г. Краснодар |
|
27 ноября 2015 г. |
Дело N А63-2653/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Никитина А.В. (ИНН 260200045115, ОГРНИП 304264304400130) - Цалоевой М.А. (доверенность от 01.09.2015), от заинтересованных лиц: Министерства имущественных отношений Ставропольского края - Соколец М.А. (доверенность от 09.11.2015), от Правительства Ставропольского края - Соколец М.А. (доверенность от 23.10.2015), рассмотрев кассационные жалобы Правительства Ставропольского края и министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.05.2015 (судья Жирнова С.Л.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2015 (судьи Сомов Е.Г., Жуков Е.В, Джамбулатов С.И.) по делу N А63-2653/2015, установил следующее.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Никитин А.В. (далее - глава хозяйства) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Министерству имущественных отношений Ставропольского края (далее - министерство), Правительству Ставропольского края (далее - правительство) о признании незаконным отказа министерства от 16.01.2015 N 149 в предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 26:03:130305:1, 26:03:000000:12 и возложении на министерство обязанности устранить допущенные нарушения путем направления главе хозяйства подписанных проектов договоров купли-продажи земельных участков площадью 8 059 940+/-24 841 кв. м с кадастровым номером 26:03:130305:1 из расчета цены выкупа 3 743 200 рублей, площадью 16 010 000+/-35 011 кв. м с кадастровым номером 26:03:000000:12 из расчета цены выкупа 6 510 000 рублей (с учетом изменения предмета заявленных требований).
Решением от 07.05.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.08.2015, заявленные требования удовлетворены. Отказ министерства от 16.01.2015 N 149 в предоставлении главе хозяйства в собственность за плату земельных участков земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 26:03:130305:1, 26:03:000000:12, расположенных в Апанасенковском районе Ставропольского края, признан незаконным. На министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем направления главе хозяйства подписанных проектов договоров купли-продажи данных участков. Суды исходили из того, что отказ в предоставлении заявителю спорных участков нарушает требования статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), статей 4 и 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), пункта 3 статьи 21 Закона Ставропольского края от 12.04.2010 N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" (далее - Закон N 21-кз).
В кассационных жалобах министерство и правительство просят состоявшиеся по делу судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие сделанных судебными инстанциями выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. В обоснование своих доводов заявители настаивают на обязательном установлении факта надлежащего использования земельных участков. Полномочиями по осуществлению мероприятий по проверке надлежащего использования земельных участков наделены Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю. Соответствующие документы, составленные уполномоченными органами, не представлены при обращении заявителя в министерство, а также в судебное заседание. Доказательства, подтверждающие соблюдение установленных Законом 101-ФЗ условий использования земельного участка, отсутствуют. Сведения об использовании земельного участка в соответствии с целевым назначением субарендатор не представил. Суды не учли, что в отсутствие распоряжения правительства подготовка проекта договора-купли продажи не представляется возможным. В судебных актах отсутствует указание на возложение на правительство обязанности совершить необходимые действия, связанные с принятием распоряжения, поэтому они не отвечают принципу исполнимости.
В отзыве на кассационную жалобу глава хозяйства просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая выводы судов соответствующими фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе и отзыве.
По делу объявлялся перерыв до 13.11.2015 до 10 часов 00 минут. После перерыва судебное разбирательство продолжено.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить с направлением дела на новое рассмотрение с учетом следующего.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, на основании распоряжений главы Апанасенковской районной государственной администрации Ставропольского края от 31.10.2002 N 157-р и 07.10.2002 N 163 главе хозяйства в аренду переданы земельные участки 806 га и 1601 га для производства сельскохозяйственной продукции из земель фонда перераспределения сроком на 10 лет.
Апанасенковская районная государственная администрация Ставропольского края и глава хозяйства заключили договор аренды от 20.01.2003 земельного участка площадью 806 га с кадастровым номером 26:03:130305:1, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир - с. Воздвиженское, участок находится примерно в 28 км от ориентира по направлению на восток, секции ХХVI, ХХVII, который зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) 19.03.2003; а также договор аренды от 07.10.2002 земельного участка площадью 1601 га с кадастровым номером 26:03:000000:12, местоположение: Ставропольский край, Апанасенковский район, п. Айгурский, земли фонда перераспределения, находящегося на территории СПК племовцезавода "Айгурский", в 18 км юго-восточнее пос. Айгурский, который зарегистрирован в ЕГРП 31.10.2002 (т. 1, л. д. 14 - 17, л. д. 23 - 25).
Дополнительными соглашениями от 12.07.2005 в указанных договорах аренды изменен арендодатель на министерство (т. 1, л. д. 26).
В связи с окончанием срока действия договоров аренды распоряжениями министерства от 19.03.2013 N 376 и 10.10.2012 N 1950 главе хозяйства предоставлены земельные участки площадью 8 059 940 кв. м с кадастровым номером 26:03:130305:1 в аренду на срок до 18.03.2023 и площадью 16 010 000 кв. м с кадастровым номером 26:03:000000:12 на срок до 18.03.2022 (т. 1, л. д. 18 - 20, 27 - 29).
19 марта 2013 года с главой хозяйства заключены соответствующие договоры аренды земли, зарегистрированные в установленном законом порядке.
2 декабря 2013 года глава хозяйства обратился в министерство с заявлением о выкупе арендуемых земельных участков в соответствии с положениями Закона N 101-ФЗ (т. 1, л. д. 32).
Письмом от 16.01.2015 N 149 министерство отказало главе хозяйства в выкупе, указав, что предельный максимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, составляет до 50 га, тогда как площадь испрашиваемых участков 1601,0 га и 80,6 га, что превышает предельный размер.
Полагая, что отказ министерства незаконен, глава хозяйства обратился в арбитражный суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 24 Кодекса.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198, 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
В обоснование отказа в выкупе спорных земельных участков министерство сослалось на превышение предельного максимального размера земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
При разрешении спора суды установили, что земельные участки сформированы, определены на местности с указанием границ и площади, поставлены на государственный кадастровый учет, по данным которого категория участков - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства. Земельные участки используются по целевому назначению, с соблюдением требований земельного законодательства, находятся в аренде у заявителя более 12 лет. Сведения об ограничении их в обороте, а также отнесении к участкам, приватизация которых запрещена в выписке из государственного кадастра недвижимости, отсутствуют. Общая площадь испрашиваемых главой хозяйства земельных участков равна 2407 га, что составляет 0,7% от общей площади земель сельскохозяйственного назначения Апанасенковского муниципального района, что подтверждается справками, выданными Управлением сельского хозяйства и охраны окружающей среды администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края от 04.07.2014 N 587 и от 27.04.2015 N 373.
В то же время суд при разрешении спора обеих инстанций не учли следующего.
Спорные правоотношения по приобретению в собственность земель сельскохозяйственного назначения регулируются нормами Закона N 101-ФЗ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 данного Закона (в редакции, действующей на момент подачи заявления обществом) переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Следовательно, приобретение в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения в таком случае обусловлено совокупностью двух условий: использования земельного участка по договору аренды не менее трех лет; надлежащего использования земельного участка.
Абзац 2 пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ определяет, что решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.
Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельных участков уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Министерство сельского хозяйства Российской Федерации) в соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ не утвержден. В то же время данное обстоятельство не освобождает лицо, претендующее на приобретение в собственность арендуемых им земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, от обязанности доказать факт надлежащего использования таких участков.
Спорные участки предназначены для сельскохозяйственного производства. Согласно Перечню признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369, использование (неиспользование) земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства подтверждается проведением на этом участке соответствующих сельскохозяйственных работ (обработка почвы, сенокошение, выпас скота, уход за почвой, уборка урожая и т.п.).
Судебные инстанции, возложив на министерство обязанность предоставить в собственность испрашиваемые земельные участки, не проверили наличие условий, дающих заявителю право на приобретение земли сельскохозяйственного назначения в собственность без проведения торгов, а также надлежащим образом не оценили доводы министерства о том, что предприниматель не осуществлял самостоятельное использование земельных участков для производства сельскохозяйственной продукции.
Документы, подтверждающие надлежащее использование участков и иные доказательства материалы дела не содержат.
Подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм статьи 10 Закона N 101-ФЗ доводы представителя заявителя о том, что достаточным доказательством надлежащего использования земель сельскохозяйственного назначения является отсутствие установленных фактов нецелевого использования соответствующих земель либо фактов досрочного прекращения договора аренды в связи с нарушением арендатором принятых на себя обязательств.
В пункте 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ законодатель закрепил механизм обеспечения защиты прав исключительно тех арендаторов, которые доказали, что на протяжении длительного срока (трех лет) могут надлежаще использовать предоставленные им земельные участки (документально подтвердили, что эффективно хозяйствуют на сельскохозяйственных землях).
Поскольку обстоятельства использования земельных участков по целевому назначению в указанный в законе период относимыми и допустимыми доказательствами не подтверждены, и судами не исследованы, обжалуемые решение и постановление следует отменить и передать дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края (пункт 3 части 1 статьи 287 Кодекса).
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить допущенные нарушения, изложенные в тексте настоящего постановления, с учетом характера спорных правоотношений и подлежащего применению законодательства, установить и исследовать все существенные для рассмотрения дела обстоятельства, дать правовую оценку всем доводам участников спора, после чего разрешить его с правильным применением норм материального и процессуального права.
Согласно абзацу 2 части 3 статьи 289 Кодекса при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается судом, вновь рассматривающим дело, по правилам статьи 110 Кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.05.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2015 по делу N А63-2653/2015 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Спорные участки предназначены для сельскохозяйственного производства. Согласно Перечню признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369, использование (неиспользование) земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства подтверждается проведением на этом участке соответствующих сельскохозяйственных работ (обработка почвы, сенокошение, выпас скота, уход за почвой, уборка урожая и т.п.).
...
Подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм статьи 10 Закона N 101-ФЗ доводы представителя заявителя о том, что достаточным доказательством надлежащего использования земель сельскохозяйственного назначения является отсутствие установленных фактов нецелевого использования соответствующих земель либо фактов досрочного прекращения договора аренды в связи с нарушением арендатором принятых на себя обязательств.
В пункте 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ законодатель закрепил механизм обеспечения защиты прав исключительно тех арендаторов, которые доказали, что на протяжении длительного срока (трех лет) могут надлежаще использовать предоставленные им земельные участки (документально подтвердили, что эффективно хозяйствуют на сельскохозяйственных землях)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 ноября 2015 г. N Ф08-7779/15 по делу N А63-2653/2015