Руководствуясь законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 февраля 2003 года N 14-оз "О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", от 12 октября 2005 года N 73-оз "О Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", учитывая решение Общественного совета при Департаменте экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (протокол заседания от 21 апреля 2023 года N 13), Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:
Внести в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 августа 2013 года N 328-п "О порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, подготовленных исполнительными органами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, экспертизы и оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" следующие изменения:
1. В заголовке слова "и оценки фактического воздействия" исключить.
2. В преамбуле слова ", экспертизы и оценки фактического воздействия" заменить словами "и экспертизы".
3. В пункте 1 слова "и оценки фактического воздействия" исключить.
4. Пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Определить Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - автономный округ) уполномоченным исполнительным органом автономного округа на внедрение оценки регулирующего воздействия в автономном округе и развитие процедур оценки регулирующего воздействия, экспертизы, выполнение функций нормативно-правового, информационного и методического обеспечения оценки регулирующего воздействия, подготовку заключений об оценке регулирующего воздействия по проектам нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, а также подготовку заключений об экспертизе нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.".
5. В пунктах 3.1, 5 - 7 слова "и оценки фактического воздействия" исключить.
6. Приложение изложить в следующей редакции:
"Приложение
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 30 августа 2013 года N 328-п
Порядок
проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, подготовленных исполнительными органами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, экспертизы нормативных правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
(далее - Порядок)
Раздел I. Общие положения
1.1. Порядок устанавливает процедуры и требования по организации и проведению исполнительными органами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - автономный округ) оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов автономного округа, экспертизы нормативных правовых актов автономного округа (далее - ОРВ, экспертиза).
1.2. В Порядке используются следующие понятия и определения:
регулирующий орган - исполнительный орган автономного округа, являющийся разработчиком концепции (идеи) предлагаемого правового регулирования, проекта нормативного правового акта, затрагивающего вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, и осуществляющий функции по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности;
орган власти, осуществляющий экспертизу, - исполнительный орган автономного округа, выполняющий функции по реализации единой государственной политики, нормативному правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности;
уполномоченный орган - исполнительный орган автономного округа, ответственный за развитие процедур ОРВ, экспертизы, выполняющий функции нормативно-правового, информационного и методического обеспечения ОРВ, подготавливающий заключения об ОРВ по проектам нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, а также заключения об экспертизе нормативных правовых актов автономного округа, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности;
публичные консультации - открытые обсуждения с заинтересованными лицами концепции (идеи) предлагаемого правового регулирования, проекта нормативного правового акта или нормативного правового акта, организуемые регулирующим органом или органом власти, осуществляющим экспертизу, на этапе формирования концепции (идеи) предлагаемого правового регулирования, процедур ОРВ, экспертизы;
дополнительные публичные консультации при подготовке заключения - открытое обсуждение с заинтересованными лицами проекта нормативного правового акта (нормативного правового акта), организуемое уполномоченным органом при подготовке заключения об ОРВ, экспертизе;
участники публичных консультаций - исполнительные органы автономного округа, за исключением регулирующего органа и органа власти, осуществляющего экспертизу, органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в автономном округе, организации, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, экспертно-консультативные и научно-технические советы, иные совещательные органы, созданные при Губернаторе автономного округа, Правительстве автономного округа, исполнительном органе автономного округа, субъекты предпринимательской и иной экономической деятельности, их ассоциации и союзы, научно-исследовательские, общественные и иные организации и лица, принимающие участие в публичных консультациях на этапе формирования концепции (идеи) предлагаемого правового регулирования, при проведении процедур ОРВ, экспертизы, дополнительных публичных консультациях при подготовке заключения об ОРВ, экспертизе;
сводный отчет о результатах проведения ОРВ (результатах проведения экспертизы) (далее - сводный отчет) - документ, содержащий выводы по итогам проведения регулирующим органом или органом власти, осуществляющим экспертизу, исследования (оценки) эффективности предложенных вариантов правового регулирования или действующего правового регулирования;
сводка предложений - документ, содержащий все комментарии, предложения и (или) замечания участников публичных консультаций по итогам их проведения на этапе формирования концепции (идеи) предлагаемого правового регулирования, процедур ОРВ, экспертизы, а также результаты их рассмотрения регулирующим органом или органом власти, осуществляющим экспертизу;
портал проектов нормативных правовых актов - информационная система в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://regulation.admhmao.ru), предназначенная для размещения исполнительными органами автономного округа, органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа информации о проведении публичных консультаций на этапе формирования концепции (идеи) предлагаемого правового регулирования, публичных консультаций по проектам нормативных правовых актов и нормативным правовым актам при проведении процедур ОРВ и экспертизы;
проекты нормативных правовых актов, разрабатываемые в условиях внешнего санкционного давления, - проекты нормативных правовых актов автономного округа, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, подготовленные исполнительными органами автономного округа во исполнение решений Оперативного штаба автономного округа, направленные на обеспечение устойчивого развития экономики в условиях внешнего санкционного давления;
проведение ОРВ в специальном порядке - порядок проведения процедуры ОРВ в отношении проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых в условиях внешнего санкционного давления, при котором не применяется раздел 4 Порядка, за исключением подпункта 4.14.2 пункта 4.14 Порядка;
участники проведения ОРВ, экспертизы - регулирующий орган, орган власти, осуществляющий экспертизу, уполномоченный орган и участники публичных консультаций.
1.3. Проекты нормативных правовых актов автономного округа подлежат согласованию с уполномоченным органом на предмет необходимости проведения ОРВ.
Проекты нормативных правовых актов, разрабатываемые в условиях внешнего санкционного давления, подлежат согласованию с уполномоченным органом на предмет возможности проведения ОРВ в специальном порядке.
1.4. Согласование проектов нормативных правовых актов автономного округа уполномоченным органом на предмет необходимости проведения ОРВ в отношении проекта нормативного правового акта либо проекта нормативного правового акта, разрабатываемого в условиях внешнего санкционного давления, на предмет возможности проведения в отношении него ОРВ осуществляется в системе электронного документооборота автономного округа "Дело" (далее - СЭД) в течение 3 рабочих дней со дня поступления специалисту уполномоченного органа.
В случае отсутствия необходимости проведения ОРВ в листе согласования к проекту нормативного правового акта в СЭД уполномоченный орган указывает информацию об отсутствии необходимости проведения ОРВ.
При необходимости проведения ОРВ в листе согласования к проекту нормативного правового акта в СЭД уполномоченный орган указывает информацию о необходимости ее проведения.
В случае проведения ОРВ в отношении проекта нормативного правового акта в листе согласования к проекту нормативного правового акта в СЭД уполномоченный орган указывает информацию о результатах проведения ОРВ. При наличии положительного заключения уполномоченного органа о результатах проведения ОРВ проект согласовывается. При наличии отрицательного заключения уполномоченного органа о результатах проведения ОРВ проект нормативного правового акта не согласовывается.
1.5. При проведении ОРВ в специальном порядке в листе согласования к проекту нормативного правового акта в СЭД уполномоченный орган указывает информацию о проведении ОРВ, при этом:
1.5.1. Согласовывает проект нормативного правового акта при наличии в нем (пояснительной записке к нему) информации о необходимости его разработки во исполнение решений Оперативного штаба автономного округа, а также при отсутствии обоснованных предложений или замечаний уполномоченного органа, направленных на улучшение качества проекта нормативного правового акта.
Указывает информацию о проведении ОРВ в специальном порядке, наличии в проекте нормативного правового акта положений, вводящих обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, положений, способствующих возникновению расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета автономного округа, необходимости проведения экспертизы нормативного правового акта в порядке, предусмотренном разделом VI Порядка, по истечении 6 месяцев со дня вступления принятого нормативного правового акта в силу.
1.5.2. Не согласовывает проект нормативного правового акта:
при отсутствии в нем (пояснительной записке к нему) информации о необходимости его разработки во исполнение решений Оперативного штаба автономного округа (при этом указывает информацию о необходимости проведения ОРВ в порядке, предусмотренном разделом IV Порядка);
при отсутствии необходимости проведения ОРВ в порядке, предусмотренном разделом IV Порядка, и наличии обоснованных предложений или замечаний уполномоченного органа, направленных на улучшение качества проекта нормативного правового акта (при этом указывает информацию о необходимости доработки и повторного направления проекта на согласование).
1.6. В случае если проведение процедуры ОРВ проекта нормативного правового акта не требуется, регулирующий орган в пояснительной записке к проекту нормативного правового акта, направляемому на согласование в установленном порядке, приводит обоснования, по которым процедура ОРВ не проводилась.
1.7. Подлежат процедуре ОРВ проекты нормативных правовых актов:
1.7.1. Устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами автономного округа обязательные требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценок и экспертиз (далее - обязательные требования).
1.7.2. Устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами автономного округа обязанности и запреты для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.
1.7.3. Устанавливающие или изменяющие ответственность за нарушение нормативных правовых актов автономного округа, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
1.8. Процедура ОРВ осуществляется в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и бюджета автономного округа.
1.9. При проведении процедуры ОРВ и представлении ее результатов обеспечивается право лиц, интересы которых затрагиваются предлагаемым правовым регулированием, на беспрепятственный доступ к объективной информации о существующей проблеме и возможных способах ее решения, в том числе путем введения предлагаемого правового регулирования.
1.10. Процедура ОРВ проводится с учетом степени регулирующего воздействия положений, содержащихся в подготовленном регулирующим органом проекте нормативного правового акта:
1.10.1. Высокая степень регулирующего воздействия - проект нормативного правового акта содержит положения, устанавливающие новые обязательные требования для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, новые обязанности и запреты для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающие ответственность за нарушение нормативных правовых актов автономного округа, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
1.10.2. Средняя степень регулирующего воздействия - проект нормативного правового акта содержит положения, изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами автономного округа обязательные требования для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанности и запреты для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также изменяющие ответственность за нарушение нормативных правовых актов автономного округа, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
1.10.3. Низкая степень регулирующего воздействия - проект нормативного правового акта:
содержит положения, предусмотренные подпунктами 1.10.1, 1.10.2 настоящего пункта и разработан в соответствии с рекомендациями уполномоченного органа, указанными в заключении об экспертизе нормативного правового акта либо в заключениях, подготавливаемых согласно Порядку установления и оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах автономного округа, в том числе оценки фактического воздействия указанных нормативных правовых актов, утвержденному Правительством автономного округа;
содержит положения, предусмотренные подпунктами 1.10.1, 1.10.2 настоящего пункта, и разработан в соответствии с нормативными правовыми актами, затрагивающими вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
1.11. ОРВ, экспертиза осуществляются в соответствии с Порядком и методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным органом, за исключением проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, указанных в пунктах 1.12, 1.13 Порядка.
1.12. ОРВ не осуществляется в отношении проектов:
1.12.1. Законов автономного округа об установлении, о введении в действие или прекращении действия налогов (сборов), об изменении налоговых ставок (ставок сборов), порядка и срока уплаты налогов (сборов), установлении (отмене) налоговых льгот (льгот по сборам) и (или) оснований и порядка их применения.
1.12.2. Законов автономного округа, регулирующих бюджетные отношения.
1.12.3. Нормативных правовых актов автономного округа:
устанавливающих, изменяющих, отменяющих подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) на продукцию (товары, услуги), торговые надбавки (наценки) к таким ценам (тарифам) в соответствии с федеральными законами, определяющими порядок ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) на продукцию (товары, услуги), торговых надбавок (наценок) к таким ценам (тарифам);
подлежащих принятию при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации или разрабатываемых в целях реализации мер, принимаемых в рамках особых режимов, вводимых в целях реализации положений Федерального конституционного закона от 30 января 2002 года N 1-ФКЗ "О военном положении", на всей территории Российской Федерации либо на ее части.
1.13. ОРВ, экспертиза не осуществляются в отношении проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, а также административных регламентов предоставления государственных услуг.
Раздел II. Функции участников проведения ОРВ, экспертизы
2.1. Функции регулирующего органа, органа власти, осуществляющего экспертизу:
2.1.1. Проведение процедур ОРВ, экспертизы в соответствии с Порядком.
2.1.2. Проведение публичных консультаций на этапе формирования концепции (идеи) предлагаемого правового регулирования, публичных консультаций по проекту нормативного правового акта и нормативному правовому акту.
2.1.3. Обеспечение поступления отзывов участников публичных консультаций по проектам нормативных правовых актов или нормативным правовым актам в электронном виде с использованием сервисов портала проектов нормативных правовых актов.
2.1.4. Подготовка и направление в уполномоченный орган сводных отчетов, сводки предложений, а также иных документов, предусмотренных Порядком.
2.1.5. Обеспечение рассмотрения проектов нормативных правовых актов на Общественном совете при регулирующем органе.
2.2. Функции уполномоченного органа:
2.2.1. Рассмотрение и согласование проектов нормативных правовых актов автономного округа на предмет необходимости проведения ОРВ, возможности проведения ОРВ в специальном порядке.
2.2.2. Нормативное правовое и информационно-методическое обеспечение ОРВ, экспертизы.
2.2.3. Контроль качества выполнения регулирующими органами процедур ОРВ, экспертизы.
2.2.4. Рассмотрение проекта нормативного правового акта или нормативного правового акта, сводных отчетов, сводки предложений, а также иных документов, предусмотренных Порядком.
2.2.5. Организация дополнительных публичных консультаций при подготовке заключений об ОРВ, экспертизе.
2.2.6. Подготовка заключений об ОРВ, экспертизе.
2.2.7. Формирование отчетности о развитии и результатах ОРВ, экспертизы в автономном округе.
2.2.8. Организация и методическое обеспечение деятельности отраслевых экспертных групп по оценке регулирующего воздействия в автономном округе.
2.3. К функциям участников публичных консультаций относится участие в публичных консультациях на этапе формирования концепции (идеи) предлагаемого правового регулирования, при проведении ОРВ, экспертизы, при подготовке заключения об ОРВ, экспертизе.
Раздел III. Публичные консультации на этапе формирования концепции (идеи) предлагаемого правового регулирования
3.1. В целях проведения качественного анализа альтернативных вариантов решения проблемы, выявленной в соответствующей сфере общественных отношений, регулирующий орган может проводить публичные консультации на этапе формирования концепции (идеи) предлагаемого правового регулирования с заинтересованными лицами в целях уточнения содержания имеющейся проблемы, определения вариантов ее решения, уточнения состава потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и возможности возникновения у заинтересованных лиц необоснованных издержек в связи с его введением, а также в целях получения предложений о других возможных вариантах решения указанной проблемы.
3.2. Проведение публичных консультаций на этапе формирования концепции (идеи) предлагаемого правового регулирования не является обязательным, решение о необходимости их проведения принимает регулирующий орган на основании пункта 3.1 Порядка.
3.3. В случае принятия регулирующим органом решения о необходимости проведения публичных консультаций на этапе формирования концепции (идеи) предлагаемого правового регулирования регулирующий орган размещает на портале проектов нормативных правовых актов уведомление о разработке предлагаемого правового регулирования и опросный лист по формам, установленным уполномоченным органом, материалы, обосновывающие выбор варианта предлагаемого правового регулирования.
3.4. Срок проведения публичных консультаций на этапе формирования концепции (идеи) предлагаемого правового регулирования не может быть менее 6 рабочих дней со дня размещения уведомления о разработке предлагаемого правового регулирования на портале проектов нормативных правовых актов.
3.5. Одновременно с размещением уведомления о разработке предлагаемого правового регулирования на портале проектов нормативных правовых актов регулирующий орган извещает о проведении публичных консультаций субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, интересы которых могут быть затронуты предлагаемым правовым регулированием, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в автономном округе, организации, представляющие интересы субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе с которыми заключены соглашения о взаимодействии при проведении ОРВ (экспертизы), иные органы и организации, которые целесообразно привлечь к обсуждению, исходя из содержания проблемы, цели и предмета регулирования.
3.6. Позиции органов, организаций и лиц, указанных в пункте 3.5 Порядка, могут быть получены регулирующим органом также посредством проведения совещаний, заседаний экспертных групп, общественных советов и других совещательных и консультационных органов, проведения опросов представителей групп заинтересованных лиц, а также с использованием иных форм публичного обсуждения.
3.7. В срок не позднее 5 рабочих дней со дня окончания публичных консультаций регулирующий орган:
3.7.1. Обязан рассмотреть все поступившие в установленный в уведомлении о разработке предлагаемого правового регулирования срок комментарии, предложения и (или) замечания участников публичных консультаций, составить сводку предложений по форме, установленной уполномоченным органом, и разместить его на портале проектов нормативных правовых актов.
3.7.2. По результатам рассмотрения предложений и (или) замечаний, поступивших в ходе публичных консультаций, - принимает решение о подготовке проекта нормативного правового акта либо об отказе введения предлагаемого правового регулирования.
3.7.3. Размещает информацию о принятом решении об отказе введения предлагаемого правового регулирования на портале проектов нормативных правовых актов, а также извещает об этом органы, организации и лиц, указанных в пункте 3.5 Порядка, которые ранее извещались о проведении публичных консультаций.
3.8. Регулирующий орган подготавливает проект нормативного правового акта в течение 15 рабочих дней со дня принятия такого решения, а также извещает о подготовке проекта нормативного правового акта органы, организации и лиц, указанных в пункте 3.5 Порядка, которые ранее извещались о проведении публичных консультаций.
Раздел IV. Проведение ОРВ, публичных консультаций по проектам нормативных правовых актов
4.1. В целях организации публичных консультаций по проекту нормативного правового акта регулирующий орган размещает на портале проектов нормативных правовых актов:
4.1.1. Проект нормативного правового акта.
4.1.2. Уведомление о проведении публичных консультаций по проекту нормативного правового акта.
4.1.3. Перечень вопросов, предлагаемых к обсуждению, или опросный лист.
4.1.4. Пояснительную записку к проекту нормативного правового акта.
4.1.5. Сводный отчет.
4.1.6. В случае если проект нормативного правового акта изменяет действующие нормативные правовые акты автономного округа, - текст актуальных редакций нормативных правовых актов, в которых жирным шрифтом выделяются предлагаемые изменения, а нормы действующих нормативных правовых актов, подлежащие исключению, приводятся в зачеркнутом виде.
4.1.7. Документы, подтверждающие рассмотрение проекта нормативного правового акта на заседании Общественного совета при регулирующем органе.
4.1.8. Письма, заключения, протоколы, поручения, а также иные документы, связанные с принятием проекта нормативного правового акта.
4.2. Регулирующий орган одновременно с размещением документов, указанных в пункте 4.1 Порядка, письменно информирует о проведении публичных консультаций Уполномоченного по защите прав предпринимателей в автономном округе и организации, представляющие интересы субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе с которыми заключены соглашения о взаимодействии при проведении ОРВ (экспертизы), а также иных лиц, интересы которых затронуты или могут быть затронуты предлагаемым правовым регулированием, исходя из содержания проблемы, цели и предмета регулирования.
4.3. Регулирующему органу дополнительно рекомендуется использовать такие формы проведения публичных консультаций как открытые заседания общественно-консультативных органов, действующих при исполнительных органах автономного округа, опросы заинтересованных лиц, в том числе проводимые на официальных сайтах исполнительных органов автономного округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также на иных площадках в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, заседания экспертных групп, совещания с заинтересованными лицами.
4.4. В сводном отчете указываются следующие сведения:
4.4.1. Степень регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта.
4.4.2. Описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования, оценка негативных эффектов, возникающих в связи с наличием рассматриваемой проблемы (в том числе описание убытков в виде реального ущерба и упущенной выгоды).
4.4.3. Анализ опыта решения аналогичных проблем в других субъектах Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности.
4.4.4. Цели предлагаемого регулирования и их соответствие принципам правового регулирования.
4.4.5. Описание предлагаемого регулирования и иных возможных способов решения проблемы.
4.4.6. Основные группы субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, иные заинтересованные лица, включая органы государственной власти автономного округа и органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, оценка количества таких субъектов.
4.4.7. Новые функции, полномочия, обязанности и права органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа или сведения об их изменении, а также порядок их реализации.
4.4.8. Оценка соответствующих расходов бюджета автономного округа (возможных поступлений в него), бюджетов муниципальных образований автономного округа (возможных поступлений в них).
4.4.9. Новые или изменяющие ранее предусмотренные законодательством автономного округа обязательные требования для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанности и запреты для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающие или изменяющие ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов автономного округа, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, а также порядок организации их исполнения.
4.4.10. Оценка расходов и доходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, связанных с необходимостью соблюдения установленных обязательных требований, обязанностей и запретов либо изменением содержания таких обязательных требований, обязанностей и запретов, а также связанных с введением или изменением ответственности.
4.4.11. Риски решения проблемы предложенным способом регулирования и риски негативных последствий.
4.4.12. Индикативные показатели, программы мониторинга и иные способы (методы) оценки достижения заявленных целей регулирования.
4.4.13. Предполагаемая дата вступления в силу проекта нормативного правового акта, необходимость установления переходных положений (переходного периода), эксперимента, а также внесения изменений в действующие нормативные правовые акты и сроки разработки соответствующих проектов нормативных правовых актов.
4.4.14. Описание методов контроля эффективности избранного способа достижения цели регулирования.
4.4.15. Организационно-технические, методологические, информационные и иные мероприятия, необходимые для достижения заявленных целей регулирования.
4.4.16. Анализ регулируемых проектом нормативного правового акта отношений, обуславливающих необходимость проведения ОРВ.
4.4.17. Иные сведения, которые по мнению регулирующего органа позволяют оценить обоснованность предлагаемого регулирования.
4.5. В сводном отчете для проектов нормативных правовых актов с высокой и средней степенью регулирующего воздействия, а также проектов нормативных правовых актов с низкой степенью регулирующего воздействия, предусмотренных абзацем третьим подпункта 1.10.3 пункта 1.10 Порядка, указываются все сведения, предусмотренные подпунктами 4.4.1-4.4.15 пункта 4.4 Порядка.
В сводном отчете для проектов нормативных правовых актов с низкой степенью регулирующего воздействия, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1.10.3 пункта 1.10 Порядка, указываются сведения, предусмотренные подпунктами 4.4.1, 4.4.2, 4.4.4 - 4.4.6, 4.4.11, 4.4.13, 4.4.16, 4.4.17 пункта 4.4 Порядка.
4.6. Сводный отчет формирует регулирующий орган, руководитель или заместитель руководителя которого подписывает указанный отчет.
4.7. Отсутствие у регулирующего органа исчерпывающих сведений о круге лиц, интересы которых затронуты или могут быть затронуты предлагаемым проектом нормативного правового акта правовым регулированием, не является основанием для отказа от рассылки уведомлений о проведении публичных консультаций по проекту нормативного правового акта.
4.8. Проведение публичных консультаций начинается одновременно с даты размещения регулирующим органом на портале проектов нормативных правовых актов документов, указанных в пункте 4.1 Порядка.
4.9. Срок проведения публичных консультаций устанавливает регулирующий орган с учетом степени регулирующего воздействия положений, содержащихся в проекте нормативного правового акта, при этом указанный срок не может составлять менее:
20 рабочих дней - для проектов нормативных правовых актов, содержащих положения, имеющие высокую степень регулирующего воздействия;
15 рабочих дней - для проектов нормативных правовых актов, содержащих положения, имеющие среднюю степень регулирующего воздействия;
10 рабочих дней - для проектов нормативных правовых актов, содержащих положения, имеющие низкую степень регулирующего воздействия.
4.10. По результатам публичных консультаций регулирующим органом составляется сводка предложений, содержащая информацию об учете либо отклонении мнения участников публичных консультаций и аргументированную позицию регулирующего органа по всем полученным мнениям участников публичных консультаций.
В сводке предложений указывается автор и содержание предложения и (или) замечания, результат его рассмотрения (предполагается ли использовать данное предложение и (или) замечание при разработке проекта нормативного правового акта. В случае отказа от использования предложения и (или) замечания указываются причины принятия такого решения).
Также в сводке предложений указывается перечень органов и организаций или лиц, которым были направлены уведомления о проведении публичных консультаций в соответствии с пунктом 4.2 Порядка.
В случае поступления в адрес регулирующего органа в течение срока проведения публичных консультаций менее 2 замечаний или предложений их участников, направленных на совершенствование правового регулирования в рассматриваемой сфере, на исключение из проекта нормативного правового акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и бюджетов Российской Федерации, либо содержащих информацию о концептуальном одобрении текущей редакции проекта нормативного правового акта, регулирующий орган проводит дополнительные публичные консультации в соответствии с Порядком.
4.11. По результатам рассмотрения предложений и (или) замечаний, полученных в ходе проведения публичных консультаций, регулирующий орган дорабатывает сводный отчет, проект нормативного правового акта и пояснительную записку к проекту нормативного правового акта, после чего размещает указанные документы вместе со сводкой предложений на портале проектов нормативных правовых актов не позднее 10 рабочих дней со дня окончания публичных консультаций.
Регулирующий орган в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, письменно информирует участников публичных консультаций о результатах рассмотрения их предложений и (или) замечаний.
4.12. В случае несогласия с поступившим от участника публичных консультаций предложением и (или) замечанием на проект нормативного правового акта регулирующий орган обязан до направления документов, указанных в пункте 4.13 Порядка, в уполномоченный орган, обеспечить урегулирование разногласий с указанным участником публичных консультаций в порядке, установленном уполномоченным органом.
Решение, принятое по результатам урегулирования разногласий, является обязательным приложением к документам, указанным в пункте 4.13 Порядка, и подлежит исполнению.
4.13. Не позднее срока, указанного в пункте 4.11 Порядка, регулирующий орган направляет в уполномоченный орган для подготовки заключения об ОРВ:
4.13.1. Проект нормативного правового акта.
4.13.2. Пояснительную записку к проекту нормативного правового акта.
4.13.3. Сводный отчет.
4.13.4. Сводку предложений с приложением копий писем, направленных в адрес участников публичных консультаций о результатах рассмотрения их предложений и (или) замечаний к проекту нормативного правового акта и сводному отчету.
4.13.5. Документы (копии писем) об урегулировании разногласий с участниками публичных консультаций (при наличии).
4.13.6. В случае если проект нормативного правового акта изменяет действующие нормативные правовые акты автономного округа, - текст актуальных редакций нормативных правовых актов, в которых жирным шрифтом выделяются предлагаемые изменения, а нормы действующих нормативных правовых актов, подлежащие исключению, приводятся в зачеркнутом виде.
4.13.7. Документы, подтверждающие рассмотрение проекта нормативного правового акта на заседании Общественного совета при регулирующем органе.
4.14. В пояснительной записке к проекту нормативного правового акта, помимо требований к ее содержанию, указанных в статье 32 Закона автономного округа от 25 февраля 2003 года N 14-оз "О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", Инструкции по делопроизводству в исполнительных органах автономного округа, утвержденной постановлением Губернатора автономного округа от 30 декабря 2012 года N 176, Регламенте Правительства автономного округа, утвержденном постановлением Правительства автономного округа от 27 декабря 2000 года N 132-п, Правилах подготовки нормативных правовых актов исполнительных органов автономного округа, утвержденных постановлением Правительства автономного округа от 1 ноября 2008 года N 224-п, должны содержаться:
4.14.1. Сведения о проблеме, на решение которой направлено предлагаемое проектом нормативного правового акта правовое регулирование, оценка негативных эффектов от наличия данной проблемы.
4.14.2. Сведения о разработке проекта нормативного правового акта во исполнение решений Оперативного штаба автономного округа (в отношении проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых в условиях внешнего санкционного давления).
4.14.3. Описание субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, интересы которых будут затронуты предлагаемым проектом нормативного правового акта правовым регулированием.
4.14.4. Описание новых (изменяемых) обязательных требований для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанностей, запретов для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, устанавливаемой (изменяемой) ответственности за нарушение нормативных правовых актов автономного округа, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
4.14.5. Оценка расходов и доходов предпринимательской и иной экономической деятельности, связанных с необходимостью соблюдать требования предлагаемого проектом нормативного правового акта правового регулирования.
4.14.6. Оценка рисков невозможности решения проблемы предложенным способом, рисков непредвиденных негативных последствий.
Раздел V. Подготовка заключения об ОРВ
5.1. Уполномоченный орган готовит заключение об ОРВ в течение 10 рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пункте 4.13 Порядка, от регулирующего органа.
После получения документов для подготовки заключения об ОРВ уполномоченный орган осуществляет проверку полноты и комплектности представленных документов, полноты и качества заполнения сводного отчета в соответствии с требованиями пунктов 4.4 - 4.6 Порядка, оценку соответствия процедур, проведенных регулирующим органом Порядку.
После установления соответствия проведенной регулирующим органом ОРВ требованиям Порядка, уполномоченный орган осуществляет подготовку заключения об ОРВ.
Уполномоченный орган вправе возвратить представленные документы без заключения об ОРВ в течение 5 рабочих дней с даты их поступления, если уполномоченным органом сделан вывод о несоблюдении регулирующим органом требований Порядка, в том числе неполного представления документов, несоответствие сводного отчета критериям качества его заполнения, установленным уполномоченным органом.
5.2. При подготовке заключения об ОРВ уполномоченный орган:
5.2.1. Оценивает:
соответствие процедур, проведенных регулирующим органом, требованиям Порядка;
обоснованность и соразмерность решения проблемы предлагаемым способом правового регулирования.
5.2.2. Рассматривает:
проект нормативного правового акта на предмет наличия (отсутствия) в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и бюджета автономного округа;
проект нормативного правового акта, устанавливающего новые или изменяющего ранее предусмотренные нормативными правовыми актами автономного округа обязательные требования, на предмет оценки соответствия положениям о сроках действия нормативного правового акта и принципам установления и оценки применения обязательных требований, определенным Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ).
5.2.3. Рассматривает сводный отчет на предмет оценки:
качества исполнения процедур регулирующим органом;
установления обоснованности содержащихся в сводном отчете выводов регулирующего органа относительно вводимого проектом нормативного правового акта государственного регулирования, а также учета позиций участников публичных консультаций.
5.2.4. Рассматривает сводку предложений на предмет наличия в ней информации, предусмотренной пунктом 4.14 Порядка.
5.2.5. Рассматривает пояснительную записку на предмет наличия в ней информации, предусмотренной пунктом 4.14 Порядка.
5.2.6. Проводит дополнительные публичные консультации в случае необходимости получения дополнительной информации о существовании проблемы или о возможных способах ее решения.
5.3. В случае соответствия проведенной регулирующим органом процедуры ОРВ требованиям Порядка и отсутствия замечаний к проекту нормативного правового акта, к качеству подготовки сводного отчета, сводки предложений и пояснительной записки к проекту нормативного правового акта уполномоченный орган в срок, указанный в пункте 5.1 Порядка, направляет в регулирующий орган положительное заключение об ОРВ.
5.4. В случае несоответствия проведенной регулирующим органом процедуры ОРВ требованиям Порядка, наличия замечаний к проекту нормативного правового акта, в том числе о несоответствии проекта нормативного правового акта, устанавливающего новые или изменяющего ранее предусмотренные нормативными правовыми актами автономного округа обязательные требования, положениям о сроках действия нормативного правового акта и принципам установления и оценки применения обязательных требований, определенным Законом N 247-ФЗ, к качеству подготовки сводного отчета, сводки предложений и пояснительной записки к проекту нормативного правового акта уполномоченный орган в срок, указанный в пункте 5.1 Порядка, направляет отрицательное заключение об ОРВ, в котором отражает вывод о необходимости повторного проведения процедур, предусмотренных Порядком, начиная с невыполненной или выполненной ненадлежащим образом процедуры, с последующей доработкой и повторным направлением в уполномоченный орган документов, предусмотренных пунктом 4.13 Порядка.
В заключении об ОРВ также указываются: мнение уполномоченного органа относительно обоснований выбора предлагаемого регулирующим органом варианта правового регулирования, поступившие предложения и (или) замечания от участников публичных консультаций, а также выявленные в проекте нормативного правового акта положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие возникновению необоснованных расходов указанных субъектов и бюджета автономного округа, рекомендации об отмене (признании утратившим силу) нормативного правового акта автономного округа, содержащего обязательные требования.
В случае получения по итогам публичных консультаций менее 2 замечаний или предложений их участников, направленных на совершенствование правового регулирования в рассматриваемой сфере, на исключение из проекта нормативного правового акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и бюджетов Российской Федерации либо содержащих информацию о концептуальном одобрении текущей редакции проекта нормативного правового акта, в заключении об ОРВ указывается, что публичные консультации были организованы некачественно, при этом уполномоченный орган возвращает проект нормативного правового акта регулирующему органу для проведения дополнительных публичных консультаций.
В случае наличия обоснованных предложений и (или) замечаний уполномоченного органа, направленных на улучшение качества проекта нормативного правового акта, они также включаются в заключение об ОРВ.
5.5. В случае если замечания, представленные уполномоченным органом в заключении об ОРВ, регулирующий орган считает необоснованными, то инициирует проведение дополнительных согласительных процедур в форме совместных консультаций или совещаний, результаты которых оформляет протоколом.
Решение, принятое по результатам урегулирования разногласий, является обязательным для исполнения.
5.6. После устранения замечаний уполномоченного органа регулирующий орган повторно направляет доработанные документы на согласование в уполномоченный орган, который в течение 10 рабочих дней со дня их поступления подготавливает и направляет заключение об ОРВ либо возвращает документы в срок и по основаниям, установленным пунктом 5.1 Порядка.
5.7. Заключение об ОРВ подлежит опубликованию регулирующим органом на портале проектов нормативных правовых актов не позднее 3 рабочих дней со дня его подписания.
5.8. Заключение об ОРВ прилагается к проекту нормативного правового акта, вносимому для принятия в правотворческий орган или на государственную регистрацию.
5.9. Регулирующий орган в течение 3 рабочих дней со дня официального опубликования нормативного правового акта размещает его на портале проектов нормативных правовых актов.
Раздел VI. Порядок проведения экспертизы
6.1. Экспертиза проводится в отношении нормативных правовых актов автономного округа, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления в них положений:
6.1.1. Содержащих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.
6.1.2. Предусматривающих необоснованные расходы субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета автономного округа.
6.2. Перечень нормативных правовых актов автономного округа, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее - нормативные правовые акты), подлежащих экспертизе, определяется планом, утверждаемым ежегодно не позднее 25 января текущего года уполномоченным органом, с учетом предложений органов власти, осуществляющих экспертизу, и участников публичных консультаций, отраслевых экспертных групп по ОРВ (далее - план проведения экспертизы).
Срок публичного обсуждения проекта плана проведения экспертизы составляет не менее 20 рабочих дней со дня его размещения уполномоченным органом на портале проектов нормативных правовых актов.
Уполномоченный орган размещает план проведения экспертизы на портале проектов нормативных правовых актов в течение 3 рабочих дней со дня его утверждения.
6.3. В целях организации публичных консультаций по нормативному правовому акту орган власти, осуществляющий экспертизу, размещает на портале проектов нормативных правовых актов:
6.3.1. Нормативный правовой акт в редакции, действующей на дату размещения.
6.3.2. Уведомление о проведении публичных консультаций по нормативному правовому акту.
6.3.3. Перечень вопросов, предлагаемых к обсуждению, или опросный лист.
6.3.4. Сводный отчет.
6.3.5. Письма, заключения, протоколы, поручения, а также иные документы, связанные с принятием нормативного правового акта.
6.4. Публичные консультации проводятся в течение 25 рабочих дней со дня, установленного пунктом 6.8 Порядка.
6.5. Орган власти, осуществляющий экспертизу, одновременно с размещением документов, указанных в пункте 6.3 Порядка, письменно информирует о проведении публичных консультаций Уполномоченного по защите прав предпринимателей в автономном округе и организации, представляющие интересы предпринимательского и инвестиционного сообщества, в том числе с которыми заключены соглашения о взаимодействии при проведении ОРВ (экспертизы), а также иных лиц, интересы которых затронуты правовым регулированием.
6.6. Органу власти, осуществляющему экспертизу, дополнительно рекомендуется использовать такие формы проведения публичных консультаций как открытые заседания общественно-консультативных органов, действующих при исполнительных органах автономного округа, опросы заинтересованных лиц, в том числе проводимые на официальных сайтах исполнительных органов автономного округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также на иных площадках в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, заседания экспертных групп, совещания с заинтересованными лицами.
6.7. Сводный отчет формирует орган власти, осуществляющий экспертизу, и подписывает руководитель или заместитель руководителя указанного органа власти.
6.8. Проведение публичных консультаций начинается одновременно с даты размещения органом власти, осуществляющим экспертизу, на портале проектов нормативных правовых актов нормативного правового акта и документов, указанных в пункте 6.3 Порядка.
6.9. Результаты публичных консультаций оформляются сводкой предложений, содержащей информацию об учете либо отклонении предложений и (или) замечаний участников публичных консультаций и аргументированную позицию органа власти, осуществляющего экспертизу, по всем полученным мнениям участников публичных консультаций.
В сводке предложений указываются автор и содержание предложения и (или) замечания, результат его рассмотрения (предполагается ли использовать полученные предложения и (или) замечания при внесении изменений в нормативный правовой акт; в случае отказа от учета предложений и (или) замечаний указываются причины принятия такого решения).
Также в сводке предложений указывается перечень органов и организаций или лиц, которым были направлены уведомления о проведении публичных консультаций в соответствии с пунктом 6.5 Порядка.
В случае поступления в адрес органа власти, осуществляющего экспертизу, в течение срока проведения публичных консультаций менее 2 предложений и (или) замечаний их участников, направленных на совершенствование правового регулирования в рассматриваемой сфере, на исключение из нормативного правового акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджетов Российской Федерации либо содержащих информацию о концептуальном одобрении текущей редакции нормативного правового акта, орган власти, осуществляющий экспертизу, проводит дополнительные публичные консультации в соответствии с последовательностью процедур, установленных Порядком.
6.10. По результатам рассмотрения предложений и (или) замечаний, полученных в ходе проведения публичных консультаций, орган власти, осуществляющий экспертизу, дорабатывает сводный отчет, после чего размещает его вместе со сводкой предложений на портале проектов нормативных правовых актов не позднее 10 рабочих дней со дня окончания публичных консультаций.
Орган власти, осуществляющий экспертизу, в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, письменно информирует участников публичных консультаций о результатах рассмотрения их предложений и (или) замечаний.
6.11. В случае несогласия с поступившим от участника публичных консультаций предложением и (или) замечанием по нормативному правовому акту, сводному отчету орган власти, осуществляющий экспертизу, обязан до направления документов, указанных в пункте 6.12 Порядка, в уполномоченный орган, обеспечить урегулирование разногласий с указанным участником публичных консультаций в порядке, установленном уполномоченным органом.
Решение, принятое по результатам урегулирования разногласий, является обязательным приложением к документам, указанным в пункте 6.12 Порядка, и подлежит исполнению.
6.12. Не позднее срока, указанного в пункте 6.10 Порядка, орган власти, осуществляющий экспертизу, направляет в уполномоченный орган для подготовки заключения об экспертизе:
6.12.1. Нормативный правовой акт в редакции, действующей на дату размещения.
6.12.2. Сводный отчет.
6.12.3. Сводку предложений с приложением копий писем, направленных в адрес участников публичных консультаций о результатах рассмотрения их предложений и (или) замечаний к нормативному правовому акту, сводному отчету.
6.12.4. Документы (копии писем) об урегулировании разногласий с участниками публичных консультаций (при наличии);
6.13. Уполномоченный орган готовит заключение об экспертизе в течение 10 рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пункте 6.12 Порядка.
Экспертиза проводится с учетом процедур, указанных в пунктах 5.1 - 5.7 Порядка.
Дополнительно к действиям, указанным в пункте 5.2 Порядка, уполномоченный орган осуществляет оценку достижения или недостижения целей введения регулирования (в отношении нормативных правовых актов, при разработке проектов которых проводилась ОРВ).
6.14. В случае выявления в нормативном правовом акте положений, указанных в пункте 6.1 Порядка, орган власти, осуществляющий экспертизу, в течение 5 рабочих дней с даты получения заключения об экспертизе обеспечивает принятие одного из следующих решений:
6.14.1. О внесении изменений в нормативный правовой акт.
6.14.2. О признании утратившим силу нормативного правового акта.
6.14.3. О принятии нового нормативного правового акта.
6.14.4. О сохранении действующего правового регулирования.
6.15. Сведения о принятом решении орган власти, осуществляющий экспертизу, направляет в уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения, указанного в пункте 6.14 Порядка.
В случае принятия решения о внесении изменений в нормативный правовой акт или о признании утратившим силу нормативного правового акта, или о принятии нового нормативного правового акта, орган власти, осуществляющий экспертизу, дополнительно к сведениям о принятом решении указывает планируемые сроки разработки соответствующих проектов нормативных правовых актов.
6.16. Сведения о принятом нормативном правовом акте, указанном в абзаце втором пункта 6.15 Порядка, орган власти, осуществляющий экспертизу, направляет в уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.".
Губернатор |
Н.В. Комарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 19 мая 2023 г. N 231-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 августа 2013 года N 328-п "О порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, подготовленных исполнительными органами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, экспертизы и оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"
Вступает в силу с 3 июня 2023 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 23 мая 2023 г. N 8600202305230014
Сборник "Собрание Законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", 31 мая 2023 г. N 5 (часть II, том 1), ст. 677