г. Краснодар |
|
23 декабря 2015 г. |
Дело N А61-1389/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Волкова Я.Е и Епифанова В.Е., в отсутствие в судебном заседании представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Нерудная компания" (ИНН 1513006137, ОГРН 1111513002567), органа, осуществляющего публичные полномочия, - администрации местного самоуправления муниципального образования Кировский район Республики Северная Осетия-Алания (ИНН 1509000622, ОГРН 1021500002193), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нерудная компания" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2015 по делу N А61-1389/2015 (судьи Егорченко И.Н., Казакова Г.В., Луговая Ю.Б.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Нерудная компания" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к администрации местного самоуправления муниципального образования Кировский район Республики Северная Осетия-Алания (далее - администрация) о внесении изменений в пункты 3.1 и 3.2. договора от 12.03.2015 N 15-26 аренды земельного участка площадью 96 033 кв. м с кадастровым номером 15:02:0020101:95, расположенного по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, Кировский район, 700-м восточнее ст. Змейская (далее - договор аренды, земельный участок), изложив их в редакции:
"3.1. Размер арендной платы за участок, подлежащий уплате за 2015 год, составляет: 10 200 рублей"; "3.2. Размер арендной платы за участок в годовом исчислении составляет: 12 200 рублей", о внесении изменений в пункты 3, 4, 5, 6 приложения N 1 к спорному договору аренды: "3. Базовая ставка арендной платы: 2% от кадастровой стоимости";
"4. Размер арендной платы за арендованную площадь в годовом исчислении:
12 200 рублей"; "5. Размер арендной платы на единицу площади в годовом исчислении:
13 копеек/кв. м"; "6. Подлежит оплате за 2015 год: 10 200 рублей".
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 16.07.2015 (судья Акимцева С.А.) исковые требования общества удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что ответчик на предложение истца об изменении условий договора, касающихся размера арендных платежей, не ответил, коэффициент к кадастровой стоимости земельного участка, который участвует в формировании размера арендных платежей, не соответствует принципам определения арендной платы, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление N 582, Правила определения размера арендной платы), согласно которым арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и устанавливается в размере 2% от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, предоставленных для недропользования. Составленный истцом расчет арендной платы признан правильным и нормативно обоснованным.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2015 решение от 16.07.2015 отменено, в удовлетворении иска общества отказано.
Суд апелляционной инстанции указал на неправомерное применение при вынесении решения правил определения размера арендной платы, утвержденных постановлением N 582, поскольку они относятся только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации. Спорный земельный участок к федеральной собственности не относится. Для определения размера арендной платы за названный земельный участок, находящийся в собственности Республики Северная Осетия-Алания, необходимо руководствоваться соответствующим нормативным правовым актом данного субъекта Российской Федерации. Так как условия договора аренды соответствуют указанному нормативному правовому акту, основания для изменения условий спорной сделки отсутствовали.
Общество обжаловало постановление суда апелляционной инстанции в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс). Доводы кассационной жалобы сводятся к тому, что на момент предоставления истцу земельного участка вступили в силу изменения в Земельный кодекс Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), в соответствии с которыми размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Следовательно, ответчик должен был применить ставку арендной платы, установленную постановлением N 582 (2 % от кадастровой стоимости земельного участка).
В отзыве на кассационную жалобу администрация ссылается на действующие в спорный период нормы Земельного кодекса, в соответствии с которыми порядок определения размера арендной платы за земельный участок, находящийся в собственности субъекта Российской Федерации, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Расчет арендной платы по договору аренды производился в соответствии с нормативным актом субъекта Российской Федерации. Постановление N 582 к спорному земельному участку неприменимо.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит постановление суда апелляционной инстанции подлежащим отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Из материалов дела видно и судами установлено, что постановлением администрации от 11.03.2015 N 104 обществу из районного фонда перераспределения для размещения карьера по добыче ПГС из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещения, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения предоставлен в аренду спорный земельный участок. На основании указанного постановления администрация (арендодатель) и общество (арендатор) 12.03.2015 заключили договор аренды сроком на три года - с 01.03.2015 до 28.02.2018. По акту приема-передачи от 12.03.2015 земельный участок передан обществу. Данный договор аренды 01.04.2015 зарегистрирован в установленном законом порядке.
Согласно представленной в материалы дела кадастровой выписке на земельный участок его кадастровая стоимость составляет 608 849 рублей 22 копейки (т. 1, л. д. 15).
Условиями договора аренды предусмотрено следующее: пункт 3.1. - размер арендной платы за участок, подлежащей внесению в 2015 году, составляет 760 060 рублей; пункт 3.2 - размер арендной платы за участок за весь срок аренды составляет 913 273 рубля; пункт 3.4 - арендная плата начисляется с 01.03.2015 года. Расчет арендной платы определен в приложении N 1 к договору, которое является неотъемлемой частью договора.
Согласно приложению N 1 к договору расчет арендной платы включает в себя следующие показатели: площадь земельного участка - 96 033 кв. м; базовая ставка арендной платы - 150 % от кадастровой стоимости; размер арендной платы за арендованную площадь в годовом исчислении - 913 273 рубля; размер арендной платы за единицу площади в годовом исчислении - 9 рублей/кв. м; подлежит оплате за 2015 год - 761 060 рублей; арендная плата уплачивается с 01.03.2015.
14 апреля 2015 года общество обратилось к главе администрации с предложением об изменении договора в пятидневный срок путем заключения дополнительного соглашения. Предложение об изменении условий договора получено администрацией 28.04.2015 (почтовое уведомление N 36200385013465).
Не получив ответа от администрации общество, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Законность постановления арбитражного суда апелляционной инстанции проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Поскольку спорный участок находится в публичной собственности, арендная плата за его пользование носит регулируемый характер.
Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2016, указал, что действие Правил определения размера арендной платы не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Следует также иметь в виду, что Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) установлен определенный уровень размера арендной платы за пользование:
1) земельными участками, право аренды которых возникло в результате переоформления права постоянного (бессрочного) пользования (пункт 2 статьи 3);
2) земельными участками, предоставленными членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в аренду в соответствии с пунктом 2.7 статьи 3;
3) земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности и предоставленными для жилищного строительства в соответствии с пунктом 15 статьи 3.
Верховный Суд Российской Федерации указал, что поскольку содержащиеся в Законе N 137-ФЗ ставки утверждены непосредственно федеральным законом, в таком случае они являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников.
В силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Согласно пункту 2.2 статьи 30 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Порядок расчета размера арендной платы за указанные земельные участки определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 25.1 Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (в редакции в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ;
далее - Закон о недрах) земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и данным Законом. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Суд апелляционной инстанции признал правомерным применение при расчете размера арендной платы за участок постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 16.12.2011 N 341 (ред. от 14.09.2012) "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, расположенные в муниципальных районах Республики Северная Осетия-Алания, условиях и сроках ее внесения".
В тоже время, согласно пункту 4 статьи 39.7 Земельного кодекса размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности. В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" данная норма введена в действие с 01.03.2015.
Абзацем 2 подпункта "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы установлено, что в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для проведения работ, связанных с пользованием недр, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 2 % от кадастровой стоимости соответствующего участка.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции не установил порядок и цели предоставления земельного участка обществу, не определил нормы права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, доводы общества о том, что размер арендной платы за участок, предоставленный по договору от 12.03.2015, не соответствует предписаниям федерального закона, надлежащим образом не оценил.
Пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса суд кассационной инстанции уполномочен на отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции и направление дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемом решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Поскольку выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют представленным в дело доказательствам, постановление от 09.10.2015 следует отменить и направить дело на новое рассмотрение в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Направление дела на новое рассмотрение обусловлено необходимостью принятия находящегося вне компетенции суда кассационной инстанции комплекса процессуальных мер, направленных на установление дополнительных обстоятельств и оценки представленных доказательств (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса).
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить отмеченные недостатки, учесть изложенные указания суда кассационной инстанции в силу статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса обязательные для арбитражного суда вновь рассматривающего дело, установить дополнительные обстоятельства, после чего принять законное и обоснованное решение.
Расходы общества по уплате государственной пошлины при обращении в арбитражный суд округа распределить по результатам нового рассмотрения дела (статья 289 Арбитражного процессуального кодекса)
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2015 по делу N А61-1389/2015 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
Я.Е. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.