Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
от 03.05.2023 N 383
2. Характеристика текущего состояния в сфере обеспечения законности, правопорядка и безопасности в Санкт-Петербурге с указанием основных проблем
Санкт-Петербург - один из самых динамично развивающихся регионов Российской Федерации. Обеспечение безопасности Санкт-Петербурга как субъекта Российской Федерации и как одного из крупнейших регионов с более чем пятимиллионным населением является необходимым условием обеспечения жизнедеятельности жителей, соблюдения их законных прав и свобод, эффективного функционирования системы управления, экономики, транспорта и связи, сохранения на необходимом уровне параметров среды обитания, развития социальной и духовной сфер общества.
По данным ГУ МВД, на территории Санкт-Петербурга в 2022 году общее количество преступлений составило 62 971, что на 0,3% больше, чем в 2021 году (62 755); на 26,7% снизилось количество квартирных краж; на 55,5% - хищений транспортных средств; на 2,2% - грабежей; на 16,9% - разбойных нападений; на 18,2% уменьшилось количество преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. Число несовершеннолетних участников преступлений снизилось на 15,7%.
В то же время эпидемиологическая ситуация 2020 - 2022 годов оказала негативное влияние не только на демографические процессы, но и на состояние криминогенной обстановки в Санкт-Петербурге. Продолжающийся рост числа мошенничеств (+2,5% по итогам 2022 года), а также увеличение количества краж из магазинов в сочетании с сокращением роста численности населения Санкт-Петербурга привело к тому, что уровень преступности второй год подряд превышает прогнозируемый. В расчете на 100 тыс. населения в 2022 году уровень преступности составил 1171 при планируемом 1050, а число преступлений, совершенных в общественных местах, составило 22 299 при прогнозируемом 20 230 (уровень достижения 90,7%).
По итогам 2022 года динамика дорожно-транспортной обстановки на территории Санкт-Петербурга характеризуется снижением на 15,3% количества ДТП (2022 год - 4 220 ДТП, (аналогичный период прошлого года (далее - АППГ) - 4 980 ДТП), что позволило сократить на 29,4% число погибших участников дорожного движения (139 человек) и на 15,2% раненых (4 816 человек) в результате ДТП. Количество ДТП с участием детей в 2022 году сократилось на 19,2% (370). Число получивших ранение детей снизилось на 22,3% (380). Зарегистрирована гибель в результате ДТП трех несовершеннолетних (+50%).
В 2020 - 2022 годах удалось достичь устойчивой тенденции улучшения показателей состояния безопасности дорожного движения в Санкт-Петербурге. Показатель транспортного риска (число погибших человек на 10 тыс. транспортных средств) по итогам 2022 года составил 0,65 (2021 - 0,9; 2020 - 1,1). Показатель социального риска (количество погибших в ДТП на 100 тысяч населения) составил 2,6 (2021 - 3,52; 2020 - 4,06).
По-прежнему доминирующими по тяжести последствий на территории Санкт-Петербурга являются наезды на пешеходов. В 2022 году произошло 1514 ДТП, связанных с наездами на пешеходов, на которые приходится 48,9% погибших в Санкт-Петербурге (68 человек; - 26,9% к АППГ). В целом гибель 60,3% пешеходов произошла по причине нарушения ими правил дорожного движения (41 человек - 29,3% к АППГ).
Анализ дорожно-транспортной обстановки на территории Санкт-Петербурга в 2020 - 2022 годах показывает, что повышение уровня безопасности дорожного движения, направленного на сохранение жизни, здоровья и имущества граждан, требует целенаправленного решения задач по обеспечению безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения - детей и пешеходов, формированию правовой культуры и стереотипов законопослушного поведения при участии в дорожном движении, а также формирования у детей устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах.
Санкт-Петербург с его крупными промышленными предприятиями, научными и образовательными учреждениями, местами массового досуга молодежи, а также достигнутым высоким жизненным уровнем населения рассматривается преступными сообществами как один из наиболее экономически выгодных регионов для незаконного оборота наркотиков (далее - НОН).
В 2021 году на территории Санкт-Петербурга правоохранительными органами предварительно расследовано 3 661 преступление, связанное с НОН и их аналогов (+11,5% к АППГ).
Установлено 2 471 лицо (+8,1% к АППГ), совершившее преступления, связанные с НОН (по оконченным предварительным расследованиям уголовных дел).
В результате принятых мер правоохранительными и надзорными органами выявлено и зарегистрировано за 2022 года 6570 преступлений в сфере НОН (2021 год - 7557; 2020 год - 7705). Из незаконного оборота изъято 372 550 гр. наркотических средств (в 2021 году - 398 729 гр.).
В Санкт-Петербурге в 2021 году всего выявлено 4 262 административных правонарушения, связанных с НОН (в 2020 году - 4 899).
В 2023 - 2024 годах прогнозируется небольшое снижение преступлений в сфере НОН.
По результатам анализа заболеваемости наркоманией в Санкт-Петербурге наблюдается волнообразное изменение показателей на протяжении 5 лет. По показателю общей заболеваемости амплитуда изменений составляла до 6%, первичной заболеваемости - до 30%.
В то же время по итогам 2022 года наблюдается незначительный рост как общей, так и первичной заболеваемости наркоманией на 0,75% и 7,5% соответственно. Рост первичной заболеваемости произошел за счет потребителей наркотиков опийной и каннабиноидной группы, количество потребителей синтетических наркотиков и сочетанное употребление сохранились на уровне прошлого года.
Среди подростков 15 - 17 лет в 2022 году продолжил рост на 8,2% показатель общей заболеваемости наркоманией. В то же время показатель общей заболеваемости пагубным (с вредными последствиями) потреблением наркотических веществ снизился на 23,2%.
В целом ситуацию в Санкт-Петербурге по заболеваемости наркологическими расстройствами, связанными с употреблением наркотических средств и психотропных веществ, по итогам 2022 года можно охарактеризовать как стабильную с возможным незначительным ростом в краткосрочном прогнозе.
Оценка состояния наркоситуации в Санкт-Петербурге в соответствии с критериями оценки развития наркоситуации определена следующим образом:
2020 год - 49,2 баллов (состояние наркоситуации сложное);
2021 год - 44,9 баллов (состояние наркоситуации сложное).
В Санкт-Петербурге в 2022 году зафиксировано 8786 пожаров, в результате которых погибли 131 человек, травмирован 197 человек, прямой материальный ущерб от пожаров составил 222 110 778,00 руб.
Наиболее важными и очевидными проблемами пожарной безопасности остаются: повышение эффективности превентивных противопожарных мероприятий и мер, принимаемых гражданами и собственниками объектов для охраны имущества от пожара, а также выполнение установленного нормативного времени прибытия пожарных подразделений к месту вызова.
Пожарную безопасность и своевременное реагирование на пожары и чрезвычайные ситуации различного характера в Санкт-Петербурге обеспечивает территориальный пожарно-спасательный гарнизон Санкт-Петербурга. В состав пожарно-спасательного гарнизона входят 63 подразделения (выездные пожарные части) федеральной противопожарной службы Главного управления МЧС по г. Санкт-Петербургу и подразделения противопожарной службы Санкт-Петербурга, подведомственные КВЗПБ.
Человеческий фактор остается одной из основных причин крупных техногенных аварий и пожаров. Возрастающая зависимость людей от технологий и инноваций в ближайшем будущем может привести к увеличению числа пожаров и ЧС техногенного характера.
Материально-техническая база сил противопожарной службы отстает от уровня материально-технического обеспечения, необходимого для решения новых задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения.
Принимаемые меры в рамках реализации мероприятий государственной программы позволили сохранить положительную динамику снижения тяжести последствий от пожаров.
В результате проводимой работы стало возможно достижение в 2018 - 2022 годах основных показателей государственной программы.
связи с особенностью географического положения Санкт-Петербурга на берегу Невской губы Финского залива, а также наличием большого количества внутренних водных объектов в административных границах Санкт-Петербурга ежегодно количество граждан - любителей отдыха на воде увеличивается на 6 - 8%. Увеличивается с каждым годом поток туристов - любителей отдыха на воде, а количество маломерных судов растет на 5 - 7% в год. В связи с открытием внутренних водных путей Российской Федерации для плавания судов под иностранным флагом количество отдыхающих на воде будет дополнительно увеличиваться. Таким образом, объективно существующее положение дел требует постоянного повышенного внимания к обеспечению безопасности людей - любителей отдыха на воде и остро ставит вопрос организации оперативного оказания помощи людям и маломерным судам, терпящим бедствие.
В целях обеспечения безопасности людей как в зимнее, так' и в летнее время и для оказания помощи людям, терпящим бедствие, спасателями Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Поисково-спасательная служба Санкт-Петербурга" (далее - ГКУ "ПСС Санкт-Петербурга") в 2022 году совершено 720 выездов к месту ЧС на воде и 2 372 профилактических патрулирования. Получил помощь, в том числе спасен, 301 человек, еще 478 гражданам оказана помощь на спасательных станциях (всего - 779 человек), извлечено из воды 70 тел людей, погибших при различных обстоятельствах, оказана помощь 57 маломерным судам, осуществлена транспортировка 231 человека больных новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Госпитализировано на скорой помощи со спасательных станций 18 человек.
Количество выездов спасателей ГКУ "ПСС Санкт-Петербурга" с каждым годом увеличивается, и хотя количественные показатели гибели людей в Санкт-Петербурге остаются высокими, количество утонувших в рекреационных зонах и на пляжах, территории которых прикрыты зонами спасания спасательных станций и спасательных постов ГКУ "ПСС Санкт-Петербурга", с каждым годом уменьшается.
Одной из гарантий, закрепленных в Конституции Российской Федерации, является судебная защита, которая занимает особое место в системе гарантий прав граждан. В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием. Судебное разбирательство, облаченное в детально урегулированную законом процессуальную форму, является одним из основных правовых способов разрешения любых споров, связанных с защитой прав и свобод человека и гражданина. Судебная власть - не отрасль или ведомство, а такая же опора государства, как законодательная и исполнительная ветви власти. Только сильное и авторитетное правосудие обеспечит эффективность усилий остальных ветвей власти, а главное - действительную защиту прав граждан.
Совершенствование и развитие судебной системы согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400 (далее - Стратегия национальной безопасности), является одним из механизмов обеспечения национального приоритета повышения качества жизни российских граждан.
Обязанность государства признавать, соблюдать и защищать в судебном порядке права и свободы личности находит свое выражение в закреплении порядка формирования корпуса мировых судей, их компетенции, материально-технических и иных гарантий деятельности мировых судей. Зафиксированные в федеральном и региональном законодательстве положения относительно организации и деятельности мировых судей также служат гарантией соблюдения и восстановления прав граждан. Они обеспечивают определенные стандарты в области прав человека и прежде всего права на судебную защиту, которое является гарантией всех других прав и свобод человека и гражданина.
Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", на основании которого принят Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации".
Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации и финансируются из бюджета Российской Федерации Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и его территориальными управлениями (отделами) в субъектах Российской Федерации. Все мероприятия по материальному и организационному обеспечению осуществляются специальными уполномоченными органами соответствующего субъекта Российской Федерации.
Санкт-Петербург является одним из крупнейших промышленных центров Российской Федерации и отнесен к особой группе территорий по гражданской обороне. В Санкт-Петербурге зарегистрировано 11 химически опасных и 1 радиационно опасный объект.
Согласно Федеральному закону "О гражданской обороне" обеспечение населения средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) и предоставление возможности укрытия в защитных сооружениях гражданской обороны (далее - ЗС ГО) являются задачами гражданской обороны по защите населения при военных конфликтах и ЧС природного и техногенного характера. Накопленные запасы СИЗ на данный момент позволяют обеспечить защиту 85% неработающего населения Санкт-Петербурга в пределах границ возможного химического заражения, а также защиту 64% неработающего населения в пределах границ зон возможного радиоактивного загрязнения.
Подготовка должностных лиц гражданской обороны и Санкт-Петербургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), ИОГВ и организаций Санкт-Петербурга в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера является первостепенной задачей при подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Санкт-Петербурга от опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС, и осуществляется на базе ГКУ ДПО "УМЦ ГО и ЧС".
В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.11.2012 N 1246 "О резервах материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Санкт-Петербурга" создан городской резерв материальных ресурсов для обеспечений жизнедеятельности населения, пострадавшего при ЧС, и ликвидации последствий от ЧС.
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 3 мая 2023 г. N 383 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.