г. Краснодар |
|
26 ноября 2015 г. |
Дело N А63-2697/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 ноября 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Трифоновой Л.А., в отсутствие в судебном заседании надлежаще извещенного о времени и месте его проведения заявителя - Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому Федеральному округу (ИНН 2626800494, ОГРН 1112651028676), при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Гермес-КМВ" (ИНН 2632807240, ОГРН 113651005816) - Новикова Ю.В. (доверенность от 19.03.2015), рассмотрев кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому Федеральному округу на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.05.2015 (судья Русанова В.Г.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2015 (судьи Параскевова С.А., Белов Д.А., Семенов М.У.) по делу N А63-2697/2015, установил следующее.
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому Федеральному округу (далее - управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о привлечении ООО "Гермес-КМВ" (далее - общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 20.05.2015, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2015, в удовлетворении заявленных управлением требований отказано. Судебные акты мотивированы отсутствием в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения.
В кассационной жалобе управление просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению управления, судами неверно применены нормы материального права, поскольку вывод о том, что в нормативных актах не содержатся требования об указании в лицензии на розничную продажу алкогольной продукции места нахождения складских помещений, в которых хранится собственная алкогольная продукция до момента ее передачи на стационарные торговые объекты в целях осуществления розничной продажи данной продукции, являются несостоятельными. При этом управление указывает, что алкогольная продукция находилась у общества на длительном хранении. Поэтому отсутствие надлежащей лицензии является основанием для привлечения общества в административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в рамках проведения 23.01.2015 внеплановой выездной проверки общества с ограниченной ответственности "ДСК" (ИНН 2632801866), проводимой с извещением прокуратуры Ставропольского края на основании приказа управления от 23.01.2015 N 48, в ходе обследования территории, расположенной по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Людкевича, д. 11, установлено, что на указанной территории в складских помещениях литер Д, литер Е, литер М, литер Ж хранится алкогольная продукция, принадлежащая обществу.
Согласно данным Государственного сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей алкогольной продукции по состоянию на 23.01.2015 общество имеет действующую лицензию от 19.12.2014 N 26РПА0035585 (бланк С N 012241), сроком действия по 07.08.2016, на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции, выданную Комитетом Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию.
Лицензия на хранение алкогольной продукции по адресу: г. Пятигорск, ул. Людкевича, д. 11, в складских помещениях литер Д, литер Е, литер М, литер Ж у общества отсутствует. В связи чем, 23.01.2015 управлением в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении по части 3 статьи 14.17 Кодекса, составлен протокол ареста от 23.01.2015 N 07-15/38-2 на алкогольную продукцию в количестве 148 174 единиц и протокол об административном правонарушении от 27.02.2015 N 07-15/38-15.
На основании части 3 статьи 23.1 Кодекса и части 2 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела переданы в арбитражный суд для привлечения общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса.
В силу части 3 статьи 14.17 Кодекса производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие Закона N 171-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона N 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Пунктом 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ предусмотрена также выдача лицензий на производство, хранение и поставку произведенного этилового спирта, в том числе денатурата; производство, хранение и поставку произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; закупку, хранение и поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции; розничную продажу алкогольной продукции; перевозку этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции; производство, хранение, поставку и розничную продажу произведенной сельскохозяйственными производителями винодельческой продукции.
Из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 1 постановления от 11.07.2014 N 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"" следует, что неотъемлемой частью деятельности по розничной продаже какого-либо товара является его хранение розничным продавцом в необходимых количествах.
Получение лицензии на хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции требуется в случае оказания услуг третьим лицам по хранению принадлежащей им одноименной продукции, поскольку лицензия на производство (закупку), хранение и поставку либо на розничную продажу соответствующей продукции не охватывает деятельность организации, которой она выдана, по оказанию такого рода услуг.
Таким образом, хранение алкогольной продукции подлежит лицензированию, если оно осуществляется как самостоятельный вид предпринимательской деятельности в целях оказания услуг третьим лицам; для хранения продавцом принадлежащей ему продукции, предназначенной для последующей реализации в розницу в необходимом для этого количестве, достаточно получения лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции.
Согласно пункту 36.1 приказа комитета Ставропольского края по лицензированию отдельных видов деятельности от 22.01.2007 N 5-о/д "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции и административного регламента предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности в области обращения с ломом цветных и черных металлов" для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции заявитель представляет в лицензирующий орган заявление, в котором указываются, в том числе: адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности; сведения об объекте, на котором будет осуществляться лицензируемый вид деятельности (вид объекта, его местонахождение, специализация, занимаемая площадь, наличие сейфа, охранной сигнализации, контрольно-кассовой техники, наличие вблизи объекта, на котором будет осуществляться лицензируемый вид деятельности, объектов и прилегающих к ним территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, срок осуществления лицензируемой деятельности). Форма заявления на получение лицензии (приложение N 1 к регламенту) также обязывает указать места осуществления деятельности (розничной продажи алкогольной продукции). Приложение N 2 к регламенту "сведения об объекте, на котором будет осуществляться лицензируемый вид деятельности" также содержит строку "назначение объекта" (магазин, павильон, киоск, ларек, ресторан, кафе, бар, кафетерий, столовая, буфет и т.д.).
В пункте 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ содержится запрет на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий.
Как следует из материалов дела и установлено судами, у общества имеется лицензия на осуществление розничной продажи алкогольной продукции сроком действия до 07.08.2016. В ней указаны следующие адреса мест осуществления деятельности: г. Пятигорск, ул. Людкевича, д. 11, помещения N 2, 4, 5, магазин; г. Пятигорск, ул. Федько, д. N 9/пер. Тебердинский, д. N 18, отдел в магазине; г. Лермонтов, ул. Дубравная, д. 1, отдел в магазине; г. Лермонтов, ул. Патриса Лумумбы, район дома N 31, отдел в магазине; Предгорный район, п. Ясная Поляна, ул. Спортивная, д. 13 "А", отдел в магазине.
Хранение алкогольной продукции общество осуществляло в складских помещении, расположенных по адресу: г. Пятигорск, ул. Людкевича, д. 11, Литер Д, Литеры Е, М, Ж. Данные помещения общество использовало на праве аренды, что подтверждено представленными в материалы дела договорами аренды от 01.12.2014 N 1 и от 01.12.2014, заключенными на срок менее года. При этом, как обоснованно указывает суд, общество не вело розничную продажу алкогольной продукции в указанных складских помещениях. Доказательств обратного в материалы дела не представлено. Также не представлено доказательств оказания обществом услуг третьим лицам по хранению алкогольной продукции.
Доводы управления о том, что хранящаяся в спорных помещениях алкогольная продукция в общем количестве 148 174 единицы или 12 852, 542 дал. не предназначена для розничной торговли и такое количество не может быть реализовано за короткий промежуток времени, а значит необходима лицензия на хранение такой продукции, обоснованно отклонен судами как не подтвержденный соответствующими доказательствами и основанный на предположениях.
С учетом изложенного, требования общества подлежат удовлетворению.
Поскольку спорная алкогольная продукция, не находилась в незаконном обороте, суд обоснованно вернул обществу данную продукцию, арестованную согласно протоколу ареста от 23.01.2014 N 07-15/38-2.
Доводы кассационной жалобы управления не основаны на нормах права, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.05.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2015 по делу N А63-2697/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дорогина |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.