Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 14 апреля 2023 г. N 3а-206/2023
Решение обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции 22 июня 2023 г.
Именем Российской Федерации
город Казань
Верховный Суд Республики Татарстан в составе
председательствующего - судьи Ю.А. Старшой,
при секретаре - помощнике судьи Д.В. Залялтдиновой,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан И.А. Золина,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "С КОЛЛЕКШН" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании недействующим пункта 465 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2022 года N 3605-р,
установил:
распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2022 года N 3605-р утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год (далее - Перечень).
Данное распоряжение зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 7 декабря 2022 года за N 10149, опубликовано в первоначальной редакции на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 7 декабря 2022 года, в официальном печатном издании - журнале "Собрание законодательства Республики Татарстан" N 14, 17 февраля 2023 года.
Оспариваемый нормативный правовой акт действует в настоящее время в редакции распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 21 февраля 2023 года N 453-р.
Пунктом 465 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, на 2023 год включено здание с кадастровым номером ..., расположенное по адресу: Республика Татарстан, город Казань, проспект Победы, здание 220Б.
Общество с ограниченной ответственностью "С КОЛЛЕКШН" (далее - ООО), являющееся собственником указанного здания, обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 465 Перечня, указав, что включение спорного объекта недвижимости в Перечень противоречит положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций", так как оно не входит в категорию торговых центров (комплексов).
Включение спорного объекта недвижимости в Перечень нарушает права и законные интересы ООО "С КОЛЛЕКШН" поскольку возлагает обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
В судебном заседании представитель ООО "С КОЛЛЕКШН" Т.М. Сафиуллин административное исковое заявление поддержал.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан М.Т. Сабирзанов административный иск не признал.
Министерство юстиции Республики Татарстан надлежащим образом и своевременно уведомлено о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание его представитель не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. На основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации (статьи 72, 76) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (действовавшим на момент принятия оспариваемого нормативно-правового акта) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Статьей 12 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований устанавливать особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения в порядке и пределах, которые предусмотрены данным Кодексом.
Согласно статьям 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 372, пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, в соответствии со статьей 378 Налогового кодекса Российской Федерации. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы таких объектов.
Указанными объектами недвижимого имущества являются, в том числе, торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Условия признания объекта недвижимости торговым центром (комплексом) установлены пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Под торговым центром (комплексом) понимается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, расположенное на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, предназначенное для использования или фактически использующееся в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В Республике Татарстан в соответствии со статьей 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Налоговая база в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2000 квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек, определяется как их кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке (часть 1).
Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в части 1 названной статьи, определяется органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области имущественных отношений, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 2).
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 ноября 2014 года N 896 утвержден Порядок формирования, ведения, утверждения и опубликования перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Указанным Порядком предусмотрено, что в Перечень включаются объекты недвижимого имущества, указанные в части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ (пункт 2).
Перечень утверждается распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3).
Следовательно, правительством региона предписывается, что в Перечень подлежат включению только торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 2000 квадратных метров, расположенные на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек. Региональный законодатель не предусмотрел возможность включения в Перечень других видов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (например, административно-деловых центров, нежилых помещений, для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания) и не наделил соответствующими полномочиями упомянутое министерство.
Таким образом, распоряжение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2022 года N 3605-р "Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год" принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил регистрации и опубликования.
Обращаясь к доводам административного истца о том, что принадлежащее ему на праве собственности здание, расположенное по адресу: Республика Татарстан, город Казань, проспект Победы, здание 220Б, не обладает признаками торгового центра (комплекса), суд приходит к следующему.
В соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) объект недвижимости с кадастровым номером ... имеет следующие характеристики: вид объекта - здание, наименование - административно-офисный центр, площадь 3869,8 квадратного метра, располагается в городе Казани Республики Татарстан, численность населения которого превышает 145 тысяч человек.
Указанное здание расположено на земельных участках с кадастровыми номерами ..., ... При этом земельный участок с кадастровым номером ... снят с государственного кадастрового учета 29 июня 2018 года. В выписке из ЕГРН вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ... указан - административно-офисный центр (код 4.0).
В техническом паспорте от 20 марта 2017 года, составленном ООО "Межрегиональный кадастровый центр", площадь здания, расположенного по адресу: (адрес), указана в размере 3971,2 квадратного метра, при этом площадь первого этажа составляет 1343,2 квадратного метра, площадь второго этажа - 1307,4 квадратного метра, площадь третьего этажа - 1249,7 квадратного метра, площадь четвертого этажа - 70,9 квадратного метра. Сведения о наименовании и назначении частей здания как торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания отсутствуют.
Представитель административного ответчика в судебном заседании пояснил, что спорное здание включено в Перечень как торговый центр (комплекс), поскольку его общая площадь, согласно сведениям ЕГРН, превышала 2000 квадратных метров, из которых более 20 процентов общей площади здания используется в целях размещения торговых объектов.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 этой же статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 декабря 2016 года N 977 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, в Положение о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 августа 2007 года N 407, внесены изменения, наделяющие его полномочиями по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения в соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Республики Татарстан (подпункт 3.3.101).
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 29 сентября 2017 года N 2196-р создана комиссия по рассмотрению вопросов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
На заседании комиссии 3 ноября 2022 года утвержден план-график проведения обследования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории города Казани, в который включено обследование здания с кадастровым номером ... на предмет фактического использования, сформированы рабочие группы по проведению обследований (протокол заседания N 1).
10 ноября 2022 года соответствующей рабочей группой проведено обследование здания с кадастровым номером ..., результаты зафиксированы в акте обследования здания (строения, сооружения) и помещения.
17 ноября 2022 года Комиссией по рассмотрению вопросов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения на основании рассмотренных актов обследования зданий (строений, сооружений) и помещений, результатов фото- и (или) видеосъемки, представленных рабочими группами, в том числе в отношении здания с кадастровым номером ..., рекомендовано Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан определить вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений как торговый центр (комплекс) (протокол заседания N 3).
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 18 ноября 2022 года N 3499-р в отношении объектов, указанных в приложении к распоряжению, в числе которых значится здание с кадастровым номером ..., определен вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений как торговых центров (комплексов).
Распоряжение зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 1 декабря 2022 года N 10134, опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 1 декабря 2022 года.
Не согласившись с обоснованностью включения данного объекта недвижимости в Перечень, общество с ограниченной ответственностью "С КОЛЛЕКШН" обратилось в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан с заявлением о пересмотре вида фактического использования здания и исключении его из Перечня.
Данное обращение рассмотрено на заседании комиссии 20 февраля 2023 года, на основании представленных материалов принято решение оставить вид фактического использования здания без изменения (протокол заседания N 1).
Из пояснений представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, представленного акта обследования здания (строения, сооружения) и помещения от 10 ноября 2022 года, следует, что включение здания с кадастровым номером ... в Перечень обусловлено наличием на втором этаже торговой площади 1307,4 квадратного метра (магазин "Клумба", магазин "Магнит", магазин автозапчастей "Кунцево"), площадь торговых залов - 922,2 квадратного метра, что составляет 23,8% от общей площади здания. В примечании отражено, что площади помещений указаны на основании технического паспорта ООО "Межрегиональный кадастровый центр" от 20 марта 2017 года. Фактическое использование помещений 1, 3 и 4 этажа здания не установлено.
Пунктом 7 части 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" предусмотрено отнесение к площади торгового объекта - помещения, предназначенного для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.
Из вышеприведенных норм законодательства следует, что из расчета общей площади помещений, предназначенных для размещения торговых объектов, подлежит исключению площадь иных помещений.
Вместе с этим, в акте обследования здания (строения, сооружения) и помещения от 10 ноября 2022 года не содержится указания на конкретные помещения, фактически используемые для торговли, площадь каждого помещения, не описаны признаки, свидетельствующие о размещении в здании торговых помещений (наличие торгового оборудования, предназначенного и используемого для обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров), не приведены сведения о примененных технических средствах измерения и их характеристиках, что не позволяет установить достоверность полученных результатов замера.
Более того, в графе 2 "описание фактического использования помещения" отражено фактическое использование под торговлю площади второго этажа здания в размере 1307,4 квадратного метра. В графе 3 - "заключение о фактическом использовании" площадь торговых залов отражена в размере 922,2 квадратного метра.
Сведений о произведенных замерах в акте обследования от 10 ноября 2022 года не содержится.
В техническом паспорте ООО "Межрегиональный кадастровый центр" от 20 марта 2017 года, обозначенном в примечании к акту, отсутствует указание на назначение, наименование торговых площадей в здании.
В нарушение положений части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каких-либо иных доказательств обоснованности включения спорного здания в Перечень (результатов видеофиксации процесса обследования, фотоматериалов с пояснительными надписями и привязкой к конкретным помещениям, иных сведений, позволяющих с достоверностью определить размер площади, используемой для размещения торговых помещений) административным ответчиком не представлено.
Поскольку вид разрешенного использования земельных участков, на которых расположено спорное здание, а также назначение и наименование помещений, указанные в Едином государственном реестре недвижимости и в техническом паспорте здания, не предусматривают размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, при отсутствии безусловных доказательств, свидетельствующих о фактическом использовании не менее 20 процентов общей площади здания для размещения таких объектов, отнесение спорного здания к категории торговых центров (комплексов) по признакам, установленным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ, следует считать необоснованным, а пункт 465 Перечня - несоответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия (на 2023 год), признание отдельных его положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поэтому суд полагает необходимым признать его недействующими со дня принятия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "С КОЛЛЕКШН" удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 465 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2022 года N 3605-р.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан", а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья |
Ю.А. Старшая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 14 апреля 2023 г. N 3а-206/2023
Текст решения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 26 июля 2023 г.
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 25 июля 2023 г. N 66а-1368/2023 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения