г. Краснодар |
|
28 декабря 2015 г. |
Дело N А32-15424/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 декабря 2015 года.
Постановлением Верховного Суда РФ от 7 апреля 2016 г. N 308-АД16-2915 настоящее постановление оставлено без изменения
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Посаженникова М.В. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Сочиводоканал" (ИНН 2320210667, ОГРН 1132337000157) и заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сочиводоканал" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.06.2015 (судья Руденко Ф.Г.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2015 (судьи Сурмалян Г.А., Смотрова Н.Н., Филимонова С.С.) по делу N А32-15424/2015, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Сочиводоканал" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - управление) от 08.04.2015 N 05-99-129-ИГ-1 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 350 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 30.06.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 11.09.2015, в удовлетворении требований отказано со ссылкой на наличие в действиях общества состава правонарушения, квалифицируемого по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствие нарушений при производстве по делу об административном правонарушении и оснований для признания правонарушения малозначительным.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит отменить решение суда, постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, подпункт 1.2 лицензии от 22.12.2014 сери КРД 05085 ВЭ противоречит подпунктам 4.2, 4.3 указанной лицензии; в ранее действовавшей лицензии от 29.01.208 серии КРД 003463 отсутствовало требование о разработке проекта водозабора, водозабор планируется к выводу из эксплуатации. В обжалуемом постановлении управление неправомерно указало на наличие отягчающих обстоятельств, поскольку аналогичное постановление о привлечении общества к административной ответственности по делу N А32-25264/2014 признано незаконны и отменено судом. Отсутствие в законодательстве Российской Федерации понятия земельный отвод подтверждает также отсутствие утвержденной процедуры его оформления и, как следствие, невозможность исполнения обществом пункта 2.5 лицензии от 2.12.2014 серии КРД 05085 ВЭ. Несмотря на то, что проверка проводилась на предмет соблюдения природоохранного законодательства, общество привлечено к административной ответственности по статье 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть вне предмета проверки. Общество нельзя считать пренебрегшим формальными требованиями публичного права, поскольку совершенное им противоправное деяние не связано с умышленным нарушением законодательства. Суды не применили статью 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации управление не представило в суд отзыв на кассационную жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Сочинский межрайонный природоохранный прокурор (с привлечением старшего государственного инспектора управления) проверил соблюдение обществом законодательства о недропользовании при эксплуатации водозаборных скважин, в ходе которой установил, что общество осуществляет пользование недрами на основании лицензии от 22.12.2014 серии КРД 05085 ВЭ (далее - лицензия) сроком действия до 29.01.2033, с целевым назначением и видами работ: добыча подземных вод для хозяйственного-питьевого и технологического водоснабжения населения и предприятий с. Веселое Адлерского района муниципального образования город-курорт Сочи.
Проверкой установлено, что в нарушение пункта 2.5 лицензии общество эксплуатирует водозаборные скважины в рамках представленного участка недр в отсутствие землеотводных документов; в нарушение пунктов 4.2, 4.3 лицензии общество эксплуатирует водозаборную скважину в отсутствие проекта эксплуатации водозабора (технологической схемы), согласованной и утвержденной в установленном законом порядке, а также схемы систем водопотребления и водоотведения утвержденной и согласованной в установленном законом порядке.
По результатам проверки Сочинский природоохранный прокурор вынес постановление от 16.03.2015 о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, управление вынесло постановление от 08.04.2015 N 05-99-129-ИГ-1 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 350 тыс. рублей штрафа.
В порядке статей 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало постановление управления в арбитражный суд.
Оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц в их совокупности и взаимосвязи, правильно применив к установленным по делу обстоятельствам нормы права, суды сделали обоснованный вывод о том, что управление доказало совершение обществом административного правонарушения, квалифицируемого по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой установлена ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах, в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции, - с даты вступления такого соглашения в силу (статья 9 Закона о недрах).
В соответствии со статьей 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами; представление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации; представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики; безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования; сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами; сохранность ценных и опасных грузов, геологической, маркшейдерской и иной документации, специальной корреспонденции, а также грузов, содержащих носители сведений, отнесенных к государственной тайне; исключение негативного воздействия на окружающую среду при размещении в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.
Согласно статье 23 Закона о недрах основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются: соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами; обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр; проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых; охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод; соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях; предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или промышленного водоснабжения либо резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В силу статьи 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.
При этом технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
Технический проект на добычу подземных вод разрабатывается, согласовывается и утверждается в установленном порядке в соответствии с Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118 (далее - Положение).
В силу пункта 3 Положения подготовка проектной документации осуществляется пользователем недр или организацией, привлекаемой пользователем недр для подготовки проектной документации, на основании технического задания на проектирование, разработанного и утвержденного пользователем недр, и имеющейся геологической и иной информации о недрах. Проектная документация, подготовленная проектной организацией, подписывается уполномоченным лицом проектной организации, заверяется печатью этой организации и передается пользователю недр для согласования и утверждения в установленном порядке (пункт 4 Положения).
Согласно пункту 5 Положения проектная документация до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом. Организационное обеспечение деятельности комиссии возлагается на Федеральное агентство по недропользованию или его соответствующий территориальный орган.
Суды установили, что общество осуществляет пользование недрами на основании лицензии, выданной 22.12.2014 при переоформлении лицензии серии КРД 03463 ВЭ, в связи с реорганизацией ООО "Югводоканал" путем выделения из него общества, сроком действия до 29.01.2033, с целевым назначением и видами работ: добыча подземных вод для хозяйственного-питьевого и технологического водоснабжения населения и предприятий с. Веселое Адлерского района муниципального образования город-курорт Сочи. Участок недр расположен в окрестностях с. Веселое Адлерского района города Сочи, имеет статус горного отвода с ограничением по глубине до 80 м площадью 0,9378 га.
Пунктом 1.2 условий пользования недрами, расположенными в окрестностях с. Веселое Адлерского района города Сочи, являющимися приложением N 1 к лицензии, установлено, что переоформление лицензии от 29.01.2008 серии КРД 03463 ВЭ на право пользования недрами произведено в соответствии со статьей 17.1 Закона о недрах на основании приказа Департамента по недропользованию по Южному федеральному округу от 10.10.2014 N 401, с сохранением условий пользования недрами, установленных прежней лицензией.
Суды установили факт пользования обществом недрами, добычи пресных подземных вод для хозяйственного-питьевого и технологического водоснабжения населения, что подтверждается данными журнала учета добытых пресных подземных вод, формой статистической отчетности 2-ТП (водхоз) за 2014 год, и сделали правильный вывод о том, что общество осуществляет пользование недрами с нарушением условий выданной ему лицензии, в том числе существенных.
Условиями пользования недрами, расположенными в окрестностях с. Веселое Адлерского района города Сочи, являющимися приложением N 1 к лицензии, предусмотрено, что владелец лицензии на основании статьи 23.2 Закона о недрах разрабатывает и утверждает проект водозабора, а также осуществляет добычу подземных вод на предоставленных участках недр в соответствии с проектом водозабора, прошедшим в установленном порядке экспертизы, согласование и утверждение (пункты 4.2, 4.3 лицензии); владелец лицензии обязан оформить земельный отвод под предоставленные участки недр в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2.5 лицензии).
Суды установили, что с момента реорганизации ООО "Югводоканал" и получения лицензии общество до момента выявления правонарушения не выполнило требования пунктов 2.5, 4.2, 4.3 условий пользования недрами, являющихся приложением к лицензии, а именно: в установленном законом порядке не разработало проект водозабора, не оформило земельный отвод под представленный участок недр; не согласовало в установленном порядке схему систем водопотребления и водоотведения; осуществляет эксплуатацию водозаборных скважин в рамках представленного участка недр в отсутствие землеотводных документов.
Суды обоснованно отклонили довод общества о том, что пункты 4.2 и 4.3 лицензии не подлежат исполнению, поскольку в лицензии от 29.01.2008 серии КРД 03463 ВЭ отсутствовало требование разработки проекта водозабора, указав, что согласно пункту 11.4 лицензии от 29.01.2008 серии КРД 03463 ВЭ во всем, что не предусмотрено лицензией на право пользования участком недр и приложениями к ней стороны руководствуются действующим законодательством. В пункте 11.3 лицензии от 29.01.2008 серии КРД 03463 ВЭ установлено, что в случае вступления всех или отдельных положений Соглашения (к данной лицензии) в противоречие с вновь принятыми законами Российской Федерации, стороны обязаны внести соответствующие изменения в Соглашение, устраняющие такие противоречия. Суды правильно указали, что пользование недрами общество осуществляет с нарушениями условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.
Суды критически оценили довод общества о том, что оформление земельных участков под объектами водозабора не требуется, отметив, что на основании договора аренды от 26.12.2007 N П/104-07 обществу принадлежит муниципальное имущество, однако указанным договором не установлены права на земельный отвод под предоставленный участок недр, следовательно, его необходимо оформить в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Кроме того, общество обязано соблюдать требования, установленные в лицензии от 22.12.2014 серии КРД 05085 ВЭ.
Довод кассационной жалобы об отсутствии у управления основания для назначения 350 тыс. рублей штрафа, подлежит отклонению, поскольку штраф назначен в пределах санкции части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при этом в качестве отягчающих обстоятельств управление учло ведение обществом в течение продолжительного времени деятельности с нарушением лицензионных требований.
Суды правильно указали, что в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своей публично-правовой обязанности. Общество, зная о недопустимости осуществления деятельности по добыче и использованию недр с нарушением лицензионных требований, продолжало осуществлять деятельность без утвержденного проекта разработки предоставленного участка недр, при отсутствии программы мониторинга подземных вод.
Доказательства того, что до проведения проверки и вынесения оспариваемого постановления общество принимало меры к выполнению лицензионных условий, в материалы дела не представлены. Не представлены такие доказательства и в суд кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах суды сделали обоснованный вывод о том, что управление доказало совершение обществом правонарушения, квалифицируемого по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судебные инстанции проверили соблюдение процедуры привлечения общества к административной ответственности и нарушения не установили.
Срок давности привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом того, что в данном случае совершенное обществом правонарушение является длящимся, не истек.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам суды сделали верный вывод об отсутствии оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценка вывода судов первой и апелляционной инстанций о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции (абзац 4 пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"), в связи с чем подлежит отклонению довод общества о необоснованном неприменении судами статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы общества не основаны на нормах права, повторяют доводы апелляционной жалобы, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы судов, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств и доказательств по делу, которые оценены с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.06.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2015 по делу N А32-15424/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Применительно к установленным по делу обстоятельствам суды сделали верный вывод об отсутствии оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценка вывода судов первой и апелляционной инстанций о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции (абзац 4 пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"), в связи с чем подлежит отклонению довод общества о необоснованном неприменении судами статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 декабря 2015 г. N Ф08-9341/15 по делу N А32-15424/2015