Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям от 19 апреля 2023 г. N 65, N 2
по проекту федерального закона N 310877-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(о порядке продажи жилых помещений на аукционе),
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 310877-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается распространить действие Федерального закона N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) на случаи реализации жилых помещений, обращенных в собственность Российской Федерации, в результате выявления фактов совершения коррупционных правонарушений в рамках статьи 17 Федерального закона N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".
Поскольку в настоящее время Законом Российской Федерации N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон N 1541-1) в качестве единственного способа отчуждения жилых помещений (квартир) из публичной собственности в собственность граждан определена бесплатная приватизация, законопроектом устанавливается порядок и основания для возмездного отчуждения из федеральной собственности жилых помещений (квартир), поступающих в государственный жилищный фонд в связи с их обращением в доход Российской Федерации за совершенные коррупционные правонарушения.
Концепция законопроекта направлена на обеспечение принципа социальной справедливости и в целом поддерживается Комитетом.
Вместе с тем, отдельные проектируемые положения законопроекта нуждаются в конкретизации и требуют дополнительного обсуждения.
Комитет полагает недостаточно обоснованной целесообразность искусственного разделения единой категории обращенного в государственную собственность за совершенные коррупционные правонарушения публичного имущества - жилых помещений (квартир) - по показателю их средней рыночной стоимости с распространением на высокостоимостной сегмент положений законодательства о приватизации. При этом законопроектом в отношении этой категории объектов, по сути, вводится смешанное регулирование, так как предполагается, что весь процесс в части выявления, учета, перехода прав собственности на жилые помещения, получения и перечисления вырученных от продажи денежных средств на установленные законом счета регулируется жилищным и бюджетным законодательством (в частности, Законом N 1541-1 и пунктом 17 статьи 46 Бюджетного кодекса РФ), за исключением единственного этапа реализации высокоценных жилых помещений (квартир) на аукционе.
Вместе с тем, Комитет отмечает, что снятие ограничения на регулирование законодательством о приватизации даже в отношении части жилищного фонда Российской Федерации означает полномерное распространение на указанную категорию имущества всех установленных Законом N 178-ФЗ правовых подходов, процедур и требований в полном объеме. В частности, таких как включение объектов в Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества (при стоимости имущества более 100 млн. рублей.), проведение учета и регистрации объектов приватизации в реестре федерального имущества, рыночной оценки, информационного обеспечения и т.д.
В свою очередь, внесение проектируемых законопроектом изменений в Закон N 178-ФЗ в части приведения его в соответствие с нормами пункта 17 статьи 46 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающего зачисление по нормативу 100 процентов в бюджет Фонда пенсионного и социального страхования РФ денежных средств, поступивших от реализации имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений, требует соотнесения с положениями бюджетного законодательства о том, что зачисление доходов от приватизации федерального имущества в бюджет осуществляется с целью финансирования его дефицита.
Следует также отметить неоднозначность предлагаемого критерия продажи жилья на аукционе - соотношение рыночной и средней стоимости одного квадратного метра жилого помещения в конкретном регионе РФ. Требует дополнительного обоснования, почему указанное соотношение должно превышать среднестатистические показатели стоимости жилья в конкретном публично-правовом образовании именно в два раза.
Данное замечание приобретает особую актуальность в контексте включения в сферу действия положений Закона N 178-ФЗ упомянутой категории высокоценных объектов жилого фонда, поскольку в законе используется иной критерий разграничения федерального имущества по уровню ценности и ликвидности - рыночная стоимость, определенная в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, равная 100 миллионов рублей.
По мнению Комитета, представляется целесообразным распространить принцип возмездной приватизации поступивших в доход государства на все виды жилых помещений (квартир) без деления на категории.
С учетом высказанных замечаний, Комитет по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 310877-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Гаврилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.