См. справку о размере минимальной заработной платы в Республике Саха (Якутия)
28 апреля 2023 года заключено Республиканское (региональное) соглашение о взаимодействии в области социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия) между Правительством Республики Саха (Якутия), Федерацией профсоюзов Республики Саха (Якутия) и региональным объединением работодателей "Союз товаропроизводителей Республики Саха (Якутия)" на 2023 - 2025 годы (далее - Соглашение).
В соответствии со статьей 48 Трудового кодекса РФ, Соглашение вступило в силу со дня его подписания сторонами - с 28 апреля 2023 года.
Соглашение прошло процедуру уведомительной регистрации в Министерстве труда и социального развития Республики Саха (Якутия), присвоен регистрационный номер N 6 от 28.04.2023 года.
В соответствии со статьей 10.1 Закона Республики Саха (Якутия) от 20.02.2004 г. 112-З N 233-III "О Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" предлагаем работодателям, осуществляющим деятельность на территории Республики Саха (Якутия) и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему.
Если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования данного предложения о присоединении к Республиканскому (региональному) соглашению о взаимодействии в области социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия) работодателями не будет предоставлен в Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
Министр |
Е.А. Волкова |
Республиканское (региональное) соглашение
о взаимодействии в области социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия) между правительством Республики Саха (Якутия), федерацией профсоюзов Республики Саха (Якутия) и региональным объединением работодателей товаропроизводителей Республики на 2023 - 2025 годы
28 апреля 2023 года г. Якутск
Полномочные представители сторон Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия) (далее - Профсоюзы), Регионального объединения работодателей "Союз товаропроизводителей Республики Саха (Якутия)" (далее - Работодатели) и Правительства Республики Саха (Якутия) (далее - Правительство) действующие в соответствии с законодательствами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2023 - 2025 годы, на основании Трудового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Саха (Якутия) "О Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" заключили настоящее Республиканское (региональное) соглашение (далее - Соглашение), устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на республиканском уровне в 2023 - 2025 годах и совместные действия Сторон по их реализации.
Стороны в числе приоритетных задач Соглашения ставят содействие в реализации национальных проектов и программ, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", реализация основных целей и задач, определенных Посланием Главы Республики Саха (Якутия) А.С. Николаева Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2022 года, Законом Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 года 2077-3 N 45-VI "О Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года".
Основными целями настоящего Соглашения являются обеспечение согласования интересов работников, работодателей и органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по регулированию социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, направленных на повышение уровня и качества жизни населения, устойчивое функционирование и развитие экономики, обеспечение и расширение государственных гарантий в вопросах занятости и социальной защиты населения, оплаты и охраны труда работников на основе принципов социального партнерства.
Раздел I. В области развития экономики
Основными задачами в области развития экономики стороны считают проведение экономической политики по повышению инвестиционной привлекательности, производительности труда в организациях, по обеспечению благоприятных условий развития предпринимательской деятельности, по созданию новых рабочих мест, по внедрению цифровых технологий в экономике и социальной сфере, поддержке не сырьевых отраслей экономики.
В целях реализации поставленных задач стороны принимают следующие обязательства.
1.1. Стороны:
1.1.1. Содействуют реализации национальных проектов и программ, и принимают меры по достижению целевых индикаторов;
1.1.2. Способствуют развитию инвестиционной привлекательности;
1.1.3. Содействуют развитию форм государственного частного партнерства в целях устойчивого развития экономики республики;
1.1.4. Содействуют развитию и оказывают поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе индивидуальным предпринимателям;
1.1.5. Проводят согласованную политику в вопросах установления тарифов на энергоносители, услуги коммунального хозяйства;
1.1.6. Содействуют консолидации совместных действий в целях проведения единой политики в области регулирования социально-трудовых отношений;
1.1.7. Способствуют внедрению на всех уровнях цифровых технологий, комплекса мер, направленных на рост производительности труда и бережливого производства;
1.1.8. При подписании соглашений (договоров) о социально-экономическом сотрудничестве предусматривают мероприятия по социальной ответственности добывающих компаний в области содействия занятости населения, в области сохранения и восстановления природной среды, обеспечения экологической безопасности населения;
1.1.9. Осуществляют мероприятия, направленные на усиление экологической повестки, рациональное использование и охрану природных ресурсов, минимизацию негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду;
1.1.10. Обеспечивают качество и ценовую доступность транспортных услуг (авиационных, железнодорожных, автотранспортных и водных);
1.1.11. Обеспечивают устойчивый рост объема производства промышленной продукции организациями, осуществляющими деятельность на территории Республики Саха (Якутия);
1.1.12. Принимают меры по устранению избыточного государственного регулирования и снижения административных барьеров при осуществлении инвестиционной и предпринимательской деятельности.
1.2. Профсоюзы:
1.2.1. В рамках полномочий, предоставленных трудовым законодательством и локальными нормативными актами, способствуют укреплению трудовой дисциплины в трудовых коллективах;
1.2.2. Осуществляют контроль за соблюдением законодательных актов, обеспечивающих защиту интересов работников при сокращении численности (штата), ликвидации, реорганизации и банкротстве предприятий республики;
1.2.3. Инициируют включение в коллективные договора и соглашения взаимные обязательства, направленные на сохранение, развитие и модернизацию производства, повышение производительности труда и качества продукции, а также рациональное использование рабочего времени;
1.2.4. Принимают участие в подготовке предложений по приоритетным направлениям социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).
1.3. Работодатели:
1.3.1. Обеспечивают развитие промышленного производства, сельского хозяйства, строительной и транспортной отраслей, рынка товаров и услуг, местного производства;
1.3.2. Обеспечивают повышение эффективности производства, выпуск конкурентоспособной продукции, товаров и услуг, в том числе путем внедрения инструментов и методов работы бережливого производства;
1.3.3. Обеспечивают развитие предпринимательской активности, направленной на увеличение производства местной продукции, предпринимательства в сельской местности, социально значимых услуг, в том числе путем реализации проектов нового технологического уровня с выходом продукции в промышленных объемах;
1.3.4. Принимают меры по сохранению существующих и созданию новых рабочих мест на территории Республики Саха (Якутия);
1.3.5. При приватизации, банкротстве и ликвидации организаций обеспечивают сохранение за работниками прав и социальных гарантий, установленных законодательством;
1.3.6. Проводят работу по реализации инновационных проектов, модернизации и реконструкции производства, обеспечивающих повышение его эффективности, внедрению изысканий и разработок, технологических продуктов в производственную деятельность промышленных компаний и социальную сферу;
1.3.7. При подписании соглашений (договоров) о социально-экономическом сотрудничестве предусматривают мероприятия по социальной ответственности добывающих компаний в области содействия занятости населения, в области сохранения и восстановления природной среды, обеспечения экологической безопасности населения, развития социальной инфраструктуры;
1.3.8. Осуществляют мероприятия, направленные на развитие институтов наставничества, в том числе путем участия в конкурсе "Лучшие практики наставничества" в Республике Саха (Якутия), возрождения движения рационализаторов и создания культуры непрерывных улучшений;
1.3.9. Осуществляют сбор, анализ и обобщение актуальных системных проблем, возникающих в процессе деятельности организаций различных отраслей экономики;
1.3.10. Предоставляют информацию для разработки прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия);
1.3.11. Осуществляют организацию и проведение молодежных научно-инновационных мероприятий.
1.4. Правительство^
1.4.1. Реализует национальные проекты и программы, для достижения целей и задач, принимает меры по исполнению целевых индикаторов;
1.4.2. В целях реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) разрабатывает и реализует государственные программы Республики Саха (Якутия);
1.4.3. Создает условия для развития инвестиционной привлекательности в республике;
1.4.4. Разрабатывает и обеспечивает реализацию мер по поддержке малого и среднего предпринимательства, способствует формированию благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности;
1.4.5. Принимает меры по минимизации негативного влияния повышения цен и регулируемых тарифов на уровень жизни населения, недопущению необоснованного повышения цен и тарифов;
1.4.6. Обеспечивает тарифную и ценовую политику, направленную на снижение уровня инфляции в республике;
1.4.7. Реализует меры государственной поддержки сельскохозяйственного производства, сельскохозяйственных проектов нового технологического уровня с выходом продукции в промышленных объемах;
1.4.8. Создает условия для развития инновационной деятельности и повышение инновационной активности организаций, внедрения изысканий и разработок, технологических продуктов в реальный сектор экономики, в производственную деятельность промышленных компаний и социальную сферу;
1.4.9. Обеспечивает налаживание системы закупок производственных предприятий у малого бизнеса и агропромышленного комплекса.
Раздел II. В области развития рынка труда и содействия занятости населения
Приоритетными задачами в области рынка труда стороны считают сохранение стабильной занятости населения, содействие развитию предпринимательской инициативы, повышение конкурентоспособности граждан через развитие личных профессиональных квалификаций и компетенций, внедрение трудового наставничества, создание условий для эффективной самореализации и профессионального роста молодежи, развитие профориентационной работы среди молодежи и трудового воспитания детей.
2.1. Стороны:
2.1.1. Сдерживают и снижают негативные последствия массовых сокращений и резкого роста безработицы;
2.1.2. Содействуют сохранению и модернизации действующих рабочих мест, а также созданию новых рабочих мест для жителей республики;
2.1.3. Не допускают необоснованные увольнения работников, в случае возникновения угрозы массового высвобождения работников принимают программу согласованных действий, направленных на содействие занятости работников, находящихся под риском увольнения; поддержку работников, увольняемых в связи с ликвидацией организации и сокращением численности (штата) организации; разработку мероприятий по содействию трудоустройству высвобождаемых работников, определению источников их финансирования. В случае невозможности сохранения рабочих мест допускается поэтапное увольнение работников в соответствии с трудовым законодательством;
2.1.4. Стороны пришли к согласию, что к основным критериям массового высвобождения относятся:
- ликвидация предприятий любой организационно-правовой формы собственности с численностью работников 10 и более человек;
- сокращение численности или штата работников свыше 20% от общей численности работающих в течение 90 дней;
- увольнение работников в количестве 1% от общего числа работающих в течение 30 календарных дней в районах (городах) республики с общей численностью занятых менее 5 тыс. человек.
Указанные критерии могут быть приняты за основу для включения в отраслевые и территориальные соглашения;
2.1.5. Стороны признают, что исчерпывающим основанием по сохранению за работником среднего месячного заработка за 4, 5 и 6 месяцы со дня увольнения, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, является предоставление гражданином справки центра занятости населения, подтверждающей факт обращения в центр занятости населения в месячный срок со дня увольнения (регистрации в целях поиска подходящей работы или в качестве безработного) и факт не трудоустройства в период сохранения среднего месячного заработка;
2.1.6. Разрабатывают прогноз потребности в профессиональных кадрах для обеспечения социально-экономического развития Республики Саха (Якутия);
2.1.7. Обеспечивают реализацию проектов и программ по трудовому воспитанию детей в образовательных организациях, в лагерях труда и отдыха, в семейных бригадах и других формах занятости детей в летнее время;
2.1.8. Проводят профориентационную работу среди молодежи в образовательных организациях, в том числе путем проведения ярмарок вакансий;
2.1.9. Создают отраслевые советы наставничества;
2.1.10. Принимают меры, направленные на выявление неформальной занятости населения и легализации трудовых отношений;
2.1.11. Обеспечивают занятость граждан с низкой конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности в поиске работы;
2.1.12. Содействуют трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования по профильным профессиям;
2.1.13. В целях профессионального роста молодежи обеспечивают участие обучающихся профессиональных образовательных организаций в мероприятиях Национального чемпионата по профессиональному мастерству "Профессионалы";
2.1.14. Способствуют развитию гибких форм занятости инвалидов и лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, а также осуществляющих уход за детьми-инвалидами, в том числе самозанятости, занятости на рабочих местах с неполным рабочим временем и скользящим (гибким) графиком (режимом) работы, надомной занятости;
2.1.15. При временном переводе на дистанционный режим работы обеспечивают исполнение норм трудового законодательства;
2.1.16. Обеспечивают сохранение рабочих мест работников, в том числе работников, призванных на военную службу по мобилизации или поступивших на военную службу по контракту либо заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации.
2.2. Профсоюзы:
2.2.1. Проводят разъяснительную и консультационную работу правовой помощи первичным профсоюзным организациям, членам профсоюзов по вопросам занятости и защиты трудовых прав граждан;
2.2.2. При разработке соглашений и коллективных договоров добиваются включения мер, направленных на обеспечение занятости работников, на переподготовку высвобождаемых работников, предоставление им мер социальной поддержки, в том числе граждан, с низкой конкурентоспособностью на рынке труда - лиц с ограниченными физическими возможностями, женщин, имеющих детей до 3-х лет, граждан предпенсионного возраста;
2.2.3. Участвуют в рассмотрении вопросов необоснованного увольнения работников, в том числе работников, призванных на военную службу по мобилизации или поступивших на военную службу по контракту либо заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, а также массового высвобождения работников, предлагают меры по их переподготовке, повышению квалификации для дальнейшего трудоустройства;
2.2.4. Оказывают содействие по выявлению неформальной занятости и легализации трудовых отношений;
2.2.5. Содействуют обеспечению социальных гарантий работников в вопросах организации занятости, приема на работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2.2.6. Содействуют реализации проектов по трудовому воспитанию детей и молодежи, в том числе через организации отдыха и оздоровления детей в лагерях труда и отдыха, а также организации работы молодежных студенческих отрядов;
2.2.7. Содействуют проведению ярмарок вакансий;
2.2.8. Содействуют созданию отраслевых советов наставничества.
2.3. Работодатели:
2.3.1. Участвуют в разработке прогноза потребности экономики Республики Саха (Якутия) в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием через портал "Информационная система прогнозирования потребности в профессиональных кадрах для обеспечения социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)";
2.3.2. Обеспечивают полноту, достоверность и актуальность информации о потребности в работниках и об условиях их привлечения, о наличии свободных мест и вакантных должностей, размещаемой на Единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России";
2.3.3. Проводят анализ, прогнозирование и учет численности высвобождаемых работников и работников предпенсионного возраста, информируют в установленном порядке профсоюзы, органы службы занятости населения о высвобождениях работников, включая массовые, о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов, участвуют в ярмарках вакансий;
2.3.4. Предусматривают средства на обучение и профессиональную переподготовку работников;
2.3.5. Осуществляют взаимодействие с учреждениями профессионального образования по вопросам подготовки кадров на условиях софинансирования и оказывают помощь в укреплении материально-технической базы этих учреждений, содействуют в предоставлении рабочих мест для прохождения обучающимися производственной практики для получения первоначальных общих профессиональных навыков и их закрепления путем развития института наставничества на производстве;
2.3.6. Участвуют в организации рабочих мест для безработных граждан и граждан, испытывающих трудности в поиске работы в соответствии с квалификацией;
2.3.7. Участвуют в реализации отдельных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда;
2.3.8. Участвуют в реализации стимулирования найма отдельных категорий граждан;
2.3.9. Создают отраслевые советы наставничества;
2.3.10. Участвуют в трудовом воспитании детей, через профориентационную работу в образовательных организациях, проведение экскурсий в производственных и непроизводственных объектах;
2.3.11. Предусматривают гибкие формы занятости инвалидов и лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, а также осуществляющих уход за детьми-инвалидами (в том числе самозанятости, занятости на рабочих местах с неполным рабочим временем и скользящим (гибким) графиком (режимом) работы, надомной занятости);
2.3.12. Создают условия труда для женщин, имеющих детей до 3-х лет, как посредством устройства детей в группы присмотра и ухода за детьми, так и создания таких групп при организациях и предприятиях;
2.3.13. Проводят работу по расширению направлений и охвата временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в летнее время;
2.3.14. Не допускают необоснованные увольнения работников по сокращению, в том числе работников, имеющих детей в возрасте до 18 лет, если второго родителя призвали на военную службу;
2.3.15. В случае предстоящего массового высвобождения работников информируют профсоюзы и органы службы занятости не менее чем за три месяца до увольнения работников;
2.3.16. Обеспечивают выполнение установленной в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия) квоты для приема на работу инвалидов, несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, многодетных и одиноких родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы и создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты в соответствии с квалификацией;
2.3.17. Принимают меры по привлечению и закреплению местных трудовых ресурсов;
2.3.18. Не допускают фактов осуществления трудовой деятельности работниками без оформления трудовых отношений в порядке, установленном трудовым законодательством, а также заключения гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем;
2.3.19. Принимают положения о дистанционной (удаленной) работе в соответствии с трудовым законодательством и нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия);
2.3.20. Предоставляют дополнительные дни с сохранением заработной платы работникам в день получения и один день после дня получения вакцины от коронавирусной инфекции, условия и порядок предоставления которых устанавливаются в коллективных договорах, соглашениях или локальных нормативных актах;
2.3.21. Не допускают прекращения заключенных трудовых договоров с работниками, призванными на военную службу по мобилизации или поступивших на военную службу по контракту либо заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации;
2.3.22. Соблюдают гарантии, установленные статьями 73 и 182 Трудового кодекса Российской Федерации, для работников, завершивших прохождение военной службы по мобилизации или военной службы по контракту, либо заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, и нуждающихся в переводе на другую работу в соответствии с медицинским заключением.
2.4. Правительство:
2.4.1. Принимает меры по повышению доступности и качества государственных услуг в сфере труда и занятости населения в республике, в том числе через информационно-аналитическую систему "Общероссийская база вакансий "Работа в России";
2.4.2. Разрабатывает прогноз баланса трудовых ресурсов республики, в том числе потребность в привлечении иностранных работников;
2.4.3. Разрабатывает прогноз потребности экономики республики в квалифицированных специалистах с учетом сведений портала: "Информационная система прогнозирования потребности в профессиональных кадрах для обеспечения социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)";
2.4.4. Осуществляет меры по созданию новых рабочих мест через развитие предпринимательской инициативы и поддержку создания собственного дела безработными и незанятыми гражданами;
2.4.5. Реализует государственные гарантии трудовых прав граждан и создает условия для граждан с низкой конкурентоспособностью на рынке труда - лиц, с ограниченными физическими возможностями трудоспособного возраста, в том числе инвалидов молодого возраста, женщин, имеющих детей до 3-х лет, граждан предпенсионного возраста;
2.4.6. Организует реализацию проектов и программ по трудовому воспитанию детей в образовательных организациях, в лагерях труда и отдыха, в семейных бригадах и других формах занятости детей в летнее время;
2.4.7. Проводит профориентационную работу среди молодежи, а также детей в образовательных организациях, в том числе путем проведения ярмарок вакансий;
2.4.8. Организует работу студенческих отрядов;
2.4.9. Содействуют созданию отраслевых советов наставничества;
2.4.10. Формирует предложения по привлечению иностранных работников с учетом развития перспективных отраслей экономики и потребности в трудовых ресурсах, при этом приоритетно использовать местные трудовые кадры с учетом их профессиональной подготовки и переподготовки;
2.4.11. Информирует население и работодателей через средства массовой информации, иными методами об изменениях в законодательстве о занятости, состоянии рынка труда, наличии свободных мест, возможности трудоустройства, профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации безработных граждан, а также профессиях (специальностях), пользующихся устойчивым спросом, проводит ярмарки вакансий рабочих мест;
2.4.12. Не допускают необоснованные увольнения работников, в случае возникновения угрозы массового высвобождения работников принимают программу согласованных действий, направленных на содействие занятости работников, находящихся под риском увольнения; поддержку работников, увольняемых в связи с ликвидацией организации и сокращением численности (штата) организации; разработку мероприятий, по содействию трудоустройству высвобождаемых работников, определению источников их финансирования;
2.4.13. Проводит консультации по обеспечению трудовых гарантий работников, призванных на военную службу по мобилизации или поступивших на военную службу по контракту либо заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации;
2.4.14. Проводит краткосрочные курсы и образовательные программы для профессиональной подготовки и переподготовки и трудоустройству граждан, вернувшихся со специальной военной операции и членов их семей.
Раздел III. В области оплаты труда и уровня жизни населения
Основными задачами в области оплаты труда и уровня жизни населения стороны считают реализовать меры, обеспечивающие повышение уровня реальной заработной платы, реализацию государственных гарантий по оплате труда, восстановление объективной дифференциации в оплате труда, поддержка доходов наиболее уязвимых категорий граждан.
3.1. Стороны:
3.1.1. Обеспечивают выплату заработной платы работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени и выполнившим норму труда, в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда с применением сверх минимального размера оплаты труда компенсационных выплат за работу в районах Крайнего Севера: районного коэффициента и процентных надбавок, но не ниже действующего прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Республике Саха (Якутия) на текущий год. Обеспечение минимального размера оплаты труда производится с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 года N 38-П, от 28 июня 2018 года N 26-П, от 11 апреля 2019 года N 17-П и от 16 декабря 2019 года N 40-П.
3.1.2. Производят индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги в организациях, финансируемых из соответствующих бюджетов, в порядке, установленном законами и иными нормативными актами, а в других организациях в порядке, установленном коллективным договором, соглашением или локальным нормативным актом организации;
3.1.3. Проводят политику оплаты труда работников в зависимости от реального трудового вклада, обеспечения дифференциации в оплате труда работников организаций всех форм собственности в зависимости от квалификации, нагрузки и сложности работ;
3.1.4. Сохраняют достигнутый уровень соотношений заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в соответствии с Указами Президента Российской Федерации 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 г. N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
3.1.5. Реализуют совместные меры по обеспечению своевременной выплаты заработной платы и по ликвидации задолженности по заработной плате в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;
3.1.6. Принимают меры по недопущению в отношении работников организаций теневых способов выплаты заработной платы;
3.1.7. При формировании тарифных ставок (окладов) работников организаций, применяющих тарифные системы оплаты труда, устанавливают их уровень в соответствии с квалификацией и сложностью работы;
3.1.8. Проводят работу, направленную на увеличение доли ставок заработной платы (должностных окладов) в структуре заработной платы работников организаций бюджетной сферы в соответствии с Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утверждаемыми Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений;
3.1.9. При повышении фонда оплаты труда работников бюджетной сферы преимущественно увеличивают долю гарантированной части в заработной плате;
3.1.10. Принимают меры по повышению уровня доходов молодых специалистов;
3.1.11. Разрабатывают и обеспечивают систему поощрения за наставничество;
3.1.12. Реализуют меры, предусмотренные трудовым законодательством, направленные на предотвращение возникновения просроченной задолженности по заработной плате, а также разрабатывают при необходимости дополнительные меры по обеспечению своевременной и в полном объеме оплаты труда в организациях всех форм собственности;
3.1.13. Координируют деятельность по погашению задолженности по заработной плате, оплате отпусков, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, в том числе путем привлечения профессиональных союзов и отраслевых объединений работодателей к участию в совещаниях, межведомственных комиссиях по вопросам невыплаты заработной платы, консультативных и совещательных органах.
3.2. Профсоюзы:
3.2.1. Осуществляют контроль за соблюдением трудового законодательства в части обеспечения уровня реального содержания заработной платы в связи с ростом индекса потребительских цен, за своевременностью выплат заработной платы, отпускных, больничных листов, расчета в случае увольнения и других социальных выплат, предусмотренных законодательствами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);
3.2.2. Принимают участие и ведут контроль по вопросам снижения уровня задолженности по заработной плате и иным социальным выплатам в организациях республики, в том числе в организациях-банкротах;
3.2.3. Добиваются включения в коллективные договоры, соглашения положений об установлении минимального размера оплаты труда не ниже величины, установленной федеральным законом, с применением сверх минимального размера оплаты труда компенсационных выплат за работу в районах Крайнего Севера: районного коэффициента и процентных надбавок, но не ниже прожиточного минимума для трудоспособного населения Республики Саха (Якутия) на текущий год, в том числе с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 года N 38-П, от 28 июня 2018 года N 26-П, от 11 апреля 2019 года N 17-П и от 16 декабря 2019 года N 40-П;
3.2.4. Совместно с работодателями разрабатывают системы тарифного регулирования, основанные на применении тарифных сеток, учитывающих различия в сложности выполняемых работ и квалификации исполнителей, обеспечивающих гарантии оплаты труда и обоснованность соотношений между окладами (должностными окладами), ставками профессионально-квалификационных групп работников в соответствии с действующими отраслевыми нормативными актами и методическими рекомендациями, профессиональными стандартами;
3.2.5. Проводят информационно-разъяснительную работу в части соблюдения их трудовых прав, и принимают меры по усилению социальной защиты работников по вопросам трудовых прав, в том числе в условиях частичной мобилизации;
3.2.6. Вносят предложения о мерах, обеспечивающих повышение реального содержания заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе молодых специалистов.
3.3. Работодатели:
3.3.1. Обеспечивают своевременную и в полном объеме выплату заработной платы работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени и выполнившим норму труда, в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда с применением сверх минимального размера оплаты труда компенсационных выплат за работу в районах Крайнего Севера: районного коэффициента и процентных надбавок, но не ниже прожиточного минимума для трудоспособного населения Республики Саха (Якутия) на текущий год, в том числе с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 года N 38-П, от 28 июня 2018 года N 26-П, от 11 апреля 2019 года N 17-П и от 16 декабря 2019 года N 40-П;
3.3.2. Осуществляют регулирование оплаты труда работников в соответствии с отраслевыми соглашениями;
3.3.3. Устанавливают размер тарифных ставок работников, занятых в нормальных условиях труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями и действующим законодательством с учетом квалификации и сложности работы;
3.3.4. Обеспечивают повышение доходов молодых специалистов;
3.3.5. Не допускают применение теневых способов выплат заработной платы, уклонение от уплаты страховых взносов;
3.3.6. Не допускают задержек выплаты заработной платы работникам, принимают меры по погашению имеющейся задолженности по заработной плате и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды;
3.3.7. Не допускают снижение заработной платы работникам, временно переведенным на дистанционный (удаленный) режим работы, при сохранении трудовых функций и должностных обязанностей работника;
3.3.8. При приостановлении трудового договора с работниками, призванными на военную службу по мобилизации или поступивших на военную службу по контракту либо заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, обеспечивают в полном объеме выплаты, предусмотренные трудовым договором - заработную плату за отработанный период, компенсации за неиспользованные дни очередного отпуска, дополнительные выплаты к ежегодному отпуску, командировочные расходы, единовременные поощрительные и другие выплаты.
3.4. Правительство:
3.4.1. Реализует мероприятия Концепции совершенствования системы оплаты труда в учреждениях бюджетной сферы Республики Саха (Якутия) на 2019 - 2024 годы, в том числе в части поэтапного восстановления объективной дифференциации оплаты труда квалифицированных работников с низкими трудовыми доходами;
3.4.2. Принимает решение о повышении заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
3.4.3. Ежегодно проводит индексацию заработной платы работников бюджетной сферы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги;
3.4.4. Предусматривают в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах порядок индексации заработной платы работникам в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги с учетом финансово-экономического положения;
3.4.5. Проводят работу по увеличению размеров окладов (должностных окладов) по профессиональным квалификационным группам общеотраслевых должностей руководителей, специалистов, служащих и профессий рабочих в целях обеспечения объективной дифференциации в оплате труда работников бюджетной сферы;
3.4.6. При совершенствовании системы оплаты заработной платы работников организаций бюджетной сферы учитывает ежегодные Единые рекомендации по установлению систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из федерального, регионального и местных бюджетов, утверждаемые решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при совершенствовании системы оплаты труда;
3.4.7. Проводит работу по совершенствованию системы оплаты труда педагогических работников учреждений образования;
3.4.8. Регулирует предельный уровень соотношений среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров предприятий, рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников этих предприятий (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя и главного бухгалтера), осуществляет согласование трудовых договоров с руководителями в государственных корпорациях и организациях с преобладающим государственным участием;
3.4.9. Разрабатывает предложения по совершенствованию системы поощрения наставникам;
3.4.10. Принимает меры по поддержке и повышению уровня доходов молодых специалистов;
3.4.11. Проводит консультации по вопросам оплаты труда, применения отраслевых и региональных коэффициентов, систем премирования и иных дополнительных выплат, обеспечения основных государственных гарантий по оплате труда;
3.4.12. Проводят работу по совершенствованию структуры заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений, разрабатывают порядок распределения стимулирующих выплат с учетом мнения профкома или иного легитимного представительного органа
работников учреждения;
3.4.13. Готовит проект решений по установлению величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по зонам Республики Саха (Якутия);
3.4.14. Координирует деятельность Комиссии по контролю задолженности по выплате заработной платы и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды.
Раздел IV. В области социальной поддержки населения и развития социальной сферы
Основными задачами стороны определили обеспечение равного доступа граждан к системе социальных услуг, мотивация граждан к здоровому образу жизни, внедрение активного долголетия, оказание мер социальной поддержки гражданам, повышение качества жизни, широкое признание волонтерского труда, общественное признание вклада трудовых династий в социально-экономическое развитие республики и воспитания у подрастающего поколения уважительного отношения к труду, сохранение и формирование семейных трудовых традиций.
4.1. Стороны:
4.1.1. Участвуют в реализации национальных проектов и программ по демографии, здравоохранения, образования, культуры, по жилью и городской среде;
4.1.2. Реализуют систему мер социальной поддержки и льгот многодетным семьям, малоимущим и молодым семьям, участникам специальной военной операции и их семьям, а также другим незащищенным категориям граждан;
4.1.3. Оказывают содействие в социальной помощи нуждающимся гражданам и их семьям в рамках социального контракта с вовлечением региональных проектов в сфере предпринимательства и занятости;
4.1.4. Сохраняют социально-трудовые гарантии: дополнительное страхование, негосударственное пенсионное обеспечение, улучшение социально-бытовых условий работника и членов его семьи, в отношении участников специальной военной операции;
4.1.5. Обеспечивают комплексную реабилитацию и социализацию участников специальной военной операции и членов их семей;
4.1.6. В целях оздоровления населения обеспечивают развитие массовой физической культуры и спорта, содействуют проведению Единого дня Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) в трудовых коллективах республики;
4.1.7. Содействуют в улучшении жилищных условий и созданию комфортных условий для проживания;
4.1.8. Проводят согласованную политику по установлению платы за коммунальные услуги, оказываемые населению, принимают согласованные меры по ограничению опережающего роста тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства в сравнении с уровнем инфляции, обеспечивают открытость и доступность информации для населения о рассмотрении и утверждении тарифов на коммунальные услуги;
4.1.9. Способствуют развитию системы льготного ипотечного кредитования для молодых семей.
4.2. Профсоюзы:
4.2.1. Добиваются включения в коллективные договоры и соглашения:
- положений о мерах социальной поддержки семей с детьми, семей участников специальной военной операции;
- обеспечения гибких форм занятости, включая дистанционный (удаленный) режим работы, для женщин с детьми до 7 лет, а также членам семей лиц, призванных на военную службу по мобилизации или поступивших на военную службу по контракту либо заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации;
4.2.2. Содействуют в реализации мероприятий активного долголетия и поддержания здорового образа жизни старшего поколения, развития института наставничества на производстве и создания советов ветеранов;
4.2.3. Осуществляют общественный контроль по выплатам работникам по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пособия по беременности и родам, пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком;
4.2.4. Добиваются включения в коллективные договоры мероприятия по санаторно-курортному оздоровлению работников;
4.2.5. Добиваются включения в коллективные договоры мер морального и материального поощрения работников, вышедших на пенсию, ветеранов труда;
4.2.6. Содействуют развитию системы патриотического воспитания граждан, шефского, молодежного, волонтерского движения;
4.2.7. Участвуют в мероприятиях, направленных на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах, в том числе Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО);
4.2.8. Участвуют в культурно-массовых, спортивно-физкультурных мероприятиях, межотраслевых спартакиадах;
4.2.9. Формируют предложения для внесения в Книгу почета лучших трудовых династий Республики Саха (Якутия).
4.3. Работодатели:
4.3.1. Сохраняют социально-трудовые гарантии: дополнительное страхование, негосударственное пенсионное обеспечение, улучшение социально-бытовых условий работника и членов его семьи, участвующих в специальной военной операции;
4.3.2. Обеспечивают выполнение Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" в части предоставления лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за счет средств Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации;
4.3.3. В случае временной нетрудоспособности лицам, работающим в районах Крайнего Севера, выплачивают пособие по временной нетрудоспособности с учетом районного коэффициента и процентных надбавок. Разница между фактическим заработком и максимальным размером пособия, установленного федеральным законом, выплачивается за счет средств работодателя, согласно локальных нормативных актов работодателя;
4.3.4. В целях закрепления проживания и работы молодежи в Республике Саха (Якутия) устанавливают лицам в возрасте до 35 лет, проживающей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и вступающих в трудовые отношения, процентные надбавки к заработной плате в полном размере начиная с первого дня их работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при условии, если они прожили в указанных районах не менее 5 лет;
4.3.5. Предоставляют компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);
4.3.6. Предоставляют компенсацию расходов лицам, заключившим трудовые договора о работе в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также при расторжении трудового договора и выезда к новому месту жительства в другие регионы из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);
4.3.7. Участвуют в комплексной поддержке гражданам и их семьям, нуждающимся в социальной помощи в рамках социального контракта, в части развития аграрного, креативного, технологического предпринимательства;
4.3.8. Обеспечивают пенсионные права работников в условиях персонифицированного учета путем своевременного и обоснованного представления в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) полных сведений о страховых взносах работников. Осуществляют своевременное перечисление страховых взносов;
4.3.9. Предусматривают меры социальной поддержки женщин с детьми, в том числе по устройству детей в группы присмотра и ухода за детьми, оказанию материальной помощи при рождении детей, поддержке инвалидов, ветеранов труда, работникам и членам его семьи, участвующих в специальной военной операции, работников предпенсионного возраста, молодых специалистов, в том числе обязательства, направленные на улучшение жилищных условий работников, в порядке, предусмотренном коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами;
4.3.10. Предусматривают в коллективных договорах меры поддержки в виде оказании материальной помощи работнику и членам его семьи, участвующих в специальной военной операции, содействуют в приобретении товаров первой необходимости для личного пользования (лекарственных средств, продуктов питания, одежды и др.), а также оказывают материальную и иную помощь членам их семей;
4.3.11. Развивают шефское, молодежное, волонтерское движение в целях поддержки работников предприятий, вышедших на пенсию;
4.3.12. Обеспечивают содержание и функционирование загородных детских оздоровительных лагерей, находящихся на балансе организаций, выделение и оплату путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников;
4.3.13. Заключают договоры с образовательными организациями высшего образования о целевом приеме и обучении студентов;
4.3.14. Обеспечивают формирование доступной среды для маломобильных групп населения в организациях;
4.3.15. Участвуют в реализации мероприятий активного долголетия и поддержания здорового образа жизни старшего поколения;
4.3.16. Проводят мероприятия по развитию физической культуры и спорта в трудовых коллективах, в том числе Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)", освобождают работников, участвующих в сдаче норм в единый день ГТО от основной работы с сохранением средней заработной платы;
4.3.17. Предоставляют работникам оплачиваемые дни для прохождения диспансеризации работающим пенсионерам, работникам предпенсионного возраста - ежегодно 2 рабочих дня, работникам старше 40 лет - ежегодно 1 рабочий день, остальным категориям работников - 1 рабочий день в три года;
4.3.18. Содействуют направлению работников организаций и предприятий Республики Саха (Якутия) на санаторно-курортное лечение и оздоровление, в том числе в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Республики Саха (Якутия).
4.4. Правительство:
4.4.1. Реализует региональные программы национальных проектов "Демография", "Здравоохранение", "Образование", "Жилье и городская среда", "Культура" и обеспечивает выполнение их показателей;
4.4.2. Реализует систему мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, малоимущим семьям, семьям с детьми, участникам специальной военной операции и членам их семей в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);
4.4.3. Сохраняет социально-трудовые гарантии работника и членов его семьи, участвующих в специальной военной операции в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);
4.4.4. Реализует комплексную реабилитацию и социализацию участников специальной военной операции и членов их семей;
4.4.5. Оказывает комплексную социальную помощь нуждающимся гражданам и их семьям на основе социального контракта и акселерационных программ поддержки аграрного, креативного и технологического предпринимательства;
4.4.6. Обеспечивает бесплатными и льготными путевками в загородные детские оздоровительные учреждения детей, нуждающихся в дополнительной социальной поддержке, в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия);
4.4.7. Проводит работу по развитию системы санаторно-курортного оздоровления в республике, в т.ч. работающего населения;
4.4.8. Разрабатывает и реализует комплекс мер, направленных на обеспечение охраны материнства и детства;
4.4.9. Проводит профилактику социального сиротства, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних граждан;
4.4.10. Развивает новые альтернативные формы оказания социальных услуг в соответствии с перечнем социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, в том числе с привлечением социально ориентированных некоммерческих организаций;
4.4.11. Способствует развитию системы ипотечного кредитования в целях повышения доступности жилья для населения, в том числе молодым семьям;
4.4.12. Реализует государственную политику переселения граждан из ветхого и аварийного жилья;
4.4.13. Предоставляет в установленном порядке субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг социально незащищенным слоям населения. Проводит разъяснительную работу о порядке предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг;
4.4.14. Проводит работу по формированию плана набора на целевое обучение в образовательные организации высшего образования и профессиональные образовательные организации по ключевым направлениям, определяющим развитие экономики в соответствии с прогнозом потребности отраслей экономики Республики Саха (Якутия) в кадрах и договоров на целевое обучение с работодателями;
4.4.15. Проводит работу по сохранению и развитию загородных детских оздоровительных лагерей и баз отдыха организаций, осуществляет мероприятия по оздоровлению работников в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия), коллективными договорами, соглашениями;
4.4.16. Участвует в мероприятиях Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО);
4.4.17. Содействует деятельности штабов Всероссийской акции взаимопомощи #МЫВМЕСТЕ, отделений Российского движения детей и молодежи.
Раздел V. Охрана труда
В качестве приоритетных направлений в сотрудничестве стороны считают обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, улучшение условий и охраны труда посредством предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
5.1. Стороны:
5.1.1. Принимают участие в реализации программных мероприятий по улучшению условий и охраны труда в Республике Саха (Якутия);
5.1.2. Содействуют проведению специальной оценки условий труда в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
5.1.3. Принимают меры по реализации трудового законодательства в области охраны труда;
5.1.4. Содействуют использованию работодателями средств Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
5.1.5. Содействуют распространению лучших корпоративных программ стимулирования работодателей к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников;
5.1.6. Рассматривают причины и обстоятельства несчастных случаев на производстве, ведут учет и рассмотрение причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) и разрабатывают меры, направленные на обеспечение безопасных условий и охраны труда, выявление опасностей и профессиональных рисков;
5.1.7. Содействуют распространению опыта реализации корпоративных социальных программ, направленных на поддержание здоровья на рабочем месте, включая профилактику социально значимых заболеваний, в том числе заболеваний, вызванных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), проведение вакцинации работников от вирусных инфекционных заболеваний, включая от коронавирусной инфекции;
5.1.8. Содействуют распространению лучших практик стимулирования внедрения здорового образа жизни в трудовых коллективах.
5.2. Профсоюзы:
5.2.1. Участвуют в составе комиссий по расследованию причин и обстоятельств несчастных случаев на производстве, повышают качество и своевременность расследования несчастных случаев;
5.2.2. Инициируют создание комитетов (комиссий) по охране труда из представителей работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации;
5.2.3. Участвуют в разработке предупредительных мер по сокращению травматизма и снижению профессиональных заболеваний;
5.2.4. Способствуют организации проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров всех работников, уделяя особое внимание работникам занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта;
5.2.5. Ведут учет лучших практик стимулирования внедрения здорового образа жизни в трудовых коллективах;
5.2.6. Ведут пропаганду заинтересованности работодателей в практическом использовании средств государственного социального страхования в части применения скидок и надбавок к страховым тарифам и финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма работников;
5.2.7. В составе комиссий участвуют в проведении специальной оценки труда на рабочих местах в организациях и предприятиях, повышают качество и своевременность проведения специальной оценки труда на рабочих местах;
5.2.8. Избирают уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда в зависимости от численности работающих в организациях и специфики производства работ, создают комитеты (комиссии) по охране труда в организациях;
5.2.9. Добиваются включения в коллективные договоры, соглашения в разделе по охране труда гарантий и компенсаций работникам, мероприятий по улучшению условий труда, а также стимулов к повышению культуры труда и мотивации ведения здорового образа жизни работников.
5.3. Работодатели:
5.3.1. Проводят специальную оценку условий труда на рабочих местах, и реализуют мероприятия по улучшению условий труда по результатам проведения специальной оценки условий труда;
5.3.2. Реализуют корпоративные программы и мероприятия по улучшению условий и охраны труда, сохранение здоровья работников, разрабатывают меры по выявлению опасностей и оценку уровня профессиональных рисков;
5.3.3. Обеспечивают приобретение и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств согласно установленным законодательством нормами;
5.3.4. Проводят обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знания требований по охране труда;
5.3.5. Не допускают работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований по охране труда, обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
5.3.6. В случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организуют проведение за счет собственных средств обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, обязательные психиатрические освидетельствования;
5.3.7. Ведут расследования и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, учет и рассмотрение причин и обстоятельства событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) в соответствии с трудовым законодательством;
5.3.8. В соответствии с коллективными договорами выделяют финансовые средства на приобретение и оплату путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников, а также обеспечение горячим питанием;
5.3.9. Разрабатывают комплекс мер, направленных на экономическое стимулирование технического перевооружения и модернизацию производства в целях улучшения условий труда, последовательное снижение доли производственного оборудования с выработанным ресурсом и сроком службы в общем объеме основных производственных фондов;
5.3.10. Осуществляют производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных
производственных объектов;
5.3.11. Через коллективные договора мотивируют работников к ведению здорового образа жизни - стимулирование работников посещать спортивные секции, участия в соревнованиях, организации производственной гимнастики, отказа от вредных привычек и т.д.;
5.3.12. Обеспечивают контроль за функционированием системы управления охраной труда и промышленной безопасности в соответствии с государственными нормативными требованиями;
5.3.13. Разрабатывают и реализуют политику в области охраны труда и промышленной безопасности;
5.3.14. Осуществляют контроль за состоянием условий труда на рабочих местах, за соблюдением требований по охране труда, за предоставлением для работников средств индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями действующего законодательства по охране труда.
5.4. Правительство:
5.4.1. Реализует утвержденную Правительством Республики Саха (Якутия) от 26.10.2022 N 1016-р комплексную программу мероприятий по улучшению условий и охраны труда в Республике Саха (Якутия) на 2023 - 2025 годы;
5.4.2. Организует проведение мероприятий по пропаганде охраны труда, ведет информационно-разъяснительную работу о вновь принятых нормативных правовых актах по вопросам охраны труда;
5.4.3. Проводит разъяснительную работу по пропаганде заинтересованности работодателей предупредительной работы и в практическом использовании средств государственного социального страхования в части применения скидок и надбавок к страховым тарифам и финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма работников;
5.4.4. Организует и проводит мониторинг состояния условий и охраны труда, производственном травматизме и профессиональной заболеваемости в республике и готовит ежегодный доклад;
5.4.5. Организует проведение смотров, конкурсов по охране труда;
5.4.6. Совместно с органами местного самоуправления содействует разработке, актуализации и реализации территориальных программ по улучшению условий и охраны труда.
Раздел VI. Развитие социального партнерства
Стороны признают основными направлениями дальнейшее расширение регулирования социально-трудовых отношений на основе развития коллективных договоров, отраслевых (межотраслевых) и территориальных соглашений, проведение взаимных консультаций при принятии решений по вопросам социально-трудовых отношений, предупреждение коллективных трудовых споров.
Стороны признают, что основой для заключения отраслевых и территориальных соглашений, коллективных договоров в отраслях, организациях и предприятиях республики является настоящее Республиканское (региональное) соглашение о взаимодействии в области социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия). Включенные в Республиканское соглашение трудовые, социально-экономические гарантии являются минимальными и не могут быть снижены при заключении отраслевых соглашений и коллективных договоров.
Стороны признают, что в период действия Соглашения не допускают принятия нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые интересы работников, без обсуждения их проектов с соответствующими республиканскими объединениями профсоюзов и работодателей, обобщают и расширяют практику создания при соответствующих трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений постоянно действующих трудовых арбитражей для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров.
6.1. Стороны:
6.1.1. Содействуют заключению территориальных, отраслевых (межотраслевых) соглашений и коллективных договоров. Оказывают необходимую организационную и методическую помощь субъектам социального партнерства и их представителям при подготовке соглашений и коллективных договоров;
6.1.2. Проводят совместную работу по вопросам развития социального партнерства на муниципальном уровне, реализации Закона Республики Саха (Якутия) "О территориальных трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия)";
6.1.3. Содействуют заключению соглашений и коллективных договоров в организациях всех форм собственности, на уровне муниципальных образований;
6.1.4. Принимают меры по выявлению, предупреждению и разрешению коллективных трудовых споров в организациях в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации;
6.1.5. Проводят предварительное обсуждение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия) в сфере социально-трудовых отношений;
6.1.6. Организуют проведение совещаний, семинаров, конференций, круглых столов и других мероприятий в целях совершенствования механизма социального партнерства. Освещают вопросы регулирования социально-трудовых отношений в средствах массовой информации;
6.1.7. Проводят Республиканские конкурсы "Лучший специалист по охране труда", "Охрана труда глазами детей" и региональные этапы Всероссийских конкурсов "Лучший по профессии" и "Российская организация высокой социальной эффективности" на всех его этапах - от разработки плана мероприятий по проведению конкурса до определения победителей и призеров конкурса и награждения победителей на заседании Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
6.1.8. Проводят согласованную политику по укреплению объединений работодателей и профсоюзных организаций;
6.1.9. Организуют системное непрерывное обучение представителей профсоюзов, работодателей, исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) по вопросам социального партнерства в сфере труда;
6.1.10. Проводят взаимные консультации по вопросам и проблемам, включенным в Соглашение;
6.1.11. Официально информируют друг друга о принимаемых решениях и нормативных правовых актах, проведении обучающих мероприятий по вопросам, которые являются предметом настоящего Соглашения, а также по вопросам регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений;
6.1.12. Обеспечивают возможность представителям сторон принимать участие в рассмотрении на всех уровнях вопросов по проблемам, не включенным в Соглашение, но представляющим взаимный интерес;
6.1.13. Проводят согласованную политику по созданию и укреплению профсоюзов, вовлечению более широкого круга работодателей в систему социального партнерства;
6.1.14. Соблюдают и реализуют достигнутые Соглашением договоренности и несут согласованную сторонами ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6.1.15. Ежегодно отчитываются на заседаниях республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений о выполнении настоящего Соглашения с учетом согласованного Сторонами перечня показателей согласно приложению.
6.2. Профсоюзы:
6.2.1. Содействуют созданию профсоюзных организаций на предприятиях всех форм собственности;
6.2.2. Через профсоюзные организации содействуют заключению соглашений на уровне муниципальных образований и коллективных договоров в организациях всех форм собственности, и осуществляет контроль за их выполнением;
6.2.3. При заключении коллективных договоров не допускают снижения уровня мер социальной поддержки, зафиксированных в соглашениях и коллективных договорах;
6.2.4. Члены профсоюзных организаций, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов съездов, конференций, пленумов, созываемых профсоюзами, а также для участия в работе их выборных органов и выполнения обязанностей, возложенных на них профсоюзными органами;
6.2.5. Рекомендуют включение в коллективные договоры с учетом финансово-экономического положения работодателя льгот и преимуществ для работников, условий труда, более благоприятных по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями;
6.2.6. Способствуют обучению представителей социальных партнеров различных уровней, работодателей и руководителей профсоюзных организаций вопросам правового регулирования трудовых отношений, практике заключения коллективных договоров и соглашений;
6.2.7. Не выступают организаторами забастовок, других коллективных акций протеста в случае выполнения обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением, а также отраслевыми соглашениями и коллективными договорами;
6.2.8. Добиваются улучшения качества коллективных договоров, заключаемых в организациях республики;
6.2.9. Поддерживают создание первичных профсоюзных организаций и обеспечивают условия для уставной деятельности их выборных органов. Содействуют профессиональным союзам в их деятельности и не допускают случаев нарушения прав профсоюзов, установленных законодательством Российской Федерации;
6.2.10. Участвуют в определении победителей и призеров республиканских конкурсов и их награждения на заседании Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
6.3. Работодатели:
6.3.1. Предоставляют возможность участия представителей профсоюзных органов в работе общих собраний (конференций) трудового коллектива, производственных совещаниях по вопросам социально-экономической и трудовой сферы, выполнения коллективных договоров, трудовых споров и конфликтов, а также возможность их доступа ко всем рабочим местам, где работают члены профсоюза, в целях реализации уставных задач профсоюза;
6.3.2. Отчисляют финансовые средства профсоюзным комитетам на проведение ими культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в трудовых коллективах в соответствии с условиями коллективного договора;
6.3.3. В коллективных договорах уполномоченным (доверенным) по охране труда, членам профсоюзных органов, комиссий не освобожденным от основной работы предусматривают освобождение от работы для участия в качестве делегатов съездов, конференций, пленумов, созываемых профсоюзами, а также для участия в работе их выборных органов и выполнения обязанностей, возложенных на них профсоюзными органами с сохранением среднемесячной заработной платы;
6.3.4. Содействуют созданию профсоюзных организаций на предприятиях всех форм собственности;
6.3.5. Исполняют условия Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, а также отраслевых соглашений, заключенных на федеральном и региональном уровнях, при заключении коллективных договоров не допускают снижения уровня мер социальной поддержки, зафиксированных в отраслевых соглашениях и в предшествующих коллективных договорах;
6.3.6. Ежегодно проводят конкурс профессионального мастерства "Лучший по профессии", "Лучший специалист по охране труда" ежегодно принимают участие в региональном этапе Всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности", участвуют в определении победителей и призеров республиканских конкурсов и их награждения на заседании Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
6.3.7. Оказывают содействие в прохождении стажировки на рабочих местах и трудоустройстве победителей и призеров Национального чемпионата по профессиональному мастерству "Профессионалы";
6.3.8. Обеспечивают выдвижение кандидатов на соискание премии Главы Республики Саха (Якутия) "Человек труда" трудовыми коллективами организаций всех форм собственности ежегодно до 1 февраля, следующего за текущим периодом;
6.3.9. Принимают меры по расширению числа участников Соглашения, регулярно рассматривают ход выполнения принятых обязательств Соглашения членами объединений работодателей. О предпринимаемых мерах информируют Республиканскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.
6.4. Правительство:
6.4.1. Обеспечивает в установленном законодательством порядке уведомительную регистрацию Республиканского и отраслевых (межотраслевых), территориальных соглашений;
6.4.2. Учитывает мнение сторон при принятии проектов законов Республики Саха (Якутия) и других нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия), относящихся к сфере социально-трудовых отношений;
6.4.3. Урегулирует коллективные трудовые споры, противодействует правонарушениям в сфере трудовых отношений;
6.4.4. Содействует деятельности профсоюзов, соблюдает права профсоюзов в соответствии с Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и Трудовым кодексом Российской Федерации, не препятствует созданию и функционированию профсоюзов в организациях;
6.4.5. Обеспечивают проведение Республиканских конкурсов "Лучший специалист по охране труда", "Охрана труда глазами детей" и региональные этапы Всероссийских конкурсов "Лучший по профессии" и "Российская организация высокой социальной эффективности", определяют победителей и призеров республиканских конкурсов и организуют их награждения на заседании Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
6.4.6. Предусматривает в государственном бюджете Республики Саха (Якутия) финансовые средства на выплату ежегодной премии Главы Республики Саха (Якутия) "Человек труда", обеспечивает деятельность комиссии по присуждению премии;
6.4.7. Содействует развитию практики коллективно-договорного регулирования и работе трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в каждом улусе (районе) и городе республики и обеспечивает методическую поддержку территориальных трехсторонних комиссий.
Раздел VII. Заключительные положения
7.1. Стороны признают настоящее Республиканское соглашение правовым актом, устанавливающим общие принципы проведения согласованной социально-экономической политики в Республике Саха (Якутия) на 2023 - 2025 годы, принимают обязательства соблюдать его условия и нести в рамках законодательства Российской Федерации ответственность за непредставление информации о ходе его выполнения и нарушениях.
7.2. Изменения и дополнения к Соглашению могут быть рассмотрены и приняты сторонами в течение срока действия данного Соглашения по инициативе одной из сторон, подписавших Соглашение.
7.3. Соглашение распространяется на всех работников и работодателей, осуществляющих деятельность на территории Республики Саха (Якутия) в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации.
7.4. Контроль за ходом выполнения Соглашения, разрешение разногласий, возникающих в ходе его заключения и реализации, осуществляются Республиканской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии с действующим законодательством.
7.5. Оценка эффективности реализации настоящего Соглашения осуществляется на основе показателей эффективности реализации Соглашения сторон социального партнерства согласно приложению к настоящему Соглашению.
7.6. Каждая из сторон в месячный срок после подписания настоящего Соглашения разрабатывает, и представляет в секретариат Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
7.8. В 10-дневный срок после подписания Соглашения:
- Правительство Республики Саха (Якутия) обеспечивает опубликование текста Соглашения в официальных печатных изданиях и на официальном информационном портале Республики Саха (Якутия);
- Федерация профсоюзов Республики Саха (Якутия) и региональное объединение работодателей "Союз товаропроизводителей Республики Саха (Якутия)" обеспечивают доведение Соглашения до своих членских организаций.
7.9. Стороны обязуются:
- представлять информацию о ходе выполнения обязательств, включенных в Соглашение, по запросам любой из сторон;
- способствовать предотвращению коллективных трудовых споров и участвовать в их разрешении в соответствии с действующим законодательством;
- обеспечивать контроль со стороны органов надзора за соблюдением законов и иных нормативных актов о труде и охране труда.
7.10. Настоящее Соглашение заключено на 3 (три) года и вступает в силу с момента его подписания полномочными представителями сторон.
От Правительства Республики Саха (Якутия) |
Г.М. Степанов |
От Федерации профсоюзов |
Н.Н. Дегтярев. |
От Работодателей Республики Саха (Якутия) |
П.А. Маринычев. |
Приложение
к Республиканскому (региональному) соглашению
о взаимодействии в области
социально-трудовых отношений
в РС (Я) на 2023 - 2025 годы
Перечень
основных показателей для оценки эффективности реализации Республиканского (регионального) соглашения о взаимодействии в области социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия) на 2023 - 2025 годы
Правительство Республики Саха (Якутия):
1. Индекс производительности труда по Республике Саха (Якутия) к предыдущему году (в процентах);
2. Уровень общей безработицы (в процентах);
3. Доля занятых в экономике в общем количестве трудоспособного населения (в процентах);
4. Реальная заработная плата работников (в процентах);
5. Реальные располагаемые денежные доходы населения (в процентах);
6. Численность населения с денежными доходами ниже границы бедности (тыс. чел.);
7. Доля малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь на основе социального контракта, в общей численности малоимущих граждан (в процентах);
8. Количество граждан, расселенных из аварийного жилищного фонда (тыс. человек);
9. Количество соглашений с недропользователями об участии в социально-экономическом развитии муниципальных образований Республики Саха (Якутия).
Федерация профсоюзов Республики Саха (Якутия):
1. Количество представлений об устранении выявленных нарушений в ходе контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (включая законодательство об охране труда), выполнением условий коллективных договоров, соглашений (единиц);
2. Количество проведенных мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта (единиц);
3. Удельный вес работников организаций, охваченных коллективными договорами (в процентах);
4. Количество оказанной правовой помощи в разработке коллективных
договоров, соглашений (единиц);
5. Численность работников, охваченных отраслевыми соглашениями на региональном уровне;
6. Увеличение количества координационных советов организаций профсоюзов в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия);
7. Законодательная инициатива, разработка проектов законов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) и иных нормативных правовых актов.
Региональное объединение работодателей "Союз товаропроизводителей Республики Саха (Якутия)":
1. Доля организаций, занимающихся инновационной деятельностью (в процентах);
2. Рост индекса промышленного производства (в процентах);
3. Доля работающих инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста (в процентах);
4. Доля инвалидов, работающих на квотируемых рабочих местах (в процентах)";
5. Снижение числа обращений граждан о несвоевременных выплатах заработной платы в соответствии с трудовым законодательством, а также минимального размера оплаты труда с учетом позиций Конституционного суда РФ, изложенных в постановлениях от 07.12.2017 N 38-П, от 28.06.2018 N 26-П, от 11.04.2019 N 17-П, от 16.12.2019 N 40-П (единиц);
6. Динамика численности занятого населения в возрасте 25-65 лет, прошедшего повышение квалификации (переподготовку), профессиональное обучение, в том числе в соответствии с требованиями профстандарта (человек, процентов к предыдущему периоду);
7. Количество работников и их семей, направленных на санаторно-курортное лечение (единиц);
8. Удельный вес рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, в общем количестве рабочих мест (в процентах);
9. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более (случаев/на 1000 работающих).
10. Увеличение охвата предприятий и организаций Республики Саха (Якутия), внедряющих корпоративные программы сохранения и укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни работников на рабочих местах.
Примечание: плановые значения показателей оценки эффективности реализации Соглашения с указанием источников их формирования утверждаются отдельным решением республиканской трехсторонней комиссии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) от 28 апреля 2023 г. N 6 "О присоединении к Республиканскому (региональному) соглашению о взаимодействии в области социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия) между Правительством Республики Саха (Якутия), Федерацией профсоюзов Республики Саха (Якутия) и региональным объединением работодателей "Союз товаропроизводителей Республики Саха (Якутия)" на 2023 - 2025 годы"
Вступает в силу с 28 апреля 2023 г.
Опубликование:
газета "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 18 мая 2023 г. N 19