Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства
Воронежской области
от 4 мая 2023 г. N 325
Региональная адресная программа
Воронежской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым с 1 января 2017 года до 1 января 2022 года"
Паспорт
региональной адресной программы Воронежской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым с 1 января 2017 года до 1 января 2022 года"
Наименование программы |
"Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым с 1 января 2017 года до 1 января 2022 года" (далее - программа) |
Основание для разработки программы |
Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185), Федеральный закон от 29.07.2017 N 218-ФЗ "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), Постановление Правительства Российской Федерации от 20.08.2022 N 1469 "Об утверждении Правил предоставления финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда" (далее - Постановление N 1469) |
Государственный заказчик программы |
Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области |
Разработчик программы |
Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области |
Цель программы |
Создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Воронежской области |
Задачи программы |
Переселение граждан из аварийных многоквартирных домов, признанных с 1 января 2017 года до 1 января 2022 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации |
Срок реализации программы |
2023 - 2028 годы |
Объемы и источники финансирования программы |
Объем финансирования программы на 2023 - 2028 годы - 4818366493,92 рубля, из них: - 604532934,78 рубля - средства публично-правовой компании "Фонд развития территорий" (далее - средства Фонда); - 4138734074,18 рубля - средства областного бюджета; - 75099484,96 рубля - средства местных бюджетов. I этап программы - 2023 - 2024 годы: Объем финансирования I этапа программы - 1105216850,08 рубля, из них: - 604532934,78 рубля - средства публично-правовой компании "Фонд развития территорий" (далее - средства Фонда) - 54,70%; - средства консолидированного бюджета - 500683915,30 рубля (45,3%), в том числе: - 425584430,34 рубля - средства областного бюджета; - 75099484,96 рубля - средства местных бюджетов. II этап программы - 2024 - 2025 годы: Объем финансирования II этапа программы - 1076123652,80 рубля, из них: - 0,00 рубля - средства Фонда <*>; - 1076123652,80 рубля - средства областного бюджета <**>; - 0,00 рубля - средства местных бюджетов <***>. III этап программы - 2025 - 2026 годы: Объем финансирования III этапа программы - 962457090,56 рубля, из них: - 0,00 рубля - средства Фонда <*>; - 962457090,56 рубля - средства областного бюджета <**>; - 0,00 рубля - средства местных бюджетов <***>. IV этап программы - 2026 - 2027 годы: Объем финансирования IV этапа программы - 1067671936,80 рубля, из них: - 0,00 рубля - средства Фонда <*>; - 1067671936,80 рубля - средства областного бюджета <**>; - 0,00 рубля - средства местных бюджетов <***>. V этап программы - 2027 - 2028 годы: Объем финансирования V этапа программы - 606896963,68 рубля, из них: - 0,00 рубля - средства Фонда <*>; - 606896963,68 рубля - средства областного бюджета <**>; - 0,00 рубля - средства местных бюджетов <***> |
Ожидаемые результаты реализации программы |
Переселение 3368 граждан из 94 многоквартирных домов, признанных с 1 января 2017 года до 1 января 2022 года в установленном порядке аварийными, общей площадью расселяемых жилых помещений 57438,09 кв. м за счет средств Фонда. Переселение 177 граждан из 6 многоквартирных домов, признанных с 1 января 2017 года до 1 января 2022 года в установленном порядке аварийными, общей площадью расселяемых жилых помещений 2672,95 кв. м по иным программам Воронежской области |
Исполнитель программы |
Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области |
Участники программы |
Органы местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области. На I этапе (2023 - 2024 годы) реализации программы участвуют 3 муниципальных образования: - городское поселение - город Бобров Бобровского муниципального района Воронежской области; - городской округ город Воронеж; - городское поселение - город Поворино Поворинского муниципального района Воронежской области. Во II этапе (2024 - 2025 годы) реализации программы участвуют 8 муниципальных образований: - Аннинское городское поселение Аннинского муниципального района Воронежской области; - городское поселение - город Бобров Бобровского муниципального района Воронежской области; - городской округ город Воронеж; - Каменское городское поселение Каменского муниципального района Воронежской области; - Краснянское сельское поселение Новохопёрского муниципального района Воронежской области; - городское поселение - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области; - городское поселение - город Поворино Поворинского муниципального района Воронежской области; - Хохольское городское поселение Хохольского муниципального района Воронежской области. В III этапе (2025 - 2026 годы) реализации программы участвуют 4 муниципальных образования: - Борисоглебский городской округ; - городской округ город Воронеж; - Латненское городское поселение Семилукского муниципального района Воронежской области. - городское поселение - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области. В IV этапе (2026 - 2027 годы) реализации программы участвуют 4 муниципальных образования: - Борисоглебский городской округ; - городской округ город Воронеж; - городское поселение - город Новохопёрск Новохопёрского муниципального района Воронежской области; - городское поселение - город Россошь Россошанского муниципального района Воронежской области. В V этапе (2027 - 2028 годы) реализации программы участвуют 4 муниципальных образования: - городской округ город Воронеж; - Новоживотинновское сельское поселение Рамонского муниципального района Воронежской области; - городское поселение - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области |
--------------------------------
<*> Средства Фонда не указаны в связи с отсутствием утвержденных лимитов предоставления субъектам Российской Федерации финансовой поддержки на 2024 и последующие годы.
<**> Часть средств областного бюджета будет компенсирована за счет средств Фонда после доведения лимитов предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации.
<***> Часть средств местного бюджета будет рассчитана после доведения лимитов предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда субъектам Российской Федерации.
1. Цели и задачи программы
Целью программы является создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Воронежской области.
Для достижения цели программы необходимо решить задачи по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных с 1 января 2017 года до 1 января 2022 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
2. Срок реализации программы
Программа будет реализована в 2023 - 2028 годах:
I этап программы - 2023 - 2024 годы,
II этап программы - 2024 - 2025 годы,
III этап программы - 2025 - 2026 годы,
IV этап программы - 2026 - 2027 годы,
V этап программы - 2027 - 2028 годы.
3. Механизм реализации программы
Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда является одной из важнейших социальных задач государства, направленной на расселение жилья, признаваемого аварийным.
В реализации программы участвуют муниципальные образования Воронежской области, на территории которых имеются многоквартирные дома, признанные с 1 января 2017 года до 1 января 2022 года в установленном порядке аварийными и подлежащие сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
На территории Воронежской области насчитывается более 246 аварийных многоквартирных домов, признанных после 1 января 2017 года в установленном законодательстве порядке аварийными, с количеством жилых помещений 3060 единиц, площадью жилых помещений более 104237,0 кв. м, в которых проживает 14325 человек.
Оценка технического состояния жилых многоквартирных зданий и структуризации жилого фонда малой и средней этажности осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) от 24.12.2019 N 853/пр "Об утверждении свода правил "Здания жилые многоквартирные. Правила оценки аварийного и ограниченно-работоспособного технического состояния", иными нормативными актами, технической, методической документацией.
Перечень аварийных многоквартирных домов сформирован на основании сведений об общей площади жилых помещений аварийных многоквартирных домов, представленных в соответствии с частью 6 статьи 17 Закона N 185.
Проверка достоверности предоставленных органами местного самоуправления сведений об аварийном жилищном фонде, а также проверка документов, на основании которых было принято решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, осуществляются государственным заказчиком программы.
Государственному заказчику программы муниципальными образованиями Воронежской области, участвующими в первом этапе реализации программы, представлены предложения о выбранных способах ее реализации. С учетом предоставленных предложений муниципальных образований о выбранных гражданами способах реализации программы сформирована настоящая программа.
Исходя из общей площади жилых помещений в аварийных многоквартирных домах, на расселение которых планируется предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, и в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 16 Закона N 185 программа переселения распределена по этапам.
Общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение из которого предусмотрено этапом настоящей программы (далее - размер этапа) текущего года, определяется в размере не менее частного от деления суммы средств Фонда, направляемых в текущем году на увеличение лимитов предоставления финансовой поддержки субъекта Российской Федерации на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, средств бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, рассчитанных с учетом доли софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета согласно выписке N 2-14/38 из протокола заседания правления публично-правовой компании "Фонд развития территорий" N 2-14, на среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Воронежской области, установленную Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на II квартал 2023 года от 21.03.2023 N 206/пр.
Финансовая поддержка за счет средств Фонда используется в соответствии с программой и направлениями использования финансовой поддержки за счет средств Фонда, предусмотренными частью 6 статьи 13.6 Федерального закона, и может расходоваться на:
а) выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. При этом за счет средств Фонда может выплачиваться возмещение в части, не превышающей величину, рассчитанную как произведение общей площади изымаемого жилого помещения, трех четвертей нормативной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по субъектам Российской Федерации (далее - нормативная стоимость квадратного метра), установленной на I квартал года подачи заявки, и процента долевого финансирования за счет средств Фонда, рассчитанного для Воронежской области. Оставшаяся часть возмещения выплачивается за счет средств бюджета Воронежской области и (или) местных бюджетов, источником которых не является финансовая поддержка за счет средств Фонда;
б) строительство многоквартирных домов (в том числе подготовка проектной документации в целях строительства многоквартирных домов), приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, строительство, приобретение домов блокированной застройки, строительство индивидуальных жилых домов по проектам, отобранным в соответствии с методикой, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, а также приобретение таких индивидуальных жилых домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда. При этом при приобретении жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками таких домов или лицами, с которыми заключен договор участия в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, стоимость 1 кв. метра общей площади таких жилых помещений, оплачиваемая за счет финансовой поддержки за счет средств Фонда, не может превышать величину, рассчитанную как произведение трех четвертей нормативной стоимости квадратного метра и процента долевого финансирования за счет средств Фонда, рассчитанного для соответствующего субъекта Российской Федерации. Оставшаяся часть расходов осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов, источником которых не является финансовая поддержка за счет средств Фонда;
в) предоставление субсидий лицам, заключившим договоры о комплексном развитии территории жилой застройки в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, на возмещение понесенных расходов на выполнение обязательств по созданию либо приобретению жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, по передаче данных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность, по уплате возмещения за изымаемые жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в целях реализации решения о комплексном развитии территории жилой застройки. Субсидия предоставляется в размере, не превышающем 25 процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной как произведение общей площади жилых помещений, расположенных во всех многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и включенных в решение о комплексном развитии территории жилой застройки, и нормативной стоимости квадратного метра. Предоставление субсидии в размере от 25 до 100 процентов указанной нормативной стоимости переселения осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 года N 846 "Об определении случаев предоставления субсидий лицам, заключившим договоры о комплексном развитии территорий жилой застройки в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, на возмещение понесенных расходов на выполнение обязательств по созданию либо приобретению жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, передаче указанных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность и уплате возмещения за изымаемые жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в целях реализации решения о комплексном развитии территории жилой застройки в размере от 25 до 100 процентов нормативной стоимости переселения".
Муниципальным образованиям Воронежской области при подготовке документации на проведение закупок и заключении муниципальных контрактов в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в целях реализации мероприятий программы, за исключением контрактов на выкуп помещений у собственников, необходимо соблюдать следующие характеристики проектируемых (строящихся) и приобретаемых жилых помещений, которые будут предоставлены гражданам в рамках реализации программы:
N п/п |
Наименование требования |
Содержание требования |
1 |
Проектная документация на дом |
В проектной документации проектные значения параметров и другие проектные характеристики жилья, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности рекомендуется устанавливать таким образом, чтобы в процессе его строительства и эксплуатации оно было безопасным для жизни и здоровья граждан (включая инвалидов и другие группы населения с ограниченными возможностями передвижения), имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды. Проектная документация разрабатывается в соответствии с требованиями: - Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; - Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"; - Постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию"; - СП 42.13330 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденного Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр; - СП 54.13330.2022 "СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные", утвержденного Приказом Минстроя России от 13.05.2022 N 361/пр; - СП 55.13330 "СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные", утвержденного Приказом Минстроя России от 20.10.2016 N 725/пр; - СП 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденного Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр; - СП 14.13330.2018 "СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах", утвержденного Приказом Минстроя России от 24.05.2018 N 309/пр; - СП 22.13330 "СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений", утвержденного Приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 970/пр; - СП 2.13130 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты", утвержденного Приказом МЧС России от 12.03.2020 N 151; - СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденного Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288; - СП 255.1325800.2016 "Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения", утвержденного Приказом Минстроя России от 24.08.2016 N 590/пр (далее - СП 255.1325800.2016); - СП 20.13330 "СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия", утвержденного Приказом Минстроя России от 03.12.2016 N 891/пр; - СП 28.13330.2017 "СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии", утвержденного Приказом Минстроя России от 27.02.2017 N 127/пр; - СП 50.13330.2012 "СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий", утвержденного Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 265; - СП "СНиП 3.03.01-87. Несущие и ограждающие конструкции", утвержденного Приказом Госстроя от 25.12.2012 N 109/ГС; - СП 230.1325800.2015 "Конструкции ограждающие зданий. Характеристики теплотехнических неоднородностей", утвержденного Приказом Минстроя России от 08.04.2015 N 261/пр; - СП 260.1325800.2016 "Конструкции стальные тонкостенные из холодногнутых оцинкованных профилей и гофрированных листов. Правила проектирования", утвержденного Приказом Минстроя России от 03.12.2016 N 881/пр; - СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 2; - Национальный стандарт Российской Федерации. ГОСТ Р 21.101-2020 "Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации", утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.06.2020 N 282-ст; - методики расчета совокупного выделения в воздух внутренней среды помещений химических веществ с учетом совместного использования строительных материалов, применяемых в проектируемом объекте капитального строительства, утвержденной Приказом Минстроя России от 26.10.2017 N 1484/пр. Обеспечение соответствия планируемых к строительству (строящихся) многоквартирных домов, а также подлежащих приобретению жилых помещений положениям санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3. В отношении проектной документации на строительство многоквартирного дома, построенного многоквартирного дома, в котором приобретаются жилые помещения, рекомендуется обеспечить наличие положительного заключения экспертизы в соответствии с требованиями, установленными законодательством о градостроительной деятельности |
2 |
Конструктивное, инженерное и технологическое оснащение строящегося многоквартирного дома, введенного в эксплуатацию многоквартирного дома, в котором приобретается готовое жилье |
В строящихся домах рекомендуется обеспечивать наличие: - несущих строительных конструкций, выполненных из следующих материалов: а) стен из каменных конструкций (кирпич, блоки), крупных железобетонных блоков, железобетонных панелей, монолитного железобетонного каркаса с заполнением; б) перекрытий из сборных и монолитных железобетонных конструкций; в) фундаментов из сборных и монолитных железобетонных и каменных конструкций; - подключения к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по выданным соответствующими ресурсоснабжающими и иными организациями техническим условиям; - санитарного узла (раздельного или совмещенного), который должен быть внутриквартирным и включать ванну, унитаз, раковину; - внутридомовых инженерных систем, включая системы: а) электроснабжения (с силовым и иным электрооборудованием в соответствии с проектной документацией); б) холодного водоснабжения; в) водоотведения (канализации); г) газоснабжения (при наличии в соответствии с проектной документацией) с устройством сигнализаторов загазованности, сблокированных с быстродействующим запорным клапаном, установленным первым по ходу газа на внутреннем газопроводе жилого здания с возможностью аварийно-диспетчерского обслуживания, а также с установкой легкосбрасываемых оконных блоков (в соответствии с проектной документацией); д) отопления (при отсутствии централизованного отопления и наличии газа рекомендуется установка коллективных или индивидуальных газовых котлов); е) горячего водоснабжения; ж) противопожарной безопасности (в соответствии с проектной документацией); з) мусороудаления (при наличии в соответствии с проектной документацией); - при наличии экономической целесообразности локальных систем энергоснабжения; - принятых в эксплуатацию и зарегистрированных в установленном порядке лифтов (при наличии в соответствии с проектной документацией). Лифты рекомендуется оснащать: а) кабиной, предназначенной для пользования инвалидом на кресле-коляске с сопровождающим лицом; б) оборудованием для связи с диспетчером; в) аварийным освещением кабины лифта; г) светодиодным освещением кабины лифта в антивандальном исполнении; д) панелью управления кабиной лифта в антивандальном исполнении; - внесенных в Государственный реестр средств измерений, поверенных предприятиями-изготовителями, принятых в эксплуатацию соответствующими ресурсоснабжающими организациями и соответствующих установленным требованиям к классам точности общедомовых (коллективных) приборов учета электрической, тепловой энергии, холодной воды, горячей воды (при централизованном теплоснабжении в установленных случаях); - оконных блоков со стеклопакетом класса энергоэффективности в соответствии с классом энергоэффективности дома; - освещения этажных лестничных площадок дома с использованием светильников в антивандальном исполнении со светодиодным источником света, датчиков движения и освещенности; - при входах в подъезды дома освещения с использованием светильников в антивандальном исполнении со светодиодным источником света и датчиков освещенности, козырьков над входной дверью и утепленных дверных блоков с ручками и автодоводчиком; - во входах в подвал (техническое подполье) дома металлических дверных блоков с замком, ручками и автодоводчиком; - отмостки из армированного бетона, асфальта, устроенной по всему периметру дома и обеспечивающей отвод воды от фундаментов; - организованного водостока; - благоустройства придомовой территории, в том числе наличие твердого покрытия, озеленения и малых архитектурных форм, площадок общего пользования различного назначения, в том числе детской игровой площадки с игровым комплексом (в соответствии с проектной документацией). Запрещено строительство домов и приобретение жилья в домах, выполненных из легких стальных тонкостенных конструкций (ЛСТК), SIP-панелей, металлических сэндвич-панелей |
3 |
Функциональное оснащение и отделка помещений |
Для целей переселения граждан из аварийного жилищного фонда рекомендуется использовать построенные и приобретаемые жилые помещения, расположенные на любых этажах дома, кроме подвального, цокольного, технического, мансардного, и: - оборудованные подключенными к соответствующим внутридомовым инженерным системам внутриквартирными инженерными сетями в составе (не менее): а) электроснабжения с электрическим щитком с устройствами защитного отключения; б) холодного водоснабжения; в) горячего водоснабжения (централизованного или автономного); г) водоотведения (канализации); д) отопления (централизованного или автономного); е) вентиляции; ж) газоснабжения (при наличии в соответствии с проектной документацией) с устройством сигнализаторов загазованности, сблокированных с быстродействующим запорным клапаном, установленным первым по ходу газа на внутреннем газопроводе жилого здания с возможностью аварийно-диспетчерского обслуживания, а также с установкой легкосбрасываемых оконных блоков (в соответствии с проектной документацией); з) внесенными в Государственный реестр средств измерений, поверенными предприятиями-изготовителями, принятыми в эксплуатацию соответствующими ресурсоснабжающими организациями и соответствующими установленным требованиям к классам точности индивидуальными приборами учета электрической энергии, холодной воды, горячей воды, природного газа (в установленных случаях) (в соответствии с проектной документацией); - имеющие чистовую отделку "под ключ", в том числе: а) входную утепленную дверь с замком, ручками и дверным глазком; б) межкомнатные двери с наличниками и ручками; в) оконные блоки со стеклопакетом класса энергоэффективности в соответствии с классом энергоэффективности дома; г) вентиляционные решетки; д) подвесные крюки для потолочных осветительных приборов во всех помещениях квартиры; е) установленные и подключенные к соответствующим внутриквартирным инженерным сетям: - звонковую сигнализацию (в соответствии с проектной документацией); - мойку со смесителем и сифоном; - умывальник со смесителем и сифоном; - унитаз с сиденьем и сливным бачком; - ванну с заземлением, со смесителем и сифоном; - одно-, двухклавишные электровыключатели; - электророзетки; - выпуски электропроводки и патроны во всех помещениях квартиры; - газовую или электрическую плиту (в соответствии с проектным решением); - радиаторы (отопительные приборы или иные теплопотребляющие элементы внутридомовой системы теплоснабжения) отопления с терморегуляторами (при технологической возможности в соответствии с проектной документацией), а при автономном отоплении и горячем водоснабжении также двухконтурный котел; ж) напольные покрытия из керамической плитки в помещениях ванной комнаты, туалета (совмещенного санузла), кладовых, на балконе (лоджии), в остальных помещениях квартиры - из ламината класса износостойкости 22 и выше или линолеума на вспененной основе; з) отделку стен водоэмульсионной или иной аналогичной краской в помещениях ванной комнаты, туалета (совмещенного санузла), кладовых, кухни (за исключением части стены (стен) в кухне, примыкающей(их) к рабочей поверхности, и части стены (стен) в ванной комнате, примыкающей(их) к ванне и умывальнику, отделка которых производится керамической плиткой); обоями в остальных помещениях; и) отделку потолков во всех помещениях квартиры водоэмульсионной или иной аналогичной краской либо конструкцией из сварной виниловой пленки (ПВХ) или бесшовного тканевого полотна, закрепленных на металлическом или пластиковом профиле под перекрытием (натяжные потолки) |
4 |
Материалы и оборудование |
Проектом на строительство дома рекомендуется предусмотреть применение современных сертифицированных строительных и отделочных материалов, технологического и инженерного оборудования. Строительство рекомендуется осуществлять с применением материалов и оборудования, обеспечивающих соответствие жилища требованиям проектной документации. Работы и применяемые строительные материалы в процессе строительства дома, жилые помещения в котором приобретаются в соответствии с муниципальным контрактом в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда, а также результаты таких работ рекомендуется выполнять в соответствии с требованиями технических регламентов, требованиями энергетической эффективности и требованиями оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов |
5 |
Энергоэффективность дома |
Рекомендуется предусматривать класс энергетической эффективности дома не ниже "В" согласно Правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденным Приказом Минстроя России от 06.06.2016 N 399/пр (далее - Правила). Рекомендуется предусматривать следующие мероприятия, направленные на повышение энергоэффективности дома: - предъявлять к оконным блокам в квартирах и в помещениях общего пользования дополнительные требования, указанные выше; - в многоквартирных домах производить установку в помещениях общего пользования, на лестничных клетках, перед входом в подъезды светодиодных светильников с датчиками движения и освещенности; - проводить освещение придомовой территории многоквартирных домов с использованием светодиодных светильников и датчиков освещенности; - выполнять теплоизоляцию подвального (цокольного) и чердачного перекрытий (в соответствии с проектной документацией); - проводить установку приборов учета горячего и холодного водоснабжения, электроэнергии, газа и других, предусмотренных в проектной документации; - выполнять установку радиаторов отопления с терморегуляторами (при технологической возможности в соответствии с проектной документацией); - проводить устройство входных дверей в подъезды дома с утеплением и оборудованием автодоводчиками; - устраивать входные тамбуры в подъезды дома с утеплением стен, устанавливать утепленные двери тамбура (входную и проходную) с автодоводчиками. Обеспечение наличия на фасаде дома указателя класса энергетической эффективности дома в соответствии с разделом III Правил |
6 |
Эксплуатационная документация дома |
При необходимости обеспечить наличие технической документации по эксплуатации предприятий-изготовителей на механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное, включая лифтовое, оборудование, приборы учета использования энергетических ресурсов (общедомовые (коллективные) и индивидуальные) и узлы управления подачей энергетических ресурсов и т.д., а также соответствующие документы (копии документов), предусмотренные пунктами 24 и 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, включая Инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома, выполненную в соответствии с пунктом 10.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Требования к безопасной эксплуатации зданий) и СП 255.1325800.2016 (в соответствии с проектной документацией), инструкции по эксплуатации внутриквартирного инженерного оборудования. Комплекты инструкций по эксплуатации внутриквартирного инженерного оборудования рекомендуется передать заказчику |
В первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов:
- при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда по делам, связанным с расселением аварийного жилищного фонда;
- которые расположены на территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории жилой застройки;
- которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования.
В случае если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа программы.
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение, или с письменного согласия граждан в границах другого населенного пункта Воронежской области. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение, или в границах другого населенного пункта субъекта Воронежской области.
Гражданам, переселяемым из жилых помещений аварийного жилищного фонда, занимаемых по договорам социального найма, в соответствии со статьями 81, 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляются жилые помещения, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположен аварийный многоквартирный дом, равнозначные по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям или площадью меньшего размера на основании заявления нанимателя, отвечающие установленным жилищным законодательством требованиям и находящиеся в границах населенного пункта, в котором расположен аварийный многоквартирный дом, или в границах другого населенного пункта Воронежской области с письменного согласия граждан.
План реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда по способам переселения приведен в приложении N 3 к программе.
Иные способы переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках программы не допускаются.
Реестр жилищного фонда (многоквартирные дома, дома блокированной застройки, объекты индивидуального жилищного строительства) определен в приложении N 1 к программе.
Администрации муниципальных образований Воронежской области после получения от государственного заказчика программы уведомления о положительном решении Фонда о предоставлении государственной поддержки за счет средств Фонда заключают с государственным заказчиком программы соглашение о реализации программы на территории муниципального образования (далее - Соглашение) по форме, установленной государственным заказчиком программы.
Главным распорядителем средств Фонда, поступивших в областной бюджет, и средств областного бюджета, направленных на реализацию мероприятий программы, является государственный заказчик программы.
Государственный заказчик программы после получения в установленном порядке уведомления о поступлении средств Фонда на основании договора о предоставлении и использовании финансовой поддержки за счет средств публично-правовой компании "Фонд развития территорий" на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым с 1 января 2017 года до 1 января 2022 года (далее - Договор), информирует об этом администрации муниципальных образований - участников I этапа программы, включенных в заявку Воронежской области 2023 года на предоставление средств Фонда.
Поступившие в местные бюджеты средства Фонда и средства областного бюджета используются в порядке, предусмотренном Постановлением N 1469, законодательством Воронежской области, Договором и дополнительными соглашениями к нему.
4. Обоснование объема средств, предусмотренных на реализацию программы, и объемы ее финансирования
Источниками финансирования расходов на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации программы являются:
- Фонд;
- областной бюджет;
- местные бюджеты.
Объем финансирования программы на 2023 - 2028 годы - 4818366493,92 рубля, из них:
- 604532934,78 рубля - средства Фонда;
- 4138734074,18 рубля - средства областного бюджета;
- 75099484,96 рубля - средства местных бюджетов.
Программные мероприятия планируется реализовывать в пять этапов:
I этап программы - 2023 - 2024 годы
Объем финансирования I этапа программы - 1105216850,08 рубля, из них:
- 604532934,78 рубля - средства Фонда;
- 425584430,34 рубля - средства областного бюджета;
- 75099484,96 рубля - средства местных бюджетов.
II этап программы - 2024 - 2025 годы
Объем финансирования II этапа программы - 1076123652,80 рубля, из них:
- 0,00 рубля - средства Фонда <*>;
- 1076123652,80 рубля - средства областного бюджета <**>;
- 0,00 рубля - средства местных бюджетов <***>.
III этап программы - 2025 - 2026 годы
Объем финансирования III этапа программы - 962457090,56 рубля, из них:
- 0,00 рубля - средства Фонда <*>;
- 962457090,56 рубля - средства областного бюджета <**>;
- 0,00 рубля - средства местных бюджетов <***>.
IV этап программы - 2026 - 2027 годы
Объем финансирования IV этапа программы - 1067671936,80 рубля, из них:
- 0,00 рубля - средства Фонда <*>;
- 1067671936,80 рубля - средства областного бюджета <**>;
- 0,00 рубля - средства местных бюджетов <***>.
V этап программы - 2027 - 2028 годы
Объем финансирования V этапа программы - 606896963,68 рубля, из них:
- 0,00 рубля - средства Фонда <*>;
- 606896963,68 рубля - средства областного бюджета <**>;
- 0,00 рубля - средства местных бюджетов <***>.
Стоимость одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с настоящей программой, установлена для Воронежской области Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 марта 2023 года N 206/пр в размере 83888,00 рубля.
Объем финансирования на реализацию программы рассчитан исходя из произведения общей площади расселяемых жилых помещений в аварийных многоквартирных домах, включенных в программу, и стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений.
Мероприятия программы осуществляются посредством предоставления местным бюджетам субсидий из областного бюджета в порядке, установленном Правительством Воронежской области.
Государственный заказчик программы осуществляет мониторинг и контроль за использованием субсидий их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета Воронежской области.
План мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с объемом средств на реализацию программы приведен в приложении N 2 к программе.
--------------------------------
<*> Средства Фонда не указаны в связи с отсутствием утвержденных лимитов предоставления субъектам Российской Федерации финансовой поддержки на 2024 и последующие годы.
<**> Часть средств областного бюджета будет компенсирована за счет средств Фонда после доведения лимитов предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации.
<***> Часть средств местного бюджета будет рассчитана после доведения лимитов предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда субъектам Российской Федерации.
5. Контроль за ходом реализации программы
Государственный заказчик программы осуществляет мониторинг и контроль за ходом реализации программы.
Ответственные лица в муниципальных образованиях представляют государственному заказчику программы информацию (отчеты) о ходе ее выполнения в рамках заключенного Соглашения по форме и в сроки, установленные государственным заказчиком программы, за подписью главы администрации муниципального образования.
Ответственность за достоверность и полноту представляемой государственному заказчику программы информации (отчетов) возлагается на глав администраций муниципальных образований.
6. Результаты реализации программы
В результате реализации программы планируется переселение:
- 3368 граждан из 94 многоквартирных домов, признанных с 1 января 2017 года до 1 января 2022 года в установленном порядке аварийными, общей площадью расселяемых жилых помещений 57438,09 кв. м за счет средств Фонда;
- 177 граждан из 6 многоквартирных домов, признанных с 1 января 2017 года до 1 января 2022 года в установленном порядке аварийными, общей площадью расселяемых жилых помещений 2672,95 кв. м по иным программам Воронежской области.
Планируемые показатели выполнения программы приведены в приложении N 4 к программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.