г. Краснодар |
|
01 сентября 2015 г. |
Дело N А32-32146/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Трифоновой А.С., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя Комаровой Светланы Валериевны (ИНН 366217910732, ОГРН 304366220400126) - Берга О.В. (доверенность от 02.07.2015), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия - администрации муниципального образования город-курорт Геленджик (ИНН 2304026276, ОГРН 1022300777840), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Комаровой С.В. на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.03.2015 (судья Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2015 (судьи Илюшин Р.Р., Ефимова О.Ю., Сулименко О.А.) по делу N А32-32146/2014, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Комарова С.В. (далее - предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к администрации муниципального образования город-курорт Геленджик (далее - администрация), в котором просила:
- признать незаконным отказ администрации от 22.08.2014 в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:40:0410041:36, расположенного по ул. Тельмана, 146 в г. Геленджике, Краснодарского края, занятого зданием, принадлежащим заявителю на праве собственности;
- возложить на администрацию обязанность подготовить и направить заявителю оформленный в установленном порядке договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:40:0410041:36;
- признать незаконным уклонение администрации от обращения по письму заявителя от 18.06.2014 в орган кадастрового учета с заявлением о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:40:410041:0166 и об установлении границ земельного участка с кадастровым номером 23:40:0410041:36, а в орган государственной регистрации прав и в орган кадастрового учета - о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования муниципального унитарного предприятия "Рынок курорта" на земельный участок с кадастровым номером 23:40:0410041:36 в связи с его ликвидацией и исключении этого обременения из государственного кадастра недвижимости (л. д. 37).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.03.2015, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2015, в удовлетворении требований предпринимателя отказано. Судебные инстанции установили, что в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о границах испрашиваемого земельного участка. При таких обстоятельствах орган местного самоуправления не вправе принимать решение о предоставлении в аренду земельного участка, в отношении которого не осуществлены кадастровые работы и результаты которых не внесены в государственный кадастр недвижимости. В удовлетворении требований о признании незаконным уклонения администрации от реализации письма заявителя от 18.06.2014 суды отказали по мотиву пропуска предпринимателем трехмесячного срока на обращение в арбитражный суд и отсутствия ходатайства о его восстановлении (часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
В кассационной жалобе предприниматель, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение и апелляционное постановление. Податель жалобы указывает, что границы спорного земельного участка считаются установленными, так как в органе кадастрового учета имеются сведения о координатах его угловых точек. Кроме того, испрашиваемый земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет (как ранее учтенный участок), поэтому может быть объектом договора аренды.
В отзыве администрация указала на отсутствие оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Судебное заседание арбитражного суда округа проводилось с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда (статья 153.1 Кодекса).
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы жалобы, просил отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования.
Изучив материалы дела, выслушав представителя заявителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и постановление надлежит оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, предпринимателю на праве собственности принадлежит ангар (литера А) площадью 496, 6 кв. м, расположенный по адресу: г. Геленджик, ул. Тельмана, 146 (л. д. 27).
Предприниматель обратился в администрацию с заявлением от 08.08.2014, в котором просил предоставить в аренду сроком на 49 лет земельный участок площадью 5385 кв. м (кадастровый номер 23:40:0410041:36), расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Тельмана, 146 (л. д. 25).
Суды установили, что земельный участок площадью 5385 кв. м (кадастровый номер 23:40:0410041:36) предназначен для размещения производственной базы (арочного склада). Кадастровый паспорт данного участка содержит указание о том, что его граница не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (л. д. 41).
В письме от 22.08.2014 администрация сообщила предпринимателю о том, что для подготовки муниципального правового акта о предоставлении в аренду данного участка ему необходимо обратиться в муниципальное казенное учреждение муниципального образования город-курорт Геленджик "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (л. д. 42).
Предприниматель направил в администрацию письмо от 18.06.2014, содержащее требование о расформировании земельного участка с кадастровым номером 23:40:0410041:0166 и внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о координатах угловых точек земельного участка с кадастровым номером 23:40:0410041:36 (л. д. 49)
Предприниматель, полагая, что отказ в предоставлении участка в аренду не соответствует требованиям закона и нарушает принадлежащие ему права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
Суды установили, что предприниматель является собственником объекта недвижимости, расположенного на территории испрашиваемого земельного участка.
В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), в редакции, применимой к спорным отношениям, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
Абзац 2 пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса определяет, что исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, федеральными законами.
Пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса предусматривал необходимость обращения в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, в рассматриваемый период был утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 (далее - приказ N 475).
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В абзаце 2 пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права на земельный участок, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления уклоняется от реализации нормативных предписаний статьи 36 Земельного кодекса, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Кодекса.
Судебные инстанции, отказывая в удовлетворении требований предпринимателя, указали, что испрашиваемый участок не прошел государственный кадастровый учет, поэтому возможность предоставления его в аренду по правилам статьи 36 Земельного кодекса отсутствует.
В то же время суды не учли, что из представленной в дело копии кадастрового паспорта от 29.10.2014 следует, что сведения об участке внесены в государственный кадастр недвижимости 10.08.2005. Данный участок является ранее учтенным объектом недвижимости и в силу пункта 1 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" его кадастровый учет признается юридически действительным.
Таким образом, тот факт, что в государственном кадастре недвижимости отсутствуют координаты характерных точек границ участка в соответствии с современными требованиями, не означает, что участок, как объект гражданских прав не индивидуализирован.
При этом администрация, как орган, уполномоченный действовать от имени собственника, является лицом, заинтересованным во внесении в кадастр сведений о координатах, поскольку пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса обязанность проводить кадастровые работы за свой счет возлагает на собственника объекта недвижимости лишь в том случае, если земельный участок не сформирован. При отсутствии координат в кадастровых сведениях пункт 6 приказа N 475 допускал предоставление кадастровой выписки о земельном участке.
С учетом изложенного содержащиеся в мотивировочных частях решения и постановления выводы о том, что земельный участок с кадастровым номером 23:40:0410041:36 не обладает признаками объекта гражданского оборота подлежат исключению, поскольку он является ранее учтенным, сведения о нем внесены в государственный кадастр недвижимости в соответствии с требованиями законодательства на момент его формирования.
В то же время данные ошибочные выводы не привели к принятию неправильного решения, постановления.
В силу требований части 1 статьи 65, статей 198 и 200 Кодекса заявитель должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Исходя из положений статей 33, 35 и 36 Земельного кодекса собственник здания, строения, сооружения вправе требовать передачи в собственность или в аренду земельного участка, необходимого для эксплуатации таких объектов.
Из ответа администрации (л. д. 42, 43) не следует, что уполномоченный орган отказал заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка с указанием определенных причин. Бездействие, выразившееся в уклонении от рассмотрения поданного заявления, предприниматель в рамках настоящего дела не оспорил. При этом в материалах дела отсутствуют доказательства, позволяющие установить необходимые для возложения на уполномоченный орган обязанности заключить с предпринимателем договор аренды участка площадью 5385 кв. м условия (отсутствие пересечений с границами иных участков, соразмерность площади участка и находящегося на нем объекта недвижимости). Материалы кадастрового дела, на которое ссылается заявитель, отсутствуют. Из представленной в дело копии письма предпринимателя от 30.12.2014 следует, что постановлением от 14.05.2013 N 1242 утверждена схема расположения земельного участка площадью 1036 кв. м для эксплуатации ангара по адресу: г. Геленджик, ул. Тельмана, 146 (л. д. 50).
Выводы судов о пропуске срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Кодекса, при предъявлении в суд требований о признании незаконным уклонения администрации от обращений в органы кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, соответствуют нормам Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и установленным обстоятельствам.
С учетом изложенного выводы судебных инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения требований предпринимателя следует признать верными (части 2 и 3 статьи 201 Кодекса).
В силу статьи 286 Кодекса арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения от 13.03.2015 и постановления от 08.06.2015 по доводам жалобы отсутствуют.
Расходы по уплате государственной пошлины при обращении в арбитражный суд округа относятся на предпринимателя (статья 110 Кодекса).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.03.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2015 по делу N А32-32146/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.