В соответствии со статьями 3.1, 18, 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Положением о департаменте охраны объектов культурного наследия Ярославской области, утвержденным постановлением Правительства области от 17.06.2015 N 659-п "О департаменте охраны объектов культурного наследия Ярославской области", на основании акта государственной историко-культурной экспертизы от 22.02.2023
Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области приказывает:
1. Включить в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации выявленный объект культурного наследия "Дом жилой Градусова", 1893 г. (г. Ярославль, Московский просп., д. 20), в качестве объекта культурного наследия местного (муниципального) значения (памятника) "Дом жилой Н.М. Градусова", 1893 г. (г. Ярославль, Московский просп., д. 20).
2. Утвердить прилагаемые:
- границы территории объекта культурного наследия местного (муниципального) значения (памятника) "Дом жилой Н.М. Градусова", 1893 г. (г. Ярославль, Московский просп., д. 20);
- предмет охраны объекта культурного наследия местного (муниципального) значения (памятника) "Дом жилой Н.М. Градусова", 1893 г. (г. Ярославль, Московский просп., д. 20).
3. Внести в приказ департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 22.11.2021 N 116 "Об утверждении границ территорий выявленных объектов культурного наследия" изменения, признав абзац шестой пункта 1, границы территории выявленного объекта культурного наследия "Дом жилой Градусова", 1893 г. (г. Ярославль, Московский просп., д. 20), утвержденные приказом, утратившими силу.
4. Контроль за исполнением приказа возложить на начальника отдела разрешительной документации и учета объектов культурного наследия департамента Крылову Н.Н.
5. Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Директор департамента |
Н.Л. Грушевская |
Утверждены
приказом департамента
охраны объектов культурного
наследия Ярославской области
от 10.05.2023 N 38
Границы территории объекта культурного наследия местного (муниципального) значения (памятника) "Дом жилой Н.М. Градусова", 1893 г. (г. Ярославль, Московский просп., д. 20)
1. Схема границ территории объекта культурного наследия.
2. Координаты характерных (поворотных) точек границ территории объекта культурного наследия.
Номер характерной (поворотной) точки |
Координаты характерных (поворотных) точек (система координат МСК-76) |
|
X |
Y |
|
1 |
2 |
3 |
1 |
373 950,01 |
1 329 609,29 |
2 |
373 948,44 |
1 329 614,32 |
3 |
373 952,59 |
1 329 615,61 |
4 |
373 948,99 |
1 329 627,91 |
5 |
373 944,77 |
1 329 626,67 |
6 |
373 942,94 |
1 329 632,94 |
7 |
373 934,33 |
1 329 630,42 |
8 |
373 935,08 |
1 329 627,87 |
9 |
373 928,25 |
1 329 625,80 |
10 |
373 927,45 |
1 329 628,43 |
11 |
373 918,26 |
1 329 625,65 |
12 |
373 925,63 |
1 329 601,29 |
13 |
373 934,44 |
1 329 603,96 |
14 |
373 933,50 |
1 329 607,08 |
15 |
373 940,72 |
1 329 609,27 |
16 |
373 941,47 |
1 329 606,79 |
1 |
373 950,01 |
1 329 609,29 |
3. Режим использования территории объекта культурного наследия.
На территории объекта культурного наследия разрешаются:
- проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением данных работ);
- реконструкция, ремонт существующих инженерных коммуникаций, благоустройство, озеленение, установка малых архитектурных форм, информационных знаков и указателей, иная хозяйственная деятельность, не противоречащая требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющая обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях, обеспечивающая недопущение ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, поддержание территории объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии;
- ведение мониторинга состояния объекта культурного наследия, территории объекта культурного наследия;
- проведение археологических работ.
На территории объекта культурного наследия запрещаются:
- строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника объектов капитального строительства;
- проведение земляных, строительных, мелиоративных работ и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия;
- установка рекламных конструкций, распространение наружной рекламы;
- осуществление любых видов деятельности, ухудшающих экологические условия и гидрологический режим на территории объекта культурного наследия, создающих вибрационные нагрузки динамическим воздействием на грунты в зоне их взаимодействия с объектом культурного наследия.
Утверждены
приказом департамента
охраны объектов культурного
наследия Ярославской области
от 10.05.2023 N 38
Предмет охраны объекта культурного наследия местного (муниципального) значения (памятника) "Дом жилой Н.М. Градусова", 1893 г. (г. Ярославль, Московский просп., д. 20)
Предметом охраны объекта культурного наследия местного (муниципального) значения (памятника) "Дом жилой Н.М. Градусова", 1893 г. (г. Ярославль, Московский просп., д. 20), являются:
- композиционные особенности здания, участвующего в формировании линии разреженной застройки Московского проспекта;
- историческая объемно-пространственная композиция двухэтажного с подвалом Н-образной формы в плане (с выступами на восточном и западном фасадах) с входным выступом на северном фасаде; форма прямой крыши основного объема здания осложненной формы в соответствии с планом здания; характер исторического кровельного покрытия - металл;
- местоположение, габариты, конфигурация и оформление входных и оконных проемов: форма и осевое расположение оконных проемов первого этажа с лучковыми перемычками и прямоугольных оконных проемов второго этажа; форма и расположение входных проемов парадного входа на северном фасаде на выступе объема, завершенного закрытой верандой; местоположение дверного проема черного входа на западном фасаде у внутреннего угла юго-западного выступа; расположение входа в подвал с отступом от наружной стены здания через приямок, оформленный кирпичной кладкой, у западной стены юго-западного дворового выступа; характер расстекловки заполнений оконных проемов;
- капитальные стены первого этажа и подвала, сложенные из красного глиняного кирпича размером 24,5 (25) 11,5 (12) 7 см способом крестовой кладки, характер материала стен второго этажа - дерево;
- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов первого этажа, состоящее из высокого рельефно выделенного цоколя с сохранившимся профилированным завершением; профилированной подоконной тяги первого этажа; угловых и промежуточных лопаток, в том числе во внутренних углах фасадов; горизонтального руста; на лицевом восточном фасаде, восточной части бокового северного фасада - оформления оконных проемов трехсторонними профилированными наличниками с контрналичниками и крупными клинчатыми замковыми камнями с квадром призматического руста и полуваликом в завершении, веерной кирпичной кладкой над перемычкой наличника по сторонам замкового камня; оформление оконных проемов западной части бокового северного фасада и дворового западного фасада, аналогичное проемам лицевого восточного фасада, но без квадров на замковых камнях; оформление дверных проемов парадного входа, а также оконных проемов бокового южного фасада перемычками, выполненными веерной кирпичной кладкой; завершение первого этажа промежуточным поясом, раскрепованным угловыми и промежуточными лопатками, состоящим из ряда вертикального поребрика, ограниченного полуваликами и завершенного профилированным карнизом;
- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов второго этажа основного объема, состоящее из деревянного декора: угловых огибающих пилястр с профилированными базами, шейками, выделенными тонкими профилированными тягами, и тонкими профилированными капителями, на лицевом восточном фасаде дополненными пьедесталами, выделенными профилированными тонкими плашками, с горизонтальными заоваленными накладными розетками радиальной трехгранновыямчатой резьбы; оформление стволов пилястр фигурными филенками с вложенными резными ажурными композициями, состоящими из отображенных по 15-й вертикали "червонок" с центральной круглой розеткой, разделенной радиальными линиями-лепестками, и луковичным навершием с вложенным в него "кокошником"; шейки капителей также дополнены горизонтальными заоваленными накладными розетками радиальной трехгранновыямчатой резьбы; оформление наличников окон второго этажа, профилированных трехсторонних с профилированной подоконной доской, дополненных небольшими "ушками" с треугольными каплями-подвесками и прямыми профилированными сандриками; подоконные доски на "камешках" с небольшими "полотенцами" со строенными треугольными каплями подвесками по нижнему краю;
- композиция и архитектурно-художественное оформление завершения фасадов: антаблемент, ограниченный снизу тонкой профилированной тягой, состоящий из фриза, заполненного чередующимися прямоугольными, горизонтальными на световых осях и прямоугольными, близкими к квадрату над простенками филенками, разделенными фигурными ажурной резьбы кронштейнами с волютообразными завитками; выносного подшивного карниза с профилированной кромкой с сохранившимися между кронштейнами прямоугольными накладными филенками;
- характер обработки фасадной поверхности - неоштукатуренные поверхности наружных стен первого этажа; горизонтальная тесовая обшивка фасадов второго этажа; белокаменная облицовка цоколя;
- перекрытие подвала ребристым кирпичным сводом по металлическим направляющим; сомкнутый свод в перекрытии помещения первого этажа в северо-западном выступе;
- историческая планировка в капитальных стенах на первом этаже: продольный коридор, ориентированный по оси север-юг; поперечные капитальные стены, выделяющие выступы основного объема; поперечная капитальная стена в западной части, выделяющая ось черного входа; продольные стены, разделяющие северо-западный и северо-восточный выступы на неравные помещения, в северо-восточном из которых расположена парадная лестница; капитальная стена, отделяющая основной объем от входной пристройки;
- расположение и конфигурация парадной лестницы, двухмаршевой с поворотом на 180°, расположенной в северной части здания к востоку от центрального коридора;
- расположение и конфигурация черной лестницы, двухмаршевой с поворотом на 180°, расположенной в южной части центрального коридора;
- оформление интерьеров помещения парадной лестницы, состоящее из профилированной плинтусной тяги; крупных прямоугольных профилированных филенок в верхней части помещения с вложенными фигурными контурами; профилированных карнизных тяг; расположенных в промежутках филенок пилястр на упрощенных базах с каннелированными в нижней части и филенчатыми в верхней части стволами и профилированными капителями; нижняя сторона лестничного марша, оформленная профилированными тягами по периметру; сохранившийся на 16-м выступе капитальной стены пьедестал ранее существовавшей скульптуры или вазона (не сохранились) с профилированными плинтом и карнизным завершением; оформление плафона помещения, состоящее из карниза с рядом орнамента, состоящего из чередующихся колец большего и меньшего размера с вложенными небольшими цветочными розетками, ограниченного профилированными тягами, падуги со стилизованными фигурными кронштейнами с маскаронами сатиров на лицевых сторонах верхних горизонтальных элементов с развевающимися по сторонам лентами и соединяющими кронштейны провисающими лиственными (лавровыми) гирляндами; профилированные потолочные тяги с рядом орнамента в форме завитка с бутоном; центральная выпуклая круглая розетка плафона с двумя рядами внешнего кольцевого орнамента в форме вертикально расположенных коротких акантовых листьев и лаврового венка и выпуклым внутренним рядом орнамента из более крупных развитых акантовых листьев со стрелами и центральной цветочной розеткой; исторические повышенные крупные дверные проемы с профилированным столярным обрамлением на гладких плинтусах;
- сохранившееся оформление интерьеров коридора первого этажа: профилированные карнизные и потолочные тяги с падугами, профилированные тяги на нижней стороне марша черной лестницы;
- сохранившееся оформление входного тамбура первого этажа у северного фасада: профилированное обрамление дверного проема, филенки на стенах и профилированные карнизные тяги;
- сохранившееся оформление помещений с плоскими потолками, профилированные карнизные и потолочные тяги с падугами;
- оформление помещения первого этажа N 7 (здесь и далее номера помещений обозначены в соответствии с техническим паспортом муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада N 13, расположенного по адресу: Ярославская область, город Ярославль, Красноперекопский район, Московский проспект, дом 20, от 09.01.2007): частично сохранившийся лепной декор плафона, состоящий из карнизных профилированных тяг с рядом линейного орнамента, состоящего из округлых элементов; падуги, профилированных потолочных тяг с рядом линейного орнамента в форме чередующихся овальных розеток большего и меньшего размеров с вложенными в них цветочными розетками (в больших) и "пуговками" (в меньших); угловых лепных асимметричных розеток, состоящих из углового картуша, окруженного акантовыми листьями, отходящего от него развитого акантового завитка, фланкированного цветочными стрелами, и боковых развитых раздвоенных завитков акантового цветка с листом; сохранившиеся тонкие тяги-полувалики, соединяющие угловые розетки;
- сохранившееся оформление центрального коридора второго этажа: профилированные карнизные и потолочные тяги с рядами линейного орнамента: карнизного - из ряда округлых элементов, потолочного - из небольших четырехлистников в ромбовидных розетках со стилизованными бутонами в пазухах ромбов; а также три круглые потолочные розетки, 17 симметричных относительно поперечной оси, орнамент которых состоит из наружного профиля, основного мотива из двух радиально расположенных акантовых бутонов, образующих ось симметрии, и развитых завитков акантовых листьев, отходящих от центрального пучка, и внутреннего центрального кольца, в котором размещен крюк крепления светильника; расположенная у западной стены промежуточная пилястра на пьедестале с профилированным завершением, с профилированной базой, каннелированным в нижней половине стволом, профилированной капителью;
- сохранившееся оформление углового северо-восточного помещения второго этажа N 4: лепные карнизы в границах исторического помещения; оформление двух плафонов, исторически располагавшихся в разных смежных помещениях; профилированный карниз, дополненный рядом растительного орнамента; падуга бывшего наружного помещения (примыкает к наружной стене здания), оформленная орнаментом в форме вертикальных дорожек (стилизованных каннелюр), ребра которых образованы пересекающимися петлями, с помещенными в них чередующимися стрелками и выступами (мотив сохранился частично) и разделенными стилизованными акантовыми цветоносами; плафоны, ограниченные профилированными потолочными тягами с рядом плоского шнуровидного орнамента с "пуговками" в петлях шнура; расположенные в центре плафонов лепные розетки сходного рисунка, сохранившийся наружный орнамент: профилированные кольцевые тяги, разделяющие кольцо орнамента, сходного по рисунку с орнаментом по периметру плафона, и центральной выпуклой розетки, оформленной вертикальным лиственным со стрелами акантовым орнаментом; сохранившиеся на плафоне бывшего внутреннего помещения (примыкающего к внутренней стене здания) угловые лепные розетки, соединенные тягой-полуваликом, состоящие из вензелеобразно скрученных завитков акантовых листьев с раздвоенными боковыми завитками с развитыми цветочными розетками во внутренних петлях завитков;
- сохранившееся оформление центрального восточного помещения N 6, состоящее из:
развитого лепного карниза: профилированные тяги, ограничивающие орнамент в форме вертикальных дорожек (стилизованных каннелюр), ребра которых образованы пересекающимися петлями, с помещенными в них чередующимися цветочными стрелками и акантовыми листьями и разделенными стилизованными акантовыми цветоносами;
оформления падуг крупными раздвоенными завитками акантовых стрел с распущенными развитыми цветами, упрощенными цветочными розетками и побегами, угловыми и центральными композициями, состоящими из центрального картуша с венчающим рокайлем и нижним акантовым листом, фланкированного рельефными (барельефными) полуфигурками купидонов, придерживающих стебли аканта, из которого сформирован основной лепной мотив, у нижней части картуша и завитки свитка картуша в верхней части, на картушах расположены лепные композиции в форме букетов с развевающимися лентами по сторонам;
бордюра плафона над падугой: тонкие профилированные тяги, разделяющие линейный орнамент в форме лавровых ветвей и композиции из угловых и промежуточных розеток бордюра, внутренняя из которых дополнена тонким витым (шнуровидным) орнаментом; угловые розетки, состоящие из центрального овального, сильно вырезанного по краям, картуша с помещенным на него лепным вазоном с фруктами и цветами (стилизованный рог изобилия) и отходящими от него боковыми раздвоенными завитками цветочных стрел аканта с крупными развитыми цветами во внутренней петле завитка, упрощенными небольшими цветочными розетками в наружной петле завитка и свободно выпущенными концами побегов; расположенные над угловыми картушами на внутренней тяге бордюра картушевидные элементы с овальным центром и сильно вырезанными загнутыми краями; центральные розетки бордюра, состоящие из округлого центрального картуша, окруженного парой лавровых веток, с верхним фигурным краем, расположенным на внутренней тяге бордюра, и завершенным рокайлем, боковых раздвоенных акантовых завитков с цветком на внутренней петле завитка и побегом - внешней петлей;
центральной крупной лепной розетки плафона, симметричной относительно поперечной оси, отмеченной во внешнем орнаменте бантами со свисающими гирляндами, во внутреннем орнаменте - двумя волютообразными картушами, состоящей из внешнего орнамента: центральной акантовой стрелы с пучком листьев и тонких развитых раздвоенных боковых завитков, образующих общую овальную форму композиции; внутреннего выпуклого орнамента, ограниченного сдвоенной кольцевой профилированной тягой со слабо сохранившимся орнаментом, заполненного вертикально расположенными акантовыми листьями, отмечающими ось симметрии волютообразными картушами и лиственными (предположительно с бантом) розетками в основании центральных акантовых стрел внешнего орнамента, наложенными на сдвоенную кольцевую тягу; внутренняя кольцевая тяга ограничивает розетку, оформляющую крюк крепления люстры;
- сохранившееся оформление углового помещения второго этажа N 7, исторически состоявшего из двух смежных комнат:
сохранившееся оформление внутренней части помещения, примыкающего к внутренней стене здания, состоящее из профилированных карнизных и потолочных тяг, ограничивающих падуги, сохранившегося между нижними тягами линейного орнамента и сохранившейся центральной лепной розетки, состоящей из выпуклого внутреннего орнамента: ряда вертикально расположенных акантовых листьев;
сохранившееся оформление внешней части помещения, расположенной в угловой юго-восточном объеме, состоящее из карниза: профилированные тяги, ограничивающие ряд линейного орнамента "лист и роза", верхняя тяга, дополненная витым (шнуровидным) орнаментом; 19-е оформление падуг крупными развитыми чередующимися завитками акантовых стрел с соцветиями мелких цветов и листьев; ограничивающие верхнюю кромку падуги тяги с мелким лиственными и цветочными орнаментом по гребню; потолочный плафон, ограниченный профилированными тягами по периметру помещения и внутренней тягой с витым ленточным орнаментом, придающей плафону овальную форму; расположенные между тягами угловые и промежуточные розетки; угловые розетки, состоящие из кольцевых розеток, заполненных круглыми букетами, опирающихся на отображенные акантовые листья и обрамленных по внутренней, обращенной к плафону, стороне цветочными гирляндами, дополненных по сторонам развитыми раздвоенными завитками тонких акантовых листьев; оформление промежуточных розеток длинной стороны плафона прямоугольной формы, заполненной орнаментом в форме банта; оформление промежуточных розеток короткой стороны плафона, представляющее собой выпуклый цветочный мотив; оформление центральной розетки плафона: внешний орнамент, состоящий из кольца провисающих цветочных гирлянд, подхваченных бантами, и внутренний выпуклый орнамент, ограниченный профилированной кольцевой тягой, состоящий из крупных развитых радиально расположенных акантовых листьев; центр розетки - крюк крепления светильника, оформленный цветочной розеткой;
- сохранившееся оформление углового помещения N 8, исторически состоявшего из двух отдельных комнат:
сохранившееся оформление внутреннего помещения, примыкающего к внутренней стене здания, профилированными карнизными и потолочными тягами с падугами;
сохранившееся оформление наружного помещения в юго-западном угловом выступе здания, примыкающего к наружной стене, профилированными карнизными тягами с двумя рядами орнамента: нижним - более узким, размещенным на полувалике, верхним - более широким, состоящим из стилизованных в духе кельтских узлов ромбовидных мотивов, чередующихся с розетками, заполненными выпуклым орнаментом; завершение карниза рядом небольших зубцов и профилированными тягами; обрамление потолочного плафона, состоящее из стилизованного горизонтального карнизного выступа, оформленного профилированными тягами и линейным орнаментом из ромбических цепочек, внутренние тяги с орнаментом из бус в ленточном обрамлении и рядом тонкого витого шнуровидного орнамента; оформление углов горизонтального карнизного выступа некрупными выпуклыми круглыми розетками с геометризованным орнаментом и округлой "пуговкой" в центре; оформление потолочного плафона, состоящее из угловых розеток: кольцевая розетка, заполненная лепным мотивом, с зубчатым наружным краем, обращенным к центру плафона, обрамленным стилизованным растительным орнаментом, расположенные по сторонам кольцевой розетки плоские тяги, включающие в себя упрощенные геометризованные растительные мотивы, продолжающиеся по периметру плафона до следующей угловой розетки; сохранившееся оформление центральной розетки плафона: внутренний выпуклый орнамент розетки, состоящий из профилированных кольцевых тяг, ограничивающих орнамент из S-образных завитков, и внутренней семилепестковой цветочной розетки с упрощенными трилистниками между лепестками;
- оформление промежуточных помещений N 13 и N 16 профилированными потолочными и карнизными тягами с падугами;
- оформление центрального западного помещения N 15 профилированными карнизными тягами с рядом орнамента из S-образных последовательно размещенных завитков; оформление падуги раздвоенными развитыми акантовыми завитками со стрелой и цветком в одной петле завитка и скрученным листом - в другой; обрамление потолочного плафона горизонтальным карнизным выступом с орнаментом; оформление центральной потолочной розетки: внешний орнамент, состоящий из кольца провисающих цветочных гирлянд, подхваченных бантами, и внутренний выпуклый орнамент, ограниченный профилированной кольцевой тягой, состоящий из крупных развитых радиально расположенных акантовых листьев; центр розетки - крюк крепления светильника, оформленный цветочной розеткой (аналогична центральной розетке углового помещения N 7);
- сохранившееся оформление углового северо-западного помещения N 17, состоящего из двух исторически различных комнат:
оформление внутренней части помещения, примыкающей к внутренней стене здания, состоящее из профилированных карнизных тяг с рядом орнамента, падуг, профилированных потолочных тяг в обрамлении плафона с частично сохранившимися угловыми розетками; оформление центральной розетки плафона внешним орнаментом, состоящим из цепочки стилизованного кельтского узора, и внутренним орнаментом, ограниченным профилированными кольцевыми тягами, состоящим из ряда последовательных S-образных завитков и выпуклой части розетки, покрытой орнаментом;
сохранившееся оформление внешней части помещения N 17 и примыкающего к нему помещения N 19, исторически бывших одной комнатой: профилированные карнизные тяги с рядом растительного орнамента; падуги, профилированные потолочные тяги с рядом плоского шнуровидного орнамента с "пуговками" в петлях шнура (схожего с таковым в наружной части помещения N 4); оформление угловых розеток плафона, соединенных тягой-полуваликом, состоящее из вензелеобразно скрученных завитков акантовых листьев с раздвоенными боковыми завитками с развитыми цветочными розетками во внутренних петлях завитков (аналогичны таковым во внутренней части помещения N 4); оформление центральной розетки наружной части помещения: внутренний выпуклый орнамент, ограниченный профилированной кольцевой тягой и оформленный радиально расположенными акантовыми листьями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 10 мая 2023 г. N 38 "О включении выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о внесении изменений в приказ департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 22.11.2021 N 116"
Вступает в силу с 15 мая 2023 г.
Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 15 мая 2023 г. N 7601202305150002