Определение Верховного Суда РФ от 27 апреля 2023 г. N 303-ЭС22-28706 по делу N А73-20493/2021
Судья Верховного Суда Российской Федерации Г.Г. Попова, изучив материалы истребованного дела и кассационную жалобу администрации городского поселения "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2022 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.10.2022 по делу N А73-20493/2021,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Компания Ремсталь" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), к администрации городского поселения "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (далее - Администрация) о проведении перерасчета арендной платы по договору аренды от 09.01.2017 N 20-11/2ЮЛ-2017 земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исходя из кадастровой стоимости 2 053 944 руб. земельного участка с кадастровым номером 27:21:0101016:13, кадастровой стоимости 9 036 384 руб. земельного участка с кадастровым номером 27:21:0101016:16 и даты начала применения кадастровой стоимости 04.01.2015, а также о взыскании неосновательного обогащения в виде излишне уплаченной арендной платы в размере 4 632 853 руб. 97 коп. за 2019 - 2021 годы.
Арбитражный суд Хабаровского края постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2022 и постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.10.2022, иск Общества удовлетворил в полном объеме.
Администрация, ссылаясь на существенные нарушения судами норм права, обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о пересмотре в кассационном порядке судебных актов трех инстанций.
Дело истребовано из Арбитражного суда Хабаровского края.
Согласно пунктам 1 и 2 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение либо об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, либо о передаче кассационной жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 АПК РФ).
Изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, судья Верховного Суда Российской Федерации считает, что имеются основания для передачи кассационной жалобы Администрации вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Главой городского поселения "Город Советская Гавань" 07.11.2016 вынесено постановление N 1159 о проведении открытого аукциона на право заключения договоров аренды на земельные участки, право собственности на которые не разграничено, в том числе спорные.
Как следует из пункта 2 извещения о проведении аукциона, опубликованного в установленном порядке в средствах массовой информации 10.11.2016, начальная цена предмета аукциона установлена в размере ежегодной арендной платы, определенной как 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка. Шаг аукциона установлен в размере 3% от начальной цены предмета аукциона.
На день проведения аукциона кадастровая стоимость участка с кадастровым номером 27:21:0101016:13 составляла 42 041 190 руб. 80 коп., 1,5% от кадастровой стоимости - 630 617 руб. 86 коп.; кадастровая стоимость участка с кадастровым номером 27:21:0101016:16 составляла 186 044 085 руб. 90 коп.; 1,5% от кадастровой стоимости - 2 790 661 руб. 29 коп.
Для участия в аукционе была подана одна заявка Общества.
Единой комиссией по управлению муниципальным имуществом и землей принято решение, оформленное протоколом от 26.12.2016 N 72, согласно которому Общество признано единственным участником аукциона, а сам аукцион - несостоявшимся в соответствии с пунктом 14 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в связи с поступлением по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе только одной заявки.
Комиссия приняла решение заключить договор аренды земельных участков с единственным участником аукциона, определив ежегодную арендную плату земельного участка с кадастровым номером 27:21:0101016:13 в размере, равном начальной цене предмета аукциона - размеру годовой арендной платы 630 617 руб. 86 коп.; участка с кадастровым номером 27:21:0101016:16 в размере, равном начальной цене предмета аукциона - размеру годовой арендной платы 2 790 661 руб. 29 коп.
По результатам аукциона Администрация (арендодатель) и Общество (арендатор) 09.01.2017 заключили договор аренды N 20-11/2ЮЛ-2017 земельных участков с кадастровыми номерами 27:21:0101016:13 и 27:21:0101016:16 для проектирования, строительства и размещения объектов транспортной инфраструктуры и объектов промышленности сроком действия до 09.01.2027. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Согласно пункту 3.1 договора размер арендной платы за земельные участки определен по результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и составляет: за земельный участок с кадастровым номером 27:21:0101016:13 - 630 617 руб. 86 коп. в год; за земельный участок с кадастровым номером 27:21:0101016:16 - 2 790 661 руб. 29 коп. в год.
В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" 27.12.2019 в реестр резидентов свободного порта Владивосток внесена запись о регистрации Общества в качестве резидента.
Как следует из дополнительного соглашения от 12.11.2021 N 3 к Соглашению об осуществлении деятельности резидента свободного порта Владивосток от 24.12.2019 N СПВ-1758/19 на принадлежащих Обществу на праве аренды земельных участках, в том числе спорном, оно реализует инвестиционный проект "Транспортно-перегрузочный комплекс по перевалке сжиженных углеводородных газов" в г. Советская Гавань. Период реализации проекта 2019-2023, общая сумма инвестиций - 7 677 513 000 руб.
Впоследствии по иску Общества Хабаровским краевым судом принято решение от 04.08.2021 N 3а-142/2021 (вступило в законную силу 07.09.2021), согласно резолютивной части которого по состоянию на 01.01.2012 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 27:21:0101016:13 установлена равной его рыночной стоимости в размере 2 053 944 руб., земельного участка с кадастровым номером 27:21:0101016:16 - равной его рыночной стоимости в размере 9 036 384 руб.
Общество обратилось в Администрацию с заявлением от 19.11.2021 N 1911/21-82ю, в котором просило произвести перерасчет арендной платы по договору от 09.01.2017 N 20-11/2ЮЛ-2017, исходя из нового размера кадастровой стоимости спорного участка, и возвратить Обществу переплату за период 2019 - 2021, либо произвести ее зачет в счет последующих периодов аренды.
Поскольку положительного ответа на указанное обращение Общество не получило, оно обратилось в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Удовлетворяя исковые требования, суды трех инстанций руководствовались статьями 424, 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ, Гражданский кодекс), статьями 39.7, 39.12 Земельного кодекса, статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", разъяснениями пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" и исходили следующего.
Поскольку спорный договор аренды от 09.01.2017 N 20-11/2ЮЛ-2017 заключен с истцом, как лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, суды пришли к выводу, что в рассматриваемом случае размер арендной платы определен не по результатам проведения торгов, а установлен в размере равном начальной цене предмета аукциона и является регулируемым. При таких условиях суды признали обоснованным в данном случае применение при расчете арендной платы размера кадастровой стоимости с учетом состоявшегося решения Хабаровского краевого суда от 04.08.2021 N 3а-142/2021.
Изменение размера кадастровой стоимости переданного Обществу в аренду земельного участка не влечет изменения цены договора аренды, поскольку она продолжает определяться как 1,5% от кадастровой стоимости.
Кроме того, суд кассационной инстанции указал, что предметом аукциона выступало именно право на заключение договора аренды, а не ставка арендной платы (торги на повышение периодического платежа), в связи с чем не усмотрел оснований согласиться с позицией Администрации о невозможности последующего изменения установленной договором арендной платы (как в сторону уменьшения, так и увеличения) при наступлении определенных действующим законодательством случаев. Более того, в пункте 3.4 договора от 09.01.2017 N 20-11/2ЮЛ-2017 стороны прямо предусмотрели возможность такого изменения.
Также суд округа сослался на то, что ранее действовавший в спорный период подпункт 33 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса предоставлял Обществу, как резиденту свободного порта Владивосток, право на получение спорного участка в преимущественном порядке без проведения торгов.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Администрация, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит пересмотреть в кассационном порядке указанные судебные акты, отменить их и в удовлетворении требований отказать.
По мнению заявителя, арендная плата по спорному договору аренды не является регулируемой и не могла быть изменена судами на основании следующего.
Согласно пункту 2 статьи 39.7 Земельного кодекса в случае заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этого аукциона.
В случае заключения договора аренды земельного участка с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, либо с единственным принявшим участие в аукционе его участником размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за такой земельный участок определяется в размере начальной цены предмета аукциона.
В соответствии с пунктом 16 статьи 39.11 Земельного кодекса по результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется ежегодный размер арендной платы.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено, что по смыслу пункта 4 статьи 447 Гражданского кодекса размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов.
Учитывая, что спорный договор аренды заключен по результатам аукциона, Администрация считает, что изменение судами арендной платы по нему нарушает положения статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции) и не согласуется с правовой позицией, приведенной в пункте 41 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" (далее - постановление N 2).
Кроме того, Администрация ссылается на нарушение единообразия судебной практики, в частности, по делам N А43-18205/2020, А33-26200/2020 в удовлетворении иска о пересмотре арендной платы вследствие изменения кадастровой стоимости арендованных участков по заключенным на аукционе договорам аренды было отказано.
Приведенные в жалобе доводы о существенном нарушении судами норм права, которые повлияли на исход настоящего дела, заслуживают внимания, в связи с чем жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6, статьей 291.9 АПК РФ, судья Верховного Суда Российской Федерации
определил:
жалобу администрации городского поселения "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 13 июня 2023 года на 11 часов 00 минут в помещении суда по адресу: Москва, Поварская улица, дом 15, зал N 3048 (подъезд 5).
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Г.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 27 апреля 2023 г. N 303-ЭС22-28706 по делу N А73-20493/2021
Опубликование:
-