Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
от 31 марта 2023 г. N 01-05/1-227
Доклад
о правоприменительной практике Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) по региональному государственному экологическому контролю (надзору) за 2022 год
О региональном государственном экологическом надзоре
Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) (далее Минэкологии PC (Я)) осуществляет региональный государственный экологический контроль (надзор) в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Положением о региональном государственном экологическом контроле (надзоре), утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 24.09.2021 г. N 389.
Предметом регионального государственного экологического контроля (надзора) является:
соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленных Федеральным законом от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Федеральным законом от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральным законом от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 21.07.2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 26.07.2019 г. N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в отношении объектов, не подлежащих федеральному экологическому контролю (надзору);
соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению со дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
Региональный государственный экологический контроль (надзор) организуется и проводится при осуществлении хозяйственной и иной деятельности с использованием объектов, находящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в ведении Российской Федерации, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на территории Республики Саха (Якутия), за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору), на водных объектах и территории их водоохранных зон и прибрежных защитных полос, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору).
Учет объектов контроля, относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, обеспечивается при ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Минэкологии PC (Я) в установленной сфере деятельности в 2022 году проводились контрольные (надзорные) мероприятия со и без взаимодействия с контролируемым лицом. Также территориальными подразделениями проводятся административные производства согласно Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ).
Региональный государственный экологический надзор
Контрольные (надзорные) мероприятия со взаимодействием с контролируемым лицом
За 2022 год территориальными подразделениями проведено всего 69 контрольно-надзорных мероприятий со взаимодействием с контролируемым лицом:
- Из них 23 выездные проверки, 1 рейдовый осмотр, 4 документарных проверки, 0 инспекционных визитов, 41 участие в качестве специалиста в прокурорской проверке.
- По следующим основаниях: 3 - наступление сроков проведения КНМ, включенных в План проведения КНМ на 2022 год, 10 - по требованию прокурора о проведении КНМ, 5 - истечение срока исполнения решения об устранении выявленного нарушения обязательных требований, 9 - наличие сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба), 1 - иное, 41 - участие в качестве специалиста в прокурорской проверке.
- Совместно с другими органами проведено 2 КНМ.
В ходе проведенных 69 КНМ со взаимодействием с контролируемым лицом проверено 60 хозяйствующих субъектов, из них: 37 ЮЛ (из них 16 СМСП), 3 ФЛ, 20 ОМСУ.
Выявлено 42 нарушения природоохранного законодательства, в том числе: в области обращения с отходами - 24, в области охраны и использования водных объектов - 14, по охране земельной поверхности - 1, по общим вопросам - 3. По состоянию на 31.12.2023 г. устранено 10 (24%), в том числе: вода - 4, отходы - 5, по общим вопросам - 1. Выдано 13 предписаний, из них выполнено 3 (23%), объявлено 2 предостережения.
Всего составлено 18 протоколов, предъявлено 27 административных штрафов на сумму 948 тыс. руб., по состоянию на 31.12.2022 г. взыскано 22 (81%) административных штрафов на сумму 708 тыс. руб. Объявлено устное замечание - 1, выдано 6 предупреждений.
Направлено на согласование с прокуратурой - 58, из них отказано - 40 (69%).
Передано по подведомственности - 39.
В таблице 1 представлены результаты контрольной (надзорной) деятельности территориальных подразделений Минэкологии РС (Я) при проведении КНМ со взаимодействием с контролируемым лицом за 2022 год.
Таблица 1
Результаты КНМ со взаимодействием с контролируемым лицом за 2022 год
Показатели |
Выездные проверки, в т.ч. прокурорские |
Рейдовые осмотры, в т.ч. прокурорские |
Документарные проверки |
Инспекционные визиты |
Всего |
Всего проведено КНМ |
54 |
9 |
6 |
0 |
69 |
Проверено хоз. субъектов |
48 |
6 |
6 |
0 |
60 |
Выявлено нарушений |
32 |
6 |
7 |
0 |
42 |
Устранено нарушений |
9 |
1 |
1 |
0 |
10 |
Выдано предписаний |
9 |
1 |
3 |
0 |
13 |
Выполнено предписаний, шт. /(%) |
1 |
1 |
1 |
0 |
3 (23%) |
Выдано предостережений |
2 |
0 |
0 |
0 |
2 |
Выдано представлений |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Выдано предупреждений |
6 |
0 |
0 |
0 |
6 |
Составлено %) протоколов, шт. |
13 |
3 |
2 |
0 |
18 |
Предъявлено: кол-во штрафов, шт. |
20 |
6 |
1 |
0 |
27 |
Предъявлено штрафов, тыс.р. |
698 |
240 |
10 |
0 |
948 |
Взыскано: кол-во штрафов, шт./% |
17 |
4 |
1 |
0 |
22 (81%) |
Взыскано штрафов, тыс. руб |
478 |
220 |
10 |
0 |
708 |
Предъявлено: кол-во ущербов, шт. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Предъявлено ущербов, тыс.р. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Взыскано: кол-во ущербов, шт./% |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Взыскано ущербов, тыс. руб. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Направлено на согласование с прокуратурой/отказано |
53/36 |
5/4 |
0 |
0 |
58/40 |
Передано по подведомственности |
34 |
2 |
3 |
0 |
39 |
Таблица N 2
Типовые и массовые нарушения,
выявленные при осуществлении КНМ со взаимодействием с контролируемым лицом за 2022 год
N п/п |
Статья КоАП РФ |
Кол-во |
1 |
Ст. 8.1. Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов |
7 |
2 |
Ст. 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами |
5 |
3 |
Ст. 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль |
3 |
4 |
Ст. 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации |
2 |
5 |
Ст. 8.13. Нарушение правил охраны водных объектов |
1 |
Основными нарушениями являются - утечка канализационных отходов, образование несанкционированных мест размещения отходов.
Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом
За 2022 г. территориальными подразделениями проведено 938 контрольно-надзорных мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом.
- Из них: 883 выездных обследований, 55 участий в качестве специалистов в прокурорской проверке.
- По следующим основаниям: оценка соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований - 604, данные, поступившие в ходе межведомственного информационного взаимодействия - 0, сведения, поступившие от контролируемых лиц в рамках исполнения обязательных требований - 40, иные общедоступные данные (сеть "Интернет", государственные и муниципальные информационные системы) - 51, данные, полученные с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации правонарушений - 3, по обращениям (заявлениям) граждан и организаций - 185, 55 участий в качестве специалистов в прокурорской проверке.
В ходе проведенных контрольно-надзорных мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом проверено 496 хозяйствующих субъекта. Из них 198 юридических лиц, 20 индивидуальных предпринимателей, из них 31 субъектов малого предпринимательства, 163 физических лиц, 115 органов местного самоуправления, в ходе которых выявлено 475 нарушений природоохранного законодательства, по состоянию на 31.12.2023 г. всего устранено - 259 (54,5%).
Выдано 55 представлений, объявлено 114 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
Всего составлено 127 протоколов об административном правонарушении. Предъявлено 119 административных штрафов на сумму 2738,38 тыс. рублей, взыскано 91 административных штрафов (76,4%) на сумму 2424,0 тыс. руб., выдано 28 предупреждений, объявлено 4 устных замечания.
Предъявлено 15 ущербов почвенному покрову на сумму 12057,84 тыс. руб., водному объекту - 2 ущерба на сумму 2175,8 тыс. руб. (взысканы). Взыскано 7 ущербов (41,2%) на сумму 2919,909 тыс. рублей, из них 5 ущербов почвенному покрову на сумму 744,09 тыс. руб.
Передано по подведомственности - 153.
Таблица N 3
Типовые и массовые нарушения,
выявленные при осуществлении КНМ без взаимодействия с контролируемым лицом за 2022 год
N |
Статья КоАП РФ |
Кол-во |
1 |
Ст. 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами |
76 |
2 |
Ст.8.13. Нарушение правил охраны водных объектов |
23 |
3 |
Ст. 8.2.3. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства |
9 |
4 |
Ст.8.2.2. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов |
6 |
5 |
Ст. 7.6. Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий |
5 |
6 |
Ст. 8.6. Порча земель |
5 |
7 |
Ст.8.12. Нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах |
1 |
8 |
Ст. 8.46. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений |
1 |
9 |
Ст. 19.7. Непредставление сведений (информации) |
1 |
Основные нарушениями являются выявление мест несанкционированного размещения отходов, захламление мест накопления отходов, слив жидких бытовых отходов, загрязнение водных объектов в результате деятельности хозяйствующих субъектов.
Административные производства согласно КоАП РФ
Государственными инспекторами всего проведено 279 административных производств согласно КоАП РФ по основаниям: 85 - административных расследований, 33 - по неуплате административных штрафов в срок, предусмотренный КоАП РФ, 87 - рассмотрений переданных дел от других надзорных органов, 74 - административных производств по иным основаниям (по факту нарушения).
Проверено 275 хозяйствующих субъектов, из них 47 юридических лиц, 34 индивидуальных предпринимателей (из них 27 субъектов малого и среднего предпринимательства), 150 физических лиц, 44 ОМСУ, в ходе которых выявлено 275 нарушений природоохранного законодательства.
Передано по подведомственности - 34.
Выдано 24 представлений, составлено 174 протоколов, из них 14 юридическим лицам, 41 должностным лицам, 23 индивидуальным предпринимателям, 96 физическим лицам. Всего предъявлено 181 административных штрафов на сумму 1838,5 тыс. руб., из них по состоянию на 31.12.2023 г. взыскано 114 (63%) административных штрафов на сумму 693,5 тыс. руб., выдано 75 предупреждений. Направлено в ФССП 12 адм. дел. Всего предъявлено 3 ущерба почвенному покрову на сумму 166,811 тыс. руб. Взыскано 3 ущербов почвенному покрову (100%) на сумму 166,811 тыс. рублей.
С 25 июля 2022 года вступили в силу изменения, внесенные в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 290-ФЗ, согласно которым дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом. В связи с чем количество административных производств согласно КоАП РФ по основанию - административные расследования уменьшаются, соответственно количество административных штрафов также.
Таблица N 4
Типовые и массовые нарушения,
выявленные при административных производствах за 2022 год
N |
Статья КоАП РФ |
Кол-во |
1 |
Ст. 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами |
112 |
2 |
Ст. 20.25 Неуплата административного штрафа в срок |
33 |
3 |
Ст. 8.13. Нарушение правил охраны водных объектов |
13 |
4 |
Ст. 8.6. Порча земель |
11 |
5 |
Ст. 8.46. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений |
2 |
6 |
Ст. 8.1 Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов |
1 |
7 |
Ст. 8.2.3. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства |
1 |
8 |
Ст. 19.5 Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль |
1 |
Основные нарушениями являются выявление мест несанкционированного размещения отходов, отсутствие договоров с региональными операторами по ТКО, слив жидких бытовых отходов, неуплата административных штрафов в установленные сроки, загрязнение водных объектов в результате деятельности хозяйствующих субъектов.
Контрольно-надзорные мероприятия в области охраны и использования водных объектов
Региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов осуществляется в отношении водных объектов и территории их водоохранных зон и прибрежных защитных полос, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору), критерии отнесения которых установлены Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1096 "О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)".
К числу типовых и массовых нарушений обязательных требований природоохранного законодательства, выявляемых Минэкологией PC (Я) при осуществлении регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, можно отнести нарушения требований к охране водных объектов, которые могут повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, и самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий, ответственность за которые предусмотрена ч. 4 ст. 8.13 и ст. 7.6 КоАП РФ соответственно.
При доказанности факта нарушения требований по охране водного объекта производится исчисление размера вреда, причинённого водному объекту, вследствие нарушения водного законодательства согласно Методике исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной Приказом Минприроды России от 13.04.2009 N 87.
За 2022 год территориальными подразделениями Министерства в области охраны и использования водных объектов всего проведено 404 контрольно-надзорных мероприятия, по итогам которых выявлено 124 нарушения природоохранного законодательства, из них своевременно устранено 68 (54,8%), выдано 4 предписания об устранении нарушений, из них выполнено 0 (0%) предписаний, объявлено 14 предостережений, выдано 12 представлений, составлено 43 протокола и предъявлено 52 административных штрафов на сумму 2425 тыс. руб., из них взыскано 46 (88,46%) на сумму 1980 тыс. руб., предъявлено 2 ущерба на сумму 2175,8 тыс. руб. (взыскан).
В таблице N 5 представлена информация по результатам контрольно-надзорной деятельности территориальных подразделений в области охраны и использования водных объектов за 2019 - 2022 годы.
Таблица N 5
Показатели |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Всего проведено контрольно-надзорных мероприятий в области охраны и использования водных объектов, в т.ч.: |
559 |
438 |
480 |
404 |
плановые проверки |
86 |
33 |
0 |
- |
внеплановые проверки |
46 |
12 |
21 |
- |
рейдовые мероприятия |
427 |
393 |
459 |
- |
со взаимодействием с контролируемым лицом |
|
|
|
17 |
без взаимодействия с контролируемым лицом |
|
|
|
360 |
административное производство согласно КоАП РФ |
|
|
|
27 |
Выявлено нарушений |
187 |
123 |
139 |
124 |
Выдано предписаний |
89 |
41 |
46 |
4 |
Выполнено предписаний, шт./% |
71 (79%) |
34 (82%) |
35 (76%) |
|
Составлено протоколов, шт. |
181 |
100 |
122 |
43 |
Предъявлено: кол-во штрафов, шт. |
146 |
109 |
119 |
52 |
Предъявлено штрафов, тыс. руб. |
4520,0 |
6424,0 |
6999,0 |
2425 |
Взыскано: кол-во штрафов, шт./% |
135 (92%) |
86 (78%) |
89 (75%) |
46 (88,46%) |
Взыскано штрафов, тыс. руб. |
3560,0 |
5304,0 |
5483,0 |
1980 |
Таблица N 6
Типовые и массовые нарушения, выявленные при осуществлении КНМ в области охраны и использования водных объектов за 2022 год
N п/п |
Статья КоАП РФ |
Кол-во |
1 |
Ст. 8.13. Нарушение правил охраны водных объектов |
37 |
2 |
Ст. 7.6. Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий |
5 |
3 |
Ст. 8.12. Нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах |
1 |
Контрольно-надзорные мероприятия в области обращения с отходами производства и потребления
Под региональным государственным надзором в области обращения с отходами понимается осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
Предметом проверки соблюдения требований законодательства в области обращения с отходами являются обязательные для исполнения положения Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также нормы иных законодательных и подзаконных актов, регулирующих сферу деятельности в области обращения с отходами.
В настоящее время нарушения в области обращения с отходами попадают под действие ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей наложение административного штрафа на юридических лиц вплоть до двухсот пятидесяти тысяч рублей и даже административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
За 2022 год территориальными подразделениями Минэкологии РС (Я) в области обращения с отходами производства и потребления проведено 731 контрольно-надзорное мероприятие, в т. ч. КИМ со взаимодействием с контролируемым лицом - 17, КНМ без взаимодействия с контролируемым лицом - 475, по КоАП РФ - 239, по итогам которых выявлено 585 нарушений природоохранного законодательства, из них своевременно устранено 320 (54,7%), выдано 8 предписаний об устранении нарушений, из них выполнено 2 (25%), выдано 98 предостережений, выдано 65 представлений, составлено 217 протоколов и предъявлено административных штрафов 232 на сумму 2355,5 тыс. руб., из них по состоянию на 30.12.2022 взыскано 162 (69,82%) на сумму 1578,5 тыс. руб.
Таблице N 7 представлена информация по результатам контрольно-надзорной деятельности территориальных подразделений в области обращения с отходами производства и потребления за 2019 - 2022 годы.
Таблица N 7
Показатели |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Всего проведено контрольно-надзорных мероприятий в области обращения с отходами производства и потребления, в т.ч.: |
956 |
675 |
904 |
731 |
плановые проверки |
86 |
33 |
|
- |
внеплановые проверки |
229 |
79 |
70 |
- |
рейдовые |
641 |
563 |
834 |
- |
КНМ со взаимодействием |
- |
- |
|
17 |
КИМ без взаимодействия |
- |
- |
|
475 |
АП согласно КоАП РФ |
- |
- |
|
239 |
Выявлено нарушений |
613 |
580 |
696 |
585 |
Выдано предписаний |
292 |
316 |
371 |
8 |
Выполнено предписаний, шт /(%) |
146 /50% |
188 /59% |
260 (70%) |
2 (25%) |
Составлено протоколов, шт. |
281 |
237 |
280 |
217 |
Предъявлено: кол-во штрафов, шт. |
292 |
246 |
310 |
232 |
Предъявлено штрафов, тыс.р. |
6970,0 |
5004,8 |
4181,0 |
2355,5 |
Взыскано: кол-во штрафов, шт./% |
170 /58% |
174 /70% |
194 (63%) |
162 (69,82%) |
Взыскано штрафов, тыс. руб |
3603,0 |
3441,0 |
2181,0 |
1578,5 |
Таблица N 8
Типовые и массовые нарушения,
выявленные при осуществлении регионального государственного экологического надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности за 2022 год
N п/п |
Статья КоАП РФ |
Кол-во |
1 |
ст. 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами |
193 |
2 |
ст. 8.2.3. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства |
10 |
3 |
ст. 8.1. Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов |
8 |
4 |
Ст. 8.2.2. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов |
6 |
Как видно из таблицы основными нарушениями являются несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления - несоответствие требованиям мест размещения отходов в отношении ОМСУ, несанкционированные свалки, захламление мест накопления отходов, разлив сточных вод, использование отработанных автошин, отсутствие договора с региональным оператором.
Контрольно-надзорные мероприятия в области охраны атмосферного воздуха
Осуществляется в рамках регионального государственного экологического надзора в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
Под государственным надзором в области охраны атмосферного воздуха понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
За 2022 год территориальными подразделениями Министерства проведено 4 контрольно-надзорных мероприятий: 3 со взаимодействием с контролируемым лицом - плановых проверок и 1 выездное обследование, по итогам которых выявлено 1 нарушение природоохранного законодательства, которое своевременно устранено, выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, материалы переданы в прокуратуру, на основании постановления прокуратуры предъявлен 1 административный штраф по статье 8.21 КоАП РФ "Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения" на сумму 10,0 тыс. руб./взыскано.
В таблице N 9 представлена информация по результатам контрольно-надзорной деятельности ИГЭН и КГЭН в области охраны атмосферного воздуха за 2020 - 2022 годы.
Таблица N 9
Показатели |
2020 |
2021 |
2022 |
Всего проведено контрольно-надзорных мероприятий в области охраны атмосферного воздуха, в т.ч.: |
44 |
24 |
4 |
плановые проверки |
33 |
0 |
- |
внеплановые проверки |
2 |
4 |
- |
рейдовые мероприятия |
9 |
20 |
- |
со взаимодействием с контролируемым лицом |
- |
- |
3 |
без взаимодействия с контролируемым лицом |
- |
- |
1 |
административное производство согласно КоАП РФ |
- |
- |
0 |
Выявлено нарушений |
5 |
16 |
1 |
Выдано предписаний |
0 |
6 |
0 |
Выполнено предписаний, шт./% |
0 |
1 (16,7%) |
0 |
Составлено протоколов, шт. |
4 |
10 |
0 |
Предъявлено: кол-во штрафов, шт. |
6 |
8 |
1 |
Предъявлено штрафов, тыс. руб. |
129,0 |
19,0 |
10,0 |
Взыскано: кол-во штрафов, шт./% |
6 |
8 (100%) |
1 (100%) |
Взыскано штрафов, тыс. руб. |
129,0 |
19,0 |
10,0 |
Контрольно-надзорные мероприятия в области охраны почвенного покрова
Согласно ст. 23.29 КоАП РФ Органы, осуществляющие государственный экологический надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 8.6 - порча земель в результате загрязнения почвенного покрова.
За 2022 год территориальными подразделениями Минэкологии РС (Я) в области охраны почвенного покрова проведено 68 контрольно-надзорных мероприятий, в т.ч. КНМ без взаимодействия с контролируемым лицом - 56, по КоАП РФ - 12, по итогам которых выявлено 41 нарушений природоохранного законодательства, из них своевременно устранено 20 (48,7%), выдано 4 предостережения, 1 представления, составлено 16 протоколов и предъявлено административных штрафов 14 на сумму 184,5 тыс. руб., из них по состоянию на 31.12.2022 взыскано 10 (71%) на сумму 111,5 тыс. руб., предъявлено 9 ущербов на сумму 4052,7 тыс. руб., взыскано 7 ущербов на сумму 904,06 тыс. руб.
В таблице N 10 представлена информация по результатам контрольно-надзорной деятельности ИГЭН, КГЭН в области охраны почвенного покрова за 2019 - 2022 годы.
Таблица N 10
Показатели |
2020 |
2021 |
2022 |
Всего проведено контрольно-надзорных мероприятий в области охраны почвенного покрова, в т.ч.: |
165 |
155 |
68 |
плановые проверки |
33 |
- |
- |
внеплановые проверки |
9 |
2 |
- |
рейдовые |
123 |
153 |
- |
КНМ со взаимодействием |
- |
- |
0 |
КНМ без взаимодействия |
- |
- |
56 |
Административное производство согласно КоАП РФ |
- |
- |
12 |
Выявлено нарушений |
35 |
41 |
41 |
Выдано предписаний |
12 |
11 |
0 |
Выполнено предписаний, шт /(%) |
11 (91%) |
8 (72%) |
0 |
Выдано предостережений |
- |
- |
4 |
Выдано представлений |
- |
- |
1 |
Выдано уведомлений |
- |
- |
0 |
Составлено протоколов, шт. |
28 |
35 |
16 |
Предъявлено: кол-во штрафов, шт. |
34 |
37 |
14 |
Предъявлено штрафов, тыс. р. |
567 |
540 |
184,5 |
Взыскано: кол-во штрафов, шт. /% |
27 (79%) |
27 (72%) |
0 (71%) |
Взыскано штрафов, тыс. руб |
621 |
312 |
111,5 |
Общие сведения по результатам контрольных (надзорных) мероприятий территориальных подразделений
За 2022 г. проведено 1286 контрольно-надзорных мероприятий, в том числе:
- 69 контрольно-надзорных мероприятия со взаимодействием с контролируемым лицом;
- 938 контрольно-надзорных мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом;
- 279 административных производств согласно Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ);
В ходе проведенных контрольно-надзорных мероприятий выявлено 792 нарушений природоохранного законодательства, из них по состоянию на 31.12.2023 г. устранено 439 нарушений (55,4%), выдано 13 предписаний, из них выполнено 3 предписаний (23%), выдано 79 представлений, выдано 116 предостережений, составлено 319 протоколов, предъявлено 327 административных штрафа на общую сумму 5 524,8 тыс. рублей, из них взыскано 227 административных штрафа (69,4%) на общую сумму 3 825,5 тыс. рублей, объявлено 5 устных замечаний, выдано 109 предупреждений, предъявлено 20 ущербов на сумму 14 400,47 тыс. рублей, взыскано 10 ущербов (50%>) на сумму 3 086,72 тыс. рублей, передано 226 дел по подведомственности.
По данным УФК по Республике Саха (Якутия) за 2022 г. зачтено УФК по PC (Я) 36 994,67 тыс. рублей.
Сравнение результатов деятельности за 2022 год по сравнению с показателями 2019 - 2022 гг. представлено в таблице 11.
Таблица 11
Показатели |
Год |
2021 (без охотнадзор а и ООПТ) |
2022 |
Сравнение значений 2022 с 2021,% |
||
2019 |
2020 |
2021 |
||||
Всего проведено контрольно-надзорных мероприятий, в т.ч.: |
3225 |
2816 |
3153 |
1967 |
1286 |
65,38 |
плановые проверки |
86 |
33 |
0 |
0 |
|
|
внеплановые проверки |
815 |
534 |
434 |
434 |
|
|
рейды, в т. ч. по направлениям: |
2324 |
2249 |
2719 |
1533 |
- |
|
охрана атмосферного воздуха, водных, земельных ресурсов, обращения с отходами |
1182 |
1113 |
1533 |
1533 |
- |
|
в области охраны животного мира, ООПТ |
1142 |
1136 |
1186 |
|
- |
|
КНМ со взаимодействием с КЛ |
- |
- |
- |
|
65 |
|
КИМ без взаимодействия с КЛ |
- |
- |
- |
|
938 |
|
Административное производство согласно КоАП РФ |
- |
- |
- |
|
279 |
|
Выявлено нарушений: |
2906 |
2429 |
2398 |
910 |
792 |
87,03 |
доля нарушений от количества проведенных КНМ |
92,9 |
88,1 |
76,05 |
46,3 |
61,5 |
132,83 |
Выдано предписаний |
416 |
372 |
434 |
434 |
13 |
2,99 |
Выполнено предписаний, шт |
235 |
233 |
304 |
304 |
3 |
0,98 |
Процент выполнения предписаний от количества выданных предписаний |
56,40% |
62,60% |
70,05% |
70,05 |
23 |
32,83 |
Предъявлено: кол-во штрафов, шт. |
2438 |
1992 |
1977 |
500 |
327 |
65,4 |
Предъявлено штрафов, тыс.р. |
15585,9 |
13630,1 |
13363,7 |
12005,5 |
5524,8 |
46,01 |
Средний штраф, тыс. руб. |
6,39 |
6,84 |
6,76 |
24,01 |
16,8 |
71,38 |
Взыскано: кол-во штрафов, шт. |
1831 |
1556 |
1627 |
349 |
227 |
65,04 |
Процент взыскания штрафов от всего количества предъявленных штрафов |
75,10% |
78,10% |
82,30% |
69,8 |
69,4 |
99,42 |
Взыскано штрафов, тыс. руб./% |
9897,6 |
10881,8 |
9213,5 |
8713,0 |
3825,5 |
43,90 |
Предъявлено, кол-во исков, шт. |
75 |
43 |
38 |
16 |
20 |
125,0 |
Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 290-ФЗ, согласно которым за впервые совершенное административное правонарушение административный штраф всем правонарушителям подлежит замене на предупреждение, при уплате административного штрафа не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа, а также привлечение к административной ответственности только по итогам проведенного КНМ со взаимодействием с учетом постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
В связи с вышеизложенным, количество проведенных контрольно-надзорных мероприятий уменьшилось на 33%. При этом, доля нарушений от количества проведенных КНМ увеличилось на 37%, что показывает повышение эффективности контрольно-надзорных мероприятий. Выдача предписаний уменьшились, так как предписания выдаются только по результатам КНМ со взаимодействием, которых всего проведено 78, из них 41 участия в прокурорской проверке. Исполнение предписаний уменьшилось за счет автоматического продления срока исполнения предписания на 90 дней со дня истечения его исполнения согласно постановлению Правительства РФ от 10.03.2022 N 336. Количество предъявленных административных штрафов уменьшилось на 35%, что соответственно повлекло уменьшение вдвое размера общей суммы предъявленных административных штрафов, за счет вышеперечисленных изменений в КоАП РФ, а также уменьшения предъявления административных штрафов в отношении юридических лиц, увеличилось предъявление штрафов в отношении физических лиц,
Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) окружающей среде по региональному государственному экологическому контролю (надзору)
За 2022 год проведено всего 2519 профилактических мероприятий.
- Из них: 807 - информирований, 593 - консультирований, 1117 - объявлений предостережений, 76 - профилактических визитов, 1 доклад о правоприменительной практике за 2021 год.
Наложено исков, тыс. руб. |
10091,1 |
7072,2 |
5195,56 |
3567,36 |
14400,47 |
403,67 |
Взыскано исков, шт |
55 |
26 |
32 |
15 |
10 |
66,66 |
Взыскано исков на тыс. руб. |
4012,3 |
10431,4 |
27107,97 |
25840,83 |
3086,72 |
11,94 |
Зачтено УФК, тыс. руб |
25108,77 |
19471,12 |
64111,27426 |
36755,06 |
36994,67 |
100,65 |
Передано дел по подведомственности |
305 |
250 |
263 |
184 |
226 |
122,82 |
Необходимо отметить, что с 1 января 2022 года для регионального государственного экологического контроля (надзора) вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
В соответствии с Федеральным законом утверждены следующие виды контрольно-надзорных мероприятий: со взаимодействием с контролируемым лицом, без взаимодействия с контролируемым лицом. Также территориальными подразделениями проводятся административные производства согласно КоАП РФ.
С 1 января 2022 года региональный государственный экологический контроль (надзор) не включает в себя государственный контроль в области охраны и использования ООПТ, отчет территориальных подразделений Минэкологии РС (Я) по отдельным видам государственного контроля (надзора) ведется по отдельности.
В связи с утверждением постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", постановления Правительства РФ от 24 марта 2022 г. N 448 "Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в отношении аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" отменены все плановые контрольно-надзорные мероприятия, остальные контрольно-надзорные мероприятия проводятся с учетом особенностей постановлений.
Также, с 25 июля 2022 года вступили в силу изменения, внесенные в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях,
- По направлениям: 14 - в области охраны атмосферного воздуха, 240 - в области охраны водных объектов, 1528 - в области обращения с отходами производства и потребления, 31 - в области охраны почвенного покрова, 706 - общее (декларация ОВОС, ПЭК, госучет, плата за НВОС (в том числе декларация), экосбор).
При 2519 профилактических мероприятий охвачено 1104 ЮЛ, 460 ИП, 153 ФЛ, 516 ОМСУ, 4 ОИГВ, 227 раз - неограниченный круг лиц.
Всего проведено 807 информирований по требованиям природоохранного законодательства посредством размещения: 29 официальный сайт Минэкологии РС (Я), 17 - газета, 1 - радио, 104 - в сети "Интернет" (в т.ч. социальные сети), 336 - письменно, 312 - иное.
Всего проведено 593 консультирований посредством осуществления: 8 - видеоконференцсвязи (ВКС), 270 - по телефону, 5 - в письменной форме, 254 - при личном приеме, 56 - при проведении контрольно-надзорных мероприятий (КНМ).
Всего объявлено 1117 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, из них: 5 - в области охраны атмосферного воздуха, 34 - в области охраны водных объектов, 957 - в области обращения с отходами производства и потребления, 8 - в области охраны почвенного покрова, 113 - общее (плата за НВОС, ПЭК).
Всего проведено 76 профилактических визитов по месту осуществления деятельности
Обобщение правоприменительной практики
- Приказом Минэкологии РС (Я) от 14.03.2022 г. N 01-05/1-180 утвержден Доклад о правоприменительной практике по региональному государственному экологическому контролю (надзору) за 2021 год и размещен на официальном сайте Минэкологии РС (Я).
- 29.03-31.03 выездное мероприятие в Алданский район, выезд на объект АО "Полюс Алдана", принято участие в ВКС по результатам правоприменительной практики с проведением семинара "Соблюдение требований природоохранного законодательства".
- 25 мая т. г. Министерство экономики Республики Саха (Якутия) в формате видеоконференцсвязи провело очередное совместное публичное мероприятие по обсуждению результатов правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности Управления Федеральной службы по ветеринарному и фито-санитарному надзору по Республике Саха (Якутия), Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия), Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по занятости населения, Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия), Министерства промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) и Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия) по итогам 2021 года.
Для регионального государственного экологического контроля (надзора) Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" вступил в силу с 1 января 2022 года, в связи с чем учет профилактических мероприятий ведется с начала 2022 года.
По итогам 2021 г. всего объявлено предостережений - 262 (в 2022 г - 1117). Количество объявленных предостережений увеличилось на 326%.
В целом необходимо отметить, что показатели профилактических мероприятий увеличились по сравнению с прошедшими годами в связи с принятием Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 290-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", постановления Правительства РФ от 24.03.2022 г. N 448-ФЗ "Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в отношении аккредитованных организаций, осуществляющий деятельность в области информационных технологий, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ", постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", постановления Правительства РФ от 8 сентября 2021 г. N 1520 "Об особенностях проведения в 2022 году плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". Профилактические мероприятия приобрели особую актуальность в период действия моратория на плановые и почти все внеплановые проверки.
Предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и осуществления государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности
В соответствии с действующим законодательством факт загрязнения водных объектов определяется на основании результатов лабораторных исследований (экспертизы), для проведения которых требуется доставить пробы воды до лаборатории в определённые сроки и при определённых температурных условиях в зависимости от назначения экспертизы.
В связи с труднодоступностью и отдаленностью месторождений, где осуществляется деятельность золотодобывающих предприятий, при доставке проб воды возникает проблема, поскольку требуется больше времени, что исключает возможность соблюдения сроков, предусмотренных законодательством.
На основании вышеизложенного, в целях оптимизации сил и средств на доставку проб воды предлагаем рассмотреть вопрос увеличения сроков доставки отобранных проб из труднодоступных мест.
Согласно подпункту "г" пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 N 263-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в статью 46 Бюджетного кодекса РФ, согласно которым платежи по искам о возмещении вреда, причинённым водным объектам федеральной собственности подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации, за исключением прудов, обводнённых карьеров, расположенных в границах земельных участков, принадлежащих на праве собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц и юридических лиц.
Министерством экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) осуществляется контроль (надзор) на водных объектах, подлежащих региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов. Большинство водных объектов, подлежащих региональному государственному контролю (надзору), находятся в собственности Российской Федерации.
Связи с этим, предлагаем на законодательном уровне рассмотреть вопрос финансирования из федерального бюджета для осуществления контрольных (надзорных) мероприятий на водных объектах, находящихся в федеральной собственности.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2) 10.03.2022 года вступило в силу Постановление Правительства РФ N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336), которым введен мораторий на проверки и иные контрольные (надзорные) мероприятия.
В соответствии с пунктом 9 Постановления N 336 должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности).
На основании п. 9 постановления N 336 Федеральным законом от 14.07.2022 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" внесены изменения в статью 28.1 КоАП РФ, в соответствии с которыми часть 3 дополнена словами ", за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи"; а также дополнена частями 3.1 - 3.4".
Частью 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ установлено, что дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 - 3.4 настоящей статьи и статьей 28.6 настоящего Кодекса.
С учетом того, что при загрязнении окружающей среды, в том числе, водных объектов и почвы, отсутствуют непосредственная угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, а также непосредственная угроза возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, органами прокуратуры не согласовываются заявления Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) на проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий или внеплановых проверок в отношении лиц, допустивших загрязнение окружающей среды.
Без проведения данных мероприятия, Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) лишено права привлекать лицо к административной ответственности, что влечет освобождение виновного лица от административной ответственности, и в последствии компоненты окружающей среды не восстанавливаются до состояния, пригодного для их использования.
Между тем, п. 8 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) предусмотрено, что для целей настоящего Федерального закона к государственному контролю (надзору) не относится, в том числе, расследование причинения вреда (ущерба) окружающей среде.
Однако, данная норма не раскрывается. Порядок и условия применения данного положения законодателем не предусмотрены.
На основании вышеизложенного, учитывая, что загрязнение водных объектов и почвы предусмотрены п. 8 ч. 3 ст. 1 Закона N 248-ФЗ, в целях не ухудшения состояния окружающей среды, а также возможности возмещения ущерба, причиненного окружающей среде, восстановления состояния объектов окружающей среды, предлагаем предусмотреть законодательством (уточнить п. 8 ч. 3 ст. 1 Закона N 248-ФЗ, а также включить исключающие нормы в КоАП РФ) возможность органам государственного контроля (надзора) возбуждать в отношении лиц, причинивших вред окружающей среде, дела об административном правонарушении.
3) С 01.07.2021 г. вступил в силу новый Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
Согласно статье 56 Федеральный закон N 248-ФЗ определены виды контрольных (надзорных) мероприятий:
1. Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) контрольная закупка;
2) мониторинговая закупка;
3) выборочный контроль;
4) инспекционный визит;
5) рейдовый осмотр;
6) документарная проверка;
7) выездная проверка.
2. Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия (далее - контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия):
1) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
2) выездное обследование.
Для обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды самым эффективным видом контрольного (надзорного) мероприятия при осуществлении государственного экологического надзора является патрулирование, обследование территорий, акваторий, что согласно Федеральному закону N 248-ФЗ понимается выездное обследование, без взаимодействия с контролируемыми лицами. При этом согласно Федеральному закону N 248-ФЗ срок проведения выездного обследования не может превышать 1 рабочий день. Данный срок недостаточен. С учетом труднодоступности и территории Республики Саха (Якутия) данный срок не эффективен и может повлечь ограничения по осуществлению надзора.
В среднем срок проведения выездных мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами 5-7 рабочих дней, а также государственным инспекторам для контроля деятельности в области охоты, недропользователей требуется проведение работ и в ночное время.
В связи с чем, необходимо срок проведения выездного обследования для госэконадзора не ограничивать.
То есть пункт 6 статьи 75 Федерального закона N 248-ФЗ изложить в следующей редакции:
"6. Срок проведения выездного обследования устанавливается положением о виде контроля."
ЛИБО
Дополнить статью 65 Федерального закона от 10 января 2002 г. 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" следующим пунктом:
"13. Срок проведения выездного обследования при осуществлении государственного экологического надзора неограничен.".
И аналогичные изменения в отраслевые федеральные законы об отходах производства и потребления, об охране атмосферного воздуха и др.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2023 г. N 01-05/1-227... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.