г. Краснодар |
|
24 ноября 2015 г. |
Дело N А32-15226/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2015 г.
Постановлением Верховного Суда РФ от 4 мая 2016 г. N 308-АД16-431 настоящее постановление оставлено без изменения
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Сочиводоканал" (ИНН 2320210667, ОГРН 1132337000157) - Лядвейкиной К.А. (доверенность от 23.12.2014), от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752) - Куиз А.К. (доверенность от 17.07.2015), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сочиводоканал" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.06.2015 (судья Бутченко Ю.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015 (судьи Смотрова Н.Н., Соловьева М.В., Филимонова С.С.) по делу N А32-15226/2015, установил следующее.
ООО "Сочиводоканал" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 08.04.2015 N 05-99-132-ИГ-1 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде штрафа в размере 350 тыс. рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.06.2015, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса, отсутствием нарушений управлением порядка привлечения общества к административной ответственности и оснований для признания правонарушения в качестве малозначительного.
В кассационной жалобе и дополнении к ней общество просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований. Податель жалобы полагает, что суды необоснованно не учли доводы общества о том, что пункты 3.1.2, 3.1.7 в срок до 27.08.2010 и пункт 3.1.8 в срок до 27.02.2012 лицензии КРД 15645 ВЭ не могли быть выполнены обществом, так как оно ещё не имело статуса юридического лица. Кроме того, на момент привлечения общества в административной ответственности за невыполнение указанных выше пунктов срок давности привлечения к ответственности, установленный в статье 4.5 Кодекса истек. Отсутствует вина общества в нарушении пункта 3.1.4 лицензии, поскольку оно предприняло все зависящие от него меры для разработки и утверждения проекта (технологической схемы) эксплуатации Мзымтинского месторождения. В данном случае необходимо применить малозначительность. Также общество считает, что управление неправомерно указало на наличие такого отягчающего обстоятельства как совершение ранее аналогичного административного правонарушения, поскольку вынесенное ранее управлением постановление отменено решением суда по делу N А32-25264/2014.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, Сочинским межрайонным природоохранным прокурором с привлечением старшего государственного инспектора административного органа проведена проверка соблюдения обществом законодательства о недропользовании при эксплуатации водозаборных скважин, по результатам которой вынесено постановление от 16.03.2015 о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы проверки направлены в административный орган для рассмотрения по существу.
Рассмотрев материалы проверки, административный орган вынес постановление от 08.04.2015 N 05-99-132-ИГ-1 о назначении административного наказания, которым признал общество виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса, и привлек к административной ответственности в виде 350 тыс. рублей административного штрафа.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Частью 2 статьи 7.3 Кодекса предусмотрена ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах, в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции, - с даты вступления такого соглашения в силу (статья 9 Закона о недрах).
В соответствии со статьей 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами; представление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации; представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики; безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования; сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами; сохранность ценных и опасных грузов, геологической, маркшейдерской и иной документации, специальной корреспонденции, а также грузов, содержащих носители сведений, отнесенных к государственной тайне.
Согласно статье 23 Закона о недрах основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются: соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами; обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр; проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых; охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод; соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях; предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или промышленного водоснабжения либо резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В силу статьи 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.
При этом технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
Технический проект на добычу подземных вод разрабатывается, согласовывается и утверждается в установленном порядке в соответствии с Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118 (далее - Положение).
В силу пункта 3 Положения подготовка проектной документации осуществляется пользователем недр или организацией, привлекаемой пользователем недр для подготовки проектной документации, на основании технического задания на проектирование, разработанного и утвержденного пользователем недр, и имеющейся геологической и иной информации о недрах. Проектная документация, подготовленная проектной организацией, подписывается уполномоченным лицом проектной организации, заверяется печатью этой организации и передается пользователю недр для согласования и утверждения в установленном порядке (пункт 4 Положения).
Согласно пункту 5 Положения проектная документация до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом. Организационное обеспечение деятельности комиссии возлагается на Федеральное агентство по недропользованию или его соответствующий территориальный орган.
Суды установили, что общество осуществляет пользование недрами на основании лицензии КРД 15645 ВЭ сроком пользования до 31.12.2022 (далее - лицензия), полученной 10.12.2013. Целевое назначение и вид работ - добыча подземных вод Адлерского участка Мзымтинского месторождения для хозяйственно-питьевого и технологического водоснабжения населения и предприятий города-курорта Сочи (далее - месторождение).
Согласно пункту 3.1.2 условий пользования недрами, владельцу лицензии необходимо не позднее 27.08.2010 разработать и утвердить проект (технологическую схему) эксплуатации месторождения подземных вод и закон санитарной охраны водозаборов, обеспечив получение необходимых экспертиз и согласований; осуществлять добычу подземных вод на месторождении в соответствии с проектом (технологической схемой), прошедшим в установленном порядке экспертизы, согласования и утверждение, и в объемах, не превышающих утвержденные запасы подземных вод (пункт 3.1.4 лицензии); по пункту 3.1.7 лицензии необходимоне разработать и согласовать в Управлении по недропользованию по Краснодарскому краю программу мониторинга подземных вод месторождения не позднее 27.08.2010; по пункту 3.1.8 лицензии в срок до 27.02.2012 произвести переоценку запасов подземных вод месторождения по данным мониторинга.
Пунктом 1.2 выданных обществу условий пользования недрами месторождения, являющихся приложением N 1 к лицензии предусмотрено, что право пользования недрами месторождения предоставляется владельцу лицензии в соответствии со статьями 10.1 и 17.1 Закона о недрах в связи с реорганизацией юридического лица ООО "Югводоканал" - пользователя недр путем выделения из него другого юридического лица - общества на срок действия лицензии и с сохранением условий пользования недрами, установленных прежнему пользователю недр ООО "Югводоканал" лицензией КРД 14634 ВЭ. Общество принимает на себя в полном объеме обязательства и условия пользования недрами, установленные лицензией КРД 14634 ВЭ, включая невыполненные прежним пользователем недр.
Таким образом, на совершение действий требуемых лицензией сроки не установлены, поэтому указанные действия подлежали исполнению в разумные для этого сроки с учетом осуществляемой обществом деятельности.
Суды первой и апелляционной инстанции установили факт пользования обществом недрами, добычи пресных подземных вод для хозяйственного-питьевого и технологического водоснабжения населения и предприятий и пришли к правильному выводу о том, что пользование недрами осуществляется обществом с нарушением условий выданной лицензии, в том числе существенных.
Судебные инстанции установили, что в разумные сроки со дня реорганизации, общество не выполнило требования пунктов 3.1.2, 3.1.4, 3.1.7 и 3.1.8 условий пользования недрами, являющихся приложением к лицензии; правонарушение установлено в ходе производства по делу об административном правонарушении; представленные в материалы дела доказательства отвечают требованиям статей 26.2, 28.1, 28.2 Кодекса.
Суды оценили довод заявителя о том, что выполнение условий пункта 3.1.4 лицензии, не может быть исполнено в срок, поскольку для изготовления проекта (технологической схемы) необходимо сначала разработать проекты зон санитарной охраны и на данный момент после изготовления указанных проектов общество по процедуре, определенной Федеральным законом N 223-ФЗ, заключило договор по разработке и согласованию проекта эксплуатации месторождения подземных вод, и, отклонив его, обоснованно указали, что данный проект должен был быть в наличии у общества, которое обязано соблюдать требования, установленные как в ранее выданной прежнему пользователю (осуществлявшему пользование недрами с нарушениями), так и в переоформленной лицензии, выданной обществу.
Довод кассационной жалобы о том, что у административного органа отсутствуют основания для назначения 350 тыс. рублей штрафа, отклонен судом кассационной инстанции, поскольку штраф назначен в пределах санкции указанной нормы, при этом административным органом в качестве отягчающих обстоятельств учтено, что деятельность с нарушением лицензионных требований велась обществом в течение продолжительного времени.
Доказательства того, что до проведения проверки и вынесения оспариваемого постановления общество принимало меры к выполнению лицензионных условий, в материалы дела не представлены.
Судебные инстанции установили, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса; административным органом соблюден установленный порядок рассмотрения дела об административном правонарушении и срок привлечения общества к административной ответственности, учитывая, что совершенное обществом правонарушение является длящимся. Доказательства обратного заявитель не представил.
Установив, что объективная возможность для выполнения условий лицензии у общества имелась, так как деятельность по добыче подземных пресных вод с нарушением лицензионных требований велась обществом в течение продолжительного времени, судебные инстанции сделали вывод об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 Кодекса.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Выводы судебных инстанций основаны на правильном применении норм права к установленным по делу обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Доводы общества выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.06.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015 по делу N А32-15226/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дорогина |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебные инстанции установили, что в разумные сроки со дня реорганизации, общество не выполнило требования пунктов 3.1.2, 3.1.4, 3.1.7 и 3.1.8 условий пользования недрами, являющихся приложением к лицензии; правонарушение установлено в ходе производства по делу об административном правонарушении; представленные в материалы дела доказательства отвечают требованиям статей 26.2, 28.1, 28.2 Кодекса.
...
Судебные инстанции установили, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса; административным органом соблюден установленный порядок рассмотрения дела об административном правонарушении и срок привлечения общества к административной ответственности, учитывая, что совершенное обществом правонарушение является длящимся. Доказательства обратного заявитель не представил.
Установив, что объективная возможность для выполнения условий лицензии у общества имелась, так как деятельность по добыче подземных пресных вод с нарушением лицензионных требований велась обществом в течение продолжительного времени, судебные инстанции сделали вывод об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 ноября 2015 г. N Ф08-8481/15 по делу N А32-15226/2015