Решение Верховного Суда РФ от 11 апреля 2023 г. N АКПИ23-113
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова ОН.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Кириллова B.C., Кузьмичева С.И.
при секретаре Вознесенской Н.Г.
с участием прокурора Слободина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Трансэнерго" о признании недействующим второго предложения абзаца первого пункта 8 5 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 9 октября 2021 г. N 1711,
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее также - Правила), действующие в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2023 г. N 457. Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 27 декабря 2004 г., N 52 (часть 2), ст. 5525, "Российской газете" 19 января 2005 г., N 7.
Согласно пункту 8 5 Правил в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подаётся в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом. В случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение подаётся в сетевую организацию в соответствии с предусмотренным названными правилами общим порядком технологического присоединения с учётом особенностей, установленных в зависимости от мощности присоединяемых устройств (абзац первый).
В случае осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество не вправе препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения таких энергопринимающих устройств и требовать за это плату (абзац второй).
Пункт 8 5 Правил действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 9 октября 2021 г. N 1711, размещённого на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 12 октября 2021 г. и опубликованного в Собрании законодательства Российской Федерации 18 октября 2021 г., N 42, ст. 7123.
Акционерное общество "Трансэнерго" (далее также - АО "Трансэнерго") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим второго предложения абзаца первого пункта 8 5 Правил, ссылаясь на то, что оспариваемая норма противоречит пункту 1 статьи 26, пункту 1 статьи 23 2 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункту 1.2.11 Правил устройства электроустановок, утверждённых приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 8 июля 2004 г. N 204, является неопределённой и нарушает его права, лишая принадлежащего ему имущества.
По мнению административного истца, прежнее правовое регулирование было изложено понятным и доступным образом, отвечало критерию правовой определённости, ясности и недвусмысленности, поскольку физические лица, за отдельными исключениями, были ограничены в праве на самостоятельное обращение в сетевую организацию с заявкой на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям объекта, расположенного в границах садоводческого товарищества, то есть их заявки не подлежали исполнению сетевой организацией.
В обоснование заявленного требования административный истец указывает, что решением Снежинского городского суда от 18 августа 2022 г. по делу N 2-518/222, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 6 декабря 2022 г. N 11-14763/2022, АО "Трансэнерго" понуждено к повторному технологическому присоединению энергопринимающего устройства Легановой М.Н. к сетям, что, по его мнению, нарушает принцип однократности технологического присоединения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного дела следует читать как "N 2-518/2022"
Министерство энергетики Российской Федерации, уполномоченное представлять интересы Правительства Российской Федерации, в письменных возражениях указало, что Правила изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, оспариваемое нормативное положение соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.
Представитель акционерного общества "Трансэнерго" Пряхин В.В. в судебное заседание, о котором извещён надлежащим образом, не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель Правительства Российской Федерации Горшкова И.О. возражала против удовлетворения административного иска.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Кириллова B.C., обсудив доводы административного истца акционерного общества "Трансэнерго", выслушав возражения представителя Правительства Российской Федерации Горшковой И.О., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Полномочия Правительства Российской Федерации определены Федеральным конституционным законом от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", согласно статье 5 которого Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издаёт постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение (часть 1). Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (часть 2).
На момент принятия оспариваемого в части нормативного правового акта аналогичные полномочия Правительства Российской Федерации были предусмотрены статьёй 23 ранее действовавшего Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Федеральный закон "Об электроэнергетике", устанавливая правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики и определяя полномочия органов государственной власти по регулированию этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии, относит к компетенции Правительства Российской Федерации установление порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических лиц и физических лиц к электрическим сетям (абзац шестой пункта 1 статьи 21).
Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 26 названного федерального закона технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "абзацу первому пункта 1 статьи 26" имеется в виду "абзацу шестому пункта 1 статьи 26"
Следовательно, Правила утверждены во исполнение полномочия, возложенного на Правительство Российской Федерации федеральным законодателем. Порядок принятия и опубликования нормативного правового акта соблюдён и не оспаривается административным истцом.
Доводы административного истца о противоречии второго предложения абзаца первого пункта 8 5 Правил пункту 1 статьи 26, пункту 1 статьи 23 2 Федерального закона "Об электроэнергетике" являются несостоятельными.
Правила определяют порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации (пункт 1 Правил).
В пункте 2 2 Правил определено, что их действие распространяется на случаи присоединения впервые завершенных строительством, ранее присоединённых энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики, относящихся к имуществу общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества либо принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, и иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, максимальная мощность которых изменяется.
При осуществлении первичного технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя все технические параметры такого присоединения закрепляются за присоединенными энергопринимающими устройствами и фиксируются в документах о технологическом присоединении, в частности в акте об осуществлении технологического присоединения. Такими техническими параметрами являются: максимальная мощность энергопринимающих устройств, категория надёжности, количество точек присоединения, уровень напряжения, на котором присоединены энергопринимающие устройства.
Технологическое присоединение согласно статье 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Плата по договору об осуществлении технологического присоединения взимается однократно с возможным условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению (абзацы четвёртый и семнадцатый пункта 1).
Исходя из положений пункта 7 Правил процедура технологического присоединения включает подачу заявки заявителем, который имеет намерение осуществить технологическое присоединение, по основаниям, предусмотренным пунктом 2 Правил, заключение договора, выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов заявителя, осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям, фактический приём (подача) напряжения и мощности и составление акта об осуществлении технологического присоединения, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.
Таким образом, услуга по осуществлению сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению к её электрическим сетям в отрыве от услуги по передаче электрической энергии, оказываемой этой сетевой организацией, самостоятельного значения не имеет. При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
В силу абзаца первого пункта 4 статьи 26 поименованного федерального закона в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединённой мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надёжности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определённые границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются.
По смыслу приведённых законоположений, повторное технологическое присоединение энергопринимающих устройств имеет место, в частности, при пересмотре величины присоединённой мощности, которое в силу требований пункта 1 статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" возможно только на основании отдельного договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, в том числе ранее уже заключавшим договор об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств другой мощности.
Под однократностью технологического присоединения, упомянутого в пункте 1 статьи 26 названного федерального закона, понимается разовое осуществление процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, в объёме максимальной мощности таких энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства.
Кроме того, однократность технологического присоединения к электрическим сетям означает, что плата за технологическое присоединение взимается однократно; при изменении формы собственности или собственника (заявителя или сетевой организации) не требуется осуществления новой процедуры технологического присоединения; изменение формы собственности или собственника (заявителя или сетевой организации) не влечёт за собой повторную оплату за технологическое присоединение; реконструкция объекта капитального строительства, ранее присоединённого к электрическим сетям, при которой не осуществляется реконструкция и увеличение максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя или при которой не осуществляется изменение категории надёжности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, влекущее изменение схемы внешнего электроснабжения, не требует осуществления нового (повторного) технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 40 4 Правил владелец энергопринимающих устройств, ранее технологически присоединённых в надлежащем порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации (далее - владелец ранее присоединённых энергопринимающих устройств), по согласованию с сетевой организацией вправе присоединить к принадлежащим ему объектам электросетевого хозяйства энергопринимающие устройства, за исключением объектов по производству электрической энергии, иного лица при условии соблюдения выданных ранее технических условий (далее - опосредованное присоединение). Опосредованное присоединение может быть осуществлено в случае, если присоединение объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих владельцу ранее присоединённых энергопринимающих устройств, к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации было произведено до 1 января 2015 г. Опосредованное присоединение энергопринимающих устройств, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, может быть осуществлено вне зависимости от даты присоединения энергопринимающих устройств садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации.
Изложенное корреспондирует общим требованиям законодательства, установленным в абзаце втором пункта 4 статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике", согласно которому владелец энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики, ранее технологически присоединённых в надлежащем порядке, по согласованию с сетевой организацией вправе технологически присоединить к принадлежащим ему энергопринимающему устройству или объекту электроэнергетики энергопринимающее устройство или объект электроэнергетики иного лица при условии соблюдения выданных ранее технических условий и самостоятельного обеспечения указанным владельцем энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики и владельцем присоединяемых энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики технической возможности введения раздельного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении данных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики.
Следовательно, осуществление мероприятий технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, в соответствии с положениями Правил возможно как посредством заключения договора об осуществлении технологического присоединения с сетевой организацией, так и путём опосредованного присоединения к ранее присоединённым энергопринимающим устройствам садоводческого некоммерческого товарищества при условии соблюдения выданных ранее технических условий.
Оспариваемое положение пункта 8 5 Правил предполагает возможность осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, не только ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, но и любым иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Каких-либо иных нормативных правовых актов в области электроэнергетики, имеющих большую юридическую силу, которые бы иначе определяли порядок заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения и которым бы противоречило оспоренное положение пункта 8 5 Правил, не имеется.
Правовое регулирование осуществлено Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий исходя из особенностей договора об осуществлении технологического присоединения.
Основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В связи с этим несостоятельна ссылка административного истца на пункт 1.2.11 Правил устройства электроустановок, утверждённых приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 8 июля 2004 г. N 204, поскольку упомянутое положение обладает меньшей юридической силой, чем оспариваемая норма Правил.
Не имеют правового значения указания АО "Трансэнерго" на ранее действующие положения Правил, поскольку проверка нормативного правового акта в порядке абстрактного нормоконтроля проводится на соответствие действующему законодательству.
Оспариваемое нормативное положение изложено понятным и доступным образом, отвечает критерию правовой определённости, ясности и недвусмысленности правовой нормы, не допускает неоднозначного толкования при её применении.
Доводы административного истца основаны на неправильном толковании норм материального права, и, по сути, его требования сводятся к несогласию с вынесенными по конкретному гражданскому делу судебными актами, которые могут быть обжалованы в установленном законом процессуальном порядке.
Принимая во внимание, что пункт 8 5 Правил в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца в упоминаемом им аспекте, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении административного иска следует отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления акционерного общества "Трансэнерго" о признании недействующим второго предложения абзаца первого пункта 8 5 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 9 октября 2021 г. N 1711, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий судья Верховного Суда Российской Федерации
Судьи Верховного Суда Российской Федерации |
О.Н. Нефедов |
|
B.C. Кириллов |
|
С.И. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 11 апреля 2023 г. N АКПИ23-113
Опубликование:
-