г. Краснодар |
|
29 сентября 2015 г. |
Дело N А63-7485/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И. при участии в судебном заседании от органа, осуществляющего публичные полномочия, - администрации города Пятигорска (ИНН 2632033540, ОГРН 1022601627575) - Штейна А.М.
(доверенность от 06.10.2014), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - государственного казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Детский дом (смешанный) N 32" - Черновой Р.В.
(доверенность от 27.08.2015), в отсутствие представителя заявителя - министерства имущественных отношений Ставропольского края (ИНН 2634051351, ОГРН 1022601949644), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Пятигорска на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.11.2014 (судья Тлябичева З.Р.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 (судьи Джамбулатов С.И., Бейтуганов З.А., Годило Н.Н.) по делу N А63-7485/2014, установил следующее.
Министерство имущественных отношений Ставропольского края (далее - министерство) подало в Арбитражный суд Ставропольского края заявление о признании незаконным изложенного в постановлении администрации города Пятигорска (далее - администрация) от 17.03.2014 N 800 решения об отказе в переводе нежилых помещений в зданиях площадью 148,7 кв. м (литера А), площадью 281,6 кв. м (литера Б), площадью 188,1 кв. м (литера У), расположенных по адресу: г. Пятигорск, ул. Лермонтова, 3, (далее - нежилые помещения, здания детского дома) в жилые помещения, о понуждении администрации к осуществлению перевода нежилых помещений в жилые помещения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Детский дом (смешанный) N 32" (далее - учреждение).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.11.2014, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015, заявление министерства удовлетворено. Суды исходили из того, что земельный участок площадью 6427 кв. м с кадастровым номером 26:33:220101:0002, местоположение которого установлено относительно расположенного в границах участка ориентира (детский дом) с почтовым адресом: Ставропольский край, город Пятигорск, ул. Лермонтова, 3, (далее - земельный участок) предназначен для размещения жилых помещений, техническая возможность использования нежилых помещений в качестве жилых помещений имеется, перевод помещений из нежилых в жилые обусловлен необходимостью регистрации воспитанников детского дома по месту их пребывания, установленные жилищным законодательством условия перевода нежилых помещений в жилые помещения учреждением соблюдены.
Администрация обжаловала судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), считая, что нежилые помещения не могут быть переведены в жилые помещения, поскольку они имеют в своем составе как спальные комнаты, так и помещения иного значения (классные комнаты), ни одно из указанных помещений не используется исключительно для проживания воспитанников, нежилые помещения не являются изолированными и пригодными для постоянного проживания граждан, в зданиях детского дома отсутствуют помещения, предназначенные для приготовления пищи. По мнению заявителя кассационной жалобы, обжалуемыми судебными актами охвачены не все нежилые помещения в зданиях детского дома, что повлекло правовую неопределенность в использовании земельного участка, а министерством пропущен процессуальный срок оспаривания постановления администрации.
Министерство и учреждение в своих отзывах на кассационную жалобу просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела видно и судами установлено, что по решениями исполкома Ставропольского краевого совета депутатов трудящихся от 18.02.1944 и исполкома Пятигорского городского совета депутатов трудящихся от 24.03.1944 создано учреждение. На основании распоряжения министерства государственного имущества Ставропольского края от 06.08.1999, приказа министерства образования Ставропольского края от 23.07.1999 N 1603-пр и распоряжения главы администрации от 15.10.1999 N 1145-РНП учреждение переименовано и зарегистрировано как юридическое лицо. Основным видом деятельности данного бюджетного учреждения является предоставление социальных услуг с обеспечением проживания.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.04.1993 N 405 "О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Ставропольского края" здания детского дома, расположенные на земельном участке переданы в собственность Ставропольского края и в пользование учреждению. Распоряжением министерства от 22.10.2010 N 1438 земельный участок передан учреждению в постоянное (бессрочное) пользование под комплексом зданий детского дома. Земельный участок разрешено использовать под жилой застройкой (свидетельство о государственной регистрации права от 01.12.2010 серии 26-АЗ N 167268, выписка из государственного земельного кадастра от 10.07.2007 N 26/33-3/07-2-1857).
Министерство обратилось в администрацию с заявлением от 11.03.2013 о переводе нежилых помещений в жилые помещения. Межведомственной комиссией при администрации принято решение от 25.03.2013 о необходимости проведения технического обследования нежилых помещений на предмет их соответствия жилым помещениям. Специализированной организацией (обществом с ограниченной ответственностью "Проектное бюро промышленного и гражданского проектирования") произведено техническое обследование нежилых помещений, результаты которого зафиксированы в заключении от 14.06.2013 N 1053-13 о наличии возможности использования нежилых помещений в качестве жилых.
Администрацией принято решение об отказе в переводе нежилых помещений в жилые помещения без перепланировки и переустройства, оформленное в виде постановления от 17.03.2014 N 800. Считая указанное постановление незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя и учреждения, министерство обратилось в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции. Подпунктом 3 пункта 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса допускается включение в мотивировочную часть судебного акта ссылок на постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившие силу постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, а также на постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившие силу постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражный процессуальный кодекс и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Условия перевода нежилого помещения в жилое помещение (далее - перевод), порядок перевода и основания отказа в нем определены в статьях 22, 23, 24 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс).
При переводе необходимо соблюдение требований Жилищного кодекса и законодательства о градостроительной деятельности. Перевод не допускается, если нежилое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечения его соответствия им. Перевод осуществляется органом местного самоуправления (далее - уполномоченный орган). Для перевода заявитель представляет в уполномоченный орган по месту нахождения переводимого помещения заявление о переводе, правоустанавливающие документы на переводимое помещение, план переводимого помещения с его техническим описанием, поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение, проект переустройства (перепланировки) переводимого помещения (в случае, если переустройство (перепланировка) требуются для обеспечения использования помещения в качестве жилого).
Решение о переводе или об отказе в переводе направляется заявителю в виде документа установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти формы. Документ подтверждает окончание перевода и является основанием использования помещения в качестве жилого помещения, если для такого использования не требуется проведение его переустройства (перепланировки). В случае необходимости проведения переустройства (перепланировки) переводимого помещения документ должен содержать соответствующее требование и является основанием их проведения. Завершение переустройства (перепланировки) подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной уполномоченным органом. Акт подтверждает окончание перевода и является основанием использования переведенного помещения в качестве нежилого помещения. Отказ в переводе допускается, в том числе, в случае несоответствия проекта переустройства (перепланировки) нежилого помещения требованиям законодательства. Решение об отказе в переводе может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.
Жилым помещением, в соответствии с пунктом 4 утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (далее - Положение), признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания. Требования, предъявляемые к жилым помещениям, определены в главе 2 Положения.
Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно заключили о представлении министерством в администрацию полного пакета документов, необходимых для перевода нежилых помещений в жилые, о наличии возможности такого перевода без переустройства (перепланировки) нежилых помещений, о соответствии такого перевода виду разрешенного использования земельного участка и об отсутствии у администрации законных оснований для отказа в удовлетворении заявления министерства о переводе нежилых помещений в жилые помещения.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что министерство узнало об издании администрацией оспариваемого постановления ранее трех месяцев, предшествовавших подаче заявления в суд, в связи с чем основания для отказа в удовлетворении заявленных требований по причине пропуска заявителем установленного пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса срока у судов отсутствовали.
Иные доводы кассационной жалобы направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденные доказательствами. У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для такой переоценки доказательств, иное привело бы к нарушению единообразия в толковании и применении арбитражным судом процессуальных норм (постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.07.2012 N 17382/11).
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.11.2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 по делу N А63-7485/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Жилым помещением, в соответствии с пунктом 4 утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (далее - Положение), признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания. Требования, предъявляемые к жилым помещениям, определены в главе 2 Положения.
...
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что министерство узнало об издании администрацией оспариваемого постановления ранее трех месяцев, предшествовавших подаче заявления в суд, в связи с чем основания для отказа в удовлетворении заявленных требований по причине пропуска заявителем установленного пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса срока у судов отсутствовали.
Иные доводы кассационной жалобы направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденные доказательствами. У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для такой переоценки доказательств, иное привело бы к нарушению единообразия в толковании и применении арбитражным судом процессуальных норм (постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.07.2012 N 17382/11)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 сентября 2015 г. N Ф08-6717/15 по делу N А63-7485/2014
Хронология рассмотрения дела:
29.09.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6717/15
17.06.2015 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-213/15
25.03.2015 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1636/15
23.01.2015 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-213/15
28.11.2014 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-7485/14