Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Галаховой И.В., при секретаре Бессарабовой Н.А.
с участием: прокурора города Волгограда Мордовкина И.А., представителя административного истца Буланова Р.Ю., представителя административного ответчика администрации Волгограда - Клещевой А.Б., представителя заинтересованного лица Департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда - Белко Е.А., действующих на основании доверенностей, рассмотрев в открытом судебном заседании 27 октября 2022 года в городе Волгограде административное дело по административному иску Олина В.Ю. к Администрации Волгограда о признании незаконным нормативно-правового акта, установил:
Олин В.Ю. обратился в суд с названным административным иском к Администрации Волгограда о признании незаконным Постановления администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N... "Об установлении красных линий в Волгограде" в части установления красных линий через земельный участок с кадастровым номером N... : N... по адресу г. Волгоград... Заявленные требования мотивирует тем, что Олин В.Ю. является собственником земельного участка с кадастровым N... по адресу г..... Указанный земельный участок образовался путем перераспределения земель и присоединения дополнительной площади к земельному участку площадью 584 кв. м. кадастровым N... по адресу: г..... Земельный участок с кадастровым N... приобретен Олиным В.Ю. у Шкуратова А.А., Шкуратовой О.А. При его приобретении был сделан запрос в Росреестр о получении выписки из ЕГРП, в которой отражено, что назначение земельного участка "для индивидуального жилищного строительства", ограничения прав на использование участка в соответствии с видами разрешенного использования отсутствуют. После покупки земельного участка выяснилось, что значительная часть его площади (примерно 1/3) находится на территории общего использования, так как красные линии застройки проходят практически по диагонали земельного участка, в связи с чем истец обратился в Департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда с заявлением о переносе красных линий. Из ответа Департамента следует, что красные линии в кварталах N... _11_007, N... _11_035 в Дзержинском районе установлены постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N... "Об установлении красных линий в Волгограде", а земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем информация о границе земельного участка не могла быть принята во внимание при формировании красной линии.
Изменение красных линий не обеспечивает выполнение требований ч. 10 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ, СП 42.13330.2016 , СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89, СП 4.13130.2013 , в связи с чем принять решение о разработке такой документации не представляется возможным. В апреле 2020 года истец обратился в суд с иском к бывшим собственникам о расторжении договора купли-продажи в связи с несоответствием земельного участка условиям договора. Решением Дзержинского районного суда Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N.., вступившим в законную силу, в удовлетворении исковых требований отказано. Вместе с тем, решением суда установлено, что красные линии не могут ограничивать права собственника земельного участка, возникшего в установленном законом порядке, а административная процедура установления красных линий, проведенная без учёта установленных судом обстоятельств, не может влечь за собой умаление указанного права, возникшего как у предыдущих собственников, так и у Олина В.Ю. Установленные красные линии являются для истца препятствием в осуществлении строительства на земельном участке с учётом местоположения и параметров, желаемых и приемлемых для истца. Отказывая в изменении расположения красных линий, принятия решения о разработке документации по планировке территории, ответчик создает истцу препятствия в пользовании принадлежащим ему земельным участком. Полагает, что Постановление администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N... "Об установлении красных линий в Волгограде" в части установления красных линий через земельный участок с кадастровым номером 34:34:030112:1016 по адресу г. Волгоград... создает истцу препятствия в пользовании принадлежащим ему земельным участком.
Просит суд, признать незаконным Постановление администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N... "Об установлении красных линий в Волгограде" в части установления красных линий через земельный участок с кадастровым номером 34:34:030112:1016 по адресу г. Волгоград...
В судебном заседании представитель административного истца Буланов Р.Ю. заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам изложенным в административном исковом заявлении.
Административный истец Олин В.Ю. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, обеспечил участие по делу представителя по доверенности.
Представитель административного ответчика администрации Волгограда Клещева А.Б. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица Департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда Белко Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, по доводам изложенным в письменных возражениях, а также в связи с пропуском срока на обжалование постановления администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N... "Об установлении красных линий в Волгограде".
Представители заинтересованных лиц СНТ "Родники", СНТ "Золотая осень", СНТ "Трампарк", представитель заинтересованного лица Департамента муниципального имущества администрации Волгограда в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд не уведомили, каких-либо ходатайств, в том числе об отложении судебного заседания не заявляли, в связи с чем с учетом мнения сторон, суд полагает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, проверив и исследовав материалы дела, считает, что административный иск следует удовлетворить по следующим основаниям.
В силу ст. 46 Конституции РФ, п. 1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В порядке ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Частью 7 ст. 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативно-правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативно-правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 8 той же нормы установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В судебном заседании установлено, что Олин В.Ю. является собственником земельного участка с кадастровым N... по адресу г....
Оспариваемым постановлением администрации Волгограда от 11.06.2004 г. N... установлена красная линия, проходящая по территории земельного участка истца.
В соответствии со ст. 18 Градостроительного кодекса РФ генеральные планы городских округов являются документами территориального планирования.
Исходя из ст. 23 Градостроительного кодекса РФ генеральные планы включают в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства и границы функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон.
Генеральным планом Волгограда, утвержденным Решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 47/1112, предусматривается, что... в Дзержинском районе Волгограда является улицей местного значения, о чем в материалах деле представлена выкопировка из муниципального банка пространственных данных Волгограда и что сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи.
В силу ст. 41 Градостроительного кодекса РФ красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации.
Сводный план красных линий в Волгограде утвержден постановлением администрации Волгограда от 11.06.2004 N 777 "Об установлении красных линий в Волгограде".
В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.
Согласно пункту 25 части 1 статьи 5 Устава города-героя Волгограда, принятого постановлением Волгоградского Горсовета от 29.06.2005 N 20/362 утверждение Генерального плана Волгограда, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе Генерального плана Волгограда документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа Волгоград, являются вопросами местного значения городского округа Волгоград.
Пунктом 6 статьи 39 Устава определено, что полномочиями по осуществлению градостроительной деятельности на территории Волгограда, в частности по обеспечению подготовки документации по планировке территории на основании Генерального плана Волгограда, правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, утвержденных решениями Волгоградской городской Думы, наделена администрация Волгограда.
Учитывая, что красные линии квартала N... _11_017, N... _11_035 утвержденные ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации г. Волгограда N 777 "Об установлении красных линий в Волгограде", регулируют общественные отношения, содержит в себе нормативные положения, подлежащие неоднократному применению неопределенным кругом лиц, то есть отвечают всем признакам нормативного акта и подлежат судебной проверке в порядке судебного нормоконтроля.
Как следует из материалов дела, красные линии квартала N... _11_017, N... _11_035 утверждены ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации г. Волгограда N 777 "Об установлении красных линий в Волгограде", которое было опубликовано в газете "Городские вести" N 66 от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 47/1112 принят Генеральный план Волгограда, в составе которого утверждена схема транспортной инфраструктуры. Генеральный план Волгограда в соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса РФ, статьями 7. 16. 24. 26. 36. 39 Устава города-героя Волгограда, опубликован в "Волгоградской газете" за N 130 ДД.ММ.ГГГГ и вступил в законную силу с момента официального опубликования.
В соответствии с Генеральным планом Волгограда, ... является улицей местного значения.
Часть земельного участка с кадастровым номером 34:34:030112:1016 принадлежащего истцу Олину В.Ю. находится в границах квартала N... _11_035, часть земельного участка находится в границах квартала N... _11_007, часть земельного участка находится на территории общего пользования, линейных объектов - пер. Нововокзальный.
Красные линии территории общего пользования сформировавшие кварталы N... _11_007, N... _11_035 в Дзержинском районе г. Волгограда, установлены постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N... "Об установлении красных линий в Волгограде". С момента утверждения границы кварталов N... _11_007, N... _11_035 не корректировались.
По данным публичной кадастровой карты Росреестра, дата постановки на учет земельного участка с кадастровым номером N... : N... : N... по... в Дзержинском районе г. Волгограда ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, решением Дзержинского районного суда г. Волгоград от ДД.ММ.ГГГГ вступившим в законную силу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Шкуратов А.А. на основании договора купли-продажи приобрел жилой дом, расположенный по адресу г. Волгоград,.., расположенный на земельном участке площадью 522 кв. м.
Постановлением администрации Дзержинского района г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N.., указанный земельный участок предоставлен Шкуратову А.А. в пожизненное наследуемое владение с одновременным доведением его площади до 846 кв. м.
В соответствии с выпиской ЕГРИП, сведения о земельном участке по адресу г. Волгоград,... внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается также кадастровым паспортом земельного участка.
Постановлением администрации Дзержинского района г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N... площадь указанного земельного участка выделенного Шкуратову А.А. для строительства индивидуального жилищного дома, увеличена за счет прилегающей территории до 1 500 кв. м.
Земельный участок с кадастровым N... по адресу г. Волгоград... образовался путем перераспределения земель и присоединения дополнительной площади к земельному участку площадью 584 кв. м. с кадастровым N... по адресу: г. Волгоград...
Земельный участок с кадастровым N... приобретен Олиным В.Ю. у Шкуратова А.А., Шкуратовой О.А. в соответствии с договором купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N... 7.
Постановлением администрации Волгограда от 11.06.2004 г. N... установлена красная линия, проходящая по территории земельного участка истца.
Вместе с тем, в данном случае красная линия установлена без учета прав Шкуратова А.А. в виде пожизненного наследуемого владения данного земельного участка, предоставленного постановлением администрации Дзержинского района г. Волгограда от 11.03.1997 г. N...
Доводы административного ответчика о том, что спорный земельный участок на момент установления красных линий не был зарегистрирован в установленном порядке, не свидетельствует о законности принятого нормативно правового акта, поскольку ответственными структурными подразделениями администрации Волгограда по подготовке проекта нормативного правового акта, утвердившего красные линии, являлись комитет по земельным ресурсам и землеустройству Волгограда (правопреемник - департамент муниципального имущества администрации Волгограда" и комитет по градостроительству и архитектуре г. Волгограда (правопреемник департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда). Предоставление Шкуратову А.А. земельного участка площадью 1500 кв. м. в 1998 г. согласовано с указанными структурными подразделениями администрации Волгограда.
Кроме того, отсутствие соответствующей записи в Едином государственном реестре недвижимости, не опровергает тот факт что территория спорного земельного участка не относится к местам общего пользования. Согласно ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей. Права предыдущего собственника Шкуратова А.А. на указанный земельный участок возникли до 21.07.1997 г, соответственно внесение записи в ЕГРН являлось правом Шкуратова А.А., а не обязанностью.
Также суд считает необходимым отметить, что красная линия пересекает земельный участок административного истца и в первоначальных его границах, сформированных по состоянию на 1997 г.
Таким образом, в 2004 г. при принятии спорного нормативного правового акта у администрации Волгограда имелись сведения о предоставлении спорного земельного участка в пожизненное наследуемое владение Шкуратову А.А. для индивидуального жилищного строительства.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, относятся к землям общего пользования.
Как следует из пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, обозначаются красными линиями. Для целей градостроительной деятельности под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Земельные участки в границах территорий общего пользования, по общему правилу, находятся в государственной или муниципальной собственности, как обеспечивающие комплексное социально-экономическое развитие территорий, реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, на комфортную среду обитания (подпункт 18 пункта 8 статьи 39.11, пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2016 N 1963-О).
Градостроительным кодексом Российской Федерации определено, что генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования.
Статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (части 1). Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (часть 2).
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 3 названной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии.
Проект планировки территории и проект межевания территории относятся к документации по планировке территории, подготовка и утверждение которой осуществляется в соответствии со статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При этом в силу части 17 этой статьи кодекса органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.
Пунктом 2 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что красные линии также отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.
Порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий. Данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. По общему правилу согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации (пункт 4.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятой постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 г. N 18-30).
Таким образом, данное правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт (кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 23.05.2018 N 14-КГ18-11).
Установление красных линий по земельному участку, предоставленному для индивидуального жилищного строительства, принадлежащему административному истцу на праве собственности, противоречит вышеприведенным нормам Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ.
Доводы представителя административного ответчика и заинтересованного лица о пропуске административным истцом срока на обращение в суд, полагаю необоснованными, поскольку в силу части 6 статьи 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
При таких обстоятельствах оспариваемый нормативно-правовой акт подлежит признанию недействующим со дня его принятия в части установления красных линий через земельный участок, принадлежащий административному истцу.
Пункт 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ обязывает суд указать в решении суда на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
После вступления решения суда по настоящему делу в законную силу оно подлежит направлению в газету "Городские вести. Царицын - Сталинград - Волгоград" для опубликования сообщения о нем.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 213-215 КАС РФ суд
решил:
Требования Олина В.Ю. к Администрации Волгограда о признании незаконным нормативно-правового акта - удовлетворить.
Признать недействующим со дня его принятия Постановление администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N... "Об установлении красных линий в Волгограде" в части установления красных линий через земельный участок с кадастровым номером 34:34:030112:1016 по адресу г. Волгоград...
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в издании "Городские вести. Царицын - Сталинград - Волгоград".
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 01.11.2022 года.
Судья |
Галахова И.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Центрального районного суда г. Волгограда от 27 октября 2022 г. N 2а-5524/2022 "О признании частично недействующим постановления администрации Волгограда от 11.06.2004 N 777 "Об установлении красных линий в Волгограде"
Опубликование:
-
Апелляционным определением Волгоградского областного суда от 18 января 2023 г. N 33а-683/2023 (33а-15052/2022) настоящее решение оставлено без изменения