Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 4. Анализ сферы реализации стратегического проекта и характеристика проблемы
Объекты культурного наследия (далее - ОКН) имеют археологическую, историческую, архитектурную, градостроительную, эстетическую, научную и социально-культурную ценность и большое значение для сохранения самобытности народов Российской Федерации, их вклада в мировую цивилизацию.
Наравне с природными богатствами ОКН служат основой для формирования национального самоуважения и признания мировым сообществом.
Постиндустриальная цивилизация осознала необходимость сбережения ОКН и их эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики. Утрата каждого ОКН невосполнима и необратима. Потери в этой сфере неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущего поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Накапливание и сохранение ОКН - основа развития цивилизации.
В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) ОКН в зависимости от их категории подразделяются на ОКН федерального, регионального и местного (муниципального) значения.
Порядок и критерии отнесения ОКН к той или иной категории определены законодательно и не могут быть изменены нормативно-правовыми актами другого уровня. Ценность каждого объекта устанавливается государственной историко-культурной экспертизой.
В основу классификации заложен критерий значимости объекта для того или иного субъекта. Объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью для Российской Федерации в целом, относятся к ОКН федерального значения. Объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью для субъекта Российской Федерации, относятся к ОКН регионального значения. Соответственно, объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью для муниципального образования, относятся к ОКН местного (муниципального) значения.
Независимо от категории историко-культурного значения ОКН могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной и иных формах собственности.
ОКН имеют особый правовой статус, который характеризуется следующими особенностями:
особенности приобретения: при переходе права собственности на ОКН новый собственник принимает на себя обязанности по сохранению, содержанию, использованию и обеспечению доступа, установленные законодательством;
особенности использования: ОКН используются с обязательным выполнением требований по обеспечению их сохранности, которые отражаются в охранных обязательствах, утверждаемых уполномоченным органом;
особенности проведения работ по сохранению ОКН: любые работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся в установленном порядке, который касается ограничения круга лиц, имеющих право проводить такие работы (наличие лицензии на осуществление деятельности по реставрации), а также при наличии контроля со стороны соответствующего уполномоченного органа (выдача заданий и разрешений на проведение работ, согласование научно-проектной документации, осуществление надзора за ходом работ);
особенности, касающиеся использования земельных участков, на которых расположены ОКН: разрабатываемый в отношении каждого ОКН проект зон охраны определяет состав и границы зон (территория ОКН, зона регулируемой застройки, зона охраняемого природного ландшафта), а также устанавливает режим использования для каждой из них.
Таким образом, обладание ОКН связано с рядом ограничений и повышенной (по сравнению с обычными объектами недвижимости) ответственностью собственников и пользователей. Однако введение таких ограничений оправданно, когда речь идет о сохранении наследия для будущих поколений.
Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере государственной охраны ОКН определены в зависимости от категории ОКН.
Органы государственной власти Российской Федерации наделены полномочиями в сфере государственной охраны ОКН федерального значения, а также функциями надзора (контроля) за соблюдением законодательства об ОКН. Органом, уполномоченным в сфере охраны ОКН, является Министерство культуры Российской Федерации.
Полномочиями в сфере государственной охраны ОКН регионального значения в Свердловской области наделено Управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области (далее - Управление).
Федеральными законами от 25.06.2002 N 73-ФЗ и от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на органы местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны ОКН возложены следующие полномочия:
1) сохранение, использование и популяризация ОКН, находящихся в собственности муниципальных образований;
2) государственная охрана ОКН местного (муниципального) значения;
3) определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения;
4) обеспечение условий доступности для инвалидов ОКН, находящихся в собственности поселений или городских округов.
Во исполнение требований законодательства в целях реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере государственной охраны ОКН Решением Екатеринбургской городской Думы от 26.10.2010 N 65/30 утверждено Положение "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
Департамент по управлению муниципальным имуществом (далее - ДУМИ) от имени Администрации города Екатеринбурга осуществляет функции по сохранению и использованию ОКН, находящихся в собственности муниципального образования "город Екатеринбург", государственную охрану ОКН местного (муниципального) значения.
В 1999 году в Екатеринбурге по инициативе Екатеринбургского комитета по управлению городским имуществом (в настоящее время - ДУМИ) создано Муниципальное казенное учреждение "Екатеринбургский Центр по охране и использованию исторического и культурного наследия" (далее - Центр), основные функции которого - оказание содействия ДУМИ в сфере государственной охраны, сохранения и популяризации ОКН, выполнение функции заказчика на проведение работ по сохранению ОКН, являющихся собственностью муниципального образования "город Екатеринбург".
Центр наделен полномочиями в сфере охраны ОКН местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург", в том числе:
по выдаче заданий на проведение работ по сохранению ОКН местного (муниципального) значения;
по согласованию научно-проектной документации на проведение работ по сохранению ОКН местного (муниципального) значения;
по выдаче разрешений на проведение работ по сохранению ОКН местного (муниципального) значения.
С 2016 года выполнение функции заказчика на проведение работ по сохранению ОКН, являющихся собственностью муниципального образования "город Екатеринбург", возложено на подведомственное ДУМИ Муниципальное казенное учреждение "Управление заказчика по капитальному ремонту".
На 01.07.2022 в собственности муниципального образования "город Екатеринбург" находятся 178 ОКН федерального, регионального и местного значения, из них: памятников федерального значения - 28, памятников регионального значения - 142, памятников местного (муниципального) значения - 8. Не являются муниципальной собственностью 625 ОКН, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (65 ОКН федерального значения, 557 ОКН регионального значения, 3 ОКН местного (муниципального) значения).
При разработке в 2012 году Стратегического проекта "Сохранение объектов культурного наследия муниципального образования "город Екатеринбург" (недвижимые памятники истории и культуры)" на территории города Екатеринбурга находилось 472 ОКН, из них в собственности муниципального образования - 149 ОКН.
До 2017 года к ОКН относились отдельные памятники либо комплексы (ансамбли), при этом памятники, входящие в состав комплекса (ансамбля), не учитывались как самостоятельные ОКН. В 2017 году Управлением завершена работа по формированию учетных дел и регистрации ОКН, расположенных на территории Свердловской области, в автоматизированной информационной системе единого государственного реестра культурного наследия. По завершении этой работы к ОКН стали относиться все объекты, имеющие регистрационный номер по реестру, включая ОКН (ансамбли), не являющиеся объектами недвижимости или сооружениями, тем самым количество ОКН на территории города Екатеринбурга на 01.07.2022 составило 853 единицы.
С 2012 года по 01.07.2022 в собственность муниципального образования "город Екатеринбург" поступило 37 ОКН (в том числе 23 сооружения), выбыло из муниципальной собственности 77 ОКН (в том числе 11 многоквартирных домов (далее - МКД) и 6 сооружений), большинство - в частную собственность или в государственную собственность Российской Федерации или Свердловской области.
Таблица 3
Структура видов ОКН, находящихся в собственности муниципального образования "город Екатеринбург" в начале и по завершении реализации стратегического проекта
Год |
Вид ОКН |
|||||
ансамбли |
памятники (отдельные ОКН) |
достопримечательные места |
объекты археологии |
|||
всего |
сооружения |
МКД |
||||
2012 |
32 |
195 * |
6 |
78 |
- |
- |
2020 |
22 |
154 |
20 |
46 |
1 |
1 |
2022 |
19 |
158 |
31 |
48 |
1 |
1 |
* С учетом объектов, включенных в перечень объектов, находящихся в собственности муниципального образования "город Екатеринбург", особый порядок управления и распоряжения которыми установлен Решением Екатеринбургской городской Думы от 11.10.2011 N 63/46 "Об утверждении Положения "Об объектах, находящихся в собственности мунниципального образования "город Екатеринбург", в отношении которых установлен особый порядок управления и распоряжения". |
Состояние ОКН и объем средств, необходимых на проведение работ по их сохранению, в первую очередь зависит от количества таких объектов. Ниже приведены данные о количестве ОКН, находящихся в городах России, сопоставимых по численности населения с Екатеринбургом (таблица N 4).
Таблица 4
Количество объектов культурного наследия в городах-миллионниках
Показатель |
Казань |
Нижний Новгород |
Воронеж |
Екатеринбург |
Ростов-на-Дону |
Год образования |
1005 |
1221 |
1586 |
1723 |
1749 |
Количество жителей, чел. |
1257,3 |
1263,7 |
1050,6 |
1527,8 |
1137,7 |
Количество ОКН, ед. |
585,0 |
195,0 |
355,0 |
853,0 |
388,0 |
Количество выявленных ОКН, ед. |
111,0 |
23,0 |
73,0 |
41,0 |
139,0 |
Количество ОКН, расположенных в населенных пунктах, чаще всего зависит от возраста поселения и наличия других факторов: наличия столичного статуса, расположения на крупных водных артериях (торговые пути), связи с историческими событиями и т. п.
Екатеринбург в этом смысле не обладает какими-либо преимуществами перед другими сравниваемыми городами, а скорее проигрывает им.
Чем старше город, тем большим числом ОКН он должен обладать. Можно сделать допущение, что каждые 100 лет увеличивают количество ОКН на 10 процентов.
Казань, имеющая тысячелетнюю историю, в последние годы приводится в пример как город, который наиболее ответственно относится к сохранению историко-культурного наследия. Принимая количество ОКН в Казани как исходное, можно определить примерное количество ОКН, которое должно быть в городах, приведенных в таблице 5.
Таблица 5
Фактическое и расчетное количество объектов культурного наследия в городах-миллионниках
Показатель |
Казань |
Нижний Новгород |
Воронеж |
Екатеринбург |
Ростов-на-Дону |
Год образования |
1005 |
1221 |
1586 |
1723 |
1749 |
Количество ОКН (фактическое), ед. |
585 |
195 |
355 |
853 |
388 |
Количество ОКН (расчетное), ед. |
585 |
468 |
293 |
176 |
176 |
Отклонение фактического от расчетного количества ОКН, % |
100 |
42 |
121 |
484 |
220 |
Проведенный анализ доказывает, что фактическое количество ОКН в Екатеринбурге значительно больше расчетного. В Нижнем Новгороде, который в 2021 году отметил 800-летие, фактическое количество ОКН в 4 раза ниже количества ОКН, имеющихся на территории Екатеринбурга, и сопоставимо с количеством ОКН, находящихся в собственности муниципального образования "город Екатеринбург".
Эти цифры демонстрируют еще и преимущества культурной столицы Урала, которой Екатеринбург, безусловно, является, но при этом городу приходится нести нелегкое бремя содержания и сохранения исторического наследия.
Для выявления на территории города объектов, представляющих историческую и культурную ценность, с 2012 по 2022 год Центром подготовлены историко-культурные заключения в отношении 72 объектов. Большинство заключений выявляют недостаточную обоснованность к отнесению к ОКН предлагаемых объектов. Управление обобщает полученные заключения и формирует перечень выявленных объектов, обладающих признаками ОКН. По результатам государственных историко-культурных экспертиз, проведенных Управлением, 15 объектов получили статус ОКН и были внесены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия. Один объект внесен в перечень объектов, выявленных на территории Свердловской области.
Известность Екатеринбурга в культурной сфере на международном и российском уровне связана с архитектурой в стилистике авангарда (конструктивизма) 1920 - 1940 годов. Отдельные здания, жилые, общественные и промышленные комплексы и даже целый соцгород Уралмаш представляют неизменный научный интерес, составляют уникальный туристический потенциал города. Конструктивизм на самых разных уровнях признается как бренд Екатеринбурга. Наиболее ценные постройки 1920 - 1940 годов в стиле конструктивизма, постконструктивизма приняты под государственную охрану и внесены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия.
В собственности муниципального образования "город Екатеринбург" на 01.07.2021 находилось 32 ОКН 1920 - 1940 годов постройки, являющихся примерами конструктивизма, постконструктивизма. Администрацией города Екатеринбурга принимаются меры по их сохранению и использованию.
В Екатеринбурге, как и во многих других муниципальных образованиях России, стоит вопрос сохранения объектов культурного наследия в их исторической среде. Значительно возросла социальная активность среди творческой интеллигенции и обычных граждан, озабоченных проблемами сохранения ОКН. Неравнодушными к судьбе исторической среды города гражданами проводятся митинги, акции, открываются сайты, форумы, блоги в сети Интернет.
Подходы к сохранению культурного наследия в последние двадцать лет существенно пересмотрены как наиболее развитыми странами мира, так и международными организациями. Основной тенденцией является переход от охраны отдельных ОКН к охране исторической застройки, городских ландшафтов, включающих как выдающиеся памятники, так и объекты рядовой застройки. При этом остается незыблемым принцип сохранения подлинности ОКН в процессе регенерации.
Приспособить ОКН, особенно объекты деревянного зодчества, к современным условиям очень сложно. Историческая среда с началом активного массового строительства жилья в городе существенно изменилась. Назрела необходимость комплексного развития городских территорий. Важно, чтобы ОКН были точками роста городских территорий и местами притяжения, а не тормозили развитие города. Требуется очень аккуратная и деликатная работа по сохранению ОКН в архитектурно-градостроительной структуре города.
Одним из возможных способов сохранения ОКН и создания в одном месте исторической среды является их перемещение с целью создания единого музейного комплекса. Примеры таких музеев в России есть: Нижнесинячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства имени И.Д. Самойлова, Архитектурно-этнографический музей "Тальцы" (Иркутск).
В Екатеринбурге также имеется опыт переноса ОКН в целях его сохранения: в 2017 году впервые осуществлено перемещение на новое место ОКН, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Татищева, д. 57. С согласия Министерства культуры Российской Федерации в рамках обустройства улично-дорожной сети к Чемпионату мира по футболу 2018 году объект был перемещен на земельный участок по адресу: ул. Синяева, д. 58. На объекте выполнен комплекс ремонтно-реставрационных работ и его приспособление для современного использования. В течение ближайших 20 - 30 лет объект не будет нуждаться в выполнении работ по сохранению.
В развитие принятого Екатеринбургской городской Думой в 2003 и актуализированного в 2010 и 2018 годах Стратегического плана развития Екатеринбурга, в целях систематизации и повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере государственной охраны объектов культурного наследия местного (муниципального) значения и сохранения ОКН, находящихся в муниципальной собственности, в 2012 году был разработан и утвержден первый городской стратегический документ в этой сфере - Стратегический проект "Сохранение объектов культурного наследия муниципального образования "город Екатеринбург" (недвижимые памятники истории и культуры)" (далее - стратегический проект *(1)).
Актуализация стратегического проекта необходима в связи с внесением существенных изменений в законодательство Российской Федерации, касающихся охраны и использования ОКН.
С момента утверждения стратегического проекта в 2012 году в Федеральный закон N 73-ФЗ внесено более 50 изменений.
С 22.01.2015 в отношении ОКН не применяются положения Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ), касающиеся преимущественного права выкупа арендованного имущества.
Приватизация ОКН стала возможна только на условиях конкурса в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ). Потенциальные инвесторы получили гарантии приобретения объекта в собственность и сохранения вложений при добросовестном исполнении условий конкурса, а государственные и муниципальные органы - защиту от недобросовестных участников конкурса и возможность возврата объекта в муниципальную собственность при несоблюдении инвестором условий договора.
Введено новое понятие "защитная зона" - территория, прилегающая к ОКН, в пределах которой запрещается строительство и реконструкция существующих зданий. Защитная зона действует в случаях, когда отсутствуют утвержденные зоны охраны ОКН. Благодаря введению указанной нормы ОКН получили защиту от несанкционированной застройки.
_____________________________
*(1) В актуализированной версии стратегический проект носит название "Мой город - мое наследие".
_____________________________
В 2015 году были внесены изменения в Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и Федеральный закон N 73-ФЗ, устанавливающие запрет на размещение наружной рекламы на фасадах ОКН, что способствует сохранению внешнего облика и предметов охраны ОКН, обеспечивает их целостное эстетическое восприятие.
Таким образом, законодатель устранил ряд существенных пробелов в правовом регулировании, что оказало положительное влияние на обеспечение сохранности ОКН. В то же время законодательство в сфере сохранения объектов культурного наследия нуждается в дальнейшем совершенствовании.
Администрация города Екатеринбурга принимает активное участие в обсуждениях проблем совершенствования федерального и областного законодательства. ДУМИ обеспечивает разработку, согласование и актуализацию нормативно-правовых актов, касающихся вопросов сохранения ОКН, являющихся собственностью муниципального образования, и государственной охраны ОКН местного (муниципального) значения, расположенных на его территории.
Так, единые правила и порядок принятия решений о передаче в аренду объектов муниципального нежилого фонда муниципального образования "город Екатеринбург" установлены Решением Екатеринбургской городской Думы от 13.11.2007 N 72/48 "Об утверждении Положения "О передаче в аренду объектов муниципального нежилого фонда муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - Решение N 72/48).
В 2021 году в Решение N 72/48 внесены изменения, предусматривающие определение порядка выполнения работ по сохранению ОКН, а также порядка установления льготной арендной платы для относящихся к собственности муниципального образования "город Екатеринбург" нежилых ОКН.
Разработаны и утверждены административные регламенты оказания муниципальных услуг в сфере государственной охраны объектов культурного наследия:
Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 12.07.2021 N 1335 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия местного (муниципального) значения, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации";
Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 27.08.2021 N 1711 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации местного (муниципального) значения, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".
Разработан проект постановления Администрации города Екатеринбурга "Об утверждении Порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения, установления его границ и режима содержания", который находится на согласовании в Администрации города Екатеринбурга.
Документы размещены на страницах ДУМИ и Центра на Официальном портале Екатеринбурга (екатеринбург.рф).
Распоряжением Губернатора Свердловской области от 26.11.2021 N 209-РГ создана рабочая группа по разработке предложений о внесении изменений в Федеральный закон N 73-ФЗ с участием представителей Администрации города Екатеринбурга. Подготовленные Администрацией города Екатеринбурга предложения о внесении изменений в законодательство Российской Федерации в сфере сохранения ОКН были рассмотрены и поддержаны членами рабочей группы и направлены в Государственную Думу Российской Федерации.
Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 26.04.2022 N 1090 "Об участии во Всероссийском конкурсе лучших проектов туристического кода центра города" создана рабочая группа по проектированию туристического кода центра города, на которой, в частности, рассматриваются ОКН города. На прошедших заседаниях определены границы туристического центра города, размещение туристического информационного центра, подготовлена и направлена в Федеральное агентство по туризму концепция заявки на формирование туристического кода центра города, учитывающая предложения по сохранению ОКН Екатеринбурга.
В 2021 году при Общественной палате муниципального образования "город Екатеринбург" создана рабочая группа, на заседаниях которой рассматриваются вопросы сохранения и использования ОКН местного (муниципального) значения и объектов, находящихся в собственности муниципального образования.
На совещаниях различных уровней власти обсуждалось предложение о необходимости разработки областной программы сохранения ОКН Свердловской области, предусматривающей софинансирование из регионального бюджета от 50 до 90 процентов стоимости затрат на выполнение работ по сохранению ОКН, находящихся в собственности муниципальных образований; софинансирование работ по сохранению многоквартирных жилых ОКН, проводимых Фондом капитального ремонта Свердловской области; проведение работ по сохранению ОКН, находящихся в собственности региона, исходя из их технического состояния.
С учетом сложившегося в последние годы глубокого и плодотворного взаимодействия органов власти различных уровней на территории муниципального образования "город Екатеринбург" представляется возможным создание координационного органа по вопросам сохранения ОКН различных форм собственности.
Одним из основных направлений стратегического планирования является определение источников финансирования мероприятий, которые в свою очередь неразрывно связаны с вопросами распределения бюджетных полномочий.
Государственной программой Российской Федерации "Развитие культуры" (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 317 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры"), федеральной целевой программой "Культура России (2012 - 2018 годы)" (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 N 186 "О федеральной целевой программе "Культура России (2012 - 2018 годы)") предусмотрено выделение средств из федерального бюджета только на сохранение ОКН, находящихся в федеральной собственности.
Государственная программа Свердловской области "Государственная охрана объектов культурного наследия, расположенных на территории Свердловской области, до 2027 года", разработанная Министерством культуры Свердловской области и утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.2016 N 994-ПП, предусматривает расходы только на обеспечение деятельности государственного органа Свердловской области в сфере охраны ОКН.
При разработке стратегического проекта в 2011 году Министерство культуры Российской Федерации и Министерство культуры Свердловской области подтвердили возможность софинансирования работ по сохранению ОКН, находящихся в собственности муниципального образования "город Екатеринбург", за счет средств бюджета Свердловской области. С учетом этого планировалось постепенное увеличение размера затрат на выполнение работ по сохранению ОКН в связи с подготовкой к празднованию 300-летия Екатеринбурга.
В соответствии с Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 08.08.2012 N 3473 "Об утверждении Стратегического проекта "Сохранение объектов культурного наследия муниципального образования "город Екатеринбург" (недвижимые памятники истории и культуры)", с учетом выделения средств федерального и областного бюджетов на работы по сохранению ОКН, находящихся в муниципальной собственности, в период с 2012 по 2020 год планировалось выделение 2 185,80 млн руб.
Фактически на реализацию мероприятий проекта в 2012 - 2020 годах выделено 425,43 млн руб., что составило 19,5 процента от объема средств, предусмотренных стратегическим документом. Все средства на выполнение работ по сохранению ОКН были выделены из бюджета муниципального образования "город Екатеринбург". Средства из федерального и областного бюджетов не были выделены.
Для реализации стратегического проекта с 2012 по 2020 год разработаны и утверждены постановлениями Администрации города Екатеринбурга:
Долгосрочная целевая программа "Сохранение объектов культурного наследия, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" на 2013 - 2015 годы;
Муниципальная программа "Сохранение объектов культурного наследия, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" на 2014 - 2016 годы;
Муниципальная программа "Управление муниципальной собственностью муниципального образования "город Екатеринбург" на 2017 - 2020 годы, включающая подпрограмму "Сохранение объектов культурного наследия муниципального образования "город Екатеринбург" на 2017 - 2020 годы;
Муниципальная программа "Управление муниципальной собственностью муниципального образования "город Екатеринбург" на 2021 - 2025 годы, включающая подпрограмму "Сохранение объектов культурного наследия муниципального образования "город Екатеринбург" на 2021 - 2025 годы.
Муниципальные программы, направленные на реализацию стратегического проекта в 2012 - 2020 годах, исполнены в рамках выделенного финансирования.
Ежегодно формируется отчетность об исполнении мероприятий стратегического проекта, а также муниципальных программ, реализуемых в рамках стратегического проекта.
Информация о фактических объемах и источниках финансирования стратегического проекта представлена в таблице N 6.
Таблица 6
Финансирование стратегического проекта
Источники финансирования |
Объем финансирования по годам, млн руб. |
Итого |
|||||||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|||
Все источники |
план |
48,90 |
72,00 |
75,00 |
83,00 |
177,10 |
252,10 |
376,20 |
475,50 |
626,00 |
2 185,80 |
факт |
28,51 |
63,92 |
71,04 |
35,06 |
53,34 |
58,26 |
36,62 |
54,27 |
24,41 |
425,43 |
|
Федеральный бюджет |
план |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
50,00 |
100,00 |
200,00 |
350,00 |
факт |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Областной бюджет |
план |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
50,00 |
50,00 |
100,00 |
150,00 |
200,00 |
550,00 |
факт |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Муниципальный бюджет |
план |
33,90 |
57,00 |
60,00 |
63,00 |
107,10 |
182,10 |
201,20 |
200,50 |
201,00 |
1105,80 |
факт |
28,51 |
57,77 |
61,22 |
30,53 |
35,52 |
58,26 |
36,62 |
53,46 |
24,32 |
386,21 |
|
Внебюджетные источники |
план |
15,00 |
15,00 |
15,00 |
20,00 |
20,00 |
20,00 |
25,00 |
25,00 |
25,00 |
180,00 |
факт |
0,00 |
6,15 |
9,82 |
4,53 |
17,82 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
38,32 |
В период с 2012 по 2020 год в рамках реализации мероприятий стратегического проекта и муниципальных программ разработана научно-проектная документация на выполнение работ по сохранению 70 ОКН и выполнены ремонтно-реставрационные работы в отношении 62 ОКН.
Комплексные ремонтно-реставрационные работы и приспособление для современного использования выполнены в отношении следующих социально значимых ОКН:
ОКН регионального значения "Дом Перовых", расположенного по адресу: ул. Февральской революции, д. 11 (для размещения Центра внешкольной работы Клуба "Каравелла");
ОКН местного (муниципального) значения "Дом Г. С. Кудрина", расположенного по адресу: ул. Розы Люксембург, д. 18 (для размещения МАУК "Музей наивного искусства");
ОКН регионального значения "ДК ВИЗа", расположенного по адресу: пл. Субботников, д. 1 (для обеспечения успешного функционирования МАУК "Центр культуры и искусств "Верх-Исетский").
В 2018 году Екатеринбург в числе 11 российских городов принимал гостей и болельщиков Чемпиона мира по футболу. В рамках подготовки к международному спортивному событию в 2016 - 2017 годах была разработана и согласована Управлением научно-проектная документация на ремонт и реставрацию ОКН, расположенных на маршрутах следования клиентских групп ФИФА, выполнен ремонт фасадов и крыш 14 ОКН.
Масштабные мероприятия запланированы в столице Урала в 2023 году: 300-летний юбилей города и Международный фестиваль университетского спорта с участием университетских команд из государств - участников БРИКС, государств - членов Шанхайской организации сотрудничества и государств - участников Содружества Независимых Государств.
В рамках подготовки к их проведению разработана научно-проектная документация на реставрацию 24 ОКН. Ремонтно-реставрационные работы начаты на ОКН регионального значения "Дом Рязанова И.Д.", "Две лавки", расположенных по адресам: ул. 8 Марта, д. 25 и 8 Марта, д. 23 - 25.
По состоянию на 2013 год в консервации или реставрации нуждались 19 процентов ОКН, находящихся в собственности муниципального образования. По итогам реализации мероприятий стратегического проекта к 2021 году доля ОКН, находящихся в муниципальной собственности, требующих консервации или реставрации, сократилась до 15 процентов. В настоящее время на 3 ОКН ведутся работы за счет инвесторов, с учетом этого доля ОКН, находящихся в муниципальной собственности, требующих консервации или реставрации, составляет 14 процентов.
Без существенного увеличения объемов финансирования мероприятий по сохранению ОКН задачу значительного снижения доли муниципальных объектов, требующих консервации и реставрации, решить невозможно.
На период реализации стратегического проекта запланировано:
проведение за счет средств муниципального бюджета в рамках реализации Муниципальной программы "Управление муниципальной собственностью муниципального образования "город Екатеринбург" на 2021 - 2025 годы" работ по сохранению 33 ОКН;
проведение за счет средств инвесторов работ по сохранению 25 ОКН, невостребованных для муниципальных нужд;
проведение работ по сохранению 7 ОКН, входящих в состав имущества приватизируемых муниципальных предприятий.
В 2021 году в рамках реализации Муниципальной программы "Управление муниципальной собственностью муниципального образования "город Екатеринбург" на 2021 - 2025 годы" на ремонт ОКН было выделено 110,2 млн рублей. В 2022 году на проведение работ по сохранению ОКН запланировано 162,3 млн рублей. Приоритетным является ОКН местного (муниципального) значения "Фабрика-кухня УЗТМ", являющийся муниципальной собственностью, расположенный по адресу: ул. Культуры, д. 3, в котором необходимо выполнить комплексные реставрационные работы.
В 2022 году выполнены ремонтно-реставрационные работы на 4 объектах культурного наследия.
По итогам реализации стратегического проекта в 2030 году доля ОКН, находящихся в муниципальной собственности, требующих консервации или реставрации, при аналогичном финансировании стратегического проекта за прошлый период должна составить 11 процентов.
В условиях сложного законодательно установленного порядка сохранения, содержания и использования ОКН важнейшей составляющей работы с ОКН и профилактикой противоправных действий по отношению к памятникам является методическая, консультативная помощь и обучение собственников, законных владельцев и всех заинтересованных лиц.
Центр регулярно оказывает пользователям консультативную помощь по вопросам государственной охраны, сохранения ОКН, подготовки научно-проектной документации, проведения ремонтно-реставрационных работ, подготовке ежегодных отчетов об исполнении требований охранных обязательств.
С 2017 года проводятся обучающие семинары для пользователей ОКН, разъясняются основные требования федерального законодательства о проведении работ по сохранению ОКН, а также работ в непосредственной близости от ОКН, выдаются рекомендации по содержанию и использованию ОКН. В проведенных 12 семинарах приняли участие представители 146 организаций, ответственные за содержание и эксплуатацию ОКН, и сотрудники органов Администрации города Екатеринбурга, пользователи и собственники ОКН, расположенных на территории города Екатеринбурга, независимо от форм собственности.
Большинство ОКН, находящихся в муниципальной собственности, используются для муниципальных нужд и имеют законных владельцев, которые несут бремя их содержания, сохранения и использования. По состоянию на 01.07.2022:
23 объекта недвижимости в 16 ОКН закреплены за муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения;
98 объектов недвижимости в 65 ОКН закреплены на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями;
27 объектов недвижимости в 18 ОКН переданы в безвозмездное пользование;
54 объекта недвижимости в 27 ОКН полностью или частично переданы в аренду;
63 объекта в 29 ОКН (в основном подвальные помещения с технологическими инженерными сетями в МКД, являющихся ОКН) пользователя не имеют.
Расходование средств муниципального бюджета на сохранение ОКН, не имеющих пользователя и невостребованных для муниципальных нужд, нерационально, поскольку реставрация и приспособление объектов должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства с учетом назначения ОКН. Кроме того, пустующие объекты подвержены множеству опасностей: пожарам, коммунальным авариям, повреждению и разрушению, в том числе вследствие противоправных действий.
Наиболее эффективной возможностью сохранения ОКН в условиях дефицита бюджетного финансирования является привлечение частных инвестиций. ДУМИ и Центр проводят работу по привлечению внебюджетных средств на сохранение невостребованных для муниципальных нужд ОКН.
С 2012 по 2015 год в соответствии с требованиями Федерального закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства реализовали преимущественное право на приобретение арендуемого ими муниципального имущества путем приватизации 30 зданий и помещений в зданиях, являющихся ОКН. Практика преимущественного права выкупа ОКН привела к тому, что некоторые из них длительное время не используются частными собственниками, работы в них не проводятся и их состояние продолжает ухудшаться (ул. Радищева, д. 6, ул. Розы Люксембург, д. 3, ул. 8 Марта, д. 30).
После внесения в октябре 2014 года изменений в Федеральный закон N 73-ФЗ, отдельные законодательные акты Российской Федерации об ОКН, а также в Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ приватизация ОКН стала возможна только путем продажи ОКН на конкурсе с условием выполнения победителем работ по сохранению ОКН.
Невостребованные для муниципальных нужд ОКН (не имеющие пользователя, длительное время находящиеся в реестре свободных) на конкурсных условиях по рыночной стоимости передаются инвестору для выполнения комплекса ремонтно-реставрационных работ, объем которых определяется условиями конкурса, охранными обязательствами и требованиями уполномоченного органа в сфере охраны объектов культурного наследия. Приватизация объекта обременена также требованиями к содержанию и использованию ОКН, требованиями к обеспечению доступа к указанному объекту.
В отношении каждого ОКН, продаваемого на условиях конкурса, Центром готовится пакет документации: акты технического состояния, охранные документы, условия конкурса, включающие перечень и сроки выполнения работ по сохранению ОКН, финансово-экономическое обоснование продажи, условия выполнения работ по сохранению ОКН, условия содержания ОКН.
Конкурс является открытым по составу участников. Предложения о цене муниципального имущества заявляются участниками конкурса открыто в ходе проведения торгов. Право приобретения ОКН принадлежит тому покупателю, который предложил в ходе конкурса наиболее высокую цену при условии выполнения установленных условий конкурса.
Регистрация права частной собственности на ОКН покупателя возможна только после исполнения условий конкурса, касающихся сохранения ОКН. Регистрация права частной собственности на ОКН, находящиеся в неудовлетворительном состоянии, осуществляется после оплаты выкупной стоимости.
Максимальный срок исполнения условий конкурса, касающихся выполнения работ по сохранению ОКН, установлен равным семи годам.
Комиссия в составе представителей ДУМИ, Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга, Екатеринбургской городской Думы, Центра ежеквартально рассматривает отчетную документацию по исполнению условий конкурса, контролирует исполнение условий договоров купли-продажи, заключенных по результатам конкурса. Периодически проводятся выезды на ОКН для проверки их состояния и подтверждения фактического завершения запланированных работ.
Это изменение позволило кардинально улучшить ситуацию с проведением работ по сохранению ОКН, приобретаемых инвесторами.
С 2016 по июнь 2022 года ДУМИ на конкурсной основе продано 20 ОКН, в том числе 14 помещений в них, находящихся в собственности муниципального образования "город Екатеринбург". Продано 2 объекта, состояние которых было признано неудовлетворительным.
По результатам приватизации ОКН на условиях конкурса бюджет муниципального образования пополнен на 322 млн рублей. По предварительным расчетам, проведенным Центром, на проведение работ по их сохранению без работ по приспособлению объектов для новых функций необходимо было затратить 395 млн рублей.
Фактически при проведении работ инвесторами было вложено значительно больше средств. В работы по сохранению 6 ОКН инвесторами вложено более 1 млрд рублей: почти 900 млн рублей вложены Акционерным обществом "СКБ Банк" в восстановление архитектурного ансамбля "Госпиталь Верх-Исетского завода" (при этом инвестором часть ансамбля была выкуплена дополнительно у частных владельцев); индивидуальным предпринимателем Малышевым Валерием Алексеевичем 60 млн рублей вложено в сохранение ОКН "Здание общественное", расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 137; Петровым Александром Юрьевичем 19 млн рублей вложено в реставрацию части объекта культурного наследия "Доходный дом купца Чувильдина" по адресу: ул. Горького, д. 14. Здания-памятники после реставрации обрели новую жизнь, стали востребованы в новом качестве.
По многим направлениям ДУМИ и Центр в работе по привлечению инвесторов к работам по сохранению ОКН были первыми в России.
В рамках реализации полномочий органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом N 178-ФЗ началась приватизация ОКН, признанных в установленном порядке находящимися в неудовлетворительном состоянии.
В 2016 году впервые в России на условиях конкурса был продан за 1 рубль ОКН, находившийся в неудовлетворительном состоянии: памятник регионального значения "Госпиталь Верх-Исетского завода" по адресу: Верх-Исетский бульвар, д. 15. 11.09.2019 состоялось открытие культурно-выставочного комплекса "Синара Центр", который разместился в ОКН "Госпиталь Верх-Исетского завода" после проведения комплекса ремонтно-реставрационных работ. В ходе реставрации всего архитектурного ансамбля, в которую "Группа Синара" инвестировала 1,9 млрд рублей, были полностью восстановлены четыре исторических здания госпиталя.
В 2018 году нашел нового владельца еще один разрушавшийся ОКН - памятник местного (муниципального) значения "Дом А.И. Звонарева" по адресу: ул. Карла Маркса, д. 4/ул. Горького, д. 32. В рамках исполнения условий конкурса индивидуальным предпринимателем Малышевым Валерием Алексеевичем разработана научно-проектная документация, проведена ее государственная историко-культурная экспертиза, государственная градостроительная экспертиза. В конце 2021 года завершены работы по реставрации и приспособлению объекта. Работы приняты, отчетная документация утверждена уполномоченным органом.
Учитывая положительные результаты сохранения ОКН частными инвесторами, в 2022 году разработаны условия конкурса для приватизации еще 9 ОКН. В первом полугодии 2022 года инвесторы уже приобрели ОКН "Усадьба Е.С. Бородиной" по адресу: ул. Добролюбова, д. 9; "Дом городского головы Симанова как пример городского особняка второй половины XIX в." по адресу: ул. Попова, д. 4; "Дом жилой" по адресу: ул. Сакко и Ванцетти, д. 69, для сохранения которых уже ведется разработка научно-проектной документации.
К завершению срока реализации стратегического проекта планируется привлечь средства инвесторов для сохранения еще 16 ОКН.
Для обеспечения максимальной информированности населения и бизнеса ДУМИ обеспечивает формирование и поддержание в актуальном состоянии открытого интерактивного информационного ресурса (сервиса), включающего сведения об объектах, свободных от прав третьих лиц, предназначенных для предоставления во временное владение и пользование, - реестра свободных помещений.
В реестре свободных помещений, размещенном на Официальном портале Екатеринбурга, содержатся сведения об ОКН, свободных от прав третьих лиц, доступных для передачи в пользование по договорам аренды. Тем самым реализуются принципы открытости информации об ОКН.
Важнейшей составляющей частью государственной охраны ОКН является обеспечение интересов каждого объекта необходимым составом нормативно-правовой и научно-проектной документации.
Центром проводится большая работа по формированию охранной, учетной, проектной документации на ОКН, находящиеся в муниципальной собственности, и ОКН местного (муниципального) значения. За время реализации стратегического проекта получены 135 охранных обязательств на 106 ОКН, паспорта 159 ОКН, утверждены предметы охраны 164 ОКН, границы территорий 178 ОКН, зоны охраны 97 ОКН. В таблице 7 приведены данные о наличии охранных документов на ОКН, расположенные на территории Свердловской области и города Екатеринбурга, в том числе находящиеся в собственности муниципального образования "город Екатеринбург".
Таблица 7
Информация о наличии охранных документов, утвержденных для ОКН Свердловской области и города Екатеринбурга (по состоянию на I полугодие 2022 года)
Территориальная принадлежность ОКН |
Предмет охраны |
Границы территорий |
Зоны охраны |
|||
количество |
% |
количество |
% |
количество |
% |
|
Свердловская область |
375 |
42 |
881 |
98 |
107 |
13 |
Муниципальное образование "город Екатеринбург" |
495 |
58 |
817 |
100 * |
408 |
48 |
в том числе ОКН, находящиеся в муниципальной собственности. |
164 |
91 |
178 |
100 * |
97 |
54 |
* За исключением территорий утраченных ОКН. |
Исполнение переданных органам местного самоуправления полномочий в сфере государственной охраны ОКН местного (муниципального) значения и сохранения ОКН, находящихся в муниципальной собственности, требует системного подхода и постоянного контроля. Дважды в год специалисты Центра осуществляют плановые осмотры и фотофиксацию состояния ОКН, находящихся в муниципальной собственности, по результатам которых составляются акты.
По поручению ДУМИ проводятся внеплановые осмотры состояния ОКН. По результатам осмотров составляются акты, проводится фотофиксация состояния ОКН, при необходимости пользователям и законным владельцам объектов направляются требования по сохранению ОКН в соответствии с действующим законодательством.
Внеплановые проверки ОКН проводились на гостевых маршрутах и маршрутах следования клиентских групп в период подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу 2018 года, 300-летия основания города Екатеринбурга. Внеплановые проверки также проводятся в весенний период в целях предотвращения образования ледяных наростов и сосулек на кровлях и карнизных свесах зданий-памятников, предупреждения их разрушения, а также в осенний период при подготовке к отопительному сезону.
В рамках реализации полномочий органов местного самоуправления активно осуществляется популяризация ОКН - деятельность, направленная на организацию общественной доступности и информированности населения о сфере охраны ОКН, в целях привлечения внимания широкой общественности к важности их сохранения, содержания и преумножения: проводятся методические семинары, выставки, экскурсии, конкурсы и иные мероприятия, повышающие образовательный уровень, духовно-нравственное и эстетическое воспитание всех категорий граждан. Применяемые Центром виды популяризации разнообразны и направлены на различные категории горожан.
В период действия стратегического проекта с 2012 по 2021 год 14 организованных Центром пресс-туров по ОКН стали позитивным поводом для многочисленных телевизионных сюжетов и радиопрограмм. Только в 2018 году опубликовано более 40 материалов в печатных и электронных средствах массовой информации.
Самым эффективным и доступным способом доведения информации до жителей и гостей города является организация фотовыставок. Как правило, открытие их приурочено к знаковым датам: Международному дню охраны памятников и исторических мест (отмечается ежегодно 18 апреля), Дню города, - а также к проведению общегородских мероприятий: Ночи музеев, Ночи музыки. Используются разные форматы фотовыставок: стационарные, передвижные, интерактивные. Например, организованы передвижные фотовыставки "История Екатеринбурга в архитектурных стилях" (в 2016 году) и "Архитекторы Екатеринбурга - Свердловска и их наследие" (в 2017 году). Фотовыставки проводились в помещениях различных организаций. По примерным подсчетам выставки посетили около 45 тысяч человек. В первом полугодии 2022 года в рамках популяризации ОКН передвижная фотовыставка "Любим. Сохраняем. Бережем" была размещена в библиотеке N 6 имени К.Г. Паустовского и в ОКН регионального значения "Здание первого городского театра" (пр. Ленина, д. 43). В 2018 году созданы четыре передвижных стенда с информацией о деятельности Администрации города Екатеринбурга по сохранению ОКН.
В Дендрологическом парке-выставке на улице 8 Марта были проведены стационарные фотовыставки "Радуга памятников Екатеринбурга" (к 295-летию Екатеринбурга), "Город. Река. "Каравелла", "Легенды Главного проспекта", "Легенды улицы Уктусской", "Здесь ковалась Победа" (к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне), "Екатеринбург - город трудовой доблести". Каждую из этих выставок посетило более 30 тысяч человек.
В 2022 году подготовлена фотовыставка "Первые в архитектуре и истории Екатеринбурга".
По макетам, разработанным Центром, в ОКН размещаются стационарные информационные стенды об истории создания и архитектурных особенностях зданий-памятников (с 2017 года установлены 19 стендов).
С 2020 года Центр разрабатывает информацию об особенностях ОКН и их культурно-исторической ценности для размещения на сайтах пользователей ОКН, находящихся в муниципальной собственности. Такая информация размещена на сайтах четырех пользователей в отношении 5 ОКН.
Проведение экскурсий позволяет жителям города прикоснуться к живой истории города, сохранившейся в зданиях-памятниках. В 2016 году появилась практика проведения обзорных автобусных экскурсий по историческому центру города для людей с нарушением слуха. Работа с людьми с ограниченными возможностями с целью ознакомления их с историко-культурным наследием города была продолжена и в последующие годы.
В рамках мероприятий, приуроченных к Международному дню охраны памятников и исторических мест, в 2019 году проведена экскурсия "Сказочный трамвай", посвященная истории города Екатеринбурга и его памятникам. В 2021 году для отдыхающих в городском лагере Муниципального автономного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы N 10 было проведено 3 обзорные экскурсии по ОКН, расположенным в Историческом сквере.
Важным направлением работы Центра является приобщение детей и подростков к истории города. Необходимо формировать у детей бережное отношение к культурно-историческому наследию. Для этого Центром были разработаны материалы для проведения классного часа для учащихся 4 - 5-х классов на тему "Сохраним памятники вместе" (профилактика вандализма). В 2020 году проведены 3 пробных занятия в разных школах города.
С 2018 года совместно с отрядом "Каравелла" проводится ежегодный открытый городской конкурс детских и молодежных литературных произведений "Лоцман", посвященный памятникам истории и культуры Екатеринбурга. С каждым годом повышается уровень участников и победителей конкурса.
В 2022 году IV открытый городской конкурс детских и молодежных литературных произведений "Лоцман" был посвящен 180-летию памяти выдающегося екатеринбургского архитектора Михаила Павловича Малахова.
В 2017 году совместно с Муниципальным бюджетным учреждением культуры "Музей истории Екатеринбурга" организован конкурс историй "Легенды Екатеринбурга" об ОКН. Многие участники конкурса представили истории из жизни своих семей, связанные с историей памятников Екатеринбурга. По итогам конкурса была создана интерактивная карта всех объектов, расположенных на территории города.
Важным фактором приобщения горожан к сохранению объектов культурного наследия города стало проведение совместных субботников. Чаще всего на обращения откликается молодежь. Так, впервые специалистами Центра совместно с волонтерами в апреле 2021 года были организованы и проведены субботники на территориях ОКН местного (муниципального) значения "Фабрика-кухня УЗТМ" по адресу: ул. Культуры, д. 3 и 5 монументов на Ивановском кладбище. Были приведены в надлежащее состояние территории ОКН: могилы писателей Павла Бажова и Иосифа Ликстанова, Героя Советского Союза Ахмадуллы Ишмухаметова, уральского селекционера Дмитрия Казанцева, архитектора Константина Бабыкина.
07.08.2021 сотрудники Центра и Екатеринбургской митрополии при участии добровольцев общественной организации "Волонтеры Урала" организовали и провели субботник на территории ОКН "Дом, где в квартире большевика К. Суханова в 1905-06 гг. находился подпольный штаб и склад оружия Екатеринбургской дружины" по адресу: ул. Куйбышева, д. 65/ ул. Гоголя, д. 50. Участники акции очистили от мусора, травы и молодой поросли кустарников территорию объекта. В финале создали своими силуэтами римскую цифру CCXCVIII (298), поздравив таким необычным образом Екатеринбург с днем рождения.
Данная традиция стала ежегодной. В 2022 году на территориях ОКН, расположенных на территории Ивановского кладбища, ОКН федерального значения (ансамбль) "Дом Рязанова" (ул. Куйбышева, д. 40) при поддержке Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Специализированное управление эксплуатации и реабилитации жилья" и Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Комбинат спецобслуживания" сотрудниками Центра проведены субботники с привлечением общественных организаций "Волонтеры Урала" и "Усадьба Рязанова", представителей организаций, выполняющих работы по сохранению ОКН (ООО "Стройка", ООО "Рестострой"), иных неравнодушных граждан.
Во исполнение требований статьи 27 Федерального закона N 73-ФЗ в 2015 году за счет средств бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" выполнен комплекс работ по проектированию, изготовлению и установке на фасадах ОКН, находящихся в муниципальной собственности, информационных надписей и обозначений. Осуществляется контроль состояния информационных надписей. В связи с изменением законодательства разрабатывается научно-проектная документация на установку информационных надписей нового типа. В настоящее время разработана и согласована научно-проектная документация еще на 44 объекта.
В целях систематизации информации об ОКН в Центре формируется единая база хранения и использования документации (научно-проектной, экспертной и исполнительной), разработанной в отношении ОКН, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с Решением Коллегии Администрации города Екатеринбурга от 09.11.2017 N 15/47/01-06 "О ходе реализации стратегического проекта "Сохранение объектов культурного наследия муниципального образования "город Екатеринбург" (недвижимые памятники истории и культуры)" отраслевые и территориальные органы Администрации города Екатеринбурга и подведомственные им учреждения передают в Центр разработанную ими или по их заказам научно-проектную, экспертную и исполнительную документацию на проведение работ по сохранению ОКН.
Объем архивной документации в 2022 году составил более 1000 томов (в отношении 160 ОКН).
Проблемным является состояние многоквартирных жилых ОКН, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
В соответствии со статьей 180 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор капитального ремонта многоквартирных жилых домов осуществляет функции технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в пределах средств фондов капитального ремонта, взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете регионального оператора. Региональный Фонд содействия капитальному ремонту Свердловской области является региональным оператором Свердловской области.
Стоимость проектных и строительно-монтажных работ по капитальному ремонту, реставрации и приспособлению многоквартирных жилых домов, являющихся ОКН, значительно превышает стоимость капитального ремонта аналогичных объектов, не обладающих охранным статусом. В связи с этим средств, собранных собственниками помещений в многоквартирных жилых домах, являющихся ОКН, недостаточно для проведения капитального ремонта. Установленные статьей 45 Федерального закона N 73-ФЗ требования предполагают более длительный период разработки и согласования научно-проектной документации по сохранению ОКН, а также обязательное прохождение государственной историко-культурной экспертизы.
Над поиском источников финансирования и созданием правовых механизмов финансирования работают сейчас все органы власти.
Установленные Региональной программой капитального ремонта многоквартирных жилых домов в Свердловской области (далее - Региональная программа) сроки проведения их капитального ремонта (2039 - 2041 годы) не соответствуют интересам сохранения исторических объектов и проживающих в них граждан. Муниципальные программы по сохранению ОКН предполагают возможность выделения средств муниципального бюджета только на ремонт нежилых помещений, находящихся в собственности муниципального образования.
Центром проанализирована информация в отношении многоквартирных жилых домов, являющихся ОКН, в том числе о количестве таких объектов в Екатеринбурге, относящихся к муниципальной собственности. На территории Екатеринбурга имеется 80 многоквартирных жилых ОКН, в 48 из них часть помещений находится в собственности муниципального образования "город Екатеринбург".
Вызывает особое беспокойство состояние 10 жилых ОКН, часть помещений в которых находится в собственности муниципального образования "город Екатеринбург", не включенных в Региональную программу. Физический износ этих объектов составляет от 50 до 72 процентов. Привлечение средств инвесторов путем проведения конкурса по продаже жилых помещений не предусмотрено действующим законодательством. Наниматели 5 муниципальных квартир отселены. Требуется перевод отселенных помещений в категорию нежилых. При этом на перевод муниципальных помещений требуется согласие всех собственников помещений ОКН.
С 2020 года Региональным Фондом содействия капитальному ремонту Свердловской области совместно с Центром и Управлением с целью определения необходимых объемов и механизмов решения проблемы реализуется пилотный проект по ремонту ОКН - многоквартирных жилых домов.
В отношении 3 многоквартирных жилых домов, являющихся ОКН местного (муниципального) значения, расположенных по адресам: ул. Баумана, д. 2 ("Дом жилой. Кинотеатр "Заря"), ул. Пушкина, д. 14 ("Дом жилой Уралплана"), пр. Ленина, д. 29/ул. Володарского, д. 2 ("Дом жилой"), Центром выданы задания на выполнение работ по их сохранению. На основании заданий проведено инженерное обследование технического состояния ОКН, разработана научно-проектная документация на выполнение работ по ремонту и сохранению ОКН. Документация прошла историко-культурную экспертизу, имеет положительное заключение экспертов и согласована Центром. Проведение ремонтно-реставрационных работ на этих объектах в рамках пилотного проекта по сохранению ОКН планируется в ближайшее время.
По всем ОКН - многоквартирным жилым домам, являющимся муниципальной собственностью, Центром разработана научно-проектная документация для утверждения предметов охраны, в отсутствие которых в дальнейшем невозможна разработка научно-проектной документации на проведение работ по ремонту и сохранению ОКН.
В ходе реализации стратегического проекта с 2012 до окончания I полугодия 2022 года достигнуты следующие результаты:
улучшено состояние 62 ОКН (доля ОКН, находящихся в удовлетворительном состоянии и не требующих выполнения работ по реставрации и консервации, возросла с 81 до 85 процентов);
разработана научно-проектная документация на проведение работ по сохранению 96 ОКН;
обеспечены интересы охраны ОКН местного (муниципального) значения и сохранения ОКН, являющихся собственностью муниципального образования, за счет разработки предусмотренной законодательством документации (проектов предметов охраны, проектов зон охраны и границ территорий, проектной документации по установке информационных надписей);
обеспечен со стороны собственника непрерывный контроль исполнения требований по содержанию, использованию, сохранению ОКН законными владельцами, организованы регулярные осмотры ОКН, находящихся в муниципальной собственности, с целью недопущения ухудшения их состояния;
использованы различные формы и методы работы по популяризации ОКН Екатеринбурга, организовано регулярное освещение историко-культурного наследия города;
повышена эффективность использования ОКН за счет передачи их в пользование (владение), а также продажи невостребованных для муниципальных нужд объектов на условиях конкурса с последующим контролем выполнения мероприятий по сохранению ОКН со стороны Администрации города Екатеринбурга;
повышена компетентность правообладателей ОКН путем организации консультирования, методического сопровождения и проведения обучающих семинаров по вопросам эксплуатации и сохранения ОКН, что является также профилактикой нарушений требований законодательства об охране ОКН;
возросла привлекательность муниципального образования "город Екатеринбург" как туристического центра, обладающего уникальными ОКН;
улучшена информированность населения и бизнеса за счет формирования и поддержания в актуальном состоянии открытого интерактивного информационного ресурса об ОКН, являющихся собственностью муниципального образования, реестра ОКН, свободных от прав третьих лиц, проведения 77 мероприятий, направленных на популяризацию ОКН.
В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 27.02.2019 N 375 "О разработке стратегий социально-экономического развития административно-территориальных единиц муниципального образования "город Екатеринбург" и актуализации стратегических проектов (подпроектов) Стратегического плана развития Екатеринбурга до 2030 года" разработан новый стратегической проект "Мой город - мое наследие", предусматривающий мероприятия по сохранению ОКН, который рассмотрен и одобрен на заседании Координационного совета Администрации города Екатеринбурга, на общественных обсуждениях на Официальном портале Администрации города Екатеринбурга (екатеринбург.рф), на заседаниях Президиума Свердловского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и Общественного совета при Управлении государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.