г. Краснодар |
|
10 декабря 2015 г. |
Дело N А53-18421/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Кухаря В.Ф., судей Рыжкова Ю.В. и Чесняк Н.В., при участии от истца - акционерного общества "Водоканал Ростова-на-Дону" (ИНН 6167081833, ОГРН 1056167043470) - Джугелия А.З. (доверенность от 15.10.2014), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "ДжиЭн-Девелопмент" (ИНН 6164273738, ОГРН 1076164017027), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДжиЭн-Девелопмент" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2015 по делу N А53-18421/2014 (судьи Фахретдинов Т.Р., Ильина М.В., Мисник Н.Н.), установил следующее.
ОАО "Производственное объединение Водоканал города Ростова-на-Дону" (ныне - АО "Водоканал Ростова-на-Дону"; далее - водоканал) обратилось в суд с иском к ООО "ДжиЭн-Девелопмент" (далее - общество) о признании недействительным пункта 4.1 договора от 29.07.2013 N 779, которым установлено подключение объектов капитального строительств общества к сетям без взимания платы.
Решением от 30.04.2015 в иске отказано. Суд пришел к выводу, что оспариваемый пункт договора соответствует пункту 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360 (далее - Правила N 360).
Постановлением апелляционного суда от 04.09.2015 решение отменено, иск удовлетворен. Суд сослался на статью 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), не предусматривающую возможность бесплатного подключения к централизованным сетям водоснабжения и канализации. Суд также принял во внимание, что утвержденная в установленном порядке инвестиционная программа водоканала предусматривает мероприятия, направленные на обеспечение прироста нагрузок для подключения вновь возводимого жилья.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление и оставить в силе решение. По мнению заявителя жалобы, на момент заключения договора статья 18 Закона N 416-ФЗ отсылала к нормам Правил N 360, устанавливающих возможность невзимания платы за подключение. Утверждая инвестиционную программу водоканала, органы местного самоуправления руководствовались положениями Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон 210-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", которые также предусматривали возможность бесплатного подключения объектов капитального строительства к сетям водоснабжения и канализации. Ссылка суда на постановление по делу N А53-13657/2014 неправомерна, так как оно не имеет преюдициальной силы для рассматриваемого дела и принято при других обстоятельствах.
В отзыве, поддержанном представителем в судебном заседании, водоканал отклонил доводы жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав названного представителя водоканала, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 29.07.2013 общество (заказчик) и водоканал (исполнитель) заключили договор N 779 о подключении объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Братский, д. 60/11, к системе коммунального водоснабжения (канализации). В соответствии с пунктом 2.1 договора исполнитель обязался выполнить действия по подготовке эксплуатируемых им систем водоснабжения и (или) канализации для присоединения создаваемых заказчиком объектов инженерно-технической инфраструктуры и подключения объекта, а заказчик обязался выполнить действия по подготовке этого объекта к подключению, а также мероприятия по сооружению объектов инженерно-технической инфраструктуры, необходимые для подключения объекта к системе водоснабжения и канализации. Согласно пункту 3.1 условия подключения объекта капитального строительства изложены в приложении N 1 к договору. Присоединение возведенного объекта осуществляется только после выполнения заказчиком выданных ему технических условий. По условиям договора выполнение работ по подключению возлагалось на ответчика и производилось за его счет (пункт 3.3 договора). В пункте 4.1 договора указано: учитывая, что обязательства по сооружению объектов инженерно-технической инфраструктуры, необходимые для подключения объекта, исполняются заказчиком, плата за подключение не взимается.
Полагая, что условие пункта 4.1 договора является ничтожным, водоканал обратился в суд с иском.
В силу подпункта 1 пункта 14 названных Правил, если в утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу организации коммунального комплекса - исполнителя по договору о подключении (далее - инвестиционная программа исполнителя) включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, и установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства (далее - тариф на подключение), размер платы за подключение определяется расчетным путем как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства (увеличения потребляемой нагрузки - для реконструируемого объекта капитального строительства) и тарифа на подключение. При включении мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения в утвержденную инвестиционную программу исполнителя, но в случае отсутствия на дату обращения заказчика утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение, заключение договора о подключении откладывается до момента установления указанных тарифов. Согласно подпункту 2 пункта 14 Правил N 360 при отсутствии утвержденной инвестиционной программы исполнителя или отсутствии в утвержденной инвестиционной программе исполнителя мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, обязательства по сооружению необходимых для подключения объектов инженерно-технической инфраструктуры, не связанному с фактическим присоединением указанных объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения в рамках договора о подключении, могут быть исполнены заказчиком самостоятельно. В этом случае исполнитель выполняет работы по фактическому присоединению сооруженных заказчиком объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, а плата за подключение не взимается. В силу подпункта 3 пункта 14 Правил N 360, если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, плата за подключение не взимается.
Суд установил, что решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 23.11.2010 N 26 утверждена Инвестиционная программа водоканала. Данная программа предусматривает ряд мероприятий, направленных на обеспечение прироста нагрузок по водоснабжению и водоотведению для подключения вновь возводимого жилья, объектов социального и культурно-бытового назначения, а также существующего жилого фонда, подлежащего к подключению к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения на территории города Ростова-на-Дону (II раздел Инвестиционной программы), и ряд мероприятий, направленных на строительство и реконструкцию (модернизацию) объектов водоснабжения и водоотведения, обеспечивающих подключение вновь возводимого жилья, объектов социального и культурно-бытового назначения на территории города Ростова-на-Дону (III раздел Инвестиционной программы).
Постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от 25.12.2012 N 1175 утверждены тарифы на подключение к системам водоснабжения и водоотведения на 2013 - 2016 годы.
Общество ссылается на то, что условие спорного пункта договора соответствует нормам Правил N 360, а также утверждает, что подключение объекта капитального строительства ответчика к сети водоснабжения водоканала не требовало проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети.
Суд апелляционной инстанции признал иск водоканала обоснованным, а доводы ответчика отклонил по следующим основаниям.
Правила N 360 приняты Правительством Российской Федерации в рамках полномочий, предоставленных ему пунктом 2 части 1 статьи 4 Закона N 210-ФЗ.
Данный закон устанавливал основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (часть 1 статьи 1).
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Закона N 210-ФЗ в соответствии с названным законом подлежали регулированию тарифы на подключение (технологическое присоединение) вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры.
7 декабря 2011 году принят Закон N 416-ФЗ, регулирующий вопросы водоснабжения и водоотведения. В связи с его принятием из сферы регулирования Закона N 210-ФЗ исключены водоснабжение, водоотведение и очистка сточных вод (Федеральный закон от 07.12.2011 N 417-ФЗ).
Федеральным законом от 30.12.2012 N 289-ФЗ с 01.04.2013 признаны утратившими силу положения Закона N 210-ФЗ, согласно которым в соответствии с этим законом регулируются тарифы на подключение (технологическое присоединение) вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры (пункт 2 части 2 статьи 1), а также согласно которым Правительство Российской Федерации утверждает правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении ими публичных договоров, заключаемых при подключении (технологическом присоединении) к системам коммунальной инфраструктуры (пункт 2 части 1 статьи 4).
В силу части 1 статьи 18 Закона N 416-ФЗ подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Часть 13 той же статьи Закона N 416-ФЗ регулирует вопросы платы за подключение (технологическое присоединение), согласно которой плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. В случае, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает устанавливаемый в порядке, утвержденным Правительством Российской Федерации, предельный уровень нагрузки, определенный в виде числового значения или в виде доли от общей мощности централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Плата за подключение (технологическое присоединение), устанавливаемая с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, включает в себя затраты на создание водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них от существующих сетей централизованной системы холодного водоснабжения или водоотведения (объектов такой системы) до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, за исключением расходов заявителя на создание этих сетей и объектов и расходов, предусмотренных на создание этих сетей и объектов за счет других источников финансирования инвестиционной программы, либо средств, полученных на создание этих сетей и объектов обеспечения за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При установлении платы за подключение (технологическое присоединение) в индивидуальном порядке могут учитываться расходы на увеличение мощности (пропускной способности) централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и модернизацию существующих объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Заявитель утверждает, что в момент заключения спорного договора (29.07.2013) отсутствовали подзаконные нормативные акты, регулирующие заключение и исполнение публичных договоров о подключении к системам холодного водоснабжения, помимо Правил N 360, предусматривающих возможность освобождения заказчика от платы за технологическое присоединение к сетям холодного водоснабжения.
Суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил доводы ответчика. Исходя из приведенных норм права, суд сделал вывод, что нормы статьи 18 Закона N 416-ФЗ, регулирующие вопросы водоснабжения и водоотведения, не предусматривают возможность освобождения заказчика от оплаты за подключение к централизованным системам водоснабжения и канализации.
Согласно части 6 статьи 42 Закона N 416-ФЗ до внесения в законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации изменений, направленных на приведение указанных актов в соответствие с данным Федеральным законом, эти акты применяются в части, не противоречащей ему.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд правомерно признал оспариваемое условие договора ничтожным, в связи с этим основания для отмены обжалованного постановления отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2015 по делу N А53-18421/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ф. Кухарь |
Судьи |
Ю.В. Рыжков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.