Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
приказом комитета общего
и профессионального образования
Ленинградской области
от 11.05.2023 N 17
(приложение)
Положение
о региональной системе научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Ленинградской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о региональной системе научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Ленинградской области (далее - Положение) определяет цели и задачи, принципы формирования, структуру и субъектов региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, организационные, содержательные и процессуальные основы деятельности существующих и вновь создаваемых в региональной системе образования структур и форм научного и методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в целях обеспечения реализации мероприятий федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в части создания условий для развития кадрового потенциала и профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров системы образования Ленинградской области.
1.2. Нормативная правовая основа создания и функционирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года N 3273-р "Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года N 2580-р);
паспорт национального проекта "Образование", утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года N 16)
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2021 года N 262 "Об утверждении методик расчета показателей федеральных проектов национального проекта "Образование";
распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 года N Р-174 "Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров";
областной закон Ленинградской области от 24 февраля 2014 года N 6-оз "Об образовании в Ленинградской области";
настоящее Положение.
1.3. Понятия, используемые в Положении:
"единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров" (далее - ЕФС) - это совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой субъектов научно-методической деятельности, обеспечивающих сопровождение педагогических работников и управленческих кадров в непрерывном развитии профессионального мастерства, в том числе - в рамках повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки с учетом выявленных профессиональных дефицитов, построения на их основе индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также использования стажировочных площадок и внедрения механизмов наставничества;
"Федеральный оператор" - федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации", осуществляющее организационно-методическое сопровождение ЕФС;
"субъект научно-методической деятельности" - физическое или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по научно-методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров;
"региональная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров" (далее - РСНМС) - региональный сегмент ЕФС; совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой, но при этом относительно самостоятельных субъектов научно-методической деятельности регионального уровня, обеспечивающих сопровождение педагогических работников и управленческих кадров в непрерывном развитии профессионального мастерства, в том числе - в рамках повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки с учетом выявленных профессиональных дефицитов, построения на их основе индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также использования стажировочных площадок и внедрения механизмов наставничества;
"центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" (далее - ЦНППМ) - структурное подразделение организации дополнительного профессионального образования, образовательной организации высшего образования, профессиональной образовательной организации или юридическое лицо, осуществляющее координацию деятельности субъектов РСНМС в области непрерывного развития профессионального мастерства, в том числе в рамках дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров на основе диагностики профессиональных компетенций, в ходе разработки и сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
"региональный методист" - педагогический работник - штатный сотрудник ЦНППМ или привлекаемый к работе в ЦНППМ по договору гражданско-правового характера и в иных формах сотрудничества, осуществляющий сопровождение непрерывного профессионального развития педагогических работников, в том числе оказывающий адресную методическую поддержку в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников, обобщающий и распространяющий информацию о передовых технологиях обучения и воспитания, отечественном и мировом опыте в сфере образования;
"региональный методический актив" - объединение региональных методистов, сформированный из числа лиц, прошедших диагностику профессиональных компетенций и повышение квалификации в области методической поддержки педагогических работников;
"муниципальный методист" - педагогический работник - сотрудник муниципальной методической службы или привлекаемый к работе в муниципальной методической службе по договору гражданско-правового характера и в иных формах сотрудничества, осуществляющий сопровождение непрерывного профессионального развития педагогических работников, в том числе оказывающий адресную методическую поддержку в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников, обобщающий и распространяющий информацию о передовых технологиях обучения и воспитания, отечественном и мировом опыте в сфере образования;
"муниципальный методический актив" - объединение муниципальных методистов, сформированный из числа лиц, прошедших диагностику профессиональных компетенций и повышение квалификации в области методической поддержки педагогических работников;
"тьютор" - педагогический работник, обеспечивающий освоение содержания программ дополнительного профессионального образования, в том числе из Федерального реестра программ дополнительного профессионального образования (далее - Федеральный реестр);
"методическая служба" - совокупность субъектов научно-методической деятельности различных уровней, осуществляющих сопровождение системы методической работы, направленной на преодоление профессиональных дефицитов и развитие профессионального мастерства педагогических работников;
"педагогический работник" - физическое лицо, которое состоит в трудовых служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;
"управленческие кадры" - физические лица, которые в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляют руководство этой организацией, в том числе выполняют функции ее единоличного исполнительного органа;
"профессиональное педагогическое сообщество" - объединение педагогических работников с общими ценностями, профессиональными ориентирами, нормами мышления, поведения и взаимодействия, формирующими профессиональную среду на уровне образовательной организации, органа местного самоуправления, субъекта Российской Федерации, Российской Федерации;
"профессиональные компетенции" - способность и готовность успешно действовать на основе практического опыта, знаний, умений и навыков при решении профессиональных задач;
"индивидуальный образовательный маршрут" - комплекс мероприятий, включающий описание содержания, форм организации, технологий, темпа и общего времени освоения педагогическими работниками и управленческими кадрами необходимых знаний, умений, практических навыков и опыта, основанный на персонифицированном подходе к организации дополнительного профессионального образования, в том числе учитывающем актуальные дефициты профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров, их личностные ресурсы, педагогические и управленческие условия образовательной организации, в которой они работают, а также возможности и ресурсы системы дополнительного профессионального образования;
"стажировочная площадка" - статус, присваиваемый образовательной организации, осуществляющей деятельность по трансляции позитивного инновационного опыта, эффективных педагогических и управленческих практик, в процессе реализации дополнительных профессиональных программ;
"непрерывное профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров" - комплекс образовательных мероприятий, результатом которых является совершенствование профессиональных компетенций и овладение новыми компетенциями, необходимыми на определенном этапе профессионального развития. Может осуществляться как в процессе повышения квалификации и профессиональной переподготовки, так и в рамках неформального образования педагогических работников и управленческих кадров;
"неформальное образование педагогических работников и управленческих кадров" - комплекс образовательных мероприятий, не сопровождающихся выдачей документов об образовании и (или) о квалификации, а также документов об обучении, результатом которых является совершенствование профессиональных компетенций и овладение новыми компетенциями, необходимыми на определенном этапе профессионального развития.
2. Цель, задачи и принципы создания и функционирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
2.1. Целью РСНМС является повышение эффективности системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Ленинградской области на основе создания и развития единого регионального научно-методического пространства, являющегося компонентом ЕФС, обеспечивающего взаимодействие субъектов научно-методической деятельности регионального, муниципального и институционального (образовательных организаций) уровней для осуществления сетевого непрерывного научно-методического сопровождения повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в соответствии с приоритетными задачами в сфере образования.
2.2. Стратегические задачи РСНМС:
2.2.1. В области управления РСНМС:
интеграция процессов и результатов деятельности различных субъектов РСНМС в рамках единого регионального научно-методического пространства непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
синхронизация критериев и показателей эффективности деятельности различных субъектов РСНМС в рамках единого регионального научно-методического пространства непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
внедрение процедур и инструментов оценки эффективности РСНМС;
развитие системы "горизонтальных" связей муниципальных и институциональных сегментов РСНМС, в том числе - в части обмена эффективными педагогическими и управленческими практиками;
2.2.2. В области непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в рамках РСНМС: актуализация содержания и экспертиза качества программ дополнительного профессионального образования, цифровизация образовательных технологий и персонификация образовательных треков непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
2.2.3. В области содержательно-методического сопровождения непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в рамках РСНМС:
развитие системы адресного научно-методического сопровождения субъектов РСНМС и субъектов научно-методической деятельности в рамках ключевых процессов непрерывного повышения профессионального мастерства, в том числе способствующего устранению профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров, выявленных на основе диагностики их профессиональных компетенций;
технологизация методической деятельности, формирование единых подходов к работе региональных методистов, оценке их эффективности.
2.3. Принципами создания и функционирования РСНМС педагогических работников и управленческих кадров являются:
соответствие деятельности РСНМС приоритетным задачам в сфере образования, показателям и результатам национального проекта "Образование", региональных проектов и программ отрасли "Образование" в части обеспечения возможности профессионального развития педагогических работников;
активное сетевое взаимодействие между субъектами научно-методической деятельности, обеспечивающее синергетический эффект от объединения и использования ресурсов партнеров для разработки, апробации и внедрения инновационных моделей повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
ориентация и оперативное реагирование на профессиональные дефициты и запросы педагогических работников и управленческих кадров в условиях быстрого развития общества и системы образования;
соответствие реализуемых в субъекте Российской Федерации мероприятий по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров потребностям личностно-профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров и их направленность на выявление и ликвидацию профессиональных дефицитов.
3. Структура РСНМС и функции субъектов РСНМС
3.1. РСНМС включает структурные компоненты регионального, муниципального и институционального уровней и обеспечивает преемственность научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в региональной системе образования на всех уровнях.
3.2. Структурный компонент регионального уровня РСНМС представляют субъекты:
3.2.1. Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области (далее - Комитет) - отраслевой орган исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющий на территории Ленинградской области в пределах своих полномочий государственное управление в сфере образования.
Функции:
утверждает комплекс мер ("дорожную карту") по развитию РСНМС;
обеспечивает условия (материально-технические, финансовые, кадровые и иные) для достижения показателей национального проекта "Образование";
разрабатывает и утверждает паспорт РСНМС и направляет на согласование Федеральному оператору в сроки, определяемые Федеральным оператором;
содействует в заключении соглашений между муниципальными органами управления образованием и государственным автономным учреждением дополнительного профессионального образования "Ленинградский областной институт развития образования", на базе которого создан и функционирует ЦНППМ Ленинградской области, о взаимодействии и совместной реализации мероприятий, направленных на научно-методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров Ленинградской области;
осуществляет мониторинг эффективности функционирования РСНМС;
обеспечивает финансирование РСНМС.
3.2.2. Региональный методический совет Ленинградской области. Функции:
подготовка предложений по вопросам функционирования и развития РСНМС (в том числе - предложений в ежегодный план проведения региональных мероприятий, направленных на повышение квалификации и профессиональную переподготовку работников образования), направление указанных предложений в Комитет и органы местного самоуправления Ленинградской области, осуществляющие управление в сфере образования;
выявление и организация распространения лучших практик научно-методического сопровождения руководителей и педагогов образовательных организаций Ленинградской области;
подготовка предложений и рекомендаций, направленных на создание условий, обеспечивающих функционирование и развитие РСНМС, направление указанных предложений и рекомендаций в Комитет и органы местного самоуправления Ленинградской области, осуществляющие управление в сфере образования;
проведение экспертизы региональных и муниципальных проектов, направленных на развитие РСНМС, направление результатов указанной экспертизы в Комитет и органы местного самоуправления Ленинградской области, осуществляющие управление в сфере образования.
3.2.3. Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Ленинградский областной институт развития образования" (далее - ГАОУ ДПО "ЛОИРО") - организация дополнительного профессионального образования Ленинградской области.
Функции:
обеспечение разработки дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки в соответствии с запросом, сформулированным на основе выявленных ЦНППМ у педагогических работников дефицитов, в том числе на основании проведенных диагностических срезов, проверочных работ и результатов государственной итоговой аттестации.
организация включения в Федеральный реестр программ повышения квалификации и переподготовки педагогических работников и управленческих кадров Ленинградской области (реализуемых в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий), отвечающих запросам системы образования;
предоставление данных о реализуемых дополнительных профессиональных программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки для формирования паспорта РСНМС;
организация и проведение образовательных мероприятий для педагогических и управленских работников Ленинградской области;
организационно-методическое сопровождение областного конкурса профессионального мастерства педагогических работников;
обеспечение разработки и внедрения нового содержания образования, технологий обучения;
вовлечение профессиональных сообществ педагогических работников и управленческих кадров Ленинградской области в РСНМС;
организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности регионального методического совета Ленинградской области.
3.2.4. ЦНПММ Ленинградской области, созданный и функционирующий как структурное подразделение ГАОУ ДПО "ЛОИРО".
Функции:
взаимодействие с Федеральным оператором, в том числе - работа на едином федеральном портале дополнительного профессионального образования; координация деятельности РСНМС;
анализ показателей эффективности функционирования РСНМС, совместно с другими субъектами РСНМС разрабатывает рекомендации по повышению эффективности ее функционирования и предоставляет обобщенные результаты в Комитет для корректировки и принятия соответствующих управленческих решений;
организация процесса выявления профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
организация разработки и сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
формирование регионального методического актива;
организация внедрения и тиражирования лучших инновационных педагогических и управленческих практик;
координация методической (научно-методической) деятельности общественно-профессиональных объединений;
организация проведения стажировок педагогических работников и управленческих кадров;
организация обучения педагогических работников и управленческих кадров Ленинградской области, в том числе по новейшим программам дополнительного профессионального образования;
организация вовлечения педагогических работников в экспертную деятельность;
адресная методическая поддержка, консультирование, сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;
оказание методической помощи педагогическим работникам общеобразовательных организаций с низкими образовательными результатами.
3.2.5. Региональный методический центр, созданный и функционирующий как структурное подразделение ЦНППМ ГАОУ ДПО "ЛОИРО"
Функции:
координация методической (научно-методической) деятельности муниципальных методических служб;
разработка критериев и показателей эффективности деятельности методических служб и методистов на муниципальном и институциональном уровнях;
научно-методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров методических служб на муниципальном и институциональном уровнях;
внедрение активных форм методической работы, развитие моделей эффективного обмена опытом средствами "горизонтального обучения";
организация разработки и внедрения различных форм адресной поддержки и сопровождения педагогических работников в возрасте до 35 лет и в первые три года работы;
организация внедрения целевой модели наставничества педагогических работников;
координация и научно-методическое сопровождение федеральных и региональных проектов в сфере образования на региональном, муниципальном и институциональном уровнях;
организационное сопровождение деятельности регионального методического актива Ленинградской области.
3.2.6. Региональный научно-методический центр развития среднего профессионального образования, созданный и функционирующий как структурное подразделение Автономного образовательного учреждения высшего образования Ленинградской области "Государственный институт экономики, финансов, права и технологий" (далее - АОУ ВО ЛО ТИЭФПТ").
Функции:
синхронизация системы подготовки кадров в среднем профессиональном образовании и кадровых потребностей экономики Ленинградской области;
реализация профессиональными образовательными организациями Ленинградской области (далее - ПОО) федерального государственного образовательного стандарта, предусматривающего возможность выбора из набора квалификаций тех, которые необходимы региональному рынку труда в конкретном месте и в необходимом количестве;
научно-методическая поддержка ПОО в реализации новых функций, учебно-воспитательных задач, повышения качества профессиональной подготовки студентов;
повышение квалификации преподавателей, мастеров производственного обучения, руководителей ПОО с апробацией методик преподавания новых рабочих программ по учебным предметам, внедрение новых рабочих программ общеобразовательных дисциплин с учетом технологий интенсивного обучения и профильной направленности профессии/специальности.
научно-методическое сопровождение подготовки и проведения демонстрационного экзамена в ПОО региона как нового механизма, обеспечивающего объективную оценку достижения результатов освоения образовательных программ, который предусматривает моделирование реальных производственных условий для решения выпускниками практических задач профессиональной деятельности
оказание практической помощи в подготовке и участии ПОО в ежегодном Всероссийском конкурсе "Мастер года", чемпионатах профессионального мастерства "Профессионалы" и др.
разработка и апробация механизмов привлечения сектора реальной экономики Ленинградской области для повышения качества профессионального образования и обучения; интеграция образования, науки и производства; создания образовательно-производственных кластеров.
развитие профессиональной соревновательности в системе среднего профессионального образования Ленинградской области.
3.2.7. Региональный методический актив Ленинградской области Функции:
посткурсовое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров по окончании их обучения по программам дополнительного профессионального образования;
участие в реализации программ повышения квалификации на завершающих этапах (в практической части) при каскадной системе повышения квалификации;
тьюторское сопровождение программ дополнительного профессионального образования, включенных в Федеральный реестр;
выявление профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
построение и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
организация взаимодействия, взаимопомощи и взаимообучения;
методическая помощь педагогическим работникам, осуществляющим педагогическую деятельность в школах с низкими образовательными результатами обучающихся;
оказание консультативной помощи и поддержки педагогическим работникам и управленческим кадрам.
3.2.8. Региональное учебно-методическое объединение Ленинградской области Функции:
координация действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
обеспечение качества и развития содержания образования, определение инновационных направлений его совершенствования, непрерывности и преемственности на разных уровнях;
участие в разработке программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и управленческих кадров.
3.2.9. Профессиональные ассоциации и сообщества педагогов и руководителей Ленинградской области, представляющие собой добровольное общественное объединение педагогических и руководящих работников системы образования Ленинградской области.
Функции:
содействие развитию профессиональных компетенций педагогов и руководителей Ленинградской области;
обмен педагогическим опытом и лучшими практиками, в том числе в формате "горизонтального обучения";
укрепление гражданской позиции и чувства патриотизма педагога, мотивации к профессиональному росту;
формирование единого педагогического пространства региональной образовательной экосистемы;
содействие повышению внутренней культуры педагога;
разработка предложений по улучшению государственной политики в сфере образования;
развитие наставничества.
3.3. Структурный компонент муниципального уровня РСНМС представляют субъекты:
3.3.1. Муниципальные комитеты по образованию, осуществляющие на территории муниципальных районов (городского округа) Ленинградской области в пределах своих полномочий управление в сфере образования.
Функции:
утверждение комплекса мер ("дорожной карты") по развитию муниципального и институционального сегмента РСНМС;
заключение соглашения между Комитетом, органом местного самоуправления Ленинградской области, осуществляющим управление в сфере образования, и ГАОУ ДПО "ЛОИРО", на базе которого создан и функционирует ЦНППМ, о взаимодействии и совместной реализации мероприятий, направленных на научно-методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров Ленинградской области;
обеспечение условий (материально-технических, финансовых, кадровых и иные) для развития муниципального и институционального сегмента.
3.3.2. Муниципальные методические службы (отделы, специалисты), созданные при органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, обеспечивающие организационно-методическое сопровождение педагогических и управленческих работников Ленинградской области в соответствующих муниципальных образованиях.
Функции:
координация методической работы и формирование методической инфраструктуры муниципальной системы образования для сопровождения профессиональной деятельности педагогических работников и управленческих кадров, образовательных организаций;
изучение запросов и оказание практической помощи педагогическим работникам, в том числе организует деятельность по выявлению профессиональных дефицитов педагогических работников во взаимодействии с ЦНППМ, региональным и муниципальным методическим активом и руководителями образовательных организаций;
обеспечение переноса приобретенных в ходе освоения индивидуальных образовательных маршрутов компетенций в реальную педагогическую практику при взаимодействии с ЦНППМ (в формате стажировок, мастер-классов, организации обмена опытом, посещения учебных занятий педагогических работников);
проведение комплекса мероприятий, направленных на реализацию задач РСНМС в соответствии с утвержденными на муниципальном уровне программами, планами научно-методического сопровождения;
предоставление в Комитет информации о муниципальной системе дополнительного профессионального педагогического образования для формирования паспорта РСНМС;
организация апробации новых технологий методической работы и их тиражирование;
организационное сопровождение деятельности муниципального методического совета и муниципального методического актива.
3.3.3. Муниципальные методические советы. Функции:
координация деятельности муниципальных методических объединений и методических служб муниципальных образовательных организаций;
подготовка предложений по вопросам функционирования и развития муниципальной методической службы, направление указанных предложений в органы местного самоуправления Ленинградской области, осуществляющие управление в сфере образования;
выявление и организация распространения лучших практик научно-методического сопровождения руководителей и педагогов образовательных организаций муниципального образования;
подготовка предложений и рекомендаций по созданию условий, обеспечивающих функционирование и развитие муниципальной методической службы, направление указанных предложений и рекомендаций в органы местного самоуправления Ленинградской области, осуществляющие управление в сфере образования;
проведение экспертизы муниципальных проектов, направленных на развитие муниципальной методической службы, направление результатов указанной экспертизы в органы местного самоуправления Ленинградской области, осуществляющие управление в сфере образования.
3.3.4. Муниципальный методический актив. Функции:
обеспечение индивидуализации непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
содействие внедрению моделей "горизонтального обучения" педагогических работников и управленческих кадров;
участие в апробации и внедрении инновационных форм методической работы, менторства, наставничества, деятельности профессиональных сообществ, профессиональных ассоциаций, клубов и методических объединений, направленных на освоение и совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров;
поддержка профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров через перенос приобретенных (усовершенствованных) профессиональных компетенций педагогического работника в ежедневную педагогическую и управленческую практику;
участие в продвижении на муниципальном уровне актуальных направлений развития системы образования и эффективного педагогического и управленческого опыта среди муниципального профессионального педагогического сообщества;
оказание консультационной поддержки, методической помощи, слушателям в ходе обучения по дополнительным профессиональным программам;
оказание методической поддержки педагогическим работникам и управленческим кадрам школ с низкими образовательными результатами и функционирующими в сложных социальных условиях.
3.4. Структурный компонент институционального уровня РСНМС представляют субъекты:
3.4.1. Образовательные организации Функции:
обеспечение организационных, кадровых, финансовых и иных условий для развития методической работы в образовательной организации в целях профессионального роста педагогических работников;
организация и обеспечение деятельности методической службы (совета, объединения) в образовательной организации;
организация внутреннего мониторинга уровня профессионального мастерства педагогических работников, определения профессиональных дефицитов и динамики их устранения, качества организации методической работы.
3.4.2. Методическая служба образовательной организации Функции:
разработка совместно с региональным (муниципальным) методистом индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников;
приведение методического обеспечения учебных предметов (курсов, дисциплин (модулей)) в соответствие с методическими требованиями, предъявляемыми к документам в сфере образования, учебным планам, программам;
организация взаимодействия с образовательными организациями с целью обмена опытом и передовыми технологиями в сфере образования;
сопровождение в профессиональном становлении педагогических работников до 35 лет в первые три года работы.
методическое обеспечение процессов обучения и воспитания;
разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов;
методическое сопровождение педагогических работников, имеющих профессиональные дефициты и затруднения;
выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта;
помощь педагогическим работникам в обобщении и презентации своего опыта работы;
анализ, апробация и внедрение нового методического обеспечения образовательного процесса.
3.4.3. Методические объединения педагогических работников.
Функции:
содействие проявлению творческой активности педагогических работников, развитию профессиональных компетенций и преодолению профессиональных дефицитов;
содействие непрерывному внутрикорпоративному обучению в процессе совместного решения актуальных задач организации и возникающих в работе проблем;
содействие взаимообучению на основе "горизонтального" обучения педагогических работников на основе обмена опытом, в том числе реализуют программы наставничества;
оказание помощи педагогическим работникам в обобщении и презентации своего опыта работы, а также в обмене лучшими педагогическими практиками.
3.5. Все субъекты РСНМС на своем уровне содействуют развитию профессионального роста педагогических и управленческих работников Ленинградской области, обеспечивают полноценное научно-методическое сопровождение адресного повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей, формируя единую образовательную экосистему на региональном, муниципальном и институциональном уровне.
3.6. Представленный перечень субъектов и их функции является открытым, содержит основные направления в рамках функционирования системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Ленинградской области, не ограничивает в реализации иных направлений и функций, утвержденных соответствующими положениями об учреждениях (объединениях).
4. Основные механизмы формирования и функционирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
4.1. Нормативные правовые документы, обеспечивающие формирование и функционирование РСНМС:
правовой акт Комитета, утверждающий положение о формировании и функционировании РСНМС, включая: проведение мониторинга показателей эффективности функционирования РСНМС; комплекс мер ("дорожная карта мер") по формированию и функционированию РСНМС; назначение ответственного от Комитета за контроль мероприятий по формированию и ведению паспорта РСНМС; регламент сетевого взаимодействия организаций, осуществляющих деятельность по повышению квалификации и профессиональной переподготовке работников образования и управленческих кадров;
правовой акт Комитета, утверждающий ежегодный план проведения региональных мероприятий, направленных на повышение квалификации и профессиональную переподготовку работников образования, в том числе научно-практических конференций, педагогических чтений и других образовательных мероприятий для педагогических работников и управленческих кадров.
4.2. Финансирование за счет средств бюджета Ленинградской области разработки и реализации дополнительных профессиональных педагогических программ с учетом программ, размещенных в Федеральном реестре и реализуемых Федеральным оператором, в т.ч. сетевой формы реализации образовательных программ, а также иных региональных образовательных и научно-методических мероприятий по актуальным вопросам развития образования.
4.3. Формирование и ведение паспорта РСНМС.
4.4. Формирование кадрового состава РСНМС, осуществляющего функции методического, тьюторского сопровождения педагогических работников и управленческих кадров на основе результатов диагностических процедур по определению уровня сформированности предметных и методических компетенций, в том числе проводимых Федеральным оператором.
4.5. Включение в Федеральный реестр программ переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров (реализуемых в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий), отвечающих запросам системы образования.
4.6. Наделение ЦНППМ полномочиями по формированию индивидуальных образовательных маршрутов повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров и агрегированию информации об имеющихся в Ленинградской области ресурсах для профессионального развития работников системы образования, формированию паспорта РСНМС.
4.7. Применение современных диагностических процедур, в том числе разработанных Федеральным оператором, на этапе формирования индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников и при проведении промежуточной и итоговой аттестации в рамках реализации программ дополнительного профессионального образования.
4.8. Использование цифровой экосистемы дополнительного профессионального образования для организации процессов сопровождения профессионального развития педагогических работников и аккумуляции ресурсов дополнительного профессионального педагогического образования Ленинградской области.
5. Механизмы взаимодействия субъектов региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
5.1. Предметом взаимодействия субъектов РСНМС регионального и муниципального уровня является:
разработка программ дополнительного профессионального образования для включения в Федеральный реестр;
организация и проведение образовательных мероприятий, в том числе в формате "горизонтального обучения", на базе образовательных организаций и новых образовательных сущностей национального проекта "Образование";
создание проектных методических команд для освоения педагогическими работниками и управленческими кадрами компетенций, необходимых для реализации системных новшеств;
реализация сетевых программ дополнительного профессионального образования;
реализация сетевых инновационных проектов;
разработка, освоение и внедрение нового содержания образования и технологий обучения;
взаимодействие методических объединений (предметных, межпредметных и метапредметных), профессиональных ассоциаций, сообществ и клубов педагогических работников и управленческих кадров различных уровней;
разработка концепций развития региональных и муниципальных систем образования, программ развития образовательных организаций.
5.2. Основные каналы взаимодействия субъектов РСНМС регионального и муниципального уровня:
цифровая экосистема дополнительного профессионального образования;
общедоступные коммуникации (совещания, образовательные, методические мероприятия и др.);
онлайн-каналы (вебинары, размещение информации на тематических порталах и др.);
прямые связи, включая заключение соглашений с взаимными обязательствами.
6. Показатели эффективности функционирования РСНМС
6.1. Показателями эффективности функционирования РСНМС (регионального, муниципального и институционального уровней) являются:
доля педагогических работников, освоивших программы дополнительного профессионального образования, вошедшие в Федеральный реестр и подобранные с учетом диагностики профессиональных компетенций;
количество управленческих команд, принявших участие в программах повышения квалификации;
доля педагогических работников и управленческих кадров, прошедших диагностику профессиональных компетенций;
доля педагогических работников и управленческих кадров, для которых разработаны индивидуальные образовательные маршруты на основе результатов диагностики профессиональных компетенций.
количество педагогических работников, закрепленных за 1 региональным методистом для осуществления методического сопровождения;
доля педагогических работников в возрасте до 35 лет, участвующих в различных формах поддержки и сопровождения в первые три года работы;
количество муниципальных методистов, закрепленных за муниципальными образовательными организациями и педагогическими работниками;
количество методических служб (советов) в образовательных организациях региона;
иные показатели.
6.2. Методы сбора информации и инструменты оценки показателей эффективности:
данные мониторингов;
данные официальной статистики;
данные федеральных цифровых информационных систем (в том числе цифровой экосистемы дополнительного профессионального образования);
данные официальных сайтов Комитета, ГАОУ ДПО "ЛОИРО", государственной информационной системы "Современное образование Ленинградской области", муниципальных методических служб, образовательных организаций;
правовые акты Комитета, ГАОУ ДПО "ЛОИРО", муниципальных методических служб, образовательных организаций.
6.3. Мониторинг проводится не реже двух раз в год. По результатам мониторингов проводится анализ, разрабатываются адресные рекомендации.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 11 мая 2023 г. N 17 "Об утверждении положения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.