Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Аналитическая часть
1.1 Виды осуществляемого государственного контроля (надзора)
Осуществление регионального государственного строительного надзора, в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - государственный строительный надзор).
Осуществление контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Магаданской области (далее - контроль за долевым строительством).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "Магаданской области" имеется в виду "Республики Ингушетия"
1.2 Анализ и оценка текущего состояния подконтрольной сферы
1.2.1 Характеристика обязательных требований.
Обязательные требования к осуществлению деятельности поднадзорных субъектов, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении регионального государственного строительного надзора, а так же при осуществлении государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Республики Ингушетия (далее - обязательные требования), установлены действующим федеральным законодательством, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти Республики Ингушетия и обязательны для исполнения.
Перечни актов, содержащих обязательные требования, утверждены приказом начальника инспекции государственного строительного надзора Республики Ингушетия, и размещены на официальном сайте Инспекции.
1.2.2 Характеристика поднадзорных субъектов.
Субъекты государственного строительного надзора - физические и юридические лица, являющиеся:
- согласно требований части 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), застройщиками при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в частях 1 и 1.1 статьи 54 ГрК РФ;
- согласно требований части 3 статьи 52 ГрК РФ, лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ.
По состоянию на 01.10.2021 Инспекцией в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществлено 249 контрольных мероприятий, в том числе, 11 - внеплановых. Все 249 контрольных мероприятий проведены в форме выездных проверок.
В числе проверочных мероприятий проведено:
- 238 проверок по основаниям, указанным в ст. 54 ГрК РФ в связи с наступлением срока проведения проверки, согласно выдаваемой застройщику программе проверок и получению извещений о сроках завершения работ, начале и окончании строительства;
- 11 внеплановых проверок, по основанию, указанному в пп. "б" п. 3 ч. 5 ст. 54 ГрК РФ и п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в связи с истечением срока исполнения предписания.
По результатам осуществления государственного строительного надзора инспекцией, в истекшем периоде 2021 года, выдано 18 заключений о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Жалоб на действия, бездействия должностных лиц инспекции при осуществлении проверочных мероприятий в рамках государственного строительного надзора не поступало.
Субъектами государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Республики Ингушетия являются юридические лица - застройщики, осуществляющие строительство многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
В 2021 году проверочные мероприятия при осуществлении контроля в области долевого строительства проведены 9 контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами.
На официальном сайте инспекции в сети интернет по адресу: https://gsning.ru/category/vertikalnoe-menyu/o-inspektsii/ размещаются и поддерживаются в актуальном состоянии реестры подконтрольных субъектов и объектов, а также реестры проведенных проверочных мероприятий и их результатов.
1.2.3 Наиболее значимые риски для охраняемых законом ценностей.
По результатам проведенных при осуществлении государственного строительного надзора проверок, выявлено 20 правонарушений, в том числе начало строительства и реконструкции без разрешений на строительство - 6, нарушение сроков направления в орган госстройнадзора извещений о начале строительства и о сроках завершения работ, подлежащих проверке - 5, эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод - 3, несоответствие выполняемых работ проектной документации и обязательным требованиям технических регламентов - 5, невыполнение требований предписания - 1.
По фактам выявленных при проведении проверок нарушений, Госстройнадзором Ингушетии было возбуждено 20 дел об административных правонарушениях. По возбужденным Госстройнадзором Ингушетии делам об административных правонарушениях:
- вынесено 20 постановлений о назначении административного наказания, в виде штрафов, из них в отношении должностных лиц 12, в отношении юридических лиц 8, на общую сумму 2 194 000 тыс. руб.
К основным причинам совершения правонарушений в строительной сфере можно отнести недостаточное обеспечение лиц, осуществляющих строительство квалифицированными кадрами, недостаточное обеспечение современной строительной техникой и оборудованием, низкую квалификацию и знание законодательства в области градостроительства должностных лиц строительных организаций и застройщиков, несвоевременное и нерегулярное направление указанных лиц на курсы переобучения и повышения квалификации с целью поддержания знаний, необходимых для осуществления процессов строительства, на должном уровне.
Вопрос должного уровня знания и соблюдения законодательства о градостроительной деятельности является основополагающим, т.к. знание законодательства и обязательных требований нормативных документов необходимо, не только для правильной организации работ, непосредственно связанных с процессом выполнения строительно-монтажных работ, а также для процессов предшествующих этому, в том числе организации инженерных изысканий, подготовки проектной документации, работ по получению разрешительных документов, необходимых согласований и прочие процедуры, в плоть до подготовки земельного участка и строительной площадки для начала строительства.
Для уменьшения количества, допускаемых застройщиками и лицами, осуществляющими строительство нарушений, в первую очередь необходимо проводить кадровую работу по наполнению штатов организаций квалифицированными кадрами и постоянному поддержанию их должной квалификации.
Государственный контроль и надзор в сфере долевого строительства
По состоянию на 30.09.2021 г. на территории Республики Ингушетия, с привлечением средств дольщиков осуществляется строительство 3-х объектов долевого строительства. Всего заключено - 398 договоров долевого участия, общая площадь по объектам долевого строительства - 152783,6 кв. м.
К застройщикам, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Ингушетия в рамках долевого строительства относятся следующие проекты:
- ПК ЖСК "Газовик", МКД, Республика Ингушетия, г. Магас, 27 микрорайон (председатель правления Ужахова А.М.) - 311 договоров долевого участия; площадь объекта - 90 825,6 м2;
- ООО "Нептун", МКД, Республика Ингушетия, г. Назрань, ул. Московская (генеральный директор Лигай А.А.) - 64 договора долевого участия, площадь объекта - 32 926 м2;
- ООО "Фартанга", МКД, Республика Ингушетия, г. Назрань, пр. Базоркина (генеральный директор Коригов И.К.) - 19 договоров долевого участия, площадь объекта - 29 032 м2.
По проблемному объекту:
На территории Республики Ингушетия один застройщик, в силу принятых поправок в законодательство о долевом строительстве не смог перейти на проектное финансирование, а также не соответствует критериям, согласно которым застройщик мог бы, как и ранее привлекать денежные средства дольщиков, в частности этот застройщик - ООО "Фартанга", МКД, Республика Ингушетия, г. Назрань, пр. Базоркина (общая площадь - 29032 м2, 19 договоров долевого участия).
Застройщиком привлечены по состоянию на 01.09.2021 г. денежные средства участников долевого строительства на сумму 23 996 750 руб., зарегистрировано 19 договоров долевого строительства из них 12 договоров заключено в рамках государственной программы "1000 квартир" на сумму 19506491 руб.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "в рамках государственной программы "1000 квартир" имеется в виду "в рамках подпрограммы "1000 квартир" государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика"
Таким образом, по состоянию на 30.09.2021 г. упомянутый выше застройщик включен в единый реестр проблемных объектов долевого строительства по двум критериям:
1) просрочен срок завершения строительства;
2) просрочен срок передачи объекта дольщикам.
Кроме того, подготовлен и направлен для утверждения план-график ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") по осуществлению мер по решению проблем граждан, включенных в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены в ЕИСЖС за 3 квартал 2021 г.
Инспекцией ведется работа по подготовке ходатайства для направления в Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства правительств для. Для рассмотрения ходатайства Фондом в полном объеме необходимо предоставить информацию в том числе:
нормативно-правовой акт субъекта Российской Федерации, утверждающий правила (порядок) предоставления субсидий публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан из бюджета субъекта Российской Федерации; (проект утвержден и направлен на согласование в прокуратуру РИ);
выписка из закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год и плановый период и (или) выписка из сводной бюджетной росписи бюджета субъекта Российской Федерации (гарантийное письмо высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), подтверждающие наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходного обязательства субъекта Российской Федерации на финансирование мероприятий, предусмотренных частью 2 статьи 13.1 Федерального закона "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в объеме, необходимом для его исполнения (подготовлен проект гарантийного письма в Правительство РИ).
1.3 Цели и задачи программы профилактики
1.3.1 Цели программы.
Стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
Устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
Создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
1.3.2 Задачи программы.
Совершенствование деятельности Инспекции по профилактике нарушений обязательных требований, при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.
Повышение информированности граждан и подконтрольных субъектов о нормативно-правовой системе, регулирующей взаимоотношения хозяйствующих субъектов и контролирующих органов в вопросах выполнения законодательства в области строительства объектов капитального строительства и долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Создание мотивации к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям.
Формирование условий для повышения уровня квалификации и подготовки подконтрольных субъектов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.