий муниципальной программы и мероприятий подпрограмм, включенных в муниципальную программу |
умеренный |
координация деятельности всех субъектов, участвующих в реализации муниципальной программы; повышение квалификации и ответственности персонала ответственного исполнителя и соисполнителей для своевременной и эффективной реализации предусмотренных мероприятий; координация деятельности персонала ответственного исполнителя и соисполнителей и налаживание административных процедур для снижения данных рисков |
Финансовые риски: дефицит бюджетных средств, необходимых для реализации основных мероприятий муниципальной программы и мероприятий подпрограмм, включенных в муниципальную программу; недостаточное привлечение внебюджетных средств, предусмотренных в подпрограммах, включенных в муниципальную программу |
высокий |
обеспечение сбалансированного распределения финансовых средств по основным мероприятиям муниципальной программы и мероприятиям подпрограмм, включенных в муниципальную программу, в соответствии с ожидаемыми конечными результатами |
Непредвиденные риски: резкое ухудшение состояния экономики вследствие финансового и экономического кризиса; природные и техногенные катастрофы и катаклизмы |
высокий |
прогнозирование развития ситуации в сфере природопользования и охраны окружающей среды с учетом возможного ухудшения экономической ситуации и возникновения обстоятельств непреодолимой силы |
Таким образом, из вышеперечисленных рисков наибольшее отрицательное влияние на реализацию муниципальной программы могут оказать финансовые и непредвиденные риски, которые содержат угрозу срыва реализации муниципальной программы. Поскольку в рамках реализации муниципальной программы практически отсутствуют рычаги управления непредвиденными рисками, наибольшее внимание будет уделяться управлению финансовыми рисками.
Приложение N 1
к муниципальной программе
Шемуршинского муниципального
округа Чувашской Республики
"Развитие потенциала
природно-сырьевых ресурсов
и повышение экологической
безопасности на 2023 - 2025 годы"
Сведения
о целевых индикаторах, показателях муниципальной программы Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики "Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и повышение экологической безопасности на 2023 - 2035 годы" за счет всех источников финансирования
Нумерация граф таблицы приводится в соответствии с источником
N пп |
Наименование показателя (индикатора) |
Единица измерения |
Значения показателей |
||||||
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026-2030 |
2031-2035 |
|
|
|||
1 |
2 |
3 |
8 |
9 |
6 |
7 |
|
|
|
1 |
Увеличение доли использованных и обезвреженных отходов производства и потребления в общем объеме образовавшихся отходов I-IV классов опасности до 64,8 процента |
процентов |
63,9 |
63,9 |
|
|
|
|
|
2 |
Уменьшение объема образованных отходов I-IV классов опасности на 1 процент по сравнению с 2018 годом. |
процентов |
48,5 |
48,5 |
|
|
|
|
|
3 |
Увеличение к 2021 году доли расходов консолидированного бюджета Шемуршинского муниципального округа на охрану окружающей среды в общем объеме средств, поступивших в бюджет Шемуршинского муниципального округа в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду, денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, сумм по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде |
процентов |
38,3 |
38,3 |
|
|
|
|
|
Приложение N 2
к муниципальной программе
Шемуршинского муниципального
округа Чувашской Республики
"Развитие потенциала
природно-сырьевых ресурсов
и повышение экологической
безопасности на 2023 - 2025 годы"
Обобщенная характеристика
основных мероприятий, реализуемых в составе муниципальной программы Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики "Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и повышение экологической безопасности на 2023 - 2035 годы"
N пп |
Наименование основных мероприятий, номер |
Ответственный исполнитель |
Срок |
Ожидаемый непосредственный результат |
Последствия нереализации основных мероприятий |
Связь с показателями муниципальной программы Батыревского муниципального округа Чувашской Республики |
|
начала реализации |
окончания реализации |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Основное мероприятие 1. Мероприятия, направленные на повышение уровня экологической безопасности и улучшение состояния окружающей среды. |
Отдел экономики администрации Шемуршинского муниципального округа, финансовый отдел администрации Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики, отдел сельского хозяйства и экологии администрации Шемуршинского муниципального округа, сельские поселения Шемуршинского муниципального округа* |
01.01.2023 |
31.12.2035 |
уменьшение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на компоненты природной среды за счет снижения выбросов в атмосферный воздух, очистки поверхностных и хозяйственно-бытовых стоков, переработки, обезвреживания и безопасного размещения отходов. |
ухудшение экологической обстановки |
увеличение доли использованных и обезвреженных отходов производства и потребления в общем объеме образовавшихся отходов |
------------------------------
* Мероприятия, предусмотренные муниципальной программой, реализуются по согласованию с исполнителем
------------------------------
Приложение N 3
к муниципальной программе
Шемуршинского муниципального
округа Чувашской Республики
"Развитие потенциала
природно-сырьевых ресурсов
и повышение экологической
безопасности на 2023 - 2025 годы"
План
реализации муниципальной программы Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики "Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и повышение экологической безопасности на 2023 - 2035 годы" на очередной финансовый год (и плановый период)
Наименование основных мероприятий муниципальной программы |
Ответственный исполнитель |
Срок |
Ожидаемый непосредственный результат (краткое описание) |
|
начала реализации |
окончания реализации |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Мероприятия, направленные на повышение уровня экологической безопасности и улучшение состояния окружающей среды: |
Отдел экономики, отдел сельского хозяйства и экологии администрации Шемуршинского муниципального округа, сельские поселения Шемуршинского муниципального округа* |
01.01.2023 |
31.12.2035 |
увеличение доли использованных и обезвреженных отходов производства и потребления в общем объеме образовавшихся отходов I-IV классов опасности до 64,8 процента; уменьшение объема образованных отходов I-IV классов опасности на 0,8 процента по сравнению с 2018 годом. увеличение к 2021 году доли расходов консолидированного бюджета Шемуршинского муниципального округа на охрану окружающей среды в общем объеме средств, поступивших в бюджет Шемуршинского муниципального округа в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду, денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, сумм по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; ликвидация накопленного экологического ущерба, связанного с прошлой экономической и иной деятельностью; возврат в хозяйственный оборот земель, нарушенных в результате прошлой хозяйственной деятельности; развитие сети особо охраняемых природных территорий и сохранение биологического разнообразия; повышение экологической культуры. |
- Рекультивация санкционированной свалки ТБО Шемуршинского муниципального округа; |
2023 |
2035 |
||
- организация в населенных пунктах и коллективных садах сбора, в том числе раздельного, и вывоза твердых бытовых отходов; |
2023 |
2035 |
||
- организация селективного сбора твердых бытовых отходов; |
2023 |
2035 |
||
- мероприятия по вовлечению выделенных после селективного сбора и сортировки отходов в хозяйственный оборот; |
2023 |
2035 |
||
- мероприятия по обеспечению ртутной безопасности: сбор и демеркуризация ртутьсодержащих отходов; |
2023 |
2035 |
||
- установление аншлагов и благоустройство территории памятников природы местного значения; |
2023 |
2035 |
||
- развитие зеленого фонда сельских поселений; |
2023 |
2035 |
||
- Мероприятия, направленные на формирование экологической культуры. |
2023 |
2035 |
------------------------------
* Мероприятия, предусмотренные муниципальной программой, реализуются по согласованию с исполнителем.
------------------------------
Приложение N 4
к муниципальной программе
Шемуршинского муниципального
округа Чувашской Республики
"Развитие потенциала
природно-сырьевых ресурсов
и повышение экологической
безопасности на 2023 - 2025 годы"
Сведения
об основных мерах правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики "Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и повышение экологической безопасности на 2023 - 2035 годы"
N пп |
Вид нормативного правового акта |
Основные положения нормативного правового акта |
Ответственный исполнитель и соисполнители |
Ожидаемые сроки принятия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Решение Собрания депутатов Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики о бюджете Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период |
О бюджете Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период, предусматривающий объем ассигнований, выделяемых из бюджета Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики на финансирование муниципальной программы |
Финансовый отдел администрации Шемуршинского муниципального округа |
2023 - 2035 годы в сроки, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики в сфере бюджетных отношений |
Приложение N 5
к муниципальной программе
Шемуршинского муниципального
округа Чувашской Республики
"Развитие потенциала
природно-сырьевых ресурсов
и повышение экологической
безопасности на 2023 - 2025 годы"
Ресурсное обеспечение
муниципальной программы Шемуршинского района Чувашской Республики "Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и повышение экологической безопасности на 2019 - 2025 годы" за счет всех источников финансирования
Нумерация граф таблицы приводится в соответствии с источником
Статус |
Наименование муниципальной программы Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики, основных мероприятий |
Источники финансирования |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026-2030 |
2031-2035 |
||||
главный распорядитель бюджетных средств |
раздел, подраздел |
целевая статья расходов |
группа (под группа) вида расходов |
||||||||
1 |
2 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
Муниципальная программа |
"Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и повышение экологической безопасности на 2019 - 2025 годы" |
х |
х |
х |
х |
всего |
197,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
х |
х |
х |
х |
федеральный бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
х |
х |
х |
х |
республиканский бюджет Чувашской Республики |
196,9 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
х |
х |
х |
х |
бюджет Шемуршинского муниципального округа |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
х |
х |
х |
х |
внебюджетные источники |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
Основное мероприятие 1 |
Мероприятия, направленные на повышение уровня экологической безопасности и улучшение состояния окружающей среды. |
х |
х |
х |
х |
всего |
197,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
х |
х |
х |
х |
федеральный бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
х |
х |
х |
х |
республиканский бюджет Чувашской Республики |
196,9 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
|
|
|
|
бюджет Шемуршинского муниципального округа |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
х |
х |
х |
х |
внебюджетные источники |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
"Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Чувашской Республики" муниципальной программы "Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и обеспечение экологической безопасности" |
|
|
|
|
всего |
197,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
х |
х |
х |
х |
федеральный бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
|
|
|
|
республиканский бюджет |
196,9 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
х |
х |
х |
х |
Чувашской Республики |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
х |
х |
х |
х |
бюджет Шемуршинского муниципального округа |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
х |
х |
х |
х |
внебюджетные источники |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
Основное мероприятие |
"Реализация мероприятий регионального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" |
|
|
|
|
всего |
197,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
х |
х |
х |
х |
федеральный бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
|
|
|
|
республиканский бюджет |
196,9 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
|
|
|
|
бюджет Шемуршинского муниципального округа |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
х |
х |
х |
х |
внебюджетные источники |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
Мероприятие 1.1 |
Государственная поддержка закупки контейнеров для раздельного накопления твердых коммунальных отходов |
|
|
|
|
всего |
197,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
х |
х |
х |
х |
федеральный бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
|
|
|
|
республиканский бюджет |
196,9 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
х |
х |
х |
х |
бюджет Шемуршинского муниципального округа |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
х |
х |
х |
х |
внебюджетные источники |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Приложение N 6
к муниципальной программе
Шемуршинского муниципального
округа Чувашской Республики
"Развитие потенциала
природно-сырьевых ресурсов
и повышение экологической
безопасности
Паспорт
подпрограммы "Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Шемуршинского муниципальном округа Чувашской Республики на 2023 - 2035 годы"
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Отдел сельского хозяйства, экологии и земельных отношений администрации Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики |
Соисполнители подпрограммы |
Финансовый отдел администрации Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики; Отдел экономики и инвестиционной деятельности администрации Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики; Отдел сельского хозяйства, экологии и земельных отношений администрации Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики; Территориальные отдела управления по благоустройству и развитию территорий администрации Шемуршинского муниципального округа |
Цели подпрограммы |
повышение уровня экологической безопасности; улучшение состояния окружающей среды |
Задачи подпрограммы |
улучшение экологической ситуации за счет обработки, утилизации, обезвреживания и безопасного размещения отходов; строительство мусороперегрузочных станций в муниципальных образованиях Чувашской Республики; формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, включая создание условий утилизации запрещенных к захоронению отходов; ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде; ликвидация несанкционированных свалок в границах городов; рекультивация санкционированных свалок твердых бытовых отходов вне границ городов |
Целевые индикаторы (показатели) подпрограммы |
к 2023 году предусматривается достижение следующих показателей: Государственная поддержка закупки контейнеров для раздельного накопления твердых коммунальных отходов |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
1 этап - 2023 - 2025 годы; 2 этап - 2026-2030 годы; 3 этап - 2031 - 2035 годы |
Объем средств бюджета Шемуршинского муниципального округа на финансирование муниципальной программы и прогнозная оценка привлекаемых на реализацию ее целей средств внебюджетных источников |
Общий объем финансирования муниципальной программы составит 197,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год - 197,0 тыс. рублей; 2024 год - 0,0 тыс. рублей; 2025 год - 0,0 тыс. рублей; 2026 - 2030 годы - 0,0 тыс. рублей; 2031 - 2035 годы - 0,0 тыс. рублей. Из местных бюджетов - 0,1 тыс. рублей, в том числе: по годам; 2023 год - 0,1 тыс. рублей; 2024 год - 0,0 тыс. рублей; 2025 год - 0,0 тыс. рублей; 2026 - 2030 годы - 0,0 тыс. рублей; 2031 - 2035 годы - 0,0 тыс. рублей. Федеральный бюджет - 0,0 тыс. рублей, в том числе: по годам 2023 год - 0,0 тыс. рублей; 2024 год - 0,0 тыс. рублей; 2025 год - 0,0 тыс. рублей; 2026 - 2030 годы - 0,0 тыс. рублей; 2031 - 2035 годы - 0,0 тыс. рублей, Республиканский бюджет - 196,9 тыс. рублей, в том числе: по годам 2023 год - 196,9 тыс. рублей; 2024 год - 0,0 тыс. рублей; 2025 год - 0,0 тыс. рублей; 2026 - 2030 годы - 0,0 тыс. рублей; 2031 - 2035 годы - 0,0 тыс. рублей. |
Ожидаемый результат реализации подпрограммы |
закупки контейнеров для раздельного накопления твердых коммунальных отходов |
Приложение N 1
к подпрограмме "Обращение с отходами,
в том числе с твердыми
коммунальными отходами, на территории
Шемуршинского муниципальном округа
Чувашской Республики на 2023 - 2025 годы"
Сведения
о целевых индикаторах, показателях подпрограммы "Повышение экологической безопасности в Шемуршинском муниципальном округе Чувашской Республики на 2023 - 2025 годы"
N |
Наименование показателя (индикатора) |
Единица измерения |
Значения показателей |
||||
2023 год |
2024 год |
2025 год |
|
|
|||
1. |
Демеркуризация ртутьсодержащих отходов |
тонн |
1,3 |
1,3 |
|
|
|
2. |
Селективный сбор ТБО |
% к пред. году |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
|
|
3. |
Вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья |
тыс. тонн в год |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
|
|
4. |
Площадь рекультивированных земель Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики из числа земель, нарушенных в результате прошлой хозяйственной деятельности |
га |
1.3 |
1.3 |
1.3 |
|
|
Приложение N 2
к подпрограмме "Обращение с отходами,
в том числе с твердыми
коммунальными отходами, на территории
Шемуршинского муниципальном округа
Чувашской Республики на 2023 - 2025 годы"
Обобщенная характеристика
основных мероприятий подпрограммы "Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Шемуршинского муниципальном округа Чувашской Республики на 2023 - 2025 годы"
N пп |
Наименование основных мероприятий, номер |
Ответственный исполнитель |
Срок |
Ожидаемый непосредственный результат |
Последствия нереализации основных мероприятий |
Связь с показателями муниципальной программы Батыревского района Чувашской Республики |
|
начала реализации |
окончания реализации |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Основное мероприятие 1. Мероприятия, направленные на снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду |
Отдел экономики администрации Шемуршинского муниципального округа, сельские поселения Шемуршинского муниципального округа* |
01.01.2023 |
31.12.2025 |
позволит снизить негативное воздействие хозяйственной и иной деятельности на компоненты природной среды за счет внедрения газоочистительного оборудования на предприятиях Чувашской Республики, переработки, обезвреживания и безопасного размещения отходов |
увеличение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на компоненты природной среды |
уменьшение объемов выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух |
2. |
Основное мероприятие 2. Мероприятия, направленные на формирование экологической культуры |
Отдел экономики администрации Шемуршинского муниципального округа, сельские поселения Шемуршинского муниципального округа* |
01.01.2023 |
31.12.2025 |
позволит повысить уровень информированности, заинтересованности населения в сохранении и поддержании благоприятной окружающей среды и экологической безопасности в Чувашской Республике |
низкий уровень экологической культуры |
повышение уровень информированности, заинтересованности населения в сохранении и поддержании благоприятной окружающей среды и экологической безопасности |
------------------------------
* Мероприятия, предусмотренные подпрограммой 1, реализуются по согласованию с исполнителем.
------------------------------
Приложение N 3
к подпрограмме "Обращение с отходами,
в том числе с твердыми
коммунальными отходами, на территории
Шемуршинского муниципальном округа
Чувашской Республики на 2023 - 2025 годы"
Сведения
об основных мерах правового регулирования в сфере реализации подпрограммы "Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Шемуршинского муниципальном округа Чувашской Республики на 2023 - 2025 годы"
N пп |
Вид нормативного правового акта |
Основные положения нормативного правового акта |
Ответственный исполнитель и соисполнители |
Ожидаемые сроки принятия |
1 |
Решение Собрания депутатов Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики о бюджете Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период. |
О бюджете Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период, предусматривающий объем ассигнований, выделяемых из бюджета Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики на финансирование подпрограммы 1. |
Финансовый отдел администрации Шемуршинского муниципального округа. |
2023 - 2025 годы в сроки, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики в сфере бюджетных отношений. |
Приложение N 4
к подпрограмме "Обращение с отходами,
в том числе с твердыми
коммунальными отходами, на территории
Шемуршинского муниципальном округа
Чувашской Республики на 2023 - 2025 годы"
Ресурсное обеспечение
подпрограммы "Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Шемуршинского муниципальном округа Чувашской Республики на 2023 - 2025 годы" за счет всех источников финансирования
Нумерация граф таблицы приводится в соответствии с источником
Статус |
Наименование подпрограммы муниципальной подпрограммы Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики (основного мероприятия, мероприятия) |
Источники финансирования |
|
||||||||||
главный распорядитель бюджетных средств |
раздел, подраздел |
целевая статья расходов |
группа (подгруппа) вида расходов |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
|
|
|
|
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
12 |
13 |
14 |
|
|
|
|
Подпрограмма |
"Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Шемуршинского муниципальном округа Чувашской Республики" |
|
|
|
|
всего |
197,0 |
0,0 |
0,0 |
|
|
|
|
х |
х |
х |
х |
федеральный бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
республиканский бюджет |
196,9 |
0,0 |
0,0 |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
бюджет Шемуршинского муниципального округа |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
|
|
|
|
||
х |
х |
х |
х |
внебюджетные источники |
|
|
|
|
|
|
|
||
Основное мероприятие 1 |
Государственная поддержка закупки контейнеров для раздельного накопления твердых коммунальных отходов |
|
|
|
|
всего |
197,0 |
0,0 |
0,0 |
|
|
|
|
х |
х |
х |
х |
федеральный бюджет |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
000 |
республиканский бюджет |
196,9 |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
бюджет Шемуршинского муниципального округа |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
|
|
|
|
||
х |
х |
х |
х |
внебюджетные источники |
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики от 2 мая 2023 г. N 373 "Об утверждении муниципальной программы Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики "Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и повышение экологической безопасности"
Вступает в силу с 3 мая 2023 г. и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 г.
Опубликование:
официальный сайт Шемуршинского муниципального округа 2 мая 2023 г.
Вести Шемуршинского муниципального округа от 2 мая 2023 г. N 49
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление администрации Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики от 22 мая 2024 г. N 395
Изменения вступают в силу с 23 мая 2024 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 г.
Постановление администрации Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики от 29 декабря 2023 г. N 1204
Изменения вступают в силу с 30 декабря 2023 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 г.