В целях совершенствования правового регулирования и приведения нормативного правового акта Правительства Республики Бурятия в соответствие с действующим законодательством Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Внести следующие изменения в Государственную программу Республики Бурятия "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов", утвержденную постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.05.2013 N 261 (в редакции постановлений Правительства Республики Бурятия от 26.02.2014 N 66, от 23.06.2014 N 290, от 04.12.2014 N 611, от 26.03.2015 N 141, от 27.05.2015 N 268, от 20.07.2015 N 362, от 10.12.2015 N 613, от 03.06.2016 N 239, от 21.02.2017 N 68, от 18.05.2017 N 222, от 11.10.2017 N 495, от 26.01.2018 N 37, от 11.05.2018 N 241, от 04.07.2018 N 360, от 18.12.2018 N 721, от 15.04.2019 N 190, от 04.06.2019 N 290, от 03.07.2019 N 367, от 03.09.2019 N 491, от 23.01.2020 N 33, от 03.04.2020 N 178, от 12.08.2020 N 475, от 25.09.2020 N 595, от 17.12.2020 N 767, от 20.05.2021 N 232, от 28.10.2021 N 618, от 20.12.2021 N 743, от 24.12.2021 N 766, от 04.03.2022 N 92, от 15.06.2022 N 347, от 14.11.2022 N 701):
1.1. В паспорте:
1.1.1. Раздел "Подпрограммы" дополнить абзацем следующего содержания: "подпрограмма 8 "Охрана атмосферного воздуха".
1.1.2. Раздел "Задачи Программы" дополнить абзацем следующего содержания: "- снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух".
1.1.3. Раздел "Объем бюджетных ассигнований" изложить в следующей редакции:
"Объем бюджетных ассигнований |
Всего |
Общий объем финансирования Программы, тыс. руб. |
В том числе: |
|||
Федеральный бюджет |
Республиканский бюджет |
Местный бюджет |
Юридические лица |
|||
Всего |
11 420 783,32 |
6 077 727,70 |
4 273 305,67 |
30 149,55 |
1 039 600,40 |
|
2013 |
1 027 751,50 |
579 931,40 |
306 450,10 |
1 370,00 |
140 000,00 |
|
2014 |
953 444,30 |
566 385,50 |
221 640,70 |
7 418,10 |
158 000,00 |
|
2015 |
660 503,90 |
291 694,20 |
203 609,70 |
1 200,00 |
164 000,00 |
|
2016 |
742 343,90 |
360 377,60 |
214 420,70 |
0,00 |
167 545,60 |
|
2017 |
505 730,40 |
199 084,10 |
127 692,50 |
0,00 |
178 953,80 |
|
2018 |
824 807,36 |
487 635,10 |
157 638,85 |
511,41 |
179 022,00 |
|
2019 |
817 167,35 |
513 318,00 |
296 913,27 |
736,08 |
6 200,00 |
|
2020 |
678 248,62 |
291 044,80 |
374 522,72 |
788,10 |
11 893,00 |
|
2021 |
1 001 222,86 |
329 544,10 |
663 836,93 |
658,83 |
7 183,00 |
|
2022 |
1 263 760,21 |
772 853,50 |
480 385,87 |
4 702,84 |
5 818,00 |
|
2023 |
1 541 362,72 |
672 005,00 |
850 848,53 |
12 764,19 |
5 745,00 |
|
2024 |
209 753,20 |
61 074,00 |
142 927,20 |
0,00 |
5 752,00 |
|
2025 |
184 747,00 |
44 940,40 |
134 258,60 |
0,00 |
5 548,00 |
|
2026 * |
1 009 940,00 |
907 840,00 |
98 160,00 |
0,00 |
3 940,00 |
|
______________________________ * Справочно. Суммы будут уточняться при формировании закона о республиканском бюджете на соответствующий период" |
1.2. В разделе "Раздел I. Характеристика текущего состояния, основные направления развития":
1.2.1. В подразделе "Минерально-сырьевой комплекс":
1.2.1.1. Абзац первый после слов "осуществляется добыча" дополнить словами "каменного и бурого".
1.2.1.2. Абзац второй после слова "бериллия" дополнить словами ", калийно-глиноземного сырья, плавикового шпата".
1.2.1.3. Абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"В целях вовлечения месторождений полезных ископаемых в хозяйственный оборот и обнаружения новых месторождений на территории Республики Бурятия проводятся работы по геологическому изучению и воспроизводству минерально-сырьевой базы. За счет федерального бюджета проводятся поисковые работы на урановое сырье и золото, региональные геолого-геофизические и геолого-съемочные работы, за счет средств недропользователей - геологоразведочные работы на золото и уран.".
1.2.2. В подразделе "В сфере водных отношений" абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"По предварительным данным в случае возникновения паводков обеспеченностью 1% затапливается территория, расположенная по протяженности береговой линии водных объектов в границах поселений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, 1443,5 км, в зону затопления попадает 210 населенных пунктов с проживающим населением 196,3 тысячи человек. Затопление и подтопление селитебной, кроме нанесения материального и морального ущербов, приводит к резкому ухудшению санитарно-гигиенического и экологического состояния территории, медико-санитарных условий проживания населения.".
1.2.3. Подраздел "В сфере охраны окружающей среды" изложить в следующей редакции:
"В сфере охраны окружающей среды
В настоящий период благодаря проводимой экологической политике и осуществлению природоохранных мероприятий экологическая обстановка в республике характеризуется как устойчивая.
Тем не менее данные экологического мониторинга подтверждают прогнозы об интенсификации в республике негативного воздействия на окружающую среду.
За 2017 - 2021 годы выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников уменьшились на 15,5 тыс. т (13,7%), от автотранспорта - на 77,1 тыс. т (65,8%). Суммарные выбросы уменьшились на 92,6 тыс. т (40,2%).
Вместе с тем уровень загрязнения атмосферного воздуха в г. Улан-Удэ и п. Селенгинск, испытывающих наибольшую техногенную нагрузку, характеризуется как очень высокий, в г. Гусиноозерск - как высокий. Данные населенные пункты периодически попадают в приоритетный список городов Российской Федерации с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Уровень загрязнения атмосферного воздуха в остальных населенных пунктах является низким.
На республиканском уровне в целях решения проблем охраны атмосферного воздуха принят Закон Республики Бурятия от 05.05.2011 N 1993-IV "Об охране атмосферного воздуха". В 2021 году проведены сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха.
Объем сброса сточных вод в водные объекты в 2021 году составил 583 млн. куб. м, из них объем сброса загрязненных сточных вод - 29,7 млн. куб. м. За последние пять лет объем сброса загрязненных сточных вод уменьшился на 4,8 млн. куб. м (13,9%).
Основными источниками загрязнения водных объектов являются предприятия, относящиеся к отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Имеющиеся очистные сооружения в основном не обеспечивают очистку сточных вод до нормативных уровней, так как морально устарели и изношены, что негативно сказывается на состоянии водных объектов. Необходимо проведение реконструкции или строительство очистных сооружений.
В 2022 году введены в эксплуатацию очистные сооружения в п. Выдрино Кабанского района мощностью 300 куб. м/сут. Стоимость строительства составила 102 289,79 тыс. руб. Источник финансирования - Резервный фонд Правительства Российской Федерации. В настоящее время ведутся пусконаладочные работы.
В рамках Национального проекта "Экология" федерального проекта "Сохранение озера Байкал" с 2022 года ведется работа по реконструкции правобережных очистных сооружений г. Улан-Удэ. Плановый срок ввода объекта в эксплуатацию - декабрь 2024 года.
В 2023 году начинается реконструкция очистных сооружений в г. Северобайкальск. Плановый срок ввода объекта в эксплуатацию - октябрь 2025 года.
В период 2023 - 2025 гг. планируется строительство 18 очистных сооружений в Северо-Байкальском, Баргузинском, Селенгинском, Иволгинском, Бичурском, Кабанском, Кяхтинском, Прибайкальском районах.
Одной из важнейших экологических проблем территорий населенных пунктов является причинение ущерба окружающей среде в результате накопления отходов производства и потребления.
В Республике Бурятия ежегодно образуется в среднем более 72 млн. тонн отходов производства и потребления. Объем накопленных отходов возрос по сравнению с 2017 годом в два с половиной раза.
Слабо развита вторичная переработка отходов. Недостаточно количество объектов размещения отходов. Необходимо развитие инфраструктуры в области обращения с отходами производства и потребления.
В рамках федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы" реализованы природоохранные мероприятия некапитального характера по ликвидации негативных воздействий на экосистему г. Закаменск, вызванных результатом производственной деятельности бывшего Джидинского вольфрамомолибденового комбината, проводились работы по ликвидации подпочвенного скопления нефтепродуктов, загрязняющих воды р. Селенга в районе п. Стеклозавод г. Улан-Удэ, реализованы мероприятия по ликвидации последствий отрицательного воздействия добычи угля на окружающую среду Хольбоджинского угольного разреза.
Реализация государственной экологической политики во многом зависит от ее восприятия и поддержки населением республики, что в свою очередь обусловлено уровнем экологической культуры, нравственным отношением человека к природе. Основным направлением формирования экологической культуры является всеобщность и комплексность экологического образования.
По инициативе Минприроды РБ постановлением Правительства Республики Бурятия от 21.12.2011 N 682 была утверждена и реализована Стратегия развития непрерывного экологического образования и формирования экологической культуры на территории Республики Бурятия на 2012 - 2016 годы.
Для развития системы непрерывного экологического образования, просвещения и формирования экологической культуры принят Закон Республики Бурятия от 26.12.2022 N 2448-VI "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Республике Бурятия и признании утратившими силу некоторых положений Закона Республики Бурятия "Об охране окружающей среды в Республике Бурятия".
В республике активно проводятся акции по очистке от мусора берегов водных объектов, по посадке леса, по раздельному сбору отходов, экологические уроки, фестивали и другие мероприятия по экологическому образованию, просвещению и формированию экологической культуры.".
1.3. В разделе "Описание подпрограмм":
1.3.1. В подпрограмме 1 "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Республики Бурятия":
1.3.1.1. Раздел "1. Характеристика текущего состояния, основные на-правления развития" изложить в следующей редакции:
"1. Характеристика текущего состояния, основные направления развития
Республика Бурятия располагает богатой минерально-сырьевой базой черных, цветных и редких металлов, сынныритов (комплексное сырье для получения калийного удобрения и алюминия), особо чистого кварцевого сырья, каменного и бурого угля, сырья для производства строительных материалов.
В недрах республики сосредоточено:
- из металлов - 48% российских запасов цинка, 32% молибдена, 24% свинца, 20% вольфрама, 11% бериллия, 10% урана;
- из неметаллов - 90% нефрита, 16% флюорита, 15% асбеста, 13% апатита.
Высокая доля запасов цветных и редких металлов Бурятии в общероссийских предопределила включение минерально-сырьевого комплекса в число приоритетных направлений развития республики.
В настоящее время на территории республики осуществляется добыча рудного и россыпного золота, каменного и бурого угля, урана, нефрита, вольфрама, кварцитов, плавикового шпата и сырья для производства строительных материалов.
Действует 737 федеральных лицензий на твердые полезные ископаемые и минеральные воды, 59 - на подземные воды с объемом добычи свыше 500 куб. м в сутки.
Индекс промышленного производства в добыче полезных ископаемых в 2022 г. составил 105,6%. Отгружено продукции на сумму 79,9 млрд. рублей, или 156,6% к 2021 г. Это составляет третью часть объема промышленного производства в республике.
Объем добычи золота в 2022 г. составил 5965,17 кг, угля - 8659,2 тыс. тонн, урана - 920 тонн, нефрита - 538 тонн, вольфрама - 376 тонн.
Среднемесячная заработная плата работников в добыче полезных ископаемых составила в 2022 году 95,8 тыс. рублей, что в 1,9 раза превышает среднереспубликанский уровень.
Налоговые поступления в консолидированный бюджет Республики Бурятия от организаций добывающей отрасли в 2022 году составили 7,2 млрд. руб. Это составляет 13% от общего уровня доходов республиканского бюджета и 43% от поступлений от организаций промышленности.
Инвестиции в основной капитал по крупным и средним организациям отрасли составили около 12,3 млрд. руб., что составляет пятую часть от объема инвестиций в целом по республике.
ООО "Озерное" продолжает реализацию инвестиционного проекта по строительству горно-обогатительного комбината "Озерный" на базе полиметаллических руд месторождения Озерное, АО "Хиагда" (освоение месторождений Хиагдинского рудного поля) направляло средства на обновление основных средств и проведение геологоразведочных работ, АО "Разрез Тугнуйский" - на приобретение современной высокопроизводительной техники и освоение Никольского месторождения каменного угля.
Кроме инвестиционных проектов указанных предприятий реализуются и планируются к реализации следующие проекты:
- освоение Троицкого месторождения золота ООО "Рудное" (Баунтовский эвенкийский район);
- освоение Урда-Гарганского месторождения кварца ООО "Байкальская финансово-промышленная компания" (Окинский район);
- освоение Калюмного участка сынныритов ООО "БайкалНедраГео" (Северо-Байкальский район);
- освоение Наранского месторождения плавикового шпата ООО "Эгитинский ГОК плюс" (Селенгинский район);
- освоение Неруднинского месторождения золота ООО "Артель старателей "Сининда -1" (Северо-Байкальский район).
Кроме этого, в нераспределенном фонде недр имеются крупнейшие месторождения чистого кварца, перспективные, но требующие доразведки либо переоценки в современных экономических условиях месторождения полиметаллов, железа, медно-никелевых руд, олова, титана, фосфоритов и целого ряда других полезных ископаемых.
Фондом регионального развития Республики Бурятия проводится работа по привлечению инвесторов к разработке перспективных месторождений полезных ископаемых (подготовка инвестиционных предложений, продвижение проектов, поиск инвесторов, ведение переговоров и др.).
В целях восполнения запасов полезных ископаемых действующих предприятий, выявления новых месторождений на территории Республики Бурятия проводятся работы по геологическому изучению и воспроизводству минерально-сырьевой базы. Данные работы проводятся за счет средств недропользователей и средств федерального бюджета.
Финансирование воспроизводства минерально-сырьевой базы республики осуществляется за счет средств федерального бюджета и собственных средств недропользователей.
В 2022 году было выполнено и профинансировано геологоразведочных работ на сумму 2127,8 млн. руб., из них из федерального бюджета - 217,3 млн. руб., из республиканского бюджета - финансирование не производится, средства недропользователей составили 1910,5 млн. руб.
Основным источником воспроизводства минерально-сырьевой базы республики на сегодняшний день являются собственные средства недропользователей. В 2021 году доля финансирования ГРР за счет внебюджетных источников составила 97%, в 2022 - 89%.
В 2022 году отмечается общее снижение объемов финансирования геологоразведочных работ за счет собственных средств недропользователей. Объем финансирования в 2022 году составил 59,1% от уровня 2021 года. Снижение объемов финансирования обусловлено экономическим положением (рост цен на технику, комплектующие, ГСМ, снижение цен на золото).
Основной объем ассигнований был направлен на выполнение ГРР по "золоту" - 77% и "нефриту" - 17%, также недропользователями финансировались ГРР на калийно-глиноземное сырье, технические и теплоэнергетические воды.
Прирост запасов твердых полезных ископаемых осуществляется за счет средств недропользователей. По итогам 2022 года прошли государственную экспертизу и поставлены на государственный баланс запасы по следующим видам полезных ископаемых:
золото, всего - 4796 кг;
в том числе:
- россыпное С1 - 2297 кг; С2 - 1892 кг;
- золото рудное С2 - 607 кг;
серебро С2 - 0,6 т;
нефрит С2 - 26 т;
мин. тер. вода С2 - 0,295 тыс. куб. м/сут;
подземная вода С1 - 0,6407 тыс. куб. м/сут.
Предоставление в пользование участков недр для геологического изучения и добычи полезных ископаемых осуществляется в соответствии с федеральным законодательством (Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-I "О недрах"). При этом регулирование отношений недропользования на участках недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые на территории республики, относится к полномочиям Республики Бурятия.
Обеспечение потребности в общераспространенных полезных ископаемых (далее - ОПИ), прежде всего для строительства жилья, промышленных объектов и автомобильных дорог, имеет исключительно важное значение для социально-экономического развития республики.
Законом Республики Бурятия от 29.11.2005 N 1346-III установлен порядок пользования недрами на участках недр местного значения в Республике Бурятия. Кроме этого, данная сфера регулируется следующими нормативными правовыми актами:
- приказ Минприроды России от 26.10.2021 N 796 "Об утверждении Порядка установления факта открытия месторождения полезных ископаемых, выдачи свидетельства об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых и внесения изменений в свидетельство об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых";
- постановление Правительства Республики Бурятия от 14.07.2006 N 217 "Об утверждении Порядка предоставления права пользования участками недр местного значения на территории Республики Бурятия";
- постановление Правительства Республики Бурятия от 20.07.2007 N 244 "Об утверждении Порядка изменения условий пользования участками недр местного значения и ограничения, приостановления или досрочного прекращения права пользования участками недр местного значения";
- постановление Правительства Республики Бурятия от 24.08.2010 N 363 "Об утверждении Порядка переоформления лицензий на право пользования участками недр местного значения на территории Республики Бурятия";
- постановление Правительства Республики Бурятия от 12.11.2007 N 352 "Об утверждении Порядка создания и ведения территориальных фондов геологической и иной информации о недрах";
- постановление Правительства Республики Бурятия от 09.10.2009 N 384 "Об определении Министерства природных ресурсов Республики Бурятия экспертным органом Правительства Республики Бурятия по организации проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации";
- приказ Минприроды Республики Бурятия от 22.01.2018 N 18-пр "Об утверждении Порядка использования для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод, строительства подземных сооружений собственниками земельных участков, землевладельцами, землепользователями и арендаторами земельных участков";
- приказ Минприроды Республики Бурятия от 14.08.2013 N 149-пр "О Порядке согласования нормативов потерь общераспространенных полезных ископаемых, превышающих по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации";
- приказ Минприроды Республики Бурятия от 13.07.2012 N 176-пр "Об утверждении Административного регламента Министерства природных ресурсов Республики Бурятия предоставления государственной услуги по выдаче лицензий на пользование участками недр местного значения";
- приказ Минприроды Республики Бурятия от 05.08.2011 N 201-пр "Об утверждении Административного регламента Министерства природных ресурсов Республики Бурятия предоставления государственной услуги "Проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр в части участков недр местного значения".
В настоящее время действуют 190 лицензий на общераспространенные полезные ископаемые и 573 лицензии на подземные воды с объемом добычи до 500 куб. м в сутки.
Объем добычи общераспространенных полезных ископаемых в 2021 г. составил:
- песчано-гравийных пород - 968,5 тыс. куб. м;
- магматических пород - 1150,53 тыс. куб. м;
- кирпично-черепичных пород - 34,355 тыс. куб. м.
Геологическое изучение на участках недр местного значения осуществляется недропользователями за счет собственных средств.
Прирост запасов по общераспространенным полезным ископаемым за 2021 год составил:
- магматические породы (строительный камень) - 7825,63 тыс. куб. м;
- песчано-гравийные породы - 5546,2 тыс. куб. м.
Указанный прирост запасов значительно превышает объемы добычи в 2021 году, что свидетельствует о положительной динамике воспроизводства минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых.
В настоящее время в минерально-сырьевом комплексе республики имеется ряд проблем, сдерживающих его развитие:
1) протяженный во времени характер колебаний цен на полезные ископаемые.
На принятие инвестором решения об участии в разработке месторождений полезных ископаемых влияет динамика мировых цен на сырьевые ресурсы.
Колебания цен характеризуются цикличностью, протяженной во времени.
Специфика добычи полезных ископаемых также предполагает длительную по времени этапность работ по подготовке месторождений к освоению: разработка проектной документации, проведение геологоразведочных работ, строительство объектов инфраструктуры и горнодобывающих предприятий.
Кроме динамики цен, востребованность тех или иных месторождений полезных ископаемых определяется наличием спроса на отдельные виды сырья со стороны иностранных и российских организаций.
В Республике Бурятия имеется большинство видов сырья, отнесенного к стратегическому: уран, марганец, титан, бокситы, медь, никель, свинец, молибден, вольфрам, олово, бериллий, германий, золото, серебро, особо чистое кварцевое сырье, цинк, фосфаты (апатитовые руды), плавиковый шпат, подземные воды.
При этом некоторые виды стратегического минерального сырья (олово, германий) в последние годы почти не используются российской промышленностью.
Помимо стратегических видов минерального сырья значимыми для экономики России являются уголь, железные руды, сынныриты, цементное сырье.
Вместе с тем внутреннее потребление отдельных из перечисленных видов сырья в значительной степени обеспечивается вынужденным импортом. К ним относятся полезные ископаемые, минерально-сырьевая база которых в России характеризуется преимущественно низким качеством (уран, марганец, титан, бокситы, плавиковый шпат). В данном случае необходимо внедрение эффективных технологий обогащения и переработки минерального сырья.
Минимизировать зависимость от импорта минерального сырья можно и с применением эффективных прогнозно-поисковых комплексов для выявления объектов с качественными и богатыми рудами.
В долгосрочной перспективе на фоне роста населения планеты и ухудшения экологической ситуации будет возрастать внутренняя и внешняя потребность в подземных водах.
Изменения конъюнктуры мировых сырьевых рынков, в том числе снижение цен на сырье, приводят к снижению интереса недропользователей к проведению геологоразведочных работ и работ по разработке месторождений полезных ископаемых;
2) отсутствие транспортной и энергетической инфраструктуры.
Строительство объектов инфраструктуры для горнодобывающих производств связано со значительными затратами, что влияет на принятие инвестором решения о вложениях в перспективные месторождения нераспределенного фонда недр и на сроки реализации проектов по освоению месторождений полезных ископаемых.
Законодательством предусмотрено предоставление на конкурсной основе государственной поддержки на строительство объектов инфраструктуры за счет средств федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2014 N 1055, при этом выделяемые на строительство инфраструктуры средства ограничены.
За счет средств Дорожного фонда Республики Бурятия осуществляется только строительство дорог общего пользования, строительство технологических дорог не предусмотрено.
Вместе с тем имеется механизм софинансирования со стороны электросетевых организаций строительства объектов энергетической инфраструктуры.
Возможно привлечение проектного финансирования Внешэкономбанка, в том числе на строительство объектов инфраструктуры (развитие промышленности высоких пределов);
3) недостаточное воспроизводство минерально-сырьевой базы в течение десятков лет.
В последние годы значительно сократилось финансирование геологоразведочных работ на территории Республики Бурятия за счет средств федерального бюджета. Так, если в 2020 г. на данные цели выделялось 457,0 млн. руб., то в 2021 г. - всего 98 млн. руб.
Ежегодный прирост запасов полезных ископаемых не обеспечивает воспроизводство минерально-сырьевой базы на территории Республики Бурятия (особенно по ликвидному полезному ископаемому - золоту).
В результате истощения запасов полезных ископаемых уменьшаются объемы добычи полезных ископаемых, численность работников предприятий, ежегодные налоговые поступления в консолидированный бюджет Республики Бурятия.
Сокращение объема проведения геологоразведочных работ на территории Республики Бурятия обусловлено рядом причин:
1) общее сокращение финансирования работ по геологическому изучению и воспроизводству минерально-сырьевой базы за счет средств федерального бюджета. Так, если в 2020 г. на данные цели выделялось порядка 457,0 млн. руб., то в 2023 г. по плану - 217,0 млн. руб. На федеральном уровне осуществляется государственное финансирование геолого-разведочных работ ранних стадий;
2) средства направляются на финансирование приоритетных направлений - изучение Арктики, Антарктики и континентального шельфа, Мирового океана, в основном финансируются работы на углеводородное сырье.
Вместе с тем в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" Байкальский регион, включающий территорию Республики Бурятия, определен приоритетной территорией, на которой осуществляется реализация мероприятий вышеуказанной программы, в том числе по воспроизводству минерально-сырьевой базы;
3) отсутствие подготовленных обоснований для постановки геологоразведочных работ за счет федерального бюджета.
Это обусловлено проведенной реорганизацией территориальных органов Роснедра с делением на департаменты и отделы и определением АО "Росгеология" единственным исполнителем госзаказа на проведение геологоразведочных работ за счет средств федерального бюджета.
При подготовке обоснований приоритетными являются работы на высоколиквидные, наиболее привлекательные для лицензирования, полезные ископаемые (в основном золото), а также остродефицитные черные и редкие металлы.
С целью восстановления и развития фонда объектов "поискового задела", фонда перспективных объектов лицензирования должно быть существенно увеличено государственное финансирование крупномасштабных региональных геологических исследований.
Вместе с тем в соответствии с проектом Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года в последующие годы финансирование поисковых работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы будет замещаться средствами недропользователей. Ситуацию усложняет отсутствие в России рынка рискового капитала, за счет которого в развитых сырьевых странах финансируется значительная часть геолого-разведочных работ ранних стадий;
4) экологические ограничения осуществления деятельности на Байкальской природной территории.
На Байкальской природной территории (52% территории Бурятии):
- запрещаются или ограничиваются виды деятельности, оказывающие негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал;
- запрещается строительство новых и реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы ПСД.
В центральной экологической зоне Байкальской природной территории запрещаются:
- добыча металлических руд;
- разведка и разработка новых месторождений, ранее не затронутых эксплуатационными работами;
- добыча полезных ископаемых на акватории озера Байкал, в его водоохранной зоне, в руслах нерестовых рек и их водоохранных зонах.
В границах водоохранных зон запрещается разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых.
Запрет, введенный в 2013 году, ограничивает возможность добычи общераспространенных полезных ископаемых, в том числе таких значимых для строительного комплекса видов полезных ископаемых, как гравийно-песчаная смесь, строительный песок, строительный гипс. Месторождения данных полезных ископаемых расположены в основном в долинах рек, то есть в водоохранных зонах. Кроме того, данное ограничение фактически исключает из оборота значительное количество числящихся на государственном балансе ранее разведанных месторождений общераспространенных полезных ископаемых, расположенных в водоохранных зонах, на разведку которых потрачены значительные государственные средства. При этом полезные ископаемые, не относящиеся к общераспространенным (нефть, алмазы, химическое сырье и другие), под данный запрет не попали, хотя их добыча наносит больший вред окружающей среде и водным объектам. Следует также отметить, что лесное законодательство Российской Федерации разрешает добычу полезных ископаемых, в том числе общераспространенных, в защитных лесах, относящихся к категории лесов, расположенных в водоохранных зонах.
В плане экологического обеспечения освоения недр необходимо:
- совершенствование экологических требований при недропользовании с учетом отечественного и мирового опыта;
- усиление экологического контроля за недропользованием на всех стадиях ГРР и освоения месторождения;
- создание прозрачной системы санкций за нарушение экологических требований пользования недрами;
- стимулирование использования новых технологий геологоразведочных и добычных работ, позволяющих снизить негативное влияние на окружающую среду;
- формирование базы данных наилучших доступных технологий и инженерных решений (в том числе российских) для экологически безопасного освоения недр и отработки техногенных месторождений;
- вовлечение в освоение отходов горнопромышленного производства;
- разработка и совершенствование технологий рентабельной добычи и переработки низкокачественных руд остродефицитного и высоколиквидного минерального сырья;
5) отсутствие апробированных технологий переработки и обогащения специфического сырья (сынныриты, силлиманиты и др.).
Разработка отдельных месторождений полезных ископаемых на территории Российской Федерации и Республики Бурятия в частности сдерживается ограничением доступа российских компаний к современным мировым технологиям добычи и переработки минерального сырья и отставанием от уровня, достигнутого ведущими зарубежными компаниями.
В связи с этим требуется:
- разработка и внедрение технологий комплексного использования сырья, попутного извлечения полезных ископаемых из вскрышных и вмещающих пород, а также при переработке руд и отходов недропользования;
- вовлечение в освоение ранее выявленных месторождений с бедными и труднообогатимыми рудами на основе новых технологических решений.
Будут проведены работы по привлечению средств федерального бюджета на разработку указанных технологий отраслевыми НИИ (ФГБУ "ВИМС", "ЦНИГРИ" и др.);
6) подготовка кадров и отток квалифицированных кадров.
В настоящее время существуют следующие проблемы в сфере подготовки кадров:
- нехватка кадров рабочих специальностей (токарь, фрезеровщик, сварщик, электрик, водители спецтехники);
- недостаточный уровень квалификации молодых специалистов для работы на современном оборудовании;
- отсутствие связи между научными институтами, учреждениями образования и производства;
- нехватка квалифицированных педагогических кадров;
- обучение специалистов по старым образовательным программам;
- проблема трудоустройства выпускника (отсутствие опыта);
- отсутствие современного оборудования в учебных заведениях;
- недостаточное количество бюджетных мест для горных специальностей.
В связи с этим требуется проведение работы с образовательными учреждениями по повышению качества подготовки кадров (изменение образовательных программ, повышение квалификации преподавателей, улучшение материально-технической базы и др.), более тесное взаимодействие с предприятиями добывающей отрасли по вопросам прохождения практики, стажировки студентов, трудоустройства выпускников и другим вопросам.
В целях снижения оттока квалифицированных кадров необходимо проведение работы с предприятиями по повышению заработной платы работников, улучшению социального обеспечения работников (условия работы, обеспечение жильем, обучение, медицинское обслуживание и др.).
Кроме этого, процесс привлечения инвестиций в разработку перспективных месторождений полезных ископаемых нераспределенного фонда затрудняется:
- недостаточной степенью информатизации геологической отрасли: ограниченностью и несовершенством автоматизированных систем сбора, обработки, хранения, поиска и предоставления в пользование цифровой геологической информации;
- отсутствием технико-экономических показателей освоения месторождений в современных экономических условиях (требуется геолого-экономическая переоценка их освоения);
- высокими требованиями иностранных инвесторов к оформлению предпроектной документации на стадии принятия решения об инвестировании;
- требуемым значительным объемом инвестиций в реализацию проекта при длительных сроках окупаемости.
Таким образом, предлагается 2 направления достижения цели подпрограммы:
- количественное наращивание минерально-сырьевой базы за счет увеличения инвестиционной привлекательности ГРР всех стадий, повышения эффективности прогнозирования и поисков новых месторождений;
- рациональное использование уже имеющейся минерально-сырьевой базы за счет использования современных технологий переработки, обогащения и комплексного извлечения полезных ископаемых на известных неразрабатываемых месторождениях, повышения качества и глубины переработки минерального сырья.".
1.3.1.2. Пункты 2, 3, 4 раздела "4. Мероприятия подпрограммы" изложить в следующей редакции:
"2. |
Проведение геологоразведочных работ на территории Республики Бурятия |
Отдел геологии и лицензирования по РБ по Дальневосточному федеральному округу, организации-недропользователи |
Прирост запасов полезных ископаемых для обеспечения деятельности организаций, выявление новых месторождений полезных ископаемых |
3. |
Переоценка, постановка запасов на государственный баланс, утверждение запасов в ТКЗ по объектам с "авторскими запасами" |
Минприроды РБ, отдел геологии и лицензирования по РБ по Дальневосточному федеральному округу, БФ ФБУ "ТФГИ по Дальневосточному федеральному округу" |
Вовлечение в оборот новых месторождений полезных ископаемых |
4. |
Подготовка обоснований по объектам для включения в Перечень объектов государственного заказа Роснедра на выполнение геологоразведочных работ на твердые полезные ископаемые за счет средств федерального бюджета |
Минприроды РБ, отдел геологии и лицензирования по РБ по Дальневосточному федеральному округу, БФ ФБУ "ТФГИ по Дальневосточному федеральному округу" |
Привлечение средств федерального бюджета на проведение геологоразведочных работ, прирост запасов полезных ископаемых, выявление новых месторождений полезных ископаемых" |
1.3.2. В подпрограмме 2 "Охрана, рациональное использование водных ресурсов и защита от негативного воздействия вод на территории Республики Бурятия":
1.3.2.1. В разделе "1. Характеристика текущего состояния, основные направления развития":
1.3.2.1.1. Подраздел "Общая характеристика водопользования" изложить в следующей редакции:
"Общая характеристика водопользования
Общий объем водопотребления в республике в 2021 году составил 582,95 млн. куб. м (в 2020 г. - 533,82 млн. куб. м). Основными источниками водоснабжения для экономики и населения республики являются поверхностные водные объекты, из них забирается 73% общего годового объема водопотребления. В оборотной и повторно-последовательной системах водоснабжения находится 292,32 млн. куб. м. Основная часть водопотребления приходится на производственные и хозяйственно-питьевые нужды.
Часть свежей воды после ее использования на хозяйственно-бытовые нужды населением, в технологических процессах производства на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве вновь сбрасывается в водные объекты.
В 2021 году в природные поверхностные водные объекты Республики Бурятия, в подземные горизонты и в различные накопители через сосредоточенные выпуски было отведено 550,10 млн. куб. м отработанных вод (в 2020 г. - 501,39 млн. куб. м), в том числе водоотведение в поверхностные водные объекты составило 543,12 млн. куб. м (98,7%). Всего в 2021 году сброшено в водные объекты республики: загрязненных вод без очистки - 0,08 млн. куб. м (0,01%), недостаточно очищенных - 29,64 млн. куб. м (5,46%), нормативно чистых - 512,89 млн. куб. м (94,43%), нормативно очищенных - 0,51 млн. куб. м (0,1%).
Структура сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты распределяется по отраслям экономики следующим образом: 5% приходится на долю предприятий жилищно-коммунального хозяйства, 0,6% - на промышленность, 94,4% - на долю электроэнергетики.".
1.3.2.1.2. В подразделе "Водохозяйственные проблемы Республики Бурятия":
- абзац шестой изложить в следующей редакции:
"По предварительным данным в случае возникновения паводков обеспеченностью 1% затапливается территория, расположенная по протяженности береговой линии водных объектов в границах поселений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, 1443,5 км, в зону затопления попадает 210 населенных пунктов с проживающим населением 196,3 тыс. человек. Затопление и подтопление селитебной, кроме нанесения материального и морального ущербов, приводит к резкому ухудшению санитарно-гигиенического и экологического состояния территории, медико-санитарных условий проживания населения.";
- абзац десятый изложить в следующей редакции:
"На территории республики в зонах негативного воздействия вод проживает 196,3 тыс. человек. За период с 2007 по 2021 год в результате проведения противопаводковых мероприятий защищено более 34,78 тыс. человек.".
1.3.2.2. Пункт 5 раздела "4. Мероприятия подпрограммы" изложить в следующей редакции:
"5. |
Разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, в том числе предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований на софинансирование разработки проектной документации и осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений муниципальной собственности |
Минприроды РБ |
Своевременное начало капитального ремонта объектов инженерной защиты в целях предотвращения негативного воздействия водных объектов на население и объекты экономики и инфраструктуры" |
1.3.3. В подпрограмме 3 "Сохранение биоразнообразия и развитие особо охраняемых природных территорий регионального значения":
1.3.3.1. В паспорте:
- раздел "Ответственный исполнитель подпрограммы" изложить в следующей редакции:
"Ответственный исполнитель подпрограммы |
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия" |
- раздел "Соисполнители подпрограммы" изложить в следующей редакции:
"Соисполнители подпрограммы |
Бюджетное учреждение Республики Бурятия "Природопользование и охрана окружающей среды Республики Бурятия" (далее - БУ "Бурприрода")" |
- раздел "Цель подпрограммы" изложить в следующей редакции:
"Цель подпрограммы |
Сохранение природных комплексов на особо охраняемых природных территориях регионального значения Республики Бурятия" |
1.3.3.2. Раздел "1. Характеристика текущего состояния, основные на-правления развития" изложить в следующей редакции:
"1. Характеристика текущего состояния, основные направления развития
В связи с интенсивным хозяйственным освоением территории Республики Бурятия экосистемы ООПТ подвергаются антропогенным воздействиям, что приводит к их деградации, утрате отдельных памятников природы и нарушению особо ценных ландшафтов.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ одной из категорий ООПТ являются памятники природы. В Республике Бурятия существует 266 памятников природы, по 92 из них имеются постановления Совета Министров Бурятской АССР (от 29.07.1975 N 312, от 14.10.1980 N 304, от 02.12.1981 N 378, от 18.01.1984 N 18, от 25.07.1988 N 176, от 29.07.1988 N 179): 19 ландшафтных, 82 геологических, 111 водных, 25 ботанических, 9 зоологических, 20 природно-исторических.
В перспективе одним из направлений развития сети ООПТ будут являться рекреационные местности регионального значения, целью создания которых является упорядоченность отдыха граждан, обустройство территории, поддержание территории в надлежащем порядке (уборка и вывоз мусора), информационные и рекреационные услуги, размещение и прокат туристического инвентаря.
В целом развитию ООПТ в республике должна предшествовать организация на научно-исследовательской основе работ по составлению схемы развития и размещения ООПТ в Республике Бурятия, следствием которой будет создание новых заказников, природных парков, рекреационных местностей, памятников природы. Соответственно, должна быть отработана схема финансирования, нормативно-правовая база, заложены целевые средства, установлен штат обслуживающего персонала, гарантирующие эффективную действенность таких территорий.
В настоящее время ООПТ регионального значения представлены 13 государственными природными биологическими заказниками и 1 природным парком, 57 памятниками природы и 1 рекреационной местностью.
Управление и координация деятельности ООПТ регионального значения возложены на БУ "Бурприрода".
В соответствии с Отраслевым сегментом Регионального перечня (классификатора) государственных (муниципальных) услуг и работ по видам деятельности, закрепленных за Министерством природных ресурсов и экологии Республики Бурятия приказом Министерства экономики Республики Бурятия от 09.02.2018 N 1-НП: воспроизводство и использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинг состояния окружающей среды, ее загрязнения (утверждены приказами Минэкономики РБ N 2-НП, Минфина РБ N 100 от 16.03.2018), - БУ "Бурприрода" осуществляет деятельность по охране окружающей среды и воспроизводству и использованию природных ресурсов.
В рамках вышеуказанной деятельности за БУ "Бурприрода" закреплены следующие виды работ:
- организация и проведение работ по учету, анализу численности объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, а также редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира;
- оценка состояния основных компонентов природной среды (геологических условий, климата, почвенно-растительного покрова, животного мира, ландшафтов, водных объектов), предусматривающая проведение мониторинга основных компонентов природной среды (геологических условий, климата, почвенно-растительного покрова, животного мира, ландшафтов, водных объектов);
- сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов, предусматривающее проведение биотехнических мероприятий: устройство кормовых полей, подкормочных площадок, водопоев, привад, солонцов, искусственных гнездовий, проведение подкормочный мероприятий; мероприятий по выделению в натуре внешних границ и границ функциональных зон ООПТ, оснащение аншлагами, информационными щитами и знаками; мероприятий по охране и защите лесов, ООПТ и иных природных территорий;
- экологическое просвещение населения, предусматривающее проведение эколого-просветительских мероприятий на территории ООПТ и иных природных территориях;
- содержание объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, предусматривающее рекреационное обустройство ООПТ, содержание экологических троп и туристических маршрутов;
- содержание объектов, связанных с созданием лесной инфраструктуры, проводимое в рамках мероприятий по охране и защите лесов, ООПТ и иных природных территорий.
БУ "Бурприрода" ежегодно в рамках доведенных лимитов бюджетных ассигнований выполняется комплекс охранных, биотехнических, учетных и хозяйственных мероприятий.
Комплекс мероприятий осуществляется в рамках государственного задания на выполнение государственных работ:
1. Сохранение природных комплексов на особо охраняемых природных территориях регионального значения Республики Бурятия, которое включает следующие мероприятия: патрулирование ООПТ с целью выявления и предотвращения нарушений природоохранного законодательства на территории ООПТ регионального значения; мониторинг обстановки в лесных массивах на ООПТ регионального значения в пожароопасный период; аншлагирование, обозначение предупреждающими и информационными знаками границ ООПТ; минеральная подкормка диких копытных, выкладка кормовой соли на солонцах с целью поддержания минерального баланса в организмах животных; подкормка диких копытных зернофуражом, выкладка на подкормочных площадках зернофуража с целью улучшения кормовых условий для диких копытных; подкормка диких копытных сочными кормами, выкладка на подкормочных площадках сочных кормов с целью улучшения кормовых условий для диких копытных; подкормка диких копытных сеном, выкладка на подкормочных площадках сена с целью улучшения кормовых условий для диких копытных; подкормка диких копытных вениками, выкладка на подкормочных площадках веников с целью улучшения кормовых условий для диких копытных; посев кормового поля с целью улучшения кормовых условий для диких копытных; заготовка сена для осуществления подкормки диких копытных; заготовка веников для осуществления подкормки диких копытных; обустройство и поддержание в рабочем состоянии биотехнических сооружений (подкормочные площадки, кормовые столики, дуплянки, плотики основания и др.); обустройство рекреационной зоны (создание и обустройство кострищ, площадок под палаточные лагеря, экологических троп, туристических маршрутов, смотровых площадок, мест отдыха, источников, гостиниц и остановочных пунктов, информационных материалов и т. п.).
2. Организация и проведение работ по учету, анализу численности объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, а также редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, которые включают следующие мероприятия: проведение зимнего маршрутного учета; проведение тропления суточного хода; проведение осеннего учета численности ондатры; проведение осеннего учета численности изюбря на реву; проведение осеннего учета численности боровой птицы; проведение осеннего учета численности водоплавающей птицы; учет и наблюдение за состоянием популяций (краснокнижных) редких и исчезающих видов; проведение весеннего учета численности ондатры; проведение весеннего учета численности боровой птицы; проведение весеннего учета численности водоплавающей птицы; проведение весеннего учета численности сурка; проведение весеннего учета численности медведя по следовой деятельности; проведение учета численности барсука.
В соответствии с приказом Минприроды России от 06.04.2004 N 323 "Об утверждении Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов" Стратегия включает научные, правовые, организационные основы и экономические механизмы сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов, предназначенные для помощи в принятии решений на федеральном и региональном уровнях.
В Республике Бурятия издается Красная книга Республики Бурятия, отвечающая требованиям федерального законодательства.
Порядок ведения Красной книги Республики Бурятия утвержден постановлением Правительства Республики Бурятия от 29.09.2020 N 599.
Красная книга Республики Бурятия является официальным документом, содержащим свод сведений о состоянии, распространении и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных, дикорастущих растений, лишайников и грибов (далее - объекты животного и растительного мира), обитающих (произрастающих) на территории Республики Бурятия.
Основными мероприятиями по ведению Красной книги Республики Бурятия являются:
- занесение в Красную книгу Республики Бурятия (исключение из Красной книги Республики Бурятия) объектов животного и растительного мира;
- сбор и анализ научных данных о современном состоянии и тенденциях изменения состояния объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Республики Бурятия;
- организация и ведение государственного мониторинга объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Республики Бурятия;
- разработка и реализация мер по охране и восстановлению объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Республики Бурятия;
- подготовка к изданию, издание и распространение Красной книги Республики Бурятия.
Издание Красной книги Республики Бурятия осуществляется не реже одного раза в 10 лет на электронном и бумажном носителях. Каждый краснокнижный вид должен быть охвачен ООПТ, поэтому необходимо развитие сети ООПТ.
Также одним из мероприятий по ведению Красной книги Республики Бурятия является разработка стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и грибов, содержащей научные основы сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов и являющейся документом долгосрочного планирования, определяющего приоритеты и основные направления деятельности в данной области.".
1.3.3.3. В разделе "2. Цели и задачи подпрограммы, ожидаемые результаты реализации подпрограммы" абзац девятый изложить в следующей редакции:
"- переиздание и распространение Красной книги Республики Бурятия.".
1.3.3.4. В разделе "4. Мероприятия подпрограммы":
- пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6. |
Субсидии бюджетным учреждениям на иные цели (капитальный ремонт административного здания, гаража, складов, ограждений и хозяйственных построек) |
БУ "Бурприрода" |
|
- абзац третий изложить в следующей редакции:
"Ресурсное обеспечение мероприятий подпрограммы представлено в приложениях 5, 7.".
1.3.4. Абзац третий раздела "4. Мероприятия подпрограммы" подпрограммы 4 "Контроль и надзор в сфере животного мира и природопользования" изложить в следующей редакции:
"Ресурсное обеспечение мероприятий подпрограммы представлено в приложениях 5, 7.".
1.3.5. В подпрограмме 5 "Охрана окружающей среды в Республике Бурятия":
1.3.5.1. В разделе "Характеристика подпрограммных мероприятий" паспорта слова "- мероприятия по снижению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ);" исключить.
1.3.5.2. Раздел "1. Характеристика текущего состояния, основные на-правления развития" изложить в следующей редакции:
"1. Характеристика текущего состояния, основные направления развития
Качество окружающей среды, являясь важнейшим из показателей качества жизни и уровня социально-экономического развития территорий, одновременно является критерием оценки деятельности органов власти субъектов Российской Федерации.
Основными экологическими проблемами республики являются ухудшенное состояние воздушного бассейна г. Улан-Удэ и п. Селенгинск; изменение состояния отдельных водных объектов под влиянием хозяйственной деятельности; рост образования отходов, их несанкционированное размещение; наличие экологического ущерба, связанного с хозяйственной деятельностью прошлых лет; низкая экологическая культура населения.
Суммарные выбросы загрязняющих веществ (от стационарных источников и автотранспорта) в 2010 г. составили 183,704 тыс. т, в том числе твердых веществ - 36,689 тыс. т, диоксида серы - 27,057 тыс. т, оксида углерода - 79,851 тыс. т, оксидов азота - 29,895 тыс. т, ЛОС - 9,304 тыс. т.
За последние пять лет выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников уменьшились на 1,667 тыс. т (1,61%), от автотранспорта уменьшились на 19,612 тыс. т (19,376%). Суммарные выбросы уменьшились на 21,279 тыс. т (10,38%). Вклад автотранспорта в суммарные выбросы составлял 44,44%, в том числе оксида углерода - 32,96%, оксидов азота - 6,31%, ЛОС - 4,32%.
Основной вклад в суммарные выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников вносят предприятия по производству, передаче и распределению электроэнергии, газа, пара и горячей воды - 57,81%.
Вместе с тем уровень загрязнения атмосферного воздуха в г. Улан-Удэ и п. Селенгинск, испытывающих наибольшую техногенную нагрузку, характеризуется как высокий. Данные населенные пункты периодически попадают в приоритетный список городов Российской Федерации с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Уровень загрязнения атмосферы в остальных населенных пунктах является низким (г. Гусиноозерск: ИЗА (индекс загрязнения атмосферы) - 3; г. Кяхта: ИЗА - 2). В 2010 году город Улан-Удэ выведен из приоритетного списка городов с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха, в который были включены 36 городов Российской Федерации с повышенным индексом загрязнения атмосферы (ИЗА > 14). По данным наблюдений Бурятского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды уровень загрязнения атмосферы в 2010 году в г. Улан-Удэ (ИЗА) был равен 12, в 2011 году (ИЗА) - 10.
Формирование высокого уровня загрязнения атмосферного воздуха происходит вследствие выбросов котельных промышленных предприятий, влияния автотранспорта, а также естественной запыленности. Климатические и топографические условия (горно-котловинный рельеф), очень неблагоприятные для рассеивания примесей, способствуют накоплению примесей в приземном слое воздуха.
На республиканском уровне в целях решения проблем охраны атмосферного воздуха принят Закон Республики Бурятия от 05.05.2011 N 1993-IV "Об охране атмосферного воздуха". Постановлением Правительства Республики Бурятия от 06.12.2011 N 643 утверждено положение об общественном контроле за охраной атмосферного воздуха в Республике Бурятия. Утвержден общегородской сводный том "Охрана атмосферы и предельно допустимые выбросы (ПДВ) г. Улан-Удэ".
В рамках федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы" реализованы природоохранные мероприятия некапитального характера по ликвидации негативных воздействий на экосистему г. Закаменск, вызванных результатом производственной деятельности бывшего Джидинского вольфрамомолибденового комбината, проводились работы по ликвидации подпочвенного скопления нефтепродуктов, загрязняющих воды р. Селенга в районе п. Стеклозавод г. Улан-Удэ, реализованы мероприятия по ликвидации последствий отрицательного воздействия добычи угля на окружающую среду Хольбоджинского угольного разреза.
Для ликвидации негативных воздействий на экосистему г. Закаменск, вызванных результатом производственной деятельности бывшего Джидинского вольфрамомолибденового комбината необходимо проведение мероприятий капитального характера, направленных на предотвращение загрязнения поверхностного стока рек Модонкуль, Мыргэн-шено, предотвращение попадания загрязненных поверхностных вод в подземные воды и рекультивацию земель.
Радиационная обстановка. Ежедневные наблюдения в районах Республики позволяют прослеживать изменения гамма-фона как по времени, так и по величине.
В 2021 году величина МЭД (мощность экспозиционной дозы) гамма-излучения в населенных пунктах Бурятии изменялась от 0,07 мкЗв/час (ст. Нижнеангарск, ст. Тунка) до 0,21 мкЗв/час (ст. Новоселенгинск). В г. Улан-Удэ средняя величина МЭД составила 0,17 мкЗв/час (в 2020 г. - 0,17 мкЗв/ч).
Систематические ежедневные измерения суммарной бета-активности выпадений из атмосферы проводились на 8 станциях, в том числе и в г. Улан-Удэ. Среднее за год значение суммарной бета-активности атмосферных выпадений на территории Республики Бурятия составило 1,0 Бк/м2 сутки (1,1 Бк/м2 сутки в 2020 г.).
Таким образом, районы Республики Бурятия, где производятся режимные наблюдения, являются благополучными как по гамма-фону, так и по суммарной бета-активности.
Оценка радиационной обстановки на территории Республики Бурятия осуществляется по результатам социально-гигиенического мониторинга и отражается в радиационно-гигиеническом паспорте территории Республики Бурятия.
Реализация государственной экологической политики во многом зависит от ее восприятия и поддержки населением республики, что в свою очередь обусловлено уровнем экологической культуры, нравственным отношением человека к природе. Основным направлением формирования экологической культуры является всеобщность и комплексность экологического образования.
По инициативе Минприроды РБ постановлением Правительства Республики Бурятия от 21.12.2011 N 682 была утверждена и реализована Стратегия развития непрерывного экологического образования и формирования экологической культуры на территории Республики Бурятия на 2012 - 2016 годы.
Для развития системы непрерывного экологического образования, просвещения и формирования экологической культуры принят Закон Республики Бурятия от 26.12.2022 N 2448-VI "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Республике Бурятия и признании утратившими силу некоторых положений Закона Республики Бурятия "Об охране окружающей среды в Республике Бурятия".
Ежегодно проводится Всероссийская акция по очистке от мусора берегов водных объектов "Вода России" ("Берег добрых дел"), которая является частью федерального проекта "Сохранение уникальных водных объектов" национального проекта "Экология". В рамках акции в 2022 году проведены уборки береговой линии озера Байкал, озер Гусиное, Щучье, других рек и ручьев, в которых приняли участие более 3000 человек, было собрано более 788 м3 мусора. Республика Бурятия в 2022 году победила в номинации "Прорыв года". Место в рейтинге регионов - 31 (в 2021 году - 65).
На территории республики активно поддерживается и реализуется волонтерский проект "Мусор из головы", который направлен на экологическое просвещение, воспитание бережного отношения к своей Родине. В рамках реализации проекта проведены уборки территорий от мусора с привлечением жителей республики всех возрастов. В 2022 году при информационной поддержке Правительства Республики Бурятия проект стал финалистом Международной премии #МЫВМЕСТЕ.
Проводится Всероссийская акция по сбору макулатуры #БумБатл, в 2022 году за время проведения акции по сбору макулатуры с сентября по ноябрь в Бурятии собрано и сдано на переработку более 7 тонн макулатуры.
В рамках ежегодного экологического субботника "Зеленая весна" в период апрель - май проведены субботники в муниципальных образованиях в республике, собрано около 700 м3 мусора, высажено 144 саженцев деревьев.
Также проводятся экологические уроки, фестивали и другие мероприятия по экологическому образованию, просвещению и формированию экологической культуры.
В условиях увеличения темпов роста производства экономики и количества предприятий среднего и малого бизнеса влияние негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на компоненты природной среды и здоровье населения возрастает. В связи с этим государственные функции, исполняемые Минприроды РБ в сфере охраны окружающей среды, становятся одними из общественно значимых.".
1.3.5.3. В разделе "2. Цели и задачи подпрограммы, ожидаемые результаты реализации подпрограммы" абзац второй изложить в следующей редакции:
"- снижение загрязненности атмосферного воздуха (2013 - 2022 гг.);".
1.3.5.4. В разделе "4. Мероприятия подпрограммы" абзац третий изложить в следующей редакции:
"Ресурсное обеспечение мероприятий подпрограммы представлено в приложениях 5, 7.".
1.3.6. В подпрограмме 6 "Совершенствование государственного управления в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов":
1.3.6.1. Раздел паспорта "Ответственный исполнитель подпрограммы" изложить в следующей редакции:
"Ответственный исполнитель подпрограммы" |
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия" |
1.3.6.2. Раздел "1. Характеристика текущего состояния, основные направления развития" изложить в следующей редакции:
"1. Характеристика текущего состояния, основные направления развития
Сферой реализации подпрограммы является деятельность структурных подразделений Минприроды РБ, направленная на создание условий для реализации полномочий.
Реализация мероприятий по полноценному и своевременному обеспечению деятельности структурных подразделений Минприроды РБ способствует безусловному решению задач государственной программы в целом и в первую очередь позволяет повысить качество управления по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере использования, воспроизводства и охраны (защиты) природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения, объекты животного мира и среду их обитания, в области охоты, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления, особо охраняемых природных территорий регионального значения и государственной экологической экспертизы, охраны атмосферного воздуха, адаптации к изменениям климата, радиационной безопасности.
Активно ведется работа по обеспечению населения достоверной информацией об осуществлении Минприроды РБ государственной политики и нормативно-правового регулирования в установленной сфере, а также предоставлении государственных услуг в пределах своих полномочий.
Информирование населения, общественности о деятельности Минприроды РБ, а также о состоянии окружающей среды осуществляется посредством СМИ федерального и регионального уровней, публикаций в сети Интернет.
Так, в 2022 году на информационное освещение деятельности Минприроды РБ направлено 454,5 тыс. руб., на вовлечение населения в проведение мероприятий, направленных на реализацию национальных проектов, - 1 327,5 тыс. руб. В 2023 году на вышеперечисленные мероприятия предусмотрено финансирование в таком же объеме.
Одним из основных направлений обеспечения деятельности Минприроды РБ является его административная составляющая, включающая следующие направления: планирование служебной деятельности, контроль полноты и своевременности выполнения поручений, информационно-аналитическую работу, организационно-штатное и правовое обеспечение, организацию международного сотрудничества, кадровую работу, работу с обращениями граждан и организаций, защиту государственной тайны, мобилизационную подготовку, делопроизводство.
Планирование придает деятельности целенаправленный характер, дает возможность сосредоточить основное внимание и усилия на наиболее важных текущих проблемах, обеспечивает взаимодействие с подведомственными организациями, создает условия для наиболее эффективного использования сил и средств, своевременного маневрирования ими на основе определения последовательности решения возложенных задач, обеспечения равномерности и ритмичности задействования кадровых, финансовых, материально-технических и иных ресурсов.
Контроль как совокупность мероприятий, направленных на обеспечение своевременного и качественного исполнения принятых решений и поручений, включает в себя систематизацию сведений об их содержании, сроках и ходе выполнения, периодический сбор, обобщение и анализ соответствующей информации, подготовку предложений по обеспечению их своевременной реализации, а также повышению исполнительской дисциплины, совершенствованию организации и осуществления контроля.
Важнейшим инструментом рационального природопользования, сохранения окружающей среды, ее возобновления, устойчивого развития является законодательное (правовое) закрепление основных принципов, механизмов, гарантий, критериев в природоохранной деятельности.
Так, за 2021 - 2022 годы Минприроды РБ было подготовлено 15 законопроектов, принятых Народным Хуралом Республики Бурятия, разработан ряд правотворческих документов в установленной сфере деятельности:
- 17 нормативных правовых актов Главы Республики Бурятия;
- 77 нормативных правовых актов Правительства Республики Бурятия;
- 11 актов Минприроды РБ, прошедших государственную регистрацию.
Важным инструментом совершенствования системы материально-технического обеспечения является электронная процедура торгов, совершаемая на общедоступном ресурсе, в единой информационной системе в сфере закупок, которая является наиболее эффективной и прозрачной формой, максимально исключающей возможность коррупционных проявлений. В настоящее время большая часть закупочных процедур проводится в электронной форме.
В целях обеспечения потребности в высококвалифицированных кадрах для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы Республики Бурятия в Минприроды РБ на конкурсной основе сформирован кадровый резерв, в настоящее время состоящий из 143 человек.
В 2021 - 2023 годах из кадрового резерва Минприроды РБ на должности государственной гражданской службы назначены 11 служащих.
По образовательным программам дополнительного профессионального образования:
- в 2021 - 2022 годах прошли обучение 57 госслужащих, в том числе 26 - профессиональную переподготовку, 31 - повышение квалификации;
- в 2022 году повысили квалификацию 10 госслужащих.
В 2023 году и в последующие годы планируется обучение по образовательным программам гражданских служащих Минприроды РБ в размере 20% от общего количества гражданских служащих Минприроды РБ в год.
В рамках подпрограммы осуществляется подготовка и проведение различного рода заседаний, совещаний, семинаров, конференций, мероприятий, в том числе по вопросам повышения квалификации и уровня знаний государственных гражданских служащих.
По линии противодействия коррупции государственных гражданских служащих принимаются меры по неукоснительному исполнению каждым работником требований антикоррупционного законодательства, в том числе по уведомлению о фактах их склонения к совершению коррупционных правонарушений. Продолжается осуществление контроля за своевременным представлением служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, аналогичных сведений на супругов и несовершеннолетних детей, а также правильностью заполнения и хранения справок о доходах, имуществе и обязательствах.
Активное и целенаправленное реформирование бюджетного процесса приводит к необходимости внедрения в отрасли современных методов управления, ориентированных на результат. В рамках подпрограммы осуществляется комплекс мер, направленных на модернизацию системы управления в отрасли, совершенствование предоставления государственных услуг Минприроды РБ, оптимизацию выполняемых функций и организационного построения в целом. Проведение данных реформ предполагает комплексную трансформацию, направленную на формирование нового поколения государственных служащих, разрушение укоренившихся в обществе стереотипов и формирование положительного имиджа государственной службы, а также культивирование новых форм взаимодействия между государством и гражданами.
Немаловажную роль играет и фактор инновационного развития, который является мощным стимулом к внедрению новых подходов, механизмов и принципов в сфере управления государственным сектором.
В ходе осуществления мероприятий по совершенствованию финансового обеспечения планируется обеспечить равномерность и полноту исполнения кассового плана выплат республиканского бюджета.
В рамках мероприятий по осуществлению внутреннего финансового аудита регулярно проводятся проверки:
- внутри министерства - в части достоверности и полноты годовой бюджетной отчетности, финансово-хозяйственной деятельности, исполнения государственных контрактов, финансового контроля за использованием выделенных субсидий и субвенций;
- подведомственного бюджетного учреждения "Природопользование и охрана окружающей среды Республики Бурятия" - в сфере финансового законодательства, целевого и эффективного использования материальных и финансовых ресурсов, выполнения государственного задания, правильности оформления хозяйственных операций, достоверности отчетности о результатах финансово-хозяйственной деятельности;
- АО "Республиканский мусороперерабатывающий завод", государственного предприятия "Республиканский аналитический центр" - в части достоверности отчетности о результатах финансово-хозяйственной деятельности.
Важным направлением реализации подпрограммы является совершенствование проводимой политики в области информационных и телекоммуникационных технологий, автоматизированных информационных систем, систем и средств связи, технической, в том числе криптографической, защиты информации, использования электронной подписи, формирования и ведения информационных ресурсов, межведомственного информационного взаимодействия.
Последствием нереализации или неэффективной реализации подпрограммы станет снижение обеспеченности Минприроды РБ и Бурприроднадзора до уровня, не позволяющего успешно решать возложенные задачи, которое повлечет за собой лишение (снижение) материального стимулирования служащего за выполнение особо важных и сложных заданий, снижение инициативности, текучесть кадров, создание предпосылок к хищениям материально-технических средств, рост коррупционных проявлений при заключении государственных контрактов на поставку материально-технических средств. Все вышеперечисленное неизбежно приведет к ухудшению показателей социально экономического развития Республики Бурятия.".
1.3.7. Раздел "1. Характеристика текущего состояния, основные проблемы развития" подпрограммы 7 "Региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами" изложить в следующей редакции:
"1. Характеристика текущего состояния, основные проблемы развития
Ресурсосбережение, обеспечение экологической безопасности, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды в настоящее время являются приоритетными направлениями в рамках реализации курса на устойчивое развитие Республики Бурятия.
Одной из нерешенных задач на федеральном и региональном уровнях является создание системы, позволяющей минимизировать количество захораниваемых отходов, максимально обеспечив при этом ресурсосбережение, повторное вовлечение в хозяйственный оборот утилизируемых компонентов отходов в качестве сырья, материалов, изделий, превращение отходов во вторичное сырье для изготовления новой продукции и получения энергии.
Устойчивое развитие в данной сфере предусматривает требования к системе обращения с отходами. Для этого на территории Республики Бурятия приняты необходимые нормативно-правовые акты:
- Закон Республики Бурятия от 09.03.2010 N 1254-IV "Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия";
- Закон Республики Бурятия от 05.05.2011 N 2003-IV "Об административных правонарушениях";
- постановление Правительства Республики Бурятия от 10.06.2008 N 303 "Об утверждении Порядка ведения регионального кадастра отходов";
- постановление Правительства Республики Бурятия от 22.08.2016 N 393 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Бурятия";
- постановление Правительства Республики Бурятия от 09.12.2016 N 570 "Об утверждении Правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Бурятия";
- постановление Правительства Республики Бурятия от 16.10.2017 N 502 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Бурятия".
Для решения перечисленных проблем реализуется разработанная в соответствии с федеральным законом территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Республики Бурятия.
Территория Республики Бурятия разделена на три зоны деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В 2019 году проведен отбор региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Бурятия.
Зоны деятельности региональных операторов по обращению с ТКО на территории Республики Бурятия
N N п/п |
Наименование муниципального образования (городского округа, муниципального района) |
|
ЗОНА 1 |
1 |
Баунтовский эвенкийский район |
2 |
Бичурский район |
3 |
Еравнинский район |
4 |
Заиграевский район |
5 |
Иволгинский район |
6 |
Кижингинский район |
7 |
Муйский район |
8 |
Мухоршибирский район |
9 |
Окинский район |
10 |
Северо-Байкальский район |
11 |
Тарбагатайский район |
12 |
Тункинский район |
13 |
Хоринский район |
14 |
г. Улан-Удэ |
15 |
г. Северобайкальск |
|
ЗОНА 2 |
16 |
Баргузинский район |
17 |
Кабанский район |
18 |
Курумканский район |
19 |
Прибайкальский район |
|
ЗОНА 3 |
20 |
Джидинский район |
21 |
Закаменский район |
22 |
Кяхтинский район |
23 |
Селенгинский район |
Республика Бурятия участвует в реализации мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, входящих в национальный проект "Экология", обеспечивающий достижение национальных целей Российской Федерации.".
1.3.8. Дополнить подпрограммой 8 "Охрана атмосферного воздуха" согласно приложению N 1 * к настоящему постановлению.
1.4. В приложении 1:
1.4.1. Пункт 18 изложить в следующей редакции:
"18 |
Доля редких и исчезающих видов, в отношении которых проведен мониторинг, к общему количеству редких и исчезающих видов, занесенных в Красную книгу Республики Бурятия |
% |
0 |
0 |
0,86 |
10,36 |
10,36 |
10,36 |
10,36 |
19,8 |
29,3 |
38,8 |
38,8 |
38,82 |
100 |
38,84 |
38,85 |
38,86" |
1.4.2. Пункт 24 изложить в следующей редакции:
"24 |
Объем поступления платежей за пользование объектами животного мира |
млн. руб. |
2,7 |
2,8 |
2,9 |
3,15 |
3,0 |
3,1 |
3,2 |
3,3 |
5,0 |
5,1 |
5,2 |
5,3 |
7,50 |
7,51 |
7,52 |
7,53" |
1.4.3. Пункт 31 изложить в следующей редакции:
"31 |
Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, расположенных на территории Республики Бурятия |
тыс. тонн |
90,0 |
99,7 |
97,7 |
96,5 |
95,1 |
94,8 |
94,3 |
94,1 |
94,0 |
111,4 |
110,5 |
109,6 |
- |
- |
- |
-" |
1.4.4. Пункт 42 изложить в следующей редакции:
"42 |
Снижение общей площади территорий, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению и оказывающих воздействие на озеро Байкал |
га |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
228,24 |
125,9 |
125,9 |
125,9 |
125,9 |
125,9 |
- |
-" |
1.4.5. Пункт 44 изложить в следующей редакции:
"44 |
Количество публикаций в СМИ, в сети Интернет |
ед. |
17 |
20 |
30 |
30 |
35 |
40 |
40 |
42 |
43 |
45 |
45 |
47 |
48 |
49 |
50 |
51" |
1.4.6. Пункт 62 изложить в следующей редакции:
"62 |
Количество ликвидированных несанкционированных свалок в границах городов (нарастающим итогом) |
шт. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
3 |
- |
-" |
1.4.7. Пункт 64 изложить в следующей редакции:
"64 |
Численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией несанкционированных свалок в границах городов (нарастающим итогом) |
тыс. чел. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
31,5 |
54,8 |
- |
-" |
1.4.8. Пункт 66 изложить в следующей редакции:
"66 |
Доля направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов, в общей массе образованных твердых коммунальных отходов |
% |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
0,06 |
0,19 |
1,24 |
0 |
0,1 |
0,1 |
- |
" |
1.4.9. Пункт 67 изложить в следующей редакции:
"67 |
Доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов |
% |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
1,37 |
8,2 |
17 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
- |
-" |
1.4.10. Подпункт 69.2 изложить в следующей редакции:
"69.2 |
Доля направленных на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов |
% |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
99,94 |
99,81 |
98,76 |
100 |
99,9 |
99,9 |
- |
-" |
1.4.11. Дополнить пунктами 70 - 72 следующего содержания:
"70 |
Подпрограмма 8 "Охрана атмосферного воздуха" |
|||||||||||||||||
71 |
Задача: снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух |
|||||||||||||||||
72 |
Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, расположенных на территории Республики Бурятия |
тыс. тонн |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
108,7 |
107,6 |
106,7 |
105,8" |
1.5. Приложение 7 изложить в новой редакции согласно приложению N 2 * к настоящему постановлению.
1.6. В приложении 17:
1.6.1. Наименование раздела "IV. Предоставление субсидии муниципальному образованию на достижение цели - разработка проектной документации на создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением контейнерных площадок" изложить в следующей редакции:
"IV. Предоставление субсидии муниципальному образованию на достижение цели - разработка проектной документации на создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая мусороперегрузочные станции, за исключением контейнерных площадок".
1.6.2. В пунктах 4.1, 4.2, 4.3, 4.5, 4.7 после слов "мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов," дополнить словами "включая мусороперегрузочные станции,".
1.7. Абзац второй пункта 3 приложения 18 после слов "на жилую застройку" дополнить словами ", зоны специального назначения, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами, используемыми для захоронения твердых коммунальных отходов;".
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Исполняющий обязанности Председателя Правительства Республики Бурятия |
В. Мухин |
______________________________
* Приложения в электронном виде
______________________________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Бурятия от 12 мая 2023 г. N 253 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 30.05.2013 N 261 "О Государственной программе Республики Бурятия "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов"
Вступает в силу с 15 мая 2023 г.
Текст постановления опубликован на официальном портале органов государственной власти Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru 15 мая 2023 г., в сетевом издании "Информационное агентство "Буряад унэн" от 15 мая 2023 г., на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 16 мая 2023 г. N 0300202305160001