г. Краснодар |
|
21 октября 2015 г. |
Дело N А53-7898/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе
председательствующего Леоновой О.В.,
судей Кухаря В.Ф. и Чесняк Н.В.,
при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Донпассажиртранс" (ИНН 6165188108, ОГРН 1146165001400) - Снопкова А.Ю. (доверенность от 22.08.2014), в отсутствие ответчика - федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Ростовской области" (ИНН 6165035768, ОГРН 1036165004391), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет,
рассмотрев кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Ростовской области" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.06.2015 (судья Тютютник П.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015 (судьи Пономарева И.В., Еремина О.А., Чотчаев Б.Т.) по делу N А53-7898/2015,
установил следующее.
ООО "Донпассажиртранс" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ФКУ "Военный комиссариат Ростовской области (далее - комиссариат) о взыскании 2 542 894 рублей 30 копеек компенсации по договору о компенсации расходов в связи с реализацией Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" от 17.03.2014 N 108 (далее - договор о компенсации расходов) и 35 714 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Решением от 08.06.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 13.08.2015, иск удовлетворен. Судебные акты мотивированы тем, что комиссариат не оплатил транспортные услуги (время ожидания), оказанные обществом по договору о компенсации расходов.
В кассационной жалобе комиссариат просит отменить судебные акты и оказать в иске. По мнению заявителя, время ожидания транспортного средства не подлежит компенсации, поскольку не предусмотрено условиями договора о компенсации расходов и Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Привила N 704). В нарушение пункта 5.4 договора о компенсации расходов общество представило документы для расчетов только в 2015 году. Суд необоснованно взыскал с ответчика государственную пошлину, так как комиссариат в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит отказать в ее удовлетворении, указывая, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы отзыва.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 14.10.2015 до 16 часов 00 минут 20.10.2015. Информация о перерыве размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты следует отменить.
Как видно из материалов дела, 17.03.2014 комиссариат (заказчик) и общество (исполнитель) заключили договор о компенсации расходов, по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по проезду граждан по территории Ростовской области для прохождения медицинского освидетельствования, контрольного медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о воинском учете, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, о призыве на военные сборы в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) и Правилами N 704 (пункт 2 договора). Под обязательствами по проезду граждан по территории Ростовской области понимается перевозка граждан от места жительства до призывных пунктов муниципальных образований, обслуживаемых отделами комиссариата и обратно, от призывных пунктов муниципальных образований до сборного пункта Ростовской области, расположенного в г. Батайске, и обратно (пункт 3.1 договора). За исполнение обязательств комиссариат обязуется компенсировать обществу расходы по проезду граждан. Компенсация расходов производится за выполненные мероприятия, определяется в российских рублях в соответствии со справкой Торгово-промышленной палаты Ростовской области о рыночной стоимости перевозок пассажиров.
В компенсацию расходов включаются все расходы, связанные со следованием транспортного средства по дорогам общего пользования, погрузочно-выгрузочными мероприятиями и т. д. (пункты 5.1, 5.2 и 5.3 договора).
По результатам оказания услуг по перевозке граждан общество выставило комиссариату счета от 20.01.2015 N 1 - 8, от 20.01.2015 N 9, от 28.01.2015 N 10, от 28.01.2015 N 11, от 30.01.2015 N 12, от 30.01.2015 N 13, от 11.02.2015 N 14 на 2 542 894 рубля 30 копеек с приложением необходимых документов. В приложениях к счетам (расшифровка счета) указаны маршрут движения, время ожидания, тарифная ставка (в рублях за час).
Комиссариат не оплатил счета и возвратил их обществу, указав, что договор о компенсации расходов не предусматривает оплату за время ожидания транспортного средства.
Наличие задолженности явилось основанием для обращения общества с иском в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное (пункт 2 статьи 784 ГК РФ). За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 790 ГК РФ).
Вопросы, связанные с исполнением воинской обязанности, регулируются Законом N 53-ФЗ, согласно пункту 7 статьи 1 которого компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с его исполнением, - расходное обязательство Российской Федерации, осуществляемое в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок компенсации таких расходов определен в Правилах N 704.
Удовлетворяя иск, суды руководствовались Законом N 53-ФЗ, пунктами 2, 3, 4 и 5 Правил N 704. Суды указали, что за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации, компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с провозом транспортными организациями по воинским перевозочным документам граждан, призванных на военную службу, к месту прохождения военной службы (военных сборов) (подпункт 6 пункта 2 Правил N 704). Выплата компенсации осуществляется на основании представляемых получателями компенсации сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения расходов граждане представляют оригиналы соответствующих документов, организации - заверенные в установленном порядке копии таких документов. Организация представляет указанные сведения на официальном бланке, при этом документ скрепляется подписью руководителя (заместителя руководителя) и основной печатью организации (пункт 5 Правил N 704).
Оценив заявки на оказание услуг, акты оказания услуг, маршрутные и путевые листы, именные списки, счета от 20.01.2015 N 1 - 8, от 20.01.2015 N 9, от 28.01.2015 N 10, от 28.01.2015 N 11, от 30.01.2015 N 12, от 30.01.2015 N 13, от 11.02.2015 N 14 на 2 542 894 рубля 30 копеек, суды пришли к выводу о том, что названные документы подтверждают оказание обществом услуг, факт которых ответчик не отрицает. Суды отклонили довод комиссариата о том, что общество необоснованно требует взыскания компенсации за время ожидания транспортными средствами. Суды указали, что согласно договору услуга носила длящийся характер, заключалась в сборе граждан истцом, их транспортировки в место назначение и возвращения обратно. Время ожидания между этими этапами входило в состав услуги в целом.
Между тем суды не учли, что согласно представленным в материалы дела документам общество осуществляло перевозку граждан не к месту прохождения военной службы (военных сборов), а для прохождения контрольного медицинского освидетельствования. В силу подпункта 6 пункта 2 Правил N 704 компенсации подлежат расходы организаций, связанные с провозом транспортными организациями по воинским перевозочным документам граждан, призванных на военную службу, к месту прохождения военной службы (военных сборов). В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.06.2005 N 251 "О мерах по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704" (зарегистрирован в Минюсте России 15.07.2005 N 6802) командующие войсками военных округов, командующий Балтийским флотом обязаны осуществлять через военные комиссариаты компенсацию расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с реализацией Закона N 53-ФЗ, в порядке, определенном Правилами N 704; осуществлять компенсацию транспортным организациям расходов, связанных с перевозкой по воинским перевозочным документам граждан, призванных на военную службу, к месту прохождения военной службы в установленном порядке за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Министерству обороны Российской Федерации на указанные цели.
Согласно большинству заявок на оказание транспортных услуг и именному списку граждан, подписанным комиссариатом, транспортные услуги оказывались в связи с перевозкой граждан для проведения контрольного медицинского освидетельствования и прохождения медицинской комиссии. В материалы дела представлены заявки, маршрутные листы и именные списки граждан без указания цели перевозки (т. 1, л. д. 337 - 339, 341 - 343, 345 - 347, 367 - 369).
Суды не указали, по каким основаниям пришли к выводу о том, что данные расходы подлежат компенсации в порядке, предусмотренным Правилами N 704. Суды не выяснили, оформлялись ли при таких перевозках воинские перевозочные документы.
Кроме того, договор о компенсации расходов заключен 17.03.2014, т. е. в период действия Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), и, следовательно, по общему правилу должен быть заключен в порядке, предусмотренном названным Законом. Суды, взыскивая компенсацию, не исследовали вопрос о том, в каком порядке заключен договор и соответствует ли он требованиям Закона.
При таких обстоятельствах судебные акты следует отменить, дело - направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении надлежит выяснить, правильно ли заключен спорный договор и подлежат ли компенсации за счет федерального бюджета расходы транспортной организации, связанные с провозом граждан для проведения контрольного медицинского освидетельствования, прохождения медицинской комиссии и без указания цели.
Довод комиссариата о том, что, взыскав с него государственную пошлину, суд первой инстанции нарушил статью 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, которая освобождает органы государственной власти от уплаты государственной пошлины, и часть 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, несостоятелен. Суд взыскал с комиссариата (ответчика по делу) не государственную пошлину, а судебные расходы, понесенные истцом, который не освобожден от ее уплаты, в пользу которого принят судебный акт (статья 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.06.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015 по делу N А53-7898/2015 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Леонова |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.