Руководствуясь законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 февраля 2003 года N 14-оз "О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", от 12 октября 2005 года N 73-оз "О Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", от 31 августа 2021 года N 69-оз "Об отдельных вопросах установления и оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", учитывая решение Общественного совета при Департаменте экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (протокол заседания от 21 апреля 2023 года N 13), Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:
Внести в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 октября 2021 года N 408-п "О Порядке установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" следующие изменения:
1. В заголовке слова "устанавливаемых нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" заменить словами "содержащихся в нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в том числе оценки фактического воздействия указанных нормативных правовых актов".
2. В преамбуле слова "устанавливаемых нормативными правовыми актами" заменить словами "содержащихся в нормативных правовых актах".
3. Абзац первый изложить в следующей редакции:
"Утвердить прилагаемый Порядок установления и оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в том числе оценки фактического воздействия указанных нормативных правовых актов.".
4. Приложение изложить в следующей редакции:
"Приложение
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 1 октября 2021 года N 408-п
Порядок
установления и оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в том числе оценки фактического воздействия указанных нормативных правовых актов
(далее - Порядок)
Раздел I. Общие положения
1.1. Порядок определяет правила установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - автономный округ) требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования).
1.2. Разработку проектов нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, оценку применения обязательных требований осуществляют исполнительные органы автономного округа, уполномоченные на реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в соответствующих сферах общественных отношений (далее - разработчик).
1.3. Проведение процедур оценки применения обязательных требований осуществляется на портале проектов нормативных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: http://regulation.admhmao.ru (далее - Портал).
1.4. Положения нормативных правовых актов автономного округа, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу с 1 марта либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта автономного округа, если иное не установлено федеральным законодательством.
Положения абзаца первого настоящего пункта не применяются в отношении нормативных правовых актов автономного округа, подлежащих принятию в целях предупреждения террористических актов и ликвидации их последствий, предупреждения угрозы обороне страны и безопасности государства, при угрозе возникновения и (или) возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил автономного округа, системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также нормативных правовых актов автономного округа, направленных на недопущение возникновения последствий обстоятельств, произошедших вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в частности, эпидемий, эпизоотий, техногенных аварий и катастроф.
Положения нормативных правовых актов автономного округа, которыми вносятся изменения в ранее принятые нормативные правовые акты автономного округа, могут вступать в силу в иные чем указано в абзаце первом настоящего пункта сроки, если в заключении об оценке регулирующего воздействия установлено, что указанные изменения вносятся в целях снижения затрат физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности на исполнение ранее установленных обязательных требований и не предусматривают установление новых условий, ограничений, запретов, обязанностей.
Нормативный правовой акт автономного округа, содержащий обязательные требования, должен предусматривать срок его действия, который не может превышать 6 лет со дня его вступления в силу (за исключением случая, установленного пунктом 3.19 Порядка).
По результатам оценки применения обязательных требований в соответствии с Порядком может быть принято решение о продлении срока действия указанного нормативного правового акта не более чем на 6 лет.
Нормативные правовые акты автономного округа, содержащие обязательные требования и принятые до вступления в силу Порядка, не имеющие срока действия, применяются до принятия разработчиком решения в соответствии:
с пунктом 3.19 Порядка (в случае если такие нормативные правовые акты не признаны утратившими силу до включения их в план оценки применения обязательных требований, утвержденный в соответствии с разделом IV Порядка (далее - План));
с рекомендациями, указанными в заключении уполномоченного органа об оценке регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта (далее - ОРВ), вносящего изменения в такие нормативные правовые акты, подготовленном в соответствии с законодательством автономного округа.
1.5. Положения пункта 1.4 Порядка не применяются в отношении нормативных правовых актов автономного округа, направленных на реализацию проектов государственно-частного партнерства, в том числе достижение целей и задач таких проектов, которые осуществляются на основе соглашений о государственно-частном партнерстве, предусмотренных Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", публичным партнером по которым выступает автономный округ.
1.6. При установлении и оценке применения обязательных требований должны быть соблюдены принципы, предусмотренные Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ).
1.7. Департамент экономического развития автономного округа является уполномоченным исполнительным органом автономного округа, осуществляющим контроль за качеством проведения оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах автономного округа, ответственным за развитие процедур оценки применения обязательных требований, в том числе оценки фактического воздействия нормативных правовых актов автономного округа, осуществление нормативно-правового, информационного и методического обеспечения указанных процедур, а также подготовку заключений о достижении целей введения обязательных требований и заключений об оценке фактического воздействия (далее - уполномоченный орган).
Раздел II. Установление обязательных требований
2.1. Проект нормативного правового акта автономного округа, устанавливающего обязательные требования, должен содержать:
обязательные требования (условия, ограничения, запреты, обязанности);
наименования лиц, обязанных соблюдать обязательные требования (далее - контролируемые лица);
формы оценки соблюдения обязательных требований (государственный контроль (надзор), привлечение к административной ответственности, предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитация, оценка соответствия продукции и иные формы оценки и экспертизы);
наименование уполномоченных органов, осуществляющих оценку соблюдения обязательных требований;
в зависимости от объекта установления обязательных требований:
виды осуществляемой деятельности, совершаемых действий, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;
наименование контролируемых лиц и используемых ими объектов, к которым предъявляются обязательные требования при осуществлении деятельности, совершении действий;
результаты осуществления деятельности, совершения действий, в отношении которых устанавливаются обязательные требования.
2.2. Разработчик проекта нормативного правового акта автономного округа, устанавливающего обязательные требования, осуществляет действия, предусмотренные для подготовки проектов правовых актов автономного округа Законом автономного округа от 25 февраля 2003 года N 14-оз "О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".
2.3. В течение 10 рабочих дней после принятия нормативного правового акта автономного округа, содержащего обязательные требования, исполнительный орган автономного округа, осуществляющий полномочия по региональному государственному контролю (надзору), принимает руководство по соблюдению обязательных требований в форме приказа, которое не может содержать новые обязательные требования, и в течение 5 рабочих дней после его утверждения размещает такое руководство на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Раздел III. Оценка применения обязательных требований
3.1. Целью оценки применения обязательных требований является комплексный анализ системы обязательных требований в соответствующей сфере общественных отношений, содержащихся в нормативных правовых актах автономного округа, достижения целей введения обязательных требований, эффективности их введения, выявление избыточных обязательных требований.
Оценку применения обязательных требований осуществляют разработчики в соответствии с Планом.
В случае если количество нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования в соответствующей сфере общественных отношений, включенных в План, не превышает порогового значения, установленного пунктом 5.1 Порядка, оценка применения обязательных требований проводится в форме оценки фактического воздействия (далее также - ОФВ).
3.2. Оценка применения обязательных требований включает следующие процедуры:
формирование разработчиком проекта доклада о достижении целей введения обязательных требований (далее - доклад), по форме, утвержденной уполномоченным органом;
публичные консультации по проекту доклада на Портале в соответствии с методикой их проведения, утвержденной уполномоченным органом;
доработка разработчиком проекта доклада с учетом результатов публичных консультаций;
подписание проекта доклада руководителем (лицом, исполняющим его обязанности) разработчика, подготовившего проект доклада;
направление проекта доклада в уполномоченный орган;
рассмотрение проекта доклада уполномоченным органом с последующим направлением разработчику заключения;
принятие разработчиком по итогам рассмотрения заключения одного из решений, предусмотренных пунктом 3.19 Порядка, и опубликование на Портале доклада, подписанного руководителем (лицом, исполняющим его обязанности) разработчика;
проведение ОФВ нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, в соответствии с разделом V Порядка (при наличии случаев, указанных в пункте 5.1 Порядка).
3.3. При подготовке проекта доклада разработчик проводит в том числе оценку достижения цели, указанной в пункте 3.1 Порядка.
3.4. Источниками информации для подготовки проекта доклада являются:
результаты проводимого разработчиком мониторинга в установленной сфере деятельности;
результаты анализа осуществления контрольно-надзорной и разрешительной деятельности;
результаты анализа судебной практики по вопросам применения обязательных требований;
предложения и замечания контролируемых лиц, поступившие в том числе в процессе публичных консультаций по проекту доклада;
официальные статистические данные, данные социологических опросов;
заключения исполнительных органов автономного округа, полученные разработчиком при разработке проекта нормативного правового акта, содержащего обязательные требования.
3.5. В доклад включается следующая информация:
общая характеристика системы оцениваемых обязательных требований в соответствующей сфере регулирования;
результаты оценки применения обязательных требований для анализируемого нормативного правового акта;
выводы по итогам оценки применения обязательных требований для анализируемого нормативного правового акта.
3.6. Общая характеристика системы оцениваемых обязательных требований в соответствующей сфере регулирования должна включать следующие сведения:
реквизиты нормативных правовых актов автономного округа, содержащих обязательные требования;
содержащиеся в нормативном правовом акте автономного округа обязательные требования, включая сведения о внесенных изменениях (при наличии);
период действия нормативного правового акта автономного округа и его отдельных положений (при наличии);
общая характеристика регулируемых отношений, включая сферу предпринимательской или иной экономической деятельности и конкретные отношения, на регулирование которых направлена система обязательных требований;
нормативно обоснованный перечень охраняемых законом ценностей, защищаемых в соответствующей сфере регулируемых отношений;
цели введения обязательных требований в нормативный правовой акт автономного округа (снижение (устранение) рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям с указанием конкретных рисков), а также плановые значения индикативных показателей достижения указанных целей, установленные при разработке проекта соответствующего нормативного правового акта, и их фактические значения;
верифицируемые источники данных о фактических значениях индикативных показателей достижения целей регулирования.
3.7. Результаты оценки применения обязательных требований для анализируемого нормативного правового акта должны содержать следующую информацию:
вывод об учете принципов установления и оценки применения обязательных требований, установленных Федеральным законом N 247-ФЗ, а также его обоснование;
информация о динамике ведения предпринимательской или иной экономической деятельности в соответствующей сфере общественных отношений в период действия обязательных требований, применение которых является предметом оценки;
сведения об уровне соблюдения обязательных требований в соответствующей сфере регулирования, в том числе данные о привлечении к ответственности за нарушение обязательных требований, о типовых и массовых нарушениях обязательных требований;
количество и анализ содержания обращений контролируемых лиц, связанных с применением обязательных требований;
выводы о достижении или недостижении целей введения обязательных требований;
выявленные избыточные обязательные требования (при наличии);
вывод о целесообразности или нецелесообразности проведения ОФВ.
3.8. По итогам оценки применения обязательных требований разработчик указывает в проекте доклада один из следующих выводов:
о целесообразности дальнейшего применения обязательных требований без внесения изменений в соответствующий нормативный правовой акт автономного округа;
о нецелесообразности дальнейшего применения обязательных требований и необходимости внесения изменений в соответствующий нормативный правовой акт автономного округа (с описанием предложений о требуемых изменениях);
о нецелесообразности дальнейшего применения обязательных требований и отмене (признании утратившим силу) соответствующего нормативного правового акта автономного округа, его отдельных положений.
3.9. Вывод о нецелесообразности дальнейшего применения обязательных требований и необходимости внесения изменений в соответствующий нормативный правовой акт автономного округа формируется при выявлении одного или нескольких из следующих случаев:
несоответствие системы обязательных требований или отдельных обязательных требований принципам Федерального закона N 247-ФЗ, вышестоящим нормативным правовым актам и (или) целям и положениям государственных программ и национальных проектов Российской Федерации, автономного округа;
недостижение обязательными требованиями целей их введения;
невозможность исполнения обязательных требований, устанавливаемая в том числе при выявлении избыточности требований, несоразмерности расходов субъектов регулирования на их исполнение и администрирование с положительным эффектом (в том числе с положительным влиянием на снижение рисков, в целях устранения (снижения) которых установлены соответствующие обязательные требования);
наличие в различных нормативных правовых актах (в том числе разной юридической силы) или в одном нормативном правовом акте противоречащих друг другу обязательных требований;
наличие в нормативных правовых актах неопределенных понятий, некорректных и (или) неоднозначных формулировок, не позволяющих единообразно применять и (или) исполнять обязательные требования;
наличие неактуальных обязательных требований, не соответствующих современному уровню развития науки и техники и (или) негативно влияющих на развитие предпринимательской деятельности и технологий;
наличие устойчивых противоречий в практике применения обязательных требований.
3.10. Вывод о нецелесообразности дальнейшего применения обязательных требований и отмене (признании утратившим силу) соответствующего нормативного правового акта автономного округа, его отдельных положений может быть сформулирован при выявлении нескольких случаев, предусмотренных пунктом 3.9 Порядка, а также при выявлении хотя бы одного из следующих случаев:
наличие дублирующих и (или) аналогичных по содержанию обязательных требований (групп обязательных требований) в нескольких или одном нормативном правовом акте Российской Федерации или автономного округа;
отсутствие у разработчика предусмотренных в соответствии с законодательством Российской Федерации, автономного округа полномочий по установлению обязательных требований, являющихся предметом оценки применения.
3.11. В целях проведения публичных консультаций по проекту доклада разработчик в срок, установленный Планом, размещает на Портале соответствующее уведомление по форме, утвержденной уполномоченным органом, перечень вопросов, предлагаемых к обсуждению (опросный лист), по форме, утвержденной уполномоченным органом, проект доклада с одновременным извещением контролируемых лиц, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в автономном округе, органов и организаций, целями деятельности которых являются защита и представление интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и заинтересованных исполнительных органов автономного округа.
3.12. Срок публичных консультаций по проекту доклада составляет не менее 20 рабочих дней со дня его размещения на Портале.
В случае поступления в адрес разработчика в течение срока проведения публичных консультаций менее 2 отзывов их участников, направленных на совершенствование правового регулирования в рассматриваемой сфере, либо содержащих информацию о концептуальном одобрении проекта доклада, разработчик проводит дополнительные публичные консультации в соответствии с процедурами, установленными Порядком.
3.13. Разработчик в течение 15 рабочих дней после окончания публичных консультаций рассматривает поступившие предложения и замечания по проекту доклада.
3.14. В случае несогласия с поступившим в результате публичных консультаций предложением или замечанием по проекту доклада разработчик обязан до направления проекта доклада в уполномоченный орган обеспечить урегулирование разногласий с лицом, направившим такое предложение или замечание, в порядке, установленном уполномоченным органом.
Разработчик составляет сводку предложений и замечаний (далее - сводка предложений) по форме, утвержденной уполномоченным органом, с указанием сведений об их учете и (или) о причинах отклонения и в течение срока, установленного пунктом 3.13 Порядка, размещает ее и доработанный проект доклада на Портале.
3.15. Разработчик в день размещения сводки предложений и доработанного проекта доклада на Портале направляет в уполномоченный орган:
доработанный проект доклада;
сводку предложений;
копии предложений и (или) замечаний, поступивших в результате публичных консультаций;
сведения об урегулировании разногласий по результатам публичных консультаций.
3.16. Уполномоченный орган в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня поступления проекта доклада, оценивает его на предмет соблюдения требований к форме и содержанию, в том числе в части полноты и обоснованности представленных сведений, выводов и предложений по итогам оценки применения обязательных требований, на предмет соблюдения Порядка, а сводку предложений - на предмет наличия в ней информации о поступивших предложениях и (или) замечаниях по результатам публичных консультаций и урегулировании разногласий по ним, проводит дополнительные публичные консультации в случае недостаточности данных, позволяющих сформировать выводы о достижении целей введения обязательных требований, с целью получения дополнительной информации о правоприменительной практике, после чего подготавливает заключение по форме, утвержденной уполномоченным органом.
Уполномоченный орган возвращает материалы, указанные в пункте 3.15 Порядка, без подготовки заключения в течение 5 рабочих дней с даты их поступления от разработчика, если по результатам оценки сделан вывод о несоблюдении разработчиком требований Порядка, в том числе в случае неполного их представления документов и (или) нарушения порядка проведения оценки применения обязательных требований.
В случае возврата материалов, указанных в пункте 3.15 Порядка, без подготовки заключения разработчик устраняет выявленные замечания и направляет доработанные материалы в срок не позднее 10 рабочих дней со дня их получения от уполномоченного органа.
3.17. Заключение содержит следующую информацию:
комплексную оценку системы обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, в соответствующей сфере общественных отношений,
оценку достижения целей введения обязательных требований;
оценку эффективности введения обязательных требований, выявленные избыточные обязательные требования;
оценку полноты осуществленного разработчиком анализа системы обязательных требований в соответствующей сфере регулирования;
о согласии либо несогласии с выводами и предложениями разработчика по итогам оценки применения обязательных требований;
о соблюдении Порядка;
о соответствии обязательных требований принципам, установленным Федеральным законом N 247-ФЗ;
о целесообразности продления сроков действия нормативного правового акта, содержащего обязательные требования;
о необходимости внесения изменений в нормативный правовой акт, содержащий обязательные требования;
о необходимости проведения ОФВ нормативного правового акта, содержащего обязательные требования.
Уполномоченный орган подготавливает положительное заключение в случае соблюдения следующих критериев:
соответствие проведенной разработчиком процедуры оценки применения обязательных требований Порядку;
данные проекта доклада, на основе которых разработчиком сделаны соответствующие выводы, могут быть верифицированы;
отсутствия замечаний к качеству подготовки проекта доклада, сводки предложений;
достижения целей введения обязательных требований;
доказанности эффективности обязательных требований;
отсутствия избыточных обязательных требований;
соответствия обязательных требований принципам, установленным Федеральным законом N 247-ФЗ;
согласия с выводами и предложениями разработчика по итогам оценки применения обязательных требований.
В положительном заключении указывается вывод о целесообразности продления сроков действия нормативного правового акта, отсутствии необходимости проведения ОФВ нормативного правового акта.
В случае несоблюдения одного или нескольких критериев, указанных в настоящем пункте, уполномоченный орган подготавливает отрицательное заключение, в котором указывает вывод о нецелесообразности продления сроков действия нормативного правового акта, необходимости внесения изменений в нормативный правовой акт, необходимости проведения ОФВ.
Вывод о необходимости проведения ОФВ уполномоченный орган формирует в случае если заявленные цели введения обязательных требований не достигнуты (достигнуты частично) либо участниками публичных консультаций представлено мнение об избыточности обязательных требований, либо соответствующий вывод сделан уполномоченным органом при подготовке заключения.
3.18. При отрицательном заключении разработчик после повторного проведения процедур, предусмотренных Порядком, начиная с невыполненной или выполненной с нарушением требований Порядка процедуры, либо проведения ОФВ (при необходимости) дорабатывает проект доклада, после чего повторно направляет его в уполномоченный орган, который в срок, установленный пунктом 3.16 Порядка, дает заключение либо возвращает ему документы (при наличии оснований, указанных в пункте 3.16 Порядка).
В случае если замечания, представленные уполномоченным органом в заключении, разработчик считает необоснованными, он инициирует проведение дополнительных согласительных процедур в форме совместных консультаций или совещаний, результаты которых оформляет протоколом.
Решение, принятое по результатам урегулирования разногласий, является обязательным для исполнения.
3.19. При отсутствии разногласий по результатам рассмотрения проекта доклада разработчик с учетом заключения в течение 15 рабочих дней со дня его поступления принимает решение о возможности продления срока действия нормативного правового акта автономного округа, его отдельных положений (в отношении нормативного правового акта автономного округа, имеющего срок действия), в том числе о возможности внесения в него изменений или об отсутствии такой необходимости (в отношении нормативного правового акта автономного округа, срок действия которого не установлен), либо о необходимости отмены (признания утратившим силу) нормативного правового акта автономного округа, его отдельных положений.
Принятое в соответствии с настоящим пунктом решение уполномоченный орган оформляет путем утверждения доклада, опубликовывает его на Портале в указанный в абзаце первом настоящего пункта срок.
В случае если в заключении содержится информация о необходимости проведения ОФВ нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, разработчик проводит ее в соответствии с разделом V Порядка, после чего в течение 15 рабочих дней с даты поступления заключения уполномоченного органа о результатах ее проведения включает соответствующую информацию в проект доклада, который подлежит утверждению и опубликованию на Портале в указанный в абзаце первом настоящего пункта срок.
Раздел IV. Формирование и утверждение Плана
4.1. Формирование и утверждение Плана осуществляет уполномоченный орган ежегодно не позднее 1 апреля текущего года.
4.2. Уполномоченный орган формирует проект Плана на основании Реестра обязательных требований и не позднее 1 марта года проведения оценки применения обязательных требований с учетом предложений разработчиков и участников публичных консультаций, отраслевых экспертных групп по оценке регулирующего воздействия в автономном округе, иных заинтересованных лиц.
Срок публичного обсуждения проекта Плана составляет не менее 10 рабочих дней со дня его размещения уполномоченным органом на Портале.
Нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования, имеющие срок действия, включаются в проект плана оценки применения обязательных требований на очередной год не ранее чем через 3 года после вступления их в силу, но не позднее чем за 1 год до окончания срока их действия.
Нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования, в отношении которых не установлен срок их действия, включаются в проект Плана на очередной год не ранее чем через 5 лет после вступления их в силу.
4.3. Уполномоченный орган размещает План на Портале в течение 3 рабочих дней с даты его утверждения.
Раздел V. Оценка фактического воздействия
5.1. ОФВ нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, проводит разработчик в случаях:
если Планом предусмотрено проведение оценки применения обязательных требований в отношении менее 5 нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования в соответствующей сфере общественных отношений;
наличия в заключении информации о необходимости проведения ОФВ.
Целью ОФВ является анализ достижения целей введения обязательных требований, определение и оценка фактических положительных и отрицательных последствий принятия нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, выявление в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и иной экономической деятельности или приводящих к возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и бюджета автономного округа, оценка соблюдения принципов установления и оценки применения обязательных требований, установленных Федеральным законом N 247-ФЗ.
5.2. По результатам ОФВ нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, разработчик подготавливает отчет (далее - отчет об ОФВ), в котором отражает следующие сведения:
реквизиты нормативного правового акта, содержащего обязательные требования;
сведения о проведении ОРВ проекта нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, и ее результатах;
сравнительный анализ установленных в сводном отчете об ОРВ прогнозных индикаторов достижения целей и их фактических значений;
анализ фактических положительных и отрицательных последствий установленного правового регулирования в сравнении с прогнозными положительными и отрицательными последствиями, зафиксированными в сводном отчете об ОРВ проекта нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, расчет фактических затрат субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, связанных с необходимостью соблюдения обязательных требований;
в случае если заявленные цели правового регулирования не достигаются и (или) фактические отрицательные последствия установленного правового регулирования существенно превышают прогнозные значения - информация о причинах указанной ситуации, предложения об отмене (признании утратившим силу) или изменении нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, или его отдельных положений, с указанием сроков разработки соответствующих проектов нормативных правовых актов, а также о принятии иных мер;
оценка соблюдения принципов установления и оценки применения обязательных требований, установленных Федеральным законом N 247-ФЗ;
результаты предыдущих ОФВ данного нормативного правового акта, содержащего обязательные требования (при наличии);
иные сведения, позволяющие оценить фактическое воздействие нормативного правового акта, содержащего обязательные требования.
Отчет об ОФВ нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, в отношении которого принято решение о необходимости проведения ОФВ в соответствии с заключением о достижении целей введения обязательных требований, подготавливается в течение 20 рабочих дней со дня получения разработчиком такого заключения.
5.3. В целях публичного обсуждения отчета об ОФВ на Портале для проведения публичных консультаций разработчик размещает текст нормативного правового акта, содержащего обязательные требования (в редакции, действующей на день размещения), отчет об ОФВ, уведомление о проведении публичных консультаций, перечень вопросов для участников публичных консультаций.
5.4. Публичные консультации начинаются одновременно с размещением отчета об ОФВ и продолжаются не менее 20 рабочих дней.
Целью публичных консультаций является выработка мнения относительно того, достигаются ли в процессе действия нормативного правового акта заявленные цели правового регулирования, а также о целесообразности отмены (признания утратившим силу) или изменения указанного нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, или его отдельных положений.
5.5. О проведении публичных консультаций разработчик извещает Уполномоченного по защите прав предпринимателей в автономном округе, органы и организации, целями деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, заинтересованные исполнительные органы автономного округа, в том числе органы, организации и лица, которые ранее информировались о проведении публичных консультаций и от которых ранее поступали отзывы при проведении ОРВ проекта указанного нормативного правового акта, содержащего обязательные требования.
5.6. Разработчик в течение 10 рабочих дней после окончания публичных консультаций рассматривает поступившие предложения и замечания по отчету об ОФВ и составляет сводку предложений и замечаний по форме, утвержденной уполномоченным органом, размещает ее и доработанный отчет об ОФВ на Портале и одновременно направляет указанные документы в уполномоченный орган для подготовки заключения об ОФВ.
5.7. Разработчик письменно информирует участников публичных консультаций о результатах рассмотрения их предложений и (или) замечаний. Копии писем, направленных в адрес участников публичных консультаций о результатах рассмотрения их предложений и (или) замечаний, прилагаются к документам, направляемым в уполномоченный орган для подготовки заключения об ОФВ.
5.8. В случае несогласия с поступившим в результате публичных консультаций предложением или замечанием по отчету об ОФВ, разработчик обязан до направления документов, указанных в пункте 5.6 Порядка, в уполномоченный орган обеспечить урегулирование разногласий с лицом, направившим такое предложение или замечание, в порядке, установленном уполномоченным органом.
Решение, принятое по результатам урегулирования разногласий, подлежит исполнению. Документы (копии писем) об урегулировании разногласий с участниками публичных консультаций (при наличии) являются обязательным приложением к документам, указанным в пункте 5.6 Порядка.
В случае поступления в адрес разработчика в течение срока проведения публичных консультаций менее 2 замечаний или предложений их участников, направленных на совершенствование правового регулирования в рассматриваемой сфере, исключение из нормативного правового акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и бюджетов Российской Федерации либо содержащих информацию о концептуальном одобрении текущей редакции нормативного правового акта, разработчик, проводит дополнительные публичные консультации в соответствии с последовательностью процедур, установленных Порядком.
5.9. Уполномоченный орган в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пункте 5.6 Порядка, оценивает их на предмет соблюдения требований к форме и содержанию, в том числе в части полноты и обоснованности представленных сведений, выводов и предложений по итогам ОФВ, на предмет соблюдения Порядка, проводит дополнительные публичные консультации в случае недостаточности данных, позволяющих сформировать выводы о достижении целей введения обязательных требований, с целью получения дополнительной информации о правоприменительной практике, после чего подготавливает заключение об ОФВ по форме, утвержденной уполномоченным органом.
Уполномоченный орган возвращает материалы, указанные в пункте 5.6 Порядка, без подготовки заключения в течение 5 рабочих дней с даты их поступления от разработчика, если по результатам оценки сделан вывод о несоблюдении разработчиком требований Порядка, в том числе в случае неполного представления документов, указанных в пункте 5.6 Порядка, и (или) нарушения порядка проведения оценки применения обязательных требований.
В случае возвращения материалов, указанных в пункте 5.6 Порядка, без подготовки заключения разработчик устраняет выявленные замечания и направляет доработанные материалы в срок не позднее 10 рабочих дней со дня их получения от уполномоченного органа.
5.10. Заключение об ОФВ содержит следующую информацию:
оценку достижения целей введения обязательных требований;
оценку фактических положительных и отрицательных последствий установленного регулирования;
вывод о наличии в нормативном правовом акте, содержащем обязательные требования, положений, содержащих избыточные обязательные требования для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению;
о соблюдении Порядка;
о соблюдении принципов установления и оценки применения обязательных требований, установленным Федеральным законом N 247-ФЗ;
о согласии либо несогласии с выводами и предложениями разработчика по итогам ОФВ нормативного правового акта, содержащего обязательные требования;
о целесообразности продления сроков действия нормативного правового акта, содержащего обязательные требования;
о необходимости внесения изменений в нормативный правовой акт, содержащий обязательные требования, или отмены (признания утратившим силу).
Уполномоченный орган подготавливает положительное заключение об ОФВ в случае соблюдения всех следующих критериев:
соответствие проведенной разработчиком процедуры ОФВ Порядку;
данные отчета об ОФВ, на основе которых разработчиком сделаны соответствующие выводы, могут быть верифицированы;
отсутствие замечаний к нормативному правовому акту, к качеству подготовки отчета об ОФВ, сводки предложений;
достижения целей введения обязательных требований;
положительные последствия введения правового регулирования превышают отрицательные последствия установленного правового регулирования (фактические отрицательные последствия установленного правового регулирования не превышают (либо менее) прогнозных значений);
отсутствие избыточных обязательных требований;
соблюдение принципов, установленным Федеральным законом N 247-ФЗ;
согласие с выводами и предложениями разработчика по итогам ОФВ.
В положительном заключении об ОФВ указывается вывод о целесообразности продления сроков действия нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, о возможности сохранения действующего правового регулирования.
В случае несоблюдения одного или нескольких критериев, указанных в настоящем пункте, уполномоченный орган подготавливает отрицательное заключение, в котором указывает вывод о нецелесообразности продления сроков действия нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, необходимости внесения в него изменений либо его отмены (признания утратившим силу).
5.11. При отрицательном заключении об ОФВ разработчик после повторного проведения процедур, предусмотренных Порядком, начиная с невыполненной или выполненной с нарушением требований Порядка процедуры ОФВ дорабатывает отчет об ОФВ, сводку предложений, после чего повторно направляет документы в уполномоченный орган, который в срок, установленный пунктом 5.9 Порядка, дает заключение об ОФВ либо возвращает документы (при наличии оснований, указанных в пункте 5.9 Порядка).
5.12. В случае если замечания, представленные уполномоченным органом в заключении об ОФВ, разработчик считает необоснованными, он инициирует проведение дополнительных согласительных процедур в форме совместных консультаций или совещаний, результаты которых оформляет протоколом.
Решение, принятое по результатам урегулирования разногласий, является обязательным для исполнения.
При отсутствии разногласий по результатам ОФВ разработчик с учетом заключения об ОФВ в течение 5 рабочих дней со дня поступления такого заключения принимает одно из следующих решений: о возможности продления срока действия нормативного правового акта автономного округа, его отдельных положений (в отношении нормативного правового акта автономного округа, имеющего срок действия), в том числе о возможности внесения в него изменений или об отсутствии такой необходимости (в отношении нормативного правового акта автономного округа, срок действия которого не установлен), либо о необходимости отмены (признания утратившим силу) нормативного правового акта автономного округа, его отдельных положений.
5.13. Заключение об ОФВ подлежит опубликованию разработчиком на Портале не позднее 3 рабочих дней со дня его подписания.".
Губернатор |
Н.В. Комарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 19 мая 2023 г. N 230-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 октября 2021 года N 408-п "О Порядке установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"
Вступает в силу с 3 июня 2023 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 23 мая 2023 г. N 8600202305230001
Сборник "Собрание Законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", 31 мая 2023 г. N 5 (часть II, том 1), ст. 676