Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Думы Ставропольского края
от 4 мая 2023 года N 664-VII ДСК
Отзыв
на проект федерального закона N 325724-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии коррупции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Думой Ставропольского края рассмотрен проект федерального закона N 325724-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии коррупции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект федерального закона).
Дума Ставропольского края в целом поддерживает проект федерального закона. Вместе с тем к проекту федерального закона имеются следующие предложения.
1. Часть 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) содержит императивную норму, согласно которой в установленных данной частью случаях лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия.
Вместе с тем в ряде федеральных законов в аналогичных случаях установлено иное правовое регулирование.
Так, например, согласно части 18 статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 414-ФЗ) депутат законодательного органа субъекта Российской Федерации не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Несоблюдение данного требования влечет за собой досрочное прекращение его полномочий.
Аналогичная норма содержится в пункте 4 части 7 и части 10.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) в отношении главы муниципального образования, а также депутата представительного органа муниципального образования, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе.
Кроме того, в случае непринятия депутатом законодательного органа субъекта Российской Федерации мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов к нему в соответствии с частью 22 статьи 19 Федерального закона N 414-ФЗ могут быть применены такие меры ответственности, как предупреждение, освобождение от занимаемой должности в законодательном органе субъекта Российской Федерации без прекращения депутатских полномочий с лишением права занимать должности в законодательном органе субъекта Российской Федерации с момента принятия решения о применении к депутату меры ответственности до прекращения срока его полномочий, а также запрет занимать должности в законодательном органе субъекта Российской Федерации до прекращения срока его полномочий.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 8 Федерального закона от 18 марта 2020 года N 48-ФЗ "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации" по такому основанию, как утрата доверия в случаях, предусмотренных статьей 13.1 Федерального закона N 273-ФЗ, полномочия уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации могут быть прекращены досрочно по решению законодательного органа субъекта Российской Федерации после консультаций с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.
В целях устранения несогласованности указанных положений Дума Ставропольского края предлагает по аналогии с абзацем вторым подпункта "б" пункта 3 статьи 1 проекта федерального закона в абзаце первом части 1 статьи 13.1 Федерального закона N 273-ФЗ слова "Лицо, замещающее" заменить словами "Если иное не предусмотрено федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, лицо, замещающее", при этом в пунктах 2 и 3 указанной части слова "если иное не установлено федеральными законами" и слова "за исключением случаев, установленных федеральным законом" исключить.
2. Проектом федерального закона предлагается установить, что лица, к которым применено взыскание в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия, в течение пяти лет со дня применения данного взыскания не могут быть назначены на определенные должности и замещать их. В пояснительной записке к проекту федерального закона указано, что установление пятилетнего срока ставится в зависимость от срока нахождения соответствующих сведений в реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия.
Вместе с тем такой вид наказания, как лишение права занимать определенные должности, предусмотрен, например, в уголовном законодательстве, законодательстве об административных правонарушениях. Так, согласно статье 47 Уголовного кодекса Российской Федерации данный вид наказания устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания, на срок от шести месяцев до трех лет - в качестве дополнительного вида наказания, на срок до двадцати лет - в качестве дополнительного вида наказания в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части указанного Кодекса (преступления против жизни и здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы личности и другие). Статья 3.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административное наказание в виде дисквалификации сроком от шести месяцев до трех лет.
Представляется, что предлагаемый проектом федерального закона запрет на замещение определенных должностей также является дополнительным видом наказания для лиц, к которым уже применено основное наказание в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия, при этом предусмотренный проектом федерального закона пятилетний срок, значительно превышающий сроки наказаний, установленные для большинства видов уголовных преступлений и административных правонарушений, по мнению Думы Ставропольского края, не соответствует принципу соразмерности наказания, характеру и степени общественной опасности совершенных нарушений. На основании изложенного Дума Ставропольского края предлагает сократить данный срок до двух лет.
3. Пунктом 2 статьи 1 проекта федерального закона предлагается установить, что лица, которые подверглись взысканию в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия, в течение пяти лет со дня применения указанного взыскания не могут быть назначены на государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, поступить на государственную или муниципальную службу, замещать должность руководителя государственного (муниципального) учреждения, должности в Центральном банке Российской Федерации, включенные в перечень, утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации, должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, а также должности в государственных корпорациях (компаниях), публично-правовых компаниях, Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, которые включены в перечни, установленные соответственно нормативными актами государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, фондов и иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, нормативными правовыми актами федеральных государственных органов.
Однако статья 8 проекта федерального закона дополняет статью 37 Федерального закона N 131-ФЗ, регулирующую статус главы местной администрации, положением о том, что лицо, которое подверглось взысканию в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия, в течение пяти лет со дня применения указанного взыскания не может быть назначено главой местной администрации по контракту.
Вместе с тем корреспондирующие изменения не вносятся, например, в часть 2.1 статьи 36 Федерального закона N 131-ФЗ, аналогичным образом регулирующую порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования.
Кроме того, аналогичные изменения не вносятся, например, в часть 5 статьи 3 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", согласно которой финансовым уполномоченным не может быть гражданин Российской Федерации, полномочия которого в качестве судьи суда общей юрисдикции или арбитражного суда, третейского судьи, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого работника правоохранительных органов были прекращены в установленном законом порядке в связи с совершением несовместимых с его профессиональной деятельностью проступков, и не может быть назначено лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления, а также лицо, в отношении которого было вынесено решение о его дисквалификации, либо лицо, включенное в базу данных, которая ведется Банком России в соответствии со статьей 75 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
На основании изложенного Дума Ставропольского края полагает необходимым внести корреспондирующие изменения в положения федеральных законов, регламентирующие статус соответствующих лиц.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Думы Ставропольского края от 4 мая 2023 г. N 664-VII ДСК "Об отзыве на проект федерального закона N 325724-8... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.