Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства
лесного хозяйства
Республики Хакасия
от 7 апреля 2023 г. N 015-127-пр
Положение
об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве лесного хозяйства Республики Хозяйства
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" и определяет порядок внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве лесного хозяйства Республики Хакасия (далее - антимонопольный комплаенс, Министерство).
1.2. Термины, используемые в настоящем Положении, означают следующее:
- "антимонопольное законодательство" - законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоящее из Федерального закона "О защите конкуренции", иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, российские юридические лица и иностранные юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;
- "антимонопольный орган" - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы;
- "доклад об антимонопольном комплаенсе" - документ, содержащий информацию об организации в Министерстве антимонопольного комплаенса и о его функционировании;
- "коллегиальный орган" - совещательный орган, осуществляющий оценку эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
- "нарушение антимонопольного законодательства" - недопущение, ограничение, устранение конкуренции Министерством;
- "риски нарушения антимонопольного законодательства" - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции;
- "уполномоченное подразделение (должностные лица)" - подразделение (должностное лицо) Министерства, осуществляющее организацию функционирования антимонопольного комплаенса в Министерстве.
2. Цели, задачи и принципы антимонопольного комплаенса
2.1. Целями антимонопольного комплаенса в Министерстве являются:
- обеспечение соответствия деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства;
- профилактика нарушения требований антимонопольного законодательства в деятельности Министерства.
2.2. Задачами антимонопольного комплаенса в Министерстве являются:
- выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства;
- управление рисками нарушения антимонопольного законодательства;
- контроль за соответствием деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства;
- оценка эффективности функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса.
2.3. При организации антимонопольного комплаенса Министерство руководствуется следующими принципами:
- заинтересованность руководства Министерства в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
- регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
- обеспечение информационной открытости функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса;
- непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса в Министерстве;
- совершенствование антимонопольного комплаенса.
3. Уполномоченное подразделение, ответственное за организацию и функционирование антимонопольного комплаенса в Министерстве
3.1. Уполномоченным подразделением, осуществляющим деятельность по организации, обеспечению контроля и анализа эффективности антимонопольного комплаенса в Министерстве, является юридический отдел департамента правового и кадрового обеспечения (далее - уполномоченное подразделение).
3.2. Основными функциональными обязанностями уполномоченного подразделения являются:
- разработка, согласование и внедрение правовых актов Министерства, обеспечивающих развитие и функционирование антимонопольного комплаенса в Министерстве;
- координация и методологическое обеспечение мероприятий антимонопольного комплаенса в Министерстве;
- контроль за функционированием антимонопольного комплаенса в Министерстве;
- выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определение вероятности их возникновения;
- выявление конфликта интересов в деятельности служащих (работников) и подразделений Министерства, разработка предложений по их исключению;
- консультирование и организация обучения служащих (работников) Министерства по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
- организация взаимодействия с другими структурными подразделениями Министерства по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
- разработка процедур внутренних расследований, связанных с осуществлением антимонопольного комплаенса;
- организация внутренних расследовании, связанных с осуществлением антимонопольного комплаенса и участие в них;
- взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему по вопросам, связанным с выявленными нарушениями, проводимыми проверками, и привлечения к ответственности;
- информирование Министра лесного хозяйства Республики Хакасия (далее - Министр) или лица, его замещающего, о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, противоречить антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;
- иные функции, связанные с осуществлением антимонопольного комплаенса.
4. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с осуществлением Министерством своей деятельности
4.1. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства являются неотъемлемой частью внутреннего контроля соблюдения Министерством антимонопольного законодательства.
4.2. По результатам оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства Министерством определяются риски нарушения антимонопольного законодательства, вероятность, причины и условия их возникновения.
4.3. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением, осуществляющим деятельность по организации, обеспечению контроля и анализа эффективности антимонопольного комплаенса, на регулярной основе проводятся:
- анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
- анализ действующих нормативных правовых актов, в том числе с участием представителей бизнес-сообщества;
- анализ проектов нормативных правовых актов, в том числе с участием представителей бизнес-сообщества;
- мониторинг и анализ практики применения антимонопольного законодательства;
- разработка и поддержание в актуальном состоянии методики выявления внутренних и внешних рисков нарушения антимонопольного законодательства в рамках или в связи с общей политикой Министерства по применению антимонопольного комплаенса;
- проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мер контроля;
- проведение регулярных проверок ("глубокое погружение", опросы) для выявления у Министерства остаточных рисков нарушения антимонопольного законодательства.
4.4. Анализ выявленных в Министерстве нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) проводится не реже одного раза в год. При проведении анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства реализуются следующие мероприятия:
- осуществляется сбор сведений, в том числе в структурных подразделениях Министерства, о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
- составляется перечень нарушений антимонопольного законодательства в Министерстве.
Перечень нарушений антимонопольного законодательства в Министерстве содержит сведения о выявленных за последние 3 года нарушениях законодательства, отдельно по каждому нарушению, и содержит информацию о нарушении (с указанием нарушенной нормы законодательства, краткого изложения сути нарушения, последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, а также сведения о мерах, направленных Министерством на недопущение повторения нарушения. Перечень нарушений антимонопольного законодательства должен содержать классификацию по сферам деятельности Министерства.
4.5. Анализ действующих нормативных правовых актов Министерства на предмет соответствия их антимонопольному законодательству проводится не реже одного раза в год. При проведении анализа, в том числе с участием представителей бизнес-сообщества, реализуются следующие мероприятия:
- разрабатывается исчерпывающий перечень действующих нормативных правовых актов Министерства (далее - Перечень действующих актов) с приложением текстов таких актов и указанием источника их публикации.
Перечень действующих актов размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в свободном доступе.
- на антимонопольному законодательству действующих актов Министерства (форма N 1 приложения 1);
- обеспечивается возможность направления замечании и предложении организаций и граждан по Перечню действующих актов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- осуществляется сбор и анализ представленных замечаний и предложений;
- проводится совещание с представителями Министерства и бизнес-сообществами и (или) иными общественными организациями (объединениями) по обсуждению представленных предложений и замечаний к Перечню действующих актов.
По итогам проведения указанного совещания составляется протокол совещания, а также таблица о необходимости внесения изменений (признании утратившими силу) в действующие акты Министерства с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений (признания утратившими силу).
4.6. При проведении анализа проектов нормативных правовых актов, в том числе с участием представителей бизнес-сообщества, Министерством реализуются следующие мероприятия:
- проект нормативного правового акта размещается на официальном сайте органа власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в свободном доступе (размещение на официальном сайте антимонопольного законодательства;
- проведение публичных консультаций и размещение на сайте информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" уведомления о начале сбора замечаний и предложений по проекту правового акта на соответствие его антимонопольному законодательству (форма N 2 приложения 1);
- уполномоченным подразделением организуется сбор и оценка поступивших предложений и замечаний;
- по итогам рассмотрения полученных предложении и замечании по проекту нормативного правового акта уполномоченным подразделением подготавливается справка о выявлении (отсутствии) в проекте нормативного акта положений, противоречащих антимонопольному законодательству.
4.7. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением реализуются следующие мероприятия:
- на постоянной основе осуществляется сбор сведений, в том числе в структурных подразделениях Министерства, о правоприменительной практике в органе власти Министерстве;
- по итогам сбора указанной информации подготавливается аналитическая справка об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики, а также о проблемах правоприменения;
- один раз в полугодие проводятся рабочие совещания с представителями Министерства с приглашением представителей антимонопольного органа по обсуждению результатов правоприменительной практики и по вопросам проблем правоприменения.
По итогам проведения указанного совещания составляется протокол, а также подготавливаются предложения по решению проблем правоприменения.
4.8. При выявлении отдельных рисков Министерством проводится их оценка в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
|
Уровень риска |
Описание риска |
|
1 |
2 |
1 |
Низкий |
Отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности Министерства по развитию конкуренции, вероятность выдачи предупреждений, возбуждения дел о нарушении антимонопольного законодательства, наложения штрафов отсутствуют |
2 |
Незначительный |
Возможность выдачи предупреждения |
3 |
Существенный |
Возможность выдачи предупреждения и возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства |
4 |
Высокий |
Возможность выдачи предупреждения и (или) возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства и (или) привлечение к административной ответственности (штраф, дисквалификация) |
4.9. По результатам проведения оценки рисков, выявленных по результатам проведенных мероприятий антимонопольного комплаенса, уполномоченным подразделением совместно с другими подразделениями Министерства составляются карты рисков по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению.
4.10. В карты рисков включаются:
- выявленные риски (их описание), структурированные по уровню и направлениям деятельности;
- описание причин возникновения рисков;
- описание условии возникновения рисков;
- мероприятия по минимизации и устранению рисков;
- наличие (отсутствие) остаточных рисков;
- вероятность повторного возникновения рисков.
Карты рисков составляются не реже одного раза в год, утверждаются Министром или уполномоченным лицом и размещаются на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4.11. Информация о проведенных мероприятиях по выявлению и оценке рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в Доклад об антимонопольном комплаенсе.
5. Проведение мероприятии по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства
5.1. В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением на основе карты рисков нарушения антимонопольного законодательства разрабатывается план мероприятий ("дорожная карта") по форме согласно приложению N 3 к настоящему Положению, представляющий собой перечень мер, необходимых для устранения причин и условий недопущения, ограничения и устранения конкуренции и последовательность их применения, а также перечень мероприятий, необходимых для устранения выявленных рисков.
5.2. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства разрабатывается ежегодно.
5.3. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства утверждается Министром (лицом, его замещающим) или уполномоченным им лицом после одобрения его коллегиальным органом и размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Функции коллегиального органа возложены на Общественный совет при Министерстве.
5.4. Уполномоченное подразделение на постоянной основе осуществляет мониторинг исполнения планов мероприятии ("дорожных карт") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
Информация об утверждении и исполнении планов мероприятий ("дорожных карт") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
6. Порядок ознакомления государственных гражданских служащих (работников) Министерства с настоящим правовым актом
6.1. Требования об ознакомлении с антимонопольным комплаенсом в Министерстве, а также требования о знании и изучении антимонопольного законодательства и требований антимонопольного комплаенса подлежат включению в должностные регламенты государственных гражданских служащих (должностные инструкции работников) Министерства.
6.2. При поступлении на государственную гражданскую службу, а также при приеме на работу в Министерство на должность, не относящуюся к государственной гражданской службе, гражданин Российской Федерации должен быть ознакомлен с правовым актом об антимонопольном комплаенсе.
7. Порядок проведения обучения на регулярной основе государственных гражданских служащих (работников) Министерства требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса
7.1. Министерство обеспечивает систематическое обучение государственных гражданских служащих (работников) требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса в следующих формах:
- вводный (первичный) инструктаж;
- целевой (внеплановый) инструктаж;
- повышение квалификации;
- плановая аттестация.
7.2. Вводный (первичный) инструктаж и ознакомление с основами антимонопольного законодательства и правовым актом об антимонопольном комплаенсе проводятся при приеме государственных гражданских служащих (работников) на работу, в частности, при переводе служащего на другую должность, если она предполагает другие трудовые функции.
7.3. Целевой (внеплановый) инструктаж проводится при изменении антимонопольного законодательства, правового акта об антимонопольном комплаенсе и при выявлении антимонопольным органом или уполномоченным подразделением признаков нарушения (установления факта) антимонопольного законодательства в деятельности Министерства.
7.4. Повышение квалификации государственных гражданских служащих (работников) в части изучения требований антимонопольного законодательства осуществляется в соответствии с законодательством.
7.5. Проведение плановых аттестации государственных гражданских служащих (работников), в том числе по вопросам антимонопольного комплаенса на основе решений теоретических и практических задач осуществляется в соответствии с законодательством.
7.6. Методы проведения указанных форм обучения определяются органом власти самостоятельно (лекции, семинары, тренинги, дистанционные методы обучения) с учетом специфики обучения и программ подготовки (переподготовки) специалистов по конкурентному праву.
8. Осуществление контроля за функционированием антимонопольного комплаенса
8.1. Общий контроль организации в Министерстве антимонопольного комплаенса и обеспечения его функционирования возлагается на Министра лесного хозяйства Республики Хакасия (лицо, его замещающее) с выполнением им следующих полномочий:
- введение в действие приказа об антимонопольном комплаенсе (внесение в него изменений и дополнений), а также внутренних документов Министерства, регламентирующих реализацию антимонопольного комплаенса;
- применение мер ответственности за нарушение правил антимонопольного комплаенса;
- рассмотрение материалов, отчетов и результатов периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принятие мер, направленных на устранение выявленных недостатков;
- осуществление контроля за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса
9. Оценка эффективности функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса
9.1. В целях оценки эффективности функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса устанавливаются ключевые показатели для Министерства в соответствии с методикой, разработанной федеральным антимонопольным органом.
9.2. Уполномоченное подразделение проводит (не реже одного раза в год) оценку достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса в Министерстве.
9.3. Информация о достижении ключевых показателей эффективности функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
10. Доклад об антимонопольном комплаенсе
10.1. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать:
- информацию о проведении выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства Министерством;
- информацию об утверждении и исполнении планов мероприятии ("дорожных карт") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства Министерством;
- информацию о проведении ознакомления государственных гражданских служащих (работников) с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих мероприятий;
- информацию о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
10.2. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен представляться в коллегиальный орган на утверждение один раз в год уполномоченным подразделением.
10.3. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный коллегиальным органом, размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
10.4. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный коллегиальным органом, направляется Министерством в Министерство экономического развития Республики Хакасия ежегодно до 1 февраля года, следующего за отчетным.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.