Определение Верховного Суда РФ от 26 апреля 2023 г. N 309-ЭС22-29534 по делу N А76-44671/2021
Судья Верховного Суда Российской Федерации Грачева И.Л., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом и земельным отношения Сосновского муниципального района Челябинской области на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2022 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.12.2022 по делу N А76-44671/2021,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Созидание" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконными решений Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского муниципального района Челябинской области (далее - Комитет), содержащихся в сообщениях от 05.10.2021 N 4468, 4469, 4467, 4466, об отказе в предоставлении в собственность земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 74:19:0501001:0136, 74:19:0501001:0137, 74:19:0501001:492, 74:19:0501001:493; об обязании Комитета направить Обществу проекты договоров купли-продажи указанных земельных участков.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица, привлечена администрация Сосновского муниципального района Челябинской области (далее - Администрация).
Арбитражный суд Челябинской области постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2022 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 21.06.2022, удовлетворил требования Общества.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Комитет, ссылаясь на нарушение судами трех инстанций норм материального и процессуального права, просит пересмотреть в кассационном порядке указанные судебные акты.
Дело 15.02.2023 истребовано из Арбитражного суда Челябинской области.
По смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, судья Верховного Суда Российской Федерации считает, что имеются основания для передачи кассационной жалобы Комитета вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, муниципальное образование Сосновский муниципальный район Челябинской области (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договоры от 27.09.2006 N 102/2006, от 27.12.2010 N 241/2010, от 07.12.2010 N 220/2010 аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения площадью 29,13 га, 45550,00 кв.м, 38230,00 кв.м с кадастровыми номерами 74:19:0501001:0136, 74:19:0501001:492, 74:19:0501001:493, находящихся в Челябинской области, Сосновском районе, южнее д. Новое Поле, для сельскохозяйственного использования сроком на 49 лет.
Муниципальное образование Сосновский муниципальный район Челябинской области (арендодатель) и общество с ограниченной ответственностью "Аспект" (далее - общество "Аспект", арендатор) заключили договор от 28.11.2006 N 125/20062 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 7611 га с кадастровым номером 74:19:0501001:0137, расположенного в Челябинской области, Сосновском районе, южнее д. Новое Поле, для сельскохозяйственного использования сроком на 49 лет.
Общество "Аспект" (цедент) на основании договора уступки от 19.07.2007 переуступило Обществу (цессионарий) права и обязанности арендатора земельного участка с кадастровым номером 74:19:0501001:0137, предусмотренные договором аренды от 28.11.2006 N 125/20062.
Общество 06.09.2021 обратилось в Администрацию с заявлениями о предоставлении в собственность без проведения торгов указанных четырех земельных участков сельскохозяйственного назначения на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 27.04.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 101-ФЗ следует читать как "от 24.07.2002"
Комитет сообщениями от 05.10.2021 N 4466, 4467, 4468, 4469 отказал Обществу в предоставлении в собственность указанных земельных участков, сославшись на невозможность решения вопроса о выкупе в связи отменой генерального плана (корректировка) и правил землепользования и застройки (корректировка) Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области. При этом Комитет указал на то, что после утверждения генерального плана и правил землепользования и застройки (далее - ПЗЗ) Общество будет вправе вновь обратиться с заявлением о выкупе участков.
Полагая, что отказы Комитета в предоставлении ему в собственность без торгов спорных земельных участков являются незаконными и нарушают его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В ходе рассмотрения спора Комитет дополнил основания отказа и указал на то, что в соответствии с утвержденными в установленном порядке генеральным планом и ПЗЗ испрашиваемые земельные участки включены в границы населенного пункта и отнесены к зонам малоэтажной застройки и застройки индивидуальными жилыми домами, в связи с чем не могут быть предоставлены в собственность в целях сельскохозяйственного производства.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, сославшись на статьи 198, 200, 201 АПК РФ, статьи 39.3, 39.16 Земельного кодекса, статьи 1, 10 Закона N 101-ФЗ, пришли к выводу об обоснованности требований Общества исходя из следующего.
Решением Совета депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 28.03.2013 N 196 (далее - Решение от 28.03.2013 N 196) утверждены генеральный план и ПЗЗ Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области.
В соответствии с указанным решением спорные земельные участки включены в границы населенного пункта.
Решением Совета депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 28.12.2016 N 122 утверждены изменения и дополнения в ПЗЗ Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области. При этом спорные участки также остались в границах населенного пункта.
Решение от 28.12.2016 N 122 отменено решением Челябинского областного суда.
Границы населенного пункта "Новое Поле" поставлены на кадастровый учет 24.08.2020 на основании генерального плана Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района, утвержденного Решением от 28.03.2013 N 196, при этом спорные земельные участки в границы населенного пункта не вошли.
Согласно генеральному плану Рощинского сельского поселения, утвержденному решением Совета депутатов Рощинского сельского поселения от 21.04.2021 N 111, спорные земельные участки вновь включены в границы населенного пункта.
Указанное решение от 21.04.2021 N 111 отменено решением Собрания депутатов Сосновского муниципального района Челябинской области от 16.06.2021 N 143.
Решением Собрания депутатов Сосновского муниципального района Челябинской области от 18.08.2021 N 160 отменено Решение от 28.03.2013 N 196 об утверждении генерального плана и ПЗЗ Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области.
Таким образом, на момент обращения Общества (06.09.2021) с заявлениями о выкупе и на момент отказа Комитета (05.10.2021) в их выкупе спорные земельные участки относились к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования" и не входили в границы населенного пункта "Новое Поле".
В связи с изложенными обстоятельствами суды пришли к выводу о том, что на момент подачи Обществом заявлений о выкупе и на момент принятия отказа в выкупе у Комитета отсутствовали предусмотренные земельным законодательством основания для отказа Обществу в предоставлении в собственность испрашиваемых земельных участков.
Отклоняя довод Комитета о том, что в соответствии Генеральным планом и ПЗЗ Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, утвержденными решением Совета депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 22.12.2021 N 244, испрашиваемые земельные участки включены в границы населенного пункта и находятся в территориальных зонах В 1, В 2 (малоэтажная застройка, зона застройки индивидуальными жилыми домами) и не могут использоваться в целях сельскохозяйственного производства, суды посчитали, что территориальное зонирование не соответствует разрешенным видам использования спорных земельных участков.
Суд округа согласился с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на нарушение судами трех инстанций норм материального и процессуального права, неправильное истолкование положений земельного и градостроительного законодательства, просит отменить принятые по делу судебные акты.
Комитет полагает ошибочной позицию судов трех инстанций о наличии у Общества права на выкуп спорных земельных участков в льготном порядке без проведения торгов, поскольку в соответствии с градостроительной документацией, действовавшей на момент принятия решения судом первой инстанции и действующей в настоящее время спорные участки относятся к категории земель населенных пунктов, а не категории земель сельскохозяйственного назначения. При этом согласно с утвержденному в установленном порядке зонированию земель населенного пункта на данных участках не предполагается больше ведения сельскохозяйственной деятельности, они предназначены для малоэтажной застройки и застройки индивидуальными жилыми домами (зоны В1, В2).
Так как в соответствии с ПЗЗ спорные участки расположены в территориальной зоне В1, В2, с учетом положений пункта 14 статьи 39.16 Земельного кодекса эти участки не могут быть предоставлены в собственность в целях сельскохозяйственного производства.
Заявитель также отмечает, что поскольку целью законодателя при принятии в 2014 году подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса было установление льготного выкупа для добросовестного сельхозпроизводителя в целях дальнейшего использования земельных участков для производства сельскохозяйственной продукции, в силу данной нормы спорные участки, непредназначенные в настоящее время для сельхозпроизводства, не могут быть предоставлены Обществу в собственность.
Комитет обращает внимание также на то, что спорные участки еще в 2013 году были включены в границы населенного пункта. Затем в связи с отменой нормативных правовых актов участки в разные периоды были отнесены либо к категории земель сельхозназначения, либо к категории земель населенных пунктов.
В 2021 году установлена определенность и подтверждено отнесение участков к землям населенных пунктов. Земли категории сельскохозяйственного назначения не могут входить в границы населенных пунктов. В соответствии с ПЗЗ в границах земель населенных пунктов могут быть земли, для которых данными ПЗЗ установлен вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования". Однако такие земли нельзя выкупить по правилам пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса и Закона N 101-ФЗ.
Комитет также указывает, что спорные участки частично входят в границы земель общего пользования (полосы отвода автомобильной дороги), в границы памятника природы Челябинской области (Челябинский городской и Каштанские боры), а следовательно, в силу пунктов 6, 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса, Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" такие участки не могут быть предоставлены в частную собственность.
Приведенные в жалобе Комитета доводы о существенном нарушении судами трех инстанций норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход настоящего дела, заслуживают внимания, в связи с чем жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6, статьей 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определил:
жалобу Комитета по управлению имуществом и земельным отношения Сосновского муниципального района Челябинской области передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 25 мая 2023 года на 10 часов 30 минут в помещении суда по адресу: Москва, Поварская улица, дом 15, зал N 3048 (подъезд 5).
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
И.Л. Грачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 26 апреля 2023 г. N 309-ЭС22-29534 по делу N А76-44671/2021
Опубликование:
-