Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению
администрации
муниципального образования
город Новотроицк
Оренбургской области
от 11 января 2022 г. N 16-п
Примерная программа курсового обучения личного состава спасательных служб муниципального образования город Новотроицк в области гражданской обороны
Перечень сокращений и обозначений
АСДНР - аварийно-спасательные и другие неотложные работы.
АХОВ - аварийно химически опасное вещество.
БВ ЗС - быстровозводимые защитные сооружения.
ВГК - вспомогательные горноспасательные команды.
ГО - гражданская оборона.
ДДС - дежурно-диспетчерская служба.
ЗНТЧС - защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
КЧС и ОПБ - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
ОГВ - органы государственной власти.
ОИВ - органы исполнительной власти.
ОМСУ - органы местного самоуправления.
ПУФ - повышение устойчивости функционирования.
РСЧС - единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
НАСФ - нештатные аварийно-спасательные формирования.
НФГО - нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
ЧС - чрезвычайная ситуация природного и техногенного характера.
I. Общие положения
Примерная программа курсового обучения личного состава спасательных служб в области гражданской обороны (далее - Примерная программа) разработана в соответствии с требованиями постановлений Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны" и от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", а также приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26.11.2008, регистрационный N 12740).
Примерная программа предназначена для руководителей спасательных служб всех уровней, создаваемых в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в качестве методической основы при разработке программ курсового обучения личного состава спасательных служб по месту работы (далее - Программа), в соответствии с подпунктом г пункта 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 N 841.
Примерная программа определяет организацию и порядок проведения курсового обучения, рекомендуемые результаты обучения.
Целесообразно в Программе отражать описание знаний, умений, навыков в области ГО, качественное изменение которых планируется достичь в результате обучения, а также, исходя из местных условий, особенностей и степени подготовленности обучаемых: расчет времени, отводимого на изучение тем, их содержание, последовательность изучения, формы и методы проведения занятий.
II. Цель и основные задачи курсового обучения
Целью курсового обучения по Программам является передача обучаемым знаний и навыков по умелым, слаженным и наиболее эффективным приемам и способам коллективных действий при приведении спасательной службы в готовность, участии в обеспечении выполнения мероприятий по ГО и всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных формирований и выполнения других неотложных работ при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ликвидации последствий ЧС.
Основными задачами курсового обучения являются:
- уяснение личным составом спасательных служб предназначения службы и решаемых ею задач с учетом возможной обстановки, возникающей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС;
- обучение личного состава спасательных служб действиям при приведении в готовность, выдвижение в район сбора и подготовки к выполнению задач по предназначению;
- подготовка личного состава к выполнению своих обязанностей, в соответствии с положением о спасательной службе;
- совершенствование навыков коллективных действий при выполнении задач в соответствии с предназначением спасательных служб;
- отработка приемов и способов выполнения задач в условиях загрязнения (заражения) местности радиоактивными, отравляющими веществами и АХОВ;
- соблюдение мер безопасности при использовании техники, оборудования, снаряжения и инструментов, находящихся на оснащении спасательных служб.
Основными принципами курсового обучения являются:
- обучать личный состав знаниям и навыкам, необходимым для выполнения конкретных функциональных обязанностей;
- наглядность и максимальное приближение к реальной обстановке;
- каждый руководитель (командир) спасательной службы обучает своих подчиненных;
- умелое сочетание различных форм и методов обучения;
- системность и методическая последовательность обучения ("от простого к сложному, от известного к неизвестному");
- коллективный и индивидуальный подход в обучении;
- сознательность и активность обучения;
- доступность обучения.
По характеру учебной деятельности занятия, проводимые в ходе курсового обучения, подразделяются на теоретические и практические.
Цель теоретических занятий (семинаров) - получение знаний по способам действий при приведении спасательных служб в готовность и по всестороннему обеспечению сил ГО и РСЧС в ходе выполнения ими АСДНР.
Семинар проводится по наиболее сложным вопросам Программы и имеет целью более углубленное изучение вопросов, привитие обучаемым навыков самостоятельной работы, поиска, анализа, обобщения и изложения учебного материала.
Цель практических занятий - освоение приемов и способов действий по всестороннему обеспечению сил ГО и РСЧС, а также пострадавшего населения и выполнения специфических задач ГО согласно предназначению.
В основу обучения личного состава спасательных служб положено проведение практических занятий: комплексных и тактико-специальных занятий.
Комплексное занятие - основной вид практических занятий с личным составом спасательных служб по выполнению неотложных работ и получению умений и навыков в приемах и способах действий при различных условиях обстановки.
В ходе комплексного занятия весь личный состав, независимо от занимаемых должностей, по единому замыслу обучаются правильному и согласованному выполнению действий (приемов).
На комплексном занятии практические действия, обучаемые отрабатывают последовательно по вводным, выдаваемым руководителем занятия. При необходимости руководитель занятия может объяснять и показывать правильный порядок выполнения тех или иных приемов и действий перед началом их отработки.
Для обеспечения высокого качества проведения комплексного занятия и максимальной загрузки обучаемых, руководитель занятия привлекает необходимое количество помощников (инструкторов). В ходе проведения каждого комплексного занятия должны отрабатываться вопросы оказания первой помощи пострадавшим.
Тактико-специальное занятие является высшей формой обучения и предназначено для сплочения личного состава спасательных служб и совершенствования навыков командиров структурных подразделений спасательных служб в организации действий и управлении личным составом, практической отработке действий с применением специальной техники, оборудования, снаряжения и инструмента, состоящих на оснащении спасательных служб.
На тактико-специальном занятии отрабатываются учебные задачи в условиях максимально приближенных к реальной обстановке, без пауз и перерывов, со всем личным составом спасательных служб и штатной специальной техникой, оборудования, снаряжения и инструментов.
Тактико-специальные занятия с личным составом спасательных служб организуют и проводят начальники спасательных служб, а на учебных местах командиры структурных подразделений спасательных служб. Занятия проводятся в учебных городках, на натурных участках местности или на территории организации.
III. Организация курсового обучения
3.1. Рекомендуемый порядок и последовательность проведения курсового обучения
Курсовое обучение личного состава спасательных служб целесообразно проводить ежегодно в соответствии с Программой и расписанием занятий на год.
Занятия рекомендуется проводить в течение года ежемесячно, исключая месяцы массовых отпусков работников организаций, в рабочее время, в объеме не менее 30 часов в год.
Форма курсового обучения личного состава спасательных служб - очная в рамках рабочего времени.
Списки учебных групп, руководителей занятий и расписание проведения занятий определяется распорядительным документом органа управления (организации), создающей спасательные службы.
Примерная программа построена по модульному принципу. Она включает модуль базовой подготовки и модуль специальной подготовки.
Рекомендуемая продолжительность занятий в рамках модуля базовой подготовки - не менее 18 часов всеми спасательными службами. Целесообразно в зависимости от специфики деятельности организации и уровня подготовки обучающихся уточнять содержание тем и определять количество часов на отработку каждой темы, без изменения общего количества часов.
На подготовку личного состава спасательных служб по модулю специальной подготовки рекомендуется отводить не менее 12 часов.
Состав тем модуля специальной подготовки формируется, исходя из задач, возлагаемых на спасательную службу.
Начальник спасательной службы, являясь руководителем занятий, одновременно является и руководителем занятий на одном из учебных мест, как правило, наиболее важном и сложном.
Руководитель занятия накануне проведения комплексного или тактико-специального занятия проводит инструктаж (инструкторско-методическое занятие) с командирами структурных подразделений спасательных служб, которые проводят занятия на учебных местах.
3.2. Руководство обучением и учет результатов
Руководство обучением личного состава должно обеспечивать полное и качественное выполнение программы курсового обучения.
Для достижения поставленных целей обучения необходимо:
- качественное планирование учебного процесса;
- систематический контроль за подготовкой командиров структурных подразделений спасательных служб к занятиям, ходом курсового обучения и оказание действенной помощи руководителям занятий;
- изучение, обобщение и внедрение передового опыта в организации проведения занятий;
- своевременное и объективное подведение итогов обучения;
- эффективное использование имеющейся учебно-материальной базы и по ее постоянное совершенствование.
Рекомендуется уточнять Программу не реже одного раза в 5 лет.
Руководители спасательных служб организуют и проводят практические занятия, а также оценивают качество усвоения учебного материала личным составом в ходе тактико-специальных занятий.
Командиры структурных подразделений спасательных служб проводят занятия с личным составом на учебных местах в ходе занятия, контролируют степень усвоения материала и готовность к действиям в составе подразделения.
При организации занятий командиры структурных подразделений спасательных служб должны предусматривать максимальное использование учебного оборудования и средств обеспечения учебного процесса.
В ходе проведения занятий постоянное внимание должно уделяться морально-психологической подготовке личного состава, выработке уверенности в надежности и эффективности применения специальной техники, оборудования, снаряжения и инструментов, воспитанию стойкости, готовности выполнять должностные обязанности в сложной обстановке, при высокой организованности и дисциплине.
Учет обучения личного состава спасательных служб включает в себя сбор, систематизацию, хранение, обновление и анализ данных, раскрывающих посещаемость занятий, уровень знания и умения личного состава, полученных в ходе отработки тем программы курсового обучения.
Учет проведения занятий, в соответствии с тематическим планом и расписанием занятий, и присутствия на них обучающихся осуществляют руководители занятия в журналах, которые ведутся на каждую учебную группу.
Журналы хранятся в течение года после завершения обучения.
Результаты обучения каждого работника, входящего в состав спасательной службы, также заносятся в журнал учета.
3.3. Мероприятия по обеспечению требований безопасности
Требования безопасности - комплекс мероприятий по обеспечению безопасности личного состава, недопущению его травматизма, обеспечению сохранности техники, оборудования, снаряжения и инструментов.
Безопасность при проведении занятий обеспечивается их четкой организацией, точным соблюдением требований безопасности, определенных положениями руководств, приказов и распоряжений прямых начальников, а также соблюдением дисциплины при подготовке и в ходе занятий.
Руководителю занятий целесообразно принимать меры по предотвращению травматизма обучаемых, устанавливать необходимые требования безопасности при обращении с техникой, оборудованием, индивидуальными средствами защиты и приборами на занятиях, своевременно доводить эти требования и добиваться строгого их выполнения.
Перед началом каждого занятия руководителю занятий рекомендуется лично убедиться, что для этого созданы безопасные условия, а обучаемые обладают достаточными практическими навыками в их выполнении.
Требования безопасности должны выполняться при любых условиях, независимо от выполняемых задач, наличия обучаемых и материальных средств.
Особое внимание при обучении обращается на безопасную эксплуатацию и обслуживание техники, гидравлического и электрифицированного аварийно-спасательного инструмента, электроустановок, компрессоров, работу в средствах защиты органов дыхания и кожи, а также при применении других технологий и специального снаряжения.
IV. Рекомендуемые результаты курсового обучения
В результате прохождения курсового обучения личный состав спасательных служб должен:
знать:
- предназначение спасательной службы, свои функциональные обязанности; порядок оповещения, сбора спасательной службы и выдвижения к месту возможного выполнения задач;
- характер и объем возможных других неотложных работ и специфических задач ГО;
- приемы и способы защиты личного состава спасательных служб и пострадавших при действии на местности, загрязненной (зараженной) радиоактивными, отравляющими веществами и АХОВ;
- производственные и технологические особенности своей организации, а также характер возможных работ;
- меры безопасности при выполнении задач по предназначению спасательной службы;
уметь:
- действовать по сигналу ГО "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" с информированием населения о порядке действий при воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности, угрозе катастрофического затопления и других опасностях, а также при получении сигнала о приведении спасательной службы в готовность;
- исполнять функциональные обязанности в ходе выполнения задач по предназначению;
- поддерживать в исправном состоянии и грамотно использовать штатную технику, приборы и другое табельное имущество;
- работать в штатных средствах индивидуальной защиты; оказывать первую помощь раненым и пораженным;
- проводить санитарную обработку и обеззараживание техники, сооружений, одежды и средств индивидуальной защиты.
V. Рекомендуемый учебно-тематический план и содержание тем занятий
Рекомендуемый учебно-тематический план содержит темы занятий модулей обучения и время на отработку тем каждого модуля и представлен в приложении к Примерной программе.
5.1. Содержание тем занятий, рекомендованных для включения в модуль базовой подготовки
Тема 1. Действия личного состава при приведении спасательной службы в готовность.
Занятие 1. Предназначение спасательной службы, функциональные обязанности и общие понятия о готовности спасательной службы.
Учебные вопросы:
1. Предназначение спасательной службы и ее структурных подразделений. Функциональные обязанности личного состава.
2. Понятие готовности спасательной службы.
Занятие 2. Действия личного состава при приведении спасательной службы в готовность.
Учебные вопросы:
1. Порядок приведения в готовность спасательной службы.
2. Порядок оповещения, получения табельного имущества, подгонки средств индивидуальной защиты и выдвижения в район сбора.
3. Мероприятия, проводимые в целях повышения готовности спасательной службы.
Занятие 3. Действия личного состава спасательной службы при выдвижении в район выполнения задач.
Учебные вопросы:
1. Уточнение задач личному составу, порядок выдвижения спасательных служб в район выполнения задач. Маршруты, рубежи (пункты) регулирования, порядок построения и выдвижения колонн. Организация и ведение разведки местности и очагов поражения.
2. Защита личного состава спасательных служб на маршрутах движения и в ходе выполнения задач. Подготовка техники, приборов и инструмента к выполнению задач.
3. Порядок всестороннего обеспечения спасательных служб при выдвижении и в районах выполнения задач. Организация взаимодействия с другими силами ГО и РСЧС, привлекаемыми для выполнения задач.
Тема 2. Меры безопасности при выполнении задач.
Учебные вопросы:
1. Меры безопасности при выполнении задач на местности, зараженной радиоактивными, отравляющими веществами и АХОВ, при работе вблизи зданий (сооружений), угрожающих обвалом, в задымленных (загазованных) помещениях, на электрических сетях, при тушении нефтепродуктов, при работе в зонах катастрофического затопления, в условиях ограниченной видимости.
2. Мероприятия по обеспечению безопасности и защиты личного состава при действиях в зонах разрушений, завалов, пожаров, заражения и катастрофического затопления.
Тема 3. Особенности выполнения задач на местности, зараженной радиоактивными, отравляющими веществами и АХОВ.
Учебные вопросы:
1. Особенности выполнения задач на местности, зараженной радиоактивными, отравляющими веществами и АХОВ.
2. Приемы и способы защиты личного состава и пострадавших. Практическое применение средств индивидуальной защиты кожи и органов дыхания.
3. Комплекты индивидуальных дозиметров, их назначение, порядок зарядки и снятия показаний.
4. Особенности работы с приборами зимой.
5. Порядок проведения санитарной обработки и обеззараживания техники, сооружений, одежды и средств индивидуальной защиты.
Тема 4. Оказание первой помощи.
Занятие 1. Медицинские средства индивидуальной защиты и правила пользования ими.
Учебные вопросы:
1. Средства оказания первой помощи и правила пользования ими.
2. Назначение индивидуального перевязочного пакета и порядок его применения. Использование иных перевязочных средств.
3. Шины (стандартные и приспособленные), порядок их применения при переломах конечностей, костей таза и позвоночника.
Занятие 2. Оказание первой помощи раненым и пораженным.
Учебные вопросы:
1. Основные правила оказания первой помощи при кровотечениях. Техника наложения повязок.
2. Основные правила оказания первой помощи при переломах, вывихах и ушибах, ожогах (термических и химических), шоке, обмороке, поражении электрическим током, обморожении. Первая помощь при отравлениях и поражениях отравляющими веществами и АХОВ. Методы элементарной сердечно-легочной реанимации.
3. Введение обезболивающих средств (при механических травмах, обморожениях, ожогах и др.). Остановка кровотечений и наложение повязок на раны.
4. Проведение искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
5. Подготовка раненых и пораженных к эвакуации в безопасные места с использованием штатных и подручных средств. Транспортная иммобилизация при переломах костей конечностей, позвоночника и таза с помощью стандартных шин или подручных средств.
6. Использование аптечки индивидуальной и индивидуального противохимического пакета.
7. Проведение простейших детоксикационных мероприятий при пищевых отравлениях.
5.2. Содержание тем занятий, рекомендованных для включения в модуль специальной подготовки
Тема 1. Борьба с пожарами.
Занятие 1. Обеспечение пожарной безопасности организации и задачи противопожарной спасательной службы.
Учебные вопросы:
1. Классификация пожаров. Характеристики и поражающие факторы пожаров.
2. Действия спасательной службы по профилактике и предотвращению пожара.
3. Действия спасательной службы в случае возникновения очага пожара (вызов пожарной команды, организация эвакуационных мероприятий, тушение пожара своими силами при помощи табельных средств пожаротушения до прибытия пожарной команды).
4. Спасение и эвакуация людей из очага поражения, горящих, задымленных и загазованных зданий.
Занятие 2. Отработка действий номеров боевого расчета в различных условиях пожаров.
Учебные вопросы:
1. Организация и ведение пожарной разведки. Организация тушения пожаров. Основные этапы, тактические приемы и способы тушения пожаров. Организация подачи воды к местам тушения пожаров. Порядок подачи огнетушащих средств и работа с ними.
2. Локализация и тушение пожаров на маршрутах выдвижения сил ГО к участкам ведения АСДНР.
3. Локализация и тушение пожаров в местах проведения АСДНР.
Занятие 3. Особенности действий по тушению лесных и торфяных пожаров.
Учебные вопросы:
1. Организация тушения пожаров.
2. Основные этапы (локализация, дотушивание, окарауливание), тактические приемы и способы тушения лесных пожаров (захлестывание и забрасывание грунтом кромки пожара, устройство заградительных минерализованных полос и канав, тушение водой и химическими растворами, отжиг) и торфяных пожаров (отрывка траншеи глубиной до грунта или до уровня грунтовых вод и заполнение ее водой, устройство полосы, насыщенной поверхностно-активными веществами, ускоряющими процесс проникновения влаги в торф).
3. Меры безопасности.
Занятие 4. Особенности действий спасательной службы по организации тушения пожаров и ликвидации аварий на магистральных газо- и нефтепроводах, в условиях массового разлива нефтепродуктов.
Учебные вопросы:
1. Особенности действий спасательной службы по тушению пожаров в условиях массового разлива нефтепродуктов.
2. Особенности действий спасательной службы по тушению пожаров при авариях на магистральных газо- и нефтепроводах.
3. Техническая разведка места аварии.
4. Оборудование рабочих мест. Практические действия по обеспечению ремонта поврежденных участков.
5. Меры безопасности.
Тема 2. Предоставление населению убежищ.
Занятие 1. Виды защитных сооружений, их характеристика и требования по содержанию.
Учебные вопросы:
1. Виды защитных сооружений, используемых для защиты населения. Характеристика защитных сооружений, имеющихся на объекте. Состав и внутреннее оборудование защитных сооружений. Требования по содержанию защитных сооружений.
Занятие 2. Действия спасательной службы при дооборудовании и приведении в готовность защитных сооружений для населения.
Учебные вопросы:
1. Действия спасательной службы по приведению убежищ в готовность к использованию по прямому предназначению.
2. Организация и выполнение работ по приспособлению имеющихся помещений под противорадиационные укрытия, строительству быстровозводимых защитных сооружений и простейших укрытий. Испытание защитного сооружения на герметизацию.
3. Организация укрытия населения в имеющихся защитных сооружениях, подвалах и других заглубленных помещениях.
Занятие 3. Действия спасательной службы по обслуживанию защитных сооружений и устранению аварий и повреждений в них.
Учебные вопросы:
1. Действия спасательной службы по обслуживанию и эксплуатации защитных сооружений.
2. Проверка состояния ограждающих конструкций, защитно-герметических дверей (ворот), ставней, противовзрывных устройств, гермоклапанов и клапанов избыточного давления.
3. Выполнение работ при нарушении подачи чистого воздуха, восстановлении герметичности ограждающих конструкций, устранении угрозы затопления, прекращении подачи электроэнергии.
Занятие 4. Действия спасательной службы по организации радиационной и химической защиты при размещении людей в убежищах.
Учебные вопросы:
1. Организация радиационного и химического контроля при приведении защитных сооружений в готовность и их обслуживании.
2. Организация радиационного и химического контроля при приеме эвакуируемого населения. Допустимые дозы облучения.
3. Организация и проведение обеззараживания помещений, специального оборудования, приборов, имущества и инвентаря.
Тема 3. Оповещение населения и организация устойчивой связи при организации и выполнении задач.
Занятие 1. Действия спасательной службы по оповещению населения.
Учебные вопросы:
1. Технические средства оповещения и правила их эксплуатации.
2. Организация оповещения населения о ЧС и об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
Занятие 2. Действия спасательной службы по организации и осуществлению устойчивой связи при организации и выполнении задач.
Учебные вопросы:
1. Технические средства связи и правила их эксплуатации. Организация связи в угрожаемый период. Получение радиоданных. Правила установления связи и ведения радиообмена. Порядок передачи радиосигналов.
2. Устройство и правила эксплуатации проводных средств связи. Прокладка кабельных линий связи и соединение их с существующей телефонной сетью. Прокладка полевых линий связи.
3. Порядок использования мобильных средств связи.
4. Постановка задач на обеспечение связью при ведении АСДНР. Установление и поддержание непрерывной связи с пунктами управления ГО района (города) и спасательными службами, участвующими в обеспечении АСДНР. Ликвидация повреждений на линиях связи с использованием резервных средств связи.
5. Практическая работа на средствах связи.
Занятие 3. Действия спасательной службы по организации и осуществлению связи в районах выполнения задач в условиях воздействия опасных факторов источника ЧС.
Учебные вопросы:
1. Установление связи и ведение радиообмена со спасательными и другими формированиями, осуществляющими АСДНР.
2. Доведение до исполнителей приказов, указаний и распоряжений старших начальников, доклад об их выполнении.
3. Организация взаимодействия с силами ГО и РСЧС, осуществляющими АСДНР.
4. Обмен радиоданными и радиопозывными.
Тема 4. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей.
Занятие 1. Организация и выполнение мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей.
Учебные вопросы:
1. Порядок действий спасательной службы по организации эвакуации при ЧС (выбор маршрутов эвакуации при попадании объекта в зону химического заражения с учетом направления распространения АХОВ, обеспечение эвакуируемых фонарями, свечами при авариях на энергосетях и отсутствии электроэнергии и т.д.).
2. Порядок действий спасательной службы при возникновении пожара (выбор маршрутов эвакуации с территории объекта с учетом направления распространения огня и т.д.).
3. Порядок действий спасательной службы при угрозе и совершении террористических актов (выбор маршрутов эвакуации с учетом обеспечения минимального воздействия террористов на эвакуируемых и т.д.).
4. Порядок действий спасательной службы по обеспечению порядка и пресечению паники на сборных эвакопунктах, местах посадки на транспорт. Обеспечение порядка при движении на маршрутах эвакуации, в пунктах высадки и в местах расселения.
5. Обеспечение проведения радиационного и химического контроля на сборных пунктах, местах посадки, маршрутах выдвижения, в пунктах высадки и местах расселения.
6. Особенности действий в условиях загрязнения (заражения) радиоактивными, отравляющими веществами и АХОВ.
7. Организация взаимодействия с ОМСУ.
8. Организация оповещения.
Занятие 2. Действия спасательной службы при эвакуации населения.
Учебные вопросы:
1. Организация взаимодействия с ОМСУ. Сопровождение колонн с эвакуируемым населением и оказание помощи ОМСУ в расселении эвакуируемых.
2. Подача автотранспорта на пункты посадки людей и погрузки грузов. Правила посадки, перевозки и высадки людей.
3. Правила погрузки, укладки, крепления и выгрузки материальных ценностей.
4. Обязанности водительского состава при движении в колонне. Особенности движения колонн зимой и в распутицу.
Занятие 3. Действия спасательной службы при эвакуации материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
Учебные вопросы:
1. Подготовка материальных ценностей к эвакуации. Упаковка материальных ценностей. Оформление документов. Оборудование мест для погрузки (разгрузки) грузов. Подготовка и оборудование транспорта.
2. Размещение грузов на транспортных средствах и их крепление. Контроль нормы погрузки грузов на транспорт. Особенности погрузки, укладки, крепления и выгрузки культурных ценностей.
3. Особенности перевозки легковоспламеняющихся, взрывоопасных и ядовитых веществ.
4. Порядок осуществления охраны грузов. Особенности перевозки особо ценных грузов. Особенности перевозки грузов по загрязненной местности.
5. Действия по оборудованию специальных хранилищ для содержания в них важнейших фондов культурных ценностей.
6. Получение специального оборудования и установка его на автотранспортные средства. Использование подручных средств при оборудовании автотранспорта для перевозки людей и грузов.
7. Подготовка тары и упаковочного материала, упаковка, погрузка и транспортировка культурных ценностей в безопасные районы. Оформление документов. Порядок осуществления охраны грузов. Особенности перевозки грузов по зараженной местности.
8. Подбор баз хранения культурных ценностей в загородной зоне. Проведение работ по дооборудованию баз хранения и подготовке к приему и хранению фондов.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
10. Проведение мероприятий по хранению фондов в безопасных районах.
Занятие 4. Действия спасательной службы по оборудованию полевых мест размещения эвакуированного населения.
Учебные вопросы:
1. Действия спасательной службы по устройству полевого лагеря для обеспечения эвакуированного населения. Возведение быстровозводимых зданий. Установка палаток. Оборудование временного укрытия от непогоды из подручных материалов. Оборудование временных коммуникаций и пунктов газо-, тепло-, водо-, электроснабжения. Оборудование локальных систем канализации.
2. Оборудование временных помещений для размещения эвакуированного населения. Оборудование простейших укрытий для защиты эвакуированного населения.
3. Оборудование водоисточников. Защита водоисточников и продовольствия от радиоактивных и отравляющих веществ.
4. Организация информирования населения об обстановке, введении режимов защиты на территории, подвергшейся воздействию поражающих факторов, источников ЧС.
5. Организация коммунально-бытового обслуживания.
Тема 5. Первоочередное обеспечение пострадавшего населения.
Занятие 1. Действия спасательной службы по устранению аварий на коммунально-энергетических сетях и технологических линиях.
Учебные вопросы:
1. Возможный характер разрушений и повреждений на коммунально-энергетических сетях. Отключение поврежденных участков. Ремонт поврежденных участков, проведение других аварийных работ. Практическое использование средства защиты, оборудования, инструментов и принадлежностей, используемых для проведения работ на таких объектах.
2. Возможный характер разрушений и повреждений на технологических линиях. Отключение и ремонт поврежденных участков. Закрытие кранов на газовых сетях. Практическое использование средства защиты, оборудования, инструментов и принадлежностей, используемых для проведения работ на таких объектах.
3. Практическая отработка организационных и инженерно-технических мероприятий по надежной защите систем электро-, водоснабжения от воздействия оружия и вторичных факторов поражения. Действия по отключению разрушенных участков, устройству временных отводных линий и проведению других аварийных работ.
4. Практическая отработка организационных и инженерно-технических мероприятий по надежной защите систем газо- и теплоснабжения от воздействия оружия и вторичных факторов поражения. Действия по отключению разрушенных участков, устройству временных отводных линий и проведению других аварийных работ.
Занятие 2. Действия спасательной службы по развертыванию и функционированию подвижного пункта продовольственного снабжения и подвижного пункта питания.
Учебные вопросы:
1. Технические возможности и порядок развертывания подвижного пункта продовольственного снабжения в полевых условиях. Подготовка транспорта для перевозки продуктов питания.
2. Допустимые нормы заражения продуктов питания.
3. Порядок работы подвижного пункта продовольственного снабжения в условиях заражения местности радиоактивными и отравляющими веществами и АХОВ. Обеззараживание складских помещений, транспорта и оборудования.
4. Порядок развертывания подвижного пункта питания в полевых условиях, его технические возможности, возимый запас продовольствия.
5. Действия личного состава спасательной службы по развертыванию и функционированию подвижного пункта питания.
6. Приготовление и раздача пищи в условиях радиоактивного, химического загрязнения (заражения). Обеззараживание кухонного оборудования, инвентаря и мест хранения продуктов питания.
Занятие 3. Действия спасательной службы по развертыванию и функционированию подвижного пункта вещевого снабжения.
Учебные вопросы:
1. Технические возможности и порядок развертывания подвижного пункта вещевого снабжения. Замена белья, обуви и одежды на санитарно-обмывочных пунктах и в отрядах первой помощи.
2. Допустимые нормы зараженности одежды, белья и обуви. Замена белья, обуви и одежды в условиях заражения радиоактивными и отравляющими веществами.
Тема 6. Организация и выполнение мероприятий по оказанию первой помощи.
Занятие 1. Организация первой помощи в местах проведения АСДНР.
Учебные вопросы:
1. Организация лечебно-эвакуационного обеспечения при ЧС. Проведение мероприятий по мониторингу санитарно-эпидемиологической обстановки в местах проведения АСДНР. Организация взаимодействия с другими силами, проводящими или обеспечивающими выполнение АСДНР.
2. Мероприятия по предотвращению возникновения инфекционных эпидемиологических заболеваний.
Занятие 2. Особенности организации оказания медицинской помощи пострадавшим при различных видах ЧС.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.