г. Краснодар |
|
24 декабря 2015 г. |
Дело N А63-3604/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рассказова О.Л., судей Афониной Е.И. и Алексеева Р.А., при участии в судебном заседании от истца - Министерства имущественных отношений Ставропольского края - Соколец М.А. (доверенность от 09.11.2015), от ответчиков: общества с ограниченной ответственностью "Аэроинвест" - Лядова М.В. (доверенность от 23.11.2015), третьих лиц: открытого акционерного общества "Международный аэропорт Минеральные Воды" - Петриенко О.В. (доверенность от 12.01.2015), общества с ограниченной ответственностью "Кредитинвест" - Поплавской Е.В. (доверенность от 31.12.2014), в отсутствие истца - прокуратуры Ставропольского края в интересах Ставропольского края в лице правительства Ставропольского края, ответчика - Министерства имущественных отношений Ставропольского края, третьих лиц: открытого акционерного общества "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды", правительства Ставропольского края, прокуратуры Ставропольского края, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы прокуратуры Ставропольского края, прокуратуры Ставропольского края в интересах Ставропольского края в лице правительства Ставропольского края и Министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.07.2015 (судья Жарина Е.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2015 (судьи Сомов Е.Г., Бейтуганов З.А., Годило Н.Н.) по делу N А63-3604/2015, установил следующее.
Прокурор Ставропольского края в интересах Ставропольского края в лице правительства Ставропольского края обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края и ООО "Аэроинвест" о признании недействительным договора от 24.12.2012 о создании ОАО "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды" и применении последствий недействительности данной сделки путем возврата 100% акций ОАО "Международный аэропорт Минеральные Воды" в государственную собственность Ставропольского края.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОАО "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды", ОАО "Международный аэропорт Минеральные Воды" и ООО "Кредитинвест" (дело N А63-3604/2015).
Министерство имущественных отношений Ставропольского края (далее - министерство) обратилось в суд с иском к ООО "Аэроинвест", ОАО "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды" о признании недействительным договора о создании ОАО "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды" от 24.12.2012 и применении последствий недействительности данной сделки (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОАО "Международный аэропорт Минеральные Воды", правительство Ставропольского края, прокуратура Ставропольского края (дело N А63-5866/2015).
Определением суда первой инстанции от 02.07.2015 указанные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу N А63-3604/2015 (статья 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда первой инстанции от 03.07.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22.09.2015, в удовлетворении исковых требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что программа приватизации дополнена разделом, который содержал информацию о приватизации акций открытых акционерных обществ, в том числе и ОАО "Международный аэропорт Минеральные Воды". Правительство Ставропольского края и министерство действовали в пределах своей компетенции и от имени собственника имущества, которому принадлежит право определения юридической судьбы своего имущества, в том числе способа его приватизации, решение об условиях приватизации принято уполномоченным органом, порядок принятия решения и условия приватизации соответствуют требованиям действующего законодательства. Приватизация осуществлена не посредством продажи, а специальным способом, предусматривающим внесение имущества в уставный капитал ОАО "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды", при котором конкурсная основа и необходимость публикации отсутствует. Ставропольский край не является субъектом естественной монополии, объектом сделки является имущество, находящееся в государственной собственности, не предназначенное для производства (реализации) товаров. В рамках дела N А63-14060/2013 министерство, ОАО "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды" и ООО "Аэроинвест" заключили мировое соглашение (исполнено) относительно действительности договора от 24.12.2012. Ставропольскому краю безвозмездно передано 346 667 штук обыкновенных акций ОАО "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды". Действия органов государственной власти Ставропольского края, связанные с предоставлением ОАО "Международный Аэропорт Минеральные Воды" бюджетных инвестиций, не признаны незаконными и не являются предметом рассмотрения по данному делу. Итоговая величина рыночной стоимости акций ЗАО "Полюс", определенная в отчете от 19.12.2012 N 136/1219, не признана недостоверной.
В кассационных жалобах министерство и прокуратура просят состоявшиеся судебные акты отменить, исковые требования - удовлетворить. По мнению заявителей, выводы судов не обоснованы, акции ОАО "Международный Аэропорт Минеральные Воды" не были включены в программу приватизации объектов краевой собственности; отсутствует финансово-экономическое обоснование необходимости приватизации акций ОАО "Международный Аэропорт Минеральные Воды"; отчет об определении рыночной стоимости 100% акций ЗАО "Полюс" не является надлежащим доказательством по делу, а установленная им величина рыночной стоимости акций недостоверна; при приватизации 100% акций ОАО "Международный Аэропорт Минеральные Воды" нарушены положения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"; информация о приватизации акций аэропорта не опубликована; при внесении в уставной капитал аэропорта средств федерального и краевого бюджета нарушен принцип бюджетной политики эффективного и результативного использования бюджетных средств, договор от 24.12.2012 мог быть заключен только по результатам конкурса.
В суд поступило ходатайство прокуратуры Ставропольского края и прокуратуры Ставропольского края в интересах Ставропольского края в лице правительства Ставропольского края об отказе от кассационной жалобы.
Рассмотрев поступившее ходатайство, окружной суд считает, что его следует оставить без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Согласно части 5 статьи 49 и части 1 статьи 282 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции прекращает производство по кассационной жалобе, если после принятия к производству суда от лица, ее подавшего, поступило ходатайство об отказе от кассационной жалобы и отказ принят судом. Арбитражный суд кассационной инстанции не принимает отказ от кассационной жалобы, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Заявители ходатайства не представили доказательств того, что отказ от жалобы не противоречит закону и не нарушает права других лиц, так как рассматриваемые требования обусловлены ссылкой на ничтожность оспариваемой сделки, а также на нарушение прав третьих лиц, не участвовавших в процессе приватизации.
В отзывах на кассационные жалобы ООО "Аэроинвест", ООО "Международный аэропорт Минеральные Воды", ООО "Кредитинвест" и ОАО "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды" указали на их несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представители министерства и правительства Ставропольского края поддержали доводы жалоб, просили суд кассационной инстанции отменить оспариваемые акты, представители ООО "Аэроинвест", ООО "Международный аэропорт Минеральные Воды" и ООО "Кредитинвест" возражали против удовлетворения жалоб, ссылаясь на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и отзывов, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит отменить по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и суды установили, что ФГУП "Международный Аэропорт Минеральные Воды" принято в государственную собственность Ставропольского края в соответствии с актом приема-передачи от 23.03.2011.
Распоряжением правительства Ставропольского края от 20.07.2011 N 288-рп "О приватизации государственного унитарного предприятия Ставропольского края ""Международный аэропорт Минеральные Воды", г. Минеральные Воды" ГУП "Международный аэропорт Минеральные Воды" преобразовано в ОАО "Международный аэропорт Минеральные Воды" с уставным капиталом 111 073 тыс. рублей, 100% акций которого находились в краевой собственности.
Распоряжением правительства Ставропольского края от 21.09.2011 N 385-рп утверждена Программа приватизации объектов государственной (краевой) собственности на 2012 год (т. 3, л. д. 149).
В соответствии с распоряжением правительства Ставропольского края
от 27.06.2012 258-рп в раздел "Перечень объектов государственной (краевой) собственности, приватизация которых планируется в 2012 году" Программы приватизации на 2012 год внесены изменения путем дополнения подразделом "Открытые акционерные общества, акции которых находятся в государственной собственности Ставропольского края", в котором указано, что предполагаются к приватизации в квартале 2012 года 100% акций ОАО "Международный аэропорт Минеральные Воды" (т. 3, л. д. 159).
12 июля 2012 года постановлением Думы Ставропольского края N 316-V ДСК согласована приватизация акций ОАО "Международный аэропорт Минеральные Воды", находящихся в государственной собственности Ставропольского края, в количестве 740 873 штук, составляющих 100% уставного капитала аэропорта (т. 1, л. д. 13).
24 сентября 2012 года Федеральное агентство воздушного транспорта и правительство Ставропольского края заключили соглашение N С-235-14, предметом которого явилось предоставление в 2012 году из федерального бюджета иных межбюджетных трансферов бюджету Ставропольского края на сумму 600 млн рублей на увеличение уставного капитала аэропорта для последующего финансирования мероприятий по строительству, реконструкции зданий и сооружений аэропорта и приобретению аэропортовой и аэродромной специальной техники в аэропорту Минеральные Воды (т. 3, л. д. 114 - 126).
10 октября 2012 года ОАО "Международный аэропорт Минеральные Воды", Министерство транспорта Ставропольского края и министерство заключили договор купли-продажи акций N 3 (за счет бюджетных инвестиций), в соответствии с которым аэропорт обязался передать министерству в государственную собственность Ставропольского края обыкновенные бездокументарные акции дополнительного выпуска в количестве 629 800 штук номинальной стоимостью 1 тыс. рублей каждая акция, а Министерство транспорта Ставропольского края обязалось оплатить указанные ценные бумаги путем направления бюджетных инвестиций (т. 3, л. д. 127 - 129).
Увеличение уставного капитала аэропорта (покупка акций) на основании договора от 10.10.2012 N 3 в соответствии с соглашением от 24.09.2012 N 235-14 произведено Ставропольским краем путем перечисления обществу 629 800 тыс. рублей платежными поручениями от 12.10.2012 N 520 и N 522 (т. 7, л. д. 70, 71).
В соответствии с распоряжением правительства Ставропольского края от 26.11.2012 N 503-рп "О приватизации находящихся в государственной собственности Ставропольского края акций открытого акционерного общества ""Международный аэропорт Минеральные Воды", г. Минеральные Воды" и распоряжением министерства от 21.12.2012 N 2342 "Об условиях приватизации находящихся в государственной собственности Ставропольского края акций ОАО ""Международный аэропорт Минеральные Воды", г. Минеральные Воды" принято решение о приватизации акций с установлением способа приватизации путем внесения их в качестве вклада Ставропольского края в уставный капитал ОАО "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды", установлена рыночная стоимость акций в размере 1 040 млн рублей на основании отчета независимого оценщика от 21.11.2012 N 746/2012, решено приобрести в собственность Ставропольского края 1 040 тыс. штук обыкновенных бездокументарных акций ОАО "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды" общей номинальной стоимостью 1 040 млн рублей, что составляет 30% от уставного капитала общества (т. 1, л. д. 15; т. 3, л. д. 146).
24 декабря 2012 года министерство и ООО "Аэроинвест" на учредительном собрании приняли решение об учреждении ОАО "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды", заключении договора о создании ОАО "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды", утверждении устава "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды", определении размера уставного капитала и порядка распределения акций, определении порядка оплаты акций и утверждении денежной оценки ценных бумаг, вносимых учредителями в оплату акций ОАО "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды" (т. 1, л. д. 23 - 32).
В соответствии с договором от 24.12.2012 учредителями ОАО "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды" выступили Ставропольский край в лице министерства и ООО "Аэроинвест" (т. 1, л. д. 33 - 37).
Уставный капитал ОАО "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды" определен в размере 3 466 667 тыс. рублей, который разделен на 3 466 667 штук обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1 тыс. рублей каждая, выпускаемых в бездокументарной форме.
Акции подлежат размещению путем их распределения среди учредителей: Ставропольский край в лице министерства 1 040 тыс. штук на общую сумму 1 040 млн рублей, что составляет 30% уставного капитала ОАО "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды", а ООО "Аэроинвест" 2 426 667 акций на сумму 2 426 667 тыс. рублей, что составляет 70% уставного капитала.
Определен порядок оплаты учредителями акций ОАО "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды": Ставропольский край в лице министерства оплачивает 1 040 тыс. акций 740 873 обыкновенными именными акциями ОАО "Международный аэропорт Минеральные Воды" номинальной стоимостью 1 тыс. рублей каждая, рыночной стоимостью 1 040 млн рублей в соответствии с отчетом независимого оценщика Кирсановой И.А. от 21.12.2012 N 746/2012, ООО "Аэроинвест" оплачивает 2 426 667 акций 100 обыкновенными именными акциями ЗАО "Полюс" номинальной стоимостью 100 рублей каждая, рыночной стоимостью 2 503 459 тыс. рублей в соответствии с отчетом независимого оценщика Чиндяева В.Н. от 19.12.2012 N 136/1219 (т. 1, л. д. 38 - 159; т. 2, л. д. 1 - 32).
ОАО "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды" зарегистрировано в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Ставропольскому краю 25.12.2012 за основным государственным регистрационным номером 1122651036474.
В день государственной регистрации на основании договора о создании общества от 24.12.2012 Ставропольскому краю в лице министерства были распределены 1 040 тыс. штук обыкновенных именных акций ОАО "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды", ООО "Аэроинвест" 2 426 667 штук обыкновенных именных акций названного общества.
Документы, необходимые в соответствии со стандартами для государственной регистрации выпуска акций и отчета об итогах выпуска акций государственной регистрации выпуска ценных бумаг, общество представило в Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном федеральном округе 24.01.2013.
Приказом от 07.06.2013 N 58-13-232/пз-и РО ФСФР в ЮФО отказало ОАО "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды" в государственной регистрации выпуска акций.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 11.10.2013, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2014, приказ от 07.06.2013 N 58-13-232/пз-и признан незаконным. Суд возложил на Центральный банк Российской Федерации (Банк России) обязанность осуществить государственную регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды" (т. 3, л. д. 57 - 88).
25 декабря 2013 года министерство в рамках дела N А63-14060/2013 обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды" и ООО "Аэроинвест" о признании договора о создании ОАО "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды" от 24.12.2012 недействительным и применении последствий недействительности (ничтожной) сделки путем возврата сторон в первоначальное положение; возвращении 100% акций управляющей компании аэропорта в государственную собственность Ставропольского края.
Определением суда первой инстанции от 31.03.2014 по делу N А63-14060/2013 утверждено мировое соглашение, в котором стороны определили, что министерство отказывается от исковых требований, а также от совершения в последующем каких-либо иных действий, направленных на пересмотр решения о создании общества и/или оплаты учредителями акций общества при учреждении общества. ООО "Аэроинвест" обязалось не позднее 01.05.2014 безвозмездно передать в собственность Ставропольского края 346 667 штук обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды" номинальной стоимостью 1 тыс. рублей каждая, государственный регистрационный номер 1-01-35565-Е, что составляет 10% от общего количества размещенных акций управляющей компании. Производство по делу N А63-14060/2013 прекращено. Мировое соглашение исполнено, в соответствии со сведениями ЗАО ВТБ Регистратор по эмитенту ОАО "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды" по лицевому счету ООО "Аэроинвест" 30.04.2014 проведено списание 346 667 акций, которые по передаточному распоряжению зачислены на лицевой счет Ставропольского края в лице Министерства имущественных отношений Ставропольского края. В настоящий момент Ставропольскому краю принадлежит 1 386 667 акций ОАО "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды" (т. 5, л. д. 87 - 98). Ставропольский край в лице министерства реализует свои права как акционер ОАО "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды" (т. 6, л. д. 179 - 193).
Прокуратура Ставропольского края и министерство полагая, что договор от 24.12.2012 о создании ООО "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды" заключен с нарушением закона, обратились в суд с иском.
Пунктом 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2003 N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах"" определено, что заключаемый учредителями акционерного общества договор о создании общества является договором о совместной деятельности по учреждению общества и не относится к учредительным документам. В связи с этим при рассмотрении спора о признании договора о создании акционерного общества недействительным суды должны руководствоваться соответствующими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации о недействительности сделок.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Отношения по приватизации государственного имущества регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 N 178 "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации).
Статья 1 Закона о приватизации определяет, что под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
В соответствии со статьей 2 Закона о приватизации государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).
Одним из способов приватизации в статье 13 Закона о приватизации указано внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона о приватизации по решению соответственно Правительства Российской Федерации, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления государственное или муниципальное имущество, а также исключительные права могут быть внесены в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ. При этом доля акций открытого акционерного общества, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования и приобретаемых соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием в общем количестве обыкновенных акций этого акционерного общества, не может составлять менее чем 25% плюс одна акция, если иное не установлено Президентом Российской Федерации в отношении стратегических акционерных обществ.
В силу статьи 17 Закона Ставропольского края от 12.08.1997 N 23-кз "Об управлении и распоряжении имущественными объектами государственной (краевой) собственности в Ставропольском крае" правительство Ставропольского края ежегодно представляет в Думу Ставропольского края утвержденную правительством Ставропольского края программу приватизации объектов государственной (краевой) собственности.
Правительство Ставропольского края в соответствии с программой приватизации принимает решение о приватизации объектов краевой собственности.
Решение об условиях приватизации объектов краевой собственности принимает министерство на основании решения правительства Ставропольского края о приватизации.
Как определили суды, акции ОАО "Международный аэропорт Минеральные Воды" включены в Программу приватизации на 2012 год (распоряжение правительства Ставропольского края от 27.06.2012 N 258-рп).
Однако суды не учли следующего.
Согласно статье 15 Закона о приватизации решение об условиях приватизации подлежит опубликованию в официальных изданиях. Здесь же указано, какие сведения подлежат обязательному опубликованию при продаже муниципального имущества или продаже акций открытого акционерного общества, находящихся в муниципальной собственности. В последнем случае обязательно публикуются сведения, раскрывающие хозяйственную деятельность акционерного общества, акции которого выставляются на продажу. Причем в информационном сообщении должно быть указано место, в котором можно ознакомиться с иными сведениями об открытом акционерном обществе. Закон прямо не регламентирует, какие сведения подлежат опубликованию и, соответственно, должны содержаться в решении о приватизации и ее условиях, если способом приватизации избрана не продажа имущества или акций, а внесение имущества в уставный капитал открытого акционерного общества. Однако и при приватизации путем внесения имущества в создаваемое открытое акционерное общество действуют те же правила, поскольку обязанность по опубликованию сведений, названных в статье 15 Закона о приватизации, подчинена соблюдению одного из важных принципов приватизации - открытости. Иное толкование означало бы формальный подход к применению закона, не обеспечивающий соблюдение названных в нем принципов.
В рассматриваемом случае публикация распоряжений о приватизации акций ОАО "Международный аэропорт Минеральные Воды" в официальном печатном издании в материалы дела не представлена. Ссылка судов на то, что информация опубликована в газете "Ставропольская правда", а также 16.01.2013 размещена на официальном сайте министерства, расположенном в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не принимается во внимание, поскольку названные публикации совершены после оспариваемой сделки.
При приватизации через аукцион или по конкурсу возмездность выражается в получении собственником имущества его стоимости. При приватизации способом, рассматриваемым в настоящем деле, возмездность заключается в приобретении министерством адекватной своему вкладу возможности управлять создаваемым акционерным обществом. Исходя из содержания другого основного принципа приватизации - открытости деятельности в области приватизации муниципального имущества - сведения о создаваемом открытом акционерном обществе, его учредителях, вносимых ими вкладах и соотношении приобретаемой в акциях доли министерства с долями других учредителей должны быть доступны на стадии принятия решения о приватизации конкретного муниципального имущества. Решение представительного муниципального органа о приватизации и способе ее проведения должно не только формально, но и по существу соответствовать задачам, на достижение которых направлено законодательство о приватизации, и обеспечивать надлежащие последствия принимаемого решения уже на стадии его принятия.
Суды также оставили без должного внимания оценку вкладов учредителей, их соразмерность и реальность внесения обеими сторонами.
Согласно условиям и порядку внесения муниципального имущества в уставный капитал открытого акционерного общества, установленным статьей 25 Закона о приватизации, внесение имущества возможно лишь при учреждении открытых акционерных обществ, т. е. при их создании в процессе приватизации (пункт 14 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.02.2001 N 60 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением арбитражными судами Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации""), либо в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов уже существующих открытых акционерных обществ. При внесении муниципального имущества в уставный капитал открытых акционерных обществ количество акций, приобретаемых в собственность муниципального образования, доля этих акций в общем количестве обыкновенных акций открытого акционерного общества и стоимость вносимого в качестве вклада имущества определяются в соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах" и законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 4 статьи 25 Закона о приватизации).
Содержание названной нормы определяет предмет доказывания по делу: выяснить момент создания открытого акционерного общества, в уставный капитал которого предлагается внести муниципальное имущество. Необходимость определения в соответствии с нормами законодательства об акционерных обществах и об оценочной деятельности не только рыночной стоимости вносимого муниципалитетом имущества, но и доли (количества) приобретаемых им акций влечет необходимость оценки в таком же порядке вклада других учредителей, создающих вместе с муниципалитетом открытое акционерное общество. На этом основан один из главных принципов приватизации государственного и муниципального имущества - возмездность, согласно которому государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится соответствующее имущество; пункт 2 статьи 2 Закона о приватизации).
При рассмотрении дела суды оценили вклад ООО "Аэроинвест" на основании представленного отчета независимого оценщика от 19.12.2012 N 136/119.
Согласно абзацу 3 пункта 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" и статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Между тем податели жалоб в ходе рассмотрения дела неоднократно заявляли о недостоверности отчета. Так, в материалы дела представлено экспертное заключение от 24.12.2013 N 2461/2013, в котором установлено, что отчет независимого оценщика от 19.12.2012 N 136/119 не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности (замечания к расчету рыночной стоимости доходным и затратным подходами, отсутствуют документы, устанавливающие количественные и качественные характеристики объекта оценки, информация (представленная заказчиком) не подписана уполномоченным лицом, не заверена в установленном порядке и др.; т. 2, л. д. 118 - 125). Суды ограничились указанием на вступившие в законную силу судебные акты по делу N А63-8060/2013, в которых не установлено очевидного несоответствия отчета от 19.12.2012 N 136/1219. Принимая во внимание отчет оценщика, суды по рассматриваемому делу не оценили и не указали основания отклонения экспертного заключения, не предложили сторонам при необходимости рассмотреть вопрос о назначении соответствующей экспертизы (т. 2, л. д. 118 - 125).
Выводы, содержащиеся в настоящем судебном акте, соответствуют правовой позиции, изложенной определениях Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2015 N 308-КГ15-2241 и от 31.03.2015 N 308-КГ15-2241.
Статья 10 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что арбитражный суд при разбирательстве дела обязан непосредственно исследовать все доказательства по делу.
В силу части 2 статьи 287 названного Кодекса арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении суда первой инстанции или постановлении суда апелляционной инстанции.
Ограничение предмета доказывания при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, повлекшее принятие ошибочных судебных актов, может являться основанием для направления дела на новое рассмотрение (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 16112/2009, от 16.11.2010 N 8467/2010).
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть указания суда кассационной инстанции, установить все фактические обстоятельства по делу, в совокупности исследовать все представленные в дело доказательства и оценить довод участвующих в деле лиц об отсутствии должного финансового-экономического обоснования приватизации (доходность приватизированного предприятия), результаты исследования и оценки отразить в судебном акте с учетом требований статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и распределить расходы по государственной пошлине.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
ходатайство прокуратуры Ставропольского края и прокуратуры Ставропольского края в интересах Ставропольского края в лице правительства Ставропольского края об отказе от кассационной жалобы по делу N А63-3604/2015 оставить без удовлетворения.
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.07.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2015 по делу N А63-3604/2015 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Л. Рассказов |
Судьи |
Е.И. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.