Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 4
к распоряжению Министерства культуры
Российской Федерации
от 31 марта 2023 N Р-988
Сводный доклад,
содержащий результаты обобщения правоприменительной практики по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия
1. Информация об обеспечении единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре)
Федеральный государственный контроль (надзор) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (далее - контроль (надзор) осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
Федеральным законом о виде контроля (надзора) является Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ).
Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1093.
Предметом контроля (надзора) является соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия, установленных Федеральным законом N 73-ФЗ, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Объектами контроля (надзора) являются:
деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц по сохранению объектов культурного наследия;
объекты культурного наследия.
К контролируемым лицам относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора) не проводятся.
Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по виду контроля (надзора) утвержден приказом Министерства культуры Российской Федерации от 17.11.2021 N 1891 "Об утверждении перечней индикаторов риска нарушения обязательных требований по видам федерального государственного контроля (надзора), отнесенным к компетенции Министерства культуры Российской Федерации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16.12.2021, регистрационный N 66365).
Ключевые показатели вида контроля (надзора) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1093.
Перечень индикативных показателей вида контроля (надзора) утвержден приказом Министерства культуры Российской Федерации от 01.12.2021 N 1998 "Об утверждении перечней индикативных показателей федерального государственного контроля (надзора) по видам федерального государственного контроля (надзора), отнесенным к компетенции Министерства культуры Российской Федерации".
Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля (надзора), утвержден Министерством культуры Российской Федерации.
Контрольные (надзорные) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, которые могут проводится в ходе осуществления контроля (надзора): инспекционный визит; документарная проверка; выездная проверка; рейдовый осмотр.
Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом, которые могут проводится в ходе осуществления контроля (надзора): наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности); выездное обследование.
Федеральным законом N 73-ФЗ предусмотрены следующие решения, принимаемые при проведении и по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий (пункт 6 статьи 11 Федерального закона N 73-ФЗ):
привлечение к административной ответственности;
выдача предписаний;
принятие мер по предотвращению правонарушений;
направление в уполномоченные органы материалов, связанных с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
предъявление в суд исков об изъятии объектов культурного наследия и о понуждении исполнить обязательства по сохранению объекта культурного наследия.
Таким образом, механизмы государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия установлены федеральным законодательством.
2. Осуществление контроля (надзора)
10.03.2022 вступило в законную силу постановление Правительства Российской Федерации N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее - Постановление N 336), установившее мораторий на проведение в 2022 году внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев, содержащихся в пункте 3 Постановления N 336, к которым в соответствии с подпунктом "б" указанного пункта относится наступление события, указанного в программе проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
Ввиду ограничений в сфере контрольной (надзорной) деятельности, введенных Постановлением N 336, основной упор в 2022 году делался на контрольные (надзорные) мероприятия по программам проверок, которые издавались как по разрешениям, выданным на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, так и в связи с истечением сроков выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия, установленных охранными обязательствами.
При этом проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба) объектам культурного наследия, является приоритетным направлением деятельности контрольных органов в сфере сохранения объектов культурного наследия.
3. Типичные нарушения обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений
Наиболее типичными нарушениями обязательных требований, совершаемыми контролируемыми лицами, являются нарушения, связанные с необеспечением сохранности объектов культурного наследия, с неисполнением обязанностей по надлежащему содержанию объектов культурного наследия, а также нарушение требований к осуществлению деятельности в границах территорий объектов культурного наследия (статьи 47.2 и 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ).
В частности, выявлены следующие нарушения обязательных требований:
проведение работ, изменяющих предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающих условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; проведение работ, изменяющих облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия (подпункты 2 и 3 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ);
проведение работ по сохранению объекта культурного наследия без разрешения и согласования уполномоченного органа государственной власти (пункт 1 статьи 45 Федерального закона N 73-ФЗ);
проведение строительных и иных работ вблизи объекта культурного наследия в отсутствие проектной документации, предусматривающей мероприятия по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, согласованной органом, обеспечивающим государственную охрану объектов культурного наследия (пункт 3 статьи 36 Федерального закона N 73-ФЗ);
проведение строительных и иных работ в границах территории объекта культурного наследия в отсутствие в проектной документации разделов, предусматривающих мероприятия по обеспечению сохранности объектов культурного наследия (пункт 2 статьи 36 Федерального закона N 73-ФЗ);
проведение работ на земельном участке без получения информации о наличии (отсутствии) на земельном участке объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия (пункт 1 статьи 36 Федерального закона N 73-ФЗ).
В 2022 году наблюдается относительное снижение количества случаев нарушения требований к обеспечению сохранности объектов культурного наследия при проведении хозяйственных работ на смежных с объектами культурного наследия территориях. Отмечается увеличение количества согласованных разделов проектной документации, содержащей мероприятия по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, из чего можно сделать вывод о положительной динамике соблюдения данных обязательных требований контролируемыми лицами.
Выявлено, что наиболее распространенными причинами (условиями) нарушения обязательных требований являются:
высокий уровень издержек контролируемых лиц (финансовых, организационных, административных и иных) по соблюдению обязательных требований по сравнению с возможной ответственностью за их несоблюдение;
отсутствие у контролируемых лиц понимания прямой связи несоблюдения обязательных требований с риском причинения ущерба охраняемым законом ценностям, риском наступления ответственности;
халатное отношение контролируемых лиц к соблюдению обязательных требований, в частности, собственников и иных законных владельцев объектов культурного наследия, а также отсутствие у них необходимого финансирования.
По результатам выявленных нарушений в 2022 году приняты следующие меры:
объявлено 1387 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований;
составлено 109 протоколов об административных правонарушениях;
направлено в правоохранительные органы, органы прокуратуры 93 обращения, содержащие информацию о причинении в результате нарушений обязательных требований вреда либо об угрозе причинения вреда объектам культурного наследия.
4. Анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба)
Выявленные в отчетный период случаи причинения вреда объектам культурного наследия связаны с бездействием собственников (правообладателей) объектов культурного наследия, в результате чего допускалось ухудшение технического состояния объектов культурного наследия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.