Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Избирательной комиссии
Тюменской области
от 18 мая 2023 года N 35/190-7
Порядок
приема и проверки документов, представляемых в Избирательную комиссию Тюменской области для выдвижения и регистрации кандидатов на должность Губернатора Тюменской области
(единый день голосования - 10 сентября 2023 года)
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок приема и проверки документов, представляемых в Избирательную комиссию Тюменской области для выдвижения и регистрации кандидатов на должность Губернатора Тюменской области (далее - Порядок), определяет порядок работы Избирательной комиссии Тюменской области (далее - Комиссия) с документами, представляемыми кандидатами в соответствии с требованиями, установленными статьями 33, 36, 40, 42, 83, 84 Избирательного кодекса (Закона) Тюменской области (далее - Кодекс).
1.2. Прием и проверку документов, поступивших в Комиссию, осуществляет рабочая группа по проверке соблюдения порядка выдвижения кандидата, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата на должность Губернатора Тюменской области (далее - Рабочая группа), состав которой утвержден решением Комиссии от 02.03.2023 N 30/146-7.
2. Организация приема документов
2.1. В целях обеспечения качественной обработки принимаемых документов их прием производится членами Рабочей группы в рабочие дни - с понедельника по пятницу с 09.00 до 13.00 и с 14.00 до 17.00 часов (время - местное) по согласованию с кандидатом на должность Губернатора Тюменской области (далее - кандидат).
В соответствии с требованиями части 4 статьи 33 Кодекса при выдвижении кандидата необходимые документы представляются в Комиссию лично кандидатом. В случае, если кандидат болен, находится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, документы могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами. При этом подлинность подписи кандидата на заявлении должна быть удостоверена нотариально либо администрацией медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, в которой кандидат находится на излечении, либо администрацией учреждения, в котором он содержится под стражей в качестве подозреваемого или обвиняемого.
2.2. По согласованию с кандидатом, иным лицом, указанным в абзаце 2 пункта 2.1 настоящего Порядка (далее - лицо, представляющее документы) рекомендуется предварительно определять конкретную дату и время представления в Комиссию документов. Все кандидаты должны иметь возможность указанного согласования на равных условиях. При этом накануне дня представления документов кандидату рекомендуется информировать Комиссию о намерении представить документы и времени их представления.
2.3. Лицо, представившее документы в пределах срока, установленного частью 2 статьи 83 Кодекса, считается выполнившими требование Кодекса о сроке сдачи документов. Время явки лица, представившего документы в Комиссию подлежит фиксации как время представления документов, а прием документов осуществляется членами рабочей группы в порядке очередности, определенной по времени явки в Комиссию.
2.4. Рабочая группа осуществляет прием документов согласно перечню и формам документов, представляемых кандидатами в Избирательную комиссию Тюменской области, утвержденным решением Избирательной комиссией Тюменской области 04.05.2023 N 34/180-7.
2.5. Ответственность за представление избирательных документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям избирательного законодательства несет кандидат.
2.6. Кандидатам рекомендуется изготавливать документы, необходимые для выдвижения и регистрации в качестве кандидата на должность Губернатора Тюменской области с использованием специализированного программного изделия "Подготовка сведений о кандидатах, уполномоченных представителях, доверенных лицах" Государственной автоматизированной системы "Выборы" (далее - ГАС "Выборы"), размещенного на официальном сайте Избирательной комиссии Тюменской области в сети Интернет.
Порядок использования специализированного программного изделия "Подготовка сведений о кандидатах, уполномоченных представителях, доверенных лицах" ГАС "Выборы" при подготовке соответствующих документов установлен решением Избирательной комиссии Тюменской области от 04.05.2023 N 34/180-7 "О перечне и формах документов, представляемых кандидатами в избирательную комиссию Тюменской области при проведении выборов Губернатора Тюменской области (единый день голосования - 10 сентября 2023 года".
3. Прием документов, представленных для выдвижении кандидата
3.1. При выдвижении кандидата лицо, представляющее документы, представляет в Комиссию документы, установленные частями 2, 2.1, 2.2, 3, 3.1 статьи 33, частью 9 статьи 36 Кодекса.
3.2. Член Рабочей группы после приема документов выдает лицу, представившему документы, письменное Подтверждение их получения по форме, согласно приложению N 1 к настоящему Порядку, в котором указываются все принятые документы, с указанием количества листов каждого из документов.
Дата составления Подтверждения является датой приема документов. Подтверждение составляется в двух экземплярах, один из которых передается лицу, представившему документы, а другой хранится в Комиссии вместе с представленными документами. Подтверждение сначала подписывается членом Рабочей группы, после чего оба экземпляра Подтверждения подписывает лицо, представившее документы.
4. Организация проверки достоверности сведений о кандидатах
4.1. Руководитель контрольно-ревизионной службы при Комиссии в течение трех дней после дня получения документов о выдвижении кандидата организует направление письменных представлений в уполномоченные органы и организации для проверки достоверности сведений о кандидатах.
4.2. Соответствующие уполномоченные органы и организации в течение сроков, установленных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), проверяют сведения, представленные кандидатом, и письменно сообщают о результатах проверки в Комиссию.
4.3. Сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, в объеме, установленном Комиссией, информация о фактах представления кандидатами недостоверных сведений, доводятся до сведения избирателей и размещаются на информационных стендах в помещениях для голосования.
5. Прием документов, представленных для регистрации кандидата
5.1. В соответствии с требованиями части 2 статьи 83 Кодекса члены Рабочей группы в срок, который начинается за 55 дней и заканчивается за 47 дней до дня голосования (не ранее 16 июля и не позднее 18:00 часов по местному времени 24 июля 2023 года) принимают от кандидата следующие документы, необходимые для регистрации кандидата на должность Губернатора Тюменской области:
документы, установленные частью 1 статьи 40, частью 1.2. статьи 42, частью 11 статьи 83, частями 1, 3, 4 статьи 84 Кодекса;
сведения о полном и кратком (не более, чем из семи слов) наименовании политической партии, которая выдвинула кандидата;
две цветные фотографии кандидата размером 3 см х 4 см без уголка для удостоверений и одна цветная фотография (в электронном виде) для изготовления информационных материалов.
5.2. Листы поддержки кандидата, представляемые в Комиссию, должны быть сброшюрованы в одну или несколько папок и рассортированы по муниципальным районам, муниципальным округам и городским округам, находящимся на территории Тюменской области, где проводился сбор подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований. Каждая папка и лист поддержки должны быть пронумерованы.
5.3. При приеме документов, представленных на регистрацию кандидата член Рабочей группы заверяют предварительно каждый лист поддержки кандидата печатью Комиссии, проверяет соответствие количества представленных листов поддержки кандидата количеству, указанному в списке лиц, которые поставили свои подписи в листе поддержки кандидата.
5.4. При приеме документов проверяется наличие документов, необходимых для регистрации кандидата, а также их соответствие утвержденной форме либо наличие в них необходимых данных.
5.5. Количество подписей, представленных в Комиссию, может превышать число подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, в том числе депутатов и глав городских округов и муниципальных районов, указанное в решении Комиссии "О числе лиц, которое необходимо для поддержки выдвижения, и числе муниципальных районов и городских округов, в которых должна быть получена поддержка выдвижения кандидата на должность Губернатора Тюменской области (единый день голосования - 10 сентября 2023 года)".
В случае, если количество подписей, указанное в данном решении Комиссии превышено, то кандидат должен самостоятельно исключить из представляемых документов лишние листы поддержки.
5.6. При нарушении нумерации листов поддержки кандидата в пределах одной папки кандидат или его доверенное лицо имеют право внести следующие изменения: при наличии нескольких листов с одинаковыми порядковыми номерами каждому листу присваивается соответствующий индекс (50-1, 50-2, 50-3), при пропуске листа с очередным порядковым номером предыдущему листу присваивается сдвоенный или строенный номер (10-11, 10-11-12). После этого вносятся изменения в данные о количестве листов поддержки, проставленном на лицевой стороне обложки папки, и заверяются подписью кандидата.
5.7. После приема документов член Рабочей группы выдает кандидату письменное Подтверждение их получения по форме, согласно приложению N 2 к настоящему Порядку, в котором перечисляются все принятые документы с указанием количества листов каждого из документов, проставляются дата и время их приема. Дата составления Подтверждения является датой приема документов. Подтверждение составляется в двух экземплярах и подписывается сначала членом Рабочей группы, а затем лицом, представившим документы. Один экземпляр передается лицу, представившему документы, а другой хранится в Комиссии вместе с другими представленными документами.
5.8. Комиссия в течение трех дней со дня представления списка лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата, публикует его в региональном государственном периодическом печатном издании или размещает его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
6. Порядок оформления листов поддержки кандидата
6.1. Листы поддержки кандидата оформляются по форме утвержденной решением Комиссии от 02.03.2023 N 30/147-7 и должны быть сброшюрованы в одну или несколько папок. На лицевой стороне обложки каждой папки должны быть указаны: фамилия, имя, отчество кандидата, номер папки, количество подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований в данной папке.
6.2. Листы поддержки кандидата распределяются в папки по муниципальным районам, муниципальным округам, городским округам и городским, сельским поселениям по возможности в том же порядке, в котором составлен список лиц, поставивших свои подписи в поддержку кандидата.
6.3. Нумерация листов поддержки делается сквозной в пределах каждой папки.
6.4. Подшивки листов поддержки кандидата помещаются в плотную обложку и прошиваются вместе с обложкой. Прошивание осуществляется таким образом, чтобы полностью были видны все внесенные данные.
6.5. Концы прошивочной нити (шнура, шпагата) выводятся на оборотную сторону обложки и фиксируются наклеиванием бумажной накладки (круглой, квадратной, прямоугольной или иной формы), на которой ставится подпись кандидата.
7. Порядок проверки документов
7.1. При проверке документов проверяется полнота и правильность оформления документов, их соответствие требованиям Кодекса.
7.2. При проверке подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, члены Рабочей группы проверяют достоверность указанных подписей, в том числе, оформление листов поддержки кандидата, а также соответствующие сведения, содержащиеся в листах поддержки кандидата.
7.3. О времени и месте проведения проверки подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, кандидаты извещаются заранее.
7.4. Достоверность подписей, проставленных в листе поддержки кандидата, определяется в соответствии с частью 6 статьи 83.1 Кодекса.
7.5. Результаты проверки достоверности подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований заносятся членом Рабочей группы в ведомость проверки подписей по форме, согласно приложению N 3 к настоящему Порядку, в которой указываются номер папки, номер листа поддержки кандидата, фамилия, имя, отчество лица, чья подпись признана недостоверной, основания (причины) признания подписей недостоверными, ссылка на норму закона, предусматривающую данные основания (причины).
7.6. Ведомость проверки подписей должна составляться по каждому кандидату. Ведомость проверки подписей в обязательном порядке подписывается составившим ее членом (членами) Рабочей группы.
7.7. Ведомость проверки подписей может быть одностраничной или многостраничной. Если ведомость проверки подписей составляется на нескольких листах, то листы ведомости нумеруются, и каждый лист ведомости проверки подписей подписывается членом (членами) Рабочей группы.
7.8. В случае необходимости к ведомости проверки подписей могут прилагаться официальные документы, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными.
7.9. По окончании проверки достоверности подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований по каждому кандидату составляется итоговый протокол по форме, согласно приложению N 4 к настоящему Порядку, который подписывается руководителем Рабочей группы и представляется в Комиссию для принятия решения. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных листов поддержки кандидата, а также количество подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, признанных недостоверными, с указанием оснований признания их таковыми, количество подписей, не засчитанных на основании части 7 статьи 83.1 Кодекса, с указанием оснований признания их таковыми.
7.10. Итоговый протокол проверки листов поддержки по каждому из кандидатов формируется на основании информации, содержащейся в ведомости проверки. В итоговом протоколе указываются дата и время его подписания, а также дата и время получения его копии кандидатом либо его доверенным лицом.
7.11. Протокол прилагается к решению Комиссии. Кандидат вправе получить в Комиссии заверенную копию протокола проверки листов поддержки и копию ведомости проверки листов поддержки.
7.12. Повторная проверка достоверности подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) глав муниципальных образований после принятия решения о регистрации либо об отказе в регистрации кандидата может быть осуществлена только в судебном порядке.
8. Проверка достоверности подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований
8.1. В соответствии со статьей 83.1 Кодекса Комиссия проверяет достоверность поставленных подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований. Срок такой проверки составляет не более пяти дней со дня приема документов на регистрацию кандидата.
8.2. Проверке подлежат все подписи, представленные кандидатом для регистрации, и соответствующие им сведения, содержащиеся в листах поддержки кандидата.
8.3. В случае, если кандидат представил в Комиссию подписи депутатов и (или) глав муниципальных образований в количестве, заведомо недостаточном для регистрации, то проверка достоверности подписей все равно проводится в целях выявления подписей лиц, поддержавших выдвижение более одного кандидата.
8.4. Проверка листов поддержки кандидата осуществляется членом Рабочей группы путем последовательного изучения всех содержащихся в них сведений. Информация о лице, поставившем свою подпись в поддержку выдвижения кандидата, а также исполнение им соответствующих полномочий проверяются с использованием данных, содержащихся в ГАС "Выборы". В случае несоответствия указанных данных необходимо получить информацию из соответствующего органа, подписанную уполномоченным должностным лицом.
8.5. По результатам проверки подпись может быть признана достоверной или недостоверной либо не засчитанной.
8.6. В случае возникновения сомнения в достоверности подписи в листе поддержки кандидата, в том числе, в связи с недостатками в оформлении листа поддержки кандидата (за исключением случаев, когда она проставлена лицом, не являющимся на момент проставления подписи депутатом, главой муниципального образования, либо собрана с принуждением или за вознаграждение либо поставлена до выдвижения кандидата), Комиссия вправе провести опрос лица, достоверность подписи которого вызвала сомнение. Письменное заявление этого лица, представленное в Комиссию до окончания срока проверки, является основанием для признания его подписи в листе поддержки кандидата достоверной.
Лицо, поставившее свою подпись в поддержку выдвижения кандидата, опрашивается лично членом Рабочей группы, при этом устанавливается личность опрашиваемого лица. По поручению Рабочей группы опрос может быть проведен членом соответствующей территориальной избирательной комиссии. При проведении опроса могут присутствовать сами кандидаты, их доверенные лица, а также иные лица, присутствие которых при проверке достоверности подписей предусмотрено Федеральным законом и Кодексом.
По результатам проведения опроса составляется протокол по форме, согласно приложению N 5 к настоящему Порядку, в котором указываются дата, время и место его проведения, фамилия, имя, отчество, должность (статус) опрашиваемого лица, фамилия, имя, отчество и должность лица, проводившего опрос, фамилии, имена, отчества, должности (статус) лиц, присутствовавших при опросе, а также результат опроса.
В случае, если лицо, достоверность подписи которого вызывает сомнение, подало письменное заявление в Комиссию с подтверждением достоверности подписи, то Комиссия проводит опрос в указанном выше порядке, а такое заявление прилагается к протоколу опроса.
9. Основания признания недостоверными подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований, а также основания, по которым подписи могут быть не засчитаны
9.1. В соответствии с частью 7 статьи 83.1 Кодекса, если при проверке подписей будет выявлено, что депутат, избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования поддержал более одного кандидата, засчитывается подпись, которая по времени была проставлена ранее.
Таким образом, если при проведении проверки обнаруживаются подписи лица, поддержавшего выдвижение двух и более кандидатов, подписи, проставленные по времени позднее, не засчитываются.
9.2. Если при проверке подписей выявляется, что депутат, глава муниципального образования поставили несколько подписей в поддержку одного и того же кандидата, то засчитывается только одна подпись, а остальные подписи данного лица не засчитываются.
9.3. С учетом требований части 6 статьи 83.1 Кодекса установлены следующие основания, по которым подпись депутата и (или) избранного на муниципальных выборах главы муниципального образования может быть признана недостоверной:
9.3.1. Подпись проставлена лицом, не являющимся на момент проставления подписи депутатом, главой муниципального образования либо собрана с принуждением или за вознаграждение.
В этом случае подпись признается недостоверной на основании информации, содержащейся в ГАС "Выборы", либо на основании информации соответствующего органа, подписанной уполномоченным должностным лицом, об отсутствии в составе депутатов представительного органа лица, поддержавшего выдвижение кандидата, или о том, что это лицо не является главой муниципального образования, избранным на муниципальных выборах.
Для установления факта совершения противоправных действий (принуждение или вознаграждение) в отношении лиц, проставлявших свои подписи в поддержку выдвижения кандидата, в Комиссии должно иметься решение суда, подтверждающее данный факт.
9.3.2. Если подпись собрана с нарушением требований части 9 статьи 83 Кодекса, т.е., в листе поддержки кандидата отсутствуют необходимые сведения, установленные в форме листа поддержки, утвержденного решением Комиссии от 02.03.2023 N 30/147-7, а также отсутствует нотариальное засвидетельствование подлинности подписи депутата, главы муниципального образования либо имеются иные нарушения требований части 9 статьи 83 Кодекса.
Порядок совершения нотариальных действий определен Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, а в случае засвидетельствования подписи должностным лицом местной администрации муниципального образования (специально уполномоченным должностным лицом местного самоуправления) - также Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 07.02.2020 N 16.
Подпись может быть признана недостоверной при обнаружении следующих нарушений законодательства Российской Федерации, допущенных при нотариальном свидетельствовании подписи:
отсутствие в удостоверительной надписи, выполненной на листе поддержки кандидата, номера, за которым свидетельствование подлинности подписи зарегистрировано в реестре для регистрации нотариальных действий;
отсутствие оттиска гербовой печати и (или) подписи нотариуса;
отсутствие оттиска печати и (или) подписи должностного лица местного самоуправления на листе поддержки кандидата;
отсутствие в удостоверительной надписи записи о том, что личность обратившегося за совершением нотариального действия установлена или не указаны полностью фамилия, имя и отчество (при его наличии) лица, подлинность подписи которого свидетельствуется.
Подпись может быть признана недостоверной при наличии подтверждающей информации нотариуса или нотариальной палаты о том, что такое нотариальное действие не совершалось.
9.3.3. Подпись поставлена до выдвижения кандидата либо позднее удостоверительной надписи нотариуса (должностных лиц, уполномоченных совершать нотариальные действия) о засвидетельствовании подлинности подписи.
9.3.4. Если какое-либо из указанных в листе поддержки кандидата сведений о кандидате, депутате представительного органа муниципального образования или избранном на муниципальных выборах главе муниципального образования, подписавшем лист поддержки кандидата, не соответствует действительности и этот недостаток не восполнен в порядке опроса депутата и (или) главы муниципального образования.
9.3.5. Если сведения о кандидате, или о депутате представительного органа муниципального образования, или об избранном на муниципальных выборах главе муниципального образования либо дата и (или) время проставления подписи содержат исправления, специально не оговоренные в примечании листа поддержки кандидата.
10. Порядок извещения кандидата при выявлении неполноты сведений или несоблюдении требований закона к оформлению документов
10.1. При выявлении неполноты сведений о кандидате или несоблюдения требований закона к оформлению документов, представленных в Комиссию в соответствии с частью 9 статьи 83.1 Кодекса, Рабочая группа готовит информацию о неполноте сведений о кандидате и (или) о несоблюдении требований закона к оформлению документов.
10.2. Комиссия не позднее, чем за три дня до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата извещает кандидата о неполноте сведений о кандидате и (или) несоблюдении требований закона к оформлению документов.
10.3. В извещении кандидата указывается:
какие конкретные сведения о кандидате отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;
какие из представленных документов оформлены с нарушением требований закона;
в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки.
10.4. Незамедлительно после подготовки соответствующего извещения оно направляется в адрес кандидата.
В случае, если извещение вручается лично кандидату, то на его копии собственноручно кандидатом делается отметка о дате и времени получения, которые заверяются подписью кандидата.
10.5. Кандидат не позднее чем за один день до дня заседания Комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о его регистрации вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, представленные при выдвижении, а также в иные документы (за исключением листов поддержки кандидата с подписями депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований и списка лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата), представленные в Комиссию, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона
11. Хранение листов поддержки кандидатов и иных связанных с ними документов
11.1. Листы поддержки кандидатов хранятся в помещении Комиссии в сейфах, металлических шкафах и иным способом, исключающим возможность их утраты и (или) подмены.
11.2. Документы подлежат хранению в порядке и в течение сроков, установленных статьей 122 Кодекса.
11.3. По истечении установленного срока хранения они уничтожаются по акту в установленном порядке (при условии отсутствия рассматриваемых в судебном порядке споров).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.