Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 17 мая 2023 г. N 66а-389/2023 настоящее решение рассмотрено и оставлено без изменения
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Чистяковой Т.С., при секретаре Андреевой В.А., с участием прокурора Шкарлет О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Лахина Евгения Николаевича о признании недействующими пункта 6268 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 года N 141-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год", установил:
Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (далее - Комитет) 24 декабря 2021 года издан приказ N 141-п, которым определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее - Перечень).
В пункт 6268 Перечня включено здание с кадастровым номером N... расположенный по адресу: "адрес"
Индивидуальный предприниматель Лахин Е.Н. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим пункт 6268 Перечня, указав, что является собственником вышеуказанного объекта недвижимости, площадь которого составляет "..." кв. м, назначение "нежилое", наименование "инженерно-учебный корпус". Данное здание располагается на земельном участке с кадастровым номером N... с видом разрешенного использования - для размещения промышленных объектов, и не обладает признаками объектов налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не используется в целях размещения офисов, объектов торговли и бытового обслуживания.
Административный истец в судебное заседание не явился, доверил представлять свои интересы представителю.
В судебное заседания явился представитель административного истца по доверенности ФИО, который заявленные требования поддержал, также указал на то, что административным ответчиком не был произведен расчет к акту осмотра, кроме того, представлено недостаточное количество материалов фотофиксации объекта, позволяющих достоверно утверждать о том, что здание отвечает признакам, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем не подлежит включение в оспариваемый Перечень. Также пояснил, суду, что Лахин Е.Н. стал собственником здания с апреля 2021 года, в здании в большинстве помещений ведутся ремонтные работы, небольшую часть помещений занимают проектные и научные организации, и помещение площадью "..." кв. м. сдается в аренду под размещение магазина "...".
Представитель административного ответчика ФИО в судебное заседание явился, поддержал ранее представленные письменные возражения "...", также пояснил суду, что здание было включено в Перечень на основании результатов обследования и визуального осмотра, поскольку было установлено, что более 20% используется для размещения офисов и торговых объектов. Визуальный осмотр проводился только частично первого этажа.
Выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.2 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
В соответствии с подпунктом 2 статьи 15, абзацем первым пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации (абзац 2 пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации). В силу пункта 2 этой же нормы, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же кодекса, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно пункту 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент принятия и действия оспариваемого Приказа Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 года N 141-п, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 403 Кодекса.
Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и конкретизирующими его положения актами. В силу данного пункта уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на недвижимое имущество определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2014 N 643-109 "О налоге на имущество физических лиц в Санкт-Петербурге" ставки налога на имущество физических лиц установлены в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных в абзаце втором пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в 2020 году - в размере 1,25 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения; в 2021 году - в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения; в 2022 году - в размере 1,75 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения (пункт 6 статьи 3). При этом согласно пункту 8 статьи 3 этого же Закона Санкт-Петербурга ставки налога на имущество физических лиц в отношении прочих объектов налогообложения установлены в размере 1,3 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения в 2022 году, в предыдущие налоговые периоды - 0,1 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 этого кодекса, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Осуществление указанных полномочий возложено на Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 3.7 Положения о Комитете по контролю за имуществом, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 года N 207.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержден приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 N 141-п, который размещен на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" на веб-странице административного ответчика 28 декабря 2021 года опубликован в установленном порядке до начала соответствующего налогового периода.
Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
На основании подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу положений пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) при условии если:
- оно расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1);
- назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки (абзац второй подпункта 2);
- фактически используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки не менее 20 процентов общей площади здания (абзац третий подпункта 2).
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) при условии если:
- оно расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1);
- назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (абзац второй подпункта 2);
- фактически используется для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания не менее 20 процентов общей площади здания (абзац третий подпункта 2).
На основании пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях названной статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 2 статьи 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N 684-96 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2019 - 2022 годах определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) при условии, что площадь указанных объектов составляет свыше 1000 кв. м.
По смыслу приведенных предписаний в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежит включению здание, которое отвечает одному из критериев, установленным названными выше правовыми нормами.
Как следует из представленных сторонами и сведений Единого государственного реестра недвижимости, принадлежащий административному истцу на праве собственности с 30 апреля 2021 года Объект недвижимости - Здание с кадастровым номером N.., площадью "...", находящееся по адресу: Санкт-Петербург, "адрес" имеет наименование "инженерно-учебный корпус", назначение - нежилое "..." расположено на Земельном участке с видом разрешенного использования "для размещения промышленных объектов" "..." то есть по критерию вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен объект, отнести Здание к Объектам, подлежащим включению в Перечень, оснований не имеется.
В составе здания имеются помещения, состоящие на самостоятельном кадастровом учете с кадастровыми номерами N... с назначением - "нежилое", жилое помещение с кадастровым номером N... данные о наименовании и виде разрешенного использования этих помещений - отсутствуют, что также является обстоятельством, исключающим отнесение Здания к объектам, подлежащим включению в Перечень.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, как это установлено пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 названной нормы высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установлен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 августа 2014 года N 737, в соответствии с которым вид фактического использования объектов определяется в соответствии с установленными в пунктах 3, 4, 4-1 и 5 статьи 378.2 НК РФ и статье 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N 684-96 "О налоге на имущество организаций" условиями признания нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт 2); определение вида фактического использования объектов осуществляется Комитетом ежегодно до 20 декабря года, предшествующего очередному налоговому периоду, в соответствии со списком объектов, предполагаемых к включению в определяемый на очередной налоговый период Перечень на основании результатов определения вида фактического использования в соответствии с Порядком (пункт 4), вид фактического использования объектов, указанных в списке, определяется Комитетом на основании результатов их обследований, проводимых сотрудниками Комитета в соответствии с утвержденным им порядком (пункт 6), информация о результатах определения вида фактического использования объекта, полученных по итогам обследования, проведенного в соответствии с пунктом 6 Порядка, размещается на пункт 7).
В соответствии с Порядком проведения обследований в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденным распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 2 апреля 2018 года N 7-р "Об утверждении Порядка определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (далее - Порядок проведения обследований) в ходе проведения обследования осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования (пункт 3.3); результаты Обследования отражаются в акте обследования здания (строения, сооружения) и помещения (пункт 3.4); в акте обследования отражаются, в том числе, выявленные в ходе обследования признаки, свидетельствующие об использовании объекта недвижимого имущества в установленных целях (пункт 3.5), к акту обследования прилагаются документы, связанные с проведением мероприятий, или их копии, а также материалы фотосъемки и(или) видеосъемки, подтверждающие выводы, сделанные в акте обследования (пункт 3.7).
Как следует из материалов дела и пояснений представителя административного ответчика, Объект недвижимости, принадлежащий административному истцу, включен административным ответчиком в Перечень по его фактическому использованию для размещения офисов, делового и административного назначения, объектов бытового обслуживания на основании акта обследования Здания от "дата" N.., согласно которому более 20% площади Здания используется под размещение офисов, делового и административного назначения, объектов бытового обслуживания. Как следует из содержания указанного Акта, допуск на объект обеспечен, в дополнительной информации содержится запись, что объект представляет собой административное здание с торговыми и офисными помещениями (л.д.160).
Оценивая представленный административным ответчиком акт обследования Здания, суд принимает во внимание, что вопреки требованиям пункта 3.5 Порядка проведения обследований конкретные признаки, свидетельствующие об использовании под офисы помещений, под размещение помещений административного и делового назначения, объектов бытового обслуживания площадью более 20 процентов от общей площади Здания, в акте не отражены; отсутствует расчет процентного отношения суммы площадей, используемых в целях размещения помещений делового, административного или коммерческого назначения, к общей площади здания; приложенные к актам фотографии не позволяют достоверно установить такое использование помещений и их площадь.
Так к акту обследования Здания от "дата" N... представлены 6 фотографий.
На фотографиях N.., N.., N.., N.., N... отображен фасад здания и входная группа, на которых размещены вывески "Парикмахерская для всех", "Автошкола", вывески пунктов выдачи заказов, "Магазин детских игрушек, объявление об услугах косметолога и адвокатов, на фотографии N.., N.., N... информационные стенды в здании первого этажа, вместе с тем, размещение указанных вывесок и объявлений на Объекте само по себе не свидетельствует об осуществлении в этом здании торговой деятельности, деятельности по оказанию бытовых услуг при отсутствии соответствующих признаков такой деятельности в помещениях здания.
На фотографиях N... и N.., являющихся приложением к акту обследования Здания, отображены вестибюль первого этажа и соответственно ящики для корреспонденции. Вместе с тем, фотография N... не является информативной, а сами по себе ящики для корреспонденции не свидетельствуют о фактическом их использовании арендаторами, размещающими в помещениях здания офисы, объекты бытового обслуживания, административного и делового назначения. В приложенной к акту обследования Здания фототаблице, отсутствуют фотографии помещений занимаемые указанными лицами.
Как следует из объяснений стороны административного истца, после приобретения административным истцом Здания в 2021 году в большей его части проводятся ремонтные работы, указанные обстоятельства административным ответчиком не опровергнуты. В своих объяснениях представитель административного ответчика не оспаривал того, что осмотр всего здания не проводился, уполномоченными сотрудниками осуществлен частичный осмотр первого этажа Здания, по итогам которого составлен акт обследования Здания. Таким образом, в нарушение пунктов 3.3 и 3.7 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установленного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от "дата" N.., в фототаблице административного ответчика отсутствуют фотографии помещений в Здании фиксирующих фактическое их использование.
Как следует из сведений Единого государственного реестра недвижимости в отношении здания, кадастровый N.., "дата" на основании договора N СПбФ/3155/21 от "дата" зарегистрировано обременение в виде аренды сроком с "дата" по "дата" в пользу "...".
В соответствии с выпиской из договора N... от "дата", заключенного между ФИО (предыдущий собственник здания) и АО "Тандер" (арендатор), арендатору передана во временное владение и пользование часть нежилого здания, общей арендуемой площадью 430,4 кв. м, кадастровый N.., расположенная на 1 этаже здания, по адресу: Санкт-Петербург, "адрес" для организации розничной торговли продовольственными товарами, иными сопутствующими смешанными группами товаров с возможностью размещения административных, складских и подсобных помещений, оказания услуг, в том числе и для организации фармацевтической деятельности.
Таким образом, площадь Здания сдаваемая в аренду под размещение торгового объекта, в процентном соотношении составляет 3,4% от общей площади здания (430, 4х100:12754, 2).
Такое процентное соотношение не отвечает критериям, установленным подпунктом 2 пункта 3, подпунктом 2 пункта 4, пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для признания здания (строения, сооружения) фактически используемым в целях делового, административного, коммерческого назначения и (или) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу положений части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта и его соответствия правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Вместе с тем, административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие Здания условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения Объекта в Перечень 2022, не представлено, что является основанием для удовлетворения административного иска.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания недействующим пункта 6268 Перечня, утвержденного Приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 N 141-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год" как противоречащего положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нормативный правовой акт может быть признан недействующим, в том числе со дня его принятия. Поскольку признание отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает необходимым признать оспариваемый нормативный правовой акт недействующим в части со дня принятия.
В связи с удовлетворением административного иска, суд, на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым распределить судебные расходы, взыскав с административного ответчика в пользу административного истца расходы по уплате государственной пошлины при подаче административного иска в размере 4500 рублей.
Руководствуясь статьями 175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление индивидуального предпринимателя Лахина Евгения Николаевича об оспаривании нормативного правового акта в части - удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 6268 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 N 141-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год".
Взыскать с Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в пользу Лахина Евгения Николаевича расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4 500 рублей.
Обязать Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга опубликовать на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья |
Т.С. Чистякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 11 января 2023 г. по делу N 3а-55/2023
Опубликование:
-