Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение П
(обязательное)
Метод определения гамма-процентной наработки рельсов до отказа при полигонных испытаниях
П.1 Сущность метода
П.1.1 Сущность метода проведения полигонных испытаний партии рельсов, уложенных в путь на испытательном полигоне, заключается в определении величины вероятности безотказной работы рельсов по результатам выявления и изъятия из пути рельсов, достигших предельных состояний для изъятия из пути при пропуске по ним испытательного подвижного состава.
П.2 Общие требования к проведению испытаний
П.2.1 Полигонным испытаниям подвергают железнодорожные рельсы, соответствующие требованиям настоящего стандарта или технических условий, в целях подтверждения соблюдения требованиям 5.1.3 настоящего стандарта.
Полигонные испытания проводят на испытательном полигоне испытательного центра (далее - ИЦ), аккредитованного в установленном порядке.
П.2.2 Полигонные испытания включают:
- визуальный контроль с оценкой качества поверхности поступивших рельсов для проведения испытаний;
- идентификацию по данным акта отбора образцов и маркировке по 5.13 рельсов, поступивших на испытания с составлением акта идентификации;
- укладку образцов рельсов на участок пути испытательного полигона для достижения целей испытаний;
- подготовку испытательного подвижного состава;
- пропуск испытательного состава по пути испытательного полигона;
- контроль технического состояния испытательного подвижного состава, верхнего строения пути, образцов рельсов, примыкающих к образцам рельсов участка испытательного полигона;
- изъятие рельсов из пути с оформлением акта изъятия с последующей заменой на запасные из партии отобранных образцов рельсов для продолжения испытаний до завершения;
- осмотр с составлением акта технического состояния изъятых рельсов, проведение исследования причин достижения предельных состояний изъятых рельсов, оформление заключения об изъятии рельсов из пути с указанием причин, установленных исследованием;
- обработку результатов полигонных испытаний с оформлением протокола.
П.3 Условия проведения испытаний в целях подтверждения соответствия
П.3.1 Отбор рельсов для полигонных испытаний
П.3.1.1 Полигонные испытания проводят на образцах рельсов, отобранных по 6.7.6 в целях подтверждения соответствия требованиям 5.1.3.
П.3.1.2 Для полигонных испытаний в соответствии с 6.7.6 отбирают 38 рельсов, из них 30 рельсов для укладки в путь, включая необходимое количество укороченных рельсов и восемь рельсов - для замены достигших предельных состояний и изъятых рельсов.
Отобранные рельсы представляют на испытания с приложением документов, установленных органом по сертификации и паспорта рельсов по 8.1.5.
П.3.2 Идентификация, маркировка и хранение рельсов
П.3.2.1 Идентификацию рельсов, поступивших на испытания, проводят в соответствии с П.2.2 с составлением акта идентификации объекта испытаний по форме, установленной ИЦ, который должен содержать: сравнение основных характеристик прибывших на испытания рельсов со следующими фактическими характеристиками, приведенными в маркировке и в сопроводительной документации:
а) наименование, тип, категория;
б) наименование изготовителя;
в) документ, в соответствии с которым изготовлены рельсы;
г) сведения о принадлежности к соответствующей партии рельсов по акту отбора образцов рельсов на испытания;
д) сведения о принадлежности к соответствующему технологическому процессу (при необходимости).
П.3.2.2 Все рельсы должны быть дополнительно промаркированы условными номерами, несмываемой краской белого цвета. Место нанесения маркировки - поверхность шейки рельса со стороны выпуклой маркировки за зоной рельсовой накладки.
П.3.2.3 К испытаниям допускают только рельсы, прошедшие процедуру идентификации.
П.3.2.4 Хранение поступивших на испытания рельсов осуществляют по 8.2.
П.3.3 Укладка испытываемых рельсов в путь
П.3.3.1 Тридцать рельсов, отобранных в соответствии с П.3.1.2 и идентифицированных П.3.2.1 укладывают в путь в соответствии с требованиями технической документации на железнодорожный путь испытательного полигона.
По окончании укладки выполняют контроль состояния верхнего строения пути участка с испытываемыми рельсами по показателям П.5.2.1-П.5.2.4. Результаты укладки оформляют актом укладки рельсов по форме, установленной ИЦ. Акт укладки должен содержать данные по расположению партии образцов рельсов каждого из испытываемых рельсов по длине пути ИЦ с характеристиками участка.
П.3.4 Требования к испытательному составу. Подготовка испытательного состава
П.3.4.1 Испытания проводят при воздействии на рельсы технически исправным испытательным подвижным составом, характеристики которого приведены в таблице П.1.
Таблица П.1 - Технические характеристики испытательного состава
Характеристика |
Значение характеристики |
Тип локомотива |
Электровоз/тепловоз |
Тип вагонов |
Вагоны грузового типа (далее - полувагон) |
Масса состава, тыс. т |
6 1,5 |
Нагрузка на ось от локомотива, кН |
не более 265 |
Нагрузка на ось от вагона, кН |
245 25 |
Скорость движения состава *, км/ч |
не менее 40 |
* Скорость движения состава определяют по показаниям штатного скоростемера, установленного на локомотиве. |
П.3.4.2 Взвешивание испытательного состава
Каждый вновь загруженный вагон, включаемый в испытательный состав, подлежит трехкратному взвешиванию на весах, позволяющих определять осевую нагрузку подвижного состава, с целью определения фактических величин нагрузок на ось и массы вагона по ГОСТ 33760. За фактическую величину нагрузки на ось и массы вагона принимают средние арифметические значения трех взвешиваний.
Результаты взвешивания вагона регистрируют по форме, принятой для применяемого средства измерения. При этом в документе с результатами взвешивания вагона должны быть указаны:
а) место взвешивания;
б) дата проведения взвешивания;
в) обозначение и номер вагона;
г) наименование, обозначение средства измерения, на котором выполнено взвешивание, заводской номер средства измерения, номер свидетельства о поверке, дата выдачи и срок действия свидетельства о поверке;
д) результаты взвешивания, включая первичные данные измерений и расчет средних значений;
е) инициалы, фамилия, должность лица, подписавшего результаты взвешивания.
Результаты взвешивания оформляют протоколом взвешивания и заносят в сводный протокол взвешивания по форме, установленной ИЦ.
Результаты взвешивания вагонов считаются действительными в течение одного года.
Массу локомотива и среднюю нагрузку на ось от локомотива определяют по массе, указанной на борту локомотива или в паспорте локомотива.
П.3.4.3 Состояние и техническое обслуживание испытательного состава
Состояние ходовых частей локомотива и вагонов испытательного состава должно удовлетворять требованиям технической документации на подвижной состав.
Подвижной состав (локомотив и вагоны), входящий в испытательный состав, при проведении испытаний подлежит техническому обслуживанию в соответствии с документами, устанавливающими порядок технического обслуживания вагонов, электровозов, тепловозов.
Техническое состояние вагонов испытательного состава, включая поверхность катания колес, контролируют ежесуточно перед началом движения.
П.3.4.4 Испытательный состав подготавливают с учетом требований П.3.4.3.
В случае выявления неудовлетворительных показателей состояния ходовых частей, неисправные локомотивы и вагоны исключают из испытательного состава.
П.4 Средства измерений
П.4.1 Методики испытаний и измерений для контроля и оценки соответствия рельсов должны быть аттестованы по ГОСТ Р 8.563.
Испытательное оборудование (средства испытаний) должно быть аттестовано (поверено) по ГОСТ Р 8.568.
Метрологическое обеспечение испытаний осуществляется по ГОСТ Р 51672, а применяемые СИ и СДК должны быть поверены и/или откалиброваны.
При проведении испытаний применяют испытательное оборудование и СИ, метрологические характеристики которых приведены в таблице П.2.
Таблица П.2 - Контролируемые показатели и метрологические характеристики испытательного оборудования и средств измерений
Контролируемый показатель |
Основная характеристика испытательного оборудования и средств измерений |
Внутренние дефекты в рельсах |
Количество каналов - не менее 8. Номинальная частота ультразвуковых колебаний 2,5 МГц. Погрешность средства измерений - не более 0,25 МГц. |
Поверхностные дефекты на рельсах |
Погрешность средства измерений - не более 0,1 мм |
Геометрия поверхности катания рельсов |
Погрешность средства измерений - не более 0,1 мм |
Боковой и вертикальный износ головки рельсов |
Погрешность средства измерений - не более 0,1 мм |
Ширина колеи |
Погрешность средства измерений - не более 1,0 мм |
Взаимное положение рельсов по уровню |
Погрешность средства измерений - не более 2,0 мм |
Подуклонка рельсов |
Погрешность средства измерений - не более 0,1 мм |
Зазоры в стыках |
Погрешность средства измерений - не более 0,5 мм |
Ступеньки в стыках |
Погрешность средства измерений - не более 0,1 мм |
Затяжка стыковых скреплений |
Погрешность средства измерений - не более 3 % |
Затяжка промежуточных скреплений | |
Масса (нагрузка на ось) вагонов испытательного состава |
Погрешность средства измерений - не более 5 % |
Условия окружающей среды при проведении испытаний |
Погрешность средства измерений - не более 3 % |
П.5 Состояние пути при проведении испытаний
П.5.1 Техническое состояние всего пути и участка пути испытательного полигона уложенными на испытания рельсами, должно соответствовать требованиям технической документации на испытательный путь ИЦ.
Оценка технического состояния пути испытательного полигона, включая участка с испытываемыми рельсами осуществляется диагностическими средствами, по результатам которой, при необходимости по требованиям технической документации на полигон, проводят техническое обслуживание и ремонт пути в техническом состоянии, соответствующим условиям проводимых испытаний.
Технические характеристики пути испытательного полигона:
- конструкция пути - звеньевая, с рельсами длиной 25 метров;
- балласт - щебеночный фракцией от 40 до 70 мм;
- шпалы - железобетонные;
- обязательное наличие систем смазывания рельсов для снижения износа;
- отсутствие просроченных видов технического обслуживания пути.
П.5.2 Характеристики пути, контролируемые при проведении испытаний
П.5.2.1 Вертикальный и боковой износ в контрольных сечениях по длине рельса, расположенных соответственно на расстоянии 2,5 м, 12,5 м и 22,5 м от торца рельса, по показателям:
а) высота рельса;
б) ширина головки рельса на расстоянии 13 мм от верха головки рельса без учета вертикального износа (от исходной высоты рельса до начала испытаний).
П.5.2.2 Рельсовая колея в контрольных сечениях по каждому звену по показателям:
а) ширина колеи (на каждой пятой шпале);
б) положение рельсовых нитей по уровню (на каждой пятой шпале);
в) подуклонка рельсовых нитей (5-я, 25-я, 45-я шпала).
П.5.2.3 Состояние каждого стыка участка пути по показателям:
а) зазор в стыке;
б) вертикальная и горизонтальная ступенька в стыке.
П.5.2.4 Состояние промежуточных и стыковых скреплений по показателям:
а) затяжка резьбовых соединений (прижатие подошвы рельса) промежуточных скреплений;
б) затяжка стыковых рельсовых скреплений;
в) излом (отсутствие изломов) элементов скреплений (контролируется визуально).
П.5.3 При проведении испытаний выполняют равномерную лубрикацию рельсов посредством нанесения смазки на гребни колес локомотива опытного состава и/или боковую поверхность рельсов.
Вид смазки - из числа горючесмазочных материалов, допущенных для применения в технических средствах лубрикации.
П.5.4 Периодичность контроля характеристик состояния пути
П.5.4.1 Общий контроль состояния рельсовой колеи выполняют не реже одного раза в три месяца на основании результатов проходов вагона-путеизмерителя.
П.5.4.2 Контроль состояния рельсов и рельсовой колеи по П.5.2.1, П.5.2.2, П.5.2.3, П.5.2.4 проводят с применением средств измерений, основные характеристики которых приведены в таблице П.2, и визуально. Контроль проводят после наработки от 2 до 5 млн т брутто, и далее с периодичностью (50 5) млн т брутто.
При выявлении неудовлетворительных параметров состояния рельсовой колеи, испытания останавливают. После приведения контролируемых параметров к нормативным значениям испытания возобновляют.
П.6 Изъятие и контроль рельсов, достигших предельных состояний при проведении испытаний
П.6.1 Порядок учета дефектности рельсов
П.6.1.1 При определении показателя "-процентная наработка рельсов до отказа при , равной 100 %" согласно 5.1.3 в расчет количества изъятых рельсов принимаются рельсы с учетными по П.6.1.2 дефектами, в которых при испытаниях образовались и развились дефекты, приведшие к изъятию рельсов из пути: трещины и выкрашивание в головке и подошве рельса, смятие и вертикальный износ головки, расслоение шейки, поперечные изломы, трещины и изломы от болтовых отверстий и торцов.
П.6.1.2 Окончательное отнесение изъятого рельса к учетному (учитываемому при расчете вероятности безотказной работы рельсов) устанавливается только по результатам металлографического исследования пробы от рельса с подтвержденным дефектом производственного происхождения.
При металлографическом исследовании при необходимости проводится оценка соответствия рельса установленным требованиям по химическому составу, неметаллическим включениям, макроструктуре и микроструктуре, механическим свойствам (с обеспечением корректного изготовления образцов для испытаний по методам 7.4-7.6, 7.8, 7.9 (кроме точки 1), 7.12.1.
Допускается проведение исследований с использованием средств электронной микроскопии.
П.6.2 Порядок выявления дефектных рельсов
П.6.2.1 Поверхностные дефекты рельсов выявляют визуально, с определением размеров дефектов СИ и СДК с фотофиксацией.
П.6.2.2 Внутренние дефекты испытываемых рельсов выявляют ультразвуковым методом и средствами контроля, аттестованными по ГОСТ Р 8.563 и ГОСТ Р 8.568.
В случае отсутствия акустического контакта по поверхностным дефектам, которые не позволяют провести оценку внутренних дефектов, такие рельсы могут заменяться на рельсы из числа отобранных по П.3.1.2 для проведения испытаний в общем количестве не менее 30 рельсов.
П.6.2.3 Изъятые учетные рельсы включают в общую совокупность N i при расчете определяемых показателей -процентной наработки в случае возникновения в них учетных дефектов, приведенных в П.6.1.1.
П.6.3 Продолжительность проведения испытаний
П.6.3.1 С момента укладки рельсов в путь и в процессе проведения испытаний (пропуска тоннажа по испытываемым рельсам) учет величины наработки, исчисляемой в млн т брутто, при этом учет изъятых рельсов (при наличии факта изъятия) ведут ежесуточно (нарастающим итогом).
Результаты испытаний заносят в рабочий журнал регистрации результатов испытаний с указанием даты, наработки, и значений контролируемых характеристик.
П.6.3.2 Продолжительность испытаний определяется наработкой до учетного отказа или до достижения наработки 150 млн т брутто.
П.6.3.3 По окончании испытаний составляют акт о завершении полигонных испытаний рельсов по форме, установленной в П.7.3.
П.7 Оформление результатов испытаний рельсов
П.7.1 Величину вероятности безотказной работы рельсов Р, %, по результатам выявления и изъятия из пути дефектных рельсов при пропуске по ним испытательного подвижного состава, рассчитывают по формуле
,
(П.1)
где N i - количество изъятых дефектных рельсов с учитываемыми по П.6.1.1 дефектами, шт.;
N 0 - количество рельсов, лежащих в пути, 30 шт.
П.7.2 Протокол полигонных испытаний рельсов оформляют в соответствии с требованиями ГОСТ ISO/IEC 17025.
Состав сведений об объекте испытаний, применяемых методах, средствах и условиях испытаний, результатах испытаний должен содержать:
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
а) наименование и обозначение протокола испытаний и измерений, при этом обозначение документа повторяется на каждой странице;
б) наименование и адрес аккредитованной испытательной лаборатории (центра), сведения об аккредитации (наименование органа по аккредитации, номер аттестата аккредитации, дату выдачи аттестата аккредитации (или реквизиты приказа об аккредитации, или уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц) и срок действия аттестата аккредитации (при наличии);
в) сведения о заявителе на проведение испытаний и измерений;
г) реквизиты акта идентификации образцов рельсов, поступивших на испытания, сведения об изготовителе и дату изготовления рельсов;
д) дату получения рельсов для проведения испытаний и измерений;
е) сведения о проверяемых показателях и требованиях к ним, а также сведения о нормативных документах, содержащих эти требования;
ж) дату (период) проведения испытаний и измерений;
и) сведения об использованных при испытаниях и измерениях методах и методиках испытаний и измерений;
к) сведения о хранении рельсов до проведения испытаний и измерений, о подготовке рельсов к испытаниям, а также сведения о месте проведения испытаний и измерений, об условиях окружающей среды во время проведения испытаний и измерений;
л) сведения об использованном собственном и арендованном испытательном оборудовании и средствах измерений;
м) сведения об испытаниях и измерениях, выполненных другой аккредитованной испытательной лабораторией (центром) (при наличии);
н) результаты проведения испытаний и измерений, подкрепленные при необходимости таблицами, графиками, фотографиями и другими материалами;
п) заявление о том, что протокол испытаний и измерений касается только образцов, подвергнутых испытаниям и измерениям;
р) подпись руководителя аккредитованной испытательной лаборатории (центра), заверенную печатью организации (при наличии);
с) сведения о должностях и подписи ответственных исполнителей, проводивших исследования (испытания) и измерения;
т) сведения о должности и подпись лица (лиц), ответственного за подготовку протокола исследований (испытаний) и измерений от имени аккредитованной испытательной лаборатории (центра) (при необходимости);
у) дату выпуска протокола исследований (испытаний) и измерений;
ф) сведения о том, что внесение изменений в протокол исследований (испытаний) и измерений оформляется отдельным документом (новым протоколом, отменяющим и заменяющим предыдущий);
х) заявление, исключающее возможность частичной перепечатки протокола исследований (испытаний) и измерений.
К протоколу исследований (испытаний) и измерений должны быть приложены:
а) заверенная копия акта отбора образцов продукции, составленного в соответствии с установленными требованиями;
б) заверенная копия акта о готовности продукции, составленного заявителем (изготовителем);
в) заверенная копия акта идентификации образца продукции, поступившего на испытания, составленного испытательной лабораторией (центром).
П.7.3 Форма акта о завершении испытаний рельсов приведена на рисунке П.1
/------------------------------------------------------------------------\
| Наименование и адрес ИЦ |
| |
| АКТ |
| о завершении полигонных испытаний рельсов на испытательном полигоне |
| |
| Настоящий акт составлен о том, что "____" ________ 20__ г. испытания|
|рельсов партии шифра "___", уложенных на _______________________________|
| (место расположения |
| испытательного полигона) |
|на участке __ км ПК __ - __ км ПК __ в звенья NN __, завершены. |
| Наработка тоннажа по рельсам партии шифра "___" на момент завершения|
|испытаний составила _____________ млн т брутто. |
| Сведения об изъятых рельсах представлены в таблице. |
| |
| Таблица - Сведения об изъятых рельсах партии шифра "___" |
| |
| /-------------------------------------------------------------------\ |
| | N | Дата | Условный | Звено | Нить: | Код |Пропущен- | |
| |п/п | изъятия | номер | |наружная, | дефекта | ный | |
| | | рельса | изъятого | |внутренняя| по НД | тоннаж, | |
| | | | рельса | | | | млн т | |
| | | | | | | | брутто | |
| |----+----------+----------+--------+----------+---------+----------| |
| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
| |----+----------+----------+--------+----------+---------+----------| |
| | | | | | | | | |
| |----+----------+----------+--------+----------+---------+----------| |
| | | | | | | | | |
| \-------------------------------------------------------------------/ |
| |
| Причиной завершения испытаний является ______________________ |
|_________________________________________________________________ |
|_________________________________________________________________ |
| |
|Руководитель испытаний ______________ _______________________ |
| личная подпись расшифровка подписи |
| |
| "__" ___________ 20__ г. |
| |
\------------------------------------------------------------------------/
Рисунок П.1 - Форма акта о завершении испытаний
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.