Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Информационно-аналитическая справка
о проведении серии вебинаров по теме "Психолого-педагогические средства повышения качества образования в школах с низкими образовательными результатами и школах, функционирующих в зоне риска снижения образовательных результатов. Психолого-педагогические средства профилактики школьной неуспешности"
Специалистами ГБУ ДПО "Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования" (далее - ГБУ ДПО "ЧИППКРО") в период с 26.01.2023 по 04.05.2023 была проведена серия вебинаров по теме "Психолого-педагогические средства повышения качества образования в школах с низкими образовательными результатами и школах, функционирующих в зоне риска снижения образовательных результатов. Психолого-педагогические средства профилактики школьной неуспешности".
Содержание программы вебинаров определено, исходя из результатов мониторинга реализации региональной и муниципальных программ поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.
В соответствии с письмом Министерства образования и науки Челябинской области от 25.01.2023 N 627 "О проведении вебинаров по вопросам, связанным с повышением качества образования в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, а также эффективности деятельности общеобразовательных организаций по профилактике школьной неуспешности обучающихся, в первом полугодии 2023 г.". к участию в вебинарах были приглашены:
- специалисты органов местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образование, курирующие проведение мероприятий по: а) повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях; б) профилактике школьной неуспешности обучающихся;
- педагогические и руководящие работники общеобразовательных организаций, которые по результатам мониторинговых мероприятий отнесены к группе школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
- специалисты общеобразовательных организаций в целях освоения способов деятельности по профилактике школьной неуспешности обучающихся.
В указанный период были проведены вебинары по 28 темам. Видеозаписи вебинаров имеются в свободном доступе:
1.1. Наставничество в системе педагогической работы с обучающимися, находящимися на учете в ПДН ОВД РФ.
Составлена характеристика обучающихся, находящихся на учете в ПДН ОВД РФ. В качестве эффективного инструмента поддержки предложено наставничество. Рассмотрены ресурсные возможности различных моделей наставничества для поддержки "сложных" контингентов детей. Материалы предназначены для заместителей директора по воспитательной работе, социальных педагогов, классных руководителей.
1.2. Психолого-педагогические методы работы с обучающимися, испытывающими трудности в саморегуляции и самоконтроле. Рассмотрены психофизиологические аспекты проблемы саморегуляции и самоконтроля обучающихся, заключающейся в изучении психологической природы волевых процессов и осознанности в детском возрасте. Рассматриваются причины дефицита саморегуляции и самоконтроля у обучающихся. Предложены психолого-педагогические методы выявления и изучения уровня сформированности саморегуляции школьников. Даны наиболее эффективные психологические механизмы формирования и развития саморегуляции, предложены упражнения и рекомендации по развитию навыков саморегуляции обучающихся. Упражнения и рекомендации могут быть полезны педагогам, а также родителям обучающихся.
Ссылка на вебинар 1: https://clck.ru/33NPtD
2.1. Школьная неуспешность: причины и пути преодоления. Определены проблемы обучения и воспитания разных категорий обучающихся с риском школьной неуспешности. Раскрыто содержание понятий "неуспешность", "неуспеваемость", "школьная неуспешность", "учебная неуспешность". Рассмотрены: а) категории обучающихся, проявляющих признаки школьной неуспешности; б) исходные причины появления у школьников неуспешности; в) пути и способы преодоления данного явления; г) критериальные характеристики и маркеры готовности педагогов к профилактике школьной неуспешности. Даны рекомендации педагогам и руководителям общеобразовательных организаций по профилактике школьной неуспешности. Информация может быть использована руководителями общеобразовательных организаций, учителями всех учебных предметов, педагогами дополнительного образования, педагогами-психологами, социальными педагогами в профилактической и коррекционной работе с обучающимися с рисками школьной неуспешности.
2.2. Профилактика школьной неуспешности у депривированных детей и подростков. Перечислены и охарактеризованы основные виды депривации, последствия и опасности депривации для психологического здоровья личности обучающихся. В целях предупреждения образовательной и воспитательной депривации в процессе обучения и воспитания обучающихся предложен комплекс психолого-педагогических условий. Раскрыты принципы и технологические приемы эффективного общения педагога с обучающимися; охарактеризованы соответствующие предупредительные педагогические меры, ориентированные на возрастные особенности обучающихся. Информация может быть использована специалистами общеобразовательной организации при профилактической и коррекционной работе с детьми, имеющими трудности в поведении и обучении. Ссылка на вебинар 2: https://goo.su/G4Bw
3.1. Организация и проведение совместных школьных дел педагогов и обучающихся как основа положительного психологического климата в школьной среде. Рассмотрены основные понятия "совместная деятельность", "сотрудничество". Актуализирована необходимость реализации совместной деятельности в общеобразовательной организации для создания эмоционально-положительного общения, налаживания эмоционального контакта и делового сотрудничества. Предложены основные формы совместной деятельности педагогов и обучающихся. Информация может быть использована педагогами и руководителями общеобразовательных организаций при реализации календарного плана воспитательной работы, модуля "Основные школьные дела" рабочей программы воспитания.
3.2. Роль и значение общественно-полезного труда в развитии социальной и личностной успешности обучающихся. Рассматривается роль труда и общественно-полезной деятельности обучающегося не только с позиции обеспечения школьной успешности, но и как основа существования и жизнедеятельности личности. Охарактеризованы основные формы организации трудовой деятельности обучающихся, методы и приемы трудового воспитания. Информация может быть использована при составления основных образовательных программ и дополнительных общеразвивающих программ.
Ссылка на вебинар 3: https://goo.su/5KUCTz
4.1. Приемы повышения познавательного интереса у низкомотивированных обучающихся. Рассмотрены особенности формирования познавательного интереса у низкомотивированных обучающихся. Охарактеризован общий алгоритм повышения познавательного интереса обучающихся. Предложены приемы создания психологического комфорта и благоприятного эмоционального фона, активизации волевой и мотивационной сфер личности, повышения интереса к материалу урока, стимулирования учебной коммуникации, организации учебной деятельности и самоконтроля на уроке. Материалы вебинара адресованы учителям для использования предложенных приемов в целях вовлечения низкомотивированных обучающихся в учебную деятельность и повышения их познавательного интереса.
4.2. Популяризация успешных практик деятельности известных личностей (общественных деятелей, деятелей культуры, науки, спорта) как педагогическое средство повышения учебной мотивации и профилактики учебной неуспешности. Рассмотрены ключевые понятия: популяризация, успешные практики, метод примера в педагогике. Показана преемственность классических образцов метода примера в педагогике и современных техник популяризации успешных практик деятельности известных личностей в качестве педагогического средства повышения учебной мотивации. Раскрыт педагогический потенциал метода популяризации. Охарактеризованы особенности работы с источниками при подборе материала и ряд систематических ошибок, связанных с применением метода популяризации. Материалы могут быть полезны педагогическим работникам общеобразовательных организаций в деятельности по профилактике школьной неуспешности, а также при разработке и реализации рабочих программ воспитания.
Ссылка на вебинар 4: https://goo.su/nvci
5.1. Техники и приемы организации коммуникативной деятельности слабоуспевающих обучающихся в образовательном процессе. На вебинаре показано, что коммуникативная сфера во многом обеспечивает академическую успеваемость обучающихся. Предложены техники и приемы организации коммуникативной деятельности для обучающихся различных групп. Ознакомление с содержанием вебинара будет полезным для учителей начальных классов, учителей предметников, работающих в 5-11 классах.
5.2. Основные технологии педагогической поддержки неуверенных и эмоционально нестабильных учеников. Рассмотрены типичные барьеры общения в диаде "педагог-ученик" и способы их устранения. Предложены примеры педагогически поддерживающей коммуникации обучающихся, испытывающих негативные эмоциональные состояния. Даны рекомендации по профилактике и решению конфликтов "мирным путем". Охарактеризованы психолого-педагогические методы работы с детьми группы риска. Информация может быть использована педагогами-психологами и социальными педагогами в профилактической и коррекционной работе с детьми группы риска по асоциальному поведению.
Ссылка на вебинар 5: https://rutube.ru/video/37ae1a92e37ae35c096a8d8f8d677b7e/
6.1. Изменение смысловых ориентиров от успешной школы к успехам ребенка. Новые подходы в реализации коррекционно-воспитательного процесса в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрены нормативно-правовые и организационные основы инклюзивного образования, в том числе требования профессионального стандарта педагога, руководителя общеобразовательной организации, положение о работе психолого-педагогического консилиума. Определены факторы успешности инклюзивного образования. Раскрыты методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, организации контрольно-оценочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Информация может быть использована руководителями общеобразовательных организаций, учителями, работающими в инклюзивном классе, педагогами-психологами, социальными педагогами в профилактической и коррекционной работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
6.2. Развитие познавательной сферы обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Предложены направления психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра. Описан комплекс наглядных, практических, словесных методов обучения и воспитания данной категории обучающихся. Раскрыты особенности организации индивидуального пространства для обучения и воспитания. Представлены рекомендации по организации групповой коррекционной деятельности. Информация имеет практическую ценность для педагогов коррекционных школ и специалистов служб сопровождения в общеобразовательных организациях с инклюзией.
Ссылка на вебинар 6: https://goo.su/SnKz 7.1. Технологии формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся. Рассмотрены вопросы, раскрывающие: а) значение и значимость формирования функциональной грамотности на уроке, внеурочной деятельности; б) взаимосвязь функциональной грамотности с навыками XXI века, метапредметными результатами; в) изменения в деятельности учителя при организации урока учебного курса внеурочной деятельности в аспекте "функциональная грамотность как новый образовательный результат". Предложены к изучению на методических объединениях банки заданий, направленные на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся. Даны методические рекомендации по составлению контекстных задач, направленных на формирование функциональной математической грамотности. Показаны методические особенности использование таких задач на уроках математики любого уровня образования. Информация может быть использована руководителями общеобразовательных организаций, учителями учебных предметов.
7.2. Приобщение "сложных" контингентов обучающихся к социально-полезной деятельности (совместные тренировки со службами подведомственными МЧС России). Представлены психолого-педагогические механизмы приобщения "сложных" контингентов обучающихся к социально-полезной деятельности. Подробно представляются развивающие и воспитывающие ресурсы служб подведомственных МЧС России, которые допустимо использовать в рамках профилактической работы со "сложными" контингентами обучающихся. Приводится психофизиологическое обоснование важности совместных тренировок сотрудников МЧС и "сложных" контингентов обучающихся. Разработанные материалы могут быть использованы для неформальной работы педагогов-психологов различных общеобразовательных организаций. Материалы могут быть полезны при разработке дополнительных общеразвивающих программ, ориентированных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
Ссылка на вебинар 7: https://goo.su/mKw3ZQ
8.1. Организация командных форм взаимодействия обучающихся для успешного решения поставленных задач. Рассмотрены преимущества командного учебно-педагогического взаимодействия. Уточнены функции учителя в организации командной деятельности. Охарактеризованы способы создания команд, процесс установления правил взаимодействия, приёмы командообразования и сплочения. Даны рекомендации по применению методов и средств, поддерживающих командные формы взаимодействия в учебной деятельности. Информация может быть использована педагогами общеобразовательных организаций для стимулирования учебной коммуникации и обогащения опыта успешной деятельности слабоуспевающих и низкомотивированных обучающихся.
8.2. Организация досуговой деятельности детей, склонных к агрессивному поведению. Раскрыты особенности "трудновоспитуемых" школьников, "детей группы риска", "девиантных детей". Описаны основные направления работы по профилактике агрессивного и противоправного поведения детей, основной формой из которых является вовлечение "сложных" детей в культурно-досуговую деятельность. Охарактеризованы содержание и формы досуговой деятельности и их особенности реализации в школе. Информация имеет практическую ценность для педагогов при выстраивании индивидуальных образовательных маршрутов со "сложным" контингентом обучающихся.
Ссылка на вебинар 8: https://goo.su/FoUvd
9.1. Обзор цифровых сервисов, содержащих методики для выявления акцентуаций характера у "сложных" контингентов обучающихся. Приводятся примеры цифровых сервисов, позволяющих выявлять акцентуации характера у "сложных" контингентов обучающихся. Предложены рекомендации по использованию информационных ресурсов для повышения эффективности психоаналитической деятельности в общеобразовательной организации. Представлены способы педагогического взаимодействия с обучающимися, у которых был диагностирован тот или иной вид акцентуации характера. Особое внимание уделяется описанию сервиса PsychoPy, который позволяет заинтересованным лицам (учителям, родителям учащихся) самостоятельно конструировать методику диагностики акцентуаций характера у "сложных" контингентов обучающихся. Материалы могут применяться всеми участниками образовательного процесса, в том числе самими обучающимися в целях самодиагностики акцентуаций характера. Материалы могут быть полезны при разработке индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, формировании личных дел обучающихся.
9.2. Использование ресурсов сетевого взаимодействия образовательных организаций с социальными партнерами для профилактики школьной неуспешности различных контингентов обучающихся. Рассмотрены ключевые понятия: сеть, сетевое взаимодействие, социальные партнеры, сетевое взаимодействие с социальными партнерами. Рассмотрены модели и основные закономерности сетевого взаимодействия. Охарактеризованы субъекты сетевого взаимодействия, а также ресурсы региональных инновационных площадок и возможные эффекты сетевого взаимодействия образовательных организаций с социальными партнерами. Материалы могут использоваться руководителями и заместителями руководителей общеобразовательных организаций при организации сетевого взаимодействия школы с социальными партнерами и другими образовательными организациями.
Ссылка на вебинар 9: https://goo.su/B0teZC
10.1. Развитие положительного отношения к институту семьи у учащихся из маргинальных и неполных семей. Охарактеризованы психолого-педагогические особенности детей из маргинальных и неполных семей. Предложен алгоритм сопровождения учащихся из маргинальных и неполных семей, имеющих затруднения в обучении и социализации. Охарактеризованы приемы психологической поддержки обучающихся. Предложены педагогические техники и упражнения, направленные на воспитание ценностного отношения обучающихся к семье. Информация может быть использована педагогами-психологами, социальными педагогами, классными руководителями для организации психолого-педагогического сопровождения учащихся из маргинальных и неполных семей и развития у них положительного отношения к институту семьи.
10.2. Основные направления работы и организация деятельности службы экстренной психологической помощи детям и взрослым, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Рассмотрены понятия "сложной" и "трудной" жизненной ситуации. Раскрыты направления и методы социальной работы с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Представлены направления деятельности и отделения Челябинского Муниципального учреждения социального обслуживания "Кризисный центр" по профилактике семейного неблагополучия и оказания круглосуточной экстренной помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Информация может быть использована специалистами психологических служб, педагогами, социальными работниками для осуществления профилактической, социально-реабилитационной и адресной помощи взрослым и детям, оказавшимся в экстремальных психологических и социально-бытовых условиях.
Ссылка на вебинар 10: https://goo.su/Lxj0d
11.1. Проектирование "воспитывающих" уроков в свете требований обновленных ФГОС ОО. Обозначены принципы проектирования воспитывающей образовательной среды школы. Предложены основные направления работы педагогов с обучающимися и их родителями (законными представителями). Раскрыты принципы и особенности построения воспитывающих уроков. Представлены направления воспитания в рамках обновленных ФГОС общего образования. Материалы могут быть полезны педагогам и руководителям общеобразовательных организаций при реализации рабочей программы воспитания и проектирования воспитывающих уроков.
11.2. Потенциал кинопедагогики для формирования ценностных установок "сложных" контингентов обучающихся. На вебинаре даны характеристики "сложных" контингентов обучающихся, одной из которых является несформированность ценностных установок. В качестве инструмента приобщения обучающихся к традиционным российским ценностям предложена кинопедагогика. Представлены критерии отбора кинофильмов, интернет-ресурсы для просмотров и обсуждения кинопроизведений. Даны рекомендации по работе с детьми различных возрастных групп. Материалы имеют практическую значимость для заместителей директора по воспитательной работе, педагогов-организаторов, классных руководителей.
Ссылка на вебинар 11: https://goo.su/gNO2
12.1. Психолого-педагогические техники по формированию мотивов обучения у слабоуспевающих школьников. Уточнены педагогические условия и факторы формирования мотивов обучения у слабоуспевающих обучающихся. Представлены упражнения, позволяющие повысить у обучающихся мотивацию к освоению новых предметных знаний. Охарактеризованы приемы и отдельные методы проведения мотивационных занятий, а также правила, которых следует придерживаться при их реализации. Раскрываются меры поддержки, которые могут потребоваться обучающимся при формировании у них мотивов обучения. Изложенные практические рекомендации могут применяться в психопрофилактической работе в общеобразовательных организациях со слабоуспевающими школьниками. Материалы могут быть полезны при разработке рабочих программ учебных предметов, дополнительных общеразвивающих программ, индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
12.2. Откладывающее поведение у обучающихся: психологические механизмы и способы его преодоления. Рассмотрен психологический феномен прокрастинации - добровольного осознанного откладывающего поведения в различных сферах деятельности человека. Раскрыты механизмы академической прокрастинации - откладывающего поведения в учебной деятельности и ее причины, а также описан спектр негативных последствий прокрастинации на личность обучающегося в сфере физического и психического здоровья. Представлены различные способы преодоления откладывающего поведения, предложены разнообразные психологические техники для снижения прокрастинации. Даны рекомендации для родителей и педагогов по профилактике откладывающего поведения. Информация может быть использована педагогами, педагогами-психологами и родителями для формирования эффективного стиля взаимодействия с детьми, направленного на достижение положительных результатов в учебной деятельности. Ссылка на вебинар 12: https://goo.su/qRR5zUs
13.1. Особенности формирования уверенности в себе у школьников как средство профилактики вовлечения в экстремистские сообщества. Рассмотрено понятие неуверенности в себе у школьников, а также его психологические компоненты. Раскрыты социально-психологические характеристики, способствующие формированию комплексов и неуверенности в себе у подростков. Синдром выученной беспомощности как причина формирования неуверенности в себе, а также фактор, содействующий вовлечению подростка в различные деструктивные сообщества. Представлены рекомендации для родителей и педагогов по повышению уровня самооценки и уверенности в себе у обучающихся. Материалы могут быть полезны специалистам психологических служб общеобразовательных организаций, педагогам для работы с родителями по профилактике вовлечения детей в деструктивно ориентированные общественные объединения, использующие психологические особенности подросткового возраста с целью пропаганды экстремистских, религиозных и деструктивных идей.
13.2. Педагогические технологии формирования основ антиэкстремистского поведения обучающихся среднего и основного общего образования. Проанализированы ключевые понятия экстремизм и терроризм, а также состав понятия экстремистская деятельность. Показаны механизмы влияния деструктивных идеологий на обучающихся, рассмотрены особенности педагогической работы по профилактике формирования экстремистских ценностей у обучающихся в современных условиях и в рамках существующего законодательства. Охарактеризованы знаниевая, деятельностная и коммуникативная технологии формирования антиэкстремистского поведения обучающихся. Материалы имеют практическую ценность для руководящих и педагогических работников, а также могут быть использованы педагогами-психологами и социальными педагогами при организации профилактической работы с обучающимися, в том числе с подростками, демонстрирующими зачатки экстремистского поведения.
Ссылка на вебинар 13: https://goo.su/Vm1XD7
14.1. Управленческие и методические аспекты сопровождения учителя по осуществлению инклюзивного образования. Рассмотрены управленческие аспекты организации инклюзивного образования: локальные нормативные акты; деятельность службы психолого-педагогического сопровождения, психолого-педагогического консилиума; обеспеченность обучающихся дидактическими пособиями. Рассмотрены методические аспекты организации инклюзивного образования: повышение квалификации;
учёт психологических особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; приемы эффективной работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Информация может быть использована руководителями общеобразовательных организаций, учителями, работающими в инклюзивном классе, педагогами-психологами, социальными педагогами в профилактической и коррекционной работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
14.2. Консультирование родителей, имеющих ребенка с ОВЗ, как условие осуществления инклюзивного образования. Обозначены принципы проектирования инклюзивной образовательной среды. Предложены основные методы и приемы работы педагогов с родителями детей с ОВЗ. Показаны механизмы психолого-педагогического и семейного консультирования. Раскрыты техники поиска и аккумуляции родительских ресурсов для оказания помощи детям с нарушениями в развитии. Материалы могут быть полезны специалистам психологических служб общеобразовательных организаций, реализующих инклюзивные технологии.
Ссылка на вебинар 14: https://goo.su/fvfF
<< Назад |
||
Содержание Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 19 мая 2023 г. N 5225 "Об использовании материалов вебинаров... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.