г. Краснодар |
|
20 ноября 2015 г. |
Дело N А01-151/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Кухаря В.Ф., судей Рогальского С.В. и Чесняк Н.В., при участии от истца - администрации муниципального образования "Кировское сельское поселение" (ИНН 0104005878, ОГРН 1020100703072) - Джемелинского А.Г. (доверенность от 12.01.2015), от ответчика - Министерства финансов Российской Федерации (ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636) - Делока З.Р. (доверенность от 11.09.2013), в отсутствие третьего лица - Министерства финансов Республики Адыгея (ИНН 0105019880, ОГРН 1020100701433), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 08.04.2015 (судья Мусифулина Н.Г.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2015 (судьи Попов А.А., Авдонина О.Г., Галов В.В.) по делу N А01-151/2015, установил следующее.
Администрация муниципального образования "Кировское сельское поселение" (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея (далее - Минфин) о взыскании 903 тыс. рублей убытков.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечено Министерство финансов Республики Адыгея.
Решением от 08.04.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.08.2015, заявленная сумма взыскана с Минфина за счет казны Российской Федерации. Суды исходили из того, что понесенные администрацией расходы на приобретение жилья семье, имеющей ребенка-инвалида, признанной нуждающейся в предоставлении жилья и поставленной на учет до 01.01.2005, подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета.
В кассационной жалобе Минфин просит отменить судебные акты. Заявитель указывает, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов и нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 01.01.2005, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций. Если граждане той же категории встали на учет после 01.01.2005, обеспечение их жильем относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации и может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов в случаях, установленных федеральными законами. Предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся, является полномочием органов местного самоуправления. К межбюджетным отношениям не может быть применен порядок возмещения убытков, установленный гражданским законодательством.
В отзыве на кассационную жалобу третье лицо просит оставить судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела и выслушав представителей администрации и Минфина, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что решением Майкопского районного суда от 08.06.2012 по делу N 2-375/2012 на администрацию возложена обязанность предоставить Бабаян Н.А., имеющей ребенка-инвалида и нуждающейся в улучшении жилищных условий, жилое помещение не менее 42 кв. м по договору социального найма.
Во исполнение решения суда администрация приобрела изолированное жилое помещение общей площадью 62,4 кв. м, расположенное по адресу: х. Северо-Восточные сады, ул. Садовая, д. 110, кв. 1, стоимость которого составила 903 тыс. рублей.
17 декабря 2014 года администрация (наймодатель) и Бабаян Н.А. (наниматель) заключили договор социального найма указанного жилого помещения.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.07.2015 квартира на основании договора от 29.12.2014 N 1 передана в общую долевую собственность граждан.
В связи с несением расходов по предоставлению жилого помещения при отсутствии их возмещения из соответствующего бюджета администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым иском на основании статей 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд установил и стороны не оспаривают, что Бабаян Н.А. и ее ребенок-инвалид Геворкян А.А. признаны нуждающимися в предоставлении жилья и поставлены на соответствующий учет до 01.01.2005.
Пунктом 4 части 1 статьи 51, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" лица, страдающие заболеваниями из утвержденного перечня, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди.
В силу части 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Специальное регулирование обеспечения жилыми помещениями инвалидов, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, предусмотрено положениями статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ).
Согласно данной норме Закона N 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 названного Федерального закона.
Статьей 28.2 установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем названной категории граждан. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 N 614 "Об утверждении Правил расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов".
Правила определяют порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии, в том числе, с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005.
Финансирование расходов, связанных с обеспечением жильем граждан, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций.
С учетом изложенного суд, при удовлетворении иска за счет казны Российской Федерации сделал правильный вывод, что финансирование предоставления жилья Бабаян Н.А., имеющей ребенка-инвалида, является расходным обязательством федерального бюджета.
Минфин в кассационной жалобе указанный вывод суда по существу не оспорил. Заявитель также не ссылается на то, что средства на цели обеспечения жильем Бабаян Н.А., имеющей ребенка-инвалида, перечислены из федерального бюджета в бюджет Республики Адыгея в виде субвенций в достаточном количестве.
Таким образом, кассационный суд не находит оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 08.04.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2015 по делу N А01-151/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ф. Кухарь |
Судьи |
С.В. Рогальский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.