г. Краснодар |
|
02 декабря 2015 г. |
Дело N А53-13028/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 2 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Дорогиной Т.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - Местной религиозной организации Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней в Ростовской области (ИНН 6164080574, ОГРН 1026100007636) - Проноза В.А. (доверенность от 18.05.2015), от заинтересованного лица - Управления Федеральной миграционной службы по Ростовской области (ИНН 6164242352, ОГРН 1056164280920) - Ивановой Е.А. (доверенность от 23.09.2015), рассмотрев кассационную жалобу Местной религиозной организации Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней в Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.07.2015 (судья Ерёмин Ф.Ф.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2015 (судьи Илюшин Р.Р., Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.) по делу N А53-13028/2015, установил следующее.
Местная религиозная организация Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней в Ростовской области (далее - организация) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной миграционной службы по Ростовской области (далее - управление) от 13.05.2015 N 169981 о привлечении организации к административной ответственности на основании части 5 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 400 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 16.07.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 29.08.2015, в удовлетворении заявления отказано.
Судебные акты мотивированы наличием в действиях организации события и состава вмененного правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
Организация обратилась в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 16.07.2015 и постановление суда апелляционной инстанции от 29.08.2015, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области. Заявитель жалобы считает, что в действиях организации отсутствует состав административного правонарушения, имеются основания для прекращения производства по делу, поскольку суд первой инстанции не учел, что заявитель является некоммерческой организацией, не имеющей цели извлечения прибыли в качестве основы своей деятельности. Кроме того, суд апелляционной инстанции изменил объективную сторону административного правонарушения, вмененного организации.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель организации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель управления в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 11.03.2015 N 65 управление провело внеплановую выездную проверку по вопросу соблюдения миграционного законодательства Российской Федерации в отношении места пребывания иностранных граждан в жилом помещении (квартире), расположенной по адресу: г. Новочеркасск, ул. Атаманская, д. 57/2, кв. 18, в ходе которой выявлены два гражданина США Кокс Даллин Джей и Маллой Самуэль Алан (далее - иностранные граждане), которые одновременно проживали в указанной квартире общей площадью 40,6 кв. м на основании договора найма жилого помещения от 15.01.2015 N 2, заключенного между гражданкой Грязновой Н.Н. и иностранными гражданами. Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 13.03.2015.
В связи с тем, что организация не приняла надлежащих мер по жилищному обеспечению иностранных граждан в соответствии с нормами действующего законодательства, управление составило в отношении организации протокол от 27.04.2015 N 169981/566, а 13.05.2015 вынесло постановление N 169981 о привлечении организации к административной ответственности по части 5 статьи 18.9 Кодекса в виде 400 тыс. рублей штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением, организация обратилась в суд с заявлением.
Частью 5 статьи 18.9 Кодекса установлена административная ответственность за непринятие приглашающей стороной мер по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашенного иностранного гражданина или лица без гражданства в период его пребывания в Российской Федерации.
Объектом административных правонарушений, предусмотренных статьей 18.9 Кодекса, выступают общественные отношения, связанные с соблюдением условий пребывания в стране иностранных граждан или лиц без гражданства.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 18.9 Кодекса, состоит в неисполнении принимающей стороной обязанностей по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашенного иностранного гражданина или лица без гражданства в период его пребывания в Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 16 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) одновременно с ходатайством о выдаче приглашения приглашающей стороной представляются гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации. Порядок представления указанных гарантий устанавливается Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "г" пункта 3 Положения о предоставлении гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания на территории Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2003 N 167 (далее - Положение N 167), предусмотрено, что гарантиями материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации являются гарантийные письма приглашающей стороны о принятии на себя обязательств, в том числе по жилищному обеспечению приглашающей стороной иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации в соответствии с социальной нормой площади жилья, установленной органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в качестве нарушения указанных норм и совершения правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 18.9 Кодекса, организации вменено то, что она не выполнила требования по жилищному обеспечению приглашенных иностранных граждан в период их пребывания в Российской Федерации, а именно предоставила жилое помещение с площадью 40,6 кв. м, без учета нормы площади жилья, установленной органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Федеральный стандарт социальной нормы площади жилья определяется исходя из следующих норм обеспеченности населения жилищем: 18 кв. м общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. м - на семью из двух человек, 33 кв. м - на одиноко проживающих граждан.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе в соответствии с законодательством устанавливать региональное значение норматива социальной площади жилья.
Суды установили, что Областным законом Ростовской области от 07.10.2005 N 363-ЗС "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области" установлен минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого орган местного самоуправления определяет размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Согласно статье 6 Областного закона такой минимальный размер площади жилого помещения составляет:
- от 25 до 33 квадратных метров общей площади жилого помещения - для одиноко проживающих граждан;
- от 34 до 42 квадратных метров общей площади жилого помещения - на семью из двух человек;
- от 15 до 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при составе семьи три и более человек.
В силу части 3 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации на иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, являющихся участниками жилищных отношений, распространяется определяемый российским жилищным законодательством национальный правовой режим с изъятиями, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами. Тот факт, что часть 5 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяет предоставление жилых помещений по договорам социального найма на иностранных граждан, лиц без гражданства, не свидетельствует об отсутствии у организации обязанности обеспечить жилым помещением приглашенных иностранных граждан из расчета не менее 25 кв. м общей площади на человека, поскольку такой норматив предоставления площади жилого помещения признается минимально возможным и минимально допустимым в спорных правоотношениях.
Доводы организации о необходимости применения общей учетной нормы площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (часть 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации)), правильно не приняты судом первой инстанции, поскольку учетная норма установлена для иных правоотношений и применяется для иных целей - принятия на учет, а не предоставления площади для проживания. Из установленных законодательных определений как учетной нормы, так и нормы предоставления, видно, что цели и условия их применения различны.
Таким образом, в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов Российской Федерации приглашающая сторона (организация) обязана принять меры по обеспечению жилым помещением приглашенных иностранных граждан из расчета общей площади на человека не менее 25 кв. м, как это предусмотрено нормой площади предоставления жилья, установленной органом государственной власти Ростовской области.
Как видно из материалов дела, иностранные граждане, прибывшие на территорию Российской Федерации по приглашению организации для осуществления религиозных дел, в период с 15.01.2014 по 14.02.2014 проживали в квартире по адресу: г. Новочеркасск, ул. Атаманская, д. 57/2, кв. 18, общей площадью 40,6 кв. м, то есть на одного иностранного гражданина приходилось по 20,3 кв. м общей площади жилого помещения.
Тем самым, в нарушение подпункта "г" пункта 3 Положения N 167 приглашающая сторона - организация не приняла мер по жилищному обеспечению гражданин США Кокс Даллин Джей, Маллой Самуэль Алан в соответствии с социальной нормой площади жилья, установленной органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, чем нарушила пункт 5 статьи 16 Закона N 115-ФЗ.
Из материалов дела не следует, что организация реализовала обязанность предоставить иностранным гражданам жилое помещение в соответствии с социальной нормой площади жилья, установленной органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, или готова была осуществить данную обязанность. Отсутствуют доказательства отказа иностранных граждан от проживания как в месте, соответствующем необходимым социальным нормам, так и в месте, указанном принимающей стороной в гарантийном письме (г. Ростов-на-Дону, ул. Греческого города Волос, 11).
С учетом изложенного, руководствуясь статьей 2.1 Кодекса, суды обоснованно отказали организации в удовлетворении заявленного требования.
Приведенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения и не свидетельствуют о принятии судами неправильных судебных актов.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение решения суда и постановления апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.07.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2015 по делу N А53-13028/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.