г. Краснодар |
|
28 октября 2015 г. |
Дело N А32-31827/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Чесняк Н.В., судей Бабаевой О.В. и Леоновой О.В., в отсутствие истца - открытого акционерного общества "НЭСК-электросети" в лице филиала "Крымскэлектросеть" (г. Краснодар, ИНН 2308139496, ОГРН 1072308013821), ответчика - Управления имущественных отношений администрации муниципального образования Крымский район (г. Крымск, ИНН 2337001615, ОГРН 1022304064705), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления имущественных отношений администрации муниципального образования Крымский район на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2015 (судья Куликов О.Б.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2015 (судьи Смотрова Н.Н., Соловьева М.В., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-31827/2014, установил следующее.
ОАО "НЭСК-электросети" в лице филиала "Крымскэлектросеть" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Управлению имущественных отношений администрации муниципального образования Крымский район (далее - управление) о взыскании 41 012 рублей 38 копеек стоимости бездоговорного потребления электроэнергии с 01.01.2014 по 24.01.2014.
Решением от 30.04.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 02.07.2015 (с учетом исправительного определения от 14.10.2015), исковые требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что бездоговорное потребление электроэнергии подтверждено актом от 24.01.2014 N 04132. Произведенный истцом расчет стоимости бездоговорного потребления электроэнергии судами проверен и признан правильным.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт. По мнению заявителя, судами не принято во внимание, что между истцом и администрацией муниципального образования Крымский район (далее - администрация) заключен муниципальный контракт от 24.12.2013 N 47 на 2014 год, по условиям которого управление входит в перечень точек поставки за отпущенную электроэнергию. Управлению установлен расчетный прибор ЦЭ-6803 ВМ N 009081029003101. По акту об отпуске электроэнергии от 31.01.2014 расход электроэнергии управления с 01.01.2014 по 01.02.2014 составил 2162 кВт/ч. Акт о бездоговорном потреблении подписан представителем администрации, а не управления. Дополнительным соглашением от 06.02.2014 в контракт включены новые точки поставки по адресу ул. Синева, 13 (кабинеты N 11 и 12), в отношении которых и составлен акт. Однако в этих кабинетах расположен отдел архитектуры, он подключен к иному расчетному прибору. Судебными инстанциями данным доводам управления не дана оценка.
В отзыве общество просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационную жалобу надлежит удовлетворить по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по результатам проведенной 24.01.2014 проверки общество составило акт о неучтенном потреблении электроэнергии (бездоговорное потребление) N 04132, согласно которому выявлено бездоговорное потребление электрической энергии управлением по адресу: г. Крымск, ул. Синева, 13 (т. 1, л. д. 12).
По факту бездоговорного потребления истец произвел расчет, в соответствии с которым стоимость потребленной с 01.01.2014 по 24.01.2014 электроэнергии составила 41 012 рублей 38 копеек (т.1, л. д. 13).
Общество направило управлению предсудебное предупреждение от 08.04.2014 и предложило оплатить задолженность в течение 10 дней со дня получения претензии. Неисполнение управлением требования привело к судебному спору (т.1, л. д. 11).
Удовлетворяя исковые требования, суды руководствовались следующим.
В силу пункта 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), под бездоговорным потреблением электрической энергии понимается самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение двух месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей.
По смыслу изложенной нормы бездоговорное потребление имеет место в следующих случаях: при отсутствии заключенного сторонами договора; при самовольном подключении энергопринимающих устройств; при самовольном подключении энергопринимающих устройств и без заключенного договора.
Из акта от 24.01.2014 о неучтенном потреблении электрической энергии следует, что управление допустило бездоговорное потребление электроэнергии по названному адресу.
Согласно пункту 192 Основных положений N 442 по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес: гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление; лица, осуществившего бездоговорное потребление.
В соответствии с пунктом 193 Основных положений N 442 в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться: данные о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления; объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии).
При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация)), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.
Отказ лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта должен быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, составленном в присутствии 2 незаинтересованных лиц.
Стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного бездоговорного потребления электрической энергии рассчитывается сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, и взыскивается такой сетевой организацией с указанного лица на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии, составленного в соответствии с разделом Х Основных положений N 442 (пункт 84 Основных положений N 442).
В соответствии с пунктом 196 Основных положений N 442 объем бездоговорного потребления электрической энергии определяется расчетным способом, предусмотренным пунктом 2 приложения N 3 к данному документу, за период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии, но не более чем за три года. При этом период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии в виде самовольного подключения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства, определяется с даты предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где позже был выявлен факт бездоговорного потребления электрической энергии, до даты выявления факта бездоговорного потребления и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу о том, что акт от 24.01.2014 обществом составлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством в сфере электроэнергетики, факт бездоговорного потребления электроэнергии управлением доказан и подтверждается материалами дела.
Однако суды не учли следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 Кодекса право оперативного управления возникает на основании акта собственника о закреплении имущества за учреждением, а также в результате приобретения учреждением имущества по договору или иному основанию.
В силу статьи 210 Кодекса собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В статьях 296, 298 Кодекса, определяющих права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому следует признать правомерным, что собственник, передав во владение на праве оперативного управления учреждению имущество, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Следовательно, положения статьи 210 Кодекса распространяются также на лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления и хозяйственного ведения.
Бремя по содержанию имущества и оплате энергоресурсов возникает у лица с момента передачи ему недвижимого имущества.
Как видно из материалов дела собственником недвижимого имущества расположенного по спорному адресу, является муниципальное образование Крымский район (согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 14.11.2009 и 08.10.2011), которое передало его в оперативное управление администрации муниципального образования Крымский район (т. 1, л. д. 42, 43).
24 декабря 2013 года администрация и истец заключили муниципальный контракт на энергоснабжение N 47, в перечень точек поставки по которому входит объект недвижимости по спорному адресу, в том числе и точки поставки управления (т. 1, л. д. 55 - 75). За ответчиком закреплен расчетный прибор учета ЦЭ-6803 ВМ N 00908110290003101. Материалами дела подтверждено, что с 01.01.2014 по 01.02.2014 управление потребило электроэнергию в объеме 2162 кВт/ч при этом администрация оплатила данный период, что подтверждено платежными поручениями (т. 2, л. д. 3 - 9).
Суды не дали оценки представленным в материалы дела доказательствам о том, что до 01.01.2014 потребление электроэнергии по адресу: г. Крымск, ул. Синева, 13, каб. N 11 на основании договора от 01.11.2013 N 1426 осуществляло ООО "ЮгЗемИнвест", этот потребитель имел расчетный прибор учета (иной чем у управления). Данный договор расторгнут с 01.01.2014.
Дополнительным соглашением от 06.02.2014 в контракт от 24.12.2013 N 47 на основании письма администрации муниципального образования Крымский район от 28.01.2014 N 16-8/88 внесены изменения по точкам поставки. Приложение N 2 "Перечень точек поставки" дополнено точками поставки: отдел архитектуры (ком. N 11, 12), г. Крымск, ул. Синева, 13 (т. 1, л. д. 100, 101, 113 - 127).
Судебные инстанции не дали оценки возражениям управления о том, что акт не подписан представителем управления, а лицо, его подписавшее, является работником администрации района. В период проверки действовал муниципальный контракт на энергоснабжение от 24.12.2013 N 47 и у управления имелся прибор учета, отраженный в приложении к контракту.
При таких обстоятельствах выводы судов о том, что в спорных отношениях имело место бездоговорное потребление электроэнергии управлением, не соответствуют материалам дела.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью ли в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку принятые по настоящему делу судебные акты вынесены при неполном исследовании обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, решение от 30.04.2015 и постановление суда апелляционной инстанции от 02.07.2015 (с учетом исправительного определения) надлежит отменить, дело - направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное, оценить в совокупности все доказательства по делу в порядке, установленном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определить правомерность составления акта от 24.01.2014 о бездоговорном потреблении электроэнергии в отношении управления при наличии сведений о законном владельце помещений и заключенном в спорный период контракте с ним, уточнить период распространения договора на вновь внесенные с 06.02.2014 точки поставки (принимая во внимание, что договор с ООО "ЮгЗемИнвест" действовал с 01.11.2013 до 01.01.2014), устранить имеющиеся противоречия в выводах относительно представленных доказательств и в зависимости от установленного, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2015 по делу N А32-31827/2014 (с учетом исправительного определения от 14.10.2015) отменить. Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чесняк |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.