Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
1.1. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля
Министерство образования Республики Мордовия (далее - Министерство образования) осуществляет переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования и государственному контролю (надзору) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования в соответствии с:
Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ);
- Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года N 997.
Предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования являются:
1) соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей;
2) соблюдение требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;
3) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
Проанализировав основные права и свободы в сфере образования с учетом положений глав 1, 2 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" сформулированы следующие основные охраняемые законом ценности в сфере образования:
- доступность образования;
- образование, отвечающее стандартам качества;
- равные образовательные возможности;
- свобода выбора образовательной траектории, форм получения образования и обучения;
- светский характер в образования государственных (муниципальных) организациях;
- право на доступ к информации об образовательной организации;
- безопасность участников образовательных отношений, в том числе информационная безопасность, охрана жизни и здоровья, отсутствие жестокого обращения;
- человеческое достоинство и уважение к участникам отношений в сфере образования;
- поддержка инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- государственные гарантии и помощь в получении образования лицам, нуждающимся в дополнительных мерах государственной поддержки;
- коллегиальное управление и участие обучающихся и родителей (законных представителей) в управлении образовательной организацией;
- развитие способностей обучающихся.
Исходя из определенных ключевых ценностей сформулированы ключевые риски, воздействие которых может причинить ущерб охраняемым законом ценностям:
- риск получения некачественного образования вследствие реализации образовательных программ педагогическими работниками, не отвечающими предъявляемым квалификационным требованиям;
- риск получения некачественного образования вследствие реализации не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом;
- риск получения некачественного образования вследствие ненадлежащего обеспечения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
- риск получения некачественного образования вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей педагогическими работниками;
- риск получения некачественного образования вследствие наличия образовательных программ, не соответствующих установленным требованиям;
- риск получения некачественного образования вследствие ненадлежащего проведения итоговой аттестации;
- риск отсутствия надлежащих условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья;
- риск ограничения доступности образования вследствие ненадлежащего функционирования электронной информационно-образовательной среды;
- риск ограничения доступности образования вследствие ненадлежащего материально-техническое обеспечения образовательной деятельности;
- риск ограничения доступности образования вследствие отсутствия библиотечных ресурсов;
- риск нарушения права на бесплатное образование соответствующего уровня;
- риск нарушения права на безопасность вследствие: причинения вреда физическому или психическому здоровью обучающихся, отсутствия необходимых условий для охраны и укрепления здоровья;
- риск получения несовершеннолетними доступа к информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;
- риск ненадлежащего формирования практических навыков и компетенции;
- риск нарушения права на свободу выбора вследствие понуждения к участию в мероприятиях, не предусмотренных учебным планом;
- риск нарушения права на свободу выбора вследствие неучета мнения обучающегося (законного представителя) в процессе получения образования;
- риск нарушения права надлежащего информирования об образовательном учреждении и образовательном процессе в сети "Интернет";
- риск нарушения права на предоставление мер социальной поддержки и стимулирования;
- риск нарушения права на непрерывное образование вследствие нарушения процесса освоения образовательной программы предшествующего уровня;
- риск нарушения права на развитие способностей обучающихся.
В целях снижения риска причинения вреда (ущерба) установленным законом ценностям федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования реализуется с применением риск-ориентированного подхода. Для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) все объекты контроля, осуществляющие образовательную деятельность, зарегистрированные на территории республики, за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона N 273-ФЗ, отнесены к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования, направленному на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований законодательства об образовании посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений таких требований, проведения профилактических мероприятий подлежат организации, осуществляющие образовательную деятельность:
дошкольные образовательные организации;
общеобразовательные организации;
профессиональные образовательные организации;
организации дополнительного образования;
организации дополнительного профессионального образования;
организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание;
иные юридические лица;
индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность.
На 2022 год Министерством образования запланировано проведение 13 проверок в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" проверки были отменены.
Принимая во внимание особенности проведения контрольно-надзорных мероприятий в 2022 году, проведение сравнительного анализа контрольно-надзорной деятельности в 2022 году с периодом 2021 года представляется нецелесообразным.
Нумерация подразделов приводится в соответствии с источником
2.1. Описание текущего развития профилактической деятельности, характеристика проблем, на решение которых направлена Программа профилактики
Министерством образования утверждена Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, в рамках которой осуществлялись в 2022 году следующие профилактические мероприятия:
1) разработка, утверждение и поддержание в актуальном состоянии размещенных на официальном сайте Министерства образования перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования законодательства, оценка соблюдения которых является предметом осуществляемых видов государственного контроля (надзора) (далее - обязательные требования);
2) информирование контролируемых лиц о планируемых и проведенных проверках путем размещения информации в едином реестре проверок, являющемся федеральной государственной информационной системой, в ИС АНКДПП, официальном сайте Министерства образования;
3) проведение обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства образования;
4) размещение на официальном сайте Министерства образования (http://obmadzor13.ru):
информации об истечении сроков исполнения выданных предписаний;
обзора правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства образования;
доклада об осуществлении Министерством образования государственного контроля (надзора) в сфере образования и об эффективности такого контроля (надзора) за истекший год;
информации об изменениях законодательства в сфере образования;
информации о выявленных административных правонарушениях за нарушение установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации;
комментариев о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования;
сведений о внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;
перечень объектов контроля, учитываемых при формировании ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица;
сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц;
разъяснений отдельных вопросов законодательства в сфере образования;
5) консультирование руководителей и представителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере образования.
Вопросы, касающиеся соблюдения законодательства в сфере образования, рассматривались на семинарах, совещаниях, конференциях, в рамках проведения круглых столов с руководителями и заместителями руководителей образовательных организаций, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, проводимых Министерством образования.
Мероприятия были организованы с целью разъяснения вопросов действующего законодательства об образовании, слушателям давались ответы на волнующие их вопросы.
Публичные мероприятия по профилактике нарушений осуществлялись ежеквартально в соответствии с утвержденным Министром образования Республики Мордовия планом-графиком проведения публичных мероприятий по обсуждению результатов правоприменительной практики в 2022 году в режиме видеоконференцсвязи.
В соответствии с частью 2 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пунктами 61, 62 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года N 997, Министерством образования проведены контрольные (надзорные) мероприятия - наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности):
- на предмет соответствия требованиям к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ от 14 августа 2020 года N 831, в отношении 27 общеобразовательных организаций, занявших последние позиции рейтинга по группе показателей "Открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность";
- на предмет содержащихся в федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам;
- на предмет соответствия образовательных программ Типовым программам профессионального обучения для работы в качестве частных охранников, утвержденным приказом Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 30 ноября 2019 года N 396, в отношении 11 организаций, осуществляющих обучение частных охранников.
По всем фактам выявленных в ходе мониторингов безопасности, а также на основании поступивших в Министерство образования сведений о признаках нарушений обязательных требований законодательства в сфере образования в адрес организаций, осуществляющих образовательную деятельность, подготовлены и направлены 75 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
Все объявленные предостережения можно сгруппировать по следующим признакам нарушений обязательных требований:
- нарушение требований к структуре сайта и размещению информации в сети "Интернет" - 37;
- несвоевременное внесение сведений о документах об образовании и о квалификации в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" - 27;
- нарушение законодательства в сфере образования при осуществлении образовательной деятельности - 11 (по обращениям граждан).
В целях информирования контролируемого лица об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска, Министерством образования проведены 10 обязательных профилактических визитов, из них 2 в отношении контролируемых лиц, отнесенных к высокой категории риска, 8 в отношении контролируемых лиц, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Кроме этого, проведены 30 профилактических визитов по инициативе контролируемого лица.
Систематически проводится анализ обязательных требований, содержащих нормы, регулирующие отношения в сфере образования. На официальном сайте Министерства образования содержатся гиперссылки на полные тексты нормативных правовых актов, которые включены в указанные перечни, предусмотрена возможность сбора предложений и замечаний к размещенным перечням актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования.
На регулярной основе Министерством образования осуществляется информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, проводится обобщение правоприменительной практики, готовятся комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований и публикация соответствующих материалов на официальном сайте Министерства образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Специалистами Министерства образования, осуществляющими переданные полномочия в сфере образования, ежемесячно проводятся индивидуальные очные консультации с контролируемыми лицами по вопросам организации и проведения проверок, соблюдения обязательных требований. Осуществляется регулярная индивидуальная разъяснительная работа относительно процедур контроля, которая состоит в разъяснении в доступной форме прав и обязанностей контролируемых лиц перед, во время и после проведения проверки.
Характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактик:
1) Риск получения некачественного образования вследствие реализации образовательных программ педагогическими работниками, не отвечающими предъявляемым квалификационным требованиям.
Как следует из ст. 46 Федерального закона N 273-ФЗ: лица, осуществляющие педагогическую деятельность, должны иметь среднее профессиональное или высшее образование и отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Кроме того, они обладают правом на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (п. 2 ч. 5 ст. 47 Федерального закона N 273-ФЗ).
В то же время систематическое повышение своего профессионального уровня вменено в их обязанность (п. 7 ч. 1 ст. 48 Федерального закона N 273-ФЗ). Кроме того, им необходимо проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании.
Все вышеуказанное направлено на обеспечение надлежащего выполнения педагогическим работником своих профессиональных обязанностей, что положительным образом сказывается на создании надлежащих условий для предоставления образования. Качество обучения также в значительной степени определяется способностями педагогического работника осуществлять свою деятельность на высоком уровне. В противном случае может иметь место нарушение прав обучающихся на получение образования.
2) Риск получения некачественного образования вследствие реализации не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом.
Для обеспечения максимальной эффективности учебного процесса крайне значимой является его правильная организация, отвечающая требованиям законодательства и учитывающая интересы всех лиц в нем участвующих. Организация процесса обучения включает в себя, в том числе надлежащую фактическую реализацию учебных планов, представляющих собой документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено Федеральным законом N 273-ФЗ, формы промежуточной аттестации обучающихся (ст. 2 Федерального закона N 273-ФЗ). Ненадлежащее выполнение учебного плана не соответствует условиям предоставления образования в Российской Федерации и подразумевает неполное выполнение образовательной организацией своих обязательств и, как следствие, нарушение права обучающегося на получение качественного образования.
3) Риск получения некачественного образования вследствие ненадлежащего обеспечения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
Представляя собой целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни, обучение подразумевает необходимость оценки овладения обучающимися учебным материалом. Текущий контроль успеваемости выполняет обучающую и стимулирующую функции. В свою очередь промежуточная аттестация позволяет оценить глубину знаний, полученных в рамках освоения образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования) (ст. 58 Федерального закона N 273-ФЗ).
Ненадлежащее обеспечение контрольно-аттестационных мероприятий может возникнуть вследствие полного/частичного отсутствия фондов оценочных средств или недостаточной ясности в отношении их форм, периодичности и порядка проведения или же ввиду наличия нарушений организационного характера (не проведение соответствующих мероприятий, отсутствие фиксации их результатов) и свидетельствует об отсутствии надлежащих условий предоставления образования.
Все указанное выше крайне негативно отражается на качестве получаемого образования и может поставить под сомнение конечное достижение его целей. Так, обучающийся не имеет возможности определить уровень своих знаний, что напрямую нарушает его право на получение информации, а также создает ситуацию неопределенности в отношении действительного овладения им учебным материалом, что впоследствии может отрицательно сказаться как на продолжении дальнейшего обучения, так и на итоговой аттестации.
4) Риск получения некачественного образования вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей педагогическими работниками.
Наличие квалифицированных педагогических работников, способных осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой, а также отвечающим иным законодательно предъявляемым к ним требованиям, является одним из наиболее значимых показателей качества обучения.
Именно учитель/преподаватель в значительной степени определяет отношение обучающегося к образовательному процессу в целом, формируя своим поведением и характером передаваемых знаний определенные условия предоставления образования. Фактически задачи, которые ставит перед собой образование, предопределяют требования к педагогическим работникам.
Следовательно, ненадлежащее исполнение обязанностей педагогическим работником может негативно оказаться на качестве обучения и условиях предоставления образования.
5) Риск получения некачественного образования вследствие наличия образовательных программ, не соответствующих установленным требованиям.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона N 273-ФЗ образовательные программы определяют содержание образования. Несмотря на то, что разработка и утверждение образовательных программ относятся к предмету самостоятельного ведения образовательных организаций (ч. 5 ст. 12 Федерального закона N 273-ФЗ), тем не менее, законодательно определена необходимость их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, которые, с одной стороны, играют роль основы для объективной оценки соответствующих программ, а, с другой, обеспечивают государственные гарантии уровня и качества образования (ст. 11 Федерального закона N 273-ФЗ).
Кроме того, при составлении образовательных программ следует принимать во внимание определенные ст. 12 Федерального закона N 273-ФЗ общие требования к содержанию образования, включающие в себя:
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности;
учет, разнообразие мировоззренческих подходов;
содействие реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений;
обеспечение развития способностей каждого человека, формирования и развития его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Непринятие во внимание указанных выше обстоятельств, может повлечь за собой составление образовательных программ, не отвечающих нормативно установленным требованиям, что не может быть расценено как соблюдение соответствующего условия предоставления образования. Кроме того, в этом случае речь будет также идти о ненадлежащем качестве образовании. Все указанное в совокупности нарушает право обучающегося на получение образования.
6) Риск получения некачественного образования вследствие ненадлежащего проведения итоговой аттестации.
В соответствии со ст. 50 Федерального закона N 273-ФЗ итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы. Учитывая, что она является показателем достижений обучающегося, необходимо, чтобы ее проведение было основано на соблюдении принципов объективности и независимости оценки качества его подготовки. Указанное предполагает соблюдение значительного перечня требований к организации аттестационных мероприятий. Нарушения в указанной сфере могут привести к ненадлежащей оценке знаний, умений, навыков обучающегося, что, в конечном итоге, может существенно затруднить как получение образования в дальнейшем, то есть будет иметь место нарушение права на образование, ограничение его доступности, так и трудоустройство, что может быть расценено как нарушение конституционного права на свободное распоряжение способностями к труду, выбор рода деятельности и профессии (ст. 37 Конституции Российской Федерации).
Несмотря на то, что итоговая аттестация является заключительным этапом обучения, несоблюдение требований к ее проведению может быть расценено как отсутствие одного из условий предоставления образования, негативно влияющим на его качество в целом.
7) Риск отсутствия надлежащих условий для получения образования лицами с ОВЗ.
Общедоступность образования, установленная ст. 43 Конституции Российской Федерации, предполагает наличие равных возможностей для его получения, а Федеральный закон N 273-ФЗ прямо предусматривает необходимость создания специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья (ч. 5 ст. 5 Федерального закона N 273-ФЗ), к числу которых отнесены использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Неуделение должного внимания их обеспечению, ставит под сомнение создание общедоступной образовательной среды, следствием чего является недоступность/неполная доступность образования для лиц с ограниченными возможностями. Сказанное является прямым нарушением права на доступность образования и влияет на его качество в отношении названной группы обучающихся. Необходимо обратить внимание, что нарушение условий предоставления образования в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья, как наименее защищенной группы обучающихся, будет, в частности, иметь отрицательные последствия для процесса реализации государственной политики в области образования и социальной защиты инвалидов в Российской Федерации.
8) Риск ограничения доступности образования вследствие ненадлежащего функционирования электронной информационно-образовательной среды.
С учетом активного развития информационных технологий электронное обучение становится достаточно распространенной формой организации образовательной деятельности. Однако ее реализация возможна лишь при создании условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающегося. В противном случае, отсутствие необходимых электронных ресурсов сделает невозможным получение образования, вследствие отсутствия надлежащих условий его предоставления, или же отрицательно скажется на его качестве, что повлечет за собой нарушение соответствующего права обучающегося, снизив качество получаемого образования.
9) Риск ограничения доступности образования вследствие ненадлежащего материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности (наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, электронных ресурсов и др.) имеет большое значение для обеспечения надлежащих условий предоставления образования. Отсутствие необходимых материально-технических ресурсов может иметь негативное влияние на возможность реализации права обучающегося на получение образования надлежащего качества, выступать в роли ограничителя доступности образования. Указанное в особенности справедливо для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Тем не менее, в каждом конкретном случае следует принимать во внимание, какой объект отсутствует и какова его действительная роль в учебном процессе. Ввиду обширности понятия материально-технического обеспечения, представляется, что не все относимое к материально-технической базе может рассматриваться как безусловно необходимое для обеспечения надлежащего качества образовательного процесса.
10) Риск ограничения доступности образования вследствие отсутствия библиотечных ресурсов.
Библиотечные ресурсы являются необходимым условием предоставления образования. Исходя из ст. 18 Федерального закона N 273-ФЗ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки. Достаточная обеспеченность учебной литературой является непременным условием надлежащего освоения образовательной программы. Возможность образовательной организации самостоятельно формировать список необходимых учебных материалов ограничена требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, примерных образовательных программ и федеральным перечнем учебников, а также необходимостью соблюдения норм обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями). Учебные материалы способствуют получению и закреплению знаний, их углублению, систематизации, предоставляют возможность для самостоятельной работы. Следовательно, отсутствие необходимых учебных пособий может негативно сказаться на результатах обучения, поскольку неукомплектованность или неполная укомплектованность библиотечного фонда образовательного учреждения нарушает права неопределенного круга лиц на общедоступное и бесплатное образование, снижает качество подготовки учащихся. Необходимо отметить, что при реализации названного риска бесплатность получаемого образования ставится под сомнение, вследствие наличия в ст. 35 Федерального закона N 273-ФЗ указания на бесплатное предоставление учебных материалов обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов.
11) Риск нарушения права на бесплатное образование.
Согласно ст. 5 Федерального закона N 273-ФЗ гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Гарантированность бесплатного образования подразумевает зачисление и обучение в образовательной организации без внимания соответствующей платы (за исключением образовательных организаций, реализующих платные образовательные услуги), а также отсутствие обязанности по материальному обеспечению текущего процесса обучения. Установление и взимание с родителей (законных представителей) обучающихся общеобразовательных организаций платы за оказываемые в пределах соответствующего федерального государственного образовательного стандарта образовательные услуги и иные мероприятия, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета Российской Федерации, прямо противоречит законодательству Российской Федерации.
В свою очередь нарушение права на бесплатность образования может поставить под сомнение возможность получения образования в целом, и как следствие, привести к нарушению основного права обучающегося в данной сфере общественных отношений.
12) Риск нарушения права на безопасность вследствие причинения вреда физическому или психическому здоровью обучающихся (ст. 13 Федерального закона N 273-ФЗ)/отсутствия необходимых условий для охраны и укрепления здоровья (ст. 28, 41, 42 Федерального закона N 273-ФЗ).
Исходя из положений Конституции Российской Федерации здоровье гражданина отнесено к конституционно значимым ценностям, охране которого уделяется пристальное внимание. Забота о здоровье обучающихся раскрывается, в частности, через определение перечня мероприятий, необходимых для обеспечения его охраны (ст. 41 Федерального закона N 273-ФЗ), установление запрета на использование методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся (ч. 9 ст. 13 Федерального закона N 273-ФЗ), установлении обязанности педагогических работников по формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни (п. 4 ч. 1 ст. 48 Федерального закона N 273-ФЗ) и учет состояния их здоровья (п. 6 ч. 1 ст. 48 Федерального закона N 273-ФЗ). При этом создание безопасных условий обучения и воспитания, отвечающих требованиях охраны здоровья является обязанностью образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона N 273-ФЗ). Нарушения в данной сфере могут негативно отразиться на состоянии здоровья обучающегося, что вступает в противоречие с положениями ст. 41 Федерального закона N 273-ФЗ и принципом приоритета здоровья, установленному ст. 3 Федерального закона N 273-ФЗ, а также вследствие нарушения условий предоставления образования повлечь невозможность обучающегося получить образование надлежащего качества. При анализе названного риска необходимо учитывать, что несоблюдение соответствующих требований в образовательной организации может вести не только к сложностям в усвоении учебного материала, но и к причинению нравственных или физических страданий обучающемуся.
13) Риск ненадлежащего формирования практических навыков компетенции.
В соответствии с ч. 6 ст. 13 Федерального закона N 273-ФЗ основные профессиональные образовательные программы предусматривают проведение практики обучающихся. Ее основной целью может быть названа подготовка обучающегося к последующему осуществлению им профессиональной деятельности, заключающаяся в обеспечении возможности развития практических умений и навыков на основании полученных теоретических знаний. Таким образом, наличие практики в учебном процессе способствует реализации комплексного подхода к подготовке будущего специалиста: последовательное расширение круга формируемых у обучающихся умений, навыков, практического опыта и их усложнение по мере перехода от одного этапа практики к другому; целостность подготовки специалистов к выполнению основных трудовых функций; связь практики с теоретическим обучением. При невыполнении требований к процессу получения практических навыков и компетенций нарушаются условия предоставления образования вследствие фактического нарушения нормативно установленного порядка организации учебного процесса.
При этом ненадлежащее формирования практических навыков и компетенции напрямую снимает качество предоставляемого образования и, как следствие, будет способствовать значительным сложностям при интеграции лица в профессиональное сообщество, в том числе при трудоустройстве, исполнении своих трудовых обязанностей, что может негативно отразиться на возможностях профессионального и карьерного роста, привести к значительным сложностям (нарушениям) в профессиональном самоопределении и даже обусловить возникновение потребности изменить вид профессиональной деятельности, но не в качестве истинного желания индивида, а вследствие ненадлежащего предоставленного образования.
Следует отметить, что названный риск предполагает вероятность фактического недостижения цели получения профессионального образования, которая исходя из ст. 2 Федерального закона N 273-ФЗ может быть определена как приобретение знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий). Таким образом, будет нарушено право на получение образования надлежащего качества, соответствующего как потребностям отдельно взятого индивида, так и потребностям общества и государства в целом.
14) Риск нарушения права на свободу выбора вследствие понуждения к участию в мероприятиях, не предусмотренных учебным планом.
Образование в Российской Федерации основывается на возможности максимальной реализации обучающимся своего потенциала, в том числе за счет участия в мероприятиях, не предусмотренных учебным планом. В данном случае речь идет именно о праве, а не обязанности обучающегося (ч. 4 ст. 34 Федерального закона N 273-ФЗ). Условием предоставления образования является добровольная реализация права на участие в указанных мероприятиях, основанная на основании свободного волеизъявления лица, исходя из его склонностей, потребностей, интересов, желаниях и не вступать в противоречие с ними вследствие понуждения или обязывания обучающегося. В противном случае имеет место ограничение свободы выбора лицом траектории своего развития, что, в конечном итоге, может привести к формированию негативного отношения к учебному процессу в целом и, как следствие, не достижение поставленных целей обучения и, соответственно, снижать качество предоставляемого образования.
15) Риск нарушения права на учет мнения обучающегося (законного представителя) в процессе получения образования.
Современный образовательный процесс представляет собой не только одностороннее предоставление знаний, но и процесс коммуникации, который в том числе предполагает учет мнения обучающегося. Так, в соответствии со ст. 34 Федерального закона N 273-ФЗ обучающийся по общему правилу обладает правом на участие в формировании содержания своего профессионального образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования, образовательных стандартов в порядке, установленном локальными нормативными актами, что выражается в необходимости учета мнения советов обучающихся, советов родителей и представительных органов обучающихся при разработке локальных нормативных актов. Кроме того, в указанном акте определены формы участия обучающихся в управлении качеством, что также имеет существенное значение для повышение эффективности образовательного процесса. Также следует принять во внимание право обучающегося на выбор факультативных и элективных дисциплин, что способствует гармоничному развитию личности в соответствии с его потребностями, интересами, личностными особенностями.
Возможность реализовать свое мнение способствует формированию чувства сопричастности к осуществлению образовательного процесса в качестве его активного участника, что, безусловно, положительно сказывается на эффективности учебного процесса. В свою очередь игнорирование позиции обучающегося может привести к обратному результату: менее ответственному отношению к учебе, снижению качества учебного процесса, более низким результатам обучения.
16) Риск нарушения права на ненадлежащее информирование об образовательном учреждении и образовательном процессе в сети "Интернет".
Важным аспектом функционирования образовательной организации является возможность беспрепятственного получения информации о ее деятельности. Согласно ст. 29 Федерального закона N 273-ФЗ образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на Федерального закона N 273-ФЗ.
Доступ к информации об образовательной организации позволяет обучающемуся и законному представителю упорядочить отношения с образовательной организацией, предоставляет возможность отслеживать ее деятельность с целью принятия необходимых решений и разрешения спорных ситуаций. В свою очередь отсутствие соответствующих сведений способствует созданию информационного вакуума, который может быть заполнен недостоверными и вводящими в заблуждение сведениями. Кроме того, надлежащее размещение информации в том числе, способствует обеспечению доступности образования ввиду отсутствия необходимости личного обращения за ней.
Таким образом, ненадлежащее информирование обучающегося может в определенной степени затруднить его взаимодействие с образовательной организацией, что негативно сказывается на реализации права на свободу информации и в определенной степени противоречит созданию доступной образовательной среды. При этом представляется целесообразным разрешать вопрос о влиянии на качество учебного процесса и создании условий для получения образования в зависимости от того, какие конкретные сведения не были размещены.
17) Риск нарушения права на предоставление мер социальной поддержки и стимулирования.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Федерального закона N 273-ФЗ обучающимся предоставляются меры социальной поддержки и стимулирования. Их целью является обеспечение общедоступности образования, поощрение обучающихся, демонстрирующих значительные успехи в освоении образовательных программ.
Стратегической целью государственной политики в области образования является модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития, в том числе: создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения; создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья; создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи; создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся; развитие финансовых инструментов социальной мобильности, включая образовательные кредиты.
Для обучающихся неуделение внимания вопросам предоставления мер социальной поддержки и стимулирования может выразиться в невозможности реализовать право на образование как таковое или получить образование надлежащего качества, ввиду отсутствия соответствующих условий предоставления образования, а также в отсутствие достаточной мотивации для раскрытия своего потенциала. В то же время, не предоставление/ненадлежащее предоставление мер социальной поддержки и стимулирования может негативно отразиться на повышении доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
18) Риск нарушения права на непрерывное образование вследствие нарушения процесса освоения образовательной программы предшествующего уровня.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона N 273-ФЗ гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые. При этом четко определенная иерархия уровней образования предполагает возможность освоения образовательных программ последующего уровня при условии надлежащего завершения предшествующих этапов.
В этой связи невозможность надлежащим образом освоить образовательную программу влечет за собой фактическое нивелирование возможности для удовлетворения потребности лица в получении образования различного уровня и направленности в течение всей жизни. Кроме того, это ставит под вопрос развитие системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров. Таким образом, возможность непрерывности образования является непременным условием его предоставления в Российской Федерации. Реализация рассматриваемого риска влечет невозможность получения качественного образования, необходимого для профессиональной адаптации индивида в обществе.
19) Риск нарушения права на развитие способностей обучающихся.
Образование, как следует из ст. 5 Федерального закона N 273-ФЗ, представляет собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Следовательно, образование должно способствовать всестороннему раскрытию способностей человека. В этой связи ст. 34 Федерального закона N 273-ФЗ прямо предусмотрены следующие права обучающихся:
- развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях;
- участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой образовательной организацией, под руководством научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования и (или) научных работников научных организаций;
- направление для обучения и проведения научных исследований по избранным темам, прохождения стажировок, в том числе в рамках академического обмена, в другие образовательные организации и научные организации, включая образовательные организации высшего образования и научные организации иностранных государств;
- опубликование своих работ в изданиях образовательной организации на бесплатной основе.
Отсутствие возможности для их осуществления создает значительные трудности при раскрытии потенциала обучающегося, его самореализации, и, как следствие, формировании гармонично развитой личности, что не соответствует достижению целей образования.
В целом система мер и мероприятий, проводимых Министерством образования по организации и осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, позволила принять действенные меры по защите прав граждан на получение доступного качественного образования.
Информация об осуществлении Министерством образования контрольно-надзорных полномочий является открытой и доступной и размещается на официальном сайте Министерства образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.