Методические рекомендации исполнительным органам субъектов Российской Федерации по проведению учений (тренировок) с учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения
I. Общие положения
Методические рекомендации предназначены для методического руководства при проведении учений (тренировок) с учреждениями территориальной подсети сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения (далее - подсеть СНЛК).
Цели учения (тренировки):
дать оценку способности должностного лица и структурного подразделения, осуществляющих руководство территориальной подсетью СНЛК субъекта Российской Федерации по организации наблюдения, своевременного обнаружения опасностей возникновения радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения компонентов окружающей среды, природных и природно-антропогенных объектов, организации и проведения радиационной, химической и биологической разведки для обнаружения, установления и обозначения районов (территорий), подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому и биологическому заражению;
выявить проблемные вопросы, возникающие в результате взаимодействия сил и средств территориальной подсети СНЛК с территориальными учреждениями федеральных подсетей СНЛК;
оценить возможность учреждений территориальной подсети СНЛК, постов радиационного, химического и биологического наблюдения (далее - ПРХН) в решении задач по своему предназначению;
провести (при необходимости) корректировку нормативного правового регулирования организации деятельности территориальной подсети СНЛК.
II. Нормативное правовое регулирование деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения, ее цели и задачи
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" одной из основных задач в области гражданской обороны является обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2019 г. N 1333 "О порядке функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения" определен порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения (далее - СНЛК) в целях защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей радиационного, химического и биологического характера, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
СНЛК представляет собой совокупность действующих специализированных учреждений, подразделений и служб федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций, осуществляющих функции наблюдения и контроля за радиационной, химической, биологической обстановкой на территории Российской Федерации.
Основными задачами СНЛК являются:
наблюдение, своевременное обнаружение опасностей возникновения радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов (далее - окружающая среда), продовольствия, сырья животного и растительного происхождения, индикация возбудителей инфекционных заболеваний, в том числе общих для человека и животных, патогенных биологических агентов, вызывающих инфекционные болезни человека, животных и поражение растений вредными и особо опасными организмами, а также представление сведений о возникновении возможных опасностей;
организация и проведение радиационной, химической и биологической разведки для обнаружения, установления и обозначения районов (территорий), подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому и биологическому заражению.
Функционирование СНЛК на территории Российской Федерации начинается с введением в действие Президентом Российской Федерации Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, исходя из возложенных на них задач в области гражданской обороны, определяют состав учреждений СНЛК территориальных подсетей и осуществляют непосредственное руководство деятельностью таких подсетей.
Готовность учреждений территориальных подсетей СНЛК к выполнению возложенных на них задач обеспечивается органами государственной власти субъектов Российской Федерации и проверяется в ходе учений (тренировок), проверок по гражданской обороне.
III. Особенности организации и проведения учений (тренировок)
Учения (тренировки) - форма приобретения и совершенствования навыков должностных лиц органов управления и специалистов территориальных подсетей СНЛК в практическом выполнении ими функциональных обязанностей.
Учения (тренировки) проводятся в целях приобретения теоретических знаний и практических навыков управления силами и средствами территориальных подсетей СНЛК при выполнении мероприятий по гражданской обороне (далее - ГО) не реже 1 раза в год.
В зависимости от состава обучаемых, темы, целей и поставленных задач учения (тренировки) могут быть совместными или раздельными и проводиться под руководством соответствующих начальников (руководителей) на пунктах управления или в служебных помещениях (учебных классах) со средствами связи и без них.
Совместные учения (тренировки) проводятся органами управления территориальных подсетей СНЛК с привлечением всех (основных) учреждений СНЛК с целью отработки взаимодействия между ними, достижения слаженности действий, определения и уточнения задач учреждений СНЛК, достижения общности взглядов и единых подходов к решению определенных задач управления, своевременному и полному выполнению задач по предназначению, устранения недостатков в работе органов управления.
Раздельные учения (тренировки) проводятся непосредственно в подразделениях органа управления по планам и под руководством соответствующих начальников (руководителей) в целях отработки выполнения задач по предназначению по одному из направлений: радиационному, химическому или биологическому. В целях достижения единой направленности в подготовке учреждений территориальных подсетей СНЛК раздельные учения (тренировки) могут проводиться по единой для всех обучаемых теме на общем оперативном фоне.
Руководители, исходя из темы и общих исходных данных, самостоятельно разрабатывают документы применительно к должностным обязанностям подчиненных и уровню их подготовки.
Тематика учений (тренировок) определяется при планировании основных мероприятий на год с учетом специфики работы органов управления (организаций), характерных рисков возникновения чрезвычайных ситуаций.
Руководителем совместных учений (тренировок) обычно назначается руководитель органа управления территориальной подсети СНЛК или один из его заместителей.
Руководителем раздельных учений (тренировок) может назначаться руководитель того учреждения территориальной подсети СНЛК, с которым проводится учение (тренировка).
При совместных учениях (тренировках) создается штаб руководства, а при раздельных не создается.
Состав участников определяется руководителем учения (тренировки) в зависимости от ее темы, целей и отрабатываемых вопросов. В целях отработки слаженности действий структурных подразделений к участию в учении (тренировке) необходимо привлекать руководящий состав и специалистов этих подразделений в полном составе.
Метод проведения учения (тренировки) определяется руководителем тренировки в зависимости от состава и уровня подготовки участников и срочности отрабатываемых вопросов.
В порядке подготовки к проведению учения (тренировки) предусматривается проведение занятий с участниками по изучению руководящих документов, планов приведения в готовность ГО, планов ГО и защиты населения (планов гражданской обороны), планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, средств защиты, других вопросов с учетом уровня подготовки обучаемых и их функциональных обязанностей.
По завершении учения (тренировки) проводится итоговый разбор действий обучаемых и ставятся задачи по устранению выявленных недостатков.
IV. Подготовка учения (тренировки)
Для подготовки и проведения учения (тренировки) создается аппарат руководства, в который входят:
руководитель учения (тренировки); заместители (помощники) руководителя учения; штаб руководства;
посредники при органах управления и подразделениях территориальных подсетей СНЛК, привлекаемых на тренировку.
Состав аппарата руководства зависит от вида тренировки и объема решаемых задач.
Руководителем совместных учений (тренировок) обычно назначается руководитель органа управления территориальной подсети СНЛК или один из его заместителей.
Руководителем раздельных учений (тренировок) может назначаться руководитель того учреждения территориальной подсети СНЛК с которым проводится учение (тренировка).
Штаб руководства является основным органом, обеспечивающим подготовку и проведение тренировки. Он создается с таким расчетом, чтобы обеспечивалось организационно-методическое руководство учением (тренировкой) и управление участвующими в нем силами территориальной подсети СНЛК.
Посреднический аппарат создается в целях оказания помощи руководителю в проведении учения (тренировки), осуществления розыгрыша действий и наращивания обстановки, контроля за работой участников, оценки их действий.
Посредники, как правило, назначаются при органах управления и учреждениях территориальной подсети СНЛК, участвующих в учении (тренировке), из числа наиболее подготовленных должностных лиц и подчиняются руководителю тренировки и начальнику штаба руководства.
Решение на проведение учения (тренировки) с участием учреждений, входящих в территориальную подсеть СНЛК, принимается на заседании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности (далее - КЧС и ПБ) субъекта Российской Федерации, согласованного всеми органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
На заседании планируется рассмотрение:
корректировок в Положение о СНЛК субъекта Российской Федерации (при необходимости);
вопросов, отрабатываемых в ходе учения (тренировки);
состав сил и средств, задействованных в учении (тренировке);
задач подготовки контрольных проб;
сроков проведения учения (тренировки).
Территориальные органы МЧС России на основании решения КЧС и ПБ:
готовят сценарий проведения учения (тренировки), отрабатывают вопросы организации передачи вводных и способы контроля их отработки, а также системы сбора отчетных материалов (приложение N 1);
определяют лаборатории, ответственные за подготовку контрольных проб (имитаторов радиационной, химической и биологической направленности) (приложение N 2);
вносят вопросы, отрабатываемые в ходе учений (тренировок), в учебный процесс учебно-методических центров по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и курсов гражданской обороны муниципальных образований.
Учреждения СНЛК:
уточняют схему взаимодействия учреждений, входящих в состав территориальной подсети СНЛК и передачи информации;
уточняют планы гражданской обороны и защиты населения (планов ГО);
организуют подготовку (переподготовку) специалистов по вопросам предстоящей тренировки;
отрабатывают методики лабораторной диагностики и индикации по направлению своей деятельности и по линии СНЛК;
совершенствуют техническую и научно-методическую оснащенность лабораторной базы.
Руководители потенциально-опасных объектов субъекта Российской Федерации, имеющие штатные и внештатные ПРХН:
уточняют схему взаимодействия по линии СНЛК и передачи информации;
проверяют степень оснащенности ПРХБН техническими средствами (приложение N 3) и индивидуальными средствами защиты;
организуют отработку практических действий ПРХБН при угрозе и возникновении радиационной, химической и биологической зараженности территории объекта.
V. Проведение учения (тренировки)
Начало учения (тренировки) определяется:
оперативным штабом при КЧС и ПБ субъекта Российской Федерации, который начинает свою работу после введения режима повышенной готовности, исходя из "сложившейся ситуации" в регионе, в приграничном регионе, угрожающей распространением на территорию субъекта Российской Федерации;
доведением оперативным штабом соответствующих вводных до конкретных учреждений СНЛК (ПРХН) по наращиванию обстановки, информация о которой передается в оперативный штаб, КЧС и ПБ принимает решение на введение режима чрезвычайной ситуации.
Исходная обстановка учения (тренировки) и вводные отрабатываются исходя из реальной радиационной, химической и биологической обстановки, складывающейся в регионе, в том числе наличия радиационных, химических и биологических потенциально-опасных объектов, а также эпидемической, эпизоотической и фитопатогенной обстановки на территории Российской Федерации, например, распространением пандемического вируса коронавирусной инфекции, африканской чумы свиней и т.д.
В ходе учения (тренировки) отрабатывается проверка способности учреждений СНЛК практически решать вопросы исследования проб на наличие соответствующих загрязнений (заражений) путем выдачи контрольных проб.
Контрольные пробы выдаются определенными КЧС и ПБ лабораториями по направлению своей деятельности учреждениям СНЛК в соответствии с определенной формой (приложение N 4).
Учет результатов проводят через 48 часов. Аналитические справки с формами учета результатов исследования поступают в оперативный штаб.
При обнаружении и обозначении районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению (загрязнению) основная роль отводится проведению разведки.
Разведка организуется и ведется с целью своевременного получения данных об обстановке, необходимых для принятия обоснованного решения и успешного проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения. Разведка ведется непрерывно всеми формированиями и учреждениями СНЛК.
Основными задачами разведки являются:
в мирное время - периодическое наблюдение и лабораторный контроль за зараженностью воздуха, воды, почвы и других объектов внешней среды радиоактивными, опасными химическими веществами и биологическими средствами; проведение анализа состояния природных очагов особо опасных инфекций; выявление санитарно-гигиенического состояния в городах и других населенных пунктах и эпизоотического состояния мест размещения, выпаса и водопоя животных; определение наличия в воздухе и на посевах спор - возбудителей заболеваний сельскохозяйственных растений; выявление обстановки в районах стихийных бедствий (аварий, катастроф);
при угр
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации исполнительным органам субъектов Российской Федерации по проведению учений (тренировок) с учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения (утв. МЧС России, 2022 г.)
Опубликование:
-