г. Краснодар |
|
15 октября 2015 г. |
Дело N А61-3317/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 октября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Аваряскина В.В. и Рассказова О.Л., в отсутствие заявителя - федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Горский государственный аграрный университет" (ИНН 1503014227, ОГРН 1021500673677), заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия - Алания (ИНН 1516620419, ОГРН 1091516001708), третьего лица - Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (ИНН 7708075454, ОГРН 1067760630684), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия - Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 20.01.2015 (судья Базиева Н.М.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2015 (судьи Цигельников И.А., Афанасьева Л.В., Белов Д.А.) по делу N А61-3317/2014, установил следующее.
ФГБОУ ВПО "Горский государственный аграрный университет" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с заявлением о признании недействительным распоряжения Территориального управления Росимущества в Республике Северная Осетия - Алания (далее - управление) от 17.07.2014 N 23-р (далее - распоряжение).
Определением суда от 20.11.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее - министерство).
Решением суда от 20.01.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.06.2015, требования удовлетворены полностью. Судебные акты мотивированы тем, что управление не согласовало с министерством издание распоряжения об изъятии из оперативного управления учреждения здания общежития, в то время как такое согласование является обязательным.
В кассационной жалобе управление просит принятые по делу судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Доводы кассационной жалобы повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и сводятся к тому, что управление своевременно не получило ответ от министерства по поводу согласования распоряжения, в связи с чем управление издало оспариваемое распоряжение. Ответ министерства, в котором было указано на нецелесообразность прекращения права оперативного управления, пришел после издания управлением распоряжения. Здание находится в аварийном состоянии, поэтому управление правомерно реализовало полномочия собственника по его изъятию из оперативного управления. Ссылка на судебные акты по делу N А53-8900/2011 неправомерна, так как они приняты при иных фактических обстоятельствах.
В отзыве на жалобу министерство просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными; указывает, что учреждение находится в его ведении, поэтому принятие решения об изъятии спорного имущества было недопустимо без согласия министерства, которое не согласовало такое изъятие и возражало против прекращения права оперативного управления учреждения на здание общежития в письме от 05.08.2014 N АВ-13-26/9862.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и суды установили, что в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.07.2006 N 1041-р и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N 450 учреждение находится в ведении министерства, которое является его учредителем (пункт 1.2 устава учреждения).
Здание общежития (литера Е), расположенное по адресу: г. Владикавказ, ул. Транспортная, 6, в составе иного государственного имущества передано в оперативное управление учреждению в соответствии с соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Северная Осетия - Алания от 23.03.1995, что подтверждается распоряжением управления от 30.11.2009 N 22-р.
Согласно выписке из реестра федерального имущества от 18.12.2008 N 3968/2008-12 данный объект числится в реестре федеральной собственности.
Право оперативного управления учреждения зарегистрировано в ЕГРП (запись от 21.12.2009 N 15-15-01-117/2009-331).
В результате проведенной управлением проверки эффективности использования учреждением федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления, установлено, что здание общежития (литера Е) не используется правообладателем (учреждением) по целевому назначению, находится в аварийном состоянии, при осмотре выявлено наличие крупных трещин в опорных стенах здания, что может создавать угрозу обрушения здания (акт проверки от 26.03.2014).
Управление направило в адрес министерства письмо от 05.06.2014 N 05/1129 с приложением акта проверки, в котором сообщало о планируемом изъятии здания общежития из оперативного управления учреждения и просило выразить свое мнение по данному вопросу.
Ответ от министерства в 30-дневный срок не получен. Указанные обстоятельства явились основанием для издания управлением распоряжения об изъятии из оперативного управления учреждения здания общежития (литера Е) и принятии его в государственную казну Российской Федерации.
Не согласившись с принятым распоряжением, учреждение обжаловало его в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
Согласно статье 299 Кодекса право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным названным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
На основании положения "О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации" (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N 450) министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по управлению государственным имуществом на подведомственных предприятиях и учреждениях.
В силу пункта 5.4 названного Положения министерство осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 названного Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным учреждениям, федеральным унитарным предприятиям, подведомственным министерству.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.1997 N 1355 "О полномочиях Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации по управлению подведомственными объектами федеральной государственной собственности в агропромышленном комплексе" министерство совместно с Министерством государственного имущества Российской Федерации и его территориальными органами осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью государственного имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении подведомственных юридических лиц, и в случае нарушения установленных правил распоряжения этим имуществом или его использования принимает необходимые меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.07.2006 N 1041-р учреждение включено в перечень федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении министерства.
Таким образом, суды пришли к верному выводу о том, что министерство осуществляет функции по управлению государственным имуществом, а также отдельные полномочия собственника в отношении федерального имущества, поэтому вопросы, связанные с изъятием имущества у учреждения, подлежали согласованию с ним.
Суды правомерно отклонили довод заинтересованного лица о том, что распоряжение принято в связи с нерассмотрением министерством в 30-дневный срок предложения о согласовании вопроса об изъятии из оперативного управления учреждения спорного объекта, поскольку действующим законодательством не установлен срок для подобного согласования.
Согласие должно быть безоговорочным и исключающим какое-либо двоякое толкование.
В письме от 05.08.2014 N АВ-13-26/9862, направленном управлению в ответ на предложение о согласовании вопроса об изъятии здания общежития учреждения, министерство указало на нецелесообразность прекращения права оперативного управления на данное здание и просило не издавать соответствующий распорядительный акт в отношении данного объекта. Данная позиция подтверждена министерством в отзыве на кассационную жалобу.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленное требование.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права. Основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 20.01.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2015 по делу N А61-3317/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.