Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Введение.
Работа по актуализации "Территориальной схемы обращения с отходами Тамбовской области" выполнена по заказу Управления топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области и является документом, отражающим комплексный подход в решении ключевых задач по размещению природоохранных объектов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Приоритетным направлением государственной политики в области обращения с ТКО является сокращение образования Отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования. Сокращение образования отходов и снижение класса опасности на площадке для накопления ТКО может быть достигнуто только за счет раздельного накопления отходов. Раздельное накопления позволяет уже на стадии приема отходов от населения выделить вторичное сырье, а значит, сократить образование отходов. Также раздельное накопление является наиболее доступным способом уменьшения объема образующихся опасных отходов и снижения классов опасности отходов.
Цель государственной политики органов государственного управления всех уровней в области обращения с отходами - предотвращение вредного воздействия ТКО на здоровье человека и окружающую среду; создание и обеспечение деятельности всей отрасли обращения с отходами, а также системы ответственности, обеспечивающей размещение отходов производства и потребления в технологическом цикле с исключением несанкционированного размещения отходов в окружающей среде; минимизация объемов (количества) образуемых и захораниваемых отходов; максимальное вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; достижение экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности при размещении отходов, не пригодных для утилизации.
Основными приоритетами государственной политики в области обращения с отходами являются:
- использование новейших научно-технических достижений в целях внедрения малоотходных технологий;
- комплексная переработка сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества образующихся отходов, формирование на региональном и местном уровне замкнутых циклов обращения с ТКО;
- использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами с целью повышения конкурентоспособности экологически обоснованного обращения с отходами;
- уменьшение количества образования отходов в целом и снижение класса опасности образуемых отходов;
- развитие инфраструктуры по раздельному сбору, утилизации, обезвреживанию и экологически, санитарно-эпидемиологически безопасному обращению с отходами, в том числе ТКО;
- вовлечение неизбежно образующихся и накопленных отходов в хозяйственный оборот в качестве сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов;
- экологически безопасное обезвреживание и захоронение неиспользуемых отходов;
- ликвидация несанкционированных объектов размещения отходов;
- рекультивация и восстановление земель, на которых захоранивались отходы производства и потребления;
- приоритетность утилизации (путем переработки или вторичного использования) отходов над их захоронением;
- достоверность и доступность информации в области обращения с отходами.
Целями выполнения работы является создание эффективной схемы обращения с отходами на территории Тамбовской области, в том числе:
- оптимизация транспортных потоков, с учетом действующих и планируемых к выводу из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; *
- оценка потребности создания новых объектов обращения с отходами с учетом актуализированных сведений;
- определение оптимальных мест создания (строительства) объектов по обращению с отходами, межмуниципальных мусоросортировочных комплексов (МСК), мусороперегрузочных станций (МПС);
- определение этапности внедрения раздельного накопления в муниципальных образованиях Тамбовской области.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- сбор и анализ данных о текущем состоянии комплекса обращения с отходами;
- корректировка территориальной схемы в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами и актуализация ее электронной модели на территории Тамбовской области.
Работы выполняются в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, включая:
- Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
- Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
- Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Градостроительный кодекс Российской Федерации 29.12.2004 N 190-ФЗ;
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ "Жилищный кодекс Российской Федерации";
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 (ред. От 19.07.2018) "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов";
- Постановление Правительства Российский Федерации от 22.09.2018 N 1130 "О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641";
- Постановление Правительства РФ от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами";
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов";
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (с изменениями и дополнениями);
- Приказ Минприроды России от 30.09.2011 N 792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов";
- Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 г. N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов";
- Приказ Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2016 N 1638/16 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами";
- Федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами Российской Федерации;
- Приказ Управления топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области от 21.10.2019 г. N 125 "О внесении изменений в приказ Управления топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства области от 02.03.2017 г. N 19 "Об утверждении Территориальной схемы Тамбовской области в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами" и утверждении Территориальной схемы Тамбовской области в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами в новой редакции" (в ред. от 03.03.2020);
- Приказ Управления топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области от 10.05.2017 N 43 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Тамбовской области" (ред. от 27.02.2023);
- Приказ Управления топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области от 16.06.2020 N 66 "Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Тамбовской области" (в ред. от 23.11.2022);
- Приказ Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области от 08.11.2021 N 393 "Об утверждении региональной программы Тамбовской области по обращению с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами";
- Постановление администрации Тамбовской области от 24.12.2012 N 1657 "Об утверждении государственной программы "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Тамбовской области" (ред. от 19.01.2023);
- Приказ Управления топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области от 02.04.2018 N 29 "Об утверждении Правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Тамбовской области" (ред. от 03.02.2021);
- Закон Тамбовской области от 27.02.2019 N 332-З (в редакции от 20.09.2021 N 660-З) "Об отдельных вопросах правового регулирования отношений в области обращения с отходами производства и потребления на территории Тамбовской области".
В основу территориальной схемы заложен механизм управления региональной системой обращения с ТКО, основанный на приоритетных направлениях государственной политики в области обращения с отходами, которыми являются:
- предотвращение образования отходов;
- предотвращение вредного воздействия ТКО на здоровье человека и окружающую среду;
- сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования;
- исключение несанкционированного размещения отходов;
- минимизация отходов захоронения;
- максимизация вовлеченности ТКО в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, материалов, энергии;
- комплексная обработка ТКО в целях уменьшения количества образующихся отходов, формирование на региональном и местном уровне замкнутых циклов обращения с отходами, утилизация отходов;
- экологически безопасное обезвреживание отходов;
- достижение экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности при размещении отходов не пригодных для утилизации;
- ликвидация бесхозных объектов размещения ТКО;
- рекультивация и восстановление земель, на которых захоранивались отходы производства и потребления.
В ходе разработки территориальной схемы:
- собрана и верифицирована информация об источниках образования отходов, местах накопления отходов, объектах по обработке, обезвреживанию, захоронению отходов, потоках движения отходов, организациях, осуществляющих деятельность по обращению с отходами на 01.01.2022 года;
- построена электронная модель, включающая в себя базу данных, средства ввода и отображения информации по вопросам обращения с отходами, математическую модель расчета оптимального размещения объектов по обращению с твердыми коммунальными отходами, их технических характеристик, и направлений транспортирования отходов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.