Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, C.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина В.А. Токарева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Врачебной комиссией по результатам медицинского освидетельствования гражданина В.А. Токарева, содержащегося под стражей в качестве обвиняемого в совершении преступления, установлено отсутствие заболевания, включенного в перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2011 года N 3 "О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений". При этом врачебная комиссия установила диагноз основного заболевания, код которого по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (далее - МКБ), включен в Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 года N 54 "О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью".
Ссылаясь среди прочего на данное обстоятельство и на состояние здоровья В.А. Токарева, его защитники возражали против продления срока его содержания под стражей. Однако постановлением районного суда от 16 сентября 2022 года срок названной меры пресечения был продлен, с чем согласились суды апелляционной и кассационной инстанций. Постановлением районного суда от 17 января 2023 года срок содержания В.А. Токарева продлен еще на 3 месяца, а всего до 14 месяцев 27 суток, т.е. до 18 апреля 2023 года. Суды исходили из того, что несмотря на наличие у обвиняемого ряда заболеваний, объективных данных о том, что он по состоянию здоровья не может находиться в условиях следственного изолятора, не представлено, а медицинские противопоказания, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2011 года N 3, исключающие возможность его дальнейшего содержания под стражей, отсутствуют.
В этой связи В.А. Токарев оспаривает конституционность Постановления Правительства Российской Федерации от 14 января 2011 года N 3, которым утверждены Правила медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений (далее также - перечень тяжелых заболеваний), и форма медицинского заключения о наличии (отсутствии) тяжелого заболевания, включенного в этот перечень.
По мнению заявителя, оспариваемый нормативный акт нарушает его права, гарантированные статьями 19 - 21 и 41 Конституции Российской Федерации, поскольку утвержденный им перечень тяжелых заболеваний не содержит конкретных заболеваний, обозначенных кодами МКБ, в отличие от аналогичного Перечня заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 года N 54. В результате, как полагает В.А. Токарев, подозреваемые и обвиняемые в нарушение принципа равенства ставятся в более уязвимое положение по сравнению с осужденными, притом что условия содержания в следственном изоляторе хуже, чем в исправительной колонии.
Кроме того, врачебная комиссия, осуществляющая медицинское освидетельствование подозреваемых или обвиняемых, по утверждению заявителя, вопреки статье 118 Конституции Российской Федерации фактически осуществляет правосудие, поскольку ее решение предопределяет постановление суда о дальнейшем содержании подозреваемого, обвиняемого под стражей.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства, Конституция Российской Федерации относит к числу неотъемлемых и неотчуждаемых прав, принадлежащих человеку от рождения и охраняемых государством, право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 2; статья 17, часть 2; статья 41, часть 1). Конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь должно гарантироваться и подозреваемым, обвиняемым в совершении преступлений, подсудимым, в том числе когда они заключены под стражу.
Исходя из названных конституционных норм лицам, содержащимся под стражей, должны обеспечиваться надежные гарантии права на жизнь и права на охрану здоровья. Поскольку такие лица обладают ограниченными возможностями самостоятельно заботиться о своем здоровье и безопасности, названные права гарантируются возложением на государство (должностных лиц, ведущих производство по уголовному делу, и администрацию места содержания под стражей) публично-правовой обязанности заботиться о жизни и здоровье заключенных, которая выражается, в частности, в обязанности произвести обследование и установить диагноз, осуществить лечение, изменить меру пресечения в случае выявления тяжелого заболевания, угрожающего жизни, если его лечение в условиях мест содержания под стражей невозможно. Исполнение этой публично-правовой обязанности государственные органы и их должностные лица должны обеспечивать соответствующими процессуальными средствами (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2022 года N 16-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 1484-О и N 1485-О). Одним из таких средств является предусмотренный частью первой.1 статьи 110 УПК Российской Федерации механизм изменения меры пресечения в виде заключения под стражу на более мягкую при выявлении у подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления тяжелого заболевания, препятствующего его содержанию под стражей и удостоверенного медицинским заключением, вынесенным по результатам медицинского освидетельствования. Решение об изменении меры пресечения в виде заключения под стражу принимается дознавателем, следователем или судом, в производстве которых находится уголовное дело, не позднее 3 суток со дня поступления к ним из мест содержания под стражей копии медицинского заключения. При этом перечень соответствующих заболеваний, порядок медицинского освидетельствования и форма медицинского заключения утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью первой.1 статьи 110 УПК Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2011 года N 3 утверждены Правила медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений; перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений и форма медицинского заключения о наличии (отсутствии) тяжелого заболевания, включенного в этот перечень.
Такое регулирование - предусматривающее, в частности, обязательность изменения меры пресечения на более мягкую ввиду заболевания, включенного в перечень тяжелых заболеваний и удостоверенного медицинским заключением, - не только не нарушает конституционные права содержащихся под стражей подозреваемых, обвиняемых, но и, напротив, обеспечивает защиту их прав и законных интересов (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2022 года N 16-П; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 1485-О). Приведенное регулирование не умаляет и судебной защиты прав лиц, содержащихся под стражей.
Согласно части второй статьи 81 УК Российской Федерации лицо, заболевшее после совершения преступления иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, может быть судом освобождено от отбывания наказания. Порядок обращения с ходатайством и направления представления об освобождении от отбывания наказания предусмотрен частью шестой статьи 175 УИК Российской Федерации и принятым в соответствии с частью восьмой этой же статьи Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 года N 54, утвердившим, в частности, Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания.
Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, часть вторая статьи 81 УК Российской Федерации подлежит применению с учетом того, что, рассматривая в период исполнения назначенного осужденному наказания вопрос об освобождении от его отбывания в связи с болезнью, суд принимает во внимание, в частности, поведение осужденного в период отбывания наказания, его отношение к проводимому лечению, соблюдение им медицинских рекомендаций, режимных требований учреждения, исполняющего наказание, состояние здоровья осужденного, сведения о его личности, наличие у него постоянного места жительства, родственников или близких ему лиц, которые могут и согласны осуществлять уход за ним. При решении вопроса об освобождении лица от наказания на основании части второй статьи 81 УК Российской Федерации судебная практика исходит из того, что суд, рассматривая соответствующее ходатайство, оценивает медицинское заключение специальной медицинской комиссии или учреждения медико-социальной экспертизы с учетом перечня заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, принимает во внимание иные обстоятельства, имеющие значение для разрешения ходатайства по существу (определения от 13 декабря 2016 года N 2582-О, от 29 мая 2018 года N 1385-О, от 29 января 2019 года N 69-О и др.).
Различия в описании заболеваний - с приведением кодовых обозначений классов, объединяющих такие заболевания в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 года N 54, или без приведения таковых в перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2011 года N 3, - вопреки утверждению В.А. Токарева, не препятствуют установлению наличия или отсутствия соответствующего заболевания и не нарушают прав заявителя.
Разрешение же вопросов о возможной унификации или дифференциации статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Токарева Владимира Александровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 30 марта 2023 г. N 528-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Токарева Владимира Александровича на нарушение его конституционных прав Постановлением Правительства Российской Федерации "О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-